Бунин иван — господин из сан-франциско

Кратко «господин из сан-франциско» и. а. бунин

Проблематика рассказа

Иван Алексеевич в своей работе также затронул множество различных проблем. Среди всех выделяются следующие:

Эгоизм. Практически каждый герой произведения думает исключительно о себе. Главный персонаж и его окружение никогда не задумывались о чувствах близких.
Бездуховность. Атмосфера упадка и разложения будто сочится между строк произведения. Эгоизм, жадность и равнодушие кажутся невыносимыми. Не зря автор назвал корабль, на котором путешествовал господин, Атлантидой. Это символизирует обреченное на крах богатое общество.
Социальные проблемы. В произведении Бунин поднимает проблематику общественного неравенства. На примере эксплуатируемых героем китайцев автор показывает, что в капиталистическом обществе доход меньшинства достигается усилиями большинства.
Равнодушие — главная проблема рассказа

Иван Алексеевич изобразил общественное отчуждение, где люди не желают обращать внимание на проблемы окружающих, сталкиваться с горем. Они стараются любыми путями избавиться от проявлений печали

После смерти героя его семья и персонал корабля не проявили сожаления и уважения к усопшему.
Жизнь и смерть. Писатель отлично изобразил, что, несмотря на богатство, каждый после ухода из жизни становится лишь трупом. Смерть неподкупна, она способна уравнивать людей.
Жестокость — вопреки вальяжности и радушию, изображенное автором общество очень жестоко. Оно измеряет человека деньгами, а когда последние заканчиваются, его просто выбрасывают.

Основные темы

Жизнь и смерть, обыденность и исключительность, богатство и бедность, красота и безобразие – вот главные темы рассказа. В них сразу отражается философская направленность авторского замысла. Он призывает читателей задуматься о себе: не гонимся ли мы за чем-то легкомысленно малым, не погрязаем ли в рутине, упуская подлинную красоту? Ведь жизнь, в которой некогда задуматься о себе, своем месте во Вселенной, в которой некогда посмотреть на окружающую природу, людей и заметить в них что-то хорошее, прожита даром. И напрасно выжитую жизнь не исправишь, а новую не купишь ни за какие деньги. Смерть все равно придет, от нее не скрыться и не откупиться, поэтому нужно успеть сделать что-то действительно стоящее, что-то, чтобы тебя помянули добрым словом, а не равнодушно бросили в трюм. Потому стоит задуматься и об обыденности, которая делает мысли банальными, а чувства — блеклыми и слабыми, о богатстве, не стоящем затраченных усилий, о красоте, в продажности которой кроется уродство.

Богатству «хозяев жизни» противопоставляется бедность людей, живущих столь же обыденно, но терпящих бедность и унижения. Слуги, которые втайне передразнивают своих господ, но пресмыкаются перед ними в глаза. Господа, которые обращаются со слугами, как с низшими существами, но пресмыкающиеся перед еще более богатыми и знатными персонами. Пара, нанятая на пароходе, чтобы играть страстную любовь. Дочь Господина, изображающая страсть и трепетность, чтобы завлечь принца. Всему этому грязному, низкому притворству, хоть и поданному в роскошной обертке, противопоставляется вечная и чистая красота природы.

«Атлантида»

Вся семья из Сан-Франциско отправляется в плавание на корабле под названием «Атлантида». Это огромный отель на воде, на верхних палубах, где гости веселятся, танцуют, едят, слушают музыку и просто наслаждаются жизнью, а в трюмах кипит грязная и тяжелая работа. На таких противоречиях построено все произведение «Джентльмен из Сан-Франциско».

Герои рассказа – глава семейства, его немолодая жена и их замужняя дочь. Девушка уже в том возрасте, когда надо срочно выходить замуж, поэтому ее родители отправляются в путешествие, надеясь попутно подобрать ей достойную пару в виде какого-нибудь миллиардера.

Всю обстановку, царившую на корабле, хорошо описывает краткое содержание. Джентльмен из Сан-Франциско полностью отдан отдыху и даже не знает, к чему приведет эта поездка.

Каждый день на лодке начинается и заканчивается одинаково. Утром встают рано, когда еще темно, пьют горячий шоколад и кофе, затем делают зарядку для возбуждения аппетита, после чего спокойно идут на первый завтрак. Потом ходят по палубам, развлекаются, проводят время за играми и ждут очередной завтрак.

После очередной трапезы самое время расслабиться и насладиться видом на море, а заканчивается все чаем. Ужин – изюминка каждого вечера. Это особое время, когда для гостей на корабле играет лучший оркестр, а на столы подают вкусные напитки. Дамы и их кавалеры одеты в элегантные платья и смокинги.

Когда приходит время танцевать, все взгляды каждую ночь прикованы к влюбленной паре, которая не скрывает своих чувств. И только один командир корабля, грузный мужчина с рыжей бородой, очень редко появляющийся перед гостями, знает, что эта парочка всего лишь актеры, нанятые для создания романтической атмосферы на борту.

Краткий пересказ

Господин из Сан-Франциско гордо отправлялся в «Старый свет», где планировал отдохнуть пару лет. Он точно знал, что заслуживает этого после многолетней непрерывной работы. План путешествия по Европе и обратно был тщательно продуман и готов. Взяв с собой жену и дочь, мужчина отправился в тур на огромном теплоходе-отеле «Атлантида». Господин был богат и уверен в себе. В возрасте 58 лет он начинал новую жизнь, планируя объехать не только Европу, но и Индию с Египтом.

Мужчина с нетерпением ждал этой поездки, а учитывая то, как любят путешествовать пожилые американки, ему пришлось взять с собой и жену. Кроме того, в пути могло произойти случайное знакомство с каким-нибудь миллиардером, которое было вполне способно перетечь в счастливое замужество. По этой причине было решено взять с собой и дочь.

На отдыхе все шло как нельзя лучше. Пассажиры жили размеренной жизнью. Ранний подъем, кофе, и гимнастика плавно переходили в первый завтрак. Затем до 11 часов полагались прогулки или игры. В 11 часов по расписанию подавали бутерброды с бульоном. Далее все погружались в чтение газет, ожидая второй завтрак. После этого путешествующие отдыхали на палубе, лежали на шезлонгах и дремали. В начале пятого всех ожидало чаепитие. В 7 часов все переодевались к вечернему торжественному мероприятию.

Одетый в смокинг, господин сидел за столиком с бокалом Иоганисберга. Желтоватый оттенок лица добавлял в образ нечто азиатское, а золотые пломбы в зубах подчеркивали благосостояние.

Жена господина была грузного телосложения. К обеду она вышла в обычном для состоятельной американки наряде. За матерью следовала дочь – стройная, тонкая молодая американка высокого роста. Ее роскошные волосы были убраны в прелестную прическу.

После обеда начинались бальные танцы

В толпе присутствовали знаменитости, но все внимание было обращено на счастливую влюбленную пару. Молодые люди, растворившись друг в друге, демонстрировали нежные отношения

Пара будоражила воображение и вызывала зависть у присутствующих. И только один командир судна знал, что она нанята для игры за приличные деньги. Влюбленные давно путешествовали с одного корабля на другой.

Внимание привлекала танцующая пара влюбленных

Под звуки оркестрового марша корабль приближался к Неаполю. Там жизнь текла тем же чередом. После завтрака гиды предлагали прогулки. Однако облачное небо с редким проблеском солнца откровенно не радовало.

Второй завтрак наступал в час дня. В пять все собирались на чай. Затем после звука гонга начинались приготовления к обеду. Вокруг все твердили, что на Капри погода совсем другая. Там сейчас солнечно и приятно, поэтому семья решила отправиться на остров.

Небольшой теплоход до Капри качало в разные стороны из-за ветра. Причалив к берегу, путешественники отправились наверх к отелю. Там гостей уже встречали с почетом. Хозяин вежливо кланялся. Вскоре прозвучал гонг к обеду. Господину показалось, что он видел этого человека сегодня во сне. Дочь нашла это странным. Семье предоставили лучшие апартаменты, к ним была приставлена лучшая горничная, самый видный из лакеев и самый проворный коридорный.

Всех приглашали в вестибюль на тарантеллу в исполнении Кармеллы и Джузеппе. Господин, вспоминая красавицу на открытках, поинтересовался, кем ей доводится Джузеппе. Услышав в ответ, что двоюродным братом, он тотчас же занялся своим внешним видом.


Господин занялся своей внешностью, наспех прихорашиваясь

Господин привел себя в самый лучший вид. Однако, глядя на себя в зеркало, он расстроился. Все попытки наверняка не будут иметь никаких шансов.

Дожидаясь своих дам, господин отправился в читальню. Там он расположился в кресле с газетой. Вдруг строчки в его глазах вспыхнули ярким огнем. Он захрипел. Тяжелое тело в конвульсиях сползло на пол. Немец, оказавшийся свидетелем сцены, позвал на помощь. Собралась толпа зевак. Хозяин страшно нервничал по такому неприятному случаю.

Господина без сознания отнесли в самый тесный, темный и сырой номер отеля. Прибежали жена и дочь, но мужчина уже скончался. Постояльцы погрустнели. Тарантеллу отменили. Вечер был безнадежно испорчен.

Хозяин приказал вывезти тело из отеля на рассвете. За такой короткий срок изготовить гроб было невозможно, поэтмоу он предложил положить тело в длинный ящик из-под содовой.

Утром от острова в Неаполь отчалил маленький теплоходик. Из города величавая «Атлантида» понесла по волнам господина домой, в Сан-Франциско. Только теперь он путешествовал в темном трюме.

В кратком содержании Бунина «Господин из Сан-Франциско» переданы основные моменты произведения. Для глубокого и полного понимания, конечно же, следует прочитать книгу полностью.

Характеристика произведения

Рассказ Бунина выдержан в духе и жанре неореализма, одного из самых распространенных художественных направлений в русской литературе. Иван Алексеевич затрагивает важную для каждого тему жизни и смерти. Он показывает, что перед лицом расставания с жизнью богатство и власть теряют свою ценность и становятся ничтожными.

Среди членов общества, представленных в рассказе, в целом считалось, что за деньги можно купить абсолютно все (в том числе и любовь, что показано на примере влюбленной пары). Но на деле все это оказывается иллюзией, причиной которой Бунин считает «гордость нового человека».

Очень короткий пересказ

Господин, достигший определенного положения и уровня жизни, покидает берега Америки и отправляется в Европу на отдых. Он путешествует с семьей на комфортабельном корабле, где его комфорт поддерживают сотни обслуживающих людей. По прибытии семейство остановилось в Неаполе, но из-за скверной погоды было решено перебраться на остров Капри.

Здесь главный герой внезапно умирает. Но достать гроб в этом захолустье не представляется возможным, и его семье предлагают вынести из отеля тело покойного в ящике для газированной воды. В итоге тело господина в просмоленном гробу отправляется на родину.

О чем произведение «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой произведения — привилегированный человек, обладающий всеми материальными благами. Однако его духовный мир крайне скуден.

Роскошный корабль

Прекрасная пара, которая приковывает внимание всех окружающих. Кажется, влюблённые так увлечены друг другом, что не замечают никого вокруг

Иван Бунин показывает искренние и нежные чувства? Нет. Это притворство и ложь. А первом месте в этой паре стоят деньги. Мужчине и женщине заплатили, чтобы они изобразили любовные отношения.

Высший класс, у которого отсутствуют духовные, моральные ценности. Кругом пустота, искусственность. Шикарный лайнер, на борту которого безликие, лживые, лицемерные люди, обладающие несметными материальными богатствами. Роскошный корабль — образ самой жизни с разными слоями общества.

Существование героя, у которого даже имя отсутствует, не имеет никакого смысла. Он просто плывёт по течению. Господин — просто потребитель. Он потребляет то, что производит низший класс, ничего не давая взамен

Герой не сделал в своей жизни ничего важного и полезного, чтобы можно было это выделить

У господина была цель — заполучить в этом мире все, что только возможно. Ведь он уверен, все в этой жизни покупается и продаётся. Но так ли это на самом деле? Возможно ли купить счастье? Измеряется ли оно исключительно в денежном выражении?

Иван Бунин сделал яркую концовку, которая является очень значимой. Герой внезапно умирает. Умирает так, что до этого никому абсолютности никого дела. Его смерть лишь слегка омрачила праздник жизни. Скорбит ли по этой утрате кто-нибудь искренне? Нет. Это событие доставило исключительно проблемы и неудобства. Господин не сделал в своей жизни ничего, за что бы его можно было ценить и уважать. Ничего полезного или выдающегося. Члены его собственной семьи и не вспоминают о нем. Почему так произошло? В чем ошибка главного героя?

Господин ушёл из жизни, так и не познав ярких, нежных и трепетных чувств. Его существование было лишено радости, счастья, любви. В конце жизни главному герою стало абсолютно безразлично, как он будет похоронен: в шикарном дорогом гробу или в обыкновенном деревянном ящике.

Символы

Произведение изобилует символами, подтверждающими мысли Бунина. Первый из них – пароход «Атлантида», на котором царит бесконечный праздник роскошной жизни, но за бортом шторм, буря, даже сам корабль дрожит. Так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы.

Остров Капри символизирует настоящую красоту (поэтому теплыми красками овеяно описание его природы и жителей): «радостная, прекрасная, солнечная» страна, наполненная «сказочной синевой», величественные горы, прелесть которых невозможно передать человеческим языком. Существование же нашей американской семьи и подобных им людей – жалкая пародия на жизнь.

Смысл названия и финала

В названии рассказа Бунин не стал ни придумывать изящную формулу, являющуюся отражением потаённых смыслов, ни обозначать основную мысль. Избегая какой-либо конкретики как в повествовании, так и в названии, Бунин в очередной подчеркнул будничность и незначительность жизни своего героя, занятого лишь мирскими делами.

Почему умер господин из Сан-Франциско? А потому, что ему отмерен определенный срок, и высшие силы не приняли в расчет его планов на жизнь. Все время герой откладывал исполнение своих заветных желаний на потом, и вот когда он нашел для них время, судьба посмеялась над ним и обнулила счетчик.

Некий богатый американец отправляется вместе с дочерью и женой в Европу, где планирует провести два года, предаваясь отдыху и развлечениям. Поначалу приятное путешествие оказывается испорчено отвратительной погодой. Господин из Сан-Франциско вместе с семьёй отправляется на Капри, где за чтением газеты его внезапно настигает смерть.

В тот же день у жены почившего требуют немедленно убрать тело мужа из отеля. Из-за отсутствия горба покойного положили в ящик для содовой воды и ночью увезли в порт. Рассказ заканчивается на том, как тело господина из Сан-Франциско, убранное в тёмный корабельный трюм, возвращается в Америку.

История написания

История создания произведения Бунина берет начало в экзотическом месте — на острове Капри. Примечательно, что в основу сюжета рассказа положены воспоминания Ивана Алексеевича об отдыхе. В гостинице, где на тот момент жил писатель, скоропостижно скончался богатый американец. Это событие отпечаталось в памяти автора, ведь маленькая «трагедия» никак не повлияла на настроение остальных отдыхающих.

Современники Бунина знали интересные факты о создании произведения. В 1915 году Иван Алексеевич в своем дневнике рассказал о том, как однажды увидел в витрине одного из книжных магазинов столицы книгу «Смерть в Венеции», автором которой был Томас Манн. Тогда мужчина решил написать свою работу, в основу которой был положен случай на Капри. Так незначительные обстоятельства подтолкнули писателя на реализацию давнего замысла.

Смысл названия

Сначала Бунин хотел назвать свой рассказ «Смерть на Капри» по аналогии с вдохновившим его названием «Смерть в Венеции» (книгу эту писатель прочел позже и оценивал как «неприятную»). Но уже после написания первой строчки это заглавие он зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.

С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Он — господин, верхушка общественной иерархии. Но вся эта власть быстротечна и зыбка, напоминает автор. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.

История создания

Важное качество для писателя – наблюдательность, ведь из самых мимолетных эпизодов и впечатлений можно создать целое произведение. Бунин случайно увидел в магазине обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», а спустя несколько месяцев, приехав в гости к двоюродной сестре, вспомнил это название и связал с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал

Так и получился один из лучших бунинских рассказов, причем не просто рассказ, а целая философская притча.

Этот литературный труд был восторженно встречен критикой, а незаурядный талант писателя сравнивался с даром Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. После этого Бунин стоял с маститыми знатоками слова и человеческой души в одном ряду. Его произведение настолько символично и вечно, что никогда не потеряет своей философской направленности и актуальности. А в век власти денег и рыночных отношений вдвойне полезно вспомнить, к чему ведет жизнь, вдохновленная лишь накопительством.

Композиция

Повествование рассказа по смыслу делится на две части: путешествие господина на корабле к побережью Италии и возвращение его на том же корабле, только уже в гробу.

В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги. У него есть всё самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и комфортный отдых на палубе. Денег у господина столько, что их хватит на двухгодичное путешествие вместе с семьёй, женой и дочкой, которые тоже ни в чём себе не отказывают.

Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, отношение к нему резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешёвый и незаметный. Не оказалось и приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в ящик – тару из-под содовой воды. На корабле, где господин сначала блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в тёмном трюме.

Главная мысль

Главная мысль произведения заключается в том, что никакие деньги, власть и положение в обществе не сравнимы с ценой жизни. Всё это становится ничтожным и бесценным перед смертью. Ведь перед смертью мы все равны, будь ты из высшего общества или обычным работягой. Классовое неравенство при жизни обнуляется после смерти человека.

К сожалению, многие склонны полагать, что их деньги и связи решают всё, но И.А. Бунин в своём произведении дает чётко понять, что состояние человека, его деньги и связи ничтожны перед смертью.

Ещё одна идея в том, что нужно ценить и любить жизнь здесь и сейчас, не откладывая на потом. Нужно правильно расставлять жизненные приоритеты, гнаться не за материальным достатком, а за истинными ценностями: крепкой семьей, верными друзьями, уважением в обществе. По мнению автора, эти вещи в жизни куда важнее денег и власти, которые вмиг могут оказаться никому не нужными вместе с человеком.

Особенности произведения

Образный язык, яркие пейзажи присущи творческой манере Бунина, мастерство художника слова отразилось и в этом рассказе. Сначала он создает тревожное настроение, читатель ожидает, что, несмотря на великолепие богатой обстановки вокруг Господина, скоро случится что-то непоправимое. Позже напряжение стирают природные зарисовки, написанные мягкими мазками, отражающие любовь и преклонение перед красотой.

Вторая особенность – философское и злободневное содержание. Бунин бичует бессмысленность существования верхушки общества, ее избалованность, неуважение к остальным людям. Именно из-за этой буржуазии, оторванной от жизни народа, развлекающейся за его счет, через два года на родине писателя разразилась кровавая революция. Все чувствовали, что нужно что-то менять, но никто ничего не делал, вот почему столько крови пролилось, столько трагедий произошло в те сложные времена. А тема поиска смысла жизни не теряет актуальности, вот почему рассказ и спустя 100 лет по-прежнему интересует читателя.

Время и место действия

События в рассказе относятся к началу XX века, к кануну первой мировой войны

Корабли еще спокойно проплывают по Атлантике, а богачи из США по-прежнему считают важной и обязательной частью отдыха посещение Европы


«Знаменитая «Атлантида» — был похож на грандиозный отель со всеми удобствами — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой — и жизнь на нем протекала весьма размеренно»

В первой части рассказа место сюжета — огромный океанический лайнер «Атлантида», где созданы все удобства для тех, у кого есть деньги. Во второй части автор описывает события, происходившие в Неаполе и на Капри.

История создания

Свою историю рассказ начинает с начала XX. В этот период Иван Алексеевич Бунин с удовольствием и без лишних целей путешествовал по Капри, наслаждаясь блаженным отдыхом. В один из солнечных дней русский писатель наткнулся на обложку знаменитого романа немецкого творца, которая напомнила ему трагичную смерть одного отдыхающего американца.

Несмотря на тягостность в душе, автор вдохновился случившимся и написал столь увлекательный, душещипательный и в некоторой степени жестокий рассказ за четыре коротких присеста. Изначально произведение должно было называться «Смерть на Капри», но писатель остановился на лаконичности, простоте и загадочности.

Действующие лица

В произведении Ивана Алексеевича было несколько персонажей. Краткая характеристика поможет читателям ближе познакомиться с каждым:

  1. Господин — лысый, крепкий мужчина, который не отличался красивой фигурой. Крупные золотые зубы автор неоднократно упоминает в рассказе. Имя персонажа не называется, Бунин объясняет это тем, что нигде его «не запомнили». Зажиточный 58-летний американец решает отправиться в путешествие. Удивить его ничем нельзя, ведь жизнь героя буквально перенасыщена всем.
  2. Дочь господина — стройная и красивая девушка. Изысканные прически и дорогая одежда — все, что известно о ней. Безголосая и безликая личность.
  3. Супруга господина — крупная женщина, одевается по возрасту, отличается спокойным характером. Единственный раз героиня демонстрирует эмоции после ухода возлюбленного из жизни, когда хозяин гостиницы наотрез отказывает ей в просьбе разместить труп в их номере. В ее образе нет характера и души.
  4. Принц азиатского государства. В числе пассажиров корабля, на котором отправилось в путешествие семейство главного персонажа, оказывается наследник престола. Маленький, с узкими глазами мужчина, напоминающий мальчика, довольно странный, не отличается красотой. Для дочери героя это воплощение мечты, скорее всего из-за того, что попутчик сказочно богат.
  5. Влюбленная парочка — нанятые за деньги мужчина и женщина. Красиво танцуют, изображают любовь, создавая на судне своеобразный колорит. Вызывают зависть окружающих.
  6. Хозяин гостиницы. Этого героя характеризуют деяния. Когда господину стало плохо, мужчина, вместо того чтобы помочь, успокаивает посетителей, будто оправдываясь за поведение умирающего. Владелец отеля отказывает вдове, которая просит перенести труп мужа в дорогой номер. Вместо этого для транспортировки тела предлагает ящик от продуктов.

Тематика работы

В своем литературном произведении автор, несмотря на небольшой объем, охватывает множество различных тем. Некоторые из них:

Семья. Автор неприязненно описывает семейство состоятельного американца: отношения господина с близкими строятся преимущественно на финансовой составляющей. Пока все нормально, складывается впечатление, что это хорошие люди, однако появление неприятностей обнажает взаимное отчуждение и склоки. Писатель демонстрирует, что в одержимом богатством обществе нет места истинным ценностям.
Мечта. Бунин изображает перед читателями портрет прогнившего человека, в сердце которого нет места высоким чувствам. Предел мечтаний престарелого американца — нежиться в европейских гостиницах

По мнению автора, важно думать не только о мирских радостях.
Судьба. Автор иронично обходится с главным героем

Сначала он демонстрирует уважаемого всеми мужчину, а в конце мертвый старик на том же корабле плывет обратно. Горькая ирония необходима для демонстрации ничего незначащего перед судьбой тщетности бытия.
Жизненные ценности — главная тема рассказа. На первом месте в жизни господина были деньги, успех, за «бортом» для него осталось творчество, семья, весь мир. Когда герой понял это, было уже поздно, жизнь прошла зря, а погоня за материальными ценностями не увенчалась успехом.
Счастье. Мужчина всю жизнь думал, что истина состоит в деньгах. Автор очень осуждает подобный подход к жизни, обличая пустоту существования, построенного только на богатстве.
Любовь. В обществе, которое изображает автор, нет места истинным чувствам. Все вокруг поддельно и лживо, равнодушие скрыто за маской услужливости.

«Господин из Сан-Франциско»: анализ произведения

Многие авторы в своем творчестве задавались вопросом о смысле жизни. Быстротечность беспокоила и того, кто написал произведение «Джентльмен из Сан-Франциско», Ивана Алексеевича Бунина. К каким выводам пришел автор, подскажет анализ его рассказа:

История создания

В 1915 году Иван Бунин случайно увидел на витрине обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции». Чуть позже, отдыхая на Капри, автор стал свидетелем неприятной истории: один из постояльцев отеля, американец, погиб во время отпуска. Ситуация сразу же вызвала у Бунина ассоциацию с этой колодой. Так родилась идея рассказа.

Бунину удалось осуществить задуманное в короткие сроки: за четыре дня повесть «Джентльмен из Сан-Франциско» была готова. Все описанные в нем события, за исключением смерти американца, выдуманы автором.

Как позже писал Бунин, «Джентльмен из Сан-Франциско» был не первым названием, которое получила повесть. Сначала он назвал его «Смерть на Капри», но вычеркнул этот заголовок, как только написал первую строчку: «Джентльмен из Сан-Франциско…»

Кстати, вдохновившую Бунина книгу «Смерть в Венеции» автор прочитал буквально через несколько месяцев и назвал неприятной.

Жанр и композиция

Все характеристики произведения указывают на то, что «Джентльмен из Сан-Франциско» — это рассказ. Однако он существенно отличается от других рассказов Бунина.

Обычно автор старался ярко и органично описывать природу и ее явления. Однако эта работа дала глубокие рассуждения.

Сюжет строится вокруг главного героя, олицетворяющего проблемы общества. Он ставит материальные блага выше духовности и осмысленной жизни, а деньги стали смыслом существования. Философские размышления автора делают рассказ настоящей притчей, призванной преподать читателю жизненный урок.

Работа условно разделена на две части:

  1. Первая часть рассказывает о путешествии главного героя в Италию. Страницы повести изобилуют яркими эпитетами, описаниями роскоши и комфорта, в которых живет мастер.
  2. Во второй части герой умирает, и тон повествования резко меняется. Нет больше роскоши и великолепия, исчезает и уважение к хозяйской семье: не разрешают переносить тело в комнату, запирают в самой плохой комнате, а вместо гроба выдают ящик с бутылками.

В основе сюжета — сопротивление: герой наслаждался светом и богатством, а после смерти оказался в темном месте. Эта особенность композиции приводит к пониманию основной мысли, которую хотел передать Бунин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: