«Оранжевая революция» в Украине
21 ноября 2004 года началась Оранжевая революция в Украине, поводом для которой стали выборы президента страны. По предварительным результатам второго тура, действующий премьер-министр Виктор Янукович на 3% обошел своего оппонента Виктора Ющенко. Его сторонники объявили о нарушениях в ходе выборов, и по всей стране вспыхнули акции протеста, на которых ежедневно собирались сотни тысяч человек.
Протестующие на Майдане. (tass.ru)
Центром протеста стала Площадь Независимости, или Майдан Незалежности, который на два месяца окрасился в оранжевый цвет предвыборной кампании Ющенко. На протяжении этого времени на Майдане выступали известные украинские рок-группы, а сотрудники правоохранительных органов почти не вмешивались в ход проведения митингов. Большая часть населения восточной и южной Украины не поддержала «Оранжевую революцию». В некоторых ее областях в поддержку Януковича собирались так называемые «синие майданы», которые были малочисленными и продолжались недолго.
Палаточный лагерь на Майдане. (tass.ru)
23 ноября было организовано внеочередное заседание Верховной Рады по вопросам о нарушениях в ходе выборов, но большинство членов парламента на него не пришли. Тогда Ющенко прямо в зале заседаний приносит президентскую присягу, положив руку на Библию. Через час он появляется на Майдане с оранжевой розой в руке и провозглашает себя новым президентом.
Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко на митинге 27 декабря 2004 года. (tass.ru)
Верховный суд Украины был вынужден принять решение о повторном проведении второго тура выборов 26 декабря. Его итогом стала победа Ющенко, который после объявления результатов голосования провозгласил: «14 лет мы были независимыми, а сегодня стали свободными!». Так завершилась полугодовая президентская кампания, ставшая рекордной по продолжительности в новейшей истории.
Взаимодействие и влияние России и США на территории Украины
После исчезновения СССР Москва и Вашингтон демонстрировали нарастающую активность на постсоветском направлении. Их действия обрели контуры разветвленной многопрофильной стратегии, рассчитанной на поэтапное продвижение к намеченным целям. Характерной чертой курсов обеих стран можно считать охват различных сфер и уровней политики, которые включают в себя мировоззренческие ориентиры исторического масштаба, различные аспекты безопасности, миротворчества, двусторонние межгосударственные отношения и многосторонние программы. Отличительной особенностью политики Соединенных Штатов Америки является работа как с правительствами, так и с различными элитами и общественными группами, традиционные политические методы и новые политтехно-логи, включающие варианты неконституционного смещения власти под названием «цветные революции».
В начале XXI века позиции России в Содружестве Независимых Государств начинают укрепляться. Этому способствуют все более четкие и определенные формы внешнеполитической линии, которые зафиксированы в новой Концепции внешней политики Российской Федерации. Не повторяя рассмотренные ранее позиции новой внешнеполитической линии государства, отметим еще раз приоритетность интересов РФ в СНГ и обострившееся соперничество России и США за влияние на властные элиты Украины и Грузии с целью расширения «влиятельного» пространства152. Употребляя такой термин, диссертант вовсе не склонен рассматривать это пространство как чью-то «зону влияния». Стоит полностью согласиться с точ кой зрения А. Денисова, заместителя главы МИД РФ, что это — категория вчерашнего и даже позавчерашнего дня периода «холодной войны», мало пригодная к реалиям взаимозависимости в современном мире153. Тем не менее, было бы ошибкой и закрывать глаза на острое противоборство мировых держав на пространстве СНГ. Официальная политика Вашингтона и публичные заявления высоких американских политиков не оставляют совершенно никакого сомнения на этот счет. «Россия должна признать, что у США есть законные интересы на постсоветском пространстве», — об этом заявила госсекретарь США Кондолиза Райе, выступая в Вашингтоне перед редакторами газет. По ее словам, Соединенные Штаты хотят, чтобы «русские признали, что у нас есть законные интересы и свои отношения с их соседями, даже если эти страны были когда-то частью Советского Сою-за» ».
У России есть полное право защищать свои национальные интересы в этом пространстве, но не на позициях конфронтации и нового противостояния с США. Россия готова продолжать диалог с Америкой на принципах открытости, взаимного уважения, равноправия и учета интересов друг друга.
Украина крайне важна для Соединенных штатов Америки, прежде всего, в контексте Российско-Американских отношений. В последние годы между Россией и США развернулось жесткое геополитическое соперничество за Украину. Вопрос о том, в каком направлении будет происходить ее дальнейшее политической развитие, будет ли Украина отдаляться или наоборот сближаться с Россией, приобрел огромное геополитическое и гео 1)3 Денисов А. Мы не инициируем противостояние с США на постсоветском пространстве. -http://www. interrax.ru/exclusive.asp 151 См. об этом KyrgysNews Кондолиза Райе попросила Россию не мешать США в «освоении» постсоветского пространства — hltp://www.kyrgyznews.com/news.php?readmore=416 кой зрения А. Денисова, заместителя главы МИД РФ, что это — категория вчерашнего и даже позавчерашнего дня периода «холодной войны», мало пригодная к реалиям взаимозависимости в современном мире153. Тем не менее, было бы ошибкой и закрывать глаза на острое противоборство мировых держав на пространстве СНГ. Официальная политика Вашингтона и публичные заявления высоких американских политиков не оставляют совершенно никакого сомнения на этот счет. «Россия должна признать, что у США есть законные интересы на постсоветском пространстве», — об этом заявила госсекретарь США Кондолиза Райе, выступая в Вашингтоне перед редакторами газет. По ее словам, Соединенные Штаты хотят, чтобы «русские признали, что у нас есть законные интересы и свои отношения с их соседями, даже если эти страны были когда-то частью Советского Сою-за»154.
У России есть полное право защищать свои национальные интересы в этом пространстве, но не на позициях конфронтации и нового противостояния с США. Россия готова продолжать диалог с Америкой на принципах открытости, взаимного уважения, равноправия и учета интересов друг друга.
Слайды и текст этой презентации
демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климата) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления. Существенно возрастает роль экологического фактора, все более актуальной становится проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.
Содружества Независимых Государств (СНГ), в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Африке и Латинской Америке Россия выступает за то, чтобы общепризнанные нормы международного права были подлинно универсальными с точки зрения их понимания и применения.
в целях решения общих задач. Если партнеры не будут готовы к совместным действиям, Россия для защиты своих национальных интересов будет вынуждена действовать самостоятельно, но всегда на основе международного права.Россия не даст вовлечь себя в затратную конфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.
с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России.
В число основных целей внешней политика вошли:
— обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности;
— формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права;
— создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики;
— формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
— защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. — содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой; — поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
Судебная реформа
Судебная реформа, проведенная при Владимире Путине в 2000 году, стала одним из ключевых изменений, которые он внес в правовую систему России. Реформа ставила целями независимость судебной системы, повышение доверия населения к судам и укрепление правопорядка.
Основные изменения, внесенные реформой, включали создание новых судебных органов – окружных и арбитражных судов, а также установление процедуры назначения и отстранения судей. Была улучшена система подготовки и обучения судей, в том числе было введено требование обязательного получения профильного образования для всех кандидатов на должность судьи. В ходе реформы также был введён институт мировых судей, суд присяжных, институт судебных приставов.
Реформа также усилила контроль за деятельностью судей, установив новые процедуры обжалования решений судов, ужесточив наказания за нарушения судейской этики в профессиональной деятельности.
Однако некоторые политологи утверждают, что реформа не достигла всех своих целей, и что суды по-прежнему подвержены влиянию экономических и политических процессов. Высказывались многократно опасения по поводу фактического снижения степени независимости судов в связи с изменениями в процедуре их назначения.
В целом же, судебная реформа при Владимире Путине в 2000 году была важным шагом к укреплению правовой системы России, однако ее реальные результаты до сих пор остаются предметом дискуссий в среде историков и политологов.
Внешняя политика России в период президентства Б. Н. Ельцина.
После распада СССР новая Россия по-прежнему оставалась второй по ракетно-ядерной мощи державой в мире, хотя потеряла многие военно-политические и экономические преимущества. Проводимые в стране реформы в значительной мере подорвали её экономический потенциал. Ликвидация Варшавского договора, приход к власти в бывших странах-союзниках по военно-политическому блоку в ряде случаев антироссийских политиков ослабили международные позиции России. Прекращение конфронтации со странами Запада и отказ от традиционного образа врага требовали определения места России как в глобальном мире, так и на постсоветском пространстве СНГ.
Прежде всего требовалось отрегулировать отношения с единственной оставшейся сверхдержавой — США. В начале 1992 г. была подписана Декларация президентов России и США, которая зафиксировала партнёрские отношения между двумя государствами. При президенте США Б. Клинтоне был подписан ещё один документ — Хартия российско-американского партнёрства и дружбы.
Другим направлением внешней политики России стала Западная Европа. Было заключено Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом. В 1996 г. Россия была принята в состав Совета Европы и подписала Европейскую конвенцию 1953 г. о защите прав человека и основных свобод. Российские представители появились в Европарламенте. Россия стала участвовать в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Однако сохранение НАТО (Организации Североатлантического договора) и политика его расширения вызывали неприятие и сопротивление со стороны России. Всё же и здесь были достигнуты определённые положительные сдвиги. В результате переговоров в 1997 г. был принят Основополагающий акт Россия—НАТО о взаимных отношениях сотрудничества и безопасности, стал функционировать совместный постоянный совет. С 2002 г. этот орган заменил Совет Россия—НАТО.
Вместе с тем противоречия, вытекающие из несогласованности национальных интересов России с предпринимаемыми Западом акциями, сначала периодически, а затем постоянно приводили к ухудшению взаимоотношений. Россия болезненно реагировала, например, на бомбардировки и ракетные обстрелы Югославии в 1999 г. Но в большинстве случаев российская дипломатия шла тогда в фарватере проводимой Западом политики.
В частности, сказывалось то, что образование СНГ не вылилось в создание прочного политического и экономического союза бывших советских республик. Официально членами СНГ считались: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (вышла в 2009 г.), Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина. Отношения к России и СНГ в целом со стороны вошедших в него государств определялось наличием политической и экономической заинтересованности их правящих кругов. Наиболее тесные связи сложились у России с Белоруссией, в также с Казахстаном. Россия и Беларусь активно сотрудничали с целью создания единого государства. С 1992 г. существует Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая в разное время объединяла от 6 до 9 государств (в 2003 г. в ней состояли Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Устав не был ратифицирован Туркменистаном и Украиной. Дважды в год собирается Совет глав стран — членов СНГ для обсуждения и решения насущных вопросов политических и экономических отношений.
При формальном доминировании России в СНГ на протяжении 1990-х гг. действовали центробежные тенденции, которые поддерживались националистическими силами. Их давление не приводило к выходу из СНГ, но на деле блокировало принимаемые решения. Правящие круги вынуждены были считаться и с существующими экономическими связями, и с общественными настроениями, направленными на сохранение отношений с Россией.
1. Каковы основные характеристики внешней политики России в период президентства Б. Н. Ельцина?2. Почему результаты внешней политики Ельцина оцениваются неоднозначно? Найдите и приведите пример разных точек зрения. Какие аргументы приводят их сторонники?
Отношения с США
Проблемы с терроризмом были не только у России. 11 сентября 2001 года произошел страшный теракт в США. Террористы-смертники направили захваченные самолеты на здания Всемирного торгового центра. Инициатором теракта назвали Усаму бен Ладена, главу террористической организации «Аль-Каида». На момент теракта бен Ладен находился в Афганистане, скрываясь под защитой лидера экстремистского движения «Талибан», захватившего власть в стране.
В.В. Путин выразил поддержку Соединенным Штатам и одобрил инициативу американского президента по уничтожению лидера «Аль-Каиды» в Афганистане. Россия открыла свое воздушное пространство для военных самолетов антитеррористической коалиции и не возражала против использования баз на территории бывших советских республик. Талибан предоставлял серьезную угрозу для южных границ России, и этот шаг был продиктован мерами безопасности.
В октября 2001 года США и Англия начали военную операцию на территории Афганистана, совершив несколько воздушно-ракетных ударов. Затем в наступление перешли сухопутные войска, которые потеснили силы террористов.
Однако не смотря на сотрудничество против мирового терроризма, противоречия в отношениях между РФ и США не исчезли.
В 2002 году в НАТО вошли бывшие советские республики — Латвия, Литва и Эстония, а также страны бывшего социалистического лагеря — Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Однако к обострению отношений между нашей страной и Америкой привела война в Ираке. Поводом для американского вторжения стали ложные обвинения против президента страны Саддама Хусейна: американские власти заявили, что Ирак разрабатывает оружие массового поражения. Фактическим же поводом было стремление Америки найти альтернативного поставщика нефти.
Война началась 20 февраля 2003 года. Против американского вторжения выступили не только Россия и Китай, но в том числе и страны из блока НАТО, включая Францию и Германию. Вашингтон громкую критику в свой адрес проигнорировал.
В апреле 2003 года Америка разгромила основные части правительственной армии Ирака и захватила президента страны. В 2006 году его казнили. Оружие массового поражения обнаружено не было.
Вторжение Америки и уничтожение действующей власти Ирака привело к тому, что в регионах страны стали активизироваться радикальные группировки, что привело к росту жертв среди мирного населения. Обострение ситуации в Ираке и расширение блока НАТО на восток серьезно усложнило отношения между РФ и США.
Реформа управления
Масштабная реформа управления началась в РФ в 2004 году на фоне теракта в Беслане. По общему народному мнению, местные в власти показали полную неспособность действовать в кризисных ситуациях, потому лейтмотивом новых мер стала дальнейшая централизация государственного управления, повышение ответственности местных властей перед центром. Тому способствовала и экономическая политика России в начале 21 века, результатом которой стало образование мощных федеральных конгломератов в самых прибыльных отраслях народного хозяйства.
Согласно реформе, в стране отменялись прямые выборы губернаторов в большинстве регионов. Выбрать главу теперь можно было только по представлению президента, то есть были введены федеральные фильтры на кандидатов. Устанавливались и требования к политическим партиям, имеющим право вести политическую деятельность – в них должен быть не менее 50 тысяч членов.
Также реформа создала два новых законосовещательных органы власти – Общественную палату и Государственный совет. Были ограничены возможности субъектов в проведении самостоятельной политики. Их сфера деятельности теперь в основном была ограничена социально-экономическими вопросами.
Президент В. В. Путин и его программа
Первый президент Российский Федерации Б.Н. Ельцин добровольно ушёл в остатку 31 декабря 1999 года, заявив, что «в новый век Россия должна вступить с новым лидером». В его новогоднем обращении участвовал В. Путин, назначенный исполняющим обязанности президента. Фактически, Ельцин указал на Путина как на своего преемника.
Тогда же началась предвыборная кампания. Выборы президента состоялись 26 марта 2000 года. Свою предвыборную кампанию В. Путин строил популистскими методами, умело конструируя личный образ в глазах основной массы населения. Выбранная им политика продвижения удачно легла на настроения основной массы населения – страна устала от бесконечных экспериментов, борьбы властей, хотела иметь сильного лидера во главе.
Основными тезисами первой путинской предвыборной кампании стали:
-
Решение чеченской проблемы, объяснение причин проведения «контртеррористической операции» на территории фактически отколовшейся от Федерации Чеченской Республики;
-
Повышение роли государства в управлении экономическими процессами;
-
Решение наболевших социальных вопросов;
-
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО);
-
Рост благосостояния населения, в том числе увеличение ВВП на душу населения.
Внешняя политика России в первые десятилетия XXI в.: дальнее зарубежье.
В определении курса российской внешней политики со времён Б. Н. Ельцина главную роль играет Президент РФ. В Послании В. В. Путина Федеральному Собранию в 2002 г. были чётко сформулированы внешнеполитические ориентиры нашей страны: «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктивные нормальные отношения
Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жёсткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в борьбе, этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной»
Этим руководствуется российская дипломатия в течение всего начала XXI в.
Во внешней политике была продолжена линия на сотрудничество с США и Евросоюзом, заложенная в 1990-х гг., в то же время политика России стала менее зависимой от Запада, чем при Ельцине, и более ориентированной на соблюдение национальных интересов страны. Несмотря на то что Россия старалась уклониться от внешнеполитических конфликтов и поддержала действия США и его союзников в Афганистане, избежать охлаждения в отношениях с Западом не удалось. Главную роль в этом негативном процессе сыграла политика расширения НАТО на Восток и попытка создания американской ПРО в Европе (Польше и Чехии). В состав НАТО вошли не только большинство бывших социалистических стран Европы, но и бывшие советские союзные республики — Эстония, Латвия, Литва (2004 г.). Несмотря на участие президентов России В. В. Путина и Д. А. Медведева в саммитах «восьмёрки» улучшение отношений с рядом европейских стран, особенно в области экономического сотрудничества с Германией и Италией, в целом геополитические связи с Западом отличались неустойчивостью. Среди стран Евросоюза, например, дипломатию Польши, Литвы, Эстонии отличала не только давняя антироссийская риторика, но и порой недружественные действия. Но некоторые члены Евросоюза из числа бывших социалистических стран, например, Венгрия и Чехия, старались наладить и укрепить добрососедские отношения с Россией.
Россия стремится проводить на международной арене самостоятельную политику, определяемую её национальными интересами. Её президенты неоднократно подчёркивали, что отношения с США и другими странами Запада должны строиться на основе партнёрства и взаимного уважения. В 2001 г., после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке, В. В. Путин поддержал США в борьбе с международным терроризмом. В 2010 г. Президент России Д. А. Медведев и президент США Б. Обама подписали новый российско-американский договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Поскольку международные конфликты должны решаться всем мировым сообществом, Россия выступает за сотрудничество с ООН, Европейским союзом и другими международными организациями. Она участвует в международной миротворческой деятельности (Балканы, Ближний Восток). После начала антитеррористической операции в Афганистане Россия также оказывала содействие США и мировому сообществу в их усилиях ликвидировать один из очагов терроризма и экстремизма. Укрепляя отношения с Западом, Россия не отказывается от развития связей с другими влиятельными странами Азии, Африки и Латинской Америки.
В 2001 г. Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В её деятельности имеется три направления: укрепление стабильности и безопасности, включая борьбу с терроризмом и наркотрафиком; экономическое сотрудничество, в том числе и в области энергетики; укрепление научных и культурных связей. В 2014 г. в рамках первого направления на территории КНР были проведены совместные военные учения. Но в то же время ШОС не является военно-политическим блоком, как НАТО.
Другой международной группой сотрудничающих в экономической сфере государств является БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Периодически проводятся саммиты БРИКС, на которых обсуждаются вопросы развития экономического сотрудничества.
Помимо членства в ШОС и БРИКС, Россия активно развивает двусторонние межгосударственные отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
1. Что отличает внешнюю политику первых десятилетий XXI в. от внешней политики 1990-х гг.?2. Проанализируйте отношения Запада и России в 2000-е гг. по трём направлениям: Евросоюз, США, НАТО.
Отношение со странами постсоветского пространства
После распада Советского Союза и в период президентства Бориса Ельцина наиболее сложные отношения у России сложились со своими прибалтийскими соседями, а также с Грузией. Правящие круги прибалтийских государств обвиняли Россию в «оккупации», называя так время нахождения республик в составе СССР. После того, как Прибалтика вошла в блок НАТО, претензии стали звучать громче и гораздо чаще. Правительство РФ не признало такой трактовки исторических событий и не признает претензий со стороны прибалтийских государств.
При активной поддержке США в начале 2000-х годов по странам бывшего СССР прокатилась волна «цветных революций»:
- С 22 ноября 2004 года по 23 января 2005 года проходила «Оранжевая революция» на территории Украины;
- В ноябре 2003 года произошла «Революция роз» в Грузии;
- В марте 2003 года была организована «Революция тюльпанов» в Киргизии.
В результате государственных переворотов на Украине и в Грузии к власти пришло американизированное правительство, что не могло не повлечь за собой противодействия со стороны России. Грузия превратилась в плацдарм чеченских боевиков. Новый президент Грузии, Михаил Саакашвили, неоднократно выступал с резкими антироссийскими высказываниями, обвиняя РФ в попустительстве сепаратизма Абхазии и Южной Осетии, вышедших из состава Грузии. В 2006 году Россия ввела ряд санкций против грузинских товаров и прекратила дотирование грузинской экономики. В Тбилиси это расценили как политическое давление.
Ухудшились и отношения с ближайшей соседкой — Украиной. В 2004 году Россия поддерживала президентскую кандидатуру Виктора Януковича, программа которого подразумевала сотрудничество с Россией. Противником Януковича был Виктор Ющенко, проамериканский кандидат, призывающий у вступлению в блок НАТО. В выборах с небольшим отрывом победил Янукович, однако Ющенко результатов не признал и заявил об их фальсификации. В результате в Киеве началась «Помаранчева революцiя» («Оранжевая революция»). Вашингтон, Брюссель и Варшава оказали давление на действующего президента Украины, который был вынужден объявить о третьем туре. Победил в нем, разумеется, Виктор Ющенко.
При Ющенко отношения между Россией и Украиной были очень непоследовательными. В конце 2005 — начале 2006 года Украина отказалась платить России за поставляемый газ по рыночной цене. В результате конфликта и переговоров было достигнуто соглашение, по которому Украина согласилась покупать российский газ по ценам, приближенным к общемировым.
В марте 2005 года в Киргизии произошел переворот, в результате которого президент Аскар Акаев был отстранен от должности. Существовали теории, что «революция тюльпанов» тоже была спонсирована Америкой, однако новый президент страны наладил отношения и с Москвой, и с Вашингтоном.
«Революция роз» в Грузии
Первой «цветной революцией» на постсоветском пространстве была «Революция роз» 2003 года в Грузии. Во главе страны в то время стоял Эдуард Шеварднадзе, который в 1985—1990 годах занимал пост министра иностранных дел СССР. Он был избран президентом Грузии в 1995 году, а в 2000 году переизбран на второй срок.
Сторонники грузинской оппозиции на демонстрации в центре Тбилиси 8 ноября 2003 года. (rus.azattyq.com)
Протесты начались из-за несогласия с результатами парламентских выборов, состоявшихся 2 ноября 2003 года. Предварительный подсчет голосов выявил лидерство политического блока Шеварднадзе «За новую Грузию». Однако экзит-поллы показали, что за партию Саакашвили «Национальное движение» проголосовало большее число избирателей. Оппозиция объявила о фальсификации результатов выборов и потребовала отправить Шеварднадзе в отставку. В результате в стране начались многотысячные протестные акции, которые продолжались несколько недель.
Демонстранты держат портреты Саакашвили на митинге в Тбилиси. (rus.azattyq.com)
22 ноября во время речи президента перед новоизбранным парламентом в здание ворвалась толпа протестующих с розами в руках. Когда Шеварднадзе покинул зал в сопровождении охраны, Саакашвили вместе со своими сторонниками взобрался на стол президиума и объявил себя новым президентом. Шеварднадзе ввел в стране чрезвычайное положение и попытался воспользоваться помощью военных, но они не поддержали его. Он подал в отставку 23 ноября после встречи с представителями оппозиции и министром иностранных дел России Игорем Ивановым.
Спецназ покидает резиденцию президента 22 ноября 2003 года. (rus.azattyq.com)
Отставка Шеварднадзе была встречена ликованием протестующих и фейерверками. В январе 2004 года состоялись досрочные выборы президента, победителем которых стал Михаил Саакашвили.
Роза была выбрана символом революции не случайно. Ее шипы ассоциируются с государственной независимостью Грузии, а сама роза — с грузинским художником Нико Пиросмани. Он был безответно влюблен в актрису Маргарит де Севр и посвятил ей одну из своих самых известных картин. По легенде, художник подарил ей несколько арб, груженных цветами, и этот сюжет лег в основу знаменитого стихотворения Андрея Вознесенского «Миллион алых роз».
Вопросы и задания
- С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
- Что такое «политика двойных стандартов»? Приведите примеры такой политики.
- Используя дополнительные источники, охарактеризуйте особенности взаимоотношений России с одним из крупнейших государств современного мира (по своему выбору).
- Проанализируйте статистические данные о миграции населения в 1990—2000-е гг. С чем связаны направление и сила основных миграционных потоков? Какие последствия имеет массовая миграция для России?
- С какими внешнеполитическими проблемами сталкивается сегодня Россия? Как она их решает?
- Проведите обзор текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководства России по какому-либо направлению (по своему выбору).
- Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.