Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне
В корнях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, блест-/блист- отметим безударные гласные «е» или «и» в зависимости от присутствия суффикса -а-, например:
- избира́ть — изберёшь;
- отпира́ть — отпере́ть;
- сдира́ть — сдеру́, сдерёт;
- растира́ть — растере́ть;
- обжига́ть — обжёгший;
- застила́ть — застели́ть;
- заблиста́ть — заблесте́ть;
- вычита́ние — вы́четы.
В корнях с элементами им-, -ин-, за которыми следует суффикс -а-, пишется буква «и».
Примеры:
- предпринимать;
- предприниматель;
- понимать;
- понимание;
- приминать;
- занимать;
- занимательный.
Таблица с примерами и исключениями
В современном русском языке в написании ряда безударных гласных в корне сохраняются традиционные чередования:
- расти — росла;
- положить — полагать;
- принимать — принять.
Чередующие гласные в корне слов невозможно проверить с помощью ударения, подобрав однокоренное слово или изменив грамматическую форму, как это происходит в случае с обычными безударными гласными в корне слов. Эти написания подчиняются орфографическому правилу русского языка.
Чередующиеся гласные «о» или «а», «е» или «и» в корне слов пишутся в зависимости от некоторых условий:
- постановки ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, зар-/зор-, твар-/твор-);
- наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, дер-/дир-, мер-/мир-, бер-/бир- и пр.);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, лаг-/лож-, раст-/ращ-/рос-);
- смысловых различий корней равн-/ровн, мак-/моч-.
Проиллюстрируем написание чередующихся гласных в корне слов в зависимости от перечисленных условий с помощью таблицы с примерами.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
-ГАР- -ГОР- |
Под ударением пишется А, без ударения — О |
Уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лецИсключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь |
-КЛАН- -КЛОН- |
Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится |
кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-ТВАР- -ТВОР- |
Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́рИсключение: у́тварь |
-ЗАР- -ЗОР- |
Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится |
зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька |
-ПЛАВ- -ПЛОВ- |
Всегда пишется буква А, кроме двух слов |
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь плове́ц, пловчи́ха |
-КАС- -КОС- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а-,О – в остальных случаях | касание, касательная коснись, прикосновение |
-МАК- -МОК- |
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» |
макать вымокнуть, намокнуть |
-РАВН- -РОВН- |
А пишется в корне, имеющем значение «одинаковый, равный, сходный»,О — при значении «ровный, прямой, гладкий» | равноправие, сравнять (счет) подровнятьИсключение: равнина, уровень, поравняться, поровну |
-РАСТ- -РАЩ- -РОС- |
Буква А пишется перед ст, щ,О — перед остальными буквами | отрасти, наращенный, поросльИсключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав |
-СКАК- -СКОЧ- |
Буква А пишется перед к,О — перед ч | скакалка, выскочкаИсключение: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и пр. |
-ЛАГ- -ЛОЖ- |
Буква А пишется перед г,О — перед ж | полагать, облагать отложить, обложение |
-БЕР-/-БИР- -ДЕР-/-ДИР- -МЕР-/-МИР- -ПЕР-/-ПИР- -ТЕР-/-ТИР- -ЖЕГ-/-ЖИГ- -БЛЕСТ-/-БЛИСТ- -СТЕЛ-/-СТИЛ- -ЧЕТ-/-ЧИТ- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а-,Е — в остальных случаях | набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижёг блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-ИМ-/-А(Я) -ИН-/-А(Я)- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- | пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Чтобы понять, почему гласные чередуются в однокоренных словах или их грамматических формах, следует обратиться к истории формирования словарного запаса русского языка. Одни из чередующихся корней возникли в результате непосредственного влияния старославянского языка. Корни рос- и ровн- являются исконно русскими, а раст- и ращ- прослеживались в старославянских словах, которые при заимствовании пополнили лексический состав русского языка. Некоторые глаголы отражают прежнее распределение глаголов по видам. В древнерусском языке глаголы с конечным буквосочетанием -ать имели несовершенный вид и писались с буквой «а» в корне (излагать). Глаголы совершенного вида с конечным сочетанием -ить произносились и писались с буквой «о» в корне (изложить). В современном русском языке в корнях слов касаться-коснуться, полагать — положить в безударном положении произносится почти один и тот же гласный звук, который уже не используется как показатель видовых различий глаголов. Но в соответствии с традицией такие слова пишутся с чередующимися гласными в корне.
Еще раз подчеркнем, что чередующиеся гласные в корне не проверяются ударением. В таких словах в ударном положении пишется та гласная, которая слышится.
Написание безударных чередующихся гласных в корне выбираем в соответствии с орфографическим правилом русского языка. Наглядно представим в таблице правило, примеры написания чередующихся гласных в корне слов и исключения.
Русский язык «Однокоренные слова» 2 класс
Организация: МБОУ «Пестречинская СОШ №1»
Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Пестрецы
Паспорт урока с использованием ЭОР
Предмет |
Русский язык |
Тема урока |
Однокоренные слова |
Класс |
2 |
Результаты, которые планируется достичь в процессе использования ИКТ, ЭОР |
-активизации познавательной деятельности учащихся; -развитию способности к самостоятельной работе; -развитию коммуникативных навыков; -корректировке самооценки учащихся; |
Описание задания, которое дается детям |
|
Тема: Однокоренные слова
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель урока: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень
Планируемые результаты :
Личностные:
— создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
— работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
— формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;
Метапредметные:
— формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
— учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Средства обучения:
-информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки «Волшебные линеечки» Г.А. Цукерман
— Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
— Проектор, ноутбук;
— Ноутбуки для индивидуальной и парной работы;
-Карточки для учащихся, видеофильм, работа в ЭОР
Этап урока |
Цель этапа |
Форма организации работы |
ЭОР (тип, краткая характеристика) |
Вид деятельности учащихся с ЭОР |
Форма контроля |
Первичное усвоение новых знаний |
Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова |
индивидуальная |
Яндекс.Учебник — российская образовательная платформа для учителей и учеников. https://education.yandex.ru/lab/classes/591604/lessons/russian/active/ https://clck.ru/bV9sK |
Компьютерный практимум |
выделить корень в однокоренных словах ,выбрать однокоренные слова |
Физкультминутка Гимнастика для глаз. |
Снятие усталости с глаз |
Групповая |
Гимнастика для глаз.Видео https://clck.ru/bVEiz |
Выполнение зарядки. |
|
Первичное закрепление. |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Фронтальная |
learningApps.org- приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности |
Тест |
Восстанови текст, добавив однокоренные слова |
Подведение итогов |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Фронтальная |
learningApps.org- приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности |
Викторина |
Убрать лишнее слово |
Приложения:
-
file0.docx.. 17,7 КБ
Опубликовано: 10.05.2022
Слова с омонимичными корнями
Слова с одинаковым корнем не всегда однокоренные
Обратите внимание, что в русском языке имеются так называемые омонимичные корни – это корни, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения. Например, лук и луковичный – имеют общий корень – лук
Но при этом первое обозначает стрелковое оружие, а второе– прилагательное, популярный овощ. Таким образом слова лук и лук являются омонимами.Еще несколько примеров.
Вода, надводный, подводник, водяной – однокоренные слова с корнем ВОД.Проводка, проводник – это тоже слова с корнем ВОД. Но эти слова имеют другое лексическое значение.Поэтому слова проводка и вода не будут однокоренными ( родственными), это слова с омонимичными корнями, т.к. они имеют разные лексические значения.
Использование родственных слов
Родственные лексемы выполняют несколько функций:
- при разборе по составу они служат для определения корневой морфемы;
- при проверке орфограммы (безударного гласного, согласного в конце корня);
- в предложениях — в предложениях для придания эмоциональной окраски.
Очень часто лексемы из одного ряда позволяют значительно облегчить конструкцию высказывания. Например, когда одним понятием можно заменить целую фразу: Предмет, с помощью которого можно зажечь огонь — зажигалка.
В быту часто по устоявшемуся образцу рождаются новые варианты: поливалка, стиралка. Они являются просторечными и противоречат нормам литературного языка.
Однокоренные слова в предложении
Считается, что повтор одинаковых корневых морфем в пределах одного предложения является стилистической ошибкой, недопустимой в грамотной речи. Однако это не совсем так. Существуют исключения, когда единицы из одного ряда используются с конкретной, вполне обоснованной целью.
Родственные лексемы в высказывании играют важную роль, когда требуется:
- усиление определенного значения;
- привлечение внимания слушателя или читателя к какому-то предмету или явлению;
- придание эмоциональной окраски.
Чаще всего такой стилистический прием используется в фольклорных текстах или их имитациях: лить ливмя, горе горькое и другие. С той же целью единицы из однокорневого ряда также могут повторяться в рекламных слоганах, в политической риторике.
Иногда точно передать мысль можно только с использованием однокоренных лексем, например, в выражениях типа: петь песни, посадить сад и другие. К устойчивым формам относятся словосочетания: варить варенье, загадывать загадки.
Тавтология (немотивированные повторы)
Неоправданное повторение однокоренных слов или одинаковых морфем — это тавтология. Это явление считается грубой речевой ошибкой и требует тщательного отслеживания и исправления. Оно лишает речь выразительности, обедняет ее.
Рекомендуется править текстовые документы с учетом этого явления. Прекрасным подспорьем для этого будут словари синонимов и специальные редакторы в интернете для выявления непреднамеренного применения однокоренных элементов. Однако ни один автоматический сервис не способен в полной мере оценить значимость лексической единицы в контексте. Поэтому единственным эффективным способом борьбы с тавтологиями является пополнение собственного словарного запаса.
Однокоренные и родственные слова — это одно и то же?
Чтобы выяснить, что включает в себя понятие «однокоренные слова» и можно ли их назвать родственными, обратимся к примерам.
Рассмотрим ряд однокоренных слов:
- дом
- домик
- домашний
- одомашнить
- домище
- домишко
Все эти слова разных частей речи связаны с понятием «дом», значит, это однокоренные слова. Их иначе называют родственными.
Другой ряд существительных: «птенец», «птица», «пташка», «птичник», «птичница» — по смыслу связан с птицей. Общей частью этих слов является корень -пт-. Это родственные слова.
В морфемном составе однокоренных (родственных) слов «улица», «переулок», «закоулок», «проулок», «уличный» можем выделить общую часть -ул- — корень слов.
Не следует путать однокоренные слова с грамматическими формами слов. Поясним это на примерах.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова
В некоторых словах есть непроизносимые сочетания букв: здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц. Чтобы знать правописание непроизносимых согласных, надо изменить форму этого слова или подобрать однокоренные слова. Например: грустный (грустен, грустить); гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть); свиснуть (свисать).
Надо помнить, что в ряде слов в сочетании согласных сн нет непроизносимого согласного звука. Не надо писать согласный т в следующих словах: безгласный, вкусный, гнусный, интриганский, искусный, искусница, интересный, живописный, небесный, косный (в значении «отсталый»), кудесник, опасный, словесный, словесность, ужасный, ровесник, чудесный.
Надо запомнить правописание согласных в следующих словах: блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).
Как отличить однокоренные слова от форм слов
Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:
дом — корень/окончание
Проследим, как это слово склоняется:
- и. п. (что?) дом, дома
- р. п. крыльцо (чего?) дома, много (чего?) домов
- д. п. направляюсь (к чему?) к дому, к домам
- в. п. построим (что?) дом, дома
- т. п. любуюсь (чем?) домом, домами
- п. п. расскажу (о чём?) о доме, о домах
Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», которую назовем его формой.
Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.
Темный — темнее, темнейший, темнее всех.
В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».
Болеть — болел, болела, болело, болевший, болея.
Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».
Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:
- боль
- больница
- больной (существительное)
- больничный двор
- заболеть
- приболеть
- заболевание и пр.
Вывод
Однокоренные слова, как правило, являются словами разных частей речи. А формы слова представляют собой одну и ту же часть речи в другой грамматической форме.
Морфемы
Морфема — неделимая наименьшая часть слова.
Все слова имеют определенную структуру, в этом они чем-то похожи на конструктор. “Детальки”, из которых мы можем образовать слово, называются морфемы.
Давайте теперь представим слово в виде собранного дома и рассмотрим основные части:
Почему слово похоже на дом?Основная часть дома — корень. В нем хранится главная информация о слове. Эта морфема есть в любом слове. Во всех родственных словах будет один и тот же корень, поэтому родственные слова имеют общее лексическое значение.Для словообразования используются суффиксы (у дома это чердак) и приставки (гараж). Приставки стоят перед корнем, ПРИстраиваются к слову. Суффиксы идут после корня. В слове может и не быть этих морфем, дом может быть без гаража и без чердака. |
В русском языке есть еще инфиксы, конфиксы и другие “-фиксы”, но они не изучаются в школе. Возможно, когда-нибудь на филологическом факультете вы откроете их страшную тайну…
Корень, суффиксы, приставки образуют основу слова. После основы идет окончание, которое постоянно меняется, тем самым помогая образовывать новые формы слова. Окончание может быть нулевым, то есть отсутствовать в слове.
Как отличить однокоренные слова от форм слов
Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:
дом — корень/окончание
- (что?) дом, дома
- крыльцо (чего?) дома, много (чего?) домов
- направляюсь (к чему?) к дому, к домам
- построим (что?) дом, дома
- любуюсь (чем?) домом, домами
- расскажу (о чём?) о доме, о домах
Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», что назовем его формой.
Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.
Темный — темнее, темнейший, темнее всех.
В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».
Болеть — болел, болела, болело, болевший, болея.
Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».
Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:
- боль
- больница
- больной (существительное)
- больничный двор
- заболеть
- приболеть
- заболевание и пр.
Вывод
Однокоренные слова, как правило, являются словами разных частей речи. А формы слова представляют собой одну и ту же часть речи в другой грамматической форме.
Однокоренные слова – что это?
Задумывались ли Вы о том, сколько слов в русском языке? А сколько слов знаете и используете Вы? Сколько всего слов в русском языке Вам не подскажет даже специалист. При образовании слова используют старые корни, складываются, добавляются суффиксы и приставки, и вот уже новое слово готово!
Для того, чтобы нам знать корни слова, мы ищем его происхождение и однокоренные слова. А как найти все однокоренные слова, спросите Вы? Да, этот вопрос любого поставит в тупик. В нашем словаре мы постарались собрать все однокоренные слова, формы слова, родственные и даже проверочные слова.
Так что же такое однокоренные слова (они же родственные слова)?
Однокоренные слова – это слова которые разняться по значению (и даже могут быть образованы совершенно от разных слов), но при этом будут иметь общий корень. Например: стол, столяр, столярный имеют общий корень – стол, но при этом все эти слова обозначают совершенно разные вещи.
При подборе однокоренных слов следует помнить, что форма слова – не является однокоренным словом, т.е. если слово было образовано именно за счет изменения окончания. Например — стол, стола, столу – это всего лишь словоформы. А вот если мы образуем слово, например, суффиксальным (столица) или приставочным способом (застолье), чтобы получилось слово с другой лексеммой, то оно и будет однокоренным.
Родственные (однокоренные) слова могут являться различными частями речи, которые будет объединять только общий корень. Например, ХОД (сущ) – ХОДить (гл), СОСНа (сущ) — СОСНовый (прил) и т.д.
Корень как часть слова
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
Разберём такую часть слова как корень.
Корень — это
главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
- 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
- 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а\ о- расти- росток;
- 5) е\ и- блестеть- блистать;
- 6) б\ бл- любовь- люблю;
- 7) в\ вл- ловить- ловля;
- м\ мл- ломить- преломление;
- 9) п\ пл- лупить- луплю;
- 10) ф\ фл- графить- графлю.
Использование однокоренных слов.Проверочные слова
Насколько вы грамотный человек можно судить по тому, как хорошо вы можете определять корни слова. Насколько верно понимаете его лексическое значение и как быстро вы можете подобрать однокоренные слова. Ведь зная как правильно написать слово Вы никогда не ошибетесь в правописании его однокоренных (родственных) слов.
Если гласная (или согласная) буква стоит в слабой позиции, то вполне естественно появляются и сомнения в правописании.Например:
Окрес..ность – писать или не писать букву Т? Сомнительная согласная у нас тут в слабой позиции, подберем однокоренное проверочное слово. Окрест – Крест – Крестом. Буква Т явно слышится и пишется. Значит слово окресТность пишем с буквой т.
Л..сник — в этом слове сомнительная гласная, стоящая в слабой позиции. Е или И? Ищем однокоренные проверочные слова, где эта буква окажется по ударением: лес. Значитслово лЕсник пишем через Е.
Зная однокоренные слова, у Вас никогда не возникнет проблем с правописанием. При подборе родственного слова вы узнаете, как правильно писать. Достаточно посмотреть список однокоренных родственных слов, чтобы найти проверочное и твердо знать, что не ошибетесь в написании.
Понятие чередования
В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести — веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.
Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в корне встречается постоянно: берег — бережок, восток — восточный, вертеть — верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и морфемный разбор, применить орфографическое правило написания сомнительных согласных корня.
Однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова, имеющие общий корень, то есть образованные от одного и того же слова или корня.
Формирование однокоренных слов в русском языке происходит за счет изменения основы слова и добавления к нему приставок, суффиксов или окончаний. Данный процесс может сопровождаться изменением звуков и букв в слове.
Однокоренные слова могут образовываться по следующим принципам:
- Суффиксацией: к исходному слову добавляется суффикс, например: «книга» — «книжка».
- Приставками: к исходному слову добавляется приставка, например: «писать» — «написать».
- Суффиксо-приставочным способом: к исходному слову одновременно добавляется суффикс и приставка, например: «рука» — «поручить»(суффикс -ить, приставка по-).
- Суффиксо-суффиксным способом: к исходному слову добавляются два суффикса, например: «дом» — «домовой»(суффиксы -ов, -ой).
Однокоренные слова в русском языке выполняют важную функцию — обогащают словарный запас, позволяют выражать разные оттенки значения и делать речь более выразительной.
Примеры однокоренных слов:
Исходное слово | Однокоренные слова |
---|---|
Дом | Домик, домище, домовина, домовой |
Лес | Лесной, лесистый, лесник, лесничество |
Рыба | Рыбный, рыбачить, рыболовство, рыбак |
В русском языке существует множество однокоренных слов, и они являются важным элементом словарного запаса каждого человека. Знание и умение использовать однокоренные слова помогает обогатить свою речь и сделать ее более разнообразной и выразительной.
Проверь себя
Задание 1.Выберите верный вариант ответа:
Примерить (одежду) — глагол, где есть корень с чередованием.Горнолыжный (курорт) — прилагательное, где есть корень с чередованием.
- Верны оба варианта
- Верно только первое утверждение
- Верно только второе утверждение
- Оба утверждения ложны
Задание 2.Выберите верный вариант ответа:
Буду болеть и болел — это разные формы слова, а не новые слова.Читать и читающий — это разные формы слова, а не новые слова.
- Верны оба варианта
- Верно только первое утверждение
- Верно только второе утверждение
- Оба утверждения ложны
Задание 3.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:
- выб_рать, к_сой, д_рижер
- б_регу, заст_лать, з_ревать
- р_стовщик, зап_рать, зан_мать
- сн_ть, зам_рать, утв_рь
Задание 4.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:
- посн_мать, заж_гаю, г_реть
- Р_стов, к_сался, пр_крывать
- забл_стеть, пост_рать, пл_вец
- м_крица, соч_тать, г_ревать
Задание 5.Выберите верный вариант ответа:Лощеный — лоск — однокоренные слова.Морфемный разбор нужен, чтобы понять, от чего образовано слово.
- Верны оба варианта
- Верно только первое утверждение
- Верно только второе утверждение
- Оба утверждения ложны
Ответы: 1 — 4; 2 — 1; 3 — 3, 4; 4 — 1, 3; 5 — 2.
Правило: однокоренные слова для 2 класса
В однокоренных словах значение зависит от корня. Правило правописания таких слов тоже зависит от него. Раз корень указывает на значение всех слов, которые для него родственные, то он командует и тем, какую сомнительную гласную нужно писать в однокоренном слове. Давайте ещё раз посмотрим на слово зЕркало: корень –зЕркал-, под ударением чётко слышится буква Е, значит, во всех словах, где встречается этот корень, тоже надо писать Е, даже если без ударения будет слышаться другая буква: зеркальный, зазеркалье, в зеркалах.
Давайте попробуем составить правило, чтобы не ошибиться в написании однокоренных слов.
- Выделите корень в слове.
- Убедитесь, что слова однокоренные.
- Измените слово так, чтобы сомнительный звук стал ударным.
- Напишите букву из проверочного слова.
Образец применения правила:
Подл..котник. Какую букву написать: О или А? подбором однокоренных слов выделим корень –локот-. Теперь из всех родственных выберем такое, где сомнительная буква под ударением: локоть, чётко слышится О. Значит, в слове подлокотник напишем именно эту букву.
Не забывайте, в однокоренных словах могут быть чередующиеся буквы: -дорог-а, дорож-ный. Корни –дорог– и –дорож- одинаковые: г//ж — чередование.
Что мы узнали?
Определение однокоренных слов легко понять из самого названия. Это слова, в которых корень имеет одинаковое написание и значение. Во всех однокоренных словах безударная гласная пишется одинаково.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Примеры слов с чередованием согласных в корне
Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:
г//ж//з
- друг -дружба — друзья;
- подруга — дружный;
д//ж//жд
- выход, ходок — выхожу — выхождение;
- водить — вожу — вождение;
- родить — роженица — рождение;
- насладиться — наслаждение;
- бродить — брожение;
- еда — сладкоежка;
к, ц, ч//т
- потакать — потатчик;
- кабак — кабатчик;
- казак — казатчина;
- турок — турецкий;
- крупица — крупитчатый;
- ресница — реснитчатый;
- таблица — таблитчатый;
- добыча — добытчик;
- раздача — раздатчик;
к//ч//ц
- кликать — клич — восклицать, восклицание;
- ткать — ткач — ткацкий;
- булка — булочная;
- пустяк — пустячный;
к//ц//ч
лик — лицо — личико;
т//ч//щ
осветить — свеча — освещение;
ст//щ
- мостить — мощёный;
- крест — крещёный;
- толстый — толщина;
- густой — гуще;
ск//щ
- воск — вощёный;
- треск — трещать;
- доска — дощатый;
- лоск — лощёный;
- иск — ищейка, сыщик;
- плескать — плещет;
г//ж
- вьюга — вьюжный;
- баклага — баклажка;
- коврига — коврижка;
- бумага — бумажка;
- серьга — сережка;
- лачуга — лачужка;
- пичуга — пичужка;
- застегнуть — застёжка;
- растягивать — врастяжку;
- Волга — волжский;
- варяг — варяжский;
- Норвегия — норвежский, норвежец, норвеженка.
з//ж
- сказание — скажу;
- возразить — возражение;
- морозить — мороженое;
- исказить — искажение;
с//ш
- относить — отношение;
- носить — ноша;
- согласие — соглашение;
- просить — прошение;
х//ш
- ухо — уши, ушной, наушники;
- успех — успешный;
- суматоха — суматошный;
- грех — грешный, грешница;
- вспахать — вспашка;
- соха — сошка;
- блоха — блошка, блошиный;
- пух — пушок, пушистый;
ц//ч
- отец, отцов, отцовский — отчество, отчий, Отечество;
- сердце — сердечный, сердечность;
- заяц — зайчиха, зайчонок;
- яйцо — яичный, яичница;
Укажем более редкое чередование согласных н//ш:
- ладонь — ладошка;
- гармонь — гармошка;
- окно — окошко;
- баран — барашек;
- карман — кармашек;
- головня — головешка.
В корнях слов и их форм может происходит чередование согласных:
- б//бл: влюбить — влюбленность, губить — гублю, дробить — дробление;
- п//пл: сыпать — сыплю, насыпать — насыпленный, высыпать — высыплю;
- м//мл: кормить — кормлю, кормление, выкормить — выкормленный;
- в//вл: удивить — удивление, выловить — выловленный, наловить — наловлю, прибавить — прибавление;
- ф//фл: разграфить — разграфлять, разграфлю, разграфленный.
Примеры однокоренных слов
Однокоренные слова – это слова, которые имеют одну и ту же основу, но могут иметь разные приставки и суффиксы. Здесь приведены некоторые примеры однокоренных слов:
Основа | Примеры |
---|---|
дом |
|
ход |
|
работ |
|
Это всего лишь небольшой пример множества однокоренных слов, которые существуют в русском языке. С помощью разных приставок и суффиксов мы можем образовывать различные формы слова, придавая им новые значения и оттенки.
Знание однокоренных слов помогает не только в понимании значений слов, но и в обогащении словарного запаса, улучшении грамотности и смысловой выразительности речи
Поэтому стоит обратить внимание на то, как формируются и употребляются различные слова в русском языке
Правила правописания корней
Знание правописания корня обеспечивает его грамотное использование во всех единицах данной группы. Проверка правописания проводится на основании следующих правил:
- Правило 1. Безударную гласную в корне можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта гласная будет находиться под ударением. Пример: посолить — посол, соль.
- Правило 2. Определить написание согласной в конце корня, когда она звучит нечетко, нужно, представив слово в той форме или подобрав к нему такую однокоренную пару, чтобы после этой согласной оказался гласный звук. Пример: хлеб — хлебец; скобка — скоба.
Варианты, проверить которые невозможно, представлены в орфографическом словаре. Их следует запомнить.