Русская народная сказка «лиса и тетерев»

Сказка «лиса и тетерев» для читательского дневника

Краткое содержание произведения

Народные сказки — это наилучший способ рассказать малолетним детям о традициях предков.

Характеристика персонажей произведения:

  • Лисица — лукавая плутовка, коварная обманщица.
  • Тетерев — благоразумный, осмотрительный лесной житель.

Встреча в лесу

Как говорится в кратком содержании, Лиса с Тетеревом случайно сталкиваются, но понятно, что они старые знакомые. Лисица прогуливалась по лесным тропам и заметила на одном из деревьев Тетерева. Завязался разговор. Лисица всяческий льстит дикой птице, стараясь расположить к себе. Тетерев насторожился и отказался реагировать на провокации.

Обман раскрыт

Терентий отказался спуститься на землю. Герой упомянул о лае собак, которые, по его мнению, приближаются к действующим лицам сказки. Должно быть, собаки в скором времени появятся возле Тетерева и Лисицы.

Птица с высокого дерева просит вспомнить, что это, конечно же, безопасно, так как со слов рыжей плутовки действует недавно принятый закон о мирном сосуществовании всех зверей. Лиса тут же запаниковала.

Лисица предположила, что псы могли упустить изучение этого закона, и проворно пустилась бежать. Наиболее комичный эпизод — это сцена упоминания собак. Лиса испугалась и, сославшись на непросвещенность псов, убежала, только ее и видели.

Народная сказка “Лиса и тетерев”. Читательский дневник

  • народ
  • Название: “Лиса и тетерев”
  • Жанр: народная сказка
  • Тема произведения: животные
  • Число страниц: 4
  • Главные герои и их характеристика
  1. Лиса. Хитрая, коварная, обманщица.
  2. Тетерев. Осторожный, разумный, умный.
  1. О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
  2. Лиса хотела сманить тетерева на землю, но тетерев не поверил лисе, и сам смог ее обмануть.
  3. Сюжет — краткое содержание
  1. Лиса бежала по лесу и увидела сидящего на ветке тетерева.
  2. Лиса стала рассказывать тетереву про указ о мире между всеми животными.
  3. Тетерев все равно не хотел спускаться.
  4. Он сказал про собачий лай, и лиса заволновалась.
  5. Она решила убежать, а тетерев стал напоминать ей про указ о мире.
  6. Но лиса сказала, что собаки могли не читать указ, и убежала.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда тетерев указал лисе на собак. Лиса поняла, что ее хитрость не удалась и поспешила убежать. По ее словам, выходило, что собаки могли не читать указ. Но на самом деле, она просто боялась собак.

План произведения для пересказа

  1. Лиса в лесу;
  2. Встреча с тетеревом;
  3. Рассказ про указ;
  4. Недоверие тетерева;
  5. Собачий лай;
  6. Побег лисы.
  • Главная мысль
  • Не следует верить всему, что вам говорят враги.
  • Чему учит эта книга

Сказка учит проявлять разумную осторожность, не доверять тому, кто на ваш взгляд не заслуживает доверия. Учит уметь хитрить и проявлять находчивость

Ответы к стр. 22 — 23. Считалки и небылицы

Стр. 22

1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.

Читаем.

2. Какое произведение небылица, а какое — считалка? Как надо читать считалку?

«Ой ты, зоренька-заря» и «Ой, люля, та-ра-ра »- небылицы,  остальные – считалки. Их следует читать чётко, обрывисто, в быстром темпе.

«Ой, люля, та-ра-ра!» стр. 23

1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?

Выдумка.

2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?

На горе стоит гора, ворон обут в красные сапоги, играет в трубу и рассказывает сказки.

3. Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой?

Считалка и небылица написаны в стихотворной форме, содержат юмористический сюжет, иронию. Небылицу со сказкой роднит то, что в них есть вымышленные герои, что сюжет фантастический, вымышленный.

4. Придумай свою небылицу. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

На холме сидят тюлени,Съели торта полкило.Лень тюленям в тундру ехать,Им и в Африке тепло.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Тема. Пересказ сказки «Лиса и Тетерев».

Образовательные задачи.

Учить детей пересказывать сказку последовательно, полно, выразительно, совершенствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью, возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

Развивающие задачи.

Развивать связную речь, познавательную регулирующую функции речи, речевой слух, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, выразительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции,внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи.

Воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничества, активность и инициативность.

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок, просмотр театрализованных представлений, настольный театр,рассматривание иллюстраций к сказкам.

Материал и оборудование.

Русская народная сказка » Лиса и Тетерев»,куклы би-ба-бо для русских народных сказок по выбору воспитателя, картинки с изображением героев сказки, текст считалки, подвижная игра, сундучок, иллюстрации с изображением жизни русских людей в старину.

Словарь.

Указ, конский топот, собачий лай, хвост крючком,скотина, добыла, зеленые луга.

Ход занятия.

Воспитатель.

Гости дорогие! Милости просим,садитесь поудобнее,начнем наш разговор.

Вы, любите сказки?

Ответы.

Какие бывают сказки?

Назовите их.

Кто рассказывает вам сказки?

А кто раньше придумывал сказки?

Ответы детей.

Жила-была в деревне бабушка, совсем старенькая: в поле работать не может, за скотиной ухаживать тоже тяжело. Лежит на печи целыми днями,сказки придумывает.А вечером соберутся внуки, она им сказки и рассказывает. Дети выросли, стали взрослыми — своим детям рассказывают сказки, да и добавят чего-нибудь интересного, потом эти дети тоже выросли. И своим дочкам и сыночкам рассказывают, вот и дошла до нас сказка.

Кто рассказывал сказки?

НАРОД.

Поэтому их назвали народными.

А сочинял сказки русский народ, вот и получились — русские народные сказки, которые мы любим.

Послушайте,русскую народную сказку «Лиса и Тетерев».

ЧИТАЕТ.

Объясняет непонятные слова (добыла, указ, конский топот, зеленые луга и т. д.).

Вопросы.

Какие герои есть в этой сказке?

Как начинается сказка?

Что сказала лиса?

Как отвечал тетерев?

Какой указ добыла лиса?

Зачем так придумала лиса?

Кого услышала лиса?

Испугалась ли лиса?

Как она сказала?

Читает сказку.

Спрашивает желающих. Уточняет текст. Выставляет картинки к этой сказке и еще спрашивает детей. Предлагает показать сказку как в театре. Дети надевают шапочки- ободки и обыгрывают сказку. Какие слова вам запомнились?

Звучит русская мелодия. Дети закрывают глаза.

Внести сундук, в котором лежат элементы костюмов, куклы би -ба-бо, рассмотреть одежду и по желанию примерить.

Эту одежду мы сейчас не носим, наряжаемся,когда показываем сказку. Дети показывают разных животных в движении.

Сундук еще не пустой. Загадать загадку из сказки «Маша и медведь».

Дети отвечают.

Вы, хотите загадать?

Давайте, посчитаемся.(считалка по желанию)

Дети за ширмой выбирают куклу и говорят слова из сказки.

Другие отгадывают.

Сундучок пуст.

А сейчас мы будем раскрашивать любимых сказочных героев.

Дети по желанию выбирают картинки и раскрашивают восковыми мелками.

Оцениваем работы детей и делимся впечатлениями.

Сказка «Лиса и тетерев» очень похожа на басню. В ней рассказывается о хитрой лесе, которая хотела обмануть тетерева и уговорить спуститься с дерева, чтобы скушать птичку. Но тетерев не только не поддался на обман, но и сам перехитрил рыжую.

Сказка Лиса и тетерев скачать:

Подробнее

Сказка «Лиса и тетерев» повествует о том, что однажды тетерев восседал на дереве, и к нему подкралась лиса. Подойдя ближе, лисица нежно промолвила, что как только услышала голосочек друга-тетерева, то решила его проведать. Тетерев поблагодарил лису, за теплые и приятные слова. На что лиса сделала вид, будто не расслышала, что он сказал.

Попросила она тетерева на траву спуститься, поскольку так высоко сидит он на дереве и ей не слышно что он говорит. На просьбу тетерев ответил, что страшно спускаться, поскольку птицам не безопасно на земле находиться. Лиса спросила, неужели он ее испугался. Тетерев сказал, что не ее, везде их подстерегают разные звери-враги. Тогда лисица промолвила, что издали указ о мире на земле. Теперь звери не имеют право трогать друг друга. Тетерев ответил, что это замечательно, поскольку вдали собаки бегут, и если раньше лисе надо было прятаться от них, то теперь такой необходимости нет из-за указа. Боятся лисе значит нечего.

Как только услышала она про собак, уши свои насторожила и собралась уже бежать. А тетерев говорит, что указ же есть и собаки не тронут, куда это лиса собралась. На что лиса ответила, мол вдруг собаки этого указа еще не слышали и убежала прочь.

Сказка «Лиса и тетерев» учит нас о том, что нужно быть осторожным, не идти на поводу у незнакомых людей, так как это может привести к опасности. Не всегда лестные слова, оказываются правдой. Иногда нужно проявить смекалку, чтобы не попасть в ловушку.

Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.

(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)

Сказка «Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

«Я не буду извиняться за обед», сказал Аист. «Один плохой поворот заслуживает другого». Лисица и аист торгуют ужинами в блюдах, которые другим трудно использовать. Один плохой поворот заслуживает другого. Фокс однажды подумал о плане развлечь себя за счет аиста, при чьем странном внешнем виде он всегда смеялся.

«Ты должен прийти и поужинать со мной сегодня», — сказал он Аисту, улыбаясь себе за трюк, который он собирался сыграть. Сторк с радостью принял приглашение и прибыл вовремя и с очень хорошим аппетитом. На ужин Фокс подал суп. Но это было сделано в очень неглубоком блюде, и все, что мог сделать Сторк, — это намочить самый конец его счета. Ни капли супа он не мог получить. Но Фокс легко набросился на него, и, чтобы увеличить разочарование «Аиста», он продемонстрировал прекрасное наслаждение.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Голодный Аист был очень недоволен трюком, но он был спокойным, уравновешенным парнем и не видел ничего хорошего в полете в ярость. Вместо этого, вскоре после этого, он пригласил Фокс пообедать с ним по очереди. Лиса прибыла быстро в то время, когда она была установлена, и Аист подал рыбный обед, который имел очень аппетитный запах. Но его подавали в высокой банке с очень узкой шеей. Аист мог легко добраться до еды с его длинным счетом, но все, что мог сделать Фокс, это вылизать снаружи банку и обнюхать вкусный запах.

И когда Фокс потерял самообладание, Сторк сказал спокойно. Не играйте в трюки у своих соседей, если вы не можете выдержать такое же лечение самостоятельно. «Я не буду извиняться за обед», сказал Аист: «Один плохой поворот заслуживает другого». Джеффрис Тейлор.

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

Это заставляет вас казаться самым необычным существом. Кран, оскорбленный тем, что она слышала. Ты меня неправильно понял, — только в шутку. Приходите, не оскорбляйтесь — останьтесь со мной и пообедайте; Вы очень хорошо знаете этот характер, чтобы сказать такие странные вещи своим близким друзьям. Но вы знаете, что бедный Рейнард не наносит вреда.

Поэтому кран подумал, что лучше не ломаться с ним. Но взглянуть на его замечания в добродушном свете. Поэтому она надела как приятное лицо, как могла. Когда он попросил ее пообедать и ответил, что будет. Но увы! она поняла, что его шутки не закончились. Когда Рейнард убрал с одежды свою обложку; Нет, ни игра, мясо мясника, ни курица, ни рыба; Но простой суп из подливки, в широком неглубоком блюде.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Послушать сказку можно

Сказка «Лиса и тетерев»

Сказки о животных являются одним из самых простых видов русской народной сказки. В качестве персонажей в них выступают животные. Как правило, это те звери, с которыми человек часто сталкивался по роду своей деятельности, в отличие от басни, где персонажами могут быть любые животные (мартышка, слон, и т.д.).

Главными героями в русских сказках чаще всего являются волк, лиса, медведь и прочие животные нашего края. Каждый из этих персонажей – носитель одной доминирующей черты характера, которая переходит из одного текста в другой. Например, в русских сказках лиса обычно хитрая, волк глупый.

Поэтому каждый, кто знаком с русской национальной культурой вообще и народной сказкой, как ее воплощением, в частности, без труда назовет множество сюжетов о том, как лиса перехитрила кого-то, обманным путем добилась пользы для себя и т.д. Чаще всего в финале сказки все козни рыжей плутовки оказываются раскрыты, а сама она наказана.

Так и в сказке «Лиса и тетерев», которая повествует об очередной попытке лисицы заполучить добычу легким и, конечно, не честным путем.

Краткое содержание и основные персонажи

Лиса увидела на дереве тетерева и решила упросить его сойти на траву, для этого она притворилась, что плохо слышит птицу. Однако мудрый тетерев не согласился пойти навстречу лисе, ссылаясь на опасность быть схваченным самой лисой или другими зверями.

Лиса придумала хитрую уловку, чтобы выманить тетерева – рассказала о том, что по лесу вышел указ, согласно которому звери друг друга трогать не должны, между ними теперь царит мир. Сама же лиса убежала прочь, как только завидела бегущих собак. В этот раз ей не удалось никого обмануть.

Тетерев как ее противник, соответственно, будет считаться положительным действующим лицом, несмотря на то, что никаких активных действий по насаждению добра он не предпринимает.

Главная мысль и мораль сказки «Лиса и тетерев»

Содержательная и формальная сторона сказок о животных ориентированы на детское восприятие, на уровень познавательного развития ребенка, который еще не способен воспринять сложные психологические тонкости более изощренных сюжетов. Поэтому и мораль таких сказок всегда проста и лежит на поверхности. Действия героев организованы таким образом, чтобы ребенок мог подражать им и за счет этого учился правильно поступать в схожих ситуациях.

В сказке про лису и тетерева очевидным примером для подражания является способ поведения тетерева: он не поддается на льстивые речи лисы и ее обман, действует осторожно и осмотрительно. Именно такая стратегия позволяет ему избежать смерти в лапах хищной лисы, именно этот пример поведения должен стать образцом для маленького читателя. Читайте русскую народную сказку «Лиса и тетерев» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации

Читайте русскую народную сказку «Лиса и тетерев» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.

  • Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
  • — Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
  • — Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
  • Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.

И убежала…

ВСЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

  • Еруслан Лазаревич
  • Косоручка
  • Царевна-серая утица

Железная принцесса, фильм сказка (1988)

Три орешка для Золушки, фильм сказка (1973)

Три золотых волоса, фильм сказка (1982)

Камень Отриона, спектакль сказка (1991)

Огонь, вода и медные трубы, фильм сказка (1967)

Пушкин А.С, Созвездие сказок, Часть 1

Конек-горбунок, В.Невинный, аудиосказка (2007)

Щелкунчик, А.Фрейндлих, аудиосказка (1996)

Русалочка, Г.Х.Андерсен, аудиосказка (1968)

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями, аудиосказка (1968)

Чертенок с пушистым хвостом, мультфильм (1985)

Сказка про храброго Зайца, мультфильм (1978)

Автомобиль кота Леопольда, мультфильм (1987)

Волшебная птица, мультфильм (1953)

Трям! Здравствуйте! мультфильм (1980)

Пересказ по плану

Чтобы лучше понять смысл сюжета, следует составить план по краткому содержанию «Лиса и Тетерев» и пересказать текст своими словами:

Встреча Лисы и Тетерева.
Разговор зверей.
Ложь лисицы про новый указ.
Осторожность Тетерева.
Страх Лисы.

По сценарию, Лиса, бежав по своим делам, случайно увидела Тетерева на дереве и захотела им полакомиться. Но птица сидела высоко, поэтому её было не достать. Тогда рыжая хитрюга задумала выманить Тетерева на землю, сказав, что она его не тронет.

Но Тетерев был умён. Он не хотел прямо говорить Лисе, что боится её, поэтому решил объяснить свой отказ страхом перед другими опасными животными.

Однако рыжая плутовка не сдавалась. Она рассказала, что по новому указу все животные теперь друзья и не трогают друг друга. Предложила птице прогуляться с ней по земле для совместной беседы. Но Лиса не ожидала, что обман может обернуться против неё. Умный Тетерев сказал, что слышит вдалеке собачий лай, однако раз теперь все животные — друзья, лисице собак опасаться нечего, они её не тронут.

ГДЗ к стр. 19. Баю, баю, баюшки

1. Помнишь ли ты, какие колыбельные песни пела тебе мама? Расскажи.

Спи, моя радость, усни!

Спи, моя радость, усни!В доме погасли огни;Пчелки затихли в саду,Рыбки уснули в пруду,Месяц на небе блестит,Месяц в окошко глядит…Глазки скорее сомкни,Спи, моя радость, усни!Усни, усни!

Баю — баю — баюшки

Баю — баю — баюшки,Прискакали заюшкиЛюли — люли — люлюшки,Прилетели гулюшки.Стали гули гулевать,Стал мой милый засыпать.

Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай,Над горами солнце тает, баю-бай,Листья шепчутся устало, баю-бай,Гулко яблоко упало, баю-бай,Подломился стебель мяты, баю-бай,Желтым яблоком примятый, баю-бай,Месяц солнце провожает, баю бай,По цветам один гуляет, баю-бай.

Главная мысль

Чтобы понять центральную идею сказки и то, чему она может научить, нужно посмотреть на общую картину всего сюжета:

  • лес с высокими деревьями;
  • животных, ведущих диалог;
  • лай собак вдалеке.

Вам предстоит выяснить, кто из персонажей отрицательный, а кто положительный. В этой сказке, конечно же, хорошим парнем является Тетереф. Он не лжет и не обманывает. Единственное, чего он не хочет, так это быть съеденным. Но даже в этой опасной ситуации птица показывает себя с лучшей стороны. Наглядный пример превосходства ума над хитростью.

Лиса, несмотря на свой негативный образ, не вызывает у читателя неприязни. Она голодна, но не может получить добычу, поэтому прибегает к доступным ей методам — лжи и хитрости. Понять ее несложно. Она не может просто попросить куропатку спуститься с дерева, чтобы съесть ее. Хитрый плут даже немного жалок.

Кроме того, как и все сказки, она учит добру и правде. Вам не нужно лгать и извращать вещи, чтобы получить то, что вы хотите. Иногда эта ложь может быть направлена против самого обманщика.

Что касается морали, то лучше всего процитировать старую русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй».

  • Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей и избавиться от волка. Волк и семеро козлят читать Жила-была коза с козлятами. …
  • Сказка о том, как дедушка смастерил для внучки бычка из соломы, а тот взял и ожил! Обрадовалась внучка Танюшка, повела пастись бычка. А бычок липкий был от смолы, к нему все звери то и прилипли. …
  • Сказка о том, как хитрая лиса выкрала петуха из дома и унесла к себе в нору. Но верные друзья кот и дрозд спасли наивного петушка из хищных лап… (в пересказе А.Н. Толстого) Петушок золотой гребешок …
  • Короткая сказка о том, как баран напугал серых волков… Храбрый баран читать Пошли козёл и баран в глухой лес травы пощипать, погулять на приволье. Ходили, ходили-заблудились в тёмном лесу. Зашли в глухую чащобу, смотрят: волки под …

Терем-теремок — Сутеев В.Г.

Когда вы сосредоточены на своей собственной жизни, вы иногда забываете, сколько интересных вещей может произойти в мире и насколько увлекательны истории других людей. А когда вы читаете книги, вы словно погружаетесь в другой мир, и можете поставить себя на место другого человека или увидеть других гораздо более пристально и внимательно. И это не только дает вам новые ощущения, но и понимание того, насколько все в нашей жизни неоднозначно.

Вы получите массу удовольствия, читая книгу «Лиса и куропатка», ведь произведение относится к жанру сказок. Автору удалось максимально полно отразить свое видение на страницах книги

Автор уделил внимание каждому персонажу, и когда читаешь, понимаешь, что у каждого есть внутренние противоречия, что есть что-то, что тревожит или стимулирует

Народная сказка “Лиса и тетерев”. Читательский дневник

  • народ
  • Название: “Лиса и тетерев”
  • Жанр: народная сказка
  • Тема произведения: животные
  • Число страниц: 4
  • Главные герои и их характеристика
  1. Лиса. Хитрая, коварная, обманщица.
  2. Тетерев. Осторожный, разумный, умный.
  1. О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
    содержание)
  2. Лиса хотела сманить тетерева на землю, но тетерев не поверил
    лисе, и сам смог ее обмануть.
  3. Сюжет — краткое содержание
  1. Лиса бежала по лесу и увидела сидящего на ветке
    тетерева.
  2. Лиса стала рассказывать тетереву про указ о мире
    между всеми животными.
  3. Тетерев все равно не хотел спускаться.
  4. Он сказал про собачий лай, и лиса заволновалась.
  5. Она решила убежать, а тетерев стал напоминать ей
    про указ о мире.
  6. Но лиса сказала, что собаки могли не читать
    указ, и убежала.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда тетерев указал лисе на собак.
Лиса поняла, что ее хитрость не удалась и поспешила убежать. По ее словам,
выходило, что собаки могли не читать указ. Но на самом деле, она просто боялась
собак.

План произведения для пересказа

  1. Лиса в лесу;
  2. Встреча с тетеревом;
  3. Рассказ про указ;
  4. Недоверие тетерева;
  5. Собачий лай;
  6. Побег лисы.
  • Главная мысль
  • Не следует верить всему, что вам говорят враги.
  • Чему учит эта книга

Сказка учит проявлять разумную осторожность, не доверять
тому, кто на ваш взгляд не заслуживает доверия. Учит уметь хитрить и проявлять
находчивость

Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.

(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)

Урок по литературному чтению во 2-м классе. Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Цели и задачи.

Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться.

Предлагаю музыкальную физкуль (проводится по мере необходимости ) (Приложение 1).

2. Проверка домашнего задания

Учитель.

Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.

Для чего нам нужны сказки?

Дети.

Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Учитель.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал:

Как Вы понимаете эти слова? (Слайд 2)

Дети.

Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Учитель.

Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

Какие истории Вы придумали к пословице: «У страха глаза велики». (Проверка домашнего задания)

3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока

Учитель.

Отгадаем загадки о животных. (Слайд3)

Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)

Рыжая плутовка (Слайд 4)

Обманывает ловко. Её боится мышка И зайка – шалунишка. Хоть сама в лесу живёт, Из деревни кур крадёт.(Лиса)Учитель.

Отгадаете ребус и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

Какие сказки о лисе вы знаете?

4. Характеристика лисы

Учитель.

Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Дети.

Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.

Учитель.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Учитель.

Какая в них лиса? Почему часто в сказках лису называют Патрикеевна?

Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

5. Изучение нового материала

Учитель.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? Какая в них лиса?

Учитель.

Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.

— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

Учитель.

Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса?(Постановка проблемного вопроса)Подсказка 1.

Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или врет.

Решение 1.

Подумал он и говорит сверху:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: