«осень» — анализ стихотворения м.ю. лермонтова

Анализ стихотворения лермонтова — осень

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

На месте слияния рек Арагва и Кура находился монастырь. Сейчас там живет только старый страж. На монастырском кладбище, на одном из надгробий, написано, какой грузинский царь и когда передал свой народ России. Поскольку Грузия была присоединена к России, русский царь взял ее под свою защиту.

Глава 2

Однажды русский генерал ехал с гор в Тифлис и вез пленного шестилетнего мальчика. Ребенок не выдержал трудного пути и заболел. Монах, сжалившись над умирающим мальчиком, оставил его в монастыре и исцелил.

Сначала мальчик стеснялся, бродил один и, вздыхая, смотрел на восток, где была его родина, но потом привык к монашеской жизни. Он крестился и уже хотел принести монашеский обет, но падение исчезло. Его нашли в степи без сознания и увезли в монастырь. Проснувшись, молодой человек не ответил на вопросы. Он становился слабее с каждым днем. Когда его смерть уже была близка, монах (монах) пошел в его келью, чтобы убедить больного признаться. Молодой человек прислушался к его предупреждениям и начал рассказывать о своей судьбе.

Глава 3

Мцыри сказал, что не исповедует свои грехи, так как не причиняет вреда людям. Он признался, что всегда мечтал покинуть монастырь и уехать в мир, полный битв и тревог, где живут свободные люди.

Глава 4

Мцыри пожалел, что в детстве его спас от смерти монах, который теперь слышит его исповедь. Мальчик рос один, без семьи и друзей. Он поклялся, что хоть на мгновение увидит Родину и родных, пусть и чужих, людей. Он сожалел, что не смог этого сделать, и что он умрет «рабом и сиротой».

Главы 5–7

Юноша не хотел умирать, потому что по-настоящему еще не жил.

Он сказал, что после побега из монастыря он увидел поля, лесистые холмы, темные скалы и вдали Кавказские горы. Глядя на Кавказ, он вспомнил, что когда-то жил там, вспомнил дом своих родителей, отца в почте и с оружием и своих сестер.

Главы 8–14

Покинув монастырь, Мцыри 3 дня прожил полноценной жизнью на природе. Он сбежал ночью, во время грозы, и долго бежал. Когда буря утихла, он лег в траву. Утром молодой человек огляделся и увидел, что лежит на краю пропасти, а вокруг цвело много растений.

В полдень Мцыри, испытывая жажду, стал спускаться к ручью, цепляясь за кусты. Как только он запил, он услышал тихие шаги и песню, которую спела молодая грузинка. Девушка, держа кувшин над головой, сошла на берег, наполнила кувшин водой и соскользнула в одну из чаш, забитых скалой. Юноша почувствовал грусть и тоску. Усталый, он заснул в тени и увидел во сне молодую грузинскую женщину.

Он проснулся среди ночи и, несмотря на голод, не подошел к сакле, а продолжил свой путь, сражаясь за Родину, но вскоре заблудился.

Глава 15

Лес становился все гуще и гуще. Мцыри начал лазить по деревьям, но увидел вокруг только густой лес. Поэтому он рыдал, но не кричал и не звал людей, так как чувствовал себя для них чужим.

Главы 16–18

Вдруг на поляну, где лежал молодой человек, выскочил леопард. Мцыри схватился за ветку и стал ждать. Зверь это почувствовал, завыл и приготовился прыгнуть, но молодой человек порезал себе лоб веткой. Леопард застонал и упал, но вскочив на ноги, Мцыри бросился ему на грудь. Он воткнул зверю ветку в горло, дважды повернул ее, но леопард не сдавался и продолжал драться. В конце концов зверь выдохся и умер.

Глава 19–20

Мцыри, собравшись с силами, снова побрел по лесу и, выйдя от нее, увидел вдали аул. Земля казалась ему знакомой. Когда он услышал вдалеке звенящий колокол, он понял, что вернулся в монастырь.

Главы 21–23

В своем признании молодой человек сравнил себя с цветком, который рос в тени, который мужчина пересадил в сад, и солнце сжег его. Беглец тоже был в жаре, мучился от жажды, а реки Арагва и Кура были далеко. В своем предсмертном бреду он чувствовал себя так, словно оказался на дне реки, и одна из рыб уговаривала его спать здесь навсегда.

Главы 24–25

Затем измученного беглеца нашли и отвезли в монастырь. Ему было грустно, что его похоронят в чужой стране. Мцыри признался монаху, что с ранних лет пламя грез об Отечестве обитало в его груди, и что он променяет вечность на небеса на несколько минут среди крутых скал, на которых играл в детстве.

Глава 26

Мцыри попросил монаха приказать отвести его в сад и поставить на траве между двумя акациями, откуда виден Кавказ. Юноша надеялся, что ветер дует с гор, разнося его звук, и умирающий воображал, что это брат или друг поют ему о его милой родине. Свое признание Мцыри завершил словами:

И с этой мыслью я засну

И я никого не прокляну!..

Природа в стихах М. Лермонтова: анализ стихотворения «Осень»

Лермонтов был таким же лирическим поэтом, как и Пушкин. Ещё в раннем детстве у него сформировались нежные чувства личности. Ключевое место в его произведениях занимает лирика. Все творческие интересы полным образом отразились именно в ней. Но, в свою очередь, сам поэт не считал себя лирическим персонажем, говоря о том, что просто любит восхищаться тем, что его окружает. Примером этому служат его стихотворения о прекрасных пейзажах, великолепии родного края и так далее.

Стихотворение «Осень» явным образом характеризует душевное состояние самого поэта. Оно не слишком яркое и торжественное, как бывает в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Напротив, это творение наполнено душевной грустью, серыми красками, мрачной жизненностью и, конечно же, спокойным ожиданием предстоящей холодной зимы. Однако начальные строчки стихотворения всё равно сочетаются с некой контрастностью. Грустный эмоциональный фон передают все «тёмные» слова, использованные в произведении.

А самое главное – писателю не нравилось осеннее время года. Но со временем он полюбил не только блистающую золотыми листьями осень, но и серую, увядающую. Он разглядел в ней душевное равновесие, пленительное очарование и какое-то чувственное блаженство. Лермонтов был очень наблюдательным, поэтому он сумел увидеть в этом времени года даже самые мельчайшие особенности. К примеру, он заметил, что осенью ночной месяц более тускл, чем весной.

Стихотворение обладает удивительной лёгкостью, поэтому читается на одном дыхании. Автор использовал двусложный размер стиха – четырехстопный хорей. Именно такой ритм характеризует жизненную позицию Лермонтова. Дополнительную красоту стихотворению придаёт перекрёстная рифма. А также Михаил Юрьевич наделил стихотворение множеством изобразительно-выразительных средств. К примеру, олицетворениями: «ели зелень мрачную хранят», «листья … кружатся и летят», «месяц … сквозь туман серебрит». В стихотворении «Осень» поэт показывает естество, природную красоту и жизненную гармонию.

В целом, какая бы ни была лирика Лермонтова: пейзажная, любовная, героическая, в любом случае она выражает чувства внутреннего мира автора.

Все стихотворения этого лирического поэта положительно влияют на читателя, они поучают его и мотивируют на благие деяния. Уважать чувства других людей, охранять и любить природу, помогать старшим, быть патриотом своей страны. Лермонтов сумел хорошо прочувствовать всё это и потому легко передал подобные чувства через стихи своим читателям.

У меня сформировалось особое отношение к лирике Михаила Юрьевича. Мне близка романтичная натура поэта, его меланхолические нотки. Несмотря на мистические и довольно печальные картины, изображенные писателем в его произведениях, он испытывает неподдельную нежность к природе. Поэт понимает, что в осени кроется естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает уготованное судьбой. Я тоже фаталист по натуре, а благодаря этому стихотворению особенно полюбила осень, это противоречивое, прекрасное и одновременно трагическое время года.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень»

В свои четырнадцать лет молодой, но талантливый М.Ю. Лермонтов уже умел замечать красоту родного края и ценить его. Так, в 1828 году, когда поэт учился в пансионе, он иногда наведывался к бабушке в родовое имение. Именно здесь и были написаны лирические строки, воспевающие красоту природа. Осень словно зеркало, отображала душевное состояние поэта. С этого момента многие отмечают особое по теплоте отношение Лермонтова к своему краю, к своей Отчизне.

Прогулки на природе давали молодому поэту такую же пищу для ума, как и книги, за которыми он часами проводил время. Наблюдая за жизнью простых крестьян, Лермонтов научился понимать их трудности и печали, радости и веселье.

В своем произведении «Осень» автор словно старается остановить момент, зафиксировать его. Делая образную зарисовку картин осени, Лермонтов дает и свою личную характеристику этим сценам: «зелень мрачную», «месяц тускл». Нет это не природа так напугала поэта, а настроение одиночества, которое навеяно атмосферой увядания. Использование данных ярких эпитетов дает возможность точно подобрать эмоциональную тонировку сложным взаимоотношениям природы и человека.

Осень, как подготовительный период к зиме и холодам символизирует отчужденность, потерю связи и гармонии людей и их коренной колыбели, природы. Но и человек не чувствует побуждений стать ближе к своей «матери». Эту мысль поэт вкладывает в образ пахаря, который не любит отдыхать между цветов.

Ритмичный четырехстопный хорей дает динамику, которая присутствует в жизни, что описана автором. Перекрестная рифма придает жизненному стимулу природы грацию и красоту. Грустным лирическим смыслом проникнуто это небольшое произведение.

Здесь нет конкретно описанного героя, в его образе выступает лишь душевный настрой самого поэта, его ощущения. Автор словно что-то теряет с приходом осени.

Языковые средства создания образности

  • метафорические эпитеты
    : мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь;
  • изобразительные эпитеты
    : нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;
  • метафоры
    (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Для синтаксической структуры стихотворения характерны развернутые сопоставления – на них и «держится» композиция. Например, параллелизм конструкций встречается в 1 и 3 четверостишиях, для них характерно настоящее время. Это придает композиции цельность, единовременный план описываемого действия. В прошедшем времени употреблен только глагол пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).

Ритмический строй формируется многочисленными инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь единожды:

В стихотворении действует простая система изобразительных средств, скорее направленная на линейность сюжета, намек на «цикличность» лишь подразумевается (описание смены времен года, дня и ночи). Стих «Осень» это лирическое описание чувства утраты, которое охватывает человека, внимательно созерцающего осеннюю увядающую природу.

Самые популярные материалы февраля для 5 класса.

«Осень»

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную
хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

«Солнце осени»

Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И всё, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем всё жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?

«Блистая, пробегают облака»

Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой
Осенним солнцем озарен. Река
Бежит внизу по камням с быстротой…

«Когда с дубравы лист слетает пожелтелый»

Когда с дубравы лист слетает пожелтелый,
То вихрь его несет за дальних гор поток —
И я душой увял, как лист осиротелый…
Умчи же и меня, осенний ветерок!..

«Последний сын вольности» (отрывок)

Приходит осень, золотит
Венцы дубов. Трава полей
От продолжительных дождей
К земле прижалась; и бежит
Ловец напрасно по холмам.
Ему не встретить зверя там.
А если даже он найдет,
То ветер стрелы разнесёт.
На льдинах ветер тот рожден;
Порывисто качает он
Сухой шиповик на брегах
Ильменя. В сизых облаках
Станицы белых журавлей
Летят на юг до лучших дней;
И чайки озера кричат
Им вслед, и вьются над водой,
И звезды ночью не блестят,
Одетые сырою мглой.
Приходит осень! — уж стада
Бегут в гостеприимну сень;
Краснея догорает день
В тумане. Пусть он никогда
Не озарит лучом своим
Густой новогородский дым,
Пусть не надуется вовек
Дыханьем тёплым ветерка
Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана.
Свершилось! дерзостный Варяг
Богов славянских победил;
Один неосторожный шаг
Свободный край поработил! —
Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнаньи дальном и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны:
Так, меж грядами темных туч,
Сквозь слёзы бури, солнца луч
Увеселяет утром взор
И золотит туманы гор.

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»

Яркий лиризм, проникновение в законы истинного бытия и мастерское владение психологизмом — таков М. Ю. Лермонтов в каждом поэтическом шедевре, вышедшем из — под его пера.

Стихотворение «Осень» — маленькая пейзажная зарисовка, характеризующаяся сдержанностью и точностью языка. Перед нами фиксация моментов уходящей осени, за которой скрываются муки опустошенности и одиночества лирического героя. Его интересует взаимопроницаемость и сопряженность мира человека и природы: во все жажда единения и резкий разрыв.

Загадка природной гармонии пугает человека: немногочисленные эпитеты заряжены отрицательно ( «мрачная зелень». «нависшая скала» )

Отчуждение, оторванность человека от первооснов передается через образ пахаря :

Уж не любит меж цветов,

Пахарь отдыхать порою.

Трагическое ощущение непрочности бытия видятся через размытые краски ( «месяц тускл» ) и стертые контуры («сквозь туман лишь серебрит» ), сменяющие в последних строках стихотворения четкую динамику природной жизни, очерченную в начале текста.

Обманчивая простота «Осени» становится содержательным признаком всеобъемлющего смысла. Движения природной жизни безыскусны и легки, эмоции четки. Обычные, знакомые всем события, подготавливающие природу к зиме, рассматриваются здесь через иную призму, потому что непосредственные переживания лирического героя превосходят описываемые события.

Интересно, что последняя строка стихотворение — это невольный отсыл к пушкинской лирике.

Сквозь туман лишь серебрит.

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна.

Обреченное «лишь» у Лермонтова — эта та пропасть, что лежит между гармоничностью пушкинского мироощущения и трагичностью лермонтовского. Поэзия Пушкина — это переживания, вызванные впечатлениями от жизни, а у его наследника по поэзии — каждое переживание рассматривается с точки зрения своего волнения от впечатления.

Четырехстопный хорей передает ритмично пульсирующую жизнь природы, которая уже готова медленнее жить. Четкость перекрестной рифмовки подчеркивает поэтическое чувство красоты природы, пусть пугающей и темной, но при этом простой и понятной.

Все в стихотворении движется к зиме: постепенно угасают цвета, прячется зверь, а лирический герой тоже стремится уловить этот естественный ход событий, подстроиться под него и принять. Минорность звучания лермонтовской «Осени» возводит осень в символ грусти. лежащей в основе всего земного существования.

Анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов)

Проводя анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов), нелегко поверить в то, что оно было написано четырнадцатилетним мальчиком, хотя и очень талантливым.

Осень 1828 года юный Лермонтов проводил в имении своей бабушки. Он очень переживал из-за ссоры отца с ней, поэтому такое грустное время года, как осень, действовали на поэта удручающе. Хотя многие его стихотворения, особенно первые, наполнены грустью и тоской.

Композиция стихотворения простая, оно не делится на части и полностью состоит из описания осеннего пейзажа.

Молодой Лермонтов не любил осень, она всегда была созвучна его мрачному настроению. Поэтому в его стихотворениях об этом времени года мы не видим такой же пышности красок, как у А. С. Пушкина. Но зато Лермонтов очень тонко передает душевное состояние через пейзажи в своих произведениях.

В стихотворении «Осень» перед нами предстают грустные картины увядающей природы. Мы читаем его строчку за строчкой, и видим желтые листья в поле, которые кружатся и летают в воздухе. Видим, как их поднимает ветер с холодной земли. А потом оказываемся в бору, где ели хранят «зелень мрачную». Почему-то листья в поле кажутся веселее, чем поникшие ели и мрачная зелень. Наверное, даже вечно зеленые растения не рады наступившим холодам.

И снова перед нами поле, уже пустынное, нет на нем пахаря, потому что все уборочные работы уже закончены. Поле выглядит осиротевшим и одиноким без человека. Осенью все пустеет, и даже отважный когда-то зверь старается спрятаться куда-нибудь. А ночью еще тоскливее становится в природе, и даже месяц тусклый освещает поле «сквозь туман».

Картины природы как будто разбросаны по всему стихотворению. Поэтому мы не видим какого-то одного пейзажа. Легкими штрихами передает нам поэт осеннее настроение природы. Но это выдает в нем очень наблюдательного человека, который, возможно, много бродил в одиночестве, подмечая любую мелочь вокруг себя.

Природа как будто грустит вместе с лирическим героем. Но несмотря на мрачные краски, все-таки стихотворение очень богато разными средствами художественной выразительности. В нем много эпитетов: «зелень мрачную», ели стоят «поникши», «нависшею скалою», «зверь отважный», «месяц тускл». Эпитеты передают краски поздней дождливой осени, когда все поникло и потускло. Немного скрашивают пейзаж метафоры «месяц поле серебрит», «ели зелень…хранят». Есть в стихотворении и олицетворения: «листья летят», «ели хранят», благодаря которым природа становится как будто живой, несмотря на осень. Она сочувствует герою и тоже не рада приближающейся зиме.

Несмотря на то, что стихотворение написано пером неопытного молодого поэта, оно занимает важное место в его творчестве. Ведь мы, читатели, можем узнать, о чем думал, как чувствовал совсем еще молодой Лермонтов

Уже в свои четырнадцать лет он искусно мог передать свое настроение через краски природы, которая всегда была тесно связана с человеком в его творчестве.

Мне стихотворение нравится тем, что, читая его, я могу представить, какой была осень глазами Лермонтова. И даже блеклые серые краски он смог передать читателям так, что осень невозможно не полюбить, ведь нужно уметь наслаждаться даже увядающей природой и учиться чувствовать ее.

Особенности текста

«Осень» принято считать одним из первых известных стихов Лермонтова, в котором его поэтическое творчество уже постепенно приобретает свою индивидуальность. Чтобы проанализировать текст, следует составить план и ориентироваться на него. Вот какой может быть последовательность действий при анализе:

  1. Краткие сведения об истории создания. Где было написано произведение, возраст автора.
  2. Тематика и проблематика текста. Какие приметы осени рисует Лермонтов. Для точности можно выделить и выписать опорные слова.
  3. Композиция и жанр миниатюры.
  4. Использованные тропы с примерами.

Придерживаясь этой структуры, можно разобрать все особенности лирического текста, его настроение.

Композиционное и жанровое своеобразие

При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой. Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха. Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.

Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.

При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть. Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы. Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.

Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова

Стихотворение «Осень» (1828 г.) является одним из первых сохранившихся произведений молодого Лермонтова. Уцелело лишь начало, следующий лист в тетради поэта вырван. Автору было 14 лет, он готовился к поступлению в университет и посвящал много времени прогулкам по родовому имению.

В зрелом творчестве Лермонтов редко обращался к пейзажной лирике. Она служила ему только фоном. Но в первых литературных опытах он пробует свои силы на описании окружающего мира. Неопытность автора очень заметна. Он практически не пользуется выразительными средствами. Стихотворение написано простым языком, в нем нет никаких намеков и тайных символов. Автор не пытается поведать о собственных чувствах и мыслях, он кратко и ясно описывает природу. Талант Лермонтова проявляется в том, что он стремится охватить всю совокупность изменений, затрагивающих растительный, животный и человеческий миры.

Описание начинается с обычных желтеющих листьев, но постепенно оно расширяется

Картина леса дополняется образами пахаря и «зверя отважного». Стихотворение удачно завершает спустившаяся на землю ночь с одиноким месяцем над туманным полем

В произведении «Осень» можно заметить первые ростки неизменной тоски и печали Лермонтова. Поэт еще очень молод, но уже испытал первые разочарования в жизни. В раннем возрасте он потерял мать, после чего по завещанию воспитывался бабушкой. Отец навещал его крайне редко, отношения ограничивались перепиской. Мальчик был очень чувствительным и ранимым. Современники вспоминали, что именно в это время Лермонтов становится раздражительным, замкнутым, часто уходит в себя. Молодой поэт очень много читал и, вероятно, создавал в своем воображении собственный мир. Увлечение романтизмом легло на благодатную почву. Вскоре Лермонтов почувствует свое острое одиночество.

Какие могли быть серьезные переживания у 14-летнего ребенка? Но Лермонтов выбирает для описания именно осень – время увядания и упадка. Его подавленное настроение проявляется через все образы: «поникши ели», «уж не любит», «месяц тускл». Возможно, что несохранившаяся часть содержит описание чувств самого поэта.

Стихотворение «Осень» посвящено родному пейзажу, но восхищаться русской природой Лермонтов будет уже в зрелом возрасте. В детстве его больше привлекали красоты Кавказа. Молодой поэт описывал прекрасное только в мечтах и был не удовлетворен окружающим миром.

  1. Жанр, сюжет, тема, идея
  2. Композиционные особенности
  3. Организация поэтической речи

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного поэта, написанное им в 1828 г. в четырнадцатилетнем возрасте. Есть предположение, что тот текст, который нам известен, не завершён. Такого мнения придерживаются авторы «Лермонтовской энциклопедии» – в автографе стихотворения, по-видимому, отсутствует лист с его окончанием. И.С. Чистова полагает, что в целом оно представляло собой «унылую» элегию – жанр, весьма популярный среди пишущих в 1810-1820-е гг. После описания природы, как правило, следовала обрисовка в подобных тонах душевных переживаний лирического героя Лермонтова , созвучных увяданию жизни и унылой картине наступающей осени.

Вариант №3

Произведения Михаила Лермонтова редко отличались лиричностью, и описанием красоты природы, но все равно в его творчестве нашлось место, для одного произведения под названием « Осень », посвященное, именно этой теме. Из названия уже становиться понятно, что в этом стихотворение речь пойдет об осенней поре и всей ее очаровательности. Произведение поэта  действительно посвящено природе, но в этот раз нет восторженного описания красот, а наоборот автор описывает унылый пейзаж. Не дающий внутреннему миру, лирического героя,  особого восхищения.

В первых строчках автор создает печальную картину, наступившей осени. Мы видим облетающие листья, которые словно уносят с собой хоть какие то упоминание о лете. Эти детали наводят нам тонкую грусть. В следующих предложениях, наш герой, все больше выражает тоску, это заметно благодаря использованию контраста, где Лермонтов  сравнивает, со всеобщей желтезной сосновый бор, который все еще хранит зелень. Начатую мысль дополняет образ пахаря, которому так надоел изнурительный труд, после которого ему не хватает сил просто любоваться красотой, окружающих цветов. Следующая часть  стихотворения немного отличается от предыдущей. Она наводит некий мистический страх в образе зверя и серебряного тумана. Очевидно, что ночная осень вызывает в душе автора и лирического героя именно такие чувства, которые воплощаются на листе бумаге в данные образы. Заметно, что это время года не очень радует автора, о чем можем судить после нашего анализа произведения.

В заключение, остается сказать только одно, Михаил Лермонтов, не особо любил осень и данное стихотворение подтверждает это. Но чувства, которые вызывало это время года, были очень отчетливыми и на их почве, было написано произведение, оно стало просто отражением мыслей Лермонтова. В целом стих мне очень понравился.

3, 6, 8 класс по плану кратко

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Схватка с барсом

Внезапно на поляне промелькнула тень, и из зарослей выскочил огромный хищник. Оказалось, что это дикий леопард. Парень схватился за ветку и приготовился к бою, чувствуя жажду крови в собственном сердце. Тут большая кошка увидела человека, издала страшный вой и быстрым прыжком бросилась на него. Однако Мцыри успел ударить ее веткой дерева и рассечь лоб.

Несмотря на обильное кровотечение, хищник поднялся и продолжил бой. Он прыгнул парню на грудь, но тот воткнул ему в горло острую ветку и несколько раз провернул ее. Зверь громко выл, но не сдавался. Их тела переплелись, и бой продолжился на земле. Потом силы оставили леопарда и он погиб.

Утром парень вышел из леса и сразу услышал колокольчики. Его поразила страшная мысль, что он снова вернулся в отвратительный монастырь, из которого пытался бежать.

https://youtube.com/watch?v=hKTfphusV3Y

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: