Содержание произведения
В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.
В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.
Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.
Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:
- В лесу господствует зима.
- Равнодушные облака.
- Метелица во дворе.
- Голодные воробушки.
- У окна.
- Гнев вьюги.
- Птичий сон.
Система образов
Образы зимы в стихотворении разнообразны.
С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).
Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.
В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.
Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.
История создания и жанр
С творчеством Сергея Есенина большинство знакомы еще со школьной скамьи — сколько сочинений, конспектов и даже кроссвордов было написано и составлено на уроках в классе в период изучения наследия поэта, ведь оно поистине огромно.
«Поет зима — аукает» Сергей Александрович написал в 1910 году — на заре своего творческого и жизненного пути в пятнадцатилетнем возрасте. Для раннего периода творчества поэта характерно обилие лирических произведений, уже пропитанных его глубочайшей любовью к родной природе и жизни в целом.
По реалистической подаче, интонации и слогу стих созвучен с творчеством поэтов Никитина и Кольцова, писавших о крестьянской жизни. Самого Есенина впоследствии отнесут к новокрестьянским авторам, которые тоже были выходцами из простой народной среды.
Скепсис Сергея Александровича по отношению к произведению пейзажной лирики был связан с отсутствием сюжетной линии, однако, оно в полной мере компенсируется высокой художественностью, глубоким смыслом и музыкальностью авторского слога.
Анализ лирического стихотворения подразумевает выявление лирического героя. Этот персонаж в произведении есть, пусть и незримый, но он эмпатически настроен к озябшим маленьким птичкам, которые инстинктивно держатся вместе, чтобы пережить разгул стихии. Только одухотворенный и добрый сердцем человек способен сопереживать и видеть не только черное и белое, но и полутона — красоту родного края и его природы именно в ее разнохарактерном воплощении.
Вариант 2
Произведение относится к раннему творчеству поэта. В этом стихотворении Есенин продемонстрировал одну их характерных особенностей своего творчество – олицетворение природы, наделение ее объектов человеческими качествами.
По форме произведение очень напоминает сказку. Это видно даже из названия «Поет зима – аукает», где виден видоизмененный глагол, скорее подходящий для общение с маленькими детьми. На протяжении всего стихотворения использованы слова в уменьшительно-ласкательной форме, такие как, например, «пташки». Употребляемые вместе с ними прилагательные, также создают впечатление, что разговор ведется с ребенком, причем в стиле, принятом до революции подчеркнуто мягком и умильном стиле. Есенин, скорее всего, используя именно эти формы, написал стихотворение, предназначенное специально для детей, а стремился создать ощущение волшебного леса.
Выбор в качестве главных героев маленьких беззащитных птичек – воробьев также делает стихотворение похожим на сказку. Как и настоящие сказочные герои, они не обладают индивидуальными качествами. Здесь они просто страдают от холода, вызывая сочувствие читателя.
Метель, выступающая здесь в качестве отрицательного персонажа, также не изображена в качестве представителя чего-то однозначно злого. Шелковый ковер, которым она покрывает землю – не орудие убийства или мучений, хотя и причиняет страдания. Природные явления у Есенина просто выполняют свою функцию.
Вьюга представлена в качестве живого существа, способного выражать эмоции, в данном случае злиться. Сама зима изображена в образе матери, баюкающей свой лес.
Употребляемые поэтом эпитеты делают стихотворение похожим на произведения устного народного творчества. Есенин не использует здесь образы, присущие его более позднему творчеству, такие как «желтый ворон» и подобные, которые ломают шаблоны восприятия. Стихотворение плавно разворачивается в картину зимней природы. Даже его конец не нарушает течения повествования. Как и в сказке, все заканчивается хорошо, но только во сне. Автор не пожелал разрушать созданный им образ холодной зимы, погружающей все вокруг в глубокий сон.
Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»
Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.
Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.
Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».
Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».
Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.
В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» — злая сатира. «Сатира? — спросил Блок и задумался. — Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.
Почему же только месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому, что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя возникла непростая задача вспомнить далекие дни, когда люди не по своей воле покидали родные места: шла война! С большой неохотой переместился я в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова — из блокадного Ленинграда. Так уж получилось: и она, и я — коренные петербуржцы, а познакомились за много тысяч километров от родного города. И произошло это совсем не в первые месяцы после приезда.
Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра — так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.
Одно из самых первых произведений Сергея Есенина. известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…». было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.
Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным. автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.
Вариант 2
После грустной и унылой осенней поры мы все с нетерпением ждём прихода зимы. Когда, проснувшись утром, мы вдруг замечаем на улице белое покрывало, которое укутало всё кругом. Это первый снег. Он такой белоснежный и искристый, что его белизна режет в глаза, он такой мягкий и пушистый, как огромная пуховая перина. И у нас сразу настроение становится бодрое, весёлое, появляется чувство чего-то нового и неизведанного впереди.
А с каким азартом и нетерпением зиму ждут ребятишки!
Детский восторг от прихода зимы мы можем увидеть в стихотворении Сергея Есенина «Зима». Автор, словно мальчишка, восхищается изменениями в природе, красотой зимнего пейзажа. Он замечает всё до мельчайших подробностей. Видимо поэт в этом стихотворении отразил часть воспоминаний из своего детства. Как он с ребятишками ждал и первый снег, чтобы поиграть в снежки, и первый лёд на прудах, чтобы покататься на санках и коньках, и первый мороз, и первую метель. Ведь яркие события, которые происходят в детстве, оставляют след в памяти на всю жизнь.
Автор без особого сожаления упоминает в стихотворении уход осени всего лишь одной строчкой. Но с каким энтузиазмом он рассказывает про приход зимы. Он говорит, что зима невидимо примчалась, прилетела на крыльях. Видимо так быстро и неожиданно сменилось время года. В каждой строфе чувствуется бодрое, оптимистичное настроение. Ведь морозы затрещали, сковали пруды, а мальчишки кричат «спасибо» зиме за труды. Когда читаешь эту строфу, сразу представляешь картину, где толпа ребят играет на улице во дворе в снежки, катается на санках. Их не пугает мороз, у некоторых шапка на макушке, но зато на щеках здоровый зимний румянец, а в глазах восторг и радость.
Точно также поэт пишет стихотворение с детской искренностью и открытостью, в каждом слове чувствуется его восхищение зимней красотой. Узоры на стёклах он описывает диной красоты, которые приковывают к себе взор каждого прохожего. А как легко и нежно пишет автор про снег в последней строфе. Снег мелькает, вьётся, ложится пеленой на землю, словно он незаметный и прозрачный. Солнышко зимнее тоже бодрое и весёлое, благодаря которому иней на снегу сверкает.
Всё стихотворение читается легко и непринуждённо, оно понятно человеку любого возраста, и взрослому, и ребёнку. Благодаря нему окунаешься в детство, воспринимаешь мир проще и начинаешь замечать всю красоту вокруг себя.
Анализ стихотворения Зима по плану
Разбор сюжета и композиции
️Композиция стихотворения строится на противоположности и противопоставлении морозной зимы и ожидания весеннего тепла, что подчеркивает суровость первой и нежность второй. Вместе с тем, зима не показана Есениным злой старухой, которая хочет заморозить все вокруг, а нарисована рукой поэта неотъемлемой частью мироздания Божьего.
В четырех строфах Есенин рисует зимний лес и деревню, попавшую в плен метелице, но защищенную от её холода покрывалом снега.
Холод этого времени года необходим, чтобы природа спала глубоким сном и набиралась сил для встречи весны.
Ярко описаны зимние обитатели деревни – воробьи, которых поэт сравнивает с детьми, замерзшими от игры на улице и прижавшимися к оконному стеклу в поисках тепла.
️Вьюга показана, как самый суровый инструмент зимы, она не позволяет расслабиться и проснуться природе, стуча ветром по ставням, словно бы показывая – пока тут властвую я, а вы спите.
В последней строфе Есенин показывает ожидание весны через сон пташек, которые пытаются отогреться возле окна деревенской избы. Они замерзли в край, но в коротких птичьих снах им видится теплая весны, зеленая трава и журчащая вода.
Стих отлично показывает нам зиму в деревне, когда все вокруг замерло и не тратит лишние силы в ожидании красавицы-весны.
Тематика и проблематика
Основная идея произведения — неприступное очарование зимы в родных краях. Автор радостно восторгается небрежной красотой природы, гордится ее непокорностью и независимостью. Его приятно изумляет тот факт, что чудеса Родины невозможно предсказать и обесценить. Тем, кому не под силу совладать со свирепствующей вьюгой, остается лишь ждать наступления весны.
Основным образом в стихотворении является зимняя пора. Поэт ее сравнивает с ласковой и терпеливой матерью, безустанно заботящейся о лесе, как о собственных детях. Однако в последних строфах выясняется, что это лишь фасад:
- зима сурова и непреклонна;
- без жалости и промедления наказывает нерадивых, словно сварливая мачеха.
Это наталкивает на размышления и заставляет ужаснуться ее жестокости и кровожадности.
При написании сочинения на зимнюю тему в своем конспекте стоит добавить рисунки, картинки и иллюстрации к произведению, чтобы передать настроение лирического героя. Он не показан в поэме детально. Можно предположить, что он, наслаждаясь покоем, находится в своем жилище и наблюдает за буйством меняющейся погоды. Вероятно, происходящее описывается со стороны протагониста, оказавшегося свидетелем случившегося.
Его ощущения трудно определить однозначно. Герой расслаблен и спокоен, радуется чудесному и затейливому ландшафту, но в то же время жалеет тех, кто не справился с обжигающим холодом, и с нетерпением ждет весны.
В творении Есенина уже из названия видно, что природа одухотворяется, сравнивается с живым человеком, которому свойственно:
- мечтать;
- надеяться;
- переживать.
Она может быть любвеобильной и сердитой, ласковой и строгой, но, несмотря на свою изменчивость, описывается автором с радостным восхищением. Поэт преклоняется перед непокорной природной стихией.
Ее хладнокровная красота поистине завораживает, однако не всем суждено трепетно встречать приход зимы. Чтобы согреться во время холодов, крестьяне усердно трудятся в течение года, не жалея сил и свободного времени. Но что делать тем, кто не имеет крыши над головой? Им остается лишь мечтать о нежной акварели весны.
«Зима» С.Есенин
Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды.
Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
Анализ стихотворения Есенина «Зима»
«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.
В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела». Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.
В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется». В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.
Анализ стихотворения Есенина «Зима»
«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас — Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.
В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела».
Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.
В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется».
В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего
сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
- Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
- Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.
- Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
- Сочинение по картине Юона «Русская зима. Лигачево» К. Ф. Юон — замечательный пейзажист. В своих картинах он показывал свою любовь к природе, создавал обобщенный образ Родины. В.
- Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
- Сочинение по картине Юона «Волшебница-зима» Талантливый художник Константин Федорович Юон создал картину «Волшебница-зима» в 1912 году, когда он, молодой, энергичный живописец, искал свои способы выражения.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Зима»
Вариант №2
«Поёт зима…» — сказочный зимний пейзаж, завораживающий простыми, но запоминающимися картинами, ярко очерченными образами. В чём секрет волшебства изображённой Есениным зимы?
Одно из самых «сказочных» стихов С. Есенина начинается с олицетворённого образа зимы. Это не просто олицетворение, это звучащий образ. Она «поёт». В первой строфе это подчёркнуто звукописью: явным преобладанием гласных над согласными, причём превалируют протяжные , , аллитерацией (стозвоном сосняка). С пением сближает и рифмовка. Две строки, спаянные женской рифмой звучат продолжительно, плавно, как задушевное пение: «… аукает… баюкает…», «… с тоской глубокою… в страну далёкую…».
После метелицы, напоминающей волшебницу из сказки, вроде снежной королевы, появляются, как противопоставление, маленькие птички, «воробышки игривые». Это центральный образ всего стихотворения. Именно он, более чем всё остальное, создаёт в этом поэтическом пространстве ощущение холода, одиночества, беззащитности. У Есенина часто зима ¾ нарядное и весёлое время года, наполненное ярким светом, звоном бубенцов, стуком мёрзлой дороги под копытами, пора безупречно чистая в своей белоснежности, в прозрачности льда. Но здесь зима другая, потому что она враждебна робким, ранимым существам. Воробышкам сопутствует целый шлейф эпитетов, словно почерпнутых в русском песенном фольклоре: «пташки малые», «детки сиротливые», «голодные, усталые», «пташки нежные». Постпозиция эпитетов подчёркивает фольклорность произведения. Атмосфера сказочности окутывает всё изображённое поэтом.
Метелица, превращаясь во вьюгу, сбрасывает маску волшебницы, стелящейся шелковым ковром. Она стучит, злится, её сопровождает бешеный рёв. Злобная враждебная стихия бушует вокруг слабых, несчастных созданий. Но ситуация страшной сказки разрушается чудным видением грядущей весны. И эпитеты меняются: «прекрасная», «ясная» красавица приходит «в улыбках солнца».
На протяжении всего стихотворения полюс силы в антитезе жестокая зима — бедные птички явно находится на стороне зла, которое нарастает, усиливается. «Поёт зима…» — «метелица… больно холодна» — «вьюга с рёвом бешеным стучит … и злится». Но развязка разрушает эту жуткую картину. Возникает новая антитеза: зима — весна. И это видение вмиг смещает все плюса, дарит надежду, рождает твёрдое убеждение, что зло не вечно. Это всплеск тепла среди стужи, вспышка ярких красок в мертвящей белизне. Малые пташки в нашем восприятии становятся сильнее и крепче, осенённые этой верой в неизбежный приход весны.
«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.
Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.
Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает»
. об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.
Действительно, образ зимы
. появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес»
. Автор не случайно выбирает эпитет
«мохнатый»
. наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи
. которая наказывает нерадивых детей. Именно такими — несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые»
. Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками»
. которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.
Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется»
. но «больно холодна»
. А вьюга, которая «с ревом бешеным»
стучит по ставням и «злится все сильней»
. своей суровостью противостоит «ясной красавице весне»
. снящейся пташкам, голодным и усталым.
Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна
. который видят несчастные замерзшие воробышки.
Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка»
— безусловно, чисто есенинская метафора
. Вьюга издает «бешеный рев»
и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.
Эпитеты
. в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер — шелковый, облака — седые, рев — бешеный, а весна — ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.
Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.
Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает»
. «метелица ковром шелковым стелется»
. а «вьюга злится все сильней»
. Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.
Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.
Эмоциональный окрас зимней лирики
Символика зимней лирики
Зима в стихах Есенина становится символом одиночества и утраты. Он описывает пустые поля, снег покрывает все вокруг, превращая пейзаж в белую пустоту. Этот символизм зимы свидетельствует о чувстве потери и отчаяния, которое переживает поэт.
В то же время, зимняя лирика Есенина отражает и красоту и спокойствие зимнего пейзажа. Он восхищается игрой света на снегу, описывает замерзшие реки и яркие звезды на ночном небе. Зима становится символом чистоты и невинности, создавая контраст между внутренним миром поэта и внешним миром.
Эмоциональные переживания в зимней лирике
Зимняя лирика Сергея Есенина пронизана различными эмоциями. Он описывает чувство холода и одиночества, которое проникает в нас на зимних прогулках. Но вместе с тем грусть сменяется нежностью и теплом. Поэт находит красоту даже в мертвой природе зимнего пейзажа, ему открываются новые чувства и переживания.
Поёт зима, аукает Есенин
Одна из жемчужин ранней лирики С.Есенина, стихотворение «Поет зима, аукает…» создано юным поэтом в 15-летнем возрасте и датировано 1910 годом. Уже тогда он видел уникальное великолепие родной природы и умел рассказать об этом в задушевной поэтической манере.
Тема данного произведения, являющегося образцом пейзажной лирики, – красота и суровость русской зимы.
Идею стихотворения помогают раскрыть ключевые образы маленьких пташек. Трогательные и беззащитные, они страдают от лютых морозов и ждут наступления весны. Все живое борется за существование и хочет тепла и ласки, поэтому каждый в этом мире достоин жалости и сострадания.
В произведении 4 строфы, они не дают развернутого сюжета, но композиционно стихотворение организовано четко.
Сначала читатель восхищается завораживающей картиной зимнего леса, засыпающего под убаюкивание метели. Однако эта идиллия обманчива: в кульминации метель быстро перерастает в бешеную вьюгу, которая свирепствует и пугает не только пташек, но и людей. В последней строфе следует развязка. Дремлющие воробышки мечтают об избавлении – приходе теплой и ласковой весны.
6 строк каждой строфы рифмуются по-особому, с сочетанием параллельной и кольцевой рифмовки (аабввб).
По ударной позиции присутствуют мужские и дактилические рифмы (с ударением на последний и на третий с конца слог соответственно).
Стихотворения построено на основе противопоставления (антитезы). Здесь контрастируют образы жестокой, не имеющей границ стихии и маленьких птичек, зимней непогоды и весеннего тепла, реальности и сна.
Есенин использует художественные приемы, традиционные для народной поэтики:
‒ устойчивые образные определения (эпитеты): седые облака, пташки малые, вихри снежные, с тоской глубокою;
‒ олицетворения: словно живая, метель стучится и злится; азима поет, аукает, баюкает;
‒ метафоры: метелица ковром стелется, в улыбках солнца;
‒ сравнение: воробьи сравниваются с «детками сиротливыми».
Благодаря ярким контрастным образам и простому, но красочному языку стихотворение тревожит самые тонкие струнки человеческой души, взывает к нашим лучшим качествам и заставляет задуматься о философии жизни на земле.
Поёт зима, аукает
Сейчас читают:
-
Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение
Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают
-
Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение
Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри». Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам.
-
Сочинение по картине Грабаря Ясный осенний вечер 5 класс
Пейзажи Игоря Эммануиловича Грабаря невероятно красивы. Они вдохновляют каждого человека и заставляют почувствовать себя частицей природы, которая находится рядом с нами и чувствует энергию человека.
-
Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс
Этому выдающемуся русскому художнику, который известен широко за пределами России, удалось создать огромное количество художественных работ, которые занесены в золотой фонд русского искусства, так как подобных мастеров просто нет.
-
Сочинение по рассказу Платонова Никита 5 класс
В рассказе Андрея Платоновича Платонова главным героем выступает пятилетний мальчик по имени Никита. Его отец не вернулся с войны, из-за чего матери Никиты приходилось постоянно трудиться в поле.
-
Сочинение по картине Тициана Любовь Небесная и Любовь Земная
Известный художник Венеции Тициан Вечеллио создавал картину как подарок для невесты Николо Аурелио, который являлся представителем одной влиятельной венецианской семьи. Заказчик и исполнитель заранее не договорились о теме,