Тире и двоеточие в простых предложениях
Примеры использования двоеточия и тире встречаются не только в БСП. Их используют в простых предложениях, которые мы разберём подробнее.
Как перестать бояться экзаменов? Учить все правила и не пропускать занятия
Перечисление: тире или двоеточие
Перед перечислением ставится двоеточие или тире? Некоторые учащиеся путаются, но правило здесь очень простое: если перечисление идёт после обобщающей части, ставим двоеточие:
Двоеточие и тире при обобщающих словах
Если же перед перечислением идёт обобщение — даже не стоит долго думать — всегда ставьте двоеточие:
Перед перечислением ставят двоеточие. Или всё-таки есть правила, которые устанавливают привилегии для тире в подобных случаях? Исключений здесь нет. А тире может использоваться только после того как все однородные члены перечислили, а предложение ещё не закончилось. Например:
Подлежащее и сказуемое: двоеточие или тире
Что объединяет эти два предложения? В них подлежащее и сказуемое выражаются одной частью речи — именем существительным. В таких конструкциях между главными членами предложения всегда ставят тире.
Один из 100%-ных показателей того, что нужно поставить тире — предложения-определения, в которых используется указательная частица «ЭТО». Такие конструкции — верный признак, что необходимо поставить длинную чёрточку, а не двоеточие.
Задание 21
Чтобы выполнить данное задание нужно знать:
- знаки препинания, их функции как в простом, так и в сложном предложении;
- правила постановки каждого знака: тире, двоеточие, запятые в предложения с очп, запятые в ссп, запятые в спп.
Как выполнять 21 задание:
1) Внимательно прочитайте задание, выясните, какой знак препинания задан в формулировке.
2) Внимательно прочитайте текст, поймите его смысл.
3) Найдите в тексте КИМа предложения с нужным знаком.
4) Определите, какие это предложения — простые или сложные.
5) Выделите предложения, в которых данный знак ставится в соответствии с одним и тем же правилом путнкутации. Например, вы нашли четыре предложения с тире, но только в двух из них тире ставится по общему принципу.
Постоянно забываете про важную запятую и теряете баллы? Изучите правила постановки запятых, двоеточий и тире на нашем спецкурсе по пунктуации и ошибок будет гораздо меньше.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении
Самые большие сложности возникают с бессоюзными сложными предложениями. Именно в них ученики школ и студенты теряются и не могут определить, когда ставить тире, а когда двоеточие.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это одно большое предложение, состоящее из более простых, которые соединяются между собой интонационно или по смыслу, а не с помощью союзов.
Разберём подробнее все случаи, где должно стоять тире и двоеточие в таких предложениях.
Чтобы написать ЕГЭ на отлично, нужно выучить правила по русскому языку
Пояснение: тире или двоеточие
Почему мы поставили двоеточие, а не тире? Потому что вторая часть предложения поясняет первую. В этом случае двоеточие легко можно заменить союзом «ЧТО»:
Хорошей подсказкой могут стать такие глаголы, как увидеть, услышать, узнать, ощущать, смотреть и так далее. Это своеобразный тайный знак — после них обязательно стоит двоеточие: Студент скорее почувствовал, чем понял: его фокус с подделкой подписи в зачётке раскрыли.
Уточнение: двоеточие или тире
В этом предложении вторая часть уточняет содержание первой, объясняет его. Чтобы проверить себя, попробуйте подставить вместо двоеточия выражения «А ИМЕННО» или «ТО ЕСТЬ».
Чувствуете, что в предложении вместо знака препинания можно поставлять «А ИМЕННО»? Не раздумывайте — двоеточие или тире. Смело ставьте двоеточие. И наоборот, что поставить вместо «А ИМЕННО» — тире или двоеточие? Ответ — только двоеточие.
Причина: двоеточие или тире
В чём особенность данного предложения? Здесь вторая часть содержит причину, объясняющую то, что случилось в первой. Двоеточие легко заменяется на союз «ПОТОМУ ЧТО». Так что, если видите такие конструкции, не гадайте двоеточие или тире. Смело выбирайте первый вариант.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Где ставить тире и двоеточие в БСП? Запоминайте союзы и ключевые фразы, которыми можно заменить знаки препинания. Это проще, чем мучиться, повторяя правила, касающиеся двоеточия или тире.
Время: где тире, где двоеточие
Когда пишется тире, а когда двоеточие — часто зависит от смыслового значения, которое несёт предложение. Например:
Может показаться, что здесь даётся уточнение. Но это не совсем так. В уточняющих предложениях разъясняется первая часть. В этом же примере акцент стоит на времени — КОГДА студенты смогут отдохнуть?
Поэтому обращайте внимание на порядок смысловых частей в предложении. И уверенно ставьте тире, если видите указание на время
Условие: где ставится двоеточие, а где тире
Ещё один пример предложений, в которых непонятно, когда нужно ставить двоеточие, а когда тире. Запомните, если в первой части содержится условие, которое объясняет вторую — ставьте тире. Чтобы проверить, достаточно подставить союз «ЕСЛИ»:
Результат или следствие: в каких случаях ставится двоеточие и тире
На первый взгляд — здесь объясняется причина. Но, как мы уже упоминали, для двоеточия нужен правильный порядок: второе предложение объясняет первое.
В этом же примере всё совсем по-другому. Сначала идёт причина, а потом следствие или результат. А чтобы связать эти части в единое целое, можно использовать слова «ПОЭТОМУ», «ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО», «ТАК ЧТО». Если видите такие подсказки, смело ставьте тире.
Если во второй части бессоюзного сложного предложения идёт результат, между частями всегда ставят тире.
Противопоставление: знаки препинания тире и двоеточие
Если в предложении во второй части даётся резкое противопоставление первой, то между ними ставят тире. Для самопроверки можно подставлять союзы «НО» или «А», а знак препинания поменять на запятую:
Быстрая смена событий: правописание тире и двоеточия
В предложениях, в которых происходит резкая смена событий, также используют тире. Чтобы проверить себя, можно заменять знак препинания союзом «И».
Дополнительно в предложениях с резкой сменой действий можно использовать такие слова как «ВДРУГ» и «ВНЕЗАПНО». Они тоже помогают проверить себя.
Задание 17
Данное задание проверяет знание таких тем:
- второстепенные члены предложения;
- обособление определений;
- обособление приложений;
- обособление обстоятельств;
- обособлений дополнений.
Как выполнять 17 задание:
1) Выделите грамматическую основу. Найдите второстепенные члены предложения. Задавайте от слова к слову вопрос, устанавливая взаимосвязи.
2) Определите, какой член предложения находится между цифрами — определение, дополнение или обстоятельство.
3) Установите, к какому члену предложения он относится и какую позицию занимает. Например, стоит перед или после слова, к которому относится.
4) Выясните, каким способом выражен член предложения. Допустим, мы нашли деепричастие, нашли зависимые от него слова, поняли, что перед нами деепричастный оборот.
5) Посмотрите, есть ли в данном отрывке союзы, к какой группе союзов они относятся.
6) Вспомните правила обособления найденной части речи, расставьте знаки препинания.
В предложении выделяем первый причастный оборот. Второй не выделяется, так как он стоит перед определяемым словом. Ответ: 1 и 3
Где тренироваться и решать тесты ЕГЭ по русскому? Собрали 17 пособий и онлайн-ресурсов для практики по русскому языку.
Учим вводные слова.
Вводные слова и предложения лучше всего выучить и не путать их с другими конструкциями, потому как по формальным признакам опознавать вводные слова и предложения во время письма – затруднительно.
Наиболее полный перечень вводных слов был приведён Д.Э. Розенталем.
1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, не ровён час и др. Например: …Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов); Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная механическая мастерская (Катаев);
2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др. Например: После этого, по сути, и спрашивать об её отношениях к Григорию было незачем (Шолохов); А мечтал он, может статься, подойти путём другим, у окошка постучаться жданным гостем дорогим (Твардовский);
3) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др. Например: Вы, значит, предлагаете мне отказаться от матча и, следовательно, лишиться десяти тысяч долларов? (Билль-Белоцерковский);
4) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т. п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря. Например: …Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); А Клавдия ушла, вернее, убежала, смущённо укрыв шалью лицо (Ю. Лаптев);
5) вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать и др. Например: Фабричные здания, на мой взгляд, ничем не отличались от тех, что я видел по другим заводам округа (Бажов);
6) вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю, с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым мыслям, к приводимым фактам и т. д.: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста и т
д. Например: Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (Пушкин); Мы, если хотите знать, мы требовать пришли (Горбатов);
7) вводные слова:
а) указывающие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.;
б) показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.;
в) выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. Например: Рина была, или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной (Л. Толстой); …Из ста с лишним учеников знало урок, случалось, только четверо (Помяловский); А Булычёв, надо прямо сказать, в плохом виде! (Горький).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
В бессоюзном сложном предложении (БСП) между простыми предложениями нет союзов или союзных слов. Две и более предикативные части соединяются в одно законченное высказывание интонационно.
Определение
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение части которого объединены интонацией и общим смыслом.
Запятая в бессоюзном сложном предложении
Интонация служит средством выражения смысловых отношений между его частями, например, перечислительной:
Простые предложения передают описание какого-либо явления, факта, перечисляя его детали и особенности. Все однотипные части произносятся с одинаковым повышением тона в конце каждого простого предложения, а последняя часть — с обязательным понижением тона в конце. Между простыми предложениями ставятся запятые. Интонация перечисления делает возможным использование сочинительного соединительного союза «и», который превратит БСП в сложносочиненное предложение:
Точка с запятой в БСП
Если по смыслу простые предложения далеки друг от друга или в одном из них имеются свои знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой, например:
Тире в бессоюзном предложении
В БСП могут существовать сопоставительные отношения между двумя его частями, отношения несоответствия и противопоставления, что аналогично сложносочиненному предложению с противительным союзом, например:
Простые предложения произносятся с повышением тона в конце первой части и логическим выделением каждого слова во второй. В такой ситуации в предложении ставится тире.
Между частями БСП укажем отношения обусловленности, когда в предложениях сообщается о двух явлениях, взаимосвязанных между собой, причем второе из них является результатом или следствием первого.
В сложном предложении может происходить быстрая смена событий или неожиданное присоединение. Тогда используется интонация незавершенности при произношении первой части, повышение тона на ней, а также выдерживается заметная, подчёркнутая интонационно пауза между двумя частями:
В первой части бессоюзного предложения содержится условие, или в ней указывается на время действия, например:
В этих сложных предложениях возможно использование подчинительных союзов «если», «когда».
Если между частями сложного предложения устанавливаются сравнительные отношения, то есть между ними можно вставить сравнительные союзы «как», «словно», «будто», «точно», тогда в БСП обязательно ставится пунктуационный знак тире, например:
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Между двумя простыми предложениями в БСП существуют изъяснительные отношения, если вторая часть раскрывает содержание первой или дополняет её. Части сложного предложения соединяются между собой особой интонацией: первая часть произносится с понижением тона в конце, в вторая — в более быстром темпе. Между частями предложения можно вставить пояснительный союз «а именно». В такой синтаксической ситуации в БСП ставится двоеточие, например:
Часто в таком сложном предложении можно использовать подчинительный союз «что» или слова «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что».
Двоеточие ставится, если вторая часть называет причину того, о чем сообщается в первой части. Между простыми предложениями возможны подчинительные союзы «потому что», «так как» или союзное слово «поскольку», например:
Вторая часть БСП представляет собой прямой вопрос:
Дополнительный материал
Смотрите еще 34 примера сложных бессоюзных предложений из художественной литературы.
Рубинчик Людмила Ивановна
Упражнение 20.11
1. Укажите номера предложений, в которых слово однако является: 1) союзом, связывающим однородные члены, запятая после него не ставится; 2) союзом, связывающим части сложносочинённого предложения, запятая после него не ставится; 3) союзом, связывающим предложения в тексте, запятая после него не ставится; 4) вводным словом, выделяющимся с двух сторон запятыми.
1. Все трое застыли в ожидании. Однако велосипед не появлялся (Л. Лагин). 2. Это однако была сущая правда (М. Булгаков). 3. Он поднял и поставил снова на столик заурядный* комнатный вентилятор, который однако Хоттабыч видел впервыесл в жизни (Л. Лагин). 4. У этих объявлений слог скупой, сухой, однако точный (П. Мелехин). 5. Уроки труда мы должны были получать в наскорос сооружённом помещении, наречённом однако солидно и внушительно — «мастерская» (М. Алексеев). 6. Всё начиналось с робких ручейков, однако с помощью солнышка они день ото дня становились смелеем и напористее (М. Алексеев). 7. Случалось такое однако редко (М. Алексеев). 8. Надо чуть подождать, чтобы сухарики впитали в себя майонез и соус фасоли, однако долго ждать не стоит (из рецепта салата). 9. Потенциал полезных ископаемых достаточно высок, однако промышленное освоение и экономическое использование ресурсов идёт незначительными темпами (из газеты). 10. Казалось бы, это только гипотеза. Однако у неё есть глубокие основания (В. Барашенков).
2. Найдите в упражнении слова, образованные путём перехода из одной части речи в другую.
гипо́теза майоне́з потенциа́л |
Что такое вводные слова и предложения?
Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов либо целые предложения, которые являются частью предложений, но не являются при этом их членами. ВС выражают отношение автора к содержанию текста, его оценку, информацию о происхождении сведений, об их связи с остальным текстом.
Вводные конструкции синтаксически не связаны с остальными членами предложения, к ним нельзя задать вопрос. В большинстве случаев при вводных словах ставятся запятые.
Чем могут быть выражены вводные слова?
ВС могут выражаться любыми частями речи в разных формах, использоваться с предлогами либо состоять из нескольких частей речи:
- существительные: к сожалению, на радость, по мнению;
- прилагательные: по меньшей мере, самое главное, похоже;
- местоимения: само собой, кроме того, по-вашему;
- наречия: конечно, несомненно, наоборот;
- глаголы: кажется, видишь ли, понимаешь; честно сказать, рады признаться, может быть;
- наречие + деепричастие: грубо говоря, мягко выражаясь;
- предложения: я думаю, мне кажется, как вы все хорошо знаете, как говорили о нём.
Отличия вводных слов и предложений от членов предложения
Одно и то же слово в разном контексте выступает в роли ВС или в роли члена предложения. Обозначим отличительные признаки ВС и предложений:
- Вводные слова и предложения не являются членами предложения.
- К ним нельзя задать вопрос от других слов в предложении.
- ВС можно убрать из предложения без искажения его смысла.
Сравним два примера:
К таким «двойным» словам относятся также наверное, наконец, в конце концов, однако, действительно, конечно, во всяком случае, вообще, в общем, в самом деле, в свою очередь, главным образом, в частности, наоборот, значит, по крайней мере, с точки зрения, например, примерно.
Однако надо помнить и про такие слова, которые похожи на вводные, но не являются ими: ведь, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, обязательно, вдруг, будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, авось, почти, даже, именно. Обособление таких слов в предложении не требуется.
Запятая в ССП и ее отсутствие
Части сложносочиненных предложений, соединенные разными типами сочинительных союзов, разделяются запятыми:
- Сгустились тени, и на небе показались тонкие очертания новорожденного месяца. Я с удовольствием готовился к предстоящей рыбалке, да и дед с энтузиазмом бывалого рыбака чинил свои старые снасти (с соединительными союзами).
- Не ходи туда, а не то случится беда. Путешественники очень устали, но было решено продолжить идти вперед. Иванов среди них был чужим, однако он быстро освоился и скоро стал со всеми на короткую ногу (с противительными).
- Подстроил ли он эту встречу, или все вышло случайно? То ли звон капели будит меня, то ли журчание ручья за окном. То они собирались ехать, то вдруг глава семьи менял свое решение прямо перед самым отъездом (с разделительными).
- Его слова сняли с моих плеч тяжкий груз ответственности, да и он стал чувствовать себя свободнее. Он мне все больше не нравился, я тоже, по-видимому, был ему неприятен (с присоединительными союзами).
Следует отличать такие предложения от простых с однородными членами: Средневековые художники использовали для своих рисунков натуральные краски и размещали их на деревянных дощечках или на холстах.
В сложносочиненном предложении иногда запятая между частями не ставится, поскольку такие предложения имеют особую структуру:
- В них присутствует второстепенный член, одновременно относящийся к двум частям: Вскоре после дождя вышло солнце и дороги подсохли (общее обстоятельство времени «вскоре после дождя»). Глаза девушки ничего не выражали и губы складывались в горькую усмешку (общий член – несогласованное определение «девушки»). У всех глаза на лоб полезли от изумления и вытянулись лица (общее дополнение «у всех»).
- В них наличествует придаточное предложение, относящееся одновременно к двум частям сложносочиненного предложения: Уже совсем стемнело и улицы обезлюдели, когда я вернулся домой. Но он говорил так спокойно и лицо его был таким бесстрастным, что я невольно изумился его самообладанию. Пока я одевался, хозяйка затопила печь и самовар вскипел.
- В них присутствует общая часть, связанная с последующими частями бессоюзным типом связи: Я чувствовал себя бодрым: тело мое окрепло и голова уже совсем не болела. Отсюда дома не видно: его загородила роща и закрыл идущий за ней холм.
- В них используется общая вводная конструкция: К счастью, ошибку удалось быстро найти и работа от этого не пострадала.
- Предложение образует вопрос и состоит из двух частей, связанных соединительными или разделительными союзами: Когда это кончится и что из этого выйдет? Вы отправите письмо или мне сделать это?
- Предложение состоит из двух частей, которые представляют собой побудительные конструкции или восклицательные предложения: Пусть закончатся все наши беды и наступит радостное время! Сколько скрыто загадок в самых обычных вещах и как многое нам еще нужно узнать!
- В них части предложения образованы неопределенно-личными сказуемыми с одним производителем (субъектом) действия или синонимичными безличными: Начали искать виновника всей этой суматохи и, конечно же, никого не обнаружили. Не нужно думать плохо о людях и не стоит злословить на их счет.
Запятая в предложениях с прямой речью
Если прямая речь идёт перед словами автора, запятая ставится между ними, вместо точки. Другие знаки (вопросительный, восклицательный, многоточие) сохраняются.
«П», — а. «Я не знал, что вы дома», — ответил Андрей.
Если прямая речь прервана словами автора, после неё и после слов автора стоят запятые, если прямая речь является одним предложением. Если разрыв происходит между двумя отдельными предложениями, после слов автора стоит точка.
«П, — а, —п». «Бабушка, — позвал Егор, —я есть хочу».
«П, — а. — П». «Поздно уже, — заметил отец. — Шли бы вы, ребята, спать».
Что мы узнали?
Мы посмотрели на все случаи, где, согласно правилам, нужно ставить запятую. Нельзя просто запомнить, перед какими словами она нужна, таких слов нет (разве что союзы А и НО). Правила постановки запятой определяются структурой предложения, необходимостью отделить друг от друга его части (однородные члены или разные основы) или выделить какой-то смысловой элемент (обособленные члены предложения, вводные слова, обращения).
-
/15
Вопрос 1 из 15
Значение вводных слов
Вводные слова подразделяют на разряды для более легкого определения категории ситуации контекста.
С помощью вставной конструкции можно усилить ложное предположение, опровергнуть факт, посеять сомнение и изъявить желание собеседника к продолжению диалога.
Примеры:
- Поистине, мне не известно, что приведет его к смерти быстрее, чем нервозность жены,
- Струсили они, признайся, когда окутали запястье девы кандалы,
- Не могу, мой сир, смею сказать, на то была причина.
Ориентируясь по группам значений, можно легко определить, является ли смысловая единица вводным словом.
Уверенность, неуверенность, предположение, допущение
- Действительно, произведения Достоевского переполнены реализмом,
- Стефан прибудет после обеда, должно быть, захочет отдохнуть с дороги,
- Профессор, кажется, у вас грубая ошибка при расчётах,
- Он, безусловно, будет не рад моему присутствию,
- Может быть, она покинула страну в погоне за счастьем?
Чувства, оценка происходящего
- Пономарев, к счастью, вернулся с войны при полном здравии,
- Тошка рвалась в бой, по крайней мере, хотела показать, что не готова бездействовать,
- Гончар, по сути, глубоко творческая личность,
- Сударь, вы, однако, столь некомпетентны, что мне просто неловко,
- Меня, к счастью, приняли в семью и полюбили всем сердцем!
Источник сообщения
- Ребеночка отец не признал, мол, на момент зачатия в армии служил,
- По преданию скандинавских викингов, говорят, дочь вождя имеет право выбирать себе мужа по воле сердца.
Порядок мыслей, способ их оформления, итог
- Итак, необходимо приложить все усилия для достижения поставленной цели,
- Короче говоря, меня никак не прельщает идея рисковать своей жизнью,
- Прежде всего, необходимо изучить образцы маркеров с вирусом.
Привлечение внимания
- Напоминаю, для пересдачи экзаменов необходимо явиться в аудиторию к десяти утра,
- Она украла мое сердце, что еще важнее, запала в душу.
Степень обычности
- Ее альтруизм, как всегда, ничем хорошим не закончится,
- На закате осенью, бывало, пролетали клином журавли.
Простое, но важное правило
Запомните универсальное правило: всегда выделяйте грамматическую основу в предложении — подлежащее и сказуемое.
Большинство учащихся игнорирует это простое правило при выполнении заданий на ЕГЭ по русскому: они видят предложение и торопятся скорее справиться с запятыми и тире, а затем выписать ответ. «Выделять подлежащее и сказуемое? Это пустая трата времени, я же не пятиклассник». Но от грамотного определения грамматической основы зависит правильность постановки знаков препинания, а значит и драгоценные баллы ЕГЭ. Каким бы лёгким ни казалось предложение, уделите время разбору его конструкции.
Из чего состоит грамматическая основа:
Подлежащее — о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее — «главный герой предложения», оно стоит только в именительном падеже.
Оно может быть выражено существительным (мама, лес, кошка), местоимением (я, он, они и т. д.), числительным (трое, пять), прилагательным в роли существительного (сытый), наречием (завтра), междометием (ура), причастием в роли существительного (отдыхающие), словосочетанием (мы с товарищами, немало школьников), неопределённой формой глагола.
Сказуемое — обозначает действие, отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделает?
Может быть простым, одним глаголом (ушёл, сломал), составным глагольным, двумя глаголами (хочу пить, должен дойти до), именным глагольным, глаголом и именной частью (я буду врачом).
Когда определяете основу предложения, не бойтесь рассуждать, а также задавайте вопросы от слова к слову, устанавливайте связи между словами. Это поможет при дальнейшем выборе знаков препинания.