Главные герои и их характеристика
В начале стихотворения лирический герой – простой человек, а в конце он перерождается для важной миссии в одаренного свыше Творца. То есть поэт, томившийся по пустыне, становится пророком, которому отведена значимая роль
Образ Пророка напрямую переплетается с евангельским персонажем, однако Пушкин ставит своему лирическому герою–поэту другую задачу. Пророк, он же поэт, влюблен в свое дело, и его задача – открыть людям поэзию во всей красе. После полного перерождения он готов исполнить свое назначение.
Автор понимает, что обычный поэт не способен, как Исайя, открыть людям глаза на истину, поэтому другим, не менее важным героем в стихотворении является Божий посланник. Серафим – наиболее приближенный к Богу ангел, и неслучайно Пушкин использует этот образ в произведении. Автор доверяет вестнику настроить поэта на выполнение своей миссии, превращая его в достойного Пророка. Шестикрылый ангел помогает герою болезненно переродиться, но тем самым ставит его на истинный путь. Даже в кинематографических приемах ангел, сидящий на плече человека, подсказывает ему верное решение и направляет на благую цель
Так же и в пушкинском «Пророке»: серафим делает все, чтобы помочь поэту исполнить долг перед обществом.
Конечно, обратим внимание и на Бога, появившегося в заключительных строках. Как и во многих сюжетах, «бога глас» является своеобразным наставником, определяющим цель существования человека.
Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:
✓ «К Чаадаеву» (1818), имеющее следующие особенности:
• написано в жанре дружеского послания;
• наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;
• развивается гражданская тема;
• присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;
✓ «Деревня» (1819), которое имеет следующие особенности:
• направлено против крепостного права и «барства дикого»;
• противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;
• описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:
— труд как непременное условие жизни в деревне;
— точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;
— динамика в изображении явлений;
✓ »Узник» (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:
• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;
• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;
• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;
✓ «Анчар» (1828), имеющее следующие особенности:
• использование дерева как символа смерти и зла;
• осуждение рабства, деспотизма;
• утверждение свободы человеческой личности.
Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:
✓ «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:
• отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;
• имеет мотивы декабристской поэзии;
• проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);
• включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;
✓ «Поэт» (1827), которое:
• перекликается с «Пророком»;
• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;
• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;
• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;
• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;
✓ «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:
• раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;
• обличается невежество светской «черни» — толпы;
• используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;
• дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:
— недопустимость дидактики и морализаторства;
— воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;
— свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.
История создания
Стихотворение «Пророк» было сочинено Пушкиным в 1826 году. Тогда поэт находился в селе Михайловское, где тяжело переживал провал восстания декабристов, с которыми он поддерживал хорошие отношения. Узнав о потере друзей, обеспокоенный автор увлекся Божьим Законом. Накануне брат отправил ему Библию.
Содержательной основой стихотворения «Пророк» стало одно из библейских сказаний, в котором пророку Исайе явился Божий посланник. По сюжету Библии впечатленный этой встречей человек стал проповедником, но не встретил понимания в народе. Проникнувшийся библейской легендой классик переосмыслил историю, создавая свое стихотворение. В произведении Пушкина пророком становится поэт, к которому так же является серафим.
Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)
В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы. Своими литературными учителями считал Жуковского, Батюшкова, Карамзина, но искал свой путь, придавая стихам естественность языка и внутреннюю свободу, сочетая непринужденность, иронию с серьезностью и торжественностью. На публичном экзамене вызвал восхищение Державина чтением оды «Воспоминания в Царском селе». А Жуковский прислал ему свой портрет, подписав: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Затем – петербургский период (1817 г.-1820 г.). Закончив обучение в Лицее, Пушкин служит в Коллегии иностранных дел и пишет преимущественно на общественные, политические темы. В то же время появляются стихи частного характера: легкие, шутливые, прославляющий культ дружеских пирушек и развлечений. Заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которая принесла славу. В начале 1820 г. Пушкин за стихи, прославляющие вольнодумство, был отправлен в ссылку. Впервые власть увидела в поэте если и не бунтаря, то оппонента.
Лицей в Царском селе (г.Пушкин)
В период южной ссылки (1920г.-1824г.) в поэзии преобладают романтические темы. В это время Пушкин побывал на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе, были созданы четыре поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», множество стихотворений различной тематики, началась работа над «Евгением Онегиным».
Следующий этап — ссылка в Михайловском(1824 г. -1826 г.). Это было время полной изоляции от близких и друзей. В результате двух лет деревенского уединения появилась трагедия «Борис Годунов», лирика о любви, природе и творчестве. После казни декабристов, среди которых у Пушкина были друзья, в сентябре 1826 г. Николай I вызывает опального поэта в Москву, где должна была состояться коронация. Проведя с опальным поэтом продолжительную беседу, император разрешает вернуться из ссылки и назначает себя его персональным цензором. Подобного внимания власти к сочинителям никогда прежде не было.
Период после ссылки до Болдинской осени (1826г.- 1830 г.) Много разъезжает: Петербург, Москва, Михайловское, Кавказ. В это время напишет поэму «Полтава», «Арап Петра Великого», много лирических текстов, в том числе посвященных декабристам («Во глубине сибирских руд…», «Арион»). Особенно стали плодотворными три осенних месяца в Болдино, куда он поехал по наследственным хлопотам, но из-за холерного карантина вынужден был задержаться. За столь короткое время он завершил роман «Евгений Онегин», написал более 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», несколько сказок, «Повести Белкина» и др. прозаических произведений.
Период позднего творчества (1830г.-1837г.)В эти годы увлекается историческими исследованиями, пишет «Историю пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама». Лирика 30-х годов преимущественно о вечности, смысле жизни, нравственных ценностях и пр. Это самые драматические годы жизни поэта. Конфликт с придворным окружением и властью закончился роковой дуэлью с бароном Дантесом.
Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.
Композиция и тематики
Стихотворение не разбито автором на строфы. Несмотря на это, его можно условно разделить на 3 смысловые части:
- Романтический персонаж находится в начале своего пути, медленно идёт по «мрачной пустыне». В это место он попал из-за душевных терзаний, которые не давали покоя. С первых строчек текста читатель очарован и ожидает необычного развития. Так и происходит: к персонажу спускается с небес посланник серафим.
- Во второй части рассказывается, как преображается странник: раскрываются глаза, звон наполняет уши, язык меняется на змеиный, а сердце — в раскалённый уголь. Многие богословы рассматривают Змея, как образ Иисуса.
- Персонаж окончательно перерождается, ему слышится Божий голос, который рассказывает о предназначении пророка.
Предназначение поэта — главный мотив стихотворения. Пушкин рассуждает о своей роли, смысле жизни
Функция поэзии заключается в умении преподносить правду, затрагивать такие проблемы, о которых остальные боятся говорить.
Немаловажной является тема поэта и поэзии. Для Александра Сергеевича стихосложение так же возвышенно и священно, как и Божьи законы и заповеди
С помощью стихов автор распространял лучшие качества: добродушие, заботу о близких, справедливость.
Идея пророчества также освещена Пушкиным в стихотворении. Человек, которого выбрал Бог, обречён на одиночество, но он должен выполнить своё назначение, даже если ему придётся лишиться радости и счастья в жизни.
Жанр, размер и направление
Стихотворение насыщено пафосом и торжественностью, а цель лирического героя приравнивается к божьей миссии. Учитывая это, с уверенностью можно утверждать, что «Пророк» Пушкина – не просто лирическое стихотворение. Жанровая природа произведения гораздо глубже, поэтому данное творение Пушкина смело можно назвать одой.
В случае с «Пророком» может создаться впечатление, что Пушкин был нацелен на преобладание содержания над формой. В отличие от некоторых его стихотворений, «Пророк» не поделен на строфы, так же поэтом использован не один вид рифмовки
Сюжет стихотворения, разумеется, заслуживает отдельных строк, но как написано произведение — тоже важно. Размер стихотворения – четырехстопный ямб
Писать о предназначении так, как это делает Пушкин, дано не каждому поэту, поэтому нарастающий ритм стихотворения – однозначный плюс возвышенного произведения.
Прежде чем перейти непосредственно к содержанию «Пророка», осталось разобраться с направлением, в котором было написано стихотворение. Пушкин проявил себя не в одном направлении, создавая и романтических, и реалистических персонажей. Что касается рассматриваемого стихотворения, на определение направления нас наводят особенности «Пророка»: переложение библейского сюжета, философская тематика, торжественный стиль строк. Все это близко к такому направлению, как классицизм.
Становление и зрелость творчества Пушкина
Творчество Александра Сергеевича Пушкина, русского поэта и писателя, охватывает разные этапы его жизни. Период становления и зрелости творчества Пушкина считается одним из наиболее важных в истории русской литературы.
Период становления
В начале своей литературной карьеры Пушкин писал влиятельные стихотворения, которые вызывали ажиотаж и контроль со стороны царского правительства. Его первые стихи, написанные в подростковом возрасте, уже имели отличительные черты его творчества: гармоничные рифмы, изысканный язык и глубокая эмоциональность.
Одним из первых произведений, которое принесло Пушкину популярность, была поэма «Руслан и Людмила». В ней уже прослеживается его уникальный стиль и мастерство в описании природы и чувственных переживаний героев. Эта поэма стала стартовой точкой его карьеры и подтвердила его талант.
Еще одним важным произведением, написанным в период становления, была поэма «Кавказский пленник». В ней Пушкин впервые обратился к теме свободы и борьбы, которая стала одной из главных в его поэзии. Он активно использовал национальные мотивы и создал образы героев сильными и независимыми.
Период зрелости
В период зрелости своего творчества Пушкин продолжил развивать свои темы и стиль. В его стихах стали преобладать философские мысли, глубокие размышления о жизни и смысле существования.
Одним из наиболее известных стихотворений Пушкина, написанным в период зрелости, является «Евгений Онегин». Этот роман в стихах, полный страсти и интриги, стал визитной карточкой Пушкина и его самым известным произведением. В стихотворении звучат философские пафосные монологи Онегина, Русский дух и главная Пушкина.
Другим важным произведением Пушкина, написанным в этот период, была поэма «Полтава». Это описание битвы при Полтаве, одной из ключевых в истории России. Пушкин воспевает подвиги русских воинов и изображает величие русской культуры.
- Период становления и зрелости творчества Пушкина является важным этапом его жизни и карьеры.
- В начале своей карьеры Пушкин писал стихи, которые вызывали ажиотаж и контроль со стороны правительства.
- Наиболее известными произведениями Пушкина в период становления являются «Руслан и Людмила» и «Кавказский пленник».
- В период зрелости Пушкин продолжал развивать свои темы и стиль, создавая философские и эмоциональные произведения.
- «Евгений Онегин» и «Полтава» стали одними из самых известных произведений Пушкина в период зрелости его творчества.
Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы
Творчество Пушкина было новаторским, многие его произведения не были поняты современниками. Гоголь писал, что Пушкин – «явление чрезвычайное», в котором отразилось все русское: душа, язык, природа, а русский человек предстал в личности поэта, как «прообраз будущего». Впитавший культуру предшествующих поколений, он преобразил ее, создав новый литературный язык, дерзнув расширить границы книжной лексики разговорными и просторечными оборотами. Этот язык, лишенный высокопарности, стал понятен не только для образованной дворянской среды, но и народной. Пушкин открыл эпоху Возрождения русской литературы. Его творчество послужило источником вдохновения для последующих поколений. Он стал основоположником русского реализма, созданные им образы «лишнего» или «маленького» человека нашли продолжение в произведениях Лермонтова, Гоголя, Некрасова и многих других.
Словарь
1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.
2. Опальный – от слова «опала», т.е. «немилость». Человек, лишенный милости.
3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.
4. Крамольный – бунтарский, мятежный.
5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.
6. Аллегорически – иносказательно.
7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.
8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.
9. Экспозиция – предшествующая завязке часть сюжета произведения.
10. Истукан – статуя языческого бога.
11. Идол – предмет слепого и неосмысленного поклонения.
12. Апофеоз – прославление, возвеличивание.
Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика
В 1814 г. в печати состоялся поэтический дебют пятнадцатилетнего Пушкина, было опубликовано стихотворение «К другу стихотворцу», строчкой из которого:«хорошие стихи не так легко писать» — можно определить отношение поэта к творчеству. Более глубокое осмысление предназначения поэта Пушкин отразит во многих произведениях.
Находясь в Михайловском, Пушкин получает известие о том, что казнены 5 декабристов и сосланы более 120 участников восстания на каторжные работы в Сибирь. Размышляя об участи декабристов, принявших мученическую смерть и страдания ради служения народу, напишет стихотворение «Пророк» (1826 г.), в котором аллегорически изобразит библейский эпизод жития пророка Исайи. Пушкин, считает, что поэт тоже должен выполнять пророческую миссию и служить своим талантом людям.
Обилие в тексте старославянизмов и торжественный слог делают стихотворение похожим на библейское предание. Лирический герой томим духовной жаждой, влачась по бездуховной пустыне. На перепутье ему является шестикрылый ангел Серафим, который, коснувшись легкими перстами глаз и ушей, наделяет вещим даром, способным познавать тайны мироздания. Приникнув к устам, вырывает праздный и лукавый язык, вкладывая в уста героя мудрое змеиное жало, вместо трепещущего сердца в рассеченную мечом грудь вкладывает пылающий уголь. Так человек, через мучения и гибель в грешной жизни, восстанет, обретя божественный дар пророчества, возродившись для миссии духовного служения, чтобы словом «жечь сердца людей», заставить их по-другому видеть, слышать и воспринимать окружающий мир.
Если в стихотворении «Пророк» герой произносит лирический монолог о своем предназначении, то в стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.) дана драматическая сценка с диалогом, спором жреца-поэта и толпы о пользе поэзии. Пушкин здесь опирается не на библейскую традицию, а античную, древнегреческую. Поэт видит цель поэзии не в искоренении пороков человечества, а наслаждении красотой слова и мысли, доступной немногим. Поэзия самодостаточна и не требуется никаких доказательств ее полезности для непросвещенной толпы. Если в «Пророке» поэт должен идти к людям и «жечь их сердца», т.е. быть общественным деятелем и выражать гражданскую позицию, то в этом стихотворении диаметрально противоположный взгляд на роль поэта и поэзии. Этот взгляд станет впоследствии основой для создания поэтической школы «чистого искусства».
Эти различные точки зрения будут объединены в оде«Памятник» (1836 г.), ставшей поэтическим завещанием Пушкина. Это философском раздумье о божественном предназначении поэзии, данном, чтобы пробуждать «чувства добрые» в народе, прославлять свободу и взывать о милости к падшим.
Многие произведения Пушкина были философскими откровениями, с конца 1820-х годов часто затрагиваются темы жизни и смерти. В стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.) размышление выстроено из риторических вопросов, на которые никогда не найти ответов. Несомненно, жизнь – это божественный дар, ее смысл в том, чтобы не сделать существование бесцельным, праздным и однообразным, опустошив сердце страстями, поддавшись сомнениям и тоске. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.) поэт с грустью наблюдает за признаками неизбежного ухода всего живого. Но завершается стихотворение мудрым принятием законов бытия: «у гробового входа младая будет жизнь играть». В стихотворении «Элегия» (1830 г.) — глубокие размышления о «минувшем, исполненном печали», но нет и иллюзий о будущем. Жизнь принимается во всех ее проявлениях и должна быть наполнена духовным содержанием. Философское осмысление бытия звучит и в послании «Осень» (1833 г.), в лирическом монологе героя неразрывно связаны круговорот в природе и перемены в жизни человека.
Влияние и наследие творчества Пушкина
Влияние Пушкина ощущается на протяжении всей русской литературы. Многие писатели после него подражали его стилю и обращались к его темам. Историческая проза Николая Гоголя содержит элементы «пушкинского» реализма, а талантлвый поэт Михаил Лермонтов воспринял стихи Пушкина как пример для своего собственного творчества.
Кроме влияния на отдельных писателей, творчество Пушкина оказало огромное влияние на развитие русской литературы в целом. Пушкинский стих стал эталоном для многих поколений поэтов. Многие поэтические школы и направления, включая акмеизм, символизм и футуризм, обратились к традициям Пушкина. В своих произведениях они использовали его образы и стихотворные формы, добавляя свои собственные особенности.
Наследие творчества Пушкина простирается за пределы литературы. Он вдохновил многих художников и композиторов. Скульпторы создавали бюсты и памятники писателю; композиторы писали музыку к его стихам. Пушкин был и остается символом русской культуры, его имя стало понятным и узнаваемым во всем мире.
Творчество Пушкина имеет постоянное место в литературной программе русской школы. Каждый ребенок в России знакомится с его стихами и поэмами. Через его произведения многие молодые люди открывают для себя красоту и глубину слова.
Влияние и наследие творчества Пушкина невозможно переоценить. Он остается навсегда в сердцах людей и продолжает вдохновлять новые поколения.
Мне нравитсяНе нравится
История создания
Написание произведения приходится на 1826 год. В это время Пушкин временно проживал в посёлке Михайловское, где мучительно переживал неудачное восстание декабристов, с которыми состоял в хороших отношениях. Новость о потере близких людей была сокрушительна, из-за чего автор увлёкся Библией, которую прислал брат. Перед этим он прочитал переведённую мусульманскую книгу, вдохновившую его на написание ряда стихотворений «Подражание Корану».
Фундаментом работы стала религиозная легенда об Исайе, которого посетил посланник Бога. Следуя Библейскому сюжету, мужчина должен был стать проповедником и рассказывать людям о Божьей воле. В своём стихотворении Александр Сергеевич кратко переосмысливает сказание. Он сам становится пророком и сравнивает себя с лирическим персонажем. При прочтении работы многие не понимают, почему дар поэта Пушкин считает пророческим. Александр Сергеевич считает поэтический талант подарком свыше. Многими людьми он воспринимается именно в таком ключе. Для автора был важен смысл произведения «Пророк».
Композиция
Композиция «Пророка» представляет собой три части.
- Лирический герой «влачился в мрачной пустыне», но автор подчеркивает, что он «духовной жаждою томим». Иными словами, поэт познает муки творчества. Такой сильный образ завораживает в самом начале стихотворения, и читатель уже предчувствует немыслимое развитие событий. И действительно, «на перепутье» является шестикрылый серафим.
- Посланник начинает наделять героя дарами: у него «отверзлись вещие зеницы» и ушей «наполнил шум и звон», то есть прикоснувшийся серафим награждает поэта зрением, как у орлицы, и чутким слухом. Но для настоящего пророка этого недостаточно, поэтому происходят дальнейшие метаморфозы: «лукавый язык» заменяется на «жало мудрыя змеи». А вместо «трепетного сердца» он получает «уголь, пылающий огнем», как символ достойного носителя света истины.
Теперь, когда поэт зорко видит, чутко слышит, мудро говорит и горячо переживает, стихотворение композиционно завершается возгласом Бога, призывающим пророка «глаголом жечь сердца людей». Отныне перед нами герой уже после момента перерождения, готовый выполнять божью волю.
Разбор лексики и тропов
В стихотворении “Клеветникам России” Пушкин умело использует средства художественной выразительности, чтобы передать эмоции и создать живые образы. Поэт употребляет “стальной щетиною сверкая”, чтобы изобразить мощь русской земли, и “от Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды” для демонстрации огромных географических размеров России и разнообразия ее природы.
Автор также применяет на исторические события и места (“Кремль и Прага”), чтобы показать глубокую связь России с европейским контекстом. Это позволяет читателю прочувствовать историческую значимость темы стихотворения. Кроме того, Пушкин использует , противопоставляя “кичливого ляха” (поляка) “верному россу”, подчеркивая различия между славянскими нациями и их взаимоотношениями
Такой прием акцентирует внимание на сложных и напряженных отношениях между Россией и ее соседями
(“О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?”) используются для прямого обращения к клеветникам и создания драматической атмосферы
Эти стилистические приемы помогают усилить выразительность текста и привлечь внимание читателя к проблеме клеветы и распространению заведомо ложной информации
Методология и принципы работы с художественным текстом стихотворений
Методология анализа стихотворений Пушкина в лингвистическом аспекте представляет собой разновидность комплексного анализа художественного текста, направленного на выявление особенностей его композиционного оформления, а также языковой организации.
Методика лингвистического анализа стихотворений А. С. Пушкина базируется на нескольких принципах, вытекающих из особенностей пушкинской поэтики:
Пристальное внимание к слову и его значению в контексте всего стихотворения.
Работа с формой слова, восстановлением его первичной «образной» семантики.
Рассмотрение особенностей лексико-синтаксической организации стиха, порядка слов, имеющего смысловое значение.
Оценка использования средств художественной образности и их роли в стихотворении.
При лингвистическом анализе стихотворений Пушкина внимание учащихся следует остановить на отдельных моментах художественной формы:
- Использование автором конкретной лексики наряду со словами, сочетающими информативную и образную функцию. Это характерная черта пушкинской поэтики, которая создает предельно зримый образ мира в стихах, а также способствует реализации принципа смысловой точности словоупотребления. Для примера можно обратиться к лексической организации стихотворений «Узник», «И. И. Пущину», «Зимнее утро» и др., где автор сочетает образность и бытовую конкретику.
- Умелое сочетание различных стилевых пластов, не ограниченное требованиями жанровой формы. Это разрушает привычные каноны литературной речи и формирует новый стиль, основанный на принципе свободы поэтического творчества.
- Использование архаизмов, церковнославянизмов как средств высокого поэтического стиля, создающего торжественный, приподнятый настрой в стихотворении. В качестве примеров можно привести стихотворения «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
- «Минус-прием» как средство художественного воздействия на читателя: при отказе от нарочитых средств художественной образности создается особая атмосфера простоты стиха, его интимности, близости к безыскусной «непоэтической» речи (например, в стихотворении «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» и др.).
Анализируя языковую организацию стихотворения, ученики приходят к выводу о нравственно-этических и философских проблемах, заданных Пушкиным в стихах, а также оценивают эстетическую сторону стиля и языка произведений поэта.
Использование лингвистического анализа стихотворений А. С. Пушкина на уроках русского языка позволяет не только развить навыки работы с художественным текстом, но и сформировать представление о пушкинском творчестве и его своеобразии.
Заключение. Актуальность стихотворения “Клеветникам России” в 21-м веке
“Клеветникам России” является не только важным произведением исторической и художественной ценности, но и своеобразным напоминанием о непреходящей природе проблем, возникающих перед Россией на протяжении веков.
Нетрудно заметить, что данное стихотворение А. Пушкина крайне актуально в настоящее время, когда СВО по освобождению братского народа Украины от фашистской оккупации подняло в либеральных СМИ волну чудовищной русофобской пропаганды. Как и в 1830-х, налицо бессовестное искажение фактов и представление России в максимально негативном свете, что служит интересам известных политических сил. Однако, как и в стихотворении Пушкина, благодаря неколебимой стойкости духа русского народа, наша страна способна успешно противостоять внешним и внутренним врагам и отстаивать свои права и интересы, борясь за торжество справедливости, и до сих пор располагает культурной элитой, способной решать самые сложные задачи.
Стихи о России Д. Рудого
продолжает линию А. Пушкина, выражая в своих стихах о России любовь и преданность Родине и мастерски сочетая лучшие русские поэтические традиции с мотивами и темами 21-го века. Рудой часто обращается к метафорам и символам, которые отражают красоту и величие русской земли, природы и народа. Он испытывает сильную связь с историческим прошлым и наследием России, что позволяет ему создавать глубоко эмоциональные и абсолютно уникальные произведения, разительно отличающиеся от шаблонных мэйнстримовских стихотворений современности.
Как и Пушкин, Рудой отражает в своих стихах культурное богатство, историческую значимость и непоколебимый дух русского народа, делая акцент на патриотизме и национальной гордости и подчеркивая значимость общечеловеческих ценностей и справедливости. Рудой так же нетерпим к процветающей в мировой политике и масс-медиа клевете на Россию и ее великий народ. Он активно использует свое творчество для противостояния этим негативным тенденциям, стремясь восстановить справедливое представление о России и ее жителях и приблизить то светлое будущее, которого мы заслуживаем.
Смотрите это видео на YouTube