4 этап «Уровневая дифференциация»
Уровень «А»
Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания. Определить роль союзного слова в предложении. Какое предложение соответствует схеме / -/, (что).
Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним умирает.
Мы забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий.
Мне казалось что небо стало ещё темнее.
Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.
Уровень «В»
Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы. Распределите предложения, учитывая вид придаточного. Найдите ошибки, которые «вкрались» в задание.
1. Николай и не заметил, | 1. Надо прилежно учиться |
2. Чтобы получить хорошую профессию, | 2. Установилась теплая, солнечная |
3. Которая бывает в начале сентября, погода | 3. Тихо шелестящих под ветром |
4. Воздух пропитан ароматом трав, | 4. Что стало светать |
Уровень «С»
Задание: Ответьте на вопросы, чтобы получилось СПП с придаточным определительным. Графически объясните постановку знаков препинания.
Выполните синтаксический разбор одного предложения.
- Какое предложение называется сложным?
- Какое предложение называется главным?
- Какое слово называется контактным?
- Что такое союзные слова?
Примеры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Итак, основное различие между этими синтаксическими единицами заключается в характере связи их частей и в том, какие союзы используются для выражения этой связи. Чтобы понять основной принцип, следует рассмотреть примеры предложения того и другого типа.
Не только ручьи стали признаком приближающейся весны, но и воздух значительно потеплел – в данном предложении части одинаково равноправны, для их соединения используется сочинительный союз, следовательно, это сложносочиненное предложение.
Он не мог пойти в школу, потому что его одолел грипп – в этом предложении вторая часть поясняет первую, между ними стоит подчинительный союз “потому что”, следовательно, оно сложноподчиненное.
Есть еще одно важное правило, о котором следует помнить, составляя схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: в схеме сложносочиненного предложения союз будет стоять за скобками, а в сложноподчиненном – в скобках (союзные слова, также используемые для соединения главного и придаточного, являются членами придаточного предложения). Кроме того, поскольку части сложноподчиненного предложения неравноправны, квадратными скобками будет обозначаться только главная часть, а придаточные будут обозначаться круглыми
Если при разборе сложноподчиненного предложения, в котором более трех частей, необходимо отразить характер связи между ними (то есть указать, параллельное подчинение или последовательное), то для этого можно использовать стрелочки или вертикальную схему.
Видео:Типы придаточных частей сложноподчинённого предложения | Русский языкСкачать
Особенности расстановки знаков препинания
С точки зрения пунктуации с такими синтаксическими конструкциями, где придаточная часть находится за главным предложением, все очень просто: «Ребенок утром тяжело встает, потому что поздно ложится спать». Нет сложностей, потому что вопрос от одного предложения к другому возникает сам по себе после прочтения главного предложения. Схема данной синтаксической конструкции будет следующей: , (потому что =).
В этом предложении использован двойной подчинительный союз «если …то». Его особенность заключается в том, что первое слово находится в придаточной части, а второе — в главной. К таким союзам относятся также «когда… то», «не только… но и» и другие.
Распознать эти конструкции помогают не только средства связи, но и вдумчивое чтение
Если, например, обратить внимание на подлежащее «тополь», то становится очевидным, что действие, связанное с ним, отсутствует. Вместо этого появляется союзное слово «который» и относящееся к нему действие «рос»
И только потом в глаза бросается «напоминает», что является действием к слову «тополь».
Говоря о сложноподчиненном предложении, следует отметить роль указательных слов в данных синтаксических конструкциях.
«Взглянул на дерево» (какое?) «то», а это (какое именно?) «что было выше всех». Если в предложении имеется указательное слово, то придаточная часть будет пояснять именно его.
Бывают случаи, когда в сложноподчиненном предложении оказывается рядом два союза. Это могут быть два подчинительных союза: «Я знаю, что если сейчас не постараюсь, то в дальнейшем легче не станет». А могут и быть сочинительный и подчинительный: «И если мы не поторопимся, то в школу опоздаем точно».
При расстановке запятых в таких предложениях нужно ориентироваться на наличие в предложении слова «то». Если оно имеется, то союзы, стоящие рядом, запятой не разделяются (см. примеры выше). Если данного слова в предложении нет, то запятая между оказавшимися рядом союзами ставится: «Я знаю, что, если не потороплюсь, легче не станет».
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Придаточные места отвечают на вопросы где?
куда?
откуда?
Они относятся к сочетанию сказуемого с указательными словами (там
, туда
, оттуда
), например:
- Медведь остановился там (где остановился?), где только что стоял лось.
- Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.
- Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы.
Придаточные места прикрепляются союзными словами где
, куда
, откуда
. Иногда указательных слов в главном предложении не бывает, например:
Он засмеялся и пошёл (куда пошёл?), куда захотелось ему.
Примечание
Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельств места, например:
Впереди (где именно впереди?), где кончалась роща, стояли берёзы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
I. К придаточным образа действия по значению близки придаточные сравнительные. Они отвечают на вопрос как? Прикрепляются они ко всему главному сравнительными союзами как, словно, будто и др. Например:
- Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
- Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл.
- Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах.
Примечания
1. Сравнительные союзы могут присоединять не только придаточные предложения, но и сравнительные обороты, которые бывают или обстоятельствами образа действия (Росинки блестят, как бриллианты), или сказуемыми (Наша школа как дворец).
2. Если в главном предложении есть указательные слова, придаточные со сравнительными союзами могут иметь несколько значений, например:
- Мы возвращались из театра с таким чувством, как будто побывала ка большом а светлом празднике (сравнительное и определительное значения).
- Снег под лучами солнца блестит так ярко, как будто всё поле усеяно бриллиантовыми звёздочками (сравнительное и степени).
II. Своеобразное значение имеет сложноподчинённое предложение с двойным сравнительным союзом чем — тем
, например:
Чем ночь — темней, тем ярче звёзды.
Обе части этого сложного предложения взаимно связаны, и поэтому нельзя выделить главное и придаточное предложения. В этом сложном предложении явления (темнота ночи и яркость звёзд) сопоставляются по степени. Сопоставление по степени может быть выражено и одиночным союзом чем
, например:
- Некоторые ракеты движутся быстрее, чем распространяется в пространстве звук.
- Вчера было холоднее, чем сегодня.
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
Придаточные предложения следствия относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом так что
. Например:
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
Примечание
Значение следствия бывает в так называемых придаточных присоединительных, например:
Неожиданно заболел Виктор, что очень встревожило Анну Петровну.
Придаточные присоединительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему словами что, вследствие чего, отчего, зачем, почему. Они являются добавочными замечаниями, выводами, заключениями, например:
- Болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах.
- Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
- Его не было дома, почему я и оставил записку.
- Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.
Алгоритм синтаксического разбора
Синтаксический анализ СПП, как ни один другой вид сложных предложений, наглядно демонстрирует, что при разборе нужно в определенный момент начинать характеризовать каждое простое предложение.
Рассмотрим алгоритм синтаксического разбора предложения: «Разобраться в новом материале было сложно, потому что я долго не ходил в школу».
Здесь, как и во всех других случаях, начинаем характеризовать предложение со знака, расположенного в конце. Оно у нас получится повествовательное, невосклицательное.
Затем углубляемся в количество грамматических основ. Очевидно, что предложение сложное, сложноподчиненное, с придаточным причины. В качестве средства соединения выступает подчинительный союз «потому что».
Потом нужно характеризовать каждое простое отдельно, поскольку одна часть может оказаться двусоставной, а другая нет. Кроме того, одно предложение может быть распространенным или осложненным, а другое нет. В нашем случае первое простое будет односоставное, распространенное и неосложненное, а второе простое — двусоставное, распространенное и неосложненное.
Завершающим этапом всегда является составление схемы. В данном случае она будет следующей: , (потому что — =).
Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
Придаточные условные отвечают на вопрос при каком условии?
, они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если
, когда
, раз
и др. Например:
- Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
- Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.
Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то
, например:
Если растение не поливать, то оно засохнет.
Примечание
В роли придаточного условного употребляются предложения без союзов, в которых повелительное наклонение имеет значение сослагательного, например:
Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.
Как понять, что предложение сложноподчиненное
Смотрите, сначала надо выделить грамматические основы. Вот предложение: «Я читаю, когда мама отдыхает». Выделим ГО: «я читаю», «мама отдыхает».
Теперь посмотрим, можно ли от одной части задать вопрос к другой. Я читаю (когда?) когда мама отдыхает. Вопрос задать можно, следовательно, предложение сложноподчиненное.
А если бы было написано так: «Я читаю, а мама отдыхает» – мы вопрос не задали бы. Одна часть предложения не подчиняется другой, следовательно, это предложение сложносочиненное (ССП).
И третий вариант: «Я читаю, мама отдыхает» – тут и вопрос не задашь, и союза нет между частями. Вывод – предложение бессоюзное (БСП – бессоюзное сложное).
§3. Средства синтаксической связи в СПП
Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:
- союзами
- союзными словами
1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.
Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:
а) из двух простых союзов: как будто, как только, лишь только и др. подобных.
б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как; несмотря на то что; благодаря тому что и др. подобных.
в) из простых союзов и слов время, причина, цель, условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как; в то время пока; с той целью чтобы; в силу того что и др. подобных)
2. Союзные слова. Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?
Прежде всего, это относительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, стоящие в разных формах, а также наречия где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.
Как отличить союзы от союзных слов?
Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.
Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:
Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.
(мелодию (какую?) которую – союзное слово)
В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что, как, когда.
Я думаю, что она приедет завтра.
(что – союз)
Я знаю, что она тебе ответила.
(что – союзное слово, выраженное относительным местоимением)
Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.
Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:
Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.
(который =разговор)
Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:
Я знала, что мы расстались навсегда.
(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда)
Я знаю, что говорю.
(опустить союзное слово что невозможно)
1 этап урока «Теоретический»
Учитель работает с группой на «3». Проверяет «5» и у доски
Учитель: Сегодня мы с вами повторим теоретические сведения по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».
Задание № 1 (у доски) «4»
Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме вашего ответа и почему?
/ /, / /.
/ /, (который…)
/ /, и / /.
Трескался лёд, снег шуршал о каменную стену сторожки. Светило солнце ласково, и дышало утро раннее прохладой. Тихо пошёптывая, невзначай налетел ветер. Последним на карте был отмечен город, который расположен в тридцати километрах вверх по реке.
Задание № 2 (у доски) «3»
Используя план ответа, составьте связный рассказ по теме: «Типы СПП»
План ответа:
- По характеру соотнесённости придаточного предложения с главным СПП делятся на 2 группы:——————————
- В группу СПП, в которых придаточное предложение относится к одному слову (словосочетанию) главного предложения, входят: _______________
- Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются—————————
- В группу СПП, в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят—————————
Задание № 3 (у доски) «5»
Заменить простое предложение с причастным оборотом на СПП с придаточным определительным. Выполните синтаксический разбор СПП.
Журналист, побывавший на целинных землях, написал интересный очерк.
Класс:
Задание № 4 (работа на месте, ряд) «5»
Найти соответствия. Заполните таблицу при помощи цифр.
1. ПП_________ | 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. |
2. ССП—— | 2. Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. |
3. СБП—— | 3. Я поднял книгу, которая упала со стола. |
4. СПП—— | 4. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. |
5. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. | |
6. Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит только директор театра. |
Задание № 5 (работа на месте, ряд) «3» Учитель работает с данной группой
Распределить признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в таблицу при помощи цифр.
Придаточное определительное | Придаточное изъяснительное |
1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?
2. Придаточное относится к контактному слову, словосочетанию.
3. Придаточные присоединяются к главному предложению с помощью 3 средств: союзов, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.
4. Относятся к именам существительным.
5. Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов.
6. Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния.
7. Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся.
8. В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи.
9. Придаточные могут занимать любую позицию по отношению к главному.
10. Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине.
Что общего у придаточного изъяснительного и придаточного определительного?
правильный ответ:
1, 2, 4, 5, 7, 10, 2, 3, 6, 8, 9
Задание № 6 (работа на месте, ряд) «4»
Ответить на теоретические вопросы на месте пропусков. При затруднении используйте теоретический материал учебника.
- Подчинительные союзы —————членами предложения.
- СПП состоит из простых предложений, одно из которых———от другого.
- Простое предложение, подчиняющее себе придаточное предложение, называется_______________________.
- Придаточное определительное присоединяется к главному при помощи_————-.
- Назовите отличительный признак союзного слова______________.
- Придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи _________________________________.
- Может ли придаточное предложение употребляться без главного предложения_____________________.
- Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются ________________________
- В группу СПП, в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят СПП с придаточными____________________
- Придаточные изъяснительные отвечают на _____________ вопросы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Придаточные времени отвечают на вопросы когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами:
- когда;
- пока;
- покамест;
- как только;
- с тех пор, как (с тех пор как);
- до тех пор, пока (до тех пор пока) и др.,
например:
- Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
- Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.
- Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.
- В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка.
- Дедушка приказал не будить Ташошу до тех пор, пока сама не проснётся.
Примечание
Придаточные времени могут употребляться для уточнения обстоятельства времени, например:
Летом, когда кончатся экзамены, мы будем работать в нашем колхозе.
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую:
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
- при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
- между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.
Не ставим запятую:
- между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
- если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
- если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
- перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
- перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания
Важно понять – какой. Разбираемся!
Запятую ставим
между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
- второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
- второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:
- при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
- если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
- при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
- если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.
Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений
Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого
Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:
Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.
Сравните:Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
Вывод
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Придаточные причины отвечают на вопросы почему?
отчего?
Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами потому что
, оттого что
, так как
, ибо
. Например:
- Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.
- Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.
- Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
- Я пригласил своего спутника выпить стакан чаю, ибо со мной был чугунный чайник.
Примечание
Слова потому
или оттого
могут стоять в главном предложении, а слово что
— в придаточном:
- Ходил Беликов к нам только потому, что считал это своею товарищеской обязанностью.
- Наташа заревела, как ребёнок, только оттого, что Соня плакала.
В главном предложении могут быть другие слова, например: вследствие того
, ввиду того
, благодаря тому
:
- Зелень сохранила свою свежесть до начала июля вследствие того, что весна была сырая.
- Трава была необычайно дочна благодаря тому, что шли частые и обильные дожди.
6 этап Подведение итогов урока
7 Дополнительное задание: тест
1. С помощью чего придаточные определительные прикрепляются к главному предложению?
А) союза
Б) союзного слова
В) союза и союзного слова
Г) по смыслу
2. Какой отличительный признак союзного слова?
А) является членом предложения
Б) не является членом предложения
В) отделяет главное предложение от придаточного
Г) присоединяет придаточное предложение к главному
3. Какой частью речи являются союзные слова?
А) не являются частью речи
Б) местоимением
В) наречием
Г) местоимением и наречием
4. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
А) падежные
Б) вопросы определения
В) падежные и вопросы определения
Г) обстоятельства
5. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?
А) с помощью союзных слов
Б) с помощью частицы ли
В) с помощью союзов
Г) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли
6. Место придаточного по отношению к главному
А) после главного предложения
Б) в середине предложения
В) перед главным
Г) любая позиция по отношению к главному
7. Найдите предложение, соответствующее схеме /…., (что), /
А) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
Б) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
В) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
Г) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.
8. Перед нами СПП с придаточным изъяснительным