Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Правила слитного, раздельного и дефисного написания слов

«Правописание предлогов»

Правописание предлогов:

  1. Сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над пишутся через дефис.
  2. Предлоги ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчет пишутся слитно.
  3. Предлоги в виде, в связи (с), в продолжение, в течение пишутся в два слова. Предлоги в течение, в заключение и вследствие имеют на конце е.

Чтобы не ошибиться в написании производных предлогов, их следует отличать от омонимичных самостоятельных частей речи.

Производные предлоги и наречия

Производные предлоги и наречия, от которых они образованы, пишутся одинаково (слитно), различаются по вопросу: к наречию задаётся вопрос, а к предлогу — нет, предлог сам включается в падежный вопрос, самостоятельного лексического значения он не имеет: Я знаю свой городок (как?) вдоль и поперёк. Мы шли вдоль (вдоль чего?) леса.

Необходимо обратить внимание на предлоги навстречу, вслед (производные от наречий навстречу, вслед, которые образованы от существительных с предлогами на встречу и в след):

Я шёл на встречу с друзьями (существительное, можно задать падежный вопрос «на что?», подобрать определение — долгожданную, запланированную и т.д.);

Поворот разрешён, если никто не движется навстречу (наречие, нельзя задать падежный вопрос и подобрать определение);

Хозяин вышел навстречу гостям (предлог, включён в падежный вопрос «навстречу кому?»);

Наступил в след какого-то зверя (существительное), крикнул вслед (наречие), пошёл вслед за проводником (предлог).

Производные предлоги и существительные

Производные предлоги и существительные, от которых они произошли, могут совпадать в написании, а могут различаться:

  1. Совпадают с написанием существительных: в силу, в смысле, по мере, по поводу, по причине, в виде, за исключением, за счёт, в целях, в связи, в меру, в отношении.
  2. Написание отличается от написания существительных: в заключение, в отличие, в продолжение, в течение, ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчёт.

Совпадающие по написанию предлоги и существительные различаются по значению и вопросу:

Я верю в (во что?) силу нашей дружбы — существительное;

Я опоздал (в силу чего?) в силу разных обстоятельств— предлог, собственного лексического значения не имеет, выражает причинные отношения, равен из-за.

Особую трудность представляют предлоги, отличающиеся по написанию от существительных.

Имена существительные Предлоги
В течении реки есть резкий поворот. В течении (= в направлении развития) болезни произошёл перелом. В течение года много работал (временное значение: в течение жизни, в течение двух часов).
В продолжении книги рассказывается о будущем героев. В продолжение урока (= за время урока) его спрашивали два раза (временное значение: в продолжение дня, в продолжение обеда).
В следствии (= в расследовании) была допущена ошибка. Вследствие (= из-за) непогоды праздник отменили (значение причины). Запомнить: впоследствии (наречие).
Корабль показался в виду города. Имей это в виду. Ввиду недостатка времени (= из-за) я не смог завершить работу (значение причины).
Согласовали в роде, числе и падеже. Написал что-то вроде (= наподобие) автобиографии.
Деньги поступили на счёт в банке. Договорился насчёт (= о) работы.
В заключении (= последняя часть) диссертации были сделаны интересные выводы. В заключение (= в конце) хочу всех поблагодарить.

Конспект урока «Правописание предлогов». Следующая тема: «Морфологический разбор предлога»

Примеры орфограмм русского языка

В русском языке при произношении слов фонетическая позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой. Сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Такие гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением:

  • кры́ша
  • я́ма
  • ра́ма

Без ударения гласные находятся в слабой фонетической позиции. Они слышатся неясно, искажаются при произношении. Но тем не менее в русском языке осуществляется морфологический принцип написания слов. Независимо от ударения в морфеме пишется одна и та же буква, кроме случаев чередования гласных и согласных. Безударные проверяемые гласные в корне — это орфограмма, которая регламентирует выбор необходимой буквы с помощью орфографического правила.

Правило
В безударном положении в корне пишется та же гласная буква, которая выступает в форме слова или в однокоренном слове под ударением.

Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, можно изменить грамматическую форму слова или подобрать родственное слово, в котором ударение прояснит сомнительную гласную.

Понаблюдаем, как реализуется эта орфограмма в написании слов:

  • кольцо́ — ко́льца;
  • узнава́ть — зна́ние;
  • спеши́ть — спе́шка;
  • удиви́тельный — ди́вный.

В русском языке существует немало слов с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне», написание которых следует запомнить или сверить со словарем. Перечислим некоторые беспроверочные написания слов:

аромат, абориген, бетон, дирижёр, гипотеза, зигзаг, коктейль, кавычки, кристалл, лабиринт, лотерея, палисадник, панорама, привилегия, профессор, снегирь, орава, рюкзак и пр.

Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» касается написания лексем, в главной морфеме которых при произношении происходит оглушение согласного корня, находящегося перед последующим глухим согласным, или согласного в конце слова и замена его парным глухим согласным:

  • ложка ;
  • нарезка ;
  • лодка ;
  • зябкий ;
  • морковь .

Чтобы установить истинную букву в корне, согласно правилу орфографии необходимо изменить грамматическую форму слова или подобрать к нему родственную лексему, в которой после проверяемого согласного окажется гласная или согласные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на произношение, в корне пишется та согласная, которая выступает в проверочном слове:

  • ложка — ложечка, нет ложек;
  • нарезка — нарезать, часть нарезок;
  • лодка — лодочка, много лодок;
  • зябкий — зябнуть;
  • морковь — морковный, морковок.

В написании ряда слов существует орфограмма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выборе гласных букв «и» или «ы» объясняется тем, что глухой согласный звук является всегда твердым. При произношении слова после него явно звучит , а пишется то буква «и», то «ы»:

  • панцирь
  • огурцы

Выбор написания зависит от морфемы, в которой находится орфограмма. Согласно правилу орфографии в корне слов пишется буква «и»:

  • цигейка
  • циркач
  • циновка
  • цифра

Исключение
Исключения составляют слова и их производные: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц.

В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных и окончаниях существительных множественного числа после «ц» пишется буква «ы»:

  • ящерицын хвост
  • императрицын указ
  • молодцы
  • зайцы
  • пальцы

Немало затруднений в написании доставляет орфограмма . Написание таких слов сопряжено с родовой принадлежностью имени существительного.

Если имя существительное имеет категорию мужского рода, то согласно правилу орфографии после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется:

  • ночной сторож;
  • весёлый циркач;
  • маленький оборвыш;
  • хороший товарищ.

Если имя существительное имеет грамматическую категорию женского рода, то после шипящих согласных в конце слова пишется мягкий знак:

  • богатая залежь руды;
  • ощутимая горечь;
  • заметная фальшь;
  • дружеская помощь.

Все случаи правильного написания слов закреплены в орфограммах русского языка, знание которых поможет овладеть грамотными навыками письменной речи.

Как проводить диктанты на уроках?

Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.

Виды диктантов

  • объяснительный;
  • словарный;
  • выборочный;
  • контрольный;
  • творческий.

Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.

Объяснительный диктант

Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.

  1. Прочитать весь текст для ознакомления.
  2. Прочитать первое предложение.
  3. Продиктовать это предложение по частям для записи.
  4. Повторное чтение предложения для проверки выполняет ученик. Он должен назвать и кратко объяснить имеющиеся в словах орфограммы.
  5. Следующие предложения диктуются в аналогичном порядке.

При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.

Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.

Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.

Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.

При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно. 

Словарный диктант

Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.

Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.

Проверке подлежат все записанные слова.

Выборочный диктант

Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.

  1. Ознакомительное чтение текста.
  2. Повторение изученного правила, знание которого нужно проверить. Приводя примеры, можно назвать некоторые слова из текста диктанта.
  3. Поочередное чтение предложений. Дети самостоятельно выбирают нужные слова и записывают их в тетрадь.

При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.

Контрольный диктант

Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.

Методика проведения следующая.

  1. Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия. Объяснение непонятных или незнакомых слов. Ознакомление со словами на неизученное правило.
  2. Чтение первого предложения. Диктовка его по частям. Учитель должен соблюдать равномерный темп, позволяющий всем детям успеть записать озвученные словосочетания.
  3. После того, как дети запишут под диктовку предложение в тетради, учитель читает его с начала, а дети проверяют и расставляют разделительные знаки.
  4. Аналогичная работа проводится поочередно с каждым предложением.
  5. Когда весь текст будет записан, учитель начинает читать его с начала, дети проверяют.
  6. Ученикам дается время для самостоятельной проверки текста.
  7. После написания контрольного диктанта предлагается выполнить несколько грамматических заданий.

При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.

Речевые ошибки, которые испортят любой текст

Знание правил грамматики и стилистики очень важно, если вы хотите работать в сфере копирайтинга долго. Речевые ошибки встречаются даже у опытных и грамотных копирайтеров

Хуже всего, если вы из текста в текст повторяете одни и те же ошибки.

Главный способ бороться с ними — читать много литературы и знать своих врагов в лицо. Вот несколько примеров ошибок, которые проскакивают в текстах копирайтеров. 

Основные речевые ошибки копирайтеров в текстах

Анаколуф — неправильное согласование частей сложного предложения, когда из-за неверной логической связи нарушается смысл высказывания. Иногда, конечно, анаколуф используют в качестве литературного приёма, однако сложно представить ситуацию, когда в копирайтинге это было бы уместно.

Пример анаколуфа:

Мы с Дмитрием шли по вокзалу и разговаривали. Поезд остановился, и затем он обернулся и удивлённо посмотрел на меня.»

Понятно, что обернулся к автору его собеседник, однако из-за нарушения логики предложения получается, что повернулся поезд.

Похожая ошибка встречается при попытке заменить повторы существительных местоимениями.

Пример:

«В тот месяц три группы прошли около сотни километров. В них было столько сил и энергии, что они бы с радостью повторили этот поход.

Здесь неясно, к какому именно существительному относится местоимение «них» — к группам или километрам.

Контаминация устойчивых выражений. Эта речевая ошибка означает смешение двух фразеологизмов или их искажение. 

Примеры контаминации: предпринять меры, имеет место быть, оплачивать за проезд, играть значение, сложа рукава, улучшать уровень, занимать важную роль, скрипя сердцем и т. д.

Как и анаколуф, контаминацию можно использовать для комического эффекта.

Пример: друзья познаются в еде; постоять за себя, полежать за других 

Неправильное употребление паронимов. Паронимы — это близкие по звучанию, но разные по значению слова. 

Пример:

Эффектный / эффективный

Адресат / адресант

Представить / предоставить 

Подпись / роспись 

Эмигрант / иммигрант

Восполнить / дополнить 

Плеоназм — это смысловая избыточность выражений, когда один из компонентов сам по себе выражает значение словосочетания.

Примеры плеоназма: прейскурант цен, подниматься вверх, взаимоотношения между людьми, мое личное мнение, женский бюстгальтер, период времени, первое знакомство, отступить назад.

Однообразие синтаксических конструкций и тавтология. 

Текст копирайтера должен быть не только богат на синонимы, но и на конструкции. Если вы пишите список, например, есть риск того, что несколько предложений рядом будут построены по одному шаблону. 

Пример: Если писать однообразно, текст становится скучнее читать. Если читателям станет не интересно, они уйдут с сайта. 

Примеры слов-паразитов: Кроме того, также, в результате, согласно, как известно, сегодня и другие околоканцелярские выражения.

Вывод: вычитывайте текст перед отправкой и ищите в нем речевые ошибки. Проверяйте в Интернете, если какое-то выражение «не звучит». Чтобы не упустить грубые ошибки, давайте материалу отдохнуть и проверяйте текст на свежую голову

Разряды предлогов

По значению предлоги делятся на разряды:

  1. Пространственные (указывают на место):  в,  перед,  на,  между,  из-за,  под,  напротив,  около,  вокруг,  у,  к,  над  и др.

    Пример.

    пойти в кино,  сидеть напротив окна,  гулять около дома.

  2. Временны́е (указывают на время):  через,  к,  после,  до,  с,  перед,  за,  в течении  и др.

    Пример.

    с утра до вечера,  уснуть после обеда,  работать через день.

  3. Причинные (указывают на причину):  по,  от,  вследствие,  благодаря,  из-за,  за,  ввиду  и др.

    Пример.

    умереть от голода,  простыл из-за дождя,  грустил вследствие утраты.

  4. Целевые (указывают на цель):  для,  ради,  на.

    Пример.

    поехал ради сестры,  копил на мотоцикл,  встретились для разговора.

  5. Образа действия (указывают на образ действия):  с,  без,  в,  по  и др.

    Пример.

    играть с азартом,  говорить по душам,  читать без запинок.

  6. Дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие):  о,  об,  про,  с,  по,  насчёт  и др.

    Пример.

    говорить об оценках,  забыть о проблеме,  занятие по химии.

Один и тот же предлог может выражать разные значения. Так, предлог  НА  может передавать пространственные, временные и целевые значения:

поставить на стол,  опоздать на час,  купить на память.

Как проводить изложение?

Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.

Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.

Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.

Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.

Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности

Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения

С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты. 

После этого учитель читает текст третий раз.Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.

При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте

Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки

Он оценивается отдельным баллом.

Полуустав

Именно
писцы, работавшие с деловыми документами,
создали полуустав —
тип письма, сочетавший в себе четкость
букв с их относительной простотой. Сфера
его употребления скоро вышла за рамки
делопроизводства: полуустав использовался
также при создании и переписывании
летописей и многих других текстов
светского и церковного характера.

Время
преобладания этого типа письма —
примерно с XIV
по XV
в.

Основные
признаки полуустава:

  • буквы часто пишутся с наклоном;
  • в написании букв исчезает геометричность и строгая соразмерность;
  • принятое прежде чередование толстых и тонких линий нарушается;
  • начерк многих букв изменяется;
  • в текстах появляется разделение на слова и фразы;
  • количество сокращений и выносных букв увеличивается.

Радзивилловская летопись, XV в. (полуустав)

Полуустав использовался и позже XV века, даже в то время, когда на Руси уже появилось книгопечатание, а преобладающим типом письма стала скоропись. Дело в том, что книгопечатание далеко не сразу нарастило большие объемы, поэтому не могло в полной мере удовлетворить спрос на книги. И книги продолжали создаваться вручную, причем скоропись для этого не всегда подходила: она зачастую была малопонятной и затрудняла чтение. Поэтому и в XVI–XVII вв., и даже иногда в XVIII столетии переписчики книг в своей работе использовали полуустав.

Между тем в сфере делопроизводства требовалось еще больше ускорить процесс создания документов. При этом деловые тексты (в отличие от религиозных) имели прикладной, «земной» и сиюминутный характер. Из-за отсутствия сакральности в деловой сфере было легче пожертвовать красотой и традициями письма.

Правописание наречий, образованных от имен существительных

Наречия, образованные от имен существительных, пишутся как слитно, так и раздельно. Выбор правильного написания зависит от того, сохранило ли наречие падежную форму существительного с предлогом или предлог стал приставкой, слившись со словом.

Рассмотрим некоторые закономерности слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных.

Раздельное написание

1. Раздельно пишутся наречия, если между предлогом и словом можно вставить определение в виде прилагательного или местоимения:

  • встать в рост — в малый рост;
  • зайти в тупик — в полный тупик;
  • позвонить на бегу — на полном бегу;
  • ошибиться в спешке — в такой спешке

и пр.

2. Раздельно напишем наречия, если производящее существительное с предлогом сохранило некоторые падежные формы:

  • выучить на память; рассказать по памяти;
  • идти на цыпочках, встать на цыпочки;
  • выполнить на совесть, действовать по совести;
  • жить за границей, уехать за границу;
  • взять под мышку, держать под мышкой, достать из-под мышки;
  • решить с ходу, отвечать на ходу.

Но:

  • взамен и в замену;
  • на миг и вмиг;
  • поодиночке, хотя в одиночку;
  • наизнанку и с изнанки;
  • наспех и не к спеху;

3. Раздельное написание наречий прослеживается с предлогами без, до, с (со), под, за, даже если  в современном русском языке это слово уже не употребляется самостоятельно:

  • без утайки, без промаха, без умолку, без оглядки,  без спросу;
  • до востребования, до отвала, до упаду, до смерти, до неузнаваемости;
  • с молотка, со зла, со страху, с кондачка, с панталыку, с разбегу, с лихвой, с размаха;

но слитно: слишком, снаружи, спросонок, спозаранку, спросонья, сроду, сродни, сряду;

  • под силу, под стать, под утро, под шумок, под носом, под уздцы;
  • за полночь, за упокой, за полдень, за границу,

но: замуж (ем), зараз, запанибрата, заподлицо.

4. Если предлог обозначен согласным, а корень наречия начинается с гласного, то слово пишется раздельно:

  • идти в обнимку;
  • не замечать в упор;
  • схватить в обхват;
  • себе в убыток;
  • сделать в угоду

и пр.

По этому правилу пишутся раздельно наречие «в открытую» и в «в оба».

5. Наречия, образованные от существительных в форме множественного числа, оканчивающихся на -ах/-ях, с предлогами в, на пишутся раздельно:

  • напишу на днях;
  • стоять на часах;
  • рассказать на радостях;
  • быть в бегах;
  • расположить в ногах

и пр.

Наречия второпях, впотьмах, впопыхах, вгорячах, впросонках не употребляются без приставки в-.

6. Сочетание двух повторяющихся существительных с предлогами между ними пишутся в три слова:

  • с минуту на минуту;
  • душа в душу;
  • слово за слово;
  • день ото дня;
  • час от часу и пр.

Исключения
точь-в-точь, тет-а-тет

7. Сочетание форм именительного и творительного падежей одного и того же существительного:

  • волк волком;
  • туча тучей;
  • честь честью;
  • чин чином;
  • дружба дружбой;
  • служба службой;
  • чудак чудаком;
  • змея змеёй.

Слитное написание наречий

1. Слитно с приставками пишутся наречия, образованные от существительных, которые самостоятельно не употребляются в современном языке:

Примеры

впросак, наобум, чересчур, наискосок, насмарку, понаслышке, вдребезги (дребезги — «осколки»), натощак, навзрыд, наизусть, невдомёк, наотмашь, невзначай, навзничь и пр.

2. С любыми приставками пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственным или временным значением:

верх, низ, перёд, зад, ширь, даль, глубь, высь, век, начало, конец, если они не имеют зависимых слов.

Сравним:

  • копать вглубь — опускаться в глубь океана;
  • расстаться навек — на век прошедший;
  • пригнуть книзу — пришить к низу юбки:
  • рассказать сначала — с начала зимы;
  • вконец расстроиться — в конец аллеи.

Слово «в даль» пишется раздельно с возвратными глаголами:

  • всматриваться (во что?) в даль;
  • вглядываться в даль, но смотреть (куда?) вдаль.

3. Слитно пишутся предложно-падежные формы существительных, к которым нельзя поставить падежный вопрос или подобрать зависимое слово:

  • вскорости
  • сплеча
  • задаром
  • внакладе
  • вполовину
  • навыкате
  • нараспашку
  • вприпрыжку
  • вприкуску и пр.

Исключения
в насмешку, в рассрочку, в диковинку.

4. Слитно пишутся наречия с приставками о-, от-, к-, из-(ис-):

  • оземь удариться;
  • не знать отроду;
  • отчасти знаком;
  • кряду;
  • кстати;
  • изнутри;
  • исстари.

Общие правила написания сложных слов

Правописание сложных слов с элементами авто, био, вело, радио и т. д.

Сложные слова нужно писать слитно, если в них есть следующие элементы: авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро-. Например: автошкола, авиабилеты, аэросани, библиография, велотрек, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, киноплёнка, лжепророк, радиоволны.

Эти слова слитно надо писать всегда, даже если в них есть несколько таких элементов. Например: мотовелотехника, автомотовелогонки.

Из этого правила есть исключения:

  • если в сложных словах вторая часть — имя собственное, то их нужно писать через дефис. Например: лже-Иванов, лже-Анастасия, лже-Дмитрий, авиакомпания «Аэро-Мехикан». Не забывайте, что в исторической литературе нужно писать Лжедмитрий;
  • если в сложных словах есть несколько элементов и они соединены союзом и, их нужно писать раздельно. Например: теле- и радиопрограмма, авто- и мотогонки.

Правописание сложных слов с иностранными приставками

Сложные слова нужно писать слитно, если в них есть иностранные приставки: анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пан-, псевдо-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-. Например: инфракрасный, контрнаступление, панамериканский, псевдорусский, субпродукты, супермодный, транссибирский, ультраправый, экстраординарный.

Из этого правила тоже есть исключения: 

  • если после слов с этими приставками следующее слово написано с прописной буквы. Например: Пан-Европа;
  • слова контр-адмирал и экстра-класс всегда нужно писать через дефис.

Правописание сложных слов с числительным

Сложные слова нужно писать слитно, если в них есть числительное в родительном падеже и суффиксы и, у, ух, а. Например: семилетка, двухдюймовка, двуличный, сорокалетие, пятикратно, тридцатипятилетний, трёхкилограммовый.

Правописание сложных слов с ПОЛ и ПОЛУ

Сложные слова нужно писать слитно, если в них есть элементы: полу-, полутора-, четверть. Например: полумеры, полуоткрытый, полушутя, полутораметровый, четвертьфинальный.

Правописание сложных слов через дефис или слитно с элементом -пол- подчиняется правилам:

  • если вторая часть слова начинается с согласной буквы (корме буквы л), сложное слово нужно писать слитно. Например: полмира, ползимы;
  • если вторая часть слова начинается с гласной, буквы л или прописной буквы, сложное слово нужно писать через дефис. Например: пол-огурца, пол-лимона, пол-Москвы;
  • если элемент -пол- отделен от существительного другим словом, то сложное слово нужно писать раздельно. Например: пол засеянного поля, пол фруктового сада.

Если в сочетании есть слово -половина-, то такие словосочетания нужно писать раздельно. Например: трех с половиной километровое расстояние. Исключения из этого правила: трехсполовинный, четырехсполовинный.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: