Слайд 19Ламарк (Lamarck) Жан Батист Пьер Антуан Де Моне (01.08.1744, Базантен –
18.12.1829, Париж), французский естествоиспытатель. Был отдан в иезуитскую школу в Амьене, однако после смерти отца в 1760 оставил учёбу и поступил на военную службу. В связи с ранением вы-нужден был подать прошение об отставке. Уехал в Париж, намереваясь заняться изучением медицины. В 1772–76 учился в Высшей медицинской школе. Чтобы иметь какой-то заработок в дополнение к небольшой пенсии, устроился клерком в банк. В жизни Ламарка многое изменило знакомство в Ж.-Ж. Руссо, который убедил его оставить медицину и заняться естествозна-нием, в частности ботаникой. Вскоре Ламарк полностью погрузился в изучение растительного мира Франции. Результатом этих исследований стал опубликованный им в 1778 трёхтомный труд «Флора Франции» (Flore francaise), принёсший ему широкую известность.
Ламарк Жан Батист Пьер Антуан Де Моне
Популярные сегодня темы
-
Планета Меркурий
Меркурий – самая маленькая и быстрая из всей земной группы планет. Из-за большой движущейся скорости, наименована в честь Меркурия – бога торговли.
-
Динозавры
В мире известно более 700 видов динозавров, но этот показатель непрерывно растет – каждый месяц палеонтологи открывают один-два новых вида этих животных. «Ужасный ящер» — так переводится с гр
-
Блокада Ленинграда
Город Ленинград пережил тяжелейшие времена, с которыми не сталкивался ни один другой город. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Это было ужасное испытание для горожан. У людей не было пропита
-
Грибоедов Александр Сергеевич
Александр Грибоедов – выдающийся русский дипломат, общественный деятель, писатель и композитор, создавший бессмертную комедию “Горе от ума”.
-
Город Кострома (Золотое кольцо России)
Кострома – один из городов Золотого кольца России. Он находится на расстоянии чуть больше 300 километров от Москвы. Город раскинулся на обоих берегах реки Волги.
-
Правила игры в волейбол
Сама игра представляет собой один из видов спорта, в которую играют только в составе команды с применением мяча. Цель игры заключается в отбивании мяча ударами верхних частей туловища
Первые основатели
Значительный фактический материал о живых организмах был собран великим врачом Греции — Гиппократом (460-377г. до н.э.). Им собраны сведения о строении животных и человека, дано описание костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга.
Первый большой труд по зоологии
принадлежит греческому естествоиспытателю Аристотелю (384-322г. до н.э.). Он описал более 500 видов животных. Аристотель интересовался строением и образом жизни животных, он заложил основы зоологии.
Первая работа по систематизации знаний о растениях (ботаника
) выполнена Теофрастом (372-287г. до н.э.).
Расширением знаний о строении человеческого тела (анатомия) древняя наука обязана врачу Галену (130-200г. до н.э.), производившему вскрытия обезьян и свиней. Труды его оказывали влияние на естествознание и медицину в течение нескольких веков.
В эпоху средневековья под гнетом церкви наука развивалась очень медленно. Важным рубежом в развитии науки явилась эпоха Возрождения, начавшаяся в XVв. Уже в XVIIIв. развивались как самостоятельные науки ботаника, зоология, анатомия человека, физиология.
Слайд 14АристотельАристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий
философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.
Слайд 17ЛевенгукЛевенгук (Leeuwenhoek), Антони ван (24.10.1632, Делфт – 26.08.1723, там же), нидерландский
натуралист. Работал в мануфактурной лавке в Амстердаме. Вернувшись в Делфт, в свободное время занимался шлифованием линз. Всего за свою жизнь Левенгук изготовил около 250 линз, добившись 300-кратного увеличения и достиг в этом большого совершенства. Изготовленные им линзы, которые он вставлял в металлические держатели с прикрепленной к ним иглой для насаживания объекта наблюдения, давали 150–300-кратное увеличение. При помощи таких «микроскопов» Левенгук впервые наблюдал и зарисовал сперматозоиды (1677), бактерии (1683), эритроциты, а также простейших, отдельные растительные и животные клетки, яйца и зародыши, мышечную ткань и многие другие части и органы более чем 200 видов растений и животных. Впервые описал партеногенез у тлей (1695–1700).
Слайд 24Пастер ЛуиПастер (Pasteur) Луи (27.12.1822, Доль, Юра – 28.09.1895, Вильнёв-л’Этан, Франция),
французский микробиолог и химик, основоположник современной микробио-логии и иммунологии. Член Парижской АН (1862), Французской медицинской академии (1873), Французской Академии (1881). Член-корреспондент (1884) и почётный член (1893) Петербургской АН. Окончил Высшую нормальную школу (1847). Профессор университетов в Страсбурге (с 1849) и Лилле (с 1854), Нормальной школы (с 1857), Парижского университета (с 1867). Участник Революции 1848, вступил в Национальную гвардию. Первый директор научно-иссле-довательского микробиологического инсти-тута (Пастеровского института), созданного в 1888 на средства, собранные по междуна-родной подписке. В этом институте наряду с другими иностранными учёными плодотвор-но работали и русские – И. И. Мечников, С. Н. Виноградский, Н. Ф. Гамалея, В. М. Хавкин, А. М. Безредка и др.
Слайд 13Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой, храмовой медицины и
определение пути её самостоятельного развития
Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Он исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека факторов внешней среды
Гиппократ выделял эти факторы (климат, состояние воды, почвы, образ жизни людей, законы страны и пр.) с точки зрения их влияния на человека. Гиппократ явился родоначальником медицинской географии. Различал по темпераменту 4 основных типа людей – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Разрабатывал вопросы этиологии, отрицая при этом сверхъестественное, божественное происхождение болезней. Установил основные стадии развития болезни, разрабатывал вопросы диагностики
Выдвинул 4 принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного.Гиппократ известен и как выдающийся хирург; разработал способы применения повязок, лечение переломов и вывихов, ран, фистул, геморроя, эмпием. Гиппократу приписывают текст так называемой врачебной клятвы («клятва Гиппократа»), сжато формулирующей моральные нормы поведения врача (хотя первоначальный вариант клятвы существовал ещё в Египте)
Гиппократа называют «отцом медицины».
Слайд 20Кювье ЖоржКювье (Cuvier) Жорж (23.08.1769, Монбельяр – 13.05.1832, Париж), французский зоолог.
Окончил Каролинскую академию в Штутгарте (1788). В 1795 поступил на должность ассистента Музея естественной истории в Париже, с 1799 – профессор естественной истории в Коллеж де Франс. Занимал ряд государственных постов при Наполеоне I и в период Реставрации. Исполнял обязанности президента Совета по образованию, председателя Комитета внутренних дел, был членом Государственного совета. Создал факультет естественных наук в Парижском университете, организовал ряд университетов и лицеев в городах Франции. В 1820 получил титул барона, в 1831 – пэра Франции. Кювье сыграл значительную роль в создании палеонтологии.
Предмет, задачи и методы биологии
Биология (греч. bio — жизнь и logos — знание, учение, наука) — наука о живой природе. Термин биология был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.
Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи.
Система биологических наук
Биологические науки можно разделить по направлениям исследований.
НАУКА | ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ |
Науки, изучающие систематические группы живых организмов | |
Вирусология | Наука о вирусах |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Микология | Наука о грибах |
Ботаника (фитология) | Наука о растениях |
Зоология | Наука о животных |
Антропология | Наука о человеке |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни | |
Анатомия | Наука о внутреннем строении |
Морфология | Наука о внешнем строении |
Физиология | Наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей |
Генетика | Наука о наследственности и изменчивости организмов отдельных организмов |
Науки, изучающие разные уровни организации всего живого | |
Молекулярная биология | Наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне |
Цитология | Наука о клетках |
Гистология | Наука о тканях |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов | |
Экология | Наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой |
Биогеография | Наука о закономерностях географического распространения живых организмов |
Науки о развитии живой материи | |
Биология индивидуального развития | Наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти |
Эволюционное учение | Наука об историческом развитии живой природы |
Палеонтология | Наука о развитии жизни в прошлые геологические времена |
Науки, использующие различные методы исследований | |
Биохимия (на стыке биологии и химии) | Наука о химических веществах и процессах в живых организмах |
Биофизика (на стыке биологии и физики) | Наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах |
Прикладные науки | |
Биотехнология | Совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов |
Бионика | Разработка технических устройств по подобию живых систем |
Растениеводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных растений |
Животноводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных животных |
Ветеринария | Разработка технологий лечения сельскохозяйственных животных |
Задачи биологии:
- изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой);
- раскрытие сущности жизни;
- систематизация многообразия живых организмов.
Методы биологии
Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы.
Название метода | Характеристика |
Метод наблюдения и описания | Сбор и описание фактов |
Метод измерений | Измерение характеристик объектов |
Сравнительный метод | Анализ сходства и различий изучаемых объектов |
Исторический метод | Изучение хода развития исследуемого объекта |
Метод эксперимента | Изучение явления природы в заданных условиях |
Метод моделирования | Описание сложных природных явлений относительно простыми моделями |
Метод прогнозирования | Предсказание будущего объекта или процесса |
Связь биологии с другими науками. Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками:
- фундаментальными (математикой, физикой, химией);
- естественными (геологией, географией, почвоведением);
- общественными (психологией, социологией);
- прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы).
Значение биологии.
- Биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология.
- Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйствах.
- Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.
Исследования Антони ван Левенгука, Карла Линнея и Луи Пастера
Антони ван Левенгук
В семнадцатом веке в Голландии жил торговец сукном, которого звали Антони ван Левенгук, у него было увлечение – он шлифовал линзы, его двояковыпуклые линзы давали увеличение в 200–270 раз.
Рис. 13. Микроскоп А. ван Левенгука
С помощью увеличительных стёкол и сконструированного им микроскопа (рис. 13), он рассматривал различные предметы: биологические жидкости, волосы, кожу, насекомых.
Рис. 14. Рисунки А. ван Левенгука – объекты, увиденные под микроскопом
Как гласит легенда, однажды он решил при помощи своих увеличительных стёкол взглянуть на каплю дождевой воды. Там он увидел огромное количество мельчайших организмов. Он стал рассматривать другие жидкости, где наблюдал похожую картину – множество мельчайших организмов, он назвал их «зверюшки» или «анималюсы» (рис. 14).
Первыми микроорганизмами, обнаруженными ван Левенгуком, были инфузории, впоследствии он увидел бактерий, которых обнаружил в зубном налёте.
Бактерии имели различную морфологию: это были извитые формы, кокки, стрептококки. Кроме того, что Левенгук описал эритроциты человека и рыб, движение крови в капиллярах.
Карл Линней
Рис. 15. К. Линней
Карл Линней (рис. 15) – шведский учёный-естествоиспытатель, которого в Швеции ценят как краеведа и путешественника, который открыл для шведов их собственную страну, изучил своеобразие её провинций и увидел, как одна провинция может помочь другой.
Ценность для шведов представляет не только его работа по флоре и фауне Швеции, но и описание им собственных путешествий. Эти дневниковые записи, полные конкретики, богатые противопоставлениями, изложенные ясным языком, до сих пор переиздаются и читаются.
Линней – это один из тех деятелей науки и культуры, с именами которых связано становление современного литературного шведского языка. А для биологов Карл Линней интересен как классификатор живых организмов – ученый-систематик. Всю жизнь он посвятил систематизации живой и неживой природы. Основной труд К. Линнея – «Система природы», в нем он описал огромное, количество видов растений и животных (рис. 16, 17).
Рис. 16. Страницы «Системы природы» Карла Линнея
Историческое значение работы Карла Линней состоит в том, что он выдвинул принцип иерархичности систематических категорий (таксонов).
Рис. 17. Перечень таксонов Линнея
Виды объединяются в Роды, Роды в семейства, Семейства в Отряды, Отряды в Классы. Он впервые выделил классы млекопитающих и птиц, объединил человека и обезьян в Отряд приматов, отметив их несомненное сходство.
Луи Пастер
Человек, который своими работами положил начало современной микробиологии, был выдающийся французский исследователь Луи Пастер. Он открыл бескислородную форму жизнедеятельности – процесс брожения. До Пастера брожение считалось чисто химическим процессом, который возникает вследствие того, что химическое вещество – белок или фермент – передаёт своё «активное начало» молекулам субстрата. Так, в результате спиртового брожения, из сахара образуется спирт.
Пастер показал, что при брожении важную роль играют микроорганизмы, то есть продукты брожения являются продуктами жизнедеятельности микроорганизмов.
Луи Пастер обосновал роль микробов как инфекционных агентов в развитии болезней, разработал метод вакцинации, создал вакцины против сибирской язвы и бешенства, методы стерилизации и дезинфекции.
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bvvedenieb/kratkaya-istoriya-razvitiya-biologii?seconds=0&chapter_id=97
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=DY9GNhgwYUc
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=M_D0qSVMBMk
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=iSSrJHjx-Gg
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=-h4YEepivws
источник презентации — http://www.myshared.ru/slide/download/
Слайд 25Флеминг АлександрФлеминг (Fleming) Александр (06.08.1881, Локфилд – 11.03.1955, Лондон), английский бактериолог,
удостоенный Нобелевской премии по физиоло-гии и медицине 1945 (совместно с Х. Флори и Э. Чейном) за открытие пенициллина. В 13 лет уехал к брату – лондонскому врачу. Поступил в Политехническую школу и после её окончания устроился на службу в навигационную компанию. Однако работа не приносила ему удовлетворе-ния, и, получив небольшое наследство от дяди, Флеминг решил поступить в медицинскую школу при больнице Св. Марии. Одновременно гото-вился к университетским экзаменам, которые успешно выдержал в 1902
В 1922 Флеминг сде-лал своё первое важное открытие – обнаружил в тканях человека вещество, способное быстро растворять некоторые микробы. Райт назвал но-вое вещество лизоцимом, стремясь отразить в названии, с одной стороны, его ферментативные свойства (энзиме), а с другой – способность к ли-зису, то есть разрушению микроорганизмов
Ка-залось, что лизоцим – это природный антисеп-тик, но, к сожалению, обнаружилось, что он ма-лоэффективен против наиболее патогенных микроорганизмов.
Уровни организации живой природы
Иерархичность организации живой материи позволяет условно подразделить её на ряд уровней. Уровень организации живой материи — это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.
Выделяют следующие уровни организации живой материи.
Уровни организации живой материи
Уровень | Характеристика |
Молекулярный (молекулярно-генетический) | На этом уровне живая материя организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, нуклеиновые кислоты и др. |
Субклеточный (надмолекулярный) | На этом уровне живая материя организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры. |
Клеточный | На этом уровне живая материя представлена клетками. Клетка является элементарной структурной и функциональной единицей живого. |
Органно-тканевой | На этом уровне живая материя организуется в ткани и органы. Ткань — совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган — часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию или функции. |
Организменный (онтогенетический) | На этом уровне живая материя представлена организмами. Организм (особь, индивид) — неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками. |
Популяционно-видовой | На этом уровне живая материя организуется в популяции. Популяция — совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Вид — совокупность особей (популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих в природе определённую область (ареал). |
Биоценотический | На этом уровне живая материя образует биоценозы. Биоценоз — совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории. |
Биогеоценотический | На этом уровне живая материя формирует биогеоценозы. Биогеоценоз — совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва). |
Биосферный | На этом уровне живая материя формирует биосферу. Биосфера — оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов. |
Необходимо отметить, что биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи выделяют не всегда, поскольку они представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое. Также часто не выделяют субклеточный и органно-тканевой уровни, включая их в клеточный и организменный соответственно.
Слайд 16ГарвейГарвей (Harvey) Уильям (01.04.1578, Фолкстон – 03.06.1657, Лондон), английский естествоиспыта-тель и
врач. В 1588 поступил в Королевскую школу в Кентербери, где изучал латынь. В мае 1593 был принят в Кизколледж Кембриджского университета. Первые три года учёбы Гарвей посвятил изучению «дисциплин, полезных для врача» – классических языков (латыни и греческого), риторики, филосо-фии и математики. Особенно его интересовала фи-лософия; из всех последующих сочинений Гарвея видно, что огромное влияние на развитие его как ученого оказала натурфилософия Аристотеля. Сле-дующие три года Гарвей изучал дисциплины, не-посредственно относящиеся к медицине. В то вре-мя в Кембридже это изучение сводилось в основ-ном к чтению и обсуждению произведений Гиппок-рата, Галена и других древних авторов. Иногда ус-траивались анатомические демонстрации; препо-даватель естественных наук обязан был делать это каждую зиму, а Киз-колледж имел разрешение про-водить два раза в год вскрытия тел казнённых пре-ступников. В 1597 Гарвей получил звание бакалав-ра, а в октябре 1599 покинул Кембридж.
Что такое биология
Первые сведения о живом мире люди стали получать и осмысливать еще в глубокой древности. Но как самостоятельная отрасль научного знания биология оформилась только в первой половине XIX века.
Понятие «биология» независимо друг от друга предложили трое ученых:
- 1800 год — немецкий физиолог, профессор Кенигсбергского университета Карл Фридрих Бурдах.
- 1802 год — немецкий естествоиспытатель Готфрид Рейнхольд Тревиранус и французский ученый-натуралист Жан-Батист Ламарк.
Жан-Батист Ламарк
Дословно название науки происходит от двух древнегреческих слов:
- «Биос» — жизнь.
- «Логос» — учение, наука, слово.
Биология тесно связана с другими естественными науками, в первую очередь с такими, как:
- физика;
- химия;
- география.
Биологические концепции влияют на многие другие науки, в том числе на гуманитарные.
На эмпирическом уровне исследований прослеживаются тесные связи биологии с математикой.
Основные методы изучения биологии:
- Описательный метод. Это один из древнейших методов научного исследования, он господствовал в естественных науках до XVII века. В его основе лежит наблюдение за исследуемыми объектами. Метод не потерял актуальности и в наши дни. Например, он применяется при описании новых биологических видов.
- Сравнительный метод. Используется в комплексе с описательным. На его основе устанавливают эволюционное родство организмов, проводят систематику и классификацию. Широко применяется в анатомии, палеонтологии, эмбриологии.
- Исторический метод. Позволяет обосновать развитие организмов в разные исторические периоды, выстроить эволюционную модель совершенствования мира природы. Стал широко использоваться благодаря исследованиям британского ученого Чарльза Дарвина, научно обосновавшего теорию эволюции.
- Экспериментальный метод. Первые биологические эксперименты проводились еще в XVII веке. Например, экспериментальное изучение английским физиологом Уильямом Гарвеем процессов кровообращения. Ведущим этот метод стал с XX века, когда появилось огромное количество приборов, позволяющих изучать живые организмы на новом техническом уровне.
- Моделирование. Этот метод позволяет воспроизвести по заранее намеченному плану в лабораторных условиях те или иные процессы и явления. Например, спрогнозировать влияние на экосистемы разлива нефти в море или смоделировать процесс восстановления лесов после пожара. Широкое использование этого метода стало возможно в результате развития информационных технологий.
Структура биологии
Структура биологической науки многопланова. По объектам исследования выделяются:
- зоология
- ботаника
- -анатомия
- микробиология
- гидробиология и т.д.
В каждом из перечисленных направлений содержатся более узкие области исследования.
По исследуемым свойствам и проявлениям живого выделяются следующие дисциплины:
- экология
- физиология животных и физиология растений
- генетика
- этология
- эволюционное учение.
Одновременно происходит слияние разных отраслей биологии и образуются новые направления, такие как цитогенетика, эмбриофизиология и т.д.
Классификация биологических дисциплин по методам исследования выглядит следующим образом:
- биохимия
- биофизика
- биометрия
По изучению живого на разных уровнях организации выделяются:
- молекулярная биология
- цитология и гистология
- популяционно-видовая биология
Такая многоплановость структуры биологии определяется многообразием форм живого мира.