Правила построения словосочетаний и предложений в русском языке

Основные сведения о синтаксических нормах русского языка

Образец выполнения задания

Пример задания. Нарушение норм в словосочетаниях

Определите сочетание прелога и существительного, в котором есть ошибка. Выпишите его, исправив ошибку.

  • справиться о делах
  • интересоваться о здоровье
  • спрашивать о выставке
  • свидетельствовать о воспитанности
  • заискивать перед чиновником

Поступаем так

Сначала прочитайте данные словосочетания, обращая внимание на подводные камни в области синтаксических норм, указанные выше. На основе этого исключаем нормативно построенные словосочетания: справиться о делах, спрашивать о выставке, свидетельствовать о воспитанности, заискивать переде чиновником

Остается словосочетание интересоваться о здоровье. Нормативными были бы словосочетания справляться о здоровье, спрашивать о здоровье. Слово «интересоваться» требует существительного в форме творительного падежа без предлога — интересоваться здоровьем.

Ответ: интересоваться здоровьем

Определите предложение, в котором нарушена синтаксическая норма. Выпишите номер предложения. Исправьте ошибку.

  1. Тот, кто говорит о дискриминации, не всегда прав.
  2. Кто соберётся с силами, тот и победит.
  3. Те, кто не привит, могут заразиться.
  4. Кто ищет, тот всегда найдет.
  5. Те, кто это говорили, ошибались.

Поступаем так

Читаем предложения, обращая внимание на крепы ТЕ, КТО; ТОТ, КТО и соответствие их сказуемому

Например, предложение (1) тот не всегда прав; кто говорит…; (2) тот победит, кто соберется…; (3) те могут, кто не привит…; (4) кто ищет, тот найдет… . Синтаксические нормы в данных предложениях не нарушены. Предложение (5) построено неверно: те ошибались, кто говорили. Получаем ответ.

Ответ: 5, кто говорил

Пример задания. Нарушение нормы в согласовании причастия с определяемым словом

Определите предложение, в котором нарушена норма. Выпишите номер предложения. Исправьте ошибку.

Легкое облако белой пыли, взвившееся шагах в пяти от меня, привлекло мое внимание (по Н. Гумилеву).
Голос человека, отстаивающий правду, прозвучал уверенно.
Ему нечего не стоит зайти во вланг движущемуся противнику (по Н

Гумилеву)
На резко чернеющих ветках — золотые обрывки парчи (по Н. Гумилеву).
Порой нас развлекали рвущиеся поблизости шрапнели (по Н. Гумилеву).

Поступаем так

Читаем предложение, обращая внимание на согласование причастного оборота с определяемым словом: 1) — взвившееся облако; 3) — движущемуся противнику; 4) — на чернеющих ветках; 5) — рвущиеся шрапнели. Согласование определяемого слова с причастием есть

Следовательно, синтаксические нормы в данных сложных предложениях не нарушены.

Предложение 2) построено неверно: голос человека, отстаивающий правду. Обычно причастный оборот стоит рядом с определяемым существительным: здесь это слово «человека» (Р. п.), поэтому и причастие должно стоять в форме родительного падежа: отстаивающего. Получаем ответ.

Ответ: 2, отстаивающего

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Нормы синтаксиса в русском языке

Существует три типа связи между словами в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

  1. Согласование. Зависимое слово отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?». Согласуется с главным в роде, числе, падеже.
  2. Управление. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей.
  3. Примыкание. Зависимое слово — неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательное местоимение (его, ее, их).

Существует такое понятие как нормы управления. Обратимся к определению:

Нормы управления делятся на:

  1. Глагольные.
  2. Именные.
  3. Предложные.

Обратимся к таблице ниже:

Падеж Предлоги Примеры
Именительный   —
Винительный через, за, про, на, в, под через сквер, про друга, на столе, под дождем, в машине
Родительный до, из, возле, около, от, с, у, без, подле возле дома, из коробки, до реки, около подъезда, от города, с тобой, у дяди, без решения
Дательный к, по к маме, по шоссе
Творительный между, под, с, за, над между стульями, под подушкой, над пропастью
Предложный при, об, о, в, на на гамаке, в деревне

Нормы согласования

Согласование — грамматическая связь, в которой, зная тип главного слова, можно назвать форму зависимого слова, и в таком случае можно не обращаться к лексическому значению какого-либо из компонентов связи.

Главным словом при согласовании считается та форма, в которой определяется смысл, исключительно передаваемый в высказывании; форма зависимого слова выбирается еще и в соответствии с формой главного слова.

Согласование является слабой связью, поскольку не существует таких главных слов, которые всегда требовали бы согласованных с ними зависимых в качестве необходимого условия своего употребления. Однако это не исключает наличия случаев, когда зависимое слово обязательно.

Согласование может быть неполным и полным. При неполном согласовании сопоставление зависимых слов главному происходит не по всем имеющимся у них одноименным категориям.

Обычно в описаниях языковых грамматик согласование представляется как единство грамматического значения (или его определенных элементов, например числа, падежа или рода) и связанного с ним слова и существительного. 

Нормы синтаксиса сложного предложения

Когда происходит построение сложного предложения не нужно добавлять в него слишком много придаточных.

Вот пример избыточного их употребления: «Когда мы заходим в Интернет, мы узнаем о тех случаях, которые произошли в стране и мире, пока наша жизнь шла своим ходом, потому что у каждого человека достаточно забот и дел, чтобы не слишком-то наблюдать за всем, что случается в самых разных точках страны и планеты, несмотря на то что это очень интересно и важно, ведь нам довелось жить в такое непростое и сложное время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории жизни человечества была не легкой, что подтверждается многочисленными документами». 

К нарушению правил синтаксической нормы приводит вкрапление однотипных образований сложноподчиненного или сложносочиненного предложения: «На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила преподаватель, которая радостно улыбалась, приветствовала и подбадривала ребят, которые чувствовали себя неуверенно». Здесь налицо избыточное употребление союзного слова «который»

Следует обратить внимание на неподходящую вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов (то, тот, такой и др.)

«Точка зрения автора статьи заключается, что он призывает всех поступать по совести». Правильно было бы написать так: «Точка зрения автора статьи заключается в том, что…».

«Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой». Здесь «то» является неподходящим.

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2

Предложение:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Пример 3

Предложение:

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Пример 4

Предложение:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Пример 5

Предложение:

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Пример 6

Предложение:

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Пример 7

Предложение:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Теория

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее,
т. е. в том же роде, лице и числе.

Например:
Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже
(типа
большинство студентов, ряд предприятий
),
сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы.

Например:
Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало.
Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы.

Например:
Большинство студентов сдали зачет.
Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием
(типа десять лет, сорок человек),
сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа
. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2.

Сравните:
Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.

4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа.

Например:
Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре
(двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.),
сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа.

Например:
На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер.

Например:
Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом
(или родом ведущего слова в аббревиатуре).

Например:
Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.

ЗАПОМНИТЕ
: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

Например:
ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.

7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто
(в функции союзного слова в придаточном предложении),
сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.

Например:
Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

Особые трудности возникают
при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение
(типа
диван-кровать, газета «Труд»
). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если существительное выражено сложным словом
(плащ-палатка),
то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие.

Например:
диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

ЗАПОМНИТЕ
: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным
(фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то
сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным.

Например:
Озеро Байкал — cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

ЗАПОМНИТЕ
: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу.

Например:
«Известия» сообщают; Эльбрус покорен.

Синтаксические нормы употребления однородных членов

Синтаксические нормы употребления однородных членов:

  1. Однородными членами могут быть слова, не состоящие в родовидовых отношениях и не принадлежащие к разным понятийным классам. Поэтому ненормативны следующие случаи: он дрессировал собак и животных; любил поесть и котов.
  2. В качестве однородных не могут выступать полные прилагательные, причастия и их краткие формы: Она умна и добрая. Дом сдан и заселённый.
  3. Двойные союзы употребляются прямо перед теми членами, которые они соединяют: Автор писал как драмы, так и поэмы. Ошибкой будет вариант: Автор как писал драмы, так и поэмы. Недопустимо смешение частей разных двойных союзов: Я знал не только правила, а также мог привести примеры. Правильно: Я знал не только правила, но и мог привести примеры.
  4. Если при однородных членах есть общее зависимое слово, необходимо следить, чтобы нормы управления этим словом были общим для всех однородных членов: Он любил и восхищался невестой. Правильно: Он любил невесту и восхищался ей.
  5. Недопустимо использование в качестве однородных разных по типу конструкций: Я выкинул вещи, ставшие ненужными и которые занимали место (смешение придаточного предложения и причастного оборота). Когда я приехал домой и увидев родных, я обрадовался (объединение как однородных придаточного предложения и деепричастного оборота).

Виды языковых норм

Использование языковых норм в русском языке очень важно, так как это помогает выстроить грамматически правильные предложения, а также может показать культуру человека и его грамотность. К характерным чертам языковых норм относят:

К характерным чертам языковых норм относят:

  • относительную устойчивость;
  • общеупотребительность;
  • распространенность;
  • общеобязательность;

Основные источники языковой нормы:

  • произведения современных писателей, которые продолжают классические традиции;
  • публикации СМИ (средств массовой информации);
  • произведения писателей-классиков;
  • данные лингвистических исследований;

Языковые нормы делятся на:

  1. Директивные (императивные) — обязательные предложения к употреблению для всех членов.
  2. Вариативные — варианты, допускающие для написания и произнесения: твóрог — творóг.

К типичным ошибкам в этой группе относятся:

  • нарушение лексической сочетаемости (можно сказать «карие глаза», но нельзя «карие волосы»);
  • тавтология — повтор однокоренных или одинаковых слов (изобразить образ);
  • неточность словоупотребления («он добротный артист» вместо «он хороший артист»);
  • смешение паронимов (болотные сапоги — болотистая местность; нельзя: болотистые сапоги — болотная местность);
  • плеоназм — избыточное значение (первая премьера, памятные сувениры).

Морфологические нормы — это нормы верного создания грамматических форм слов частей речи. Это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм частей речи.

Синтаксические нормы регулируют правила построения предложений и словосочетаний. 

Пунктуационные нормы — это правила, указывающие применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Иногда от постановки знаков препинания зависит смысл предложения.

Орфографические нормы — нормы написания слов. Нужная орфограмма всегда выбирается с учетом лексической и грамматической характеристики слова (часть речи, лексическое значение, морфема, грамматическая категория слова).

Стилистические нормы — комплекс исторически сложившихся и вместе с тем обоснованно развивающихся установленных реализаций заложенных в языке стилистических возможностей. За каждым стилем языка закреплен определенный набор слов, форм слов, предложений. 

Теоретические основы синтаксических норм

Сначала необходимо разобраться с сущностью понятия синтаксических норм. Они обладают своими функциями, свойствами и видами, о которых стоит знать.

Что такое синтаксические нормы. Понятие и сущность

В русском языке есть много средств, которые регулируют порядок и связь слов в предложениях и словосочетаниях. Одним из таких инструментов являются синтаксические нормы. По-другому их можно назвать смотрящими за благополучное существование и развитие языка. В толковых словарях существуют разные определения данного понятия. В справочнике Ожегова синтаксические нормы обозначаются следующим образом:

«Нормы русского языка, регулирующие правила грамотного построения единиц синтаксиса».

В толковом словаре Ушакова дается другое определение:

«Синтаксические нормы – это правильное употребление слов и словосочетаний в предложениях».

Данные определения хоть и отличаются по структуре, но при этом тождественны по значению. Иными словами, можно сказать, что под синтаксическими нормами понимается совокупность правил и общепринятых норм синтаксиса, определяющая основы для грамотного построения словосочетаний и предложений. Без них наша устная и письменная речь была бы бессвязной и непонятной.

Функции синтаксических норм. Предмет регулирования

Синтаксические нормы представляют основу для всего великого русского языка. Именно с них начинается слияние слов в словосочетания, затем в предложения, а в конце уже и в полноценный текст. Но допуская ошибки, целостность и смысл синтаксических единиц теряется, поэтому такой процесс необходимо контролировать.

Именно данные нормы занимаются регулированием и контролем за правильным соблюдением всех грамматических основ. Они включают в себя правила для всех синтаксических случаев. Под их область регулирования попадают следующие составляющие:

  • верное согласование подлежащего и сказуемого;
  • связи между частями сложного предложения;
  • правильный порядок слов в синтаксических единицах;
  • случаи связи с помощью управления;
  • совместимость определения и определяемого слова;
  • создание простых предложений и их осложняющих элементов (причастных и деепричастных оборотов).

Со всеми этими функциями справляются синтаксические нормы. Такие правила применяются повсеместно, поскольку нормы встречаются везде и требуют строго соблюдения. В противном случае из контекста будет пропадать смысл и авторская задумка, а иногда слушатель может даже неправильно понять суть сообщаемой информации.

Распространенные ошибки. Нарушение синтаксических правил

Существует много категорий ошибок, которые люди допускают при устном или письменном построении предложений. Они разделены по типам и частям речи. В уроке мы рассмотрим самые часто встречаемые варианты неправильного построения и научимся не совершать таких же ошибок.

Несоблюдение правил встречается в следующих разделах:

  • построение предложений с однородными членами;
  • употребление причастного и деепричастного оборота в предложениях;
  • ошибки в употреблении составных предлогов;
  • написание сложноподчиненных предложений;
  • трансформирование прямой речи в косвенную;
  • согласованность подлежащего и сказуемого.

Каждый вид делится еще на несколько подвидов, с которыми необходимо ознакомиться. Встречаются и такие ошибки, которые, как оказываются, совершаются нами очень давно

Именно поэтому важно обращать внимание на синтаксические нормы, которые очищают и облагораживают русский язык, избавляя его от неграмотной речи

Построение сложноподчиненных предложений

Данные единицы синтаксиса связаны между собой с помощью союзов

Поэтому важно разобраться в структуре таких предложений и правильно употреблять подчинительные союзы

Что такое сложноподчиненное предложение. Особенности

Сложноподчиненным предложением называют единицу синтаксиса, которая содержит в себе несколько грамматических основ и соединена при помощи подчинительного союза или союзного слова.

Пример сложноподчиненного предложения:

Сегодня на улице целый день шел дождь, поэтому Алина решила остаться дома.

Здесь представлены две грамматические основы: «шел дождь» и «Алина решила». Они соединены подчинительным союзом «поэтому», значит данное предложение – подчинительное.

Они делятся на несколько видов:

  • причины;
  • условия;
  • уступки.

Определяются данные типы по падежным вопросам, которые задаются от подчинительных союзов. Пунктуация в таких синтаксических единицах сложна и требует постоянного заучивания правил. Помимо пунктуационных ошибок, встречаются еще и синтаксические, связанные с незнанием союзов.

Распространенные ошибки. Правила употребления

Самые распространенные ошибки возникают в предложениях, придаточная часть которых начинается с союза или союзного слова «кто».

Пример ошибок:

Все, кто пробовали сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Такое употребление сказуемого после слова «кто» не допустимо, поскольку оно употреблено в единственном числе, а значит и сказуемого должно быть в этой же форме.

Правильный ответ:

Все, кто пробовал сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Подобные ошибки возникают с такими связками, как «те, кто…», «все те, что …» и т.д.

Нормы согласования и управления

Грамматическая основа и другие составные части в предложении связываются друг с другом при помощи специальных средств. В согласовании подлежащего и сказуемого есть нюансы, которое необходимо учитывать. Рассмотрим все тонкости средств связи членов предложения.

Согласование подлежащего и сказуемого

Есть несколько правил, которые помогут разобраться в аспектах синтаксических норм, касающихся подлежащего и сказуемого. Их нужно запомнить, чтобы потом не допускать грубых ошибок в построении предложений.

Управление как норма синтаксиса

Под управлением понимается вид связи в словосочетаниях, который обозначает верное употребление падежа. Из-за смены одного окончания происходят изменения и во всем смысле предложения

Поэтому важно изучить все предлоги, которые относятся к своим падежам. Так при виде предлога можно будет сразу определить падеж, в котором будет стоять слово

Таблица предлогов и падежей:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: