История создания
Замысел написания пьесы о босяках-ночлежниках возник в 1900 г. Работа продолжалась до июня 1902 г. Пьеса впервые была издана в Германии на русском языке, позже, в 1903 г., в России и стала необычайно популярной. Было продано более 75 000 экземпляров. Первые три года театральной цензурой были запрещены любые постановки. Скука петербургских императорских театров с их академическим репертуаром перестала привлекать зрителей. Время диктовало свои интересы. Появилась новая читающая и думающая публика: мещане, разночинцы и студенты. Театральной столицей становится Москва, где появился Московский художественный театр, созданный из любительского кружка на частные средства с гениальным режиссерским и актерским составом: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова. Там Горькому и удалось с некоторыми цензорскими правками добиться постановки. Премьера состоялась 18 декабря 1902 г. и имела оглушительный успех, автора вызывали аплодисментами более 15 раз. Впервые на подмостках появились сцены из жизни тех, кого никогда не считали достойными внимания: бывших людей, оказавшихся на дне общества, страдающих и мыслящих.
Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика
Главные герои
Михаил Иванович Костылев — владелец ночлежки, 54 года, жадный, не брезгует покупать краденое, у постояльцев отбирает последний грош. Костылев ханжа: старается выглядеть благочестивым, но душой далёк от христианства. Ревнует жену, которая годится ему по возрасту в дочери.
Василиса Карповна Костылева— супруга хозяина, 26 лет. Женщина бессердечная, алчная, заводит шашни с Васькой Пеплом, тиранит свою сестру.
Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая, добрая девушка. Она сносит издевательства Василисы, жизнь её безрадостна, часто воображает свою смерть.
Лука — странствующий старик 60 лет, многое видел в жизни, жалеет людей, старается утешить, чем-то обнадёжить.
Васька Пепел — молодой мужчина 28 лет, занимается воровством, состоит в связи с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отвращают. Пеплу по душе Наташа, потому что она «строгая, хорошая…надёжный человек». Ради неё готов даже изменить образ жизни.
Клещ Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по ремеслу — слесарь. Считает себя лучше прочих постояльцев ночлежки, потому что он любит работать. Клещ уверен, что выберется из нужды. Он трудолюбив, но угрюм, жестокосерден по отношению к своей больной жене.
Бубнов — картузник, некогда имевший своё дело. Ему 45 лет, потерял всё из-за жены и её любовника. Не ждёт от жизни ничего хорошего, равнодушен ко всему.
Барон — разорившийся аристократ, 33 года. Он вёл бездумную, пустую жизнь, докатился до ночлежки, стал сожителем проститутки. Порой вспоминает прошлое и кичится происхождением. На перемены к лучшему он уже не надеется. Барон пассивен, изменить что-то не в состоянии.
Сатин — шулер, 40 лет. Отсидел в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то работал в типографии, много читал, и на фоне обитателей ночлежки довольно образован. Персонаж нередко пускается в отвлечённые рассуждения, употребляет книжные слова. В его монологе «Человек — это звучит гордо!..» автор выражает свою позицию.
Настя — девица 24 лет, сожительница барона, зарабатывает проституцией. Читает низкопробные французские романы, грезит о настоящей любви, рассказывает о своём возлюбленном Гастоне или Рауле, и сама верит в это.
Актёр — спившийся человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актёр со сценическим именем Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, может проявить сострадание. Утратив надежду изменить свою жизнь, повесился.
Второстепенные герои
Медведев Абрам — немолодой полицейский, дядя Василисы и Наташи. Беспринципно не вмешивается в «семейное дело», когда Василиса избивает Наталью, закрывает глаза на деловые отношения Костылева и вора Пепла.
Анна — жена Клеща, 30 лет. Заболела чахоткой от побоев мужа и недоедания. Когда умирала, не видела от супруга сочувствия.
Алешка — сапожник, 20 лет, уже пьющий, часто сидит в кутузке.
Квашня — предприимчивая женщина лет 40, перебивается торговлей пельменями. Не так давно овдовела, чему несказанно рада: муж распускал руки. О браке больше слышать не хотела. Поддавшись на уговоры Медведева, сошлась с ним, но сама стала поколачивать мужа.
Татарин — крючник. Человек работящий, считает, что надо быть всегда честным. У него раздавлена рука, которую придётся отрезать.
Основные образы и герои пьесы «На дне»
С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина. Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни. Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.
Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».
Вор Васька Пепел
не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.
В страшных муках умерла Анна
, которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.
Таким героем был священник Лука
. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все — таки была в их душах.
Это уничтожило мечты Клеща
о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.
Основной философский вопрос: что важнее — истина или сострадание?
Основной конфликт в пьесе определен философским вопросом: «Нужна ли человеку неутешительная правда и стоит ли ее утаивать, доводя сострадание до лжи?» На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Одних правда может убить, другим помочь. Но каким бы сильным не был человек, ему необходимы понимание окружающих, их участие и уважение.
Заключение
Пьеса воспринималась современниками Горького как революционная. Но спустя столетие она не утратила своей актуальности, популярна до сих пор и обошла все мировые театральные подмостки, благодаря глубокому философскому подтексту. Скорее всего, человека с такими качествами, как у Луки, в наше время называли бы толерантным и бесконфликтным, он мог бы стать неплохим психотерапевтом, помогающим людям адаптироваться к реалиям непростой жизни.
Словарь
1. Босяк – обнищавший человек, без жилья и работы.
2. Цензура – структура государственного контроля в искусстве, запрещающая распространение вредоносной информации.
3. Мещане – низшее сословие городских жителей до 1917 г. в Российской империи (торговцы, ремесленники и др.)
4. Разночинцы – выходцы из различных низших сословий, получившие образование.
5. Пройдоха – нечестный, ловкий делец.
6. Шельма – хитрый обманщик.
7. Шулер – карточный мошенник.
8. Пропойца – сильно пьющий человек.
9. Тунеядство – нежелание работать, безделье.
10. Скорняк – мастер по выделке меха.
11. Картузник – изготавливающий мужские головные уборы.
12. Подмостки – театральная сцена.
13. Толерантный – принимающий другого человека таким, как он есть, не осуждающий его жизнь.
Социальный подтекст
Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.
Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.
Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.
Время создания пьесы, ее тема, проблема, идея
Пьеса «На дне» была задумана М. Горьким за год до ее написания. Произведение было написано в 1902 году, а в декабре 1902 года она была поставлена на сцене МХАТ с участием Станиславского. Постановка вызвала общественный резонанс, о пьесе говорили, ее обсуждали – кто-то с восхищением, кто-то с недовольством или завистью.
В пьесе переплетаются сразу несколько тем: правда — ложь, смысл жизни, надежда, судьба. Герои произведения, находясь на самом низу, рассуждают на высокие темы. Горький показывает, что даже бедный человек может быть духовно богатым, иметь высокие моральные ценности, он может обладать глубокой сущностью. Вместе с этим любой человек может оказаться на самом дне, подняться откуда практически невозможно. Дно затягивает, оно освобождает от условностей, позволяет забыть об ответственности, нравственности, воспитании и культуре. Писатель здесь озвучивает лишь наиболее острые проблемы современности, однако он не дает их решения или какого-либо универсального ответа.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Пьеса имеет богатую проблематику. В ней поднимаются самые животрепещущие вопросы. Горький в одном произведении попытался указать актуальные нравственные проблемы:
• конфликт между обитателями ночлежки, не только друг с другом, но и с самой жизнью. Обитатели ночлежки постоянно ссорятся, их мнения расходятся, часто возникают перепалки. Эти люди объединены общей проблемой, однако вместо того, чтобы ее решить, они общими усилиями создают новые. Конфликт с жизнью состоит в отсутствии ее адекватного восприятия. Эти бывшие люди обижены на жизнь и потому не предпринимают никаких шагов к созданию другого будущего, они просто плывут по течению;
проблема гуманизма;
поиск ответа на вопрос: «Истина ли сострадание?»;
* проблема безнравственности.
Замечание 2
Смысл названия произведения состоит в том, что социальное дно – это место, где также есть жизнь, где люди живут, любят, страдают и мыслят.
Дно существует в любую эпоху и абсолютно никто не застрахован от попадания в него.
Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?
Образ Сатина противопоставлен образу Луки. Горький не идеализирует ни одного персонажа. Сатин, как и остальные обитатели ночлежки, не способен к общественно полезной деятельности. он отравлен индивидуализмом и скепсисом. Он не просто был выброшен на дно, это был его выбор. Сатин часто циничен и жесток, но отличается от остальных жителей ночлежки способностью мыслить, образованностью, умом.
Основным конфликтом пьесы «На дне» является спор о правде. Главными образами спорщиков являются Сатин и Лука. Они представляют две правды, две точки зрения на судьбу. Правда странника Луки заключается в словах утешения, которое он умеет найти для каждого. Он считает, что иногда нужно прибегать ко лжи во спасение. Но эта ложь не помогает, так как не настраивает на действия. Лука лишь сеет иллюзии, в которые верят слабые безвольные люди, но с исчезновением странника обитатели ночлежки теряют и надежды на спасение.
Сатин является идейным антиподом Луки. Он считает, что ложь калечит человека, и поэтому ее нельзя назвать гуманной. Ложь в понимании Сатина – это крайняя степень неуважения к человеку, это «религия рабов и хозяев», закрывающая путь к светлой жизни.
Но несмотря на то, что Сатин является антиподом Луки, он единственный из обитателей ночлежки, который не считает старика проходимцем и шарлатаном. Сатин понимает, что Лука утешает отчаявшихся из сострадания, ведь спасти их уже невозможно.
Спорщиков сближает их вера в то, что человек достоин лучшей жизни, но в спорах Сатина и Луки истина так и не рождается. Ложь Луки и высокопарные слова Сатина лишь создают иллюзию самоценности, которая не способная повлиять на жизнь жителей ночлежки.
Философские взгляды Луки и Сатина – это категории одного порядка, не влияющие на сознание людей, морально разложившихся и обреченных на прозябание. Поэтому в произведении М. Горького Лука и Сатин скорее являются единомышленниками, чем антиподами.
Сюжет[править | править код]
Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Среди постояльцев «дна»: Сатин (картёжник и шулер, бывший телеграфист), Актёр (спившийся театральный актёр, забывший даже своё имя), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки и ссоры, главным же объектом издевательств становится девушка Настя, пытающаяся найти утешение в любовных романах и сочиняющая сама с собой сцены романтической любви. Слесарь Клещ — человек в ночлежке ещё «новый», а потому часто устраивает истерики. Он ждёт смерти своей больной жены Анны, которую винит в своём падении на «дно». Периодически в ночлежку является её хозяин Костылёв чтобы напомнить жильцам о долге и купить краденое у вора Васьки Пепла. Часто посещает ночлежку и его семейство: Василиса, супруга Костылёва, Наташа, сестра её, и полицейский Медведев, их дядя. Наташа является в ночлежку к Ваське Пеплу, в которого влюблена; к Ваське в ночлежку часто заходит Василиса как к любовнику, надеясь в нём найти спасение от мужа-тирана. Медведев же приходит к своему другу Бубнову. Пепел намного больше любит Наташу, из-за чего Василиса постоянно ревнует её к Ваське и избивает.
Иван Москвин в роли Луки и Василий Качалов в роли Барона. Постановка МХТ, 1902 год
Портрет Максима Горького и цитата из монолога Сатина в пьесе «На дне»: «Человек — это звучит гордо». На почтовой марке СССР 1946 года (ЦФА № 1053)
Однажды в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет босяков и успокаивает своей «ложью»: Актёру он говорит о клинике, в которой даром лечат алкоголиков; Ваське, которого Василиса прямо упрашивает убить мужа, велит идти с Наташей в Сибирь и искать счастье; умирающей Анне говорит перед самой смертью, что её ждёт успокоение; заступается за Настю. Назревавший конфликт в семействе Костылёвых заканчивается семейной дракой, в которой Наташе кипятком обваривают ноги, а Пепел, по-видимому, случайно убивает Костылёва. Его и Василису арестовывают. В самый напряжённый момент драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Сатин же всем рассказывает, что старик «наврал», и что жить надо по правде, «просто обременяя землю». Актёр же со злобой отвечает смеющимся над ним сожителям, что всё же уйдёт из ночлежки и поднимется со «дна», после чего действительно уходит вместе с Настей. Сатин во время очередной попойки с босяками произносит монолог, в котором звучит ставшая крылатой фраза «Человек — это звучит гордо». В своём монологе он объясняется: Лука искренне жалеет людей и поэтому «врёт» им, однако гордому Человеку не нужно сострадание: Человек достоин лишь уважения, а сострадание его оскорбляет. Ложь, как говорит Сатин, — «религия рабов и господ», а жить нужно по «правде», которой и является новый гордый Человек, а чтобы жить по «правде», нужно от всего освободиться и стать полностью независимым. Речь Сатина, однако, не производит сильного впечатления на босяков — они продолжают пить и заводят песню. Её прерывает появление Барона и Насти, которые говорят, что Актёр повесился на заднем дворе ночлежки. Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
Сочинение Конфликты в пьесе На дне Горького
Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения, время беспощадно бежит и с каждым поколение можно услышать свои мнения по воду данного произведения.
Современное время диктует свои правила, но все же, актуальна ли данная пьеса сегодня? Можно сказать, что, безусловно, да. Независимо от того каких вершин добилось человечество, какие технологии теперь придуманы, какой образ жизни теперь преобладает, всегда будет присутствовать «дно». А на «дне» всегда будут люди, который по каким-то причинам оказались в нем, а выбраться не могут или не хотят.
В пьесе Горького описывается отвратительная, грязная ночлежка, которая стала пристанищем для некоторых людей. Люди разные и кто-то был уважаемым человеком, кто-то был семейный человек, но в жизни пошло что-то не так и все – «дно». Но прежде всего это люди, которые также строят планы, о чем-то думают, на что-то надеются. У каждого есть своя история, которая привела этих людей в ночлежку, но каждому просто плевать на другого человека.
Слои общества, которые относятся к успешным людям, считают людей «дна» недостойными людьми, они брезгуют этими людьми. Отношение как к животным, люди с верхов считают, что ночлежка для низших слоев общества, это то, что они заслуживают.
Проблема социального конфликта становится более ясной, когда приходит понимание того, что люди ничем не отличаются друг от друга. Нет разницы между светскими людьми, и теми людьми кто упал на «дно». Эти люди также переживают любовные чувства, злобу, лицемерие, зависть. Если представить этих людей в дорогой и чистой одежде, то чем не дворяне?
Веры на лучшее нет. Эти люди смирились, и у них уже нет желания что-то изменить. Стоит только оказаться на «дне», то для остальных людей сразу становишься отбросом общества. Словно таракан, которого каждый хочет раздавить или крыса, которая несет заразу. Суть в том, что под грязной и рваной одеждой никто не пытается рассмотреть душу человека.
В обществе такого характера, у тех, кто упал на «дно» просто нет шансов, выбраться не удастся. Социальный конфликт в этом и заключается.
Вариант 2
Пьеса А. М. Горького «На дне» является одним из сильнейших драматических произведений того времени. Эта пьеса касается главных вопросов существования человечества, его восприятия мира.
В пьесе описаны эпизоды из жизни людей, живущих в одной ночлежке. Каждый из них когда-то кем-то был, и вот теперь они оказались на «дне». Некоторые из них живут в иллюзорном мире, некоторые просто плывут по течению, но среди них встречаются и те, кто готов отстаивать свою правду.
Однажды неизвестно откуда, в ночлежке появился Лука, ничем не приметный снаружи, но своим понятием о жизни всколыхнувший души людей. С виду добрый и сострадательный человек, но невозможно понять, что у него на душе, о себе он рассказывает мало и неохотно, вместе с тем пытается влезть в душу каждого человека. Ему интересно абсолютно всё: и отчего плачет над книгой Настя, и почему так себя ведёт Василиса, ему до всего есть дело. Своими словами он пытается каждому помочь, ободрить, поддержать, успокоить. Это его правда, Лука считает, что его философия необходима людям. Он вселил постояльцам ночлежки веру в будущее, заставил по-другому взглянуть на жизнь, и ушёл также внезапно, как и появился. И что это дало людям? Горькое разочарование несбыточных надежд, а слабохарактерный Актёр и вовсе лишил себя жизни.
Другая правда у Бубнова. Скептически ко всему относящийся, он отрицает всех, и себя, в том числе. Его правда в том, что социальные различия не играют никакой роли, все они смываются, как краска с рук, казалось бы въевшаяся навсегда. Опустившись на «дно» жизни, все становятся одинаковыми, как родились голенькими, так и умрут, как бы не старались приукрасить себя при жизни. Бубнов не признаёт никакой жалости, ни к кому, и ни к чему, все окружающие для него равноценны и лишние, как и он сам.
Правда Сатина состоит в возвеличивании человека, жалость Луки для него неприемлема, он считает, что жалость только унижает человека, а в его понятии: «Человек-звучит гордо!». Он восхищается человеком, как сильной и волевой личностью, способной перекроить весь мир по своему разумению. Сатин убеждён, что сила человека в нём самом, не нужно ни на кого надеяться, и никого жалеть, гордый человек способен на всё.
Его правда и в рассуждениях о работе, где Сатин утверждает, что если труд для человека будет доставлять удовольствие, то и жизнь его будет приятной, а если будешь работать по обязанности, то снова станешь рабом, рабство унизительно, гордый и свободолюбивый человек должен стремиться к достижению высших целей.
Пьеса Горького заставляет каждого человека задуматься о собственном существовании, и самому решить, как жить в этом мире. Все эти три персонажа правы по-своему, что говорит о том, что единой правды нет, и быть не может. Каждый человек индивидуум, и каждый судит по-своему, оценивая правду этих героев.
Конечно, каждый должен обладать добротой и человеколюбием, состраданием, но при этом не унижая человеческого достоинства, и иметь в себе силы противостоять несправедливости и жестокости.
История создания романа
История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков
, Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.
Важно!
Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика
Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.
Театральные постановки[править | править код]
Первые постановки
Афиша первой постановки
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Данные о первой постановке: режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, худ. Симов; в ролях: Костылёв — Бурджалов, Василиса — Муратова, Наташа — Андреева, Медведев — Грибунин, Пепел — Харламов, Клещ — Загаров, Анна — Савицкая, Настя — Книппер, Квашня — Самарова, Бубнов — Лужский, Сатин — Станиславский, Актёр — Громов, Барон — Качалов, Лука — Москвин, Алешка — Адашев, Кривой Зоб — Баранов, Татарин — Вишневский).
Титульный лист второго издания пьесы (1903)
Среди последующих дореволюционных и советских исполнителей во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелёв, Раевский (Костылёв), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артём, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (актёр), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука).
Б.Григорьев. Ольга Книпер-Чехова в роли Настасьи в драме ‘На дне’. 1923
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена, но с участием петербургских актёров прошло два чтения пьесы «в лицах»: в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса — Стрепетова, Наташа — Музиль-Бороздина, Пепел — Аполлонский, Настя — Потоцкая, Бубнов — Санин, Сатин — Дальский, Барон — Далматов, Лука — Давыдов).
До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее, прошли постановки в 1903 году: Вятский городской театр; киевские театры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин — Неделин, Лука — Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел — Муромцев, Барон — Людвигов); нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры: Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актёр — Орленев); театр Ростова-на-Дону (Пепел — Орлов-Чужбинин); труппа под руководством Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (режиссёр и исполнитель роли Актёра — Мейерхольд).
В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры, среди них: екатеринодарский и харьковский театры (1910, режиссёр Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, режиссёр Гайдебуров).
Постановки в советское время
- Театр Союза драматических актёров, Петроград (1917)
- Московский Военный театр (1918)
- Народный театр драмы в Петрозаводске (1918)
- Московский Дмитровский театр (1919)
- 14 октября 1919 года, к 50-летию М. Горького — театр Госдрамы, впоследствии ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, художник Бобышов, на спектакле присутствовал Горький, вступительное слово произнёс М. И. Калинин).
- Харьковский театр русской драмы (1936, режиссёр Синельников)
- Московский драматический театр (1939)
- Ленинградский Новый театр (премьера в Хабаровске, 1941)
- Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956, режиссёр Вивьен, Эренберг; Сатин — Н. Симонов, Лука — Скоробогатов).
- Московский театр «Современник» (1968)
Постановки за рубежом
Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), Финский национальный театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж (1905, 1922 — исполнитель роли Барона Ж. Питоев), Токио (1924, 1925), Нью-Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.
В 1995 году пьеса была поставлена совместно Халогаланд театр(Норвегия, Тромсе) и Мурманский облдрамтеатр. Актеры норвежцы и россияне играли каждый на своем родном языке одновременно.Постановка Феликса Григорьяна. Гастроли с успехом прошли по Норвегии и в Мурманске, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве.
Сочинение 3
Пьеса Максима Горького «На дне» – это драма, рассказывающая о жизни людей, по разным причинам оказавшихся на самом дне жизни. Когда-то у них была достойная работа, положение в обществе, семьи… Сейчас же их жизнь – это выживание в ночлежке, в грязи и пьянстве, без денег, среди таких же, как они. Каждый из героев переживает это падение по-своему, но ярче всего выражены мнения трёх персонажей, три столкнувшиеся друг с другом правды.
Первая – это правда Бубнова, бывшего владельца красильной мастерской, а ныне картузника с долгами. Из-за ссоры с женой, изменившей ему, Бубнов остался ни с чем, и это, бесспорно, наложило отпечаток на его отношение к жизни. Отсутствие чувства сострадания к человеку, неверие в людей и в себя самого, сухое констатирование фактов, прямолинейность – вот его принципы. Бубнов не желает лучшего в этой жизни, ведь «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…». Для этого человека в жизни нет смысла, заняв своё место на самом дне, он неотвратимо и спокойно идёт к смерти.
Вторая правда принадлежит страннику Луке, который появляется ненадолго, озарив тёмные углы ночлежки лучиком света, и снова исчезает в никуда. Старец добр ко всем без исключения, он искренне сопереживает каждому герою пьесы в его беде. Актёру рассказывает о существовании лечебницы, в которой лечат пьянство бесплатно, Ваську Пепла зовёт переехать в Сибирь, где жизнь хороша, умирающую Анну успокаивает, что в загробном мире её ждут умиротворение и спокойствие, поддерживает романтические надежды Насти найти своего суженого. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…» – вот жизненный принцип Луки. Он даёт людям шанс, позволяет поверить в себя в самой тяжёлой ситуации. Ведь каждый человек заслуживает почувствовать уважение к себе, обрести веру. Да, читателю пьесы становится ясно, что Лука врёт, но это ложь во благо. Ложь, давшая людям надежду.
Своя правда у Сатина, карточного шулера, бывшего когда-то образованным телеграфистом. Он не согласен с Лукой, что людей нужно жалеть. По его мнению, в каждом человеке есть сила, с помощью которой он может добиться всего, чего пожелает, изменить не только свою жизнь, но и мир вокруг себя. Слова Сатина «Человек – звучит гордо!» прославились на все времена. Уважать себя, никого не жалеть, ни на кого не надеяться. Этот персонаж не приемлет лжи, говорит людям только правду, какой бы жестокой она не была. Увы, эта правда не приносит людям счастья, а лишь возвращает от иллюзий, навеянных Лукой, на бренную землю.
Пьеса Горького «На дне» заставляет читателя задуматься, кто же прав в этом споре, чья правда верна? Пожалуй, однозначно на этот вопрос не ответить, ведь каждый герой и прав, и не прав по-своему. Без сомнения, человеколюбие и сочувствие важны в нашем мире, без них люди станут жёстким и ожесточёнными. Но не меньшую роль играет искренность и честность по отношению к людям
Важно, чтобы в любой жизненной ситуации человек оставался человеком
Главные герои и их характеристика
- Андрей Клещ – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
- Сатин – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
- Васька Пепел – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
- Бубнов – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
- Актёр – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
- Барон – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
- Лука – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
- Алёшка – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
- Кривой Зоб и Татарин – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
- Анна – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
- Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
- Василиса Карповна – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
- Настя – девица, мечтающая о настоящей любви.
Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.
Образ Луки в пьесе «На дне»
На момент повествования Лука – шестидесятилетний странник, который оказался в ночлежке, где уже довольно долго проживают другие персонажи пьесы «На дне». О прошлой жизни Луки известно немного. Сам персонаж мало говорит о своем прошлом. Известно лишь, что он отбыл срок на каторге после совершения какого-то преступления.
Лука в рассказе о себе говорит о том, что он такой ласковый и мягкий, потому что «мяли много». Эта самохарактеристика позволяет говорить о том, что на жизненном пути Лука столкнулся с множеством трудностей, но сумел их преодолеть.
Лука придерживается взглядов, во многом отличающихся от мнения других обитателей ночлежки. Он считает, что уважения достоин каждый, несмотря ни на что. По его мнению, человек «всегда своей цены стоит». Поэтому старик ко всем относится с добротой и теплотой.
Статья: Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Лука считает, что каждого человека нужно жалеть и к каждому относиться с добротой. Он опирается на учение Христа. При этом старик отмечает, что нужно жалеть не тех, кто уже умер, а живых. По мнению Луки, человека нужно вовремя пожалеть.
В пьесе образ странника занимает особое место. Лука – олицетворение «трех правд» в пьесе. Он считает, что правда не всегда приносит человеку добро. И поэтому старик использует ложь во спасение, тем самым давая обитателям ночлежки надежду на то, что когда-нибудь они смогут изменить свою жизнь к лучшему:
- Анне Лука говорит о том, что после смерти она сможет наконец обрести покой;
- Настю Лука поддерживает тем, что верит в ее рассказы о любви со студентом-французом;
- Лука верит в рассказы Барона о том, что когда-то в прошлом он был влиятельным человеком, дворянином;
- Лука поддерживает и Ваську Пепла, советуя ему уйти в Сибирь, отказаться от воровского пути и начать новую жизнь;
- Наташе Лука советует уйти вместе с Пеплом;
- Актеру Лука дает надежду на то, что он сможет излечиться от алкоголизма, рассказывая о существовании бесплатной лечебницы. Актер верит Луке, верит в то, что излечится и сможет вернуться на сцену.
Все намерения Луки добры, однако они приводят к настоящим трагедиям. И ложь во спасение, которую использует Лука, сначала дает человеку надежду на лучшее, но потом человек сам понимает, что не сможет ничего изменить. И это приносит разочарование.
Замечание 1
М. Горький с помощью образа странника разоблачает теорию лжи во спасение.