Подлежащее

Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено. на какие вопросы отвечает подлежащее

Способы выражения подлежащего

Подлежащее в предложениях выражается двумя способами:

  • одиночным словом;
  • сочетанием слов.

У каждого из них существуют разновидности.

Выражение одиночной частью речи

Преимущественные способы выражения – существительное и местоимение. Остальные части речи, употребляемые в этой роли, субстантивируются, то есть начинают выполнять функции существительного. В целом способы употребления в указанной роли одиночного слова таковы:

Номинативный
Слово с предметным значением Существительное Из открытого окна слышалась музыка.
Местоимение Они разошлись в разные стороны. (личн.)Ничто не отвлекало от выполнения задания. (отриц.)Что-то мелькнуло в тумане. (неопр.) В матче наши победили соперников. (притяж.)Что помешало закончить работу в срок? (вопр.-отн.)
Прилагательное Низкорослый оказался проверяющим из вышестоящей организации.
Причастие Спасённый жарко благодарил спасителя.
Порядковое числительное Третий пришёл через полминуты после второго.
Наречие Мамино «скоро», доносящееся с кухни, тем не менее не давало надежд на приближение обеда.
Междометие Из уст дамы вырвалось взволнованное «ах».
Слова каждой части речи в каждой форме, употреблённые в качестве объекта грамматической характеристики. Пусть светит – глагол в повелительном наклонении.
Слово с непредметным (количественным) значением, то есть количественное числительное. Тридцать два делится на четыре.Четверо отказались последовать за остальными.
Инфинитивный. Используется инфинитив со значением:
Действия Грубить – недостойное занятие.
Состояния Согреться было заветной мечтой участников лыжного похода.

Выражение сочетанием слов

В этой роли в предложении выступают:

Неделимая синтаксическая единица, состоящая из свободных слов.
Сочетание двух существительных, первое из которых употреблено в Им. п., а второе в Тв. п. с предлогом с. Отец с матерью возвращались с работы поздно.
Соединение слова со значением количества и существительного в Тв. п. Трое друзей заспорили о фильме.
Словосочетание, имеющее значение приблизительности, не содержащее слов в Им. п. Около десятка школьников записалось на экскурсию.
Конструкция из именной части речи в Им. п. и существительного в Род. п. с предлогом из. Каждый из вошедших спешил представиться хозяйке.
Сочетание инфинитива с инфинитивом Научиться рисовать несложно.
Сочетание инфинитива с соединением инфинитива с существительным. Пытаться стать героем бесполезно.
Фразеологизм
Валять дурака – привычное занятие младшего брата.

Вне зависимости от способа выражения подлежащее в составе синтаксической конструкции отвечает на вопрос именительного падежа.

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения — это слова, которые составляют грамматическую основу предложения или его суть. В каждом предложении заложена определенная мысль, связанная с определенным объектом, который совершает действие. Эта мысль называется главной мыслью предложения. Все остальные члены предложения являются лишь дополнением, нюансами, более полно раскрывающими главную мысль и называются второстепенными членами предложения.

Главная мысль предложения выражается подлежащим и сказуемым.
Подлежащее — это главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» и обозначает объект (одушевленный или неодушевленный), который совершает действие. 
Сказуемое — это главный член предложения, отвечает на вопрос «что сделал?», «что делал?», «что делает?», «что будет делать?» и обозначает действие, совершенное объектом.

Таким образом, подлежащее вместе со сказуемым является той ключевой сутью предложения, которую и называют основой предложения.

Например,

Синица — подлежащее, прилетела — сказуемое. Вместе «синица прилетела» — основа предложения.

Николай — подлежащее (отвечает на вопрос «кто?»), сделал — сказуемое (отвечает на вопрос «что сделал?»). «Николай сделал» — основа предложения.

Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

Простое и составное сказуемое

Сказуемое в двусоставных предложениях может быть простым и составным. Составные делятся на составные глагольные и составные именные.

Простое сказуемое
— это вид сказуемого, у которого лексическое и грамматическое значения выражены одним словом. Простое сказуемое всегда глагольное. Оно выражено глаголом в форме одного из наклонений. В изъявительном наклонении глаголы могут стоять в одном из трёх времён: настоящем — прошедшем — будущем.

Он знает стихи наизусть.

изъявительное наклонение, наст. время

Он знал стихи наизусть.

изъявительное наклонение, прош. время

Он выучит стихи наизусть.

изъявительное наклонение, буд. время

Вы выучите эти стихи наизусть.

повелительное наклонение

В кружке вы выучили бы стихи наизусть.

условное наклонение

Составное сказуемое
— это вид сказуемого, у которого лексическое и грамматическое значения выражены разными словами. Если в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены в одном слове, то в составном — разными словами. Например:

Неожиданно малыш прекратил петь и начал смеяться.

Прекратил петь, начал смеяться — составные сказуемые. Слова петь, смеяться называют действие, выражая при этом лексическое значение. Грамматическое значение выражается словами: прекратил, начал

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Чем выражено подлежащее?

В роли подлежащего может быть слово или словосочетание.

Чаще всего подлежащее выражено:

1) существительным: мать, смех, любовь; 2) словами, имеющими функцию существительного: существительными, произошедшими из прилагательных или причастий: больной, заведующий, встречающий, мороженое, столовая; 3) местоимениями: мы, никто, что-нибудь; 4) числительными: трое, пятеро; 5) неопределённой формой глагола: Курить — вредно для здоровья; 6) словосочетанием, если оно имеет значение: а) совместности: муж с женой, утка с утятами, мы с подругой; б) неопределённости или всеобщности: Что-то незнакомое показалось вдали. Кто-то из гостей прикрыл окно; в) количества: В городе живёт 2 миллиона человек; г) избирательности: Любой из них мог стать первым. Большинство учеников справилось с контрольной; д) фразеологизма: Пришли белые ночи.

Составное именное сказуемое

Составным именным называется сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части. Глаголы-связки выражают грамматическое значение сказуемого, а именная часть — его лексическое значение.

1. Глагол-связка быть выражает только грамматическое значение. Вчера она была красивой. В настоящем времени связка нулевая: Она красивая.

2. Глаголы-связки стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться: Дом издали казался точкой.

3. Глаголы-связки со значением движения или расположения в пространстве: прийти, приехать, сидеть, лежать, стоять: С работы мать вернулась усталая., Мать сидела задумчивая, грустная.

Во всех этих случаях глаголы-связки могут быть заменены на глагол быть. Предложения будут синонимичные, например:

Мать сидела задумчивая, грустная.Синонимично: Мать была задумчивая, грустная.

Он считался самым талантливым из нас. Синонимично: Он был самым талантливым из нас.

При подобной замене, конечно, не передаются все нюансы значения. Поэтому язык и предлагает различные глаголы-связки, подчёркивающие различные оттенки значений.

Возможны сочетания глагола-связки со вспомогательными словами: Она мечтала стать актрисой.

Как подчеркиваются члены предложения, и чем выражается подлежащее

С 1 по 11 класс русский язык преподавался и продолжает преподаваться в различных высших учебных заведениях, что свидетельствует о важности знания языка в нашей стране. Знание русского языка необходимо не только для написания рефератов и дипломов или успешной сдачи единых государственных экзаменов, но и для всей жизни, способствуя логичным и правильным предложениям и мышлению

Выделить условия вашего предложения довольно просто, но следует помнить несколько правил.

Вначале необходимо изучить круг членов предложения.

Подлежащее и сказуемое являются главными членами. Дополнение, обстоятельство, определение — второстепенными.
Подлежащее чаще всего является существительным, отвечает на вопросы — «кто?» и «что?». Форма подчеркивания — одна прямая линия.
Сказуемое часто является глаголом и отвечает на вопрос «что делает?». Как оно подчеркивается, тоже нужно запомнить — двумя прямыми линиями.
Дополнение отвечает на вопросы «с кем?», «с чем?», «кем?», «чем?», «кому?», «чему?», «кого?», «чего?» и т.д. Форма подчеркивания — пунктир.
Определение — на вопросы «чей?», «какой?»

Важно знать, как оно подчеркивается — волнистой линией.
Обстоятельство отвечает на вопросы «чей?», «откуда?», «куда?», «где?», «когда?». Форма подчеркивания — точка с пунктиром.

Чем может быть выражено подлежащее

Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели
Актуально для учеников всех возрастов.

Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых ука­жем

а) име­на соб­ствен­ные

  • Общество Красного Креста,
  • Полярная звез­да,
  • Млечный Путь,

б) име­на нари­ца­тель­ные

  • бабье лето,
  • аню­ти­ны глаз­ки,
  • вене­рин баш­ма­чок,

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — тер­ми­ны

  • народ­ный артист,
  • антич­ный мир,
  • лед­ни­ко­вый пери­од,

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с суще­стви­тель­ным

  • два кры­ла
  • три мед­ве­дя
  • обе подру­ги

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

  • боль­шин­ство граж­дан,
  • мень­шин­ство изби­ра­те­лей,
  • часть про­ек­тов,

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

  • столь­ко дней,
  • сколь­ко тре­вог,
  • несколь­ко стра­ниц,

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

  • око­ло деся­ти чело­век,
  • боль­ше слов,
  • мало наро­ду,
  • свы­ше сот­ни озер,

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

  • один из двух пар­ней,
  • трое из тол­пы,
  • никто из нас.

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла

Сравним:

(Кто?) Я с бра­том, вой­дя в дом, сня­ли шап­ки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охо­ту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли суще­стви­тель­но­го:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калит­ку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле вет­ра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Начало июня ока­за­лось дожд­ли­вым.

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла.

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют пре­ди­ка­тив­ность

«Мне страш­но» пуль­си­ро­ва­ло в моз­гу.

Сказуемое

Сказуемое поясняет, что именно совершал или совершает предмет, какое действие он производит, в каком состоянии обнаружен. Это второй главный член предложения.

Сказуемое отвечает на вопросы — «что делает/сделает предмет?», «каков он?», «кто он такой?», «что он такое?». При грамматическом разборе оно выделяется двумя прямыми чертами.

Для определения данного члена предложения, надо русском найти подлежащее и задать соответствующий вопрос.

Пример:

  • Девочки (что делают?) играют.
  • Книга (что сделала?) поступила в библиотеку.

В качестве этого члена предложения могут выступать следующие части речи:

  • глагол, в том числе в неопределенной форме: Кошка весело играет. Главное для нас — показать себя с лучшей стороны;
  • существительное: Эта девушка — настоящая красавица;
  • прилагательное: Все блюда в меню очень вкусные;
  • числительное: Пятью пять — двадцать пять;
  • местоимение: Этот новый дом — мой;
  • причастие: Ваш сеанс массажа окончен;
  • наречие: Ботинки мальчику впору;
  • междометие: Героям войны — ура!;
  • фразелогизм: Моя душа ушла в пятки.

Справка! Сказуемое может быть простым и составным.

Простое состоит из одного слова, а именно — глагола в форме одного из наклонений. Составное включает в себя вспомогательный глагол или глагол-связку и глагольную либо именную часть, которая несет лексическое значение слова. В составном глагольном сказуемом вторая часть состоит из глагола в неопределенной форме, в составном именном — из любой части речи, кроме глагола. В составном именном сказуемом глагол-связка может опускаться.

Пример:

  • Музыкант играет на скрипке.
  • Музыкант начал играть на скрипке.
  • Этот человек является музыкантом.
  • Этот человек — музыкант.

Признаки, на какие вопросы отвечает, как подчеркивается

Нахождение подлежащего может вызвать затруднение, если в предложении встречается несколько слов, отвечающих на вопрос «что?», ведь это вопрос как именительного, так и винительного падежа. Чтобы верно определить падеж, можно задать к слову оба падежных вопроса (кто? что?) или вместо предполагаемого подлежащего подставить другое слово, у которого при склонении окончание изменяется и в косвенных падежах не совпадает с именительным, например, книга или лиса. Сравним:

И.п. (кто? что?) — лиса, книга

В.п. (кого? что?) — лису, книгу

Рассуждаем так: в предложении говорится о цветке, который распустился. Слову цветок созвучно подходят оба вопроса именительного падежа. Подставляем проверочные слова в именительном падеже:

«На моем подоконнике распустилась лиса, книга». Окончание у проверочных слов не поменялось. Делаем вывод, что слово цветок в данном предложении является подлежащим. Подлежащее нужно подчеркивать одной чертой.

На моем подоконнике распустился цветок.

Сравним: На своем подоконнике я вижу прекрасный цветок.

В данном предложении слово цветок тоже отвечает на вопрос что? Но оба вопроса именительного падежа задать не получится (вижу кто? что? – цветок), а подойдут вопросы винительного падежа: вижу кого? что? Цветок. На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение.

Подставить проверочные слова лиса и книга, сохранив окончание именительного падежа, тоже не получится:

«На своем подоконнике я вижу прекрасную лису, книгу».

Вывод: в данном предложении слово цветок не является подлежащим. 

Подлежащее как член предложения

В предложении подлежащее называет то, что составляет предмет речи, подлежит разговору. Термин для обозначения введён М.В. Ломоносовым и обозначает «лежащее под», то есть представляющее собой базу, фундамент высказывания.

В двусоставной конструкции обозначает субъект, совершающий или (в страдательном варианте) испытывающий действие или пребывающий в состоянии, которые выражены сказуемым.

  • Кот забрался на дерево посреди двора.
  • Дорога ремонтируется второй месяц.
  • Ребёнок сестры болен ангиной.

При отсутствии сказуемого (в назывном предложении) несёт значение времени или места.

  • Ранняя весна.
  • Вот и станция.

Части речи, являющиеся подлежащим

Субъект является одним из главных членов и может обозначать событие, лицо, предмет или явление. Она может быть представлена по-разному.

  1. Наиболее часто используемый способ выражения — употребление именительного падежа нарицательного или собственного имени существительного.
  2. В предложении может быть и местоимением: отрицательным, неопределенным, вопросительным.
  3. При помощи относительного местоимения-подлежащего в сложноподчиненном предложении придаточная часть может присоединиться к главной. Быть подлежащим только в случае употребления в значении имени существительного могут местоимения из другого разряда: указательное, определительное.
  4. Бывает словами других самостоятельных частей речи, которые могут приобретать значение имени существительного : порядковое, собирательное или количественное числительное, прилагательное, причастие.
  5. Междометия в такой роли тоже встречаются.
  6. При инфинитиве, часто использующемся как подлежащее, не бывает определений, потому что он сохраняет в себе значение глагола. Чаще всего оно предшествует сказуемому.
  7. Такую функцию зачастую выполняют неделимые словосочетания. Существительное, указывающее на количество или количественное числительное, в роли главного слова, и существительное в родительном падеже в роли зависимого наиболее часты среди таких сочетаний. Словосочетания со значением единства, совокупности также часто употребляются в предложениях.
  8. В роли главного члена могут быть неделимые сочетания именования событий, организаций, географические названия. Также это устойчивые сочетания, представляющие терминологические понятия, крылатые выражения.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го высту­па­ет

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла

Солнце выка­ти­лось из-за горы.

Ножницы лежат в ящи­ке сто­ла.

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лен­ные)

Ты зна­ешь, кто это поёт?

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

Ничто нам уже не страш­но.

Кто-то посту­чал­ся в дверь.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное

Четыре делит­ся на два.

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в суще­стви­тель­ное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступ­ка­ми.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли суще­стви­тель­но­го

Наступило дол­го­ждан­ное после­зав­тра.

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное зна­че­ние

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на теат­ра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфи­ни­ти­вом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли под­ле­жа­ще­го.

На пля­же купать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся.

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

а) суще­стви­тель­ным

Сознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство.

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфи­ни­ти­ва

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состо­я­ния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но.

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самому счаст­ли­вым.

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем

а) имена собственные

  • Общество Красного Креста;
  • Полярная звезда;
  • Млечный Путь;

б) имена нарицательные

  • бабье лето;
  • анютины глазки;
  • венерин башмачок;

в) устойчивые словосочетания — термины

  • народный артист;
  • античный мир;
  • ледниковый период;

Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:

а) сочетание числительного с существительным

  • два крыла
  • три медведя
  • обе подруги

б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.

  • большинство граждан;
  • меньшинство избирателей;
  •  часть проектов;

в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.

  • столько дней;
  • сколько тревог;
  • несколько страниц;

г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»

  • около десяти человек;
  • больше слов;
  • мало народу;
  • свыше сотни озер;

д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»

  • один из двух парней;
  • трое из толпы;
  • никто из нас.

е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа

Сравним:

ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:

з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»

и) целые предложения, которые теряют предикативность

Подлежащее — словосочетание

1. Подлежащее — фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание:

а) конструкция структуры А с Б (именительный падеж существительного (местоимения) + с + творительный падеж другого существительного ) со значением совместности, если сказуемое стоит во множественном числе:

Брат с сестрой вернулись порознь — сравните: Мать с ребенком ходила к врачу.

б) слово с количественным значением (количественное числительное, существительное, наречие) + существительное в родительном падеже.

Например: Прошло три года. Куча вещей скопилась в углу. У меня много работы.

в) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без именительного падежа.

Например: Около / до тысячи человек вмещается в этом зале. От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

г) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в именительном падеже + из + существительное в родительном падеже ) с выделительным значением:

Любой из них мог это сделать. Трое из выпускников получили золотые медали. Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

д) инфинитив + инфинитив / имя (объем такого подлежащего совпадает с объемом составного глагольного или составного именного сказуемого):

Быть грамотным престижно. Хотеть стать грамотным естественно.

2. Подлежащее — фразеологизм: У него золотые руки. 

Все внимание — на активность

Правила согласования подлежащего и сказуемого очень просты, невзирая на кажущуюся витиеватость их формулировок. Если в состав подлежащего входят слова «ряд», «множество», «меньшинство», «большинство», «часть» и управляемое числительное в родительном падеже, стоит определить — ли активность лиц в данном случае: «Часть учеников сдалИ домашнее задание на 5!»

Если подчеркивается пассивность указанного предмета, то используется единственное число: «Ученики не сдали домашнее задание. Большинство из них стояло, понурившись, в стороне». Также единственное число используется, если речь идет о неодушевленном предмете: «Ряд книг в библиотеке так и остался нетронутым»

Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (шесть человек, девять минут), то следует обратить внимание на то, активно ли оно

Сравните: «Двадцать пять двоек по «Русскому языку» красовались в дневнике у Пети» и «Шесть учеников ожидало оценок». Сказуемое в единственном числе будет смотреться, как влитое, если: оно указывает на пассивность действия («Шесть учеников ожидало оценок»); относится к подлежащему, обозначающему неодушевленные предметы, либо животных («После открытия в городе лотка с «Шаурмой», на улицах из тридцати кошек не осталось ни одной»); сказуемое при составном числительном, оканчивающемся на «один» («Тридцать кошек убегают от продавца «Шаурмы»/ Тридцать одна кошка убегает от продавца «Шаурмы»»).

Но вот если кошки с собаками объединятся против злостного торговца, то речь уже пойдет о «равноправности и активности действующих лиц». Вывод – при работе в команде и совместных действиях употребляем множественное число («Кошки с собаками загнали продавца «Шаурмы» на дерево»).

Если же главное действующее лицо одно – то и сказуемое ставим в единственном числе («Продавец «Шаурмы» со своим поваром гонялся за кошками целый день, но так и не догнал ни одной»). В том случае, если при подлежащем появилось приложение, то оно никак не повлияет на согласование («Продавцы ларька «Шаурма» готовят вкусно. Но «Шаурма» была вкусная»).

Именная часть составного именного сказуемого

Именная часть составного именного сказуемого выражается в русском языке по-разному, причём, что парадоксально, не только именами. Хотя самым распространённым и характерным является использование в роли именной части составного именного сказуемого именно имён: существительных, прилагательных, числительных. Естественно, имена могут быть заменены местоимениями. А поскольку роль прилагательных и причастий схожа, то наряду с прилагательными могут выступать и причастия. Также в именной части возможны наречия и наречные сочетания. Примеры:

1) имя существительное: Мать — врач., Анастасия будет актрисой.,

2) имя прилагательное: Он вырос сильным и красивым.,

3) имя числительное: Дважды два четыре.,

4) местоимение: Ты будешь моей., Кто был никем, тот станет всем («Интернационал»).,

5) причастие: Сочинение оказалось потерянным., Дочка была вылечена окончательно.,

6) наречие и наречное сочетание: Туфли были впору., Брюки оказались как раз.

В именной части могут быть не только отдельные слова, но и синтаксически неделимые словосочетания. Примеры:

Она вбежала в комнату с весёлым лицом. Она сидела с задумчивыми глазами.

Нельзя сказать: Она вбежала с лицом., Она сидела с глазами., потому что словосочетания с весёлым лицом и с задумчивыми глазами синтаксически неделимы — это именная часть составного именного сказуемого.

Выражение подлежащего различными частями речи

Подлежащее может быть выражено словами других частей речи, а также неразложимым словосочетанием, в составе которого имеются слова следующих частей речи:

  • числительное + существительное  (три тополя, обе подруги);
  • словами «много», «мало», «большинство», «меньшинство» + существительное;
  • местоимение «столько», «сколько», «несколько» + существительное;
  • неопределённое местоимение (некто, нечто, несколько, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо и пр.) + прилагательное или причастие (кто-то ласковый, нечто раздражающее);
  • термин или собственное наименование (бабье лето, Красный Крест)

и пр.

Особый случай, если в предложении в качестве подлежащего выступают два существительных или местоимение и существительное в именительном и творительном падеже, а их поясняет сказуемое в форме множественного числа.

Способ Пример
1. Имя существительное в и. п. Собака играла с костью.
2. Имя числительное Семеро одного не ждут.Шесть делится на три.
3. Местоимение в именительном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) Грубить — плохая привычка.
5. Субстантивированное причастие, прилагательное Взрослые отправили детей спать.Вошедший приветствовал присутствовавших.
6. Любая часть речи в значении существительного Наше завтра туманно.Грянуло ура.
7. Различные сочетания слов:
а) составные географические названия;
Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль.
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; В стране активно развивается сельское хозяйство.
в) количественно-именные сочетания; Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках.
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; На площади собралось множество народа.
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; Что-то черное зашевелилось в углу.
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребенком шли впереди.

Рубинчик Людмила Ивановна

Выражение

При изучении предмета следует обратить внимание на то, как он представлен. В начале изучения вопроса студент изучает вопрос, выраженный существительным или местоимением

В начале изучения вопроса студент изучает вопрос, выраженный существительным или местоимением.

Как член предложения, подлежащее может быть выражено в части речи.

  • именем существительным в именительном падеже (Лошадь поскакала во всю силу) ;
  • субстантивированным прилагательным (Столовая была закрыта) ;
  • личными, относительными, вопросительными, неопределенными и отрицательными местоимениями (Он сделал все, как положено) ;
  • именем числительным (Двое отправились в путь) ;
  • глаголом в неопределенной форме (Вставать было запрещено) ;
  • собственным именем существительным (Маша отправилась в лес) .

Субъекты могут быть выражены как словосочетаниями, так и отдельными словами.

Типы предметов, выраженных словосочетаниями:.

  • устойчивые словосочетания (Сельское хозяйство развивалось быстро) ;
  • фразеологизмы (Зарубить на носу – значит запомнить)
  • афоризмы (В его руках была филькина грамота) ;
  • имя существительное с количественным значением и имя существительное в родительном падеже (Часть пришедших на площадь отправилась домой) ;
  • имя числительное и имя существительное в родительном падеже (Впереди виднелись две дороги) ;
  • местоимения сколько, несколько, столько и имя существительное в родительном падеже (Несколько тарелок с супом стояли на столе) ;
  • неопределенное местоимение и имя прилагательное (Нечто странное представилось его взгляду) ;
  • имя существительное и имя существительное в творительном падеже с предлогом «с» (Брат с сестрой шли по улице) ;
  • личное местоимение и имя существительное в творительном падеже с предлогом «с» (Она с отцом шли очень медленно) ;
  • имя прилагательное, имя числительное, местоимение в именительном падеже и имя существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из» (Лучший из рабочих поднял руку) ;
  • прямая речь (Его «Здравствуй» звучало еще долгое время в ее сознании) .
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: