Анализ стихотворения Лермонтова «Дары Терека»
Служба на Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц жизни Михаила Лермонтова, который рассчитывал снискать себе славу на военном поприще. Однако поэт не только совершенствовал свое искусство в стрельбе и верховой езде, но и с увлечением постигал культуру кавказских народов, учил их язык, знакомился с традициями и обрядами. Особенно интересовал Лермонтова местный фольклор, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека», написанное в 1840 году, когда поэт второй раз попал на Кавказ и смог во всей красе увидеть буйство горной реки. Однако поразило Лермонтова не это, а то, как в казацких степях Терек становится покорным и спокойным. И лишь страшные дары в виде тел своих жертв он время от времени выбрасывает на берег, словно бы напоминая, что внешняя покорность – иллюзия, обман.
Это стихотворение построено таким образом, что повествование ведется от имени реки, которую Лермонтов превращает в одушевленное существо со своим характером, мыслями и чувствами. Терек обращается к одинокому старцу, который олицетворяет собой Каспийское море, и предлагает ему свои роскошные дары – молодого кабардинца в золотой кольчуге и юную казачку, ставшую жертвой злого чеченца. Монолог буйного Терека основан на старинных казацких легендах и преданиях, в нем много образности и лиричности. Это обращение к Каспию по своей размеренности напоминает балладу, однако старец «дремлет и молчит», совершенно не собираясь принимать речные дары.
И тогда бурный Терек рассказывает ему историю красавицы-казачки, о которой проливают слезы родные. Лишь один человек не горюет о погибшей, и это – ее жених, «казачина гребенской». Пытаясь отомстить за любимую он отправляется в стан врага, где очень скоро «на кинжал чечена злого сложит голову свою». Именно эта романтическая история любви произвела впечатление на старика-Каспия, который на своем веку видел много подношений и принял в свои объятия тысячи погибших людей. На сей раз он тоже «во блеске власти встал, могучий как гроза» и накрыл волной тела новых юных жертв, отдавая дань их молодости и красоте. «Набегающие волны» кроткого и ласкового Терека, который еще недавно бушевал среди горных круч, он «принял с ропотом любви», как дед обнимает не в меру расшалившегося внука, просящего у него прощение.
Цикл «На родине»
Содержание цикла
Цикл стихотворений «На родине» — одно из наиболее известных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В него входят четыре стихотворения: «Мцыри», «Тамань», «Бородино» и «Дары Терека». Каждое из произведений посвящено разным эпохам и событиям в истории России.
Произведения цикла написаны в разных стилях и имеют разную композицию. «Мцыри» — поэма, показывающая трагическую судьбу героя, заточенного на гору, «Тамань» — поэтическое повествование о народном восстании на Кавказе, «Бородино» — баллада о сражении на Бородинском поле, «Дары Терека» — лирическое стихотворение о любви и природе.
Основные темы
В цикле «На родине» Лермонтов затрагивает различные темы, связанные с историей России и судьбой ее народа. Главной темой является любовь к Родине, ее красота и величие, но также автор в них выражает негативное отношение к некоторым социальным явлениям в стране.
Так, в «Мцыри» Лермонтов поднимает проблему княжеских интриг и социального неравенства, в «Тамани» — описывает жестокость власти и народное восстание, в «Бородино» — рассказывает о героическом подвиге русских воинов в борьбе за Родину.
Особое место занимает «Дары Терека», стихотворение о природе и любви. Здесь автор описывает красоту Кавказских гор, рек, долин, зеленых лугов, а также говорит о любви к родной земле и к человеку, о стремлении к свободе и независимости.
Дары Терека
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
“Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал”.
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
“Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он упрямо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой”.
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
“Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою”.
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный,-
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
А вы хорошо знаете биографию Лермонтова?
-
/13
Вопрос 1 из 13
Читать стих «Дары Терека» Лермонтова Михаила Юрьевича проще, зная об увлечениях автора. Проходя службу на Кавказе, поэт серьёзно заинтересовался традициями и народным творчеством горного края. Обладая деятельной бунтарской натурой, Лермонтов также не мог не обратить внимания на особенности местной природы. Поэтому выбор центрального образа стихотворения не случаен.
В названном произведении, датированном 1839 годом, автор, используя фольклорные элементы, описал суровый грозный Терек. Непокорная горная река несёт свои бурные воды в старый могучий Каспий, лишь на равнине становясь спокойной. Но Терек лукавит. Он никогда не будет безопасным, не покорится человеку. Река становиться ласковой лишь для того, чтобы убедить море принять её. Терек вволю нарезвился и теперь желает отдохнуть. В своих водах он принёс для Каспия бесценные, по мнению буйной реки, дары – валуны из разрушенного поселения, убитого в битве кабардинца, труп молодой красивой казачки, за смерть которой злому чеченцу собирается отомстить гребенской казак. Именно последнее подношение нравится Каспию, он принимает волны Терека.
С текстом стихотворения Лермонтова «Дары Терека» знакомятся на уроке литературы в 4-5 классе. Скачать его полностью или учить онлайн можно на нашем сайте.
Анализ стихотворения Лермонтова «Дары Терека»
Служба на Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц жизни Михаила Лермонтова, который рассчитывал снискать себе славу на военном поприще. Однако поэт не только совершенствовал свое искусство в стрельбе и верховой езде, но и с увлечением постигал культуру кавказских народов, учил их язык, знакомился с традициями и обрядами. Особенно интересовал Лермонтова местный фольклор, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека», написанное в 1839 году, когда поэт второй раз попал на Кавказ и смог во всей красе увидеть буйство горной реки. Однако поразило Лермонтова не это, а то, как в казацких степях Терек становится покорным и спокойным. И лишь страшные дары в виде тел своих жертв он время от времени выбрасывает на берег, словно бы напоминая, что внешняя покорность – иллюзия, обман.
Это стихотворение построено таким образом, что повествование ведется от имени реки, которую Лермонтов превращает в одушевленное существо со своим характером, мыслями и чувствами. Терек обращается к одинокому старцу, который олицетворяет собой Каспийское море, и предлагает ему свои роскошные дары – молодого кабардинца в золотой кольчуге и юную казачку, ставшую жертвой злого чеченца. Монолог буйного Терека основан на старинных казацких легендах и преданиях, в нем много образности и лиричности. Это обращение к Каспию по своей размеренности напоминает балладу, однако старец «дремлет и молчит», совершенно не собираясь принимать речные дары.
И тогда бурный Терек рассказывает ему историю красавицы-казачки, о которой проливают слезы родные. Лишь один человек не горюет о погибшей, и это – ее жених, «казачина гребенской». Пытаясь отомстить за любимую он отправляется в стан врага, где очень скоро «на кинжал чечена злого сложит голову свою». Именно эта романтическая история любви произвела впечатление на старика-Каспия, который на своем веку видел много подношений и принял в свои объятия тысячи погибших людей. На сей раз он тоже «во блеске власти встал, могучий как гроза» и накрыл волной тела новых юных жертв, отдавая дань их молодости и красоте. «Набегающие волны» кроткого и ласкового Терека, который еще недавно бушевал среди горных круч, он «принял с ропотом любви», как дед обнимает не в меру расшалившегося внука, просящего у него прощение.
-
Поздравление на 19 лет не в стихах
-
Плач ярославны стих жуковского
-
Поздравление с юбилеем сыну от мамы в стихах
-
Майков стихи о любви
- Булгаков писал стихи и прозу
Второстепенные герои сказки “Ашик-Кериб”
Аяк-ага
Почтенный немолодой турок (“-ага” – это частица, которая значит “дедушка” и добавляется к имени пожилых людей в знак уважения), отец Магуль-Мегери. Искренне любит дочь, но в силу своей консервативности и возраста уверен в том, что он лучше знает, как ей жить, а потому хочет найти её хорошего и обеспеченного жениха. Несмотря на это, позволяет дочери принести обет ждать своего суженого на протяжении 7 лет, так как действительно её любит.
Хадерилиаз
Хадерилиаз выручает Ашик-Кериба
По задумке Лермонтова этот второстепенный герой “Ашик-Кериба” является святым Георгием, и именно он выручает певца в самый трудный момент. Когда тот опаздывает на свадьбу (ему предстоит ещё несколько месяцев пути, а свадьба уже вот-вот), Хадерилиаз волшебным образом переносит его сразу на место. Также он даёт ему комок земли, сказав, что мать Ашик-Кериба вернёт себе зрение, если он помажет этой землёй её глаза.
Мать Ашик-Кериба
Куршуд-бек вручает матери Ашик-Кериба его одежду и рассказывает о том, что он якобы утонул
Упорная женщина, бедная, но честно работающая всю свою жизнь. В сказке она не играет существенной роли. Однако, получив от Куршуд-бека известие о смерти сына, верит ему и от слёз слепнет, так как постоянно плачет. В финале мать главного героя “Ашик-Кериба” снова начинает видеть, когда тот мажет ей глаза чудодейственной землёй, полученной от Хадерилиаза (святого Георгия). При этом чуть ранее, при первой встрече после разлуки,ни она, ни сёстра героя не узнают изменившегося за 7 лет Ашик-Кериба, и он представляется им именем “Рашид”, что означает “Храбрый”.
Брат Куршуд-бека
Фигурирует только в самом конце сказки. После того, как Ашик-Кериб расстроил свадьбу и фактически отобрал уже готовую выйти замуж за Куршуд-бека невесту, он пытается зарубить певца и девушку, чтобы отомстить за нанесённое брату оскорбление, но тот сам его останавливает.
Ашик-Кериб — главный герой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб». Автор услышал на Кавказе эту восточную легенду и сделал её литературный вариант. Её главный герой — бедняк из Тифлиса. У него говорящее имя: «Ашик» означает «певец», а «Кериб» — «бедняк». Но он сумел разбогатеть и женился на красавице Магуль-Мегери.
Мотивы насилия и войны в стихотворении «Дары Терека» М.Ю. Лермонтова
Одним из основных мотивов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дары Терека» является мотив насилия и войны. Поэт описывает жестокость и бесчеловечность войны, используя символы битвы и убийства.
В центре стихотворения находится битва на Тереке, где враги сражаются до последней капли крови
Описывая грозное зрелище, Лермонтов уделяет внимание ужасу насилия, которое приносит порчу и смерть. Он показывает, как люди становятся зверями, испытывая наслаждение от убийства и от трофеев, которые они получают в результате победы
Символом насилия является темная кровь, которая текет на землю. Это кровь воинов, которые умрут на поле битвы, и кровь невинных, которых убивают враги. Также в стихотворении описывается страдание населения, которое подвергается сильному давлению со стороны военной машины.
Тем не менее, Лермонтов не осуждает войну, а скорее уделяет внимание печали и грусти, которая следует за ней. Он отмечает бессмысленность насилия и трагедию, которую она приносит людям
Однако, даже в этом утрате есть что-то ценное, напоминающее нам о хрупкости жизни и о том, что мы должны ценить каждый момент нашего существования.
Образы в стихотворении
Перо Михаила Юрьевича основное внимание уделило образу буйной реки, уставшей в темнице гор и желающей влиться в Каспий, чтобы обрести свободу. Терек показан живым, он обращается к морю, чтобы оно впустило его в свои объятья. Терек сам дает себе описание и объясняет причину стремления влиться в море
Терек сам дает себе описание и объясняет причину стремления влиться в море.
Если река показана Лермонтовым молодой, то море представлено мудреным старцем, который сразу не хочет отвечать на речной лепет.
Тогда Терек обращается к Каспию повторно и предлагает ему гостинец за, как сейчас говорят, положительное решение своего вопроса:
Подарком является убитый кабардинец, почивший в волнах Терека и сейчас несущейся струей в богатом облачении воина к Каспию.
И на это предложение не отвечает спящее море, тогда река достает из закромов самый ценный товар – труп молодой казачки с алой раной на груди. Она сладко спит, распустив в волнах Терека светло-русую косу и обнажив бледные плечи. Неужто и от такого дара откажется старик Каспий?
Не отказался, принял речной дар в свой морской чертог, раскрыл свои объятья и впустил в них набегающие волны реки.
Образ Каспия прописан не так четко, как Терек, но достаточно для восприятия стихотворения – молодая стихия Кавказа обращается к старой с просьбой и дожидается её удовлетворения, пусть и с помощью взятки в виде мертвого кабардинца и казачки.
История создания
Михаил Юрьевич проходил довольно длительную службу на Северном Кавказе. Это одна из самых ярких страниц в жизни поэта. Как известно, для дворянина в Российской империи было две дороги: служба при дворе или в ведомстве или военное поприще. У Лермонтова был слишком сложный характер для работы с людьми и при дворе. Университет он не закончил и выбрал военное дело, хоть и не чувствовал к нему особого влечения. Кроме того, значение имело его скандальное творчество. Царь был возмущен стихотворением «Смерть поэта» и другими вольнодумными текстами поэта. И лучшим способом удалить его от двора была «командировка» на Кавказ — в горячую точку, где буйные головы могли остудить свой пыл.
На службе Михаил Юрьевич совершенствовал свои навыки в стрельбе и верховой езде, даже участвовал в боевых операциях. Но гораздо больше муштры его интересовали традиции народов Кавказа и прекрасные пейзажи горных долин. Особенно поэт интересовался местным фольклором, который погружал его в глубокие размышления. Так, Михаил Юрьевич создал немалое количество стихотворений и повестей, в основе которых — дух свободы, свойственный непокоренным землям Кавказа. Эти произведения создавались автором под впечатлением от преданий и легенд. Именно так и появилось стихотворение под названием «Дары Терека». Работу над его созданием поэт завершил в 1839 году. Терек — это горная река, видавшая немало боев и драматических событий.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема произведения «Дары Терека» — человеческие страсти, воспетые в описании реки и моря. Обыденный географический факт автор переосмыслил и наделил совсем другим значением. Море и река стали воплощениями людей, наделённых определенными чертами и мотивами поведения. За получение протекции от могучего Каспия ушлый Терек готов на многое. Предметом торга стало тело молодой казачки. Разговор реки и моря показывает вовсе не особенности природы, а психологию человеческих взаимоотношений. В поисках выгоды люди способны на все, как и лукавый Терек.
Тематика и проблематика произведения «Дары Терека» изложены в списке:
- Темы красоты и могущества природной стихии. Известно, что Михаил Юрьевич восхищался великолепной природой Кавказа. И это весьма не удивительно, ведь значительный промежуток своей жизни поэт провел в этих экзотических местах. Именно красота стихии вдохновила автора на воплощение человеческих страстей в образе природы.
- Мотив бунта. «С чуждой властью человека вечно спорить я готов» — так говорит Терек и рассказывает о вредительстве людям. Для него человек — враг, который не властен над стихией, но рвется управлять тем, что сильнее его. Это мотив протеста, типичный для романтизма.
- Тема войны. Труп молодого воина до сих пор хранит признаки его нетерпимой враждебности к тем, кто его убил. Конфликт забирает молодые жизни. Они становятся безвольными игрушками в руках стихии.
- Тема страсти. Жертвой любви стала казачка, которую не оплакивает один человек — ее убийца. Вся суть их взаимоотношений скрыта от нас, но причиной трагедии почти наверняка стала неудовлетворённая страсть. Но ею же пленен Каспий. Старик воспаляется влечением к казачке и принимает ее в свои последние объятия.
- Сила и слабость. Лукавый поток применяет разные ухищрения, чтобы добиться расположения сильного и получить протекцию. Как и в жизни, слабый человек лукавит и пресмыкается, чтобы приобщиться к силе.
Жанр, размер, направление
У Лермонтова получилось написать стихотворение в жанре элегии. В своём произведении Михаил Юрьевич воспевает красоту окружающей природы, её буйство красок, могущество водных стихий. Кроме этого, читатель замечает присутствие элементов фольклорной народной песни. На это указывает соответствующая лексика, а также тройное обращение одного героя к другому.
Также можно заметить черты баллады. Стихотворение имеет мистический сюжет с трагическим финалом.
Стихотворение «Дары Терека» написано в духе романтизма. Можно заметить, что поэт, рассказывая про Терек и Каспий, наделяет их живыми, человеческими чертами.
Литературный размер стихотворения — четырехстопный ямб.
Исторический контекст
Стремление уйти от цивилизации и наслаждаться природой очень распространено в русской литературе 19 века. Это сильно связано с общим настроением нации, которая революционным образом изменялась в тот период. Лермонтов не был исключением и претерпел собственную революцию в понимании своей роли в обществе.
Терек был важным территориальным объектом для Российской империи в 18 и 19 веках. Эта река была границей между Россией и Кавказом и Россия стремилась укрепить свою сторону границы, выступая против передвижения Кавказцев. Терек был предметом многих конфликтов и Россия использовала свои военные силы, чтобы защитить свои интересы.
В своем стихотворении Лермонтов прекрасно передает конфликт между Российской империей и местными жителями Кавказа. В своих стихах он описывает красоту природы, которая является источником силы, и прекрасно передает романтическое понимание местных культур и народов.
Пояснения к стихотворению «Дары Терека» Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов с детства был поражен величественным Кавказом. Позднее военная служба в тех местах обогатила его новыми впечатлениями. За 2 года до смерти он пишет драматичное произведение в народном духе «Дары Терека».
Стихотворение написано в 1840 году. В этот период поэт служит на Кавказе в лейб-гвардии Гусарского полка. Его стихи регулярно публикуются, пушкинские друзья приветствуют талант молодого поэта. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. По композиции условно делится на 2 части: в первой — уговоры и посулы молодого Терека, просящего приюта в волнах Каспия, предлагающего страшные дары, и безмолвный ответ старого могучего Каспия, принимающего в свои объятия внука, племянника (раз уж Терек кличет его старцем и дядей).
Обращение героя к месяцу или ветру есть в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина. Однако здесь человек не является действующим лицом, он как бы подслушивает и подглядывает за поведением двух мощных водных потоков, Терека и Каспия. Впрочем, мертвые тела кабардинца и казачки становятся невольными участниками встречи. Читатель узнает их печальные истории, их облик описан с пугающей достоверностью.
Интересно, что вкрадчивость дикого Терека до последней строфы внушает опасения, но заканчивается стихотворение доброй встречей двух потоков, на жизнеутверждающей ноте. Чувствуется даже легкая улыбка поэта, с восторгом наблюдающего сверкающий бег и соединение вод Терека и Каспия. Лексика возвышенная, в духе старинной баллады. Сюжет правдив и жесток: дарами становятся мертвецы, жертвы человеческих страстей, гнева и насилия.
Олицетворения повсюду, раз уж река и море одушевлены: воет, слезы летят, ласкаясь, погулял я, родился, вскормлен, на ухо журчит, дремлет и молчит, темно-синие глаза. Сравнения: плач подобен буре, стихнул, будто спит, голова, как снег бела. Эпитеты: знойной крови, утесистых громад, лукавый вид, лик туманный, чуб заветный. Произведение построено на антитезе буйного Терека и обманчиво спокойного Каспийского моря. В первой строфе использованы только закрытые рифмы. Поэт с фактографической точностью описал слияние реки и моря. С фольклором, с народной песней роднит его троекратность обращения одного действующего лица к другому, выражения: удалой, молодице, вороного, сложит голову.
Стихотворение Михаила Лермонтова «Дары Терека» — дань любви поэта к Кавказу и народной песне. Он творчески перерабатывает фольклорные формы и сюжеты, создавая яркое авторское произведение.
Анализ стихотворения «Дары Терека» Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов с детства был поражен величественным Кавказом. Позднее военная служба в тех местах обогатила его новыми впечатлениями. За 2 года до смерти он пишет драматичное произведение в народном духе «Дары Терека».
Стихотворение написано в 1840 году. В этот период поэт служит на Кавказе в лейб-гвардии Гусарского полка. Его стихи регулярно публикуются, пушкинские друзья приветствуют талант молодого поэта. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. По композиции условно делится на 2 части: в первой — уговоры и посулы молодого Терека, просящего приюта в волнах Каспия, предлагающего страшные дары, и безмолвный ответ старого могучего Каспия, принимающего в свои объятия внука, племянника (раз уж Терек кличет его старцем и дядей).
Обращение героя к месяцу или ветру есть в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкина. Однако здесь человек не является действующим лицом, он как бы подслушивает и подглядывает за поведением двух мощных водных потоков, Терека и Каспия. Впрочем, мертвые тела кабардинца и казачки становятся невольными участниками встречи. Читатель узнает их печальные истории, их облик описан с пугающей достоверностью.
Интересно, что вкрадчивость дикого Терека до последней строфы внушает опасения, но заканчивается стихотворение доброй встречей двух потоков, на жизнеутверждающей ноте. Чувствуется даже легкая улыбка поэта, с восторгом наблюдающего сверкающий бег и соединение вод Терека и Каспия. Лексика возвышенная, в духе старинной баллады. Сюжет правдив и жесток: дарами становятся мертвецы, жертвы человеческих страстей, гнева и насилия.
Олицетворения повсюду, раз уж река и море одушевлены: воет, слезы летят, ласкаясь, погулял я, родился, вскормлен, на ухо журчит, дремлет и молчит, темно-синие глаза. Сравнения: плач подобен буре, стихнул, будто спит, голова, как снег бела. Эпитеты: знойной крови, утесистых громад, лукавый вид, лик туманный, чуб заветный. Произведение построено на антитезе буйного Терека и обманчиво спокойного Каспийского моря. В первой строфе использованы только закрытые рифмы. Поэт с фактографической точностью описал слияние реки и моря. С фольклором, с народной песней роднит его троекратность обращения одного действующего лица к другому, выражения: удалой, молодице, вороного, сложит голову.
Стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» — дань любви поэта к Кавказу и народной песне. Он творчески перерабатывает фольклорные формы и сюжеты, создавая яркое авторское произведение.
Анализ стихотворения Лермонтова «Дары Терека»
Служба на Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц жизни Михаила Лермонтова, который рассчитывал снискать себе славу на военном поприще. Однако поэт не только совершенствовал свое искусство в стрельбе и верховой езде, но и с увлечением постигал культуру кавказских народов, учил их язык, знакомился с традициями и обрядами. Особенно интересовал Лермонтова местный фольклор, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека», написанное в 1840 году, когда поэт второй раз попал на Кавказ и смог во всей красе увидеть буйство горной реки. Однако поразило Лермонтова не это, а то, как в казацких степях Терек становится покорным и спокойным. И лишь страшные дары в виде тел своих жертв он время от времени выбрасывает на берег, словно бы напоминая, что внешняя покорность – иллюзия, обман.
Это стихотворение построено таким образом, что повествование ведется от имени реки, которую Лермонтов превращает в одушевленное существо со своим характером, мыслями и чувствами. Терек обращается к одинокому старцу, который олицетворяет собой Каспийское море, и предлагает ему свои роскошные дары – молодого кабардинца в золотой кольчуге и юную казачку, ставшую жертвой злого чеченца. Монолог буйного Терека основан на старинных казацких легендах и преданиях, в нем много образности и лиричности. Это обращение к Каспию по своей размеренности напоминает балладу, однако старец «дремлет и молчит», совершенно не собираясь принимать речные дары.
И тогда бурный Терек рассказывает ему историю красавицы-казачки, о которой проливают слезы родные. Лишь один человек не горюет о погибшей, и это – ее жених, «казачина гребенской». Пытаясь отомстить за любимую он отправляется в стан врага, где очень скоро «на кинжал чечена злого сложит голову свою». Именно эта романтическая история любви произвела впечатление на старика-Каспия, который на своем веку видел много подношений и принял в свои объятия тысячи погибших людей. На сей раз он тоже «во блеске власти встал, могучий как гроза» и накрыл волной тела новых юных жертв, отдавая дань их молодости и красоте. «Набегающие волны» кроткого и ласкового Терека, который еще недавно бушевал среди горных круч, он «принял с ропотом любви», как дед обнимает не в меру расшалившегося внука, просящего у него прощение.
Главная » Методики обучения » Что такое морю каспию журчит. Михаил Лермонтовстихотворение«Дары Терека
Жанр, композиция, тема и тропы
Элегия состоит из девяти строф разного размера, написанных четырехстопным ямбом. События развиваются последовательно – от описания Терека, через его просьбы к морю до раскрытых объятий Каспия, не устоявшего перед ценным даром.
Тема стихотворения – это величие Кавказа, горы, реки и море которого представляют собой единое целое.
Рифмовка перекрестная (зло́бен – гро́мад – подо́бен – летя́т), где есть женские и мужские рифмы, закрытые и открытые (море – просторе).
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (лукавый вид, мягкий берег, кольчуга драгоценная, стих священный, казачка молодая и т д.).
- Олицетворения (Терек говорит, Терек воет и злобен, лукавый принял вид, замолчал поток сердитый и т п.).
- Метафоры (грудь облаков, слезы брызгами летят, в объятья принял).
- Сравнение (буре плач подобен).
Также в произведении есть инверсии («дар бесценный»), обращения и риторические восклицания («Что другие все дары?»), что оживляет картину и показывает нам реку и морскую пучину живыми существами.