Произношение букв и звуков в русском языке
Русский язык отличается богатством звуковой системы. В нем сосуществует множество букв, каждая из которых имеет свое уникальное произношение. Отличить буквы от звуков в русском языке можно по их характеристикам и функциям.
Буквы — это графические символы, которые представляют собой абстрактное звуковое значение. Их задача — обозначать и записывать звуковые комбинации и слова. Например, буква «а» в слове «мама» обозначает звук . Буквы делятся на гласные и согласные.
Звуки — это фонемы, которые слышим и произносим при произнесении слов. Они существуют независимо от письменности и обозначаются фонетическими символами. В русском языке есть около 42 различных звука. Например, в слове «мама» слышим звуки , , , . Звуки могут быть как гласными, так и согласными.
Основное отличие между буквами и звуками в русском языке заключается в том, что буквы — это символы, с помощью которых записывается звуковая речь, а звуки — это единицы звуковой системы языка, которые слышим и произносим. Буквы связаны с звуками на уровне письменности, а звуки существуют независимо от письма и зависят от места их произношения в слове.
Важно отметить, что одна буква может обозначать несколько звуков, а один звук может записываться разными буквами. Например, буквы «о» и «а» могут обозначать один и тот же звук
Также буквы «ш» и «щ» обозначают разные звуки и . Эти примеры показывают, что связь между буквами и звуками в русском языке не всегда однозначная.
Понимание разницы между буквами и звуками в русском языке поможет лучше овладеть языком и правильно произносить слова. Умение различать буквы и звуки является важным навыком при изучении и использовании русского языка.
Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква
Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:
- Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
- Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
- Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.
Давайте подробнее разберем каждую букву.
Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».
Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».
Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».
Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».
Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».
Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.
Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.
Что такое глухой согласный звук
В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные, которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.
Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.
Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.
Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.
Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.
Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.БукваТвёрдый глухой звукМягкий глухой звук
к | ||
п | ||
с | ||
т | ||
ф | ||
х | ||
ч | — | |
ц | — | |
ш | — | |
щ | — |
Как видим, многие глухие согласные составляют пары по признаку твёрдости/мягкости. Твердость или мягкость согласного можно определить по его фонетической позиции в слове. Если за согласным следует гласный звук , , , , , обозначенный соответствующей буквой, то глухой согласный является твёрдым.
Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.
Убедимся в этом, сравнив пары слов:
- сыро́к — си́ний
- старт — степь
- фона́рь — фи́рма
- хо́хот — хитре́ц .
Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:Внимание!Глухие согласные звуки и всегда только твёрдые, а и мягкие независимо от позиции в слове. Понаблюдаем:. Понаблюдаем:
Понаблюдаем:
- шёпот
- цирк
- участник
- щаве́ль .
Какие согласные являются глухими
Всего существует 16 глухих звуков, среди которых есть как твердые, так и мягкие согласные:
- — кошка , исключение , воск ;
- — келья , никель , механики ;
- — поднос , упадок , опоздавший ;
- — Петербург , пяльца , выпередить ;
- — свекла , осиновый , купорос ;
- — сюрреализм , высечь , полюбившийся ;
- — тупик , решётка , шелест ;
- — типичный , еретик , снимать ;
- — фантазия , вафля , торф ;
- — филин , феникс , картофель ;
- — хамон , уходить , вверх ;
- — хижина , херес , хюгге ;
- — церковь , оцифровать , пловец ;
- — человек , очерк , беречь ;
- — швея , каштан , пустошь ;
- — щебетать , осчастливить , пуща .
Если внимательно и по нескольку раз произнести эти слова, обращая внимание на движения воздуха через речевой аппарат, вы почувствуете, что глухие звуки звучат немного нечетко, зачастую на выдохе или так, будто для их произношения необходимо много сил. Запомнить какие звуки являются глухими, чтобы точно не запутаться, можно по выдуманной фразе-подсказке: «Стёпка, хочешь щец?» — «Фи!». В этой фразе одновременно присутствуют все буквы, которые могут обозначать глухие звуки (без разделения на мягкость и твердость)
Вот так в игровом формате правило легко запомнить и взрослым, и детям
В этой фразе одновременно присутствуют все буквы, которые могут обозначать глухие звуки (без разделения на мягкость и твердость). Вот так в игровом формате правило легко запомнить и взрослым, и детям
Запомнить какие звуки являются глухими, чтобы точно не запутаться, можно по выдуманной фразе-подсказке: «Стёпка, хочешь щец?» — «Фи!». В этой фразе одновременно присутствуют все буквы, которые могут обозначать глухие звуки (без разделения на мягкость и твердость). Вот так в игровом формате правило легко запомнить и взрослым, и детям.
Образование гласных и согласных звуков
В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 – гласные, 21 – согласные, которые передаются соответствующими звуками. Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают. *В русском языке произношение не всегда совпадает с написанием.# Одна буква может обозначать два звука. Так, Я произносится как ЙА.
Гласные и согласные отличаются по артикуляции.
Знание гласных и согласных звуков является обязательным требованием для подготовки к школе. Дети изучают их в старшей группе детского сада. Обучение проходит в игровой форме. О буквах рассказывают стихотворения и сказки. Отдельного внимания заслуживают мягкий и твёрдый знак. Они не обозначают никаких звуков. Эти буквы нужны для обозначения мягкости звуков на письме.
Знание гласных звуков позволит детям понять принцип деления слов на слоги. *Гласные являются слогообразующими звуками. Согласные слогов не образуют.# Существует правило, по которому количество слогов соответствует количеству гласных в слове. Это отчётливо видно на графических схемах слов. Дети учатся простому фонетическому анализу слов в подготовительной группе.
Гласные звуки
Гласные звуки нужны для образования слогов. Они произносятся с помощью голоса и определённого положения языка и губ. Выделяют передние, средние и задние гласные по положению языка. По участию в произношении губ выделяют губные (О, У) и неогубленные (Ы, И, Э). Буквы Я, Ё, Ю, Е состоят из двух звуков – согласного и гласного (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ).
Графически гласные выделяют красным цветом. Именно с них начинается обучение грамоте. *Первая буква, с которой знакомятся дети, – это буква А.#
Гласные – это звуки, которые получаются с помощью голоса. Из можно прокричать или пропеть. *Для лучшего понимания подойдут сказки и песенки про гласные звуки.#
Согласные звуки
При произношении в ротовом аппарате образуется преграда из языка, губ, нёба. Преграда может быть полной, такие согласные называются взрывными, или смычными. Это П, Б, Т, Д, К, Г и мягкие пары. Если при произношении образуется не смычка, а щель, такие звуки называют щелевыми. Это Ф, В, С, З, Ш, Щ, Ж, Х и мягкие пары (кроме Ш, Щ, Ж). Звук Р (РЬ) относят к дрожащим, так как при артикуляции возникает вибрация языка. Аффрикаты, или смычно-щелевые, – это звуки, которые начинаются как смычные, а заканчиваются образованием щели. Это согласные Ц и Ч. Звуки М и Н с мягкими парами называют носовыми, или назальными.
*По участию голоса согласные делят на звонкие и глухие.#
Артикуляция согласных сложнее. Проблемы, связанные со звукопроизношением, могут быть вызваны неправильной артикуляцией. Специалист-логопед занимается коррекцией звукопроизношения. *Родители могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику при изучении алфавита. Она позволяет развивать чувствительность и подвижность речедвигательных органов.#
Что должны знать дошкольники о гласных и согласных звуках
1. Различать гласные и согласные звуки, понимать, чем они отличаются.
2. Знать образование мягких и твёрдых согласных.
3. Понимать разницу между шипящими, глухими и звонкими.
4. Правильно произносить звуки.
Орфоэпия — что это за наука
Ничто так не характеризует уровень образованности человека, как произношение слова «звонит» вместо «звонит». Но помимо раздражения и нежелания общаться в дальнейшем неправильная постановка ударения может привести к недопониманию и извратить смысл сказанного. Избежать таких проблем поможет раздел языкознания с поэтичным названием орфоэпия.
Термин орфоэпия появился в результате слияния двух древнегреческих слов: ὀρθός, в переводе означающий «правильный», и ἔπος — «речь».
Проще говоря, орфоэпия отвечает за правильное произношение. Здесь учитываются не только ударения, но и различные фонетические явления, когда, например, в заимствованных словах буква «е» произносится как «э» или по-разному звучащее сочетание букв «чн».
Звуки
Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром – различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется слово).
Слова различаются:
- количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) – воронка (7 звуков), спор – спорт ;
- набором звуков:
- различие в одном звуке: лимон – лиман ;порт – торт , лук – сук ;
- различие в нескольких звуках: загар – забор ; фасоль – пароль ;
- последовательностью расположения звуков: куст – стук ; нос – сон ;
- звуки в словах могут полностью не совпадать: школа – учитель ; карась – сом , дом – хата .
Образование звуков и их классификация.
Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.
В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы. Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.
Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук , , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.
Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки – сонорные. Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).
Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):
- гласные: , , , , , – в их образовании участвует только голос;
- звонкие:
- сонорные согласные: , , , , , , , , – голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
- шумные звонкие согласные: , , , , , , , , , , – шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук : жюри , вожжи ) ;
- шумные глухие согласные: , , , , , , , , , , , , , , , – состоят только из шума.
Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных
При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется
Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется.
Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.
Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные – звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | |||||||||||
Гл. |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Примеры орфоэпического разбора
«Семья» – семь — Я.
с – – согласный; глухой, парный; мягкий, парный.
е – — гласный; безударный.
м – – согласный; звонкий, непарный; мягкий, парный.
ь –
я – – согласный; звонкий, непарный; мягкий, непарный.
– гласный; ударный.
5 букв, 5 звуков.
Орфоэпический разбор слова «круглый» – крУг-лый.
к – – согласный; глухой, парный; твердый, парный.
р – – согласный; звонкий, непарный; твердый, парный.
у – – гласный; ударный.
г – – согласный; звонкий, парный; твердый, парный.
л – – согласный; звонкий, непарный; твердый, парный.
ы – – гласный; безударный.
й – – согласный; звонкий, непарный; мягкий, непарный.
7 букв, 7 звуков.
Орфоэпический разбор слова «поезд» – пО-езд.
п – – согл.; глух., пар.; тв., пар.
о – – гл.; уд.
е – – гл.; безуд.
з – – согл.; глух., пар.; тв., пар.
д – – согл.; глух., пар.; тв., пар.
5 букв, 5 звуков.
Функции звуков и букв в языке
Звуки и буквы играют важную роль в языке, каждая из них выполняет свою функцию. Вот основные функции звуков и букв:
- Звуки: основная функция звуков в языке — передавать звуковые образы и отличать одно слово от другого. Звуки образуют фонемы, которые являются основными элементами звуковой системы языка.
- Буквы: функция букв в языке — отображать звуки и служить визуальным представлением фонем. Буквы объединяются в графемы, которые являются письменным представлением слова или фразы.
Примеры различий между звуками и буквами:
- Звук /б/ — в речи передается вибрацией голосовых связок, он является фонемой и может быть записан разными буквами, например, б, п, м.
- Буква б — представляет звук /б/ письменно и используется для обозначения этого звука в словах, например, буква, будка, обед.
- Звук /ш/ — передается потоком воздуха, он также является фонемой и может быть записан разными буквами, например, ш, щ, ч.
- Буква ш — представляет звук /ш/ письменно и используется для обозначения этого звука в словах, например, школа, шарф, шипы.
Таким образом, звуки и буквы имеют разные функции в языке. Звуки передают звуковые образы и отличают слова друг от друга, в то время как буквы отображают звуки и служат визуальным представлением фонем. Изучение и понимание этих различий помогает лучше разбираться в фонетике языка.
Характеризуем звуки
Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.
Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.
Как дать правильную характеристику гласным
У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.
С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.
Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так
Все, переходим к согласным.
По твердости/мягкости
Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:
- Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
- Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц»
И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.
Парные по твердости/мягкости
Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.
Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.
По звонкости/глухости
Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
Вот вам хорошая картинка для запоминания:
Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».
Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».
Парные по звонкости/глухости
Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».
Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.
Важные правила, о которых дети всегда забывают
Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.
Безударные гласные
В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».
Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».
Оглушение
Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».
Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».
Ассимиляция по звонкости и глухости
Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.
Например:
- Кадка – .
- Просьба – .
Смягчение
Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.
Смотрите: «мерили» – .
Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:
- Парашют – .
- Жили – .
- Шире – .
- Вожжи – . Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.
Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:
- Тишь – .
- Молчишь – .
- Тень – – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
- Встань – .
Примеры употребления
- Гласные звуки в ударном положении произносятся четко. Безударные — редуцированно. То есть уменьшается долгота звука, и даже сам звук видоизменяется. Так, звук о после твердых согласных произносится как краткое а: крова.
- Сочетание букв «чн» в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: галстучный, отличный, убыточный. Но в словах «яичница», «конечно», «нарочно» и других звучит . Также есть слова, где допустимы оба варианта: булоая = булоая.
- Сочетание букв «тс» в глаголах на -ться/тся дает звук : смеяа.
- Двойные согласные в русских словах находятся на стыке приставки и корня (беззаботный) либо корня и суффикса (длинный) и произносятся долго. В заимствованных словах двойные согласные могут быть долгими и в корне слова (масса, гамма). Но по мере их освоения русским языком утрачивают долготу: теаса, аарат. На конце двойные согласные, как правило, не произносятся: криста, мета.
- Для иноязычных слов возможны три варианта произношения:
- твердое (как в родном языке): ка;
- вариантное: ссия / ссия;
- мягкое (в соответствии с законами русского языка): рмин, кан.
В чем же различие?
Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим, например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.
Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся
Виды ударений в слове
Ударение в словах бывает:
- Постоянное: форма слова изменяется, а ударение остаётся на том же по счету слоге (зна́к – зна́ка – зна́ки, печа́ль – печа́ли – печа́лью – печа́литься);
-
Подвижное: при изменении слова, ударение ставится на другом слоге (нога́ – но́ги, сто́л – стола́).
В большинстве случаев ударение переходит на другой слог только в некоторых формах (до́м – до́ма (где), но дома́ (много) – дома́шний; но́мер – но́мера (чего), но номе́ра).
Сложные, составные, слова с вице-, сверх-, экс-, анти-, около- и пр. часто имеют два ударения. В первой части слова – второстепенное, во второй – главное (пят̀иэта́жный, э̀кс-мини́стр).
Дидактический материал , гласные и согласные звуки.
Гласные звуки.
-
произносятся при помощи голоса
-
не встречают преграды
-
поются
-
образуют слог
Назови картинки. Эти слова начинаются с гласных звуков.
Согласные звуки.
— произносятся при помощи голоса и шума илитолько шума
Назови картинки. Эти слова начинаются с согласных звуков.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Назови картинки. Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
Собери картинки в свои коробочки. Те предметы, которые начинаются с гласного звука — в белую коробочку, а те, которые с согласного — в серую.
Соедини друг с другом предметы, которые начинаются с гласного звука и соедини между собой предметы, начинающиеся с согласного звука.
Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие — на гласный звук?
Произнеси названия картинок. Какие из них оканчиваются на согласный, а какие — на гласный звук?
Помоги рыбаку поймать только гласные буквы.Соедини их с удочкой.
Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки.
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на первые звуки (гласные и согласные)
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на последние звуки (гласные и согласные)
Произнеси название этих предметов. В каких словах первый звук звучит твердо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зеленым цветом.
Закрась кружки с буквами в определенные цвета. Гласные в красный цвет, согласные — в синий, твердый и мягкий знаки — серым.
В схеме слова звуки можно обозначить квадратами разного цвета.
— мягкие согласные звуки
Посмотри, как можно составить схемы слов.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
К
А
Р
Т
И
н
А
Б
Е
Р
Ё
Е
3
А
Я
Б
Л
О
К
О
т
Е
Л
Е
В
И
3
О
Р
Л
А
М
П
А
Назови картинки. Подбери к словам подходящие схемы.
После мягкого согласного звук
— обозначается буквой Я
— буквой Ю
— буквой Ё
— буквой Е
— буквой и
Назови все гласные и согласные звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного \М\ и с мягкого согласного |МЬ|.
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного и с мягкого согласного
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или в середине слова после гласной, они обозначают два звука:
Назови все звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Согласные звуки , , , , всегда звучат мягко. Назови картинки. Раскрась схемы слов правильно.
Мягкий знак не обозначает звука, он обозначает мягкость согласного, после которого стоит.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Найди в словах Ь и обведи его в кружок, Ъ обведи в квадратик.
Выбери пары слов, начинающиеся с одинакового звука. У тебя получатся пары звуков — братцев — твердый и мягкий согласный.
Соедини предметы с подходящей к ним схемой.
Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сосчитай и напиши.
Что налили в стакан: сок или чай?
Что в шкафу: чашка или блюдце?
Что в портфеле: книга или тетрадь?
Что в пакете: груша или банан?
Какая сказка в этой книге: «Колобок» или «Морозко»
Кто спрятался за деревом: лиса или заяц?
Как зовут девочку: Марина или Наташа?
Как зовут котенка: Пушок или Чижик?
Что лежит в коробке: пирожное или печенье?
Что лежит на тарелке: яблоки или груши?
Что лежит в корзине: грибы или ягоды?
Что лежит в мешке: конфеты или игрушки?
История создания
Орфоэпический словарь — это особая лексикографическая работа, направленная на описание и регулирование произношения слов. Орфоэпия — это раздел фонетики, изучающий произношение слов, правила ударения, интонации и т.д.
История создания орфоэпических словарей начинается относительно давно. Первые подобные работы появились еще в древности и имели зачастую религиозное значение. Например, в Древней Греции и Риме существовали словари, задачей которых было фиксировать правильное произношение религиозных терминов и имен богов.
В средние века орфоэпические словари стали включать в себя не только религиозные термины, но и другие слова, в том числе и латинские. Это было связано с расцветом научного исследования и распространением учебных заведений.
В России первый орфоэпический словарь был создан в начале XIX века ученым Т. П. Зубовым. Эта работа, опубликованная в 1803 году, стала первым шагом к систематизации и описанию русского произношения. С тех пор в России и других странах было создано множество орфоэпических словарей с разными подходами и областями применения.
Современные орфоэпические словари стараются учитывать различные диалекты и вариации произношения, а также принимают во внимание иноязычные слова, которые стали частью русского языка. Эти словари становятся важным инструментом для изучения и правильного произношения слов
Звуки
Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « ». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — , к — и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.
Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда
Главные отличия:
- Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
- Буква – олицетворяет звук.
- Количество звуков значительно превосходит количество букв.
Алфавит
Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.
Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:
Порядок букв в русском алфавите
Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.
Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.
В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.