Анализ стихотворения «поет зима

Урок литературного чтения во 2 классе «настроение стихотворения с. есенина «поёт зима, аукает»

Содержание произведения

В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.

В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.

Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.

Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:

  1. В лесу господствует зима.
  2. Равнодушные облака.
  3. Метелица во дворе.
  4. Голодные воробушки.
  5. У окна.
  6. Гнев вьюги.
  7. Птичий сон.

Символика и ритм

Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.

Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.

Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.

Тема стихотворения

Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.

Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» — злая сатира. «Сатира? — спросил Блок и задумался. — Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.

Почему же только месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому, что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя возникла непростая задача вспомнить далекие дни, когда люди не по своей воле покидали родные места: шла война! С большой неохотой переместился я в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова — из блокадного Ленинграда. Так уж получилось: и она, и я — коренные петербуржцы, а познакомились за много тысяч километров от родного города. И произошло это совсем не в первые месяцы после приезда.

Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра — так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина. известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…». было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным. автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Музыка на стихотворение

Стихи невероятно талантливого и безвременно ушедшего Сергея Александровича Есенина становились и продолжают становиться литературной основой для прекрасных музыкальных произведений. К творчеству поэта зачастую обращаются именно одаренные музыканты, которых наравне с замечательным русским поэтом называют великими.

Одним из таких великолепных русских музыкантов, так же как и Есенин, любящим и воспевающим красоту России во всей ее неоднозначности, является композитор, пианист и общественный деятель Георгий Васильевич Свиридов.

Наравне с бесподобным русским поэтом, Георгий Васильевич в своих музыкальных, хоровых и инструментальных шедеврах, кантатах обращается к теме русской природы, простого крестьянского быта и фольклорной основе. Свиридов был основоположником и ярким представителем такого направления, как «новая фольклорная волна», его творчество самобытно, наполнено творческой глубиной и философским смыслом.

Апогеем соединения музыкального творчества Георгия Васильевича и стихов неподражаемого поэта является вокально-симфоническая поэма композитора «Памяти Сергею Есенину», включившая в себя 9 стихотворений и отрывков разных периодов творчества писателя. В поэму, в качестве названия ее частей, вошли:

  • «Край ты мой заброшенный»
  • «Небо как колокол»
  • «Ночь под Ивана Купала»
  • «Крестьянские ребята
  • «Молотьба»
  • «Я-последний поэт деревни»
  • «Поет зима».

Таким образом, талантливейшее произведение Сергея Есенина, созданное поэтом в столь юном возрасте, получило такую степень народного признания, что явилось не только прекрасным поэтическим памятником поэту, но и послужило литературной основой гениальному музыкальному творению.

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(Сергей Есенин)

Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

Стихи Сергея Есенина про зиму: 7 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал самые красивые стихи Сергея Есенина про зиму. В своих произведениях поэт очень красиво показывал всё великолепие и красоту зимней природы. Стихи Сергея Есенина очень легко заучиваются, поэтому их без особого труда смогут выучивать даже совсем маленькие детки. Эта подборка должна понравится детям.

***

Берёза

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

***

Зима

Вот уж осень улетела И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

***

Эх вы, сани

Эх вы, сани! А кони, кони! Видно, черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. Ни луны, ни собачьего лая В далеке, в стороне, в пустыре. Поддержись, моя жизнь удалая, Я еще не навек постарел. Пой, ямщик, вперекор этой ночи,- Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою. Эх, бывало, заломишь шапку, Да заложишь в оглобли коня, Да приляжешь на сена охапку,- Вспоминай лишь, как звали меня. И откуда бралась осанка, А в полуночную тишину Разговорчивая тальянка Уговаривала не одну. Все прошло. Поредел мой волос. Конь издох, опустел наш двор. Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор. Но и все же душа не остыла, Так приятны мне снег и мороз, Потому что над всем, что было, Колокольчик хохочет до слез.

***

Поет зима — аукает

Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

***

Заметает пурга белый путь

Заметает пурга Белый путь. Хочет в мягких снегах Потонуть. Ветер резвый уснул На пути; Ни проехать в лесу, Ни пройти. Забежала коляда На село, В руки белые взяла Помело. Гей вы, нелюди-люди, Народ, Выходите с дороги Вперед! Испугалась пурга На снегах, Побежала скорей На луга. Ветер тоже спросонок Вскочил Да и шапку с кудрей Уронил. Утром ворон к березоньке Стук… И повесил ту шапку На сук.

***

Колдунья

Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая. Темная ночь молчаливо пугается, Шалями тучек луна закрывается. Ветер-певун с завываньем кликуш Мчится в лесную дремучую глушь. Роща грозится еловыми пиками, Прячутся совы с пугливыми криками. Машет колдунья руками костлявыми. Звезды моргают из туч над дубравами. Серьгами змеи под космы привешены, Кружится с вьюгою страшно и бешено. Пляшет колдунья под звон сосняка. С черною дрожью плывут облака.

***

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старышка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Анализ 3

Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо получилось описать образ зимы, и является одним из лучших произведений С. Есенина, где описывается природа.

В первых строках сообщается, что зима «поет», «мохнатый лес баюкает». Благодаря этому образуется впечатлением какого-то умиротворения, за счет красивых белоснежной природы и белых туманов, «плывут в страну далекую». Погодка переменчива, и тут «по двору метелица ковром шелковым стелется». Явление того, что скоро начнется вьюга, собирающиеся истребить все, что дышит, оставив за собой лишь снежные пески. Ощущая подобное, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», надеясь подобным образом оградить себя от предстоящих невзгод. А снежная красавица, лишь только пуще прежнего начинает серчать, зная, что у нее есть власть над всем живым, и она может делать все, что ей заблагорассудится. Из доброй и ласковой хозяйки окружающего мира, становится злобной теткой, «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Но эта метель вовсе не страшит маленьких птичек, жмущихся плотнее, чтобы попытаться согреться и тихо спят под звуки страшного ветра. И видят они хорошие сновидения, о предстоящей теплой погоде «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Не обращая внимания, что эта одна из первых работ поэта, С. Есенин уже хорошо умел олицетворять неодушевленные предметы.

Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

Анализ стихотворения Дума Некрасова

Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима — аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима — аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Слайды и текст этой презентации

году, опубликовано в журнале «Мирок» в 1914 году под заглавием

«Воробышки».

пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна

Слайд 3ЗИМА – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные

морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми

«прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

аукает», об анализе которого и пойдет речь далее.  Тогда юноше

исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор

не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими — несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с«сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Слайд 6Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним

лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все

стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Слайд 7Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму

со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего

связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Слайд 8Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут

с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки

озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится веснаЭпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковромНеологизм: стозвонСравнение: как детки сиротливыеАнтитеза: пташки – вьюга; вихри — весна

сильней. Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной

духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Слайд 10Понятие о лирическом героеАвтор — Сергей Александрович Есенин, который написал

лирическое стихотворение о зиме. Лирический герой — субъект высказывания в

лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Слайд 11Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит  из

двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как

будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Поёт зима, аукает Есенин

Одна из жемчужин ранней лирики С.Есенина, стихотворение «Поет зима, аукает…» создано юным поэтом в 15-летнем возрасте и датировано 1910 годом. Уже тогда он видел уникальное великолепие родной природы и умел рассказать об этом в задушевной поэтической манере.

Тема данного произведения, являющегося образцом пейзажной лирики, – красота и суровость русской зимы.

Идею стихотворения помогают раскрыть ключевые образы маленьких пташек. Трогательные и беззащитные, они страдают от лютых морозов и ждут наступления весны. Все живое борется за существование и хочет тепла и ласки, поэтому каждый в этом мире достоин жалости и сострадания.

В произведении 4 строфы, они не дают развернутого сюжета, но композиционно стихотворение организовано четко.

Сначала читатель восхищается завораживающей картиной зимнего леса, засыпающего под убаюкивание метели. Однако эта идиллия обманчива: в кульминации метель быстро перерастает в бешеную вьюгу, которая свирепствует и пугает не только пташек, но и людей. В последней строфе следует развязка. Дремлющие воробышки мечтают об избавлении – приходе теплой и ласковой весны.

6 строк каждой строфы рифмуются по-особому, с сочетанием параллельной и кольцевой рифмовки (аабввб). 

По ударной позиции присутствуют мужские и дактилические рифмы (с ударением на последний и на третий с конца слог соответственно).

Стихотворения построено на основе противопоставления (антитезы).  Здесь контрастируют образы жестокой, не имеющей границ стихии и маленьких птичек, зимней непогоды и весеннего тепла, реальности и сна.

Есенин использует художественные приемы, традиционные для народной поэтики:

‒ устойчивые образные определения (эпитеты): седые облака, пташки малые, вихри снежные, с тоской глубокою;

‒ олицетворения: словно живая, метель стучится и злится; азима поет, аукает, баюкает;

‒ метафоры: метелица ковром стелется, в улыбках солнца;

‒ сравнение: воробьи сравниваются с «детками сиротливыми».

Благодаря ярким контрастным образам и простому, но красочному языку стихотворение тревожит самые тонкие струнки человеческой души, взывает к нашим лучшим качествам и заставляет задуматься о философии жизни на земле.

Поёт зима, аукает
Сейчас читают:

  • Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение

    Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают

  • Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение

    Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри». Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам.

  • Сочинение по картине Грабаря Ясный осенний вечер 5 класс

    Пейзажи Игоря Эммануиловича Грабаря невероятно красивы. Они вдохновляют каждого человека и заставляют почувствовать себя частицей природы, которая находится рядом с нами и чувствует энергию человека.

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс

    Этому выдающемуся русскому художнику, который известен широко за пределами России, удалось создать огромное количество художественных работ, которые занесены в золотой фонд русского искусства, так как подобных мастеров просто нет.

  • Сочинение по рассказу Платонова Никита 5 класс

    В рассказе Андрея Платоновича Платонова главным героем выступает пятилетний мальчик по имени Никита. Его отец не вернулся с войны, из-за чего матери Никиты приходилось постоянно трудиться в поле.

  • Сочинение по картине Тициана Любовь Небесная и Любовь Земная

    Известный художник Венеции Тициан Вечеллио создавал картину как подарок для невесты Николо Аурелио, который являлся представителем одной влиятельной венецианской семьи. Заказчик и исполнитель заранее не договорились о теме,

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса — воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна — солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: