«сказка о царе берендее» (жуковский): анализ, характеристика главных героев

Сказка о царе Берендее краткое содержание

Жил царь Берендей с бородой до колен. Не было у него детей, и царь от скорби отправился проверять владения государства. Пробыл он в путешествии 9 месяцев и уже у столицы решил отдохнуть в чистом поле. Захотелось ему от зноя попить, и увидел он колодец. На поверхности плавал золотой ковш, не смог царь за него ухватиться, стал пить так. Вдруг кто-то схватил его за бороду. Со дна колодца смотрела на него страшная образина. Требовала она отдать то, о чем у себя в доме не царь не знал. Согласился государь, был уверен, что все ему в доме известно. Вернулся домой, а там царица с младенцем. Расстроился царь, стал ждать, когда придут за его сыном. Время шло, а посыльных от страшного хозяина колодца не появлялось. Царь начал забывать о своем обещании.

Сын вырос и стал чудо – красавцем. Отправился он на охоту. Вылез из дупла старик с зеленой бородой и велел передать Берендею, что пора долг возвращать.

Рассказал отец сыну страшную тайну. Иван – царевич отправился в путь. На четвертый день он оказывается на берегу озера. По нему плавают 30 сорочек-уточек. Схватил царевич одну. Уточки превратились в красных девиц. Та, которую поймал царевич, оказалась дочерью Кощея бессмертного Марьей-царевной. Попросила она Ивана отпустить ее, пообещала отблагодарить. Отправился Иван дальше. Помогла ему девушка выполнить задания Кощея: дворец построить, Марью из царевен найти. Перед третьим заданием – сшить сапоги, пока горит соломинка, решили Иван и Марья сбежать. Обманули они погоню и Кощея. Сначала сделались речкой и мостиком, потом лесом, затем церковью и монахом. Даже коня прятали беглецы.

Царевич решил заехать в город, лежащий на пути. Марья предупреждала его об опасности, но он не поверил: поцеловал младенца и забыл про всех.

Девушка обернулась цветком и попала в дом к старикам. Она стала помогать им, а старики решили выяснить, кто живет в доме. Явилась деду с бабкой Марья. Старик рассказал, что Иван женится. Царевна испекла для него пирог. В нем были спрятаны говорящие голуби. Отправилась к повару. Попросила отнести пирог гостям и Ивану-царевичу. Повар, восхищенный внешностью красавицы, согласился и поставил пирог перед юношей. Разломил царевич пирог, и заговорили птицы. Один предупреждал, чтобы другой не убегал, а то забудет всех, как Иван забыл о любимой. Вспомнил Иван о Марье, отправились они дальше.

Дома их ждали царь Берендей и царица. Сюжет сказки заканчивается веселой свадьбой.

Краткое содержание книги «Сказка о царе Берендее»

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ книги «Сказка о царе Берендее». Сюжет сказки передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Приятного просвещения!

(618 слов) Царь Берендей был женат уже три года, но до сих пор Бог не давал ему детей. Однажды пришлось царю целых восемь месяцев осматривать территорию своего царства. Берендей уже возвращался домой, но вдруг захотел попить воды. Он увидел колодец, в котором плавал золотой ковш. Царь пытался схватить ковшик, но тот все время ускользал от Берендея. Тогда царь решил наклониться к колодцу и так попить воды. Вдруг царя за бороду схватила страшная образина и сказала:

Берендей решил согласиться, ведь он знал обо всем, что у него есть. Однако, когда Берендей вернулся во дворец, он узнал, что царица родила ребенка. Расстроился Берендей, понял, что пообещал своего сына отдать. Но годы шли, а хозяин колодца не объявлялся. Поэтому царь начал забывать о своем страшном обещании.

Царевич Иван вырос и стал настоящим красавцем. Однажды поехал он в лес охотиться. Там царевич увидел странного старика. Тот сказал Ивану, что царь Берендей должен сдержать обещание и отдать свой долг.

Берендей поведал обо всем сыну, и Иван стал собираться в путь. Четыре дня ехал царевич и вдруг увидел озеро. На озере плавали тридцать уточек, а на берегу лежали сорочки. Взял юноша одну сорочку и стал смотреть, что дальше будет. Вдруг уточки в девушек превратились, нарядились и исчезли. Только одна уточка осталась. Попросила она Ивана отдать ей ее вещь, а взамен помощь предложила. Сказала девушка, что она дочь Кощея Бессмертного, Марья. Марья-царевна рассказала, что ее отец давно ждет царевича и поэтому очень зол. Также посоветовала она Ивану упасть на колени, как только он Кощея увидит.

Спустились они в подземное царство. Иван на колени упал и пополз. Рассмеялся Кощей, не стал ссору заводить с юношей, только сказал, что царевич должен ему три службы отслужить. Утром Кощей приказал царевичу построить за одну ночь великолепный дворец, а вокруг дворца красивый сад сделать.

Начал Иван печалиться, но тут в окошко влетела пчелка. Пчелка оказалась Марьей, которая пообещала помочь Ивану. Лег царевич спать, а утром дворец был готов. Удивился Кощей и назначил следующее испытание. Иван должен выбрать из тридцати дочерей Кощея младшую, Марью-царевну. Девушка предупредила Ивана, что на щеке у нее будет сидеть мошка. Царевич прошел и это испытание. Кощей назначил третье испытание: Иван должен сшить сапоги, пока соломинка горит. Понял юноша, что не выполнить ему это задание. И решили они с Марьей убежать. Кощей за беглецами погоню послал. Тогда царевна в речку превратилась, а Ивана железным мостиком сделала. Слуги Кощея никого не нашли и вернулись обратно. Но он опять послал людей в погоню. Тогда Марья и Иван превратились в дремучий лес. Опять не нашли их. Кощей решил лично поехать искать беглецов. Тогда Марья-царевна в церковь превратилась, а царевича монахом сделала. Кощею пришлось вернуться домой.

Поехали беглецы дальше. Вдруг увидели они перед собой город. Иван хотел прогуляться по городу, но Марья отговаривала его, она неладное чувствовала. Решили они, что Марья-царевна превратится в камень и подождет Ивана. Только предупредила она его не целовать прекрасного ребенка, иначе все забудет он. Три дня прошло, но не вернулся Иван из города, не послушал он девушку, поцеловал младенца и забыл обо всем. А Марья превратилась в цветок. Цветочек этот забрал домой старик. И стал он замечать странные вещи: в избушке всегда прибрано, обед всегда на столе. Старик решил выяснить, кто это делает. Вдруг предстала перед ним Марья-царевна.

Старик рассказал девушке, что Иван собирается жениться. Тогда Марья испекла для царевича пирог. Повар, восхищенный девушкой, согласился отнести пирог Ивану. Царевич отрезал верхушку пирога и увидел двух голубей. Птицы напомнили юноше о Марье-царевне. Вспомнил все царевич, выбежал из города и встретился с Марьей. Поехали они в царство Берендея. Царь и царица весело встретили сына и царевну. Они сыграли свадьбу и стали жить счастливо.

Краткое содержание «Сказки о царе Берендее»

Сайт «Литературагуру» знакомит своих маленьких и взрослых пользователей с содержанием произведений отечественной и мировой литературы. Вместе с юными читателями рассмотрим книгу «Сказку про царя Берендея» вкратце.

У царя Берендея не было наследников, хотя он был в браке несколько лет. И случилось так, что он, возвращаясь домой после осмотра границ своих владений, который занял около восьми месяцев, мучимый жаждой, остановился испить воды у колодца. На поверхности воды он увидел плавающий ковшик из золота и захотел из него напиться. Однако попытки взять ковшик успехом не увенчались – он все время ускользал от рук царя. Царь принял решение выпить воды без ковшика, просто нагнувшись.

Неожиданно из воды появилось чудовище и уцепилось за бороду царя, сказав, что не отпустит царя, а если тот хочет на свободу, то обязан отдать чудовищу имеющееся у царя имущество, о котором он не знает.

Царь согласился на предложение существа, потому что знал все обо всем, что имел. Но по возвращению домой, до него дошла информация о том, что его жена успешно разродилась. Он опечалился, узнав об этом, потому что понял, чего хотело от него чудовище – его ребенка, о существовании которого он не знал. Однако за сыном в течение нескольких лет никто не приходил, и Берендей со временем забыл о сделке.

Наследник вырос и возмужал, став очень красивым человеком. И в одну из его лесных охот повстречался он с загадочным стариком, который поведал ему о сделке царя-отца и чудовища, и о том, что долг платежом красен.

После этого и сам отец рассказал обо всем сыну, который начал готовиться к дальней дороге. В четвертый день пути он набрел на озеро, на берегу которого лежали тридцать сорочек. А в самом озере плескались тридцать уток. Парень взял одну сорочку и наблюдал, как будут развиваться события после этого.

Утки превратились в красивых девушек, которые оделись в сорочки и исчезли, лишь одна осталась. Она просила царевича отдать ей одежду в обмен на помощь, поскольку она являлась дочерью самого Кощея Бессмертного. Звали ее Марьей, и она поведала юноше, что ее отец ждет его давно, и поэтому сильно обозлен. Дала царевичу совет – чтоб он упал на колени, едва завидев ее отца.

По приходу в мрачные владения Кощея юноша упал на колени и пополз, что позабавило Бессмертного, и из-за этого он не поссорился с царевичем. Но потребовал, чтобы юноша сослужил ему службу трижды.

На утро Кощей потребовал первую службу – суть ее заключалась в том, чтоб Иван создал за ночь превосходный дворец с отличным садом вокруг него. Стал юноша печален, но недолго это длилось – через окно к нему прилетела пчела, которой была Мария, и она сказала, что поможет ему. Иван уснул, а наутро дворец с садом уже был выстроен.

Кощей подивился этому и потребовал от Ивана следующее: чтоб он угадал, какая из тридцати дочерей является у него самой младшей. Ей оказалась Марья. До этого она подсказала царевичу, что ее можно будет узнать по сидящей на щеке мошке. Царевичу сопутствовал в этом успех, после чего Кощей потребовал третью службу – он хотел, чтоб юноша сшил сапоги, пока горит соломинка.

Иван понимал, что это требование он не удовлетворит, и решил сбежать вместе с Марьей. За ними увязалась погоня, но они ее обманули – царевна превратила юношу в железный мост, а сама стала рекой, протекающей под ним. Сподвижники Кощея не почуяли обмана и воротились ни с чем.

Однако Кощей отправил еще слуг на поиски беглецов, но царевна с царевичем снова их провели, превратившись в густой лес. Но Кощей все не унимался, и поехал на поиски самолично. Однако, они обманули и его – Марья обернулась церковью, а Ивана превратила в монаха. Кощей ушел в свое царство.

Царевич с царевной поехали дальше, и на их пути встал город, в котором Ивану захотелось погулять. Марья чуяла неладное и всячески отговаривала его. Но в итоге они решили сделать так: царевна превратится в камень и будет ожидать Ивана. Но она потребовала, чтоб тот ни в коем случае не целовал красивого ребенка – в противном случае он позабудет обо всем, что было, что и произошло.

Марья стала цветком, который забрал себе в дом старик

Позже он обратил внимание на то, что в доме всегда порядок и имеется еда. Он решил узнать, кто творит эти чудеса, и увидел неожиданное появление Марьи

Дед поведал девушке о скорой свадьбе Ивана. Марья приготовила специально для него пирог, и, очаровав придворного повара, передала через него кушанье Ивану. Тот, отрезав часть от пирога, увидел голубей, и вспомнил все, что было позабыто. Он вышел из города и встретился с царевной, после чего они вместе вернулись в царство царевича, где их ждали родители юноши.

Потом молодые поженились и зажили счастливо надолго.

Подписи к слайдам:

Лингвистический комментарий сказке о «Царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, хитростях Кощея бессмертного и премудрости Марьи-царевны» В.А. Жуковского Выполнила: студентка 060801 группы Комарова Марина

Сведения об авторе Жуковский В.А. старший современник А.С. Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений, активным членом литературных обществ и журналов. Одно время Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Фёдоровны, а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.

Анализируемое произведение Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Написана 2 августа — 1 сентября 1831 г. Впервые напечатана в сборнике «Новоселье»

Анализ главных героев сказки Царь Берендей Берендеи — тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения.

Иван-царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.

Марья-царевна Этимология сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты.

Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.

Словарь: Образина, латы, молебен, не крушись, регулярный сад, не пекись, окаянный, кручина, оторочка, муравчатый берег, мешкать, плут, лазаревый цвет, ворожеи, карбункул.

ОБРАЗИ́НА, -ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек ЛА́ТЫ, лат, ед. нет (·ист.). Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия.

МОЛЕ́БЕН, бна, ·муж. (церк.). Краткая церковная служба. КРУШИ́ТЬСЯ, -шусь, -шишься; несов. (устар. и прост.). Сокрушаться, печалиться.

Регулярный сад – сад, в котором растения, дорожки, водоемы и др. элементы; расположены симметрично один по отношению к другому. Не пекись – не заботься, не переживай.

ОКАЯ́ННЫЙ, -ая, -ое. Употр. как бранное и осудительное слово (прост.). Надоел ты, о.! КРУЧИ́НА, -ы, ж. В народной словесности: горе, тоска, печаль.

ОТОРО́ЧКА, оторочки, ·жен. Узкая полоска материи, меха, нашитая или пришитая по краю одежды, обуви. Муравчатый берег — берег покрытый сочной, зеленой травой

МЕ́ШКАТЬ, мешкаю, мешкаешь, ·несовер. , с чем-нибудь и ·без·доп. (·разг.). Медлить, не торопиться, пропускать сроки чего-нибудь. ПЛУТ, плута (плута ·устар.), ·муж. Хитрец, лукавец, коварный человек, пройдоха.

Лазоревый — яркий светло-голубой цвет ВОРОЖЕЯ́, ворожеи, ·жен. (·устар.). Гадалка, знахарка.

КАРБУ́НКУЛ, карбункула, ·муж. (·лат. carbunculus — уголек). Драгоценный камень, то же, что красный гранат.

Вопросы и задания к тексту С какими сказочными героями познакомила нас данная сказка? В каких еще сказках можно встретить Ивана-царевича, Марью-царевну, Кощея бессмертного? На какие две группы делятся герои сказки? Как нужно понимать значение слов «…видом не видано, слыхом не слыхано…»?

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Встреча с духами леса и болота

Однажды царь Берендей отправился в путешествие, чтобы найти себе жену. На пути к царству царевны Окиной, он остановился в лесу, где встретил духов леса и болота. Они предупредили царя о опасностях, которые будут на его пути, и дали ему ценные советы, как им противостоять.

Царь выслушал духов с уважением и благодарностью. В знак признательности он подарил им золотые цепочки и иную ювелирную украшенность. Духи в ответ подарили ему магический платок, который спасал от смертоносных ловушек и укрывал от холода и дождя.

Встреча с духами леса и болота оказалась одним из основных эпизодов сказки о царе Берендее

Она ярко иллюстрирует важность уважения к духовному миру и взаимовыгодного сотрудничества между миром людей и миром природы

Образ Берендея в фольклоре

Рисунок Берендея

Царь с длиной бородой и безграничной верой в подвластный ему народ имеет любопытную историю происхождения. Его биография известна неточно. Исследователи и литературоведы выяснили, что история этого фольклорного героя уходит корнями глубоко в древние века. Берендеями назывались выходцы из тюркских племен, кочевавшие в степи с 11 по 13 век. Первое упоминание о них в летописях датировано 1097 годом. Речь шла о взаимодействии с печенегами и торками – племенами, заключившими перемирие с князем Василько Ростиславичем. О нем известно читателям, знакомым с «Повестью временных лет».

История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси. А точнее, его потомки.

Вождь племени берендеев (арт)

Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига.

Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания – традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой.

Ошибка Ивана-царевича

Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький. Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.

Победа над чудовищами

В «Сказке о царе Берендее» встречаются образы чудовищных существ, которые давно терроризируют жителей королевства: змей Горыныч, трехголовый змей и уж, лютый волк, веретенообразная лягушка, домовой Пугач и злобный громовик.

Царь Берендей решает устроить своему народу защиту и объявляет о поединке с самым страшным чудищем — змеем Горынычем. Героем, который должен одолеть змея и освободить из плена прекрасную царевну, становится Иван-царевич. Отважный молодой человек измучает змея непрерывными ударами, пока тот не упадет бессилен на землю.

В борьбе против остальных чудовищ Иван-царевич также показывает мастерство и силу, одолевая их по очереди. Уж, трехголовый змей и лютый волк падают под его ударами, а веретенообразная лягушка и злобный громовик устраивают Ивану-царевичу забавные игры перед тем, как наконец попасться ему в ловушку.

Таким образом, благодаря отваге и умению Ивана-царевича, королевство Берендея освобождается от всех чудовищных существ, и народ может жить спокойно и безопасно.

Третья хитрость Кощея

Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти.

Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе. Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. «В погоню!» — кричит Кощей. Пустились слуги догонять беглецов. Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к царю Берендею

Путешествие является своеобразным подведением итогов по изучению темы «Лес». Дети встречают на своем пути жителей леса, выполняют их задания и приходят к Берендею. Цель занятия закре…

Игра — путешествие «В гости к царю Берендею дорогой здоровья»

Развернутый конспект занятия для учащихся нвчальной школы, с применением здоровьесберегающей технологии. Направлено на формирование физического здоровья учащихся, развитие интереса к спорту и развитие…

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Программа » Школа 2100″Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие…

Урок литературного чтения для 3 класса по УМК «Перспектива»…

На вопрос «Кто это — Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив.

Иван-царевич

Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.

Вера берендеев

Они были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. Каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек имели душу. Им, как и всем, хотелось знать свое будущее. Гадание берендеев заключалось в том, что они смотрели на листики, которые упали им под ноги.

Так их покровительница, природа, подавала им знаки. Если и сегодня захочется погадать на любовь, то можно на листике написать имя возлюбленного, потом подбросить вверх:

  • Если он поднялся высоко, то всё идёт радостно и взаимно. Если он при этом ещё крутится в воздухе, значит отношения будут счастливыми и долгими.
  • Если он полетел в сторону или низко, то могут произойти ссоры.
  • Если листик упал, то ждите конфликтов.

Гадание на цветах.
Надо собрать букет полевых цветов и поставить в вазочку или банку. Потом загадать желание и заметить ваш цветок. Если он за ночь увянет, то желание не сбудется. На букете можно погадать всей семьёй. Только каждый должен выбрать себе отдельный цветочек.

Гадание на осенних листьях.
Собираются 9 опавших листьев: три красных, три зеленых, три желтых. Их собирают в произвольную стопку, а затем вынимают из неё три листочка. По сочетаниям их цветов идет расшифровка значения:

  • Собралось 3 красных листика — вас ждут свершения, если вы проявите ловкость и смекалку.
  • 2 красных и жёлтый — откроются неожиданные таланты.
  • 2 красных и зеленый — ждите удачу, если будете решительны.
  • 2 жёлтых и красный означают романтическую встречу и любовь или встречу, которая изменит жизнь в лучшую сторону.
  • 2 жёлтых и зеленый — мелкие хлопоты.
  • 3 желтых — придёт удача.
  • 2 зелёных и жёлтый — пройдёт очарование любви.
  • 2 зелёных и красный — действуйте активно и прогоняйте хандру.
  • 3 зелёных — займитесь анализом и самосовершенствованием.

Гадание на разных листьях деревьев

  • Прямой лист шиповника скажет, что отношения могут измениться в худшую сторону.
  • Перевернутый листик ивы означает, что желаемое сбудется очень не скоро. Даже если кажется, что все рухнуло, то всё равно будьте уверены, что всё наладится даже лучше, чем вы предполагали.
  • Прямой лист дуба говорит об успешном карьерном росте.
  • Лист липы предупреждает о несчастных случаях или о чьей-то зависти. Опасайтесь врагов.
  • Перевёрнутый лист папоротника означает непредсказуемую ситуацию.
  • Прямой лист клёна — это успех в делах.
  • Прямой лист малины — ждите счастье и благополучие на пороге.
  • Перевернутый лист калины — опасайтесь депрессии. Надо стремится к счастью.
  • Прямой лист осины — верьте снам. Они вещие.

Так по сей день гадают по берендеевским тайнам. Не стоит им придавать слишком большое значение, гораздо лучше смотреть внимательно на свои поступки и действия окружающих.

Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой. Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки. Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.

Считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный Пушкину его няней Ариной Родионовной. Если даже это так, а это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса премудрая», Жуковский не только по-своему его изложил, но и добавил в него эпизоды, детали из других сказок. Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.

«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром — одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «прилажен» к русскому языку, что великолепно передает русский сказочный колорит. Он настолько оригинален и кажется столь естественным в этом произведении, что наводит на мысль о какой-то третьей форме речи, помимо прозы и стихов.

Сюжет в целом повторяет народный. Некоторые детали, введенные Жуковским, слегка нарушают логику. Например, Кощей Бессмертный царит в подземном мире. Это вполне закономерно — он злой дух тьмы. Более того, его дворец «высечен был весь из карбункула-камня». Если вспомнить переведенную в 1816 г. Жуковским сказку «Красный карбункул», там этот камень подарен герою сатаной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: