Виды и особенности устного народного творчества

Работа с малыми фольклорными жанрами. курсовая. 1 жанровостилистические особенности малых жанров фольклора литературоведческий аспект

Словарь

1. Колыбельные песни — мелодичная песня, исполняемая во время укладывания ребенка спать.

2. Прибаутки — рифмованное остроумное, забавное, шутливое изречение, используемое для украшения речи.

3. Потешки — детское стихотворение, которое сопровождает действия маленького ребенка или занятия с ним.

4. Частушки — яркое шутливое двустишие или четверостишие, которое исполняется на определенный напев.

5. Жанр — это произведения, объединённые на основе ряда общих признаков.

6. Ритм — это устойчивое чередование безударных и ударных слогов.

7. Рифма — это сочетание окончаний стихотворных строк.

К
малым фольклорным жанрам относятся
небольшие по объему произведения:
пословицы, поговорки, приметы, загадки,
прибаутки, присловья, скороговорки,
каламбуры. Эти жанры в научной литературе
называют паремии (от греч. paroimia –
притча1).

Пословицы
и поговорки, как произведения народного
творчества, близки друг к другу по своим
художественным признакам.

Определить,
что такое пословицы и поговорки, русские
фольклористы пытались еще в XIX веке.
Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и
поговорки как художественные произведения
родного слова, выражающие быт народа,
его здравый смысл и нравственные
интересы.

Н.В.
Гоголь видел в них результат народных
представлений о жизни в ее разных
проявлениях.

В.И.
Даль понимал пословицу как «суждение,
приговор, поучение». В своем «Толковом
словаре» он дал следующее определение:

«Пословица
ж, краткое изречение, поученье, более в
виде притчи, иносказанья, или в виде
житейского приговора; пословица есть
особь языка, народной речи, не сочиняется,
а рождается сама; это ходячий ум народа;
она переходит в поговорку или простой
оборот речи».

Поговорка,
по определению Даля, это: «складная
короткая речь, ходячая в народе, но не
составляющая полной пословицы; поучение,
в принятых – ходячих выражениях; условный
оборот речи, обычный способ выражаться».

К
общим признакам пословиц и поговорок
относятся краткость, лаконичность,
устойчивость, широкая употребляемость.
И пословицы, и поговорки можно определить
как поэтические, многозначные, широко
употребляющиеся в речи, устойчивые
краткие выражения, имеющие переносные
значения изречения.

Пословицы
и поговорки отражают народную мудрость,
моральный свод правил жизни. Они
представляют широкие пласты жизни и
носят воспитательную направленность.
В них закреплен опыт народа. Тематика
пословиц и поговорок очень разнообразна.
В них выражается понимание жизненных
основ, исторических событий, семейных
отношений, любви и дружбы, осуждаются
людские пороки и восхваляются добродетели
(трезвость, скромность, ум, трудолюбие)
а также другие нравственные качества
человека.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора
на следующие типы:

  1. Обрядовые;
  2. Необрядовые.

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый
фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор
с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый
фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Лекция 15.Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки

Пословица – краткое устойчивое в речевом обиходе, ритмически (пословицы были ритмичными, т.к. это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности) организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. К этим свойствам также стоит прибавить народность, поучительность, категоричность утверждения или отрицания. Самый значительный из всех сборников пословиц признан сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа» . Туда вошло свыше 30000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Многие пословицы вторгаются в сферу деловых отношений, обычаев и становятся их принадлежностью.

Пословицы заключают в себе такой опыт, который полезно помнить, поэтому им свойственна наставительность. Мудрость наших предков, запечатленная в пословице, имеет прямой смысл, но пословица не всегда имеет прямой смысл, она  заключает в себе обобщенную мысль, то есть иносказательна. Народная пословица – это изречение, но такое, которое по аналогии обладает способностью быть отнесенным к целому ряду явлений. Отсюда – она всегда остается многозначной. Пословица всегда остается многозначной, даже в тех случаях, когда ее прямой смысл кажется самым важным в ней.

О древнем происхождении пословиц убедительно свидетельствует система персонажей и содержание отдельных, особенно старых текстов. Каждый из этапов развития человеческого общества пополнял репертуар новыми произведениями, которые были своеобразным, в основе своей народным откликом на события того или иного времени. Народные изречения становились своеобразной летописью всех важных событий. Пословицы необходимо отличать от поговорок, их часто путают.

Возникновение поговорок связано с появлением в речи устойчивых образных выражений, служащих для сопоставления сходных явлений. В структурном отношении поговорка представляет собой образ, определяющий либо лиц («свинья под дубом» — неблагодарный; «не из храброго десятка» — трус), либо обстоятельства («когда рак на горе свистнет», «после дождичка в четверг»), либо характеризует само действие («из воды сухим выйдет»). Содержание поговорки определяет её место в предложении как грамматического компонента – она выступает то подлежащего, то сказуемого, то дополнения, то обстоятельства. На этом основании были предприняты попытки грамматической классификации поговорок.

          Поэтика пословиц и поговорок. Чаще других изобразительно-выразительных средств,  в пословице употребляются сравнения. Сравнения в пословицах и поговорках имеют самые разнообразные формы выражения (с помощью союзов, бессоюзные формы, сравнения в форме синтаксического параллелизма, сравнения в форме творительного падежа). Нередки случаи, когда сравнение разъясняется, комментируется. Пословицы и поговорки могут быть построены в форме отрицательных сравнений. В большинстве пословиц отчетливо выступают 2 объекта суждения, именно поэтому двучленная форма в пословицах является самой употребительной. Двучленность пословиц обусловлена их стремлением к определенной интонационно-ритмической организации речи. Обе части пословицы обычно произносятся с аналогичной интонацией. Пословица нередко представляет собой тонический или силлабо-тонический стих. Очевидно, пословицы были первым из народнопоэтических жанров, где зародилась рифмовка.

Жанры фольклора

Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

1. Обрядовые произведения УНТ.

Исполнялись во время проведения обрядов:

– календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);

– семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);

– окказиональные произведения – пришли в форме заговоров, считалок, закличек.

2. Необрядовые произведения УНТ.

Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

– Драма (фольклорная) – вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

– Поэзия (фольклорная) – былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

– Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.

– Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.

Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.

Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича – это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.

Особенности устного народного творчества

Русский фольклор имеет свои особенности и отличительные черты, которые позволяют выделить его в отдельную группу.

№ п/п

Особенность

Характеристика

1.

Историческая основа

Сюжет фольклорных произведений основывается на достоверных фактах, реальных событиях. В них повествуется о героях, личностях, которые жили на самом деле («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о белгородских колодцах», др.).

2.

Отсутствие авторства

Народное творчество не предполагало указание личных данных человека, который придумал или записал высказывание.

3.

Коллективность

При создании фольклорных произведений участвует большое количество людей, так как проходит через многих исполнителей, каждый из которых воспроизводит их по-своему

4.

Вариативность

Содержание текстов УНТ может различаться в зависимости от территории. Один сюжет может звучать по-разному и быть адаптирован к определённой народной аудитории.

5.

Наличие постоянных средств выразительности

В произведениях фольклора используются постоянные эпитеты, образные выражения, фразы, переходящие из одного текста в другой (красна девица, добрый молодец, «жили-были», пр.)

6.

Героизация

УНТ имеет своих героев, которые наделяются силой и особыми качествами, которые позволяют им сражаться с врагами и побеждать их (Илья Муромец, Садко, Коловрат)

Малые фольклорные жанры как отдельный блок произведений УНТ

В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.

Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».

Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.

Значение пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки — это необыкновенное сокровище, которое передается людям из поколения в поколение. Но чтобы перенять богатейший опыт прошлого и следовать этим советам, необходимо понимать значение мудрых высказываний.

Есть изречения, смысл которых может с легкостью понять современный человек. К примеру, каждый поймет значение:

  • Пословица «И волки сыты, и овцы целы»
    — все остались довольны, никто не пострадал.
  • Пословица «Родина — мать, умей за нее постоять» —
    каждый должен защитить свою страну, когда она будет в опасности.
  • В поговорке «Язык без костей»
    говориться о человеке, умеющий красиво и много говорить.

Однако, большинство пословиц и поговорок содержат устаревшие слова. Поэтому без толковых словарей трудно понять смысл этих выражений.

К примеру, чтобы понять распространенную поговорку «бить баклуши».
Для начала необходимо понять историю происхождения слова баклуши. Баклуши — небольшая чурка для создания изделий из дерева. Обычно, эту простую работу выполняли дети, но если за баклуши садился взрослый человек, то его называли лентяем. Значит поговорка «бить баклуши»
означает «бездельничать»
.

Малые формы народного фольклора-бесценный опыт прошлого поколения, который заключен в коротких высказываниях. Некоторые изречения понятны каждому, а другие без специальных справочников расшифровать не удастся. Но когда человек научится толковать эти выражения и использовать их в своей жизни, то он станет немного мудрее.

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сами люди отмечали ценность этих жанров: «Пословица — всем делам помощница», «Пословица — правду всем говорит». Знаменитый русский филолог В.И. Даль выпустил сборник «Пословицы и поговорки русского народа». В нем содержалось более 30 000 пословиц и поговорок. Все примеры разбиты по определенным тематикам. В словаре насчитывается примерно 180 разрядов. Это не все произведения этих жанров. В русской речи их существует намного больше. Ежегодно пытливый ум создает новые изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка — это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица — это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

По отличительным признакам можно различить пословицу и поговорку. Например, необходимо определить к какому жанру относится выражение «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»
. Найдем в нем все признаки одного из жанров:

  1. Это завершенное высказывание, так как не нуждается в продолжении;
  2. В нем имеется поучение (возьмешься за два дела сразу — ни одного толком не выполнишь);
  3. Может употребляться отдельно от текста;
  4. Имеет две части, разграниченные пунктуационным знаком «тире».

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

То же самое попробуем сделать с высказыванием «Кот наплакал».
Найдем в нем все признаки:

  1. Высказывание не завершено, так как нельзя понять, какой итог у этого изречения;
  2. Высказывание обозначает: «чего-то очень мало». Это выражение образно, но не имеет нравоучения;
  3. Отдельно от высказывания употребляться не может;
  4. Отсутствует вторая часть.

Все эти признаки указывают на то, что высказывание «Кот наплакал»
является поговоркой.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

К примеру, высказывания «Чужими руками жар загребать»
и «Легко чужими руками жар загребать»
принадлежат к разным жанрам. Чтобы это понять, необходимо сравнить эти выражения.

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Два выражения очень похожи друг на друга, однако во втором изречение есть наречие «легко». Именно оно придает высказыванию законченность и нравоучительный смысл. Это значит, что первое выражение является поговоркой, а второе — пословицей.

()

Какие сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки — ведущий жанр устного народного творчества

Ольга Яковенко Сказки — ведущий жанр устного народного творчества

Сказки – ведущий жанр устного народного творчества . Тематические группы сказок . Занимательность сюжета, четкость характеристик, типичность образов героев сказок : простота композиции, традиционные приемы построения народной сказки : присказки , повторы, концовки.

Сказка – это вымышленная история с радостным концом и непременной победой добросердечна над злом

Сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.

Сказка — 1 . Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил) . Сказка — 2 . Выдумка, неправда, небылица.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит , например, такойфакт: в необработанных вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания , а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее — небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала.

Больше всего привлекает детей сказочный герой . Обычно это человекидеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха.

Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Часто сказка включает песенки , прибаутки. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность дополняется забавностью сказок . В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк , заяц, кот, медведь и многие другие животные ( «Петушок – золотой гребешок» , «Звери в яме» ).

Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

Волшебные сказки для детей полностью построены на вымысле, и заключают в себе особый мир со своими законами. Они имеют сложную структуру, определенные композиционные схемы, круг сюжетов и мотивов.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. «Морозко» .

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Царевна-Лягушка» .

Другая характерная особенность этого рода сказок – выполнение сложных задач, например, борьба героя с Кощеем или Змеем-Горынычем.

Счастливый финал волшебных сказок традиционно указывает на торжество светлого начала, победу добра.

В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трех братьях , в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде , о злой мачехе и умной доброй падчерице и т. п.

В любом случае, народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают , погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Малые фольклорные жанры — это разнообразные жанры УНТ, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые.

Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках, поговорках, пословицах, скороговорках и других?

Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе:

  1. Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла;
  3. Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь);
  4. Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти;
  5. Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир;
  6. В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа.

Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

()

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки

это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Загадка (I
часть): Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Отгадка (II
часть): Жук.

Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Пример:

Загадка (I
часть): Что шумит без ветра?

Отгадка (II
часть): Река.

Считалочки

Считалочки —
это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом и рифмой , необходимые для распределения ролей в игре.

()

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

строгий ритм;
точные рифмы;
не так важно смысловое наполнение произведения, как его результативность («А голею будешь ты», «тебе водить», «выходи из круга вон»);

шуточный текст.

Детские считалочки — отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Ана—дэус—рики—паки,

Дормы—кормы—консту—таки,

Энус—дэус—кана—дэус—БАЦ!

Скороговорки

Скороговорки —
небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

Пример

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица
(определение в литературе) — это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали — их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! — так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка
(определение в литературе)
емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка — это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

Примеры поговорок

«Свинья под дубом».

«(Остаться) у разбитого корыта».

«Когда рак на горе свиснет».

()

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой
. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы
делают то же самое, изучая художественное слово.

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют
Что такое произведение
Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Что такое кульминация
Что такое сказка
Что такое лейтмотив и как его найти в произведении
Что такое эпиграф
Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают
Что такое повесть
Что такое лирика
Что такое предание
Что такое проза

Список устное народное творчество. Устное народное творчество русского народа

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий.

В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое.

Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

Обратите внимание

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки.

Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал.

Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки – представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Подробнее >>

Русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Подробнее >>

Русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Подробнее >>

Русские народные небылицы

Русские народные небылицы – небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Подробнее >>

Русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Подробнее >>

Русские народные частушки

Русские частушки – широта души русского человека, его тонкое чувство юмора и красота поэтической души в коротких, хлестких, берущих за душу, заставляющих смеяться и плакать в мелодичных рифмованных четверостишиях.

Подробнее >>

Русские народные загадки

Русская загадка – вопросительное иносказательно описание предметов и явлений, особый вид развлекательного, острословного жанра, призванный заставлять человека думать, проявлять сообразительность, развивать его память и внимание. Подробнее >>

Подробнее >>

Русские народные колыбельные песни

Русская колыбельная – тихий, ритмичный и мелодичный напев, призванный успокоить ребенка и уложить его спать, сопровождающийся легким покачиванием детской колыбельки.

Жанры фольклора

Русский фольклор – это произведения разных жанров. Они различаются объёмом и формой:

  • малая: загадки, потешки, прибаутки, пословицы, считалки, др.;

  • большая: сказки, сказания, повести, слово, поучение, пр.

Каждый из жанров устного народного творчества имеет свои особенности.

Сказки

Это произведения УНТ с фантастическим сюжетом. Различают бытовые («Курочка Ряба», «Колобок»), о животных («Теремок») и волшебные («Царевна-лягушка») сказки. В них происходят необычные вещи, которых не может быть на самом деле. Каждое такое произведение содержит скрытый смысл, говорит о вечных ценностях, учит поступать по правилам морали.

В волшебных сказках действующими лицами выступают злые и добрые герои. Это постоянные персонажи, которые перемещаются из одного произведения в другое: Баба Яга, Змей Горыныч, др. Положительным героям помогают силы природы и различные предметы: клубок, веретено, меч-кладенец, пр.

Былины

Героический эпос, к которому относят былины, призван прославлять подвиги в воинском и ратном деле. Издавна народ гордился богатырями, людьми, посвятившими себя служению Родине, вступал в схватку с врагами ради освобождения своей земли.

Эти произведения основаны на реальных событиях. В них присутствует образная картина мира, гиперболизация происходящего с целью возвеличить подвиг главного действующего лица. Русский фольклор рассказывает историю Ильи Муромца, Вольги и Микулы Селяниновича, др. героев, которые жили в далёком прошлом.

Легенды

Данный жанр основан на устных преданиях, но отличается от них тем, что содержит долю вымысла. В них присутствует выдумка. Когда люди передают из уст в уста какую-либо информацию, они не могут воспроизвести её точно. Поэтому легенда – это интерпретация сказанного лицом, которое услышало и поняло её по-своему.

Главное отличие произведений данного жанра от сказки – историческая основа, достоверные события, герои. Однако в некоторых легендах присутствуют вымышленные персонажи, помощь природы, чудеса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: