Основные этапы жизни и творчества
Документально подтвержденной точной биографии Афанасия Фета не существует. Это объясняется его загадочным происхождением и некоторыми обстоятельствами его жизни. Сам Фет назвал дату своего рождения 23 ноября 1820 года и указал свою национальность. В своем дневнике поэт писал, что «все страдания и горести» его жизни, полной драматизма и борьбы, можно назвать просто «именем Фета».
Он родился в семье дворянина Афанасия Афанасьевича Сеншина в Новоселках под Мценском в Орловской губернии и жил там до 14 лет, когда его отправили в частную немецкую школу-интернат в Варо, Эстония. Он стал одним из лучших учеников и начал пробовать свои силы в написании стихов. Именно в этот момент он получил послание от своего отца, которое изменило всю его жизнь. После анонимной жалобы было назначено расследование, и выяснились неясные обстоятельства его рождения.
Его мать Шарлотта Фёт, жившая в Дармштадте, познакомилась с отставным русским офицером Афанасием Шеншиным, проходившим там лечение, и бежала с ним от первого мужа в Россию, где у нее родился сын. Мальчик был крещен по православному обряду и зарегистрирован как сын Шеншина, но родители смогли женить его только через два года, когда Шарлотте удалось развестись с Иоганном Фойтом и принять православие под именем Елизаветы Петровны. По законам Российской империи Афанасий был объявлен бастардом, лишен российского подданства, дворянства, имени отца и права наследования его имущества и отныне должен был называть себя «иностранным фетом» — трагический переломный момент в жизни Фойта: Он потерял все и почти сорок лет пытался вернуть утраченное.
После окончания пансиона в 1838 году он продолжил обучение в Московском университете на юридическом факультете, а затем перешел на философский факультет. Там он вошел в студенческий кружок, изучал литературу и философию, подружился с историком Сергеем Соловьевым, поэтами Яковом Полонским и Аполлоном Григорьевым, с помощью которых в 1840 году опубликовал свой первый сборник стихов «Лирический пантеон 1». Литературный дебют молодого студента был отмечен Белинским, который сказал, что из всех поэтов Москвы «все господа Феты были даровиты», а Гоголь признал «несомненный талант» новичка. С благословения этих литературных авторитетов его стихи стали появляться в самых престижных журналах.
Окончив университет в 1844 году, он решил сделать военную карьеру, чтобы добиться офицерского звания и таким образом вернуть себе утраченное благородство. Он служил в южных губерниях России в курьерском полку, а затем в кавалерийском полку, расквартированном под Санкт-Петербургом.
Фет в армии.
В 1848 году он встречает прекрасную 22-летнюю Марию Лазич, дочь обедневшего херсонского помещика, отставного сербского генерала, образованную, начитанную и музыкально одаренную девушку. Хотя Фет испытывает сильные чувства к Марии, он не решается жениться на ней, считая, что ее бедность является препятствием для будущей семейной жизни. После их разлуки он узнает о страшной трагедии: в 1850 году Мария была убита. От упавшей на нее зажженной спички подол ее платья вспыхнул и мгновенно охватил ее одежду и волосы. Хотя пожар был потушен, девочка умерла в мучениях через четыре дня от сильных ожогов. Перед смертью она попросила сохранить письма Фета, и ее последними словами были: «Это не его вина, а моя…». Многие считали, что это было самоубийство, а не несчастный случай, потому что в свои последние часы она думала не о собственном спасении, а о том, кого любила. Эта потеря была очень тяжелой для Фета, который винил себя в смерти своей возлюбленной. Отношения с Марией Лазич и ее воспоминания определят характер любовной поэзии Фета.
Афанасий Фет — биография
Афанасий Афанасьевич Фет — крупная фигура отечественной литературы 19-го века, известен как поэт-лирик, прозаик и переводчик. Автор получил заслуженную славу еще при жизни. Среди произведений, которые перевел Фет, особенно стоит выделить «Фауста». Также он работал над переложением латинских классиков на русский язык.
Помимо этого, Фет хорошо разбирался в философии. Одно время хотел поработать над оригиналами трудов Канта, а когда узнал о том, что перевод знаменитого немца уже есть, переключился на Шопенгауэра.
Несмотря на все таланты, благородное дворянское происхождение, Фету приходилось всего добиваться собственными силами, трудиться в поте лица.
Во многом это связано с глупой, обидной чиновничьей ошибкой, из-за которой он не мог добиться признания родства с собственным отцом. В результате мужчина еще в юные годы потерял право на потомственное дворянство и все привилегии.
Благодаря природному упорству, а также недюжинной одаренности писатель сумел добиться расположения общества. Некоторые современники, например тот же Некрасов, равняли его с Пушкиным, признавая за автором большой творческий потенциал.
Сейчас же произведения из-под его пера изучают в школе. Некоторые из них входят в обязательную программу.
Особенности поэзии А.А. Фета
Афанасий Фет создавал красочные стихи о красоте, любви и природе. Особенностью творчества поэта является полное неприятие либеральных демократических ценностей и отсутствие четкой гражданской позиции выраженной через стихи. Будучи убежденным монархистом, Фет считал, что поэзия – это не способ передачи политического и идеологического посыла, а инструмент для открытия читателю мира прекрасного, полного красоты и гармонии. Его стихи представляли собой зарисовки о природе, любви и гармонии. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения «Я пришел к тебе с приветом».
Лирика Фета рисует идеальный мир, в который можно уйти благодаря стихам. В каждой строчке оживает природа. Но при этом, природа не земная, а небесная, чистая и идеальная.
У А.А. Фета все предметы наделены музыкой. Она сквозит сквозь строки, и именно возможность слышать и чувствовать эту музыку и создает восхитительную и цельную картину в каждом стихотворении поэта. Так, например, звуковая организация стихотворения «Пчелы» помогает поэту найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто «украшение», а «пучок смыслов», способ передачи чувств и эмоций.
Для того, чтобы стихи звучали музыкально и мелодично поэт использовал следующие художественные средства:
- аллитерацию;
- ассонанс;
- ритмику;
- повторы.
Однако лирике А.А. Фета не чужда грусть, вселенская печаль и одиночество. Тоску поэта можно почувствовать в стихотворении «Я тебе ничего не скажу…» написанное в 1885 году.
Стихотворение относится к тому периоду творчества поэта, когда он начал переосмысливать свою жизнь, черпать вдохновение из прошлых ошибок, неудач. В строках звучит тоска по потерянной любви. Поэту пришлось сделать сложный выбор между благосостоянием и любовью. Несмотря на долгий брак с Боткиной, он не мог забыть девушку из молодости, которая трагически погибла спустя некоторое время после свадьбы поэта. Считается что он всю жизнь винил себя в смерти Марии Лазич (так звали девушку, которую он любил в молодости). А.А. Фет не счел нужным сказать правду жене, так как не хотел заставлять ее страдать. Об этом свидетельствует кольцевая композиция стихотворения. Поэт дает понять читателю, что решение принято, и он его не изменит.
В Стихах Афанасия Фета мало глаголов, много прилагательных. Все в стихах направленно на создание воздушной красоты, небесной. Любовная лирика наполнена красивой печалью, которая передается через природу. В стихотворении «Alter ego» от 1878 года читатель видит обращение к любимой, которая своей «душой младенческой поняла» силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой «суждено влачить» существование, но их «нельзя разлучить» и суждено встретиться на высшем суде. Тут очевидно возвращение к теме тоски по Марии Лазич.
Стихи Афанасия Фета легли в основу множества песен и романсов. Прекрасные слова поэта не нашли отклика в сердцах многих современников, которые считали их бессмысленными, так как они не призывали к общественным резонансным событиям. Поэт понимал, что его стихи не для всех. Его творчество опередило свою эпоху и дало начало символизму в поэзии XX века.
Новые публикации
«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024
«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.
Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024
Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ) недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи. Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.
Знай русский! При/том – слитно или раздельно? 15.03.2024
От чего зависит слитное или раздельное написание в словах притом и при том? Требуют ли они обособления на письме? Расскажем, как не допустить орфографических и пунктуационных ошибок.
Россия напомнила о поддержке традиционных ценностей во всём мире 13.03.2024
О том, как поддержать наших соотечественников, борющихся против давления русофобии и навязанных ценностей, говорили на секции «Популяризация традиционных общечеловеческих ценностей как основа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом» форума «Россия – дом народов», который прошёл 12 марта в Москве.
Обучение в России для иностранцев: Всё, что нужно знать 13.03.2024
По данным Минобрнауки, в России учится 355 тысяч иностранных студентов. Это примерно 7,6 % от общего числа всех студентов в наших вузах. Интерес к российскому образованию и русскому языку не падает. Как поступить в российский вуз и что надо знать об обучении в России?
Знай русский! Масляный или масленый блин – как правильно? 12.03.2024
На этой неделе в регионах России празднуют Масленицу
Самое время обратить внимание на правильное написание названия главного «блинного» праздника, а также вспомнить, почему каша будет масленая, а живопись масляная.
Ангсана Руеангдам (Таиланд): Жизнь в России стала для меня возможностью попробовать что-то по-настоящему новое 11.03.2024
11 марта в Чулалонгкорнском университете (Бангкок), где открыт Русский центр, начинается Неделя русской культуры, которая в этот раз посвящена 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина.
По следам Абрама Ганнибала 11.03.2024
Режиссёр, продюсер и сценарист из Камеруна Мпондо Думбе хочет снять фильм об Абраме Ганнибале, знаменитом «арапе Петра Великого» и прадеде Александра Пушкина. Отправной точкой в путешествии африканца по России стал Иркутск.
Интересные факты
- Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра.
- Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.
- Некоторые исследователи жизни Фета полагают, что смерти поэта от сердечного приступа предшествовала попытка суицида.
- Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого — «А роза упала на лапу Азора».
Женитьба на Марии Боткиной
Афанасий Фет в возрасте 37 лет женился на дочери чаеторговца из обеспеченной семьи Марии Боткиной. Она не отличалась красотой и молодостью. Брак этот был по расчету. Поэт рассказал перед свадьбой невесте о своем происхождении, упомянул и о родовом проклятии, которое, по его мнению, могло бы стать препятствием для брака (о нем читайте ниже). Однако эти признания не испугали Марию Боткину, и в 1857 году состоялась свадьба. Вышел в отставку через год Афанасий Фет.
Биография (краткая) этих лет его жизни следующая. Поселился поэт в Москве, где стал заниматься литературой. Семейная жизнь Афанасия Афанасьевича была благополучной. Он приумножил состояние Марии Боткиной. Детей у этой пары не было. Афанасия Фета в 1867 году избрали мировым судьей. Жил он в своем имении как настоящий помещик. С новой силой начал работать поэт лишь после возвращения всех привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима.
Детские годы Афанасия
Необычные события с Фетом начали происходить уже в детстве. Поначалу он считался сыном богатого орловского дворянина Шеншина, но уже в детстве лишился дворянских привилегий, причем безо всякой вины. Его появление на свет было окутано тайной. Мать, урожденная Шарлотта Беккер, по первому мужу носила фамилию Фет. Потом ее взял замуж отставной ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин. 5 декабря 1820 года в семье родился мальчик, имя которому дали в честь предполагаемого отца. В то время даты писали по старому стилю, то есть в метрических книгах стояло 23 ноября. Поженились родители немного позже этой даты.
Рис. 1. Афанасий Афанасьевич Фет. Портрет работы И. Репина. 1882 годВ результате — мальчик был объявлен незаконнорожденным, его лишили прав, которыми обладали родовые дворяне. С этого дня он должен был говорить, что его зовут Афанасий Фет, но отчество оставили Афанасьевич, а Шеншин стал считаться отчимом. Таковы были странные факты первых лет его жизни. Отменили права и привилегии не сразу после рождения, а когда Афанасию уже было четырнадцать лет. В семье родилось еще пятеро детей, которые дожили до зрелого возраста, и двое или трое, умерших в младенчестве. Начальное образование будущий поэт получил дома. Учителей к нему специально не нанимали, первыми его наставниками были слуги — повара, камердинеры и другие. Но он усвоил грамоту и арифметику. Самое же главное — от горничных и дворовых он хорошо усвоил русский язык, слушая их рассказы и сказки. О содержании этих занятий он потом писал очень кратко, равно как и о том, сколько времени продолжались уроки. Дворовые просто разговаривали с мальчиком. К тому же, ничто не мешало ему наслаждаться природой.В 1835 году его отвезли в Эстляндскую губернию, в частный пансион Крюммера, где дворянским недорослям давалось немецкое образование. Первые поэтические опыты Фета относятся именно к этому времени. И, как он неоднократно указывал в мемуарах, которые с полным основанием можно считать автобиографией, тогда же стал интересоваться классическими языками — латинским и греческим, и античной литературой.
Рис. 2. Афанасий Фет в молодости
Сочинение: Тема природы в творчестве А.А. Фета
(556 слов) Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета — одна из вершин русской поэзии. Тема природы занимает особое место в его творчестве. Поэт мастерски передает ее красоту, изображает лучшие детали пейзажа.
Фет передает мельчайшие нюансы состояния природы, например, в стихотворении «Шепот, робкое дыхание». Внешний мир окрашивается настроением поэта и оживляется им. С этим связано очеловечивание природы (персонификация) в стихотворениях Фета. Его стихи полны олицетворений. Природа и человек для поэта неразделимы; через пейзаж он может лучше понять свои переживания.
Фет испытал сильное влияние немецких поэтов романтического периода. Как и в их произведениях, в его стихах природа словно отвечает на настроение лирического героя, и интересно отметить, что вместо связного описания используются отдельные яркие детали. Например, как в стихотворении «Кошка поет, моргает глазами…». (лирическая зарисовка / жанровая сценка). Она состоит из трех строф — в средней строфе мать, а может быть, и отец, поворачивается к спящему мальчику и говорит ему, что пора ложиться спать. А в двух других строфах повторяются два мотива: «Поет кошка» и «Свистит ветер», что означает сопоставление мира и бури. Стихотворение написано четырехстрочным рефреном, в котором чередуются мужские и женские рифмы.
Яркой особенностью художественного стиля Фета является его стремление избегать эмоций, которые можно легко выразить словами. В своих стихах он передает едва уловимые, смутные движения мысли, которые невозможно точно назвать. Именно поэтому мы неоднократно сталкиваемся с темой «безмолвной речи» у Фета, который раскрывает чувства без слов — во взгляде, в движении, в дыхании. В результате его пейзаж приобретает импрессионистические черты. Поэт изображает реальный мир в его текучести и изменчивости. Более того, поэзия Фета воплощает в себе «культ момента». Поэт воспевает красоту прекрасных, мимолетных мгновений, из которых соткана наша жизнь.
Стоит отметить, что Фет был новатором, и его поэтическое изображение красот природы долгое время подвергалось критике. Смелость» этого романтика заключалась в его способности видеть в жизни природы, в духовном мире людей то, что никто до него не замечал, и находить новые, свежие, необычные слова для описания того, что он видел и переживал. Он называет крыло стремительной ласточки, которое почти касается воды, «молнией». Он символически рисует жизнь как тонкий слой льда над бездонным океаном смерти и называет этот лед «мгновенным».
Фете также создает прекрасные образы природы в стихотворении «Ты не буди зарю…». Она рассказывает о пробуждении героини, и пейзажные зарисовки играют главную роль в изображении ее положения. В этой работе можно наблюдать единство взаимопроникновения человеческих и природных эмоций. «Сладкий» сон лирической героини «на рассвете» — это утро ее жизни, за которым следует расцвет. Кроме того, создается впечатление свежести и особой полноты жизни, автор сближает предметы и ситуации. Поэт отдает свое сердце не только героине, но и природе. Стихотворение написано в виде трехчастного рифмованного двустишия с исключительно мужскими рифмами.
Тема природы также подробно рассматривается в стихотворении «Порыв оживить башню…». Главная тема этой работы — предназначение поэта и поэзии. Фет продолжает традицию Пушкина и Лермонтова — он называет поэзию даром, который отличает поэта от других. Первые десять строк поэмы служат основой для его заключения. Автор использует синтаксический параллелизм для создания метафорического образа, а аллюзии передают напряжение. Стоит отметить, что последние две строки контрастируют с остальными. Стихотворение написано ямбическим пентаметром, чередуя мужские и женские рифмы, что придает ему связность.
Последние годы А. Фета
В 1877 году семья переехала в Курскую губернию. Продав Степановку, Феты купили более обширное имение с хорошим домом и огромным парком. Земли было больше, солиднее был и доход от Воробьевки. Помимо сельского хозяйства, Афанасий Иванович в эти годы занимался подготовкой четырехтомника и писал мемуары. Четыре тома сборника “Вечерние огни” вышли в конце 80-х — начале 90-х гг. В это же время Фет опубликовал книгу “Мои воспоминания” — настоящую энциклопедию помещика, подробная инструкция, как вести сельское хозяйство. Фет рассказывает о себе самом, но фактически — о системе организации своего хозяйства. Писал он и вторую книгу мемуаров о своем детстве, но при жизни издать не успел — она вышла в 1893 году. В 80-е годы попали к читателям его многочисленные переводы — “Фауст” Гете, “Энеида” Виргилия, эпиграммы Марциала. В 1884 году ему вручили Пушкинскую премию именно как переводчику — за перевод Горация.Смерть Фета тоже несет на себе отпечаток тайны. Причиной называют сердечный приступ, от которого поэт и умер 21 ноября 1892 года. Знакомые поговаривали о том, что Фет якобы пытался совершить суицид, но точной информации на сей счет нет. Скончался поэт в Москве, но через несколько дней гроб с телом перевезли в родовое имение Клейменово, где Фет и похоронен. Могила его сохранилась, и жители села по-прежнему приносят туда цветы.
Личная жизнь
Мария Боткина и писатель
Афанасий Фет, служащий в кирасирском полку, был приглашен на бал в гостеприимный дом бывшего офицера Орденского полка М.И. Петковича.
Среди барышень, порхающих по залу, Афанасий Афанасьевич увидел черноволосую красавицу, дочь отставного кавалерийского генерала сербского происхождения Марию Лазич. Она была образованной не по годам, умела музицировать и хорошо разбиралась в литературе. Неудивительно, что Фет признал в этой девушке родственную душу.
Но знакомство Фета и Лазич не было счастливым. Возлюбленные могли бы стать супругами и в будущем воспитывать детей, но расчетливый и практичный Фет отказался от союза с Марией, потому что та была также
бедна, как и он сам. В своем последнем письме Лазич Афанасий Афанасьевич стал инициатором расставания.
Пребывая заграницей, мастер хорея и ямба сошелся с богатой женщиной из известной российской династии – Марией Боткиной. Вторая супруга Фета не была хороша собой, но зато отличалась добродушием и легким нравом. Хотя Афанасий Афанасьевич сделал предложение не по любви, а по расчету, супруги жили счастливо. После скромного венчания пара уехала в Москву, Фет подал в отставку и посвятил жизнь творчеству.
Описание природы в стихах Фета
Описание природы занимает особое место в стихотворениях Афанасия Фета, позволяя ему передать красоту и гармонию окружающего мира. В его лирике мы находим яркие образы цветов, неба, воды и других элементов природы.
Фет использует живописные описания, чтобы создать атмосферу и передать свои эмоции. Он описывает прекрасные пейзажи с изящностью и точностью, словно раскрашивая своими стихами картину природного мира.
Описание природы в стихах Фета не только служит для создания картины окружающего мира, но также отражает его внутреннее состояние. Цветовые сочетания и символические образы помогают автору выразить свое эмоциональное состояние более точно.
Через описание природы Фет транслирует свое видение жизни и участие человека в этом гармоничном порядке. Его лирика наполнена созерцанием и восхищением перед красотой природы, что делает его стихи уникальными и неповторимыми.
Основные темы и мотивы лирики Фета являются ключевыми составляющими его поэтического творчества. Любовь, природа, смерть и утрата – эти мотивы пронизывают его стихи, создавая глубокую эмоциональную атмосферу.
Через свою лирику Фет передает свое внутреннее состояние, философские раздумья и переживания. Описание природы служит ему зеркалом для отражения своих чувств и эмоций.
Исследование мотивов лирики Фета позволяет нам лучше понять его поэтическое наследие и оценить глубину его творчества. Его стихи остаются актуальными и вдохновляющими до сегодняшнего дня.
Лирика Фета – это не только красочные описания мироздания, но и глубокий философский образец русской поэзии XIX века. Его мотивы продолжат волновать сердца читателей еще долгие годы.
Биография
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).
По другим данным, дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.
Будущий поэт родился в семье помещика, ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.
Это лишило Фета всех дворянских привилегий.
До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).
В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.
В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале «Отечественные записки».
С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.
В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием «Стихотворения». В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник «Стихотворений А.А. Фета», переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.
В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.
С 1862 года по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека», «Заря» очерки Фета печатались под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и «По вопросу о найме рабочих».
В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.
Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.
В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета «Вечерние огни». Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихотворения» (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).
Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.
В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.
Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.