Части речи в русском языке

Морфология простым языком

Его величество наречие

О да, наречия очень украшают нашу речь, но запомнить их правописание — дело непростое. Конечно, есть и правила, но целый ряд слов приходится просто запоминать как словарные.

Зато в плане изменяемости наречия просты — они не склоняются и не спрягаются, то есть не изменяются.

Наречия обозначают признак действия (если присоединяются к глаголу и деепричастию), признак предмета (если присоединяются к существительному) и даже признак признака (если присоединяются к прилагательному, причастию и другому наречию). По значению они делятся на наречия образа действия (хорошо, внимательно), времени (утром, зимой), места (вдали, вверху), причины (сослепу, поневоле), цели (нарочно, назло), меры и степени (надвое, очень). Не называют, но указывают на признаки действия, а также служат для связи предложений в тексте указательные наречия (здесь, там), неопределенные (где-то, кое-как), вопросительные (куда, зачем), отрицательные (нигде, никогда).

Наречия на и сохраняют свою связь с прилагательными, от которых происходят: имеют сравнительную и превосходную степени сравнения, причем первая может иметь и простую, и составную форму, а вторая, как правило, составная (громко/громче, более громко/ громче всех).

Где обучают в России на морфолога

В России существует ряд университетов и образовательных учреждений, где можно получить образование и специализироваться в области лингвистической морфологии.

Вот несколько из них:

  • Московский государственный университет (МГУ) — один из старейших и наиболее престижных университетов в России, предлагает программы по лингвистике, включая морфологию.
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) — также известный университет, предоставляет образование в области лингвистики, включая морфологию.
  • Московский лингвистический университет (МГЛУ) — специализируется на лингвистическом образовании и проводит исследования в области морфологии.
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) — предоставляет программы в области лингвистики и морфологии с акцентом на культурное и искусствоведческое направление.
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) — предлагает программы по лингвистике и прикладной морфологии в контексте исследований в области экономики и бизнеса.
  • Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — также предоставляет образование в области лингвистики и морфологии.

Обратите внимание, что программа и доступные курсы могут различаться в каждом университете, поэтому важно подробно ознакомиться с предложениями и требованиями каждого учебного заведения перед принятием решения о поступлении. Также можно искать онлайн-курсы и мастер-классы по морфологии, которые могут быть доступны на различных образовательных платформах

Союзы

Союз – это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль — выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы – неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы — класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производныеобразованы по-разному:
  • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
  • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы  
  • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока от других частей речи: хотя, чтобы

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые: и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом  и др., состоящие из одного слова.
  • Составные: так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что. Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

Функция (роль) союзов — выражение  синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы.

  1. Соединительные:  и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а, но, да (=но: хорош собой, да беден), однако, зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях

Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание

Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. 

Подчинительные союзы.

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Самостоятельные и служебные части речи

Слова рус­ско­го язы­ка делят на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Рассмотрим, какие само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи суще­ству­ют в рус­ском язы­ке.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, обла­да­ю­щие одним общим зна­че­ни­ем, сход­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Например, неко­то­рые сло­ва име­ют общее зна­че­ние пред­мет­но­сти (небо, кра­со­та). Другие сло­ва объ­еди­ня­ет спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность (синий, доб­рый, дедуш­кин).

Многочисленная груп­па слов обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние (увлечь, почув­ство­вать) и т. д.

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, важ­но выяс­нить

  1. общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (что назы­ва­ет сло­во);
  2. мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки (грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, скло­не­ния, чис­ла, паде­жа, лица, накло­не­ния, вре­ме­ни и пр.)
  3. какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет сло­во в пред­ло­же­нии.

В соот­вет­ствии с эти­ми основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми все сло­ва делят­ся на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи.

Таблица «Самостоятельные части речи»

Имя суще­стви­тель­ное пред­мет кто? что? юно­ша, день
Имя при­ла­га­тель­ное  при­знак пред­ме­та какой? чей? храб­рый, соло­вьи­ный
Имя чис­ли­тель­ное коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счё­те сколь­ко? кото­рый? семь, двое вто­рой, вось­мой
Местоимение ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство кто? что? какой? сколь­ко? я, ты, он, они каж­дый, несколь­ко
Глагол дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та что делать? что сде­лать? гла­дить, думать решить, при­ду­мать
Наречие при­знак дей­ствия, состо­я­ния или дру­го­го при­зна­ка как? где? когда? поче­му? зачем? вдво­ем, ввер­ху, навсе­гда, сго­ря­ча
Категория состо­я­ния состо­я­ние живых существ, сре­ды о чём гово­рит­ся? пас­мур­но, душ­но

Глагол име­ет осо­бые фор­мы:

1. при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия:

  • смот­реть — смотрящий впе­ред;
  • уви­деть — уви­девшие ежи­ка;
  • рас­сы­пать — рас­сы­панный по сто­лу;
  • вымыть — вымытое окно;

2. дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие при основ­ном дей­ствии, выра­жен­ным гла­го­лом:

  • бро­сать — бро­сая;
  • посмот­реть — посмот­рев.

Предлоги

Предлоги свя­зы­ва­ют сло­ва друг с дру­гом и выра­жа­ют зави­си­мость име­ни суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го или место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  •  сидим на бере­гу озе­ра;
  •  нари­со­вать во вто­рой раз;
  • встре­тить­ся с ним.

Союзы

Союз слу­жит для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­го и фраг­мен­тов тек­ста.

Весной воз­вра­ща­ют­ся в род­ные места сквор­цы. гра­чи и зяб­ли­ки.

Сизая туча рас­ки­ну­ла свои кры­лья по все­му небу, но тон­кий золо­той луч про­бил­ся сквозь нее.

Частицы

Частица при­да­ет допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам или пред­ло­же­ни­ям и слу­жит для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм слов.

Лес как буд­то бы при­та­ил­ся и замер, при­слу­ши­ва­ясь к шагам охот­ни­ков.

Не про­чтешь ли  нам свои сти­хи?

Пусть све­тят­ся твои гла­за радо­стью!

К сло­вам слу­жеб­ных частей речи нель­зя задать вопрос. Служебные части речи само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, одна­ко вхо­дят в состав тех слов, с кото­ры­ми упо­треб­ля­ют­ся в выска­зы­ва­нии.

Чтобы понять отли­чие слу­жеб­ных частей речи от само­сто­я­тель­ных, рас­смот­рим таб­ли­цу.

Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»

1. име­ют лек­си­че­ское зна­че­ние нет лек­си­че­ско­го зна­че­ния
2. мож­но задать вопрос нель­зя задать вопрос
3. име­ют грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки не изме­ня­ют­ся
4. делят­ся на мор­фе­мы не име­ют мор­фем­но­го соста­ва
5. само­сто­я­тель­ный член пред­ло­же­ния член пред­ло­же­ния толь­ко с дру­гим сло­вом

Служебные части речи – части речи ЕГЭ 2024

Помимо самостоятельных частей речи существуют служебные, не имеющие собственного значения, но служащие для установления связей между значимыми словами или для образования форм слов: предлоги, союзы, частицы, междометия.

Местоимение

Часть речи, употребляемая вместо именных частей речи (существительного, прилагательного, числительного). Указывает на предмет, не называя его.

Пример:

Юрий Гагарин – первый советский космонавт. Он стал Героем Советского Союза.

Основные разряды местоимений:

личные – я, он, мы, они и их особые падежные формы (их, ее, мне, его и тд)

указательные – этот, тот, те.

притяжательные – мой, ваш, его (совпадает с личными по звучанию!).

отрицательные – никто, ничто.

возвратное – себя.

Частица

Служит для образования форм слов или для уточнения оттенков значения. Частицы не отвечают на какой-то определенный вопрос и могут быть выпущены из предложения (без нарушения связей в нем).

Формообразующие частицы — бы, пусть, более\менее, не, ни.

Заметьте различный смысл высказываний:

  1. Летом я поехал на море
  2. Летом я поехал БЫ на море.

Высказывание 1 –  говорящий действительно поехал отдыхать летом на море. При добавлении частицы «бы» смысл предложения существенно меняется: в предложении говорится лишь о намерении поехать, о желании в будущем совершить это.

Экспрессивные частицы – даже, вряд ли, только.

Пример:

Я сдал работу вовремя.

Пример 2:

Только я сдал работу вовремя.

Что добавила частица “только”?

В первом предложении не говорится о том, что больше никто не сдал работу в срок.

Список частиц для запоминания:

пусть, пускай, давай, бы, же, нет, не\ни, вовсе не, далеко не, вряд ли, ли, неужели, разве, вот, только, лишь, именно, почти что, даже, ведь, все-таки, -то, -либо, -нибудь.

Предлог

Служит для установления зависимости между значимыми словами, выражает отношения между ними.

В отличие от частицы предлоги никогда нельзя убрать из предложения: это разрушит имеющиеся в нем связи.

Пример: окно – на окне, за окном, над окном, под окном.

Союз

Служит для связи однородных членов (то есть близких по функции, похожих равноправных слов) и для связи простых предложений в составе сложного.

Пример:

У меня дома есть собака. У меня дома есть кошка.

Два этих предложения можно объединить в одно: слова «собака» и «кошка» будут однородными, так как они обозначают схожие по функции объекты – домашних животных. Именно их мы и объединим союзом (например, союзом «и»).

У меня дома есть собака и кошка.

Союзы делятся на две группы:

  • сочинительные (а, но, и, не только…,но и)
  • подчинительные (если, когда, что, потому что).

Прилагательные и наречия в сравнительной степени

Эти формы слов тоже стоит разобрать отдельно.

Существует три степени сравнения: положительная, сравнительная и превосходная.

Сравнительная степень используется при сравнении двух объектов по одному признаку.

Высокий человек. А этот мужчина ВЫШЕ.

Выше – сравнительная степень прилагательного «высокий». Кроме того, сравнительную степень мы можем сделать, если прибавим слово «более» — более высокий. Эти два способа абсолютно равнозначны.

Высокий → выше = более высокий.

Но мы можем усилить этот признак и сказать, что выше этого человека нет никого, для этого нам потребуется превосходная степень слова «высокий» — высочайший.

Это высокое здание. А это ВЫСОЧАЙШЕЕ здание в городе.

Превосходную степень также можно сделать с помощью второго способа – добавить слово «самый».

Высокий → высочайший = самый высокий.

Многие наречия по форме могут совпадать с прилагательными в сравнительной степени. Часть речи в этом случае определяется по исходному слову в простой степени.

Пример:

Взлетел выше облаков – наречие (начальная форма «взлетел высоко»).

Этот небоскреб выше других – прилагательное (начальная форма «этот небоскреб высокий»).

Причастие и деепричастие

Особые части речи, образованные от глаголов. Имеют свои способы образования и правила написания, свои особенности пунктуации, поэтому их будем разбирать отдельно

Причастие – отвечает на вопрос «какой?» (как и прилагательное), но образовано от глагола.

Пример:

присылающий – какой? тот, который присылает.

Слово образовано от глагола «присылать», значит, является причастием.

Деепричастие – отвечает на вопрос «как?» (чем похоже на наречие) или «что делая, что сделав?».

Пример:

улыбаясь, уходя, отпустив.

Самостоятельные части речи

А теперь чуть подробнее расскажем про каждую часть речи. И начнем, конечно, с главных.

Имя существительное

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Что?» и «Кто?».

Таких слов большинство в русском языке. Это все, что находится вокруг нас, а именно:

  1. Предметы – стол, двор, автобус, деньги;
  2. Признаки – храбрость, краснота, мокрота;
  3. Явления природы – снег, ветер, цунами, землетрясение;
  4. События – день рождения, праздник, Новый Год;
  5. Действия – бег, сон, покупки.

Существительные отличаются тем, что могут различаться по родам, числам, склонениям и падежам, могут быть именами собственными или нарицательными, одушевленными и неодушевленными. А в предложениях эти слова выступают в качестве подлежащих или дополнений.

Подчеркивается соответственно – сплошной одинарной чертой или пунктирной линией.

Глагол

Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?».

Она является второй по значимости после существительного и обозначает действие или состояние предметов.

Глаголы могут изменяться по временам, числам, родам (в прошедшем времени), бывают несовершенными и совершенными, а также имеют два спряжения.

А в предложении глаголы почти всегда выступают в роли сказуемого. Или как вариант, являются частью составного сказуемого. Подчеркивается двойной сплошной линией.

Местоимение

Местоимение — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Кто?», «Чей?» и «Который?».

Это слова, которые говорят о наличие предмета, но не называют их признаки и количество.

Примеров местоимений масса. Самые распространенные – я, он, вы, они, мой, твой, наш, его. К местоимениям также относятся слова – никто, ничей, никакой, любой, каждый, другой, самый, несколько, что-нибудь, кое-кто, какой-то.

В предложениях местоимения могут исполнять разные роли. Они могут быть как подлежащими, так и дополнением или обстоятельством.

Прилагательное

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Какой?» и «Чей?».

Она обозначает признак какого-то предмета.

Прилагательные почти всегда идут в связке с существительными. И меняются вместе с ними по родам, падежам и числам. А в предложении эта часть речи чаще всего является определением и подчеркивается волнистой линией.

Числительное

Числительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Который?» и «Сколько?».

Благодаря ей можно узнать о порядковом номере предметов или их количестве.

Все числительные делятся на три категории:

  1. Порядковые – первый, второй, третий и так далее;
  2. Количественные – один, два, три и так далее;
  3. Собирательные – двое, трое, четверо и так далее.

А вот в предложении числительное может играть самые разные роли. В этом плане это самая универсальная часть речи.

Причастие

Причастие – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Какой?», «Что делающий?» или «Что сделавший?».

Очень похоже на прилагательное, так как тоже показывает признак предмета, но только по действию или состоянию. Например, плачущий ребенок, светящее солнце, спящий младенец.

Причастия могут изменяться по родам, числам и падежам, также они имеют прошедшее и настоящее время. Иногда причастия идут в связке с зависимыми словами, и тогда эта конструкция называется причастным оборотом. А в предложении все это является определением.

Деепричастие

Деепричастие также относится к самостоятельным частям речи, хотя некоторые лингвисты считают его лишь определенной формой глагола. Отвечает на вопросы «Что делая?» и «Что сделав?»

Деепричастие может существовать только в связке с основным глаголом, так как оно зависит от него. Также у деепричастия бывают и свои зависимые слова, вместе с которыми образуется деепричастный оборот. В предложении и деепричастие, и деепричастный оборот – обстоятельства.

Наречие

Наречие – последняя самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Как?», «Куда?», «Откуда?», «Где?», «Почему?» и «Зачем?».

В предложении характеризует признак какого-либо действия. Например, шел быстро, читал вслух, сидел тихо.

Наречия не имеют падежей, родов или чисел. Они также не склоняются и не спрягаются. А в предложении чаще всего бывают обстоятельствами или определениями.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№6 — Части речи.)Скачать

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Конспект урока «Служебные части речи, их отличие от самостоят. частей речи.»

· Сегодня с вами узнаем, что у частей речи есть свой обслуживающий персонал.

· Познакомимся поближе со служебными частями речи.

· И выясним, чем они отличаются от самостоятельных частей речи.

Какие части речи мы знаем? Мы знакомы с существительным, прилагательным, числительным, местоимением. А еще – с глаголом, причастием и деепричастием, наречием и категорией состояния. Всё это – самостоятельные части речи.

Почему они так называются? Вот пример диалога в одном магазине.

− Сумка! Красивая! Купим?

− Сколько?! Семь тысяч?! Никогда!!

В этом диалоге есть существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное и наречие. И каждое в предложении употребляется без других частей речи, то есть, самостоятельно.

Но обычно самостоятельные части речи все же употребляются в предложениях вместе.

Мы идем быстро.

Эта книга интересная.

Сегодня тепло.

Эти предложения состоят только из самостоятельных частей речи и понятны нам. Поэтому может показаться, что нам достаточно самостоятельных частей речи.

Но как тогда быть вот с такими предложениями?

Сразу видно, что в этих предложениях чего-то не хватает. Вот если добавить еще по небольшому элементу…

Кот прыгнул на стол.

Семья переехала на дачу.

Поезд опоздал из-за снега.

Ни рыба ни мясо.

Всё становится гораздо понятнее. И даже непонятное «рыба мясо» превращается в известную поговорку.

А всё потому, что мы добавили несколько служебных слов.

Да-да! У частей речи есть свой обслуживающий персонал!

Части речи, таким образом, делятся на самостоятельные – которые мы уже перечислили – и служебные. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

Предлоги служат для связи слов в предложении. В основном они выражают зависимость существительного в словосочетаниях.

Яблоки растут в саду.

Я вернусь в течение дня.

Предлоги выражают зависимость существительных от глаголов.

Союзы могут связывать как слова, так и предложения.

Видим не высокое, а низкое дерево.

Выглянуло солнце, и запели птицы.

Получается, что мы как бы склеили слова и части предложений, обнаружили их связь.

Частицы выражают дополнительные смысловые оттенки.

Я повесила на окна шторы.

Этот бульдог злой.

Мы можем добавить в них немного оттенков.

Я повесила бы на окна шторы.

Этот бульдог совсем не злой.

Смысл значительно изменился, и все благодаря частице.

Все служебные части речи не изменяются. Посмотрите на предлоги в, на, из. Союзы и, а, что. Частицы не, пусть, даже. Мы не можем изменить их, как и другие служебные части речи.

Служебные части речи самостоятельно не употребляются. Правда, у некоторых людей иногда речь получается примерно такой: «Ну и… как бы… насчет… и… либо… а, хотя… просто… вроде… как раз!». Но от этого нужно стараться всеми силами избавляться.

Откуда же взялись служебные части речи? Некоторые из них – такие, как предлог в, союз а, частица не – явились к нам из глубокой древности. А другие – такие, как предлог благодаря, союз по причине и частица просто, – произошли от самостоятельных слов.

Поэтому нужно быть внимательными при анализе предложений. Слово просто может оказаться и наречием, и словом категории состояния, и частицей.

Он одевался слишком просто. Подлежащее – он. Определяем сказуемое – одевался. Одевался –как? – просто. Это обстоятельство и наречие.

В общении с ним было просто. Подлежащего в предложении нет, сказуемое выражено только словами было просто. Значит, это категория состояния.

Ты можешь просто замолчать?! Слово просто не выполняет никаких функций, только вносит дополнительные смысловые оттенки. Его даже можно удалить. Это частица.

Служебные части речи не могут самостоятельно выполнять функцию членов предложения.

Я хотел пойти в кино, но передумал. Союз но – не член предложения.

Может быть, ты всё-таки встанешь? Частица всё-таки тоже не является членом предложения.

Благодаря хорошей погоде, мы сильно загорели. Даже такой длинный предлог, как благодаря, не является членом предложения.

Но служебные части речи все-таки очень важны. Знаете ли вы, какие слова в русском языке употребляются наиболее часто? Может быть, вы думаете, что такие слова, как привет, ходить, хорошо? Нет. В десятке самых употребительных слов – в, и, не, на, я, быть, что, а, с, он. Чем они интересны? Тем, что, кроме одного глагола и двух местоимений, все они относятся к служебным частям речи.

В большинстве иностранных языков, с которыми мы встречаемся, тоже есть служебные части речи. И они тоже очень распространены.

Что же нам требуется запомнить?

К действию!

Литературоведы давно отметили: если писатель хочет ускорить темп повествования, он наращивает количество глаголов в тексте. Глагол обозначает действие и состояние предметов. Его начальная форма — неопределенная, иначе она называется инфинитивом и отвечает на вопросы «что делать?» (несовершенная форма глагола) и «что сделать?» (совершенная форма).

Удивительно, но целый ряд ученых полагает, что инфинитив — это… тоже имя, правда, с глагольной основой, и, что еще удивительнее, исторически восходит он к отглагольным существительным в формах дательного и винительного падежей. Не вдаваясь в долгие рассуждения, просто вспомним, что есть целый ряд глаголов, которые в неопределенной форме совпадают с существительными, и определить их принадлежность можно только в контексте. И снова сравним: «В кухне была русская печь» / «Бабушка любит печь пирожки». Или: «В лодке обнаружилась течь» / «Ручейку течь к реке».

Помимо совершенной и несовершенной формы, глаголы бывают переходными и непереходными. Различать их несложно: переходные сочетаются с существительными и местоимениями в винительном падеже без предлога, то есть их действие переходит на другой предмет, действие непереходных — нет. «Я люблю природу», «Поэт написал стихотворение» — в этих предложениях глаголы переходные. «Платить за покупки», «добиваться успехов» — непереходные. Наверное, вам доводилось слышать в транспорте режущий ухо призыв кондуктора: «Оплатите за проезд!» Налицо речевая ошибка. В данном случае мы имеем дело с глаголом переходным, правильно: «Оплатите проезд» (однако в сочетании «заплатите за проезд» налицо непереходность, вот и возникает путаница).

«Работать» глаголу в нашей речи помогают наклонения: изъявительное (читаю), условное (читал бы) и повелительное (читай), а также времена: прошедшее (читал), настоящее (читаю), будущее (буду читать).

Глаголы изменяются по лицам (о них мы говорили, когда шла речь о междометии) и числам, то есть спрягаются. В русском языке два спряжения глаголов: I — глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть, а также глаголы-исключения с окончанием, как во II спряжении, — «брить» и «стелить»; II — глаголы на -ить и одиннадцать слов-исключений из первого спряжения: «смотреть», «видеть», «ненавидеть», «терпеть», «обидеть», «вертеть», «зависеть», «гнать», «держать», «слышать», «дышать». Помня типичные окончания глаголов I и II спряжений, мы никогда не допустим ошибку на письме.

Две особые формы глагола — причастие и деепричастие. Первое отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» (принимаемый/принятый — причастия несовершенного и совершенного вида; затопленный/ затоплен — полная и краткая формы; видящий/видимый — действительное и страдательное причастия; кроме того, причастия изменяются по временам, как глаголы, и склоняются, подобно прилагательным), второе — на вопросы «что делая?», «что сделав?» (погружаясь/погрузившисьдеепричастия несовершенного и совершенного вида).

Классификации частей речи в русском языке

Современное учение о  частях речи в РЯ базируется на классификации В. В. Виноградова.

В основе его учения лежит многоступенчатая классификация слов.

На первой ступени лежат части речи (знаменательные слова), частицы речи (служебные слова), модальные слова и междометия.

На втором этапе в системе знаменательных слов выделяются имена. На третьем происходит конкретизация знаменательных и служебных слов.

В дальнейшем его система трансформировалась.

Сейчас в системе частей речи, предложенной в «Русской грамматике»-80, выделено 10 частей речи, в ней 2 уровня обобщения. Эта система представлена в большинстве школьных учебников.

В основе  образования новых классов слов является процесс перехода слов из одной части речи в другую. Следствием процессов переходности является синкретизм.

Синкретичными называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в категориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах) признаки 2 и более частей речи.

В РЯ выделяют 2 пути образования синкретичных слов.

Первый путь называется диахронным, это длительный путь развития, формирование в ходе развития языка новых классов или разрядов слов. Притяжательные прилагательные Алексеев, Петров, Иванов сын стали фамилиями.

Второй путь – это путь индивидуального перехода слова из одной части речи в другую, происходит расщепление исходного слова на 2: рядовой случай – знакомый рядовой; шел мимо, шел мимо дома; ранней весной, влюбилась весной.

В результате действия процесса перехода из одной части речи в другую в русском языке возникают синкретичные части речи, объединяющие в своей грамматической структуре свойства других частей речи.

Вывод

Морфология — это важная наука, изучающая структуру и формы слов в языке. Она имеет много практических применений, включая обучение грамотности, литературное творчество, перевод, лингвистические исследования, обработку текста и многое другое. Современные технологии, такие как компьютерные анализаторы текста и машинное обучение, делают исследование морфологии более эффективным. В России существует несколько университетов и образовательных учреждений, где можно получить образование и специализироваться в области морфологии

Эта наука остается актуальной и важной для понимания и использования языка в современном мире

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: