10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. часть 2

Русский язык 4 класс учебник канакина 1 часть страница 35

Обособленные приложения

Приложения — это определения, которые выражены существительным, обычно согласованным. То есть приложение изменяется по числам и падежам вместе с определяемым словом: дуб-великан, дуба-великана и т. д.; приложение — великан. Приложение можно заменить синонимичным прилагательным. Например, в нашем случае, словом «большой».

Приложения обособляются в тех же случаях, что и любые другие определения. Примеры: Нам, студентам, это неинтересно. Вика, студентка вечернего отделения, еще не вернулась. Врач, он понимал всю серьезность положения.

Одиночные приложения, относящиеся к существительному, пишутся с определяемым словом через дефис, если стоят после него. Если распространенное приложение стоит в самом конце предложения, то обычно оно выделяется не запятой, а тире. Пример: Пришел Федя – мой бывший одноклассник.

Тесты к заданию А21, Знаки препинания при обособленных членах предложения. ЕГЭ по русскому языку

Подробности
Категория: Задание А21

Проверьте свою готовность к заданиям А21 ЕГЭ по русскому языку. Выполните тесты и сверьтесь с ответами внизу статьи.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

1) 1, 2

2) 2, 4

3) 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 1

4) 3, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.

1) 1, 2, 3, 5

2) 2, 3, 5

3) 2, 3, 4, 5

4) 3, 5

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А он меж тем (I) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пес (6) красивейший (7) быстрейший (8) и молодший всех в стае.

1) 1, 3, 4, 5, 6, 7

2) 1, 2, 3, 5, 7

3) 2, 3, 4, 5, 6, 8

4) 1, 3, 4, 6, 7

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 5, 6

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 2, 4, 5, 6

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.

1) 1, 2, 4

2) 1, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полету (4) звенели (5) натянутой тетивой.

1) 1, 2, 4

2) 1, 4

3) 2, 3, 4

4) 1, 4, 5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 1, 3

4) 1, 4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Азазелло (1) облегченно отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 1, 2, 3, 5

4) 1, 2, 4, 5

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела все тише (6) и тише.

1) 1, 2, 3, 4, 5

2) 2, 4, 5

3) 1, 3, 4, 5

4) 1, 2, 4, 5

Предыдущие статьи:

  • Разбор заданий А21 ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания в предложении — 30/03/2014
  • Задание А21 ЕГЭ по русскому языку: Знаки препинания при обособленных членах предложения — 30/03/2014

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Содержание (быстрый переход):

1. Основные правила

Обособляются:

  • два или несколько однородных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: И, шумя и кружась, колебала река отражённые в ней облака.
  • устойчивые сочетания с деепричастиями в значении наречий, которые выступают в роли вводных сочетаний (откровенно говоря, попутно отмечая, собственно говоря): Откровенно говоря, мне это не нравится. 
  • обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на: В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
  • с целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие: Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников.

Не обособляются:

  • наречия, связанные с деепричастием только по своему происхождению: До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (не прерываясь = непрерывно). Чьи-то глаза смотрели не мигая (не мигая = пристально);
  • устойчивые словосочетания и фразеологизмы наречного значения: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
  • деепричастные обороты (обычно со значением обстоятельства образа действия), которые тесно связаны со сказуемым (образуют смысловой центр высказывания): Она сидела чуть откинув голову. Это упражнение делают лежа на спине.

2. Правила в зависимости от того, чем выражено обособленное обстоятельство

Обособленные обстоятельства выражены деепричастными оборотами

Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, независимо от его положения по отношению к глаголу-сказуемому: Долго ещё мы шли по лугу, наслаждаясь благодатным зеленым раздольем. Синея, блещут небеса.

При одном глаголе-сказуемом могут быть два или несколько однородных обособленных обстоятельств: Запахнув плащ и крепче надвинув  фуражку, он закрыл глаза. При одном глаголе-сказуемом могут быть два или несколько неоднородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами: Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу. Повлеклась (почему?) насытясь… и у томясь…; повлеклась (как?) любуясь… и покидая…

В одном предложении могут быть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, относящиеся к разным глаголам-сказуемым: Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед, и, всё ещё продолжая улыбаться, с шумом исчез за кустами. Постоял (как?) глядя ей вслед; исчез (как?) всё ещё продолжая улыбаться.

Деепричастный оборот, стоящий после или перед союзом (сочинительным или подчинительным), который связывает либо однородные члены предложения, либо части сложного предложения, отделяется от него запятой. Это относится и к союзному слову, связывающему части сложноподчинённого предложения: Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Она бросала пламенные взоры на молодую проказницу, которая, отлагая до другого времени  всякие объяснения, притворялась будто их не замечает.

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, перед которым стоит усилительная частица и, не обособляется: Можете делать и не спрашивая моего совета.

Обособленные обстоятельства выражены уточняющими членами предложения

Уточняющие члены предложения — обособленные члены предложения, которые служат для конкретизации других членов предложения (переход от более широкого понятия к более узкому).

Обособленные обстоятельства выражены пояснительными членами предложения

Пояснительные члены предложения — обособленные члены предложения, которые служат для пояснения (обозначают одно и то же понятие другими словами).

Обособленные обстоятельства выражены присоединительными членами предложения

Присоединительные члены предложения — обособленные члены предложения, которые дополнительные разъяснения, вводимые в середину или в конец предложения.

Дополнительные материалы по теме

Таблица. Обособленные обстоятельства

Таблица. Обособленные обстоятельства (деепричастия)

Конспект урока «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах».

Следующая тема: «Знаки препинания при обособленных дополнениях»

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.

Примеры предложений

Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.

Примеры

Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.

Сравним:

Ответы к заданию Наши проекты на странице 35

Другие решебники 4 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

Похвальное слово знакам препинания

В русском языке 10 знаков препинания:

точка запятая точка с запятой многоточие двоеточие вопросительный знак восклицательный знак тире скобки кавычки

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).

1. Вспомните употребление знаков препинания:а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?, , ,

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

в) какой знак и когда ставится перед предложением? (ставится перед каждой репликой в диалоге)

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.— Привет! Я — запятая. Я играю свою главную роль в предложении и выполняю несколько функций: обозначаю паузу в предложении, передаю правильно смысл в сложных предложениях, без меня невозможно перечислить что-либо, с моей помощью выделяют вводные слова, обращения и уточнения. Без меня читать текст будет очень сложно.

— Здравствуйте! Я Вопросительный знак! Больше всего на свете я люблю спрашивать: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? Как? С утра до ночи я задаюсь вопросами: “Зачем падает снег?”, “Почему люди не летают?”, “Откуда известно, что Солнце — это ближайшая звезда?”

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.
• Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
• Каких знаков больше?
• Какие знаки вам неизвестны?
Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?Дни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечет. Сказать вам откровенно,Из годовых времен я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.(А. Пушкин)

• В этом стихотворении употреблены запятые и точки.• В этом стихотворении больше всего запятых.• В этом стихотворении нет неизвестных знаков препинания.Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.

Составьте сообщение на одну из тем:
• «Похвальное слово знакам препинания»,
• «Зачем нужны знаки препинания»,
• «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
Представьте своё сообщение в классе.

«Похвальное слово знакам препинания»О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся. А за несложными фразами стоят несложные мысли. Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.Раньше всех была введена точка, примерно в XV веке, поэтому она важничает больше всех и считает себя самой необходимой. Ведь до этого времени текст писался без промежутков между словами. Представляете, как трудно сегодня читать древнерусские тексты! Уже к первой половине XVI века использовалась запятая, вопросительный знак. А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой!» К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым стал применять писатель и историк Н.М. Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.B. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: “?”. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: “!”.Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку.

  • ← предыдущее
  • следующее →

Наши проекты

Упражнение 1

Вспомните правило употребления знаков препинания.

Ответ:

1. В конце предложения ставятся такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.

2. Внутри предложения «живет» запятая, точка с запятой, двоеточие, тире и скобки.

3. Перед предложением могут ставиться кавычки, если это название или цитирование.

Упражнение 2

Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

Ответ:

Знаки препинания могут рассказать о том, где они «живут» и когда их нужно ставить.

Привет! Я восклицательный знак! Я завершаю предложение! Я нужен для выражения изумления, сильного чувства, волнения или при обращении к человеку! Если видишь меня, значит читай предложение с выражением!

Упражнение 3

Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его, определите.

Ответ:

Возьмем стихотворение А. Фета — «Весенний дождь».

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

1. В стихотворении употреблены такие знаки препинания: запятая и точка.

2. В стихотворении больше запятых.

3. Неизвестных знаков в этом стихотворении нет.

Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

Ответ:

Знаки препинания поясняют нам, где заканчивается предложение. А также отделяют внутри сложных предложений более простые друг от друга.

Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

Ответ:

Знаки препинания помогли выразительно прочитать это красивое стихотворение.

Составьте сообщение на одну из тем.

Ответ:

Почему надо почтительно относиться к знакам препинания

К знакам препинания нужно относиться почтительно. Они нужны не только, чтобы понимать, где оканчивается предложение. Знаки препинания помогают нам понимать смысл предложений. И если поставить знак препинания не там где нужно, может случиться беда. Как в сказке, где царь написал «казнить нельзя помиловать» и не поставил запятую. Если поставить ее неправильно, человека казнят, а если правильно, то помилуют.

Что такое знаки препинания?

Если читать любой текст, то заметим, что в нём стоят знаки препинания между словами, словосочетаниями и предложениями. А что такое «знаки препинания»?

Слово «знак» обозначает «изображение», «отметина», «след». В русском языке оно используется как часть лингвистического термина «знаки препинания». Устаревшее слово «препинание» буквально значит «препятствие», «препона».

Термин «знаки препинания» употребляется для обозначения графических значков, необходимых в предложении и в тексте. Они обслуживают те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами.

Определение

Знаки препинания — это графические знаки, используемые для интонационного и смыслового членения текста на части.

В любом тексте для его правильного восприятия совершенно необходимы специальные графические знаки между словами, словосочетаниями и предложениями, с помощью которых осуществляется лучшее восприятие и понимание того, о чем идет речь.

Знаки препинания — это своеобразные «остановки», которые логически и интонационно выделяют значимые слова и словосочетания в предложении и делят текст на части.

Представим себе на минуту, что из текста исчезли все знаки препинания. Текст сразу превращается, подобно бурной реке, в сплошной поток слов, в котором трудно выяснить и понять основную мысль.

Даже в устной речи говорящий делает необходимые паузы между словосочетаниями и фразами.

В письменной речи для лучшего восприятия смысла высказывания точно также есть необходимость в его членении на отдельные фразы и предложения.

Для более детального понимания, что такое знаки препинания в русском языке, заглянем в Википедию:

Определение

Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: например, разделения и выделения смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип  предложения, его эмоциональную окраску, законченность.

В русском языке используют десять знаков препинания:

  • точка
  • запятая
  • точка с запятой
  • многоточие
  • восклицательный знак
  • вопросительный знак
  • тире
  • двоеточие
  • скобки
  • кавычки.

Знаки препинания, их функции и правила постановки в предложении изучает раздел науки о языке, который называется пунктуация.

Что такое обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми с двух сторон — обособляются. Как правило, их можно исключить или переставить в другое место предложения, а запятые помогают понять структуру предложения, выделяя графически его часть.

Обособляться могут любые второстепенные члены. Их основная функция – уточнить мысль, придать тексту большую выразительность.

В отличие от вводных слов и других слов, не связанных грамматически с предложением, к обособленным членам можно поставить вопрос.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами – это чаще всего запятые.

Итак, где и когда ставится запятая?

Всегда ставим запятую перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

Запятой выделяются деепричастия

Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

P. S. Эту статью я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru.

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.

В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.

Обстоятельство, которое по смыслу выделяется с помощью интонации и знаков препинания, называется обособленным. 

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:

  • деепричастия и деепричастные обороты;
  • существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
  • сравнительные обороты.

Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:

  • цели
  • причины
  • времени
  • образа действия
  • уступки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соответствии со значением обособленные обстоятельства отвечают на вопросы:

  • как?
  • когда?
  • почему?
  • с какой целью?
  • вопреки чему?
  • несмотря на что?

и пр.

Примеры

В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.

21. Знаки препинания

Задачи:

  • познакомиться с отличиями в применении знаков препинания в церковнославянском языке
  • научиться правильно распознавать знаки препинания при чтении по-церковнославянски

Использованная литература:

  1. Церковнославянский язык для детей: учебное пособие. / Архипова И.Г. – Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТиК», 2012. Параграф 15.
  2. Церковнославянский язык для детей: рабочая тетрадь. / Архипова И.Г. – Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТиК», 2012. Урок 19.

Дополнительная литература:

  1. Смирнова А.Е. Церковнославянский язык в таблицах. – URL: (дата обращения 25.04.2018). Знаки препинания.
  2. Церковнославянская грамота: учебные очерки. / Сост. Демидов Д.Г., Невзорова Н.Н., Шумских Н.Н. – СПб., 1998. Глава 5. «Строчечный разум».
  3. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. Урок 2 «Надстрочные знаки и знаки препинания».

Проверочные вопросы:

  1. Расскажите об отличиях вопросительного знака в русском и церковнославянском языках.
  2. На какой русский знак препинания похож церковнославянский знак многоточия?
  3. Что такое «малая точка»?
  4. Какие церковнославянские и русские знаки препинания по своему значению и написанию совпадают?

Ход урока. Вариант 1:

Закрепление ранее изученного с помощью письменного задания.

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.

Выполнение устных и письменных упражнений (в тексте урока).

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Письменное выполнение детьми задания по теме урока.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Цикл видеоуроков «Буква в духе». Автор Наумов С.А. Часть «Знаки препинания»:

  1. Церковнославянский язык для начинающих. Знаки препинания:

1) Употребление знаков препинания

Знак препинания помогают нам правильно понимать смысл церковнославянских текстов.

В церковнославянском языке знаки препинания отличаются от знаков препинания русского языка.

Знак ; выполняет функцию вопросительного знака в церковнославянском языке.

Функцию многоточия ­– выполняет знак.

Этот знак еще используют для передачи прямой речи в церковнославянских текстах.

В качестве точки с запятой в церковнославянском языке используется «малая точка». Это название условное, так как по своему размеру она не отличается от обычной точки, но после малой точки предложение продолжается с маленькой буквы.

Значение и написание точки, восклицательного знака и запятой в русском и церковнославянском языках совпадают.

2) Проверочные вопросы

  1. Расскажите об отличиях вопросительного знака в русском и церковнославянском языках.
  2. На какой русский знак препинания похож церковнославянский знак многоточия?
  3. Что такое «малая точка»?
  4. Какие церковнославянские и русские знаки препинания по своему значению и написанию совпадают?

3) Упражнения

Прочитайте текст. Сколько предложений в этом тексте? Прокомментируйте все знаки препинания.

Въ ты6z дни6, ѕэлw2 мн0гу нар0ду сyщу, и3 не и3мyщымъ чесw2 ћсти, призвaвъ ї}съ ўчн7ки2 сво‰, гlа и5мъ: млcрдую њ нар0дэ, ћкw <…>  не и4мутъ чесw2 ћсти:  <…> И# tвэщaша є3мY ўчн7цы2 є3гw2: tкyду си1хъ возм0жетъ кто2 здЁ насhтити хлBбы въ пустhни; И# вопроси2 и5хъ: коли1кw и4мате хлёбwвъ; Nни1 же рёша: сeдмь. И# повелЁ нар0ду возлещи2 на земли2: и3 пріeмь сeдмь хлёбwвъ, хвалY воздaвъ, преломи2 и3 даsше ўчн7кHмъ свои6мъ, да предлагaютъ: и3 предложи1ша пред8 нар0домъ. И# и3мsху рhбицъ мaлw: и3 (сі‰) блгcви1въ, речE предложи1ти и3 ты6z. Kд0ша же и3 насhтишасz: и3 взsша и3збhтки ўкр{хъ, сeдмь к0шницъ. Бsху же ћдшихъ ћкw четhре тhсzщы. И# tпусти2 и5хъ. (Мк. 8:1-9).

4) Словарь урока

не и3мyщымъ чесw2 ћсти – так как у них нечего было поесть

здЁ – здесь

коли1кw – сколько

рёша – они сказали, отвечали

u3крyхъ – кусок, u3кр{хъ – кусков

ко1шница – корзина

се1дмь ко1шницъ – семь корзин

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный оборот — это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимым словами. 

Знаки препинания

Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведем примеры предложений.

Правило

Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется независимо от его местоположения в предложении. 

1. Если обстоятельство выражено деепричастием или деепричастным оборотом, то оно выделяется запятой в начале и в конце предложения и двумя запятыми — в его середине.

2. Однородные обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), соединенные одиночным союзом «и», выделяются знаками препинания согласно общему правилу.

Учитываем, что одиночные деепричастия, обычно стоящие после сказуемого и выступающие в роли обстоятельств образа действия, являются близкими по функции к наречиям и не обособляются. Это же пунктуационное правило касается деепричастных оборотов, тесно связанных со сказуемым.

3. При постановке знаков препинания, учтем, что сочинительные союзы не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом.

Исключение составляет союз «а», который по смыслу высказывания невозможно отделить от деепричастного оборота.

Но если в предложении имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза «а».

4. Фразеологические обороты с деепричастиями, представляющие собой неразложимые лексические единицы, не выделяются запятыми.

5. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, связанные союзом «и» с другим одиночным обстоятельством, являются однородными членами предложения и не выделяются знаками препинания.

Обособленное определение

Определения обособляются достаточно часто. Такая конструкция представляет собой обычно прилагательное или причастие, как правило с зависимыми словами. Однако надо помнить, что определения обособляются не во всех случаях.

Обособляются любые определения, выраженные прилагательным или причастием, с зависимым словом или без него, стоящие в любом месте предложения, если они относятся к личному местоимению: Усталая, она не могла идти дальше.

Это правило рассматривает только случаи определений, относящихся к личным местоимения; определения, относящиеся к местоимениям других разрядов (например, отрицательным), не обособляются.

Также обособляются распространенные определения, состоящие из прилагательного или причастия с зависимыми словами, но только в том случае, если такое определение стоит после определяемого слова: Кот, сидевший на подоконнике, выгнул спину.

В том же случае обособляются определения, состоящие из двух и более однородных членов: Вот дом, старинный и некрашеный.

Наконец, обособляются любые определения, распространенные или нет, где бы они ни стояли, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение причины или уступки: «Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: