Анализ стихотворения лермонтова «осень»

Ночью месяц тускл. анализ стихотворения лермонтова «осень

Подробный анализ стихотворения «Осень»

В своём творчестве любой поэт рано или поздно обращается к теме осени. К описанию прекрасной и в то же время печальной осенней поры своим поэтическим словом не мог не прикоснуться и М.Ю. Лермонтов.

Произведение относится к раннему творчеству автора и написано им в четырнадцатилетнем возрасте, предположительно в имении любимой бабушки.

Исследователи творчества поэта считают «Осень» одним из первых его шагов в направлении пейзажной лирики, причём это не какое-то фундаментальное произведение, в котором можно искать тайный подтекст, расшифровывать скрытые в поэтических образах послания автора, а короткая, но ёмкая зарисовка, сделанная наблюдательным юношей, пытающимся пропустить через своё неравнодушное сердце всё происходящее вокруг.

Лирический герой произведения – сам Миша Лермонтов, внезапно обнаруживший в яркой осенней поре не совсем радужные признаки, и если стихотворение начинается легко и воздушно («листья кружатся» в танце, «летят»), то далее читатель начинает для себя открывать далеко не весёлое настроение «нависшей скалы», усталого в трудах пахаря, который «уж не любит» отдыхать в цветущем поле, а хочет вечернего покоя, зимнего отдыха.

Кстати, смена настроения сопровождается и сменой дня ночью: зверь подобно усталому пахарю спешит спрятаться в своей норе, поле натягивает на себя туманное одеяло, а хозяин ночи – месяц выступает в этой осенней пьесе в роли тусклого ночника.

За поэтическим любованием за сменой времён года и непостоянством светового дня можно разглядеть юношеские размышления о бренности этого мира, о жизни и смерти, которое тоже не могло не волновать начинающего поэта.

Радует, что эти мысли выглядят не по-юношески остро, а по-взрослому философски: в них нет страха, есть понимание, что смерть – это неизбежный «сон», отдых уставшей от земного бытия души.

Перекрёстная рифма и четырёхстопный хорей, которые Лермонтов использовал при написании данного произведения, позволили ему глубже передать свою душевную грусть, которую нельзя не почувствовать и которой нельзя не проникнуться в ответ при чтении этих удивительных строк.

Произведению, написанному в жанре пейзажной лирики, всегда трудно «притянуть за уши» какую-то историю создания: поиск образов в окружающей природной красоте – типичное состояние души любого творца, в нём он пребывает ежедневно, ежечасно, правда, видит всё это не как обычные люди, а по-своему уникально, как свойственно только ему одному.

Композиция стихотворения типичная для любого стихотворения: три строфы, в которых радость дня сменяет усталость ночи, а вот поэтические образы, с помощью которых автор рисует свою лирическую картинку, исключительно лермонтовские.

Все второстепенные герои стихотворения живые: и ели, которые поникли, и сердитая нависшая скала, и молчаливый месяц

Используя в качестве средств выразительности олицетворение, Миша Лермонтов хотел подчеркнуть своё одиночество: рядом с этими, как будто неживыми, но оживлёнными в воображении автора предметами, ему не так страшно находиться, но спрятаться от увядания природы и жизни, как и любому «отважному зверю», ему тоже «поневоле» хочется

Подчёркивая свою душевную тревогу, Михаил Юрьевич выбрал для эпитетов словесные «краски» тёмных тонов: «мрачный», «нависший», «поникший», «тусклый». В помощь им используются такие же не вдохновляющие глаголы: «не любит», «скрыться».

Повторюсь: радостными в этом произведении остаются лишь первые две строки, они дают надежду читателю, что новое утро, которое наступит после осеннего сна, будет таким же солнечным, воздушным, летящим.

Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

Стихотворение «Осень» было написано Лермонтовым ещё в 14 лет, но несмотря на свой юный возраст он был очень талантливым поэтом и всегда любовался, и восхищался окружающей природой.

В этом стихотворении сам автор выступает в роли героя, который с читателями делиться своими наблюдениями и переживаниями. Лермонтов в данном произведении описывает осень с тёмной стороны.

Наблюдая, как золотая осень меняет свои краски, деревья сбрасывают листву, животные прячутся в свои норы, автор задумывался о жизни, ведь процесс, когда подготавливается природа к зиме, он рассматривает с философской точки зрения.

Он видел символическую связь между увядающей природой и циклом жизни. Автор понимал, что после увядающей осени природа вновь возродиться весной, также обстоит и в жизни: завершение цикла необходимо для зарождения новой жизни.

Лермонтов понимал, что каждый человек рождается, взрослеет, живёт, потом стареет и умирает. Все люди смертны, так же как и в природе нет ничего вечного. Поэтому это стихотворение наполнено печалью, серыми красками, мрачной жизненностью.

Поэту всегда нравилась яркая и весёлая осень, когда разноцветные листья деревьев переливаются на солнце всеми цветами и красками.

Но со временем он смог полюбить и другую сторону осени: серую и мрачную осень, наполненную дождём, слякотью и пронизывающим ветром, который сбрасывает листья с деревьев и укрывает ими землю.

Автор разглядел в ней душевное равновесие, неотразимое обаяние, поэтому смог простым и лирическим языком описывать осень в своём стихотворении. Он даже сумел разглядеть, что осенью ночной месяц потускневший, и освещает землю не так ярко, как весной.

Я понимаю, что ничего вечного на земле нет

Я, как и все люди, со временем состарюсь и умру, поэтому важно уважительно относится к людям преклонного возраста. Автор сумел хорошо прочувствовать всё это и поэтому легко передал свои чувства через стихи

Несмотря на то, что Михаил Юрьевич описывает в своём произведении осень в серых и мрачных тонах, он испытывает неподдельную нежность к природе.

Вариант 2

Стихотворение было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в юном возрасте, в четырнадцать лет. Лирический герой – это сам поэт. Его стихотворение по настроению непохоже на одноименное стихотворение А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов не любит осень так, как Пушкин. Он, безусловно, видит в ней красоту, что видно из первых строк стихотворения. Он видит желтые листья, которые опадают. Вторая строка стихотворения за счет синтаксической конструкции с повторами создает образ листопада.

И кружатся и летят…

Но вместе с тем он видит умирание природы. Именно об этом свидетельствую использованные им эпитеты: «зелень мрачную», «поникши ели», «месяц тускл» . Поэтому настроение стихотворения довольно мрачное, оно не наполнено радостью от созерцания осеннего золотого пейзажа.

Наблюдая за осенним пейзажем, автор видит перемены – жизнь словно замирает, и это касается и зверя, который ищет убежище, и человека. Пахарь уже не остается отдыхать в поле «меж цветов». Осень меняет привычный уклад жизни.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей с перекрестным чередованием женских и мужских рифм. Размерно-ритмический рисунок стихотворения придает ему напевность.

История создания

В 1828 году, в 14-летнем возрасте, Лермонтов написал стихотворение «Осень». Оно было опубликовано в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями молодого поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; В этом простом и грустном стихотворении поэт описал перемены в природе с приходом осени.

До нас оно дошло не полностью: есть версия, что конец утерян, как это было на следующей странице заметок поэта, которую вырвали. В этот период юноша очень тяжело переживал разлуку с отцом, их конфликт с бабушкой и свои юношеские переживания. Ориентация на романтические мотивы с печальным финалом, по-видимому, была характерна и для этой неоконченной «грустной элегии». В результате мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Особенности текста

«Осень» принято считать одним из первых известных стихов Лермонтова, в котором его поэтическое творчество уже постепенно приобретает свою индивидуальность. Чтобы проанализировать текст, следует составить план и ориентироваться на него. Вот какой может быть последовательность действий при анализе:

  1. Краткие сведения об истории создания. Где было написано произведение, возраст автора.
  2. Тематика и проблематика текста. Какие приметы осени рисует Лермонтов. Для точности можно выделить и выписать опорные слова.
  3. Композиция и жанр миниатюры.
  4. Использованные тропы с примерами.

Придерживаясь этой структуры, можно разобрать все особенности лирического текста, его настроение.

Темы и настроение

Лермонтов с идеальной точностью с помощью рифмы и средств выразительности смог передать чувство утраты, возникающее у человека при осознании того, что лето ушло. Буйные краски тепла сменяются темными, мрачными цветами осени. Так здесь воплотилась тема природы, которая меняет облачение.

Стихотворение дарит пасмурное настроение, которое заставляет человека потеплее укутаться в свои одежды, вжавшись в кресло. Осень захватывает владения и выгоняет людей с улиц своим холодом. Весь окружающий мир встречает новую владычицу со страхом и дрожью в теле. Мир тихо и медленно умирает, чтобы весной возродиться вновь.

Анализ стихотворения Осень Пушкина

Знаменитое и многими любимое произведение «Осень» было написано в 1833 году. Нужно сказать, что многие были удивлены, что оно появилось гораздо раньше. Всё дело в том, что автор данного произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин не раз упоминал, что именно осень является его самым любимым временем года.

Именно в осени поэт видел не что прекрасное, удивительное, неповторимое, именно осень всегда вдохновляла поэта. Кстати стоит отметить, что достаточно большая часть всех произведений автора была создана как раз таки осенью.

Начать анализ данного произведения нужно с описания осеннего пейзажа, который занимает большую часть произведения. Любовь автора и времени года, и к природе видна в каждом слове, в каждой интонации. Он с восхищением описывает всё, что видит.

Данным произведением Александр Сергеевич хотел привить любовь к осени каждому читателю.

Анализируя данное произведение можно выделить такие литературные приемы, как метафоры, эпитеты и, безусловно, красочные прилагательные. Всё это в совокупности помогло автору создать идеальный осенний пейзаж. Ещё одним очень важным литературным приемом в данном произведении является прием обращения, который так же делает композицию живописной и уникальной.

Так же очень важно отметить, что после того, как данное произведение вышло в свет Александра Сергеевича очень многие стали сравнивать с художником, так как читая стихотворение «Осень», в голове каждого читателя появляется удивительный пейзаж, который является не только красивым, но и запоминающимся. В целом данное стихотворение получилось очень мелодичным, это стало возможно благодаря перекрестной рифме, которая складывает строчки воедино, превращая всё в общую лаконичную композицию

В целом данное стихотворение получилось очень мелодичным, это стало возможно благодаря перекрестной рифме, которая складывает строчки воедино, превращая всё в общую лаконичную композицию.

В заключении хочется сказать, что осень является одним из самых удивительных времен года, впрочем каждый период года идеален и уникален, самое главное понимать это.

4, 9, 10 класс, кратко по плану

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Немного незрелое, но талантливое и характерное произведение навеяно душевными переживаниями юного поэта. Скучая в летние месяцы в имении своей бабушки, наблюдая за трудом крестьян, поэт пишет это простое и грустное стихотворение.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом видимо был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи – не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней смерть и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар к наблюдательности, особому поэтическому мышлению, художественному преобразованию окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и даже раздражительность, “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Вариант №3

В первых строчках автор создает печальную картину, наступившей осени. Мы видим облетающие листья, которые словно уносят с собой хоть какие то упоминание о лете. Эти детали наводят нам тонкую грусть. В следующих предложениях, наш герой, все больше выражает тоску, это заметно благодаря использованию контраста, где Лермонтов сравнивает, со всеобщей желтезной сосновый бор, который все еще хранит зелень. Начатую мысль дополняет образ пахаря, которому так надоел изнурительный труд, после которого ему не хватает сил просто любоваться красотой, окружающих цветов. Следующая часть стихотворения немного отличается от предыдущей. Она наводит некий мистический страх в образе зверя и серебряного тумана. Очевидно, что ночная осень вызывает в душе автора и лирического героя именно такие чувства, которые воплощаются на листе бумаге в данные образы. Заметно, что это время года не очень радует автора, о чем можем судить после нашего анализа произведения.

В заключение, остается сказать только одно, Михаил Лермонтов, не особо любил осень и данное стихотворение подтверждает это. Но чувства, которые вызывало это время года, были очень отчетливыми и на их почве, было написано произведение, оно стало просто отражением мыслей Лермонтова. В целом стих мне очень понравился.

3, 6, 8 класс по плану кратко

Анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов)

Проводя анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов), нелегко поверить в то, что оно было написано четырнадцатилетним мальчиком, хотя и очень талантливым.

Осень 1828 года юный Лермонтов проводил в имении своей бабушки. Он очень переживал из-за ссоры отца с ней, поэтому такое грустное время года, как осень, действовали на поэта удручающе. Хотя многие его стихотворения, особенно первые, наполнены грустью и тоской.

Композиция стихотворения простая, оно не делится на части и полностью состоит из описания осеннего пейзажа.

Молодой Лермонтов не любил осень, она всегда была созвучна его мрачному настроению. Поэтому в его стихотворениях об этом времени года мы не видим такой же пышности красок, как у А. С. Пушкина. Но зато Лермонтов очень тонко передает душевное состояние через пейзажи в своих произведениях.

В стихотворении «Осень» перед нами предстают грустные картины увядающей природы. Мы читаем его строчку за строчкой, и видим желтые листья в поле, которые кружатся и летают в воздухе. Видим, как их поднимает ветер с холодной земли. А потом оказываемся в бору, где ели хранят «зелень мрачную». Почему-то листья в поле кажутся веселее, чем поникшие ели и мрачная зелень. Наверное, даже вечно зеленые растения не рады наступившим холодам.

И снова перед нами поле, уже пустынное, нет на нем пахаря, потому что все уборочные работы уже закончены. Поле выглядит осиротевшим и одиноким без человека. Осенью все пустеет, и даже отважный когда-то зверь старается спрятаться куда-нибудь. А ночью еще тоскливее становится в природе, и даже месяц тусклый освещает поле «сквозь туман».

Картины природы как будто разбросаны по всему стихотворению. Поэтому мы не видим какого-то одного пейзажа. Легкими штрихами передает нам поэт осеннее настроение природы. Но это выдает в нем очень наблюдательного человека, который, возможно, много бродил в одиночестве, подмечая любую мелочь вокруг себя.

Природа как будто грустит вместе с лирическим героем. Но несмотря на мрачные краски, все-таки стихотворение очень богато разными средствами художественной выразительности. В нем много эпитетов: «зелень мрачную», ели стоят «поникши», «нависшею скалою», «зверь отважный», «месяц тускл». Эпитеты передают краски поздней дождливой осени, когда все поникло и потускло. Немного скрашивают пейзаж метафоры «месяц поле серебрит», «ели зелень…хранят». Есть в стихотворении и олицетворения: «листья летят», «ели хранят», благодаря которым природа становится как будто живой, несмотря на осень. Она сочувствует герою и тоже не рада приближающейся зиме.

Несмотря на то, что стихотворение написано пером неопытного молодого поэта, оно занимает важное место в его творчестве. Ведь мы, читатели, можем узнать, о чем думал, как чувствовал совсем еще молодой Лермонтов

Уже в свои четырнадцать лет он искусно мог передать свое настроение через краски природы, которая всегда была тесно связана с человеком в его творчестве.

Мне стихотворение нравится тем, что, читая его, я могу представить, какой была осень глазами Лермонтова. И даже блеклые серые краски он смог передать читателям так, что осень невозможно не полюбить, ведь нужно уметь наслаждаться даже увядающей природой и учиться чувствовать ее.

Художественные средства

Какими приемами выразительности воспользовался автор, чтобы создать незабываемый психологический пейзаж? Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» следует начать с рассмотрения метафор, эпитетов, олицетворения.

Лермонтову удается кратко и емко уловить, как выглядит осень в разное время суток. Например, полдень: «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Он подчеркивает, что время безвозвратно прошло и его не вернуть — пахарь больше не будет отдыхать среди цветов на поляне, урожай собран, поэтому нельзя наслаждаться видом золотого от пшеницы поля.

Осень ночью совсем другая: «ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит». Дни становятся короче, а ночи длиннее, густой туман покрывает землю, из-за чего месяц становится все бледнее и бледнее…

Эпитеты и метафоры

Настроение стихотворения «Осень» можно отнести как к картине природы, так и к внутреннему состоянию человека. Эпитеты «мрачная», «поникшая», «тусклый» — все это до глубины личное и острое принятие осени лирическим героем. Для него это смерть, увядание, печаль. Также М. Лермонтов использует эпитеты:

  • «поникши ели»;
  • «зелень мрачная»;
  • «нависшая скала»;
  • «полуденные труды»;
  • «зверь отважный».

Эпитеты помогают прочувствовать атмосферу, всю мрачность и неприветливость осени. Даже «зверь отважный поневоле, скрыться где-нибудь спешит». Метафоры представляют открывающуюся читателю картину природы одухотворенной, загадочной:

  • «месяц поле серебрит»;
  • «ели зелень мрачную хранят».

А. С. Пушкин «Осень» (Отрывок)

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? Державин.

I

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV

Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет, И звонко под его блистающим копытом Звенит промерзлый дол и трескается лед. Но гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю.

X

И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны.

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

  1. Жанр, сюжет, тема, идея
  2. Композиционные особенности
  3. Организация поэтической речи
  4. Языковые средства создания образности

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного поэта, написанное им в 1928 г. в четырнадцатилетнем возрасте. Есть предположение, что тот текст, который нам известен, не завершён. Такого мнения придерживаются авторы «Лермонтовской энциклопедии» – в автографе стихотворения, по-видимому, отсутствует лист с его окончанием. И.С. Чистова полагает, что в целом оно представляло собой «унылую» элегию – жанр, весьма популярный среди пишущих в 1810-1820-е гг. После описания природы, как правило, следовала обрисовка в подобных тонах душевных переживаний лирического героя Лермонтова. созвучных увяданию жизни и унылой картине наступающей осени.

Жанр, сюжет, тема, идея

Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики. Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга.

Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…

Внимательный читатель может увидеть в символическом наполнении текста отсылки к философскому осмыслению проблемы жизни и смерти. Смена природных циклов, столь постоянная и естественная для земной жизни, вызывает у героя тягостные раздумья и трепет перед грядущим замиранием, ощущение тоски и одиночества.

Композиционные особенности

Полноценный анализ стиха Лермонтова «Осень» затруднителен, так как это маленькое и неоконченное произведение. Если рассматривать текст «как есть», то можно уловить элементы кольцевого строения (первая и предпоследняя строки содержат слово поле, при этом в начале стихотворения изображается осенний день с опадающей листвой, в конце – ночной пейзаж в темных размытых тонах). Для композиции также характерна сквозная антитеза – это упомянутое уже противопоставление дня и ночи, а также сравнение наступившей осени и прошедшего лета (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная).

Организация поэтической речи

Стихотворение написано в традиции силлабо-тонической системы четырехстопным хореем с усеченной четной строкой. Чередование усеченных строк придает произведению неповторимую поэтическую интонацию, а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой – пиррихием – создает ритмические колебания внутри строки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: