Краткое содержание сказки Морской царь и Василиса Премудрая
В далеких краях, жил царь со своей супругой, детей у них не было. Отправился как-то государь по чужим сторонам ездить, а царица тем временем, родила ему сына. По возвращении домой царь решил воды напиться из озерца. На улице было жарко, пить очень хотелось. Прильнул государь к водоему, а тут другой царь, Морской, схватил его за бородку. Схватил и не отпускает, нельзя говорит, без моего ведома пить. Отдавай за свою наглость, то, чего дома не ведаешь. Государь подумал, вроде все дома ведает, и пообещал Морскому отдать, тот сразу и ослабил хватку. Государь вернулся домой.
По приезду узнал он, что отцом стал, и какой окуп отдать Морскому царю следует. Опечалился государь, царице все рассказал. Поплакали они, потужили, да стали жить дальше.
Подрос Иван царевич, а отец его к озерцу привел, ищи, говорит, здесь мое кольцо, а сам ушел.
Остался царский сын на берегу, кольцо ищет. Мимо шла старуха, она поинтересовалась у Ивана, что он делает. А он раскричался на бабку и прогнал, а потом одумался и извинился. Воротилась старая и рассказала царевичу для чего его сюда послали. Иван заплакал, и стал ждать своей участи. А старуха, научила юношу, как действовать, рассказала про голубок, о том, что надо их сорочки спрятать. Спрятался царевич и сделал все, как она велела. Одну сорочку Иван не отдал, она оказалась дочки Морского царя Василисы. Вернул царевич одеяние только после того, как она его женихом назвала. Научила девушка, как в их царство попасть и путь указала.
Прибыл царский сын к Морскому государю, а тот гневается по причине его долгого отсутствия. Задал Морской царь Ивану дела тяжелые, он со всеми справился, Василиса помогла. Видит Морской правитель юноша хороший и выдал за него младшую Василису замуж. Свадьбу сыграли, попировали, а Иван по Руси заскучал. Супруга предупредила, что ее отец гневиться будет, но они с хитростью ушли.
Большая погоня была за молодыми. Сам Морской царь преследовал сбежавших, да дочка его умнее оказалась. Удалось молодым на Русь попасть, а Морской царь к себе под воду вернулся.
Перед самым Ивановым царством он один домой пошел, а Василису не взял. Сказал, чтобы ожидала его, он вернется. Девушка предупредила парня, что забудет он ее, но тот не послушал.
Пришел Иван в родной дом, все обрадовались, пир закатили, и про невесту он забыл. Василиса тем временем отправила двух голубков, Иван их увидел и вспомнил свою суженую. Забрал он девушку домой, и стали они жить, лучше прежнего.
Сказка учит всегда держать свое слово.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
«Морской царь и Василиса премудрая» краткое содержание
Царь путешествует по чужим землям, и не знает что дома у него родился сын Иван-царевич. Когда царь пьёт воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает что пообещал отдать сына.
Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. Царевичу встречается старушка, которая объясняет ему, что он отдан морскому царю. Старушка советует Ивану-царевичу дождаться на берегу появления 13 голубиц — прекрасных девиц и у последней, тринадцатой, похитить сорочку. Царевич слушается совета. Прилетают голубицы, оборачиваются девицами и купаются. Потом они улетают, остаётся лишь младшая, у которой царевич и крадёт сорочку. Это Василиса Премудрая. Она даёт царевичу колечко и указывает дорогу в морское царство, а сама улетает.
Царевич приходит в морское царство. Царь морской повелевает ему засеять огромную пустошь и вырастить там рожь, а если царевич не сделает этого, то будет казнён.
Иван-царевич рассказывает о этом приказе Василисе. Она велит ему ложиться спать, а своим верным слугам приказывает все сделать. Наутро рожь уже высока. Морской царь даёт Ивану-царевичу новое задание: обмолотить за ночь 300 скирдов пшеницы. Ночью Василиса Премудрая приказывает муравьям выбрать зерно из скирдов. Затем царь приказывает царевичу возвести за ночь церковь из чистого воску. Василиса повелевает пчёлам выполнить и это. Тогда царь позволяет Ивану-царевичу жениться на любой из своих дочерей.
Иван-царевич женится на Василисе Премудрой. Через какое-то время он признается жене, что ему хочется на святую Русь. Василиса плюёт в три угла, запирает свой терем и убегает с мужем на Русь. Посланцы от морского царя приходят звать молодых во дворец. Слюнки из трёх углов отвечают им, что ещё рано. В конце концов посланники ломают дверь, а в тереме пусто.
Морской царь снаряжает погоню. Василиса, услышав погоню, превращается в овечку, а мужа превращает в пастуха. Посланники не узнают их и возвращаются обратно. Морской царь посылает новую погоню. Теперь Василиса превращается в церковь, а царевича превращает в попа. Погоня возвращается обратно. Морской царь сам пускается вдогонку. Василиса превращает лошадей в озеро, мужа — в селезня, а сама оборачивается уточкой. Морской царь узнает их, становится орлом, но не может убить селезня и уточку, потому что они ныряют.
Вернулся к себе Морской царь ни с чем.
Приехал Иван домой и сперва пошел к родителям один, а Василиса ему наказала, что как увидит он двух голубок, так и вспомнит ее.
И точно, забыл Иван Царевич Василису и даже жениться на другой вздумал.
Испекла тут Василиса двух голубок, рукой махнула и вылетели те в окно и давай в царский терем стучать. Вспомнил тут Иван свою Василису, нашел ее и родителям представил.
«Морской царь и Василиса Премудрая» краткое содержание для читательского дневника
- Царь чтобы спасти свою жизнь обещает Морскому царю отдать то, о чем он не знает
- Царь отдает сына Ивана-Царевича, которого старушка учит, как спасти свою жизнь
- Василиса Премудрая дарит Ивану свое колечко и обещает помощь у Морского царя
- Морской царь гневается на Ивана и дает ему три задания, которые ему помогает выполнить Василиса Премудрая
- Иван царевич и Василиса Премудрая женятся
- Молодые сбегают от царя и тот не может их догнать
- Иван Царевич чуть не забыл Василису, но две голубки напомнили ему о супруге.
Сюжет — краткое содержание
Морской царь ловит за бороду царя, а тот обещает отдать Морскому царю то, про что в своем царстве не знает.
Иван Царевич вырастает и отправляется выполнять обещание отца, но старушка подсказывает ему, что делать на берегу озера.
Иван Царевич знакомится с Василисой Премудрой, и красавица обещает ему помочь у Морского царя.
С помощью Василисы Премудрой, Иван Царевич выполняет задания Морского царя, и они бегут на землю.
Морскому царю не удается поймать беглецов, но Иван Царевич забывает Василису и хочет свататься к другой.
Василиса Премудрая посылает голубок, и Иван Царевич вспоминает свою любимую, играется свадьба.
Читательский дневник по русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»
Название: «Морской царь и Василиса Премудрая».
Число страниц: 24.
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Главные герои: Царь морской, Иван-царевич, Василиса.
Второстепенные герои: царь-отец, старушка.
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — отважный, смелый и добрый парень.
Любил Василису.
Верный и преданный.
Василиса — красивая, добрая и премудрая царевна.
Во всём помогала Ивану.
Находчивая и сообразительная.
Царь морской — строгий, но справедливый.
Любит честность и порядок.
Характеристика второстепенных героев:
Царь — отец Ивана. Честный, верный слову.
Старушка — добрая, отзывчивая.
Краткое содержание сказки «Морской царь и Василиса Премудрая»
Царь захотел выпить воды из озера.
Но схватил его царь морской за бороду и не отпускал, пока тот не согласился отдать то, о чём не знает.
А это был сын царя, Иван.
Не хотел царь расставаться с сыном, но когда тот подрос, отправил его к озеру.
Добрая старушка подсказала царевичу, как поступить на озере.
И встретил Иван Василису, а она указала ему путь к своему отцу, который и был морским владыкой.
Царь дал Ивану три задания, но помогла ему Василиса и стала его женой.
Спустя время, решил Иван проведать родных.
Отправились они с женой в путь, а Царь морской погоню за ними снарядил.
Но Василиса сумела погоню обмануть.
Добрались они до столицы.
Пошёл Иван первым и на радостях забыл Василису.
А та сделала двух голубок из просвиры и отправила их во дворец.
Увидел голубей Иван, вспомнил супругу и привёл её к родителям.
План сказки:
- Жажда царя.
- Обещание царя.
- Царевич.
- Встреча со старушкой.
- На озере.
- Тринадцатая голубка.
- Задания для Ивана.
- Свадьба.
- Путь домой.
- Как обманули погоню.
- Забывчивость Ивана.
- Две голубки.
Основная мысль произведения «Морской царь и Василиса Премудрая»
Главная мысль сказки в том, что надо быть честным, верным и добрым, и всё получится.
Основная идея сказки заключается в том, что нужно помогать друг другу и действовать сообща, тогда никакие трудности и препятствия не страшны.
Сказка учит взаимопомощи.
Учит держать своё слово.
Учит хитрости и находчивости.
Учит не забывать родных и близких.
Краткий отзыв о сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что сколь бы не был силён и умён богатырь, он не справился бы с трудными заданиями без помощи жены.
Именно Василиса является главным героем сказки.
Благодаря её уму и способностям молодые нашли своё счастье и сумели его отстоять.
Это очень интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается о том, что слово нужно держать, как бы это сложно не было.
Говорится о том, что муж и жена должны всегда помогать друг другу.
Мне очень понравилась Василиса, которая действительно была Премудрой.
Она владела волшебством и обладала редкой красотой.
Мне понравился и Иван, который был смелым и настойчивым, но импульсивным и эмоциональным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не всегда побеждает сила.
Гораздо чаще побеждает тот, кто обладает различными знаниями и умениями.
А значит больше учиться, ведь знания лишними не бывают.
Пословицы к произведению:
- Беда не так страшна, когда есть друзья.
- Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
- Не давши слова — крепись, а давши — держись.
- Долг платежом красен.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
Словарь неизвестных слов:
- Частокол — забор из деревянных кольев.
- Пустошь — заброшенная земля.
- Рвы — канавы.
- Буераки — овраги.
- Скирда — стог сена.
- Копна — куча сена.
- Гумно — сарай.
- Просвиры — хлеб, который едят православные.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Царевна-лягушка»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба-яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека читательских дневников по русским сказкам пополняется.
Читательский дневник по сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»
Сюжет
Ехал царь из путешествия домой. Морской царь, ухватя его за бороду из озера, потребовал в обмен на жизнь того, чего он в своем государстве не знает. А это оказался его новорожденный долгожданный сын Иван. Пришлось отдать его царю морскому. Царевич по совету доброй старушки спрятал одежду купавшейся Василисы Премудрой, дочки морского царя, и за нее получил от красавицы колечко. Она же помогла ему выполнить задания отца, а потом и бежать домой. А когда на радостях на святой Руси Иван позабыл про нее, напомнила о себе двумя голубками в окне. И стали молодые жить в счастье.
Отзыв
Сказка о счастливой и верной любви, о мудрости любящего сердца Василисы. Благодаря жене Иван возвращается из морского царства на святую Русь к родителям. Сказка учит не давать поспешных и невыполнимых обещаний, прислушиваться к добрым советам, уважать старших, любить Родину, быть находчивым, благодарным, любящим, верным, бесстрашным, целеустремленным. Учит помогать друг другу, дорожить семьей, держать слово, признавать и исправлять свои ошибки, делать все сообща, доверять близким людям.
Морозко
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.
В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
История создания персонажа
Морской царь из славянской мифологии схож с персонажами из фольклора других стран. Предположительно, славяне заимствовали образ царя Поддонного из финских легенд.
Так, сказания о боге Ахти стали известны русским народам Севера, по предположению В.Ф. Миллера. Ахти — великий бог, который изображается старцем с травяной бородой. Он повелевал водами, а также хранил богатства, которые упали с лодки музыканта Вяйнямёйнена (прототип героя Садко).
У Ахти есть жена — Велламо (у славян — Водяница), которая старается быть доброй и полезной людям. В окружении царской семьи — толпа водяных дев, в то время как у славянского царя Водяника 12 дочерей.
В древнескандинавской мифологии у йотуна (великана) мирового моря Эгира тоже нет ни одного сына, зато 9 дочерей. По характеристикам Эгир схож с античным Нептуном. Древнеримский повелитель морей позже стал отождествляться с верховным божеством древних греков Посейдоном.
Морского царя из русских былин и сказок важно отличать от водяного. Этот мифологический персонаж получил распространение в начале XX века и отождествлялся с вредным существом с большим брюхом и опухшим лицом. Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю
Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное
Характеристика образа царя Водяника сродни самому морю. Как и любое другое природное богатство, коим считается вода, оно дает человеку блага. Но ничего не бывает «просто так». Главная мысль в том, что люди расплачиваются за бездумную растрату ресурсов в конечном итоге. Так и Морской царь готов одарить путешественника сокровищами, но потребует за это что-то нематериальное.
Семь Симеонов
У старичка рождаются в один день семь сыновей, их всех называют Симеонами. Когда Симеоны остаются сиротками, они выполняют всю работу в поле. Царь, проезжая мимо, видит работающих в поле малых детей, подзывает их к себе и расспрашивает. Один из них говорит, что хочет быть кузнецом и сковать огромный столб, другой — смотреть с этого столба, третий быть корабельным плотником, четвёртый — кормчим, пятый — прятать корабль на дно моря, шестой — доставать его оттуда, а седьмой — быть вором. Желание последнего царю не нравится. Симеонов отдают в науку. Через время царь решает посмотреть на их умения.
Кузнец сковал огромный столб, брат залез на него и увидел в дальней стране Елену Прекрасную. Другие братья продемонстрировали своё корабельное искусство. А седьмого — Симеона-вора — царь хочет повесить, но он берётся украсть для него Елену Прекрасную. Все семь братьев едут за царевной. Вор наряжается купцом, дарит царевне кошку, которых в той земле не водится, показывает ей дорогие ткани и уборы и обещает показать необыкновенный камень, если Елена придёт на корабль.
Только вступила Елена на корабль, как пятый брат спрятал корабль на дно моря… А шестой, когда опасность погони миновала, вывел его наружу и привёл к родимому берегу. Царь щедро наградил Симеонов, женился на Елене Прекрасной и задал пир.
Хитрая наука
У деда и бабы растёт сын. Хочется старику отдать парня в науку, а денег нету. Водит старик сына по городам, да никто без денег учить его не хочет. Однажды встречается им человек, который согласен три года учить парня хитрой науке. Но ставит условие: если старик через три года не узнает своего сына, тот навсегда останется у учителя.
За день до назначенного срока прилетает сын к отцу малой птичкой и рассказывает, что у учителя есть ещё одиннадцать учеников, которых не узнали родители, и они остались у хозяина навсегда.
Сын учит отца, как его можно будет узнать.
Хозяин (а он оказался колдуном) оборачивает своих учеников голубями, жеребцами, добрыми молодцами, но во всех обликах отец узнает сына. Отец и сын уходят домой.
По дороге они встречают барина Сын превращается в собачку и велит отцу продать его барину, но без ошейника. Старик продаёт с ошейником. Сыну все же удаётся убежать от барина и вернуться домой.
Через некоторое время сын превращается в птичку, велит отцу продать его на базаре, но без клетки. Отец так и делает. Учитель-колдун покупает птичку, а она улетает.
Потом сын обращается в жеребца и просит отца продать его без уздечки. Отец снова продаёт колдуну коня, но приходится отдать и уздечку. Колдун приводит коня домой и привязывает. Дочь колдуна из жалости хочет удлинить повод, и конь убегает. Колдун гонится за ним серым волком. Молодец оборачивается ершом, колдун — щукою… Тогда ёрш оборачивается золотым кольцом, его берет купеческая дочь, но колдун требует, чтобы она отдала кольцо. Девушка бросает кольцо, оно рассыпается зёрнами, и колдун в облике петуха клюёт зерно. Одно зёрнышко оборачивается ястребом, который задирает петуха.
Читай внимательно.
ТИХОНЬКО – ТИХОХОНЬКО
УВИДЕЛА – УВИДАЛА
ОБРАТИЛА – ОБОРОТИЛА
Работа в парах.
Лексическая работа.
Объясни значение выражений: «красная девица», «голова с плеч долой».
Из каких двух слов образовано и что обозначает слово ЧАСТОКОЛ?
6. Работа в тетрадях.
7. Постановка темы и целей, и задач на урок.
Учитель. Вы можете назвать тему нашего урока?
Дети. «Морской царь и Василиса Премудрая». Русская народная сказка.
Учитель. Зная тему, подумайте, какую цель поставим перед собой.
Дети. Познакомиться с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая».
Учитель. Какие поставите задачи?
Дети. Выразительно читать сказку , пополнить свой словарный запас, уметь задавать вопросы, работать сплоченно в группе, с уважением относить друг к другу, находить правильные ответы.
8. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шаги на месте),
Стоит задом наперед (поворот).
В этой избушке есть старушка (наклоны вправо и влево),
Бабушка – Яга живет (поворот обратно).
Нос крючком (показать нос),
Глаза большие (показать глаза),
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят (руки вверх).
9. Знакомство с текстом.
Комбинированный способ чтения.
Учитель. Читает те фрагменты, которые, считает наиболее трудными для учащихся своего класса, наиболее эмоциональными. На первом уроке по сказке текст читается до слов «Не много не мало прошло времени». (С.66)
10. Перечитывание и работа с текстом.
Дети отвечают на вопрос 1 учебника. Почему царь отдал сына Водяному?
— Кем были прекрасные голубки? Как они выглядели?
Подтвердите словами из текста.
— Каким представляли подводное царство люди слагавшие сказки? Прочитайте.
Сивка-бурка
Старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле. Старший брат не хочет ночевать на могиле, а просит младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец Он вызывает богатырского коня сивку-бурку и велит ему, чтобы он служил сыну. Средний брат поступает так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется.
Царь бросает клич: кто сорвёт портрет царевны, на ширинке (то есть на полотенце) нарисованный, с высокого дому, за того царевна замуж пойдёт. Старший и средний братья едут смотреть, как будут портрет срывать. Дурак просится с ними, братья дают ему трёхногую кобылёнку, а сами уезжают. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. Он едет за портретом.
Конь скачет высоко, но не достаёт портрета всего на три бревна. Братья видят это. Вернувшись домой, они рассказывают жёнам об удалом молодце, но не знают, что это их брат. На другой день происходит то же — Иван опять чуть-чуть не достаёт. В третий раз он срывает портрет.
Царь созывает на пир людей всех сословий. Иван-дурак тоже приходит и садится за печкой. Царевна потчует гостей и смотрит: кто утрётся ширинкой с портретом? Но она не видит Ивана Пир идёт и на другой день, но царевна опять не находит суженого. На третий раз она обнаруживает за печкой Ивана-дурака с портретом и с радостью ведёт к своему отцу. Братья Ивана изумлены.
Играют свадьбу. Иван, приодевшись да почистившись, становится молодцом: «не Иван-дурак, а Иван — царский зять».
Гуси-лебеди
Родители уходят на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка сажает братца под окошком, а сама бежит на улицу. Гуси-лебеди тем временем уносят братца на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей. По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается. Она встречает ёжика, который указывает ей дорогу. Приходит к избушке на курьих ножках, заглядывает туда — а там Баба Яга и братец. Девочка уносит братца, а гуси-лебеди летят за нею в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом ее прячет яблонька, причём приходится девочке поесть лесного яблочка, затем она прячется в печке и ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, а тут как раз отец с матерью приходят.
Емеля-дурак
Были у мужика три сына; два умных, а третий, Емеля, — дурак. Отец умирает, оставляя каждому по «сто рублев». Старшие братья едут торговать, оставив Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан.
Зимою, в сильный мороз, невестки посылают Емелю за водой. Он с большой неохотою идёт к проруби, наполняет ведро… И ловит в проруби щуку. Щука обещает сделать так, что любое Емелино желание исполнится, если он отпустит ее. Она открывает парню волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». Емеля отпускает щуку. Его первое желание с помощью чудесных слов исполняется: ведра с водой идут домой сами.
Немного времени спустя невестки заставляют Емелю идти во двор, нарубить дров. Емеля приказывает топору рубить дрова, а дровам идти в избу и ложиться в печь. Невестки в изумлении.
Они посылают Емелю в лес за дровами. Лошадей он не запрягает, сани сами едут со двора Проезжая через город, Емеля давит множество народу. В лесу топор рубит дрова и дубинку для Емели.
На обратном пути в городе Емелю пытаются поймать и намять ему бока. А Емеля приказывает своей дубинке избить всех обидчиков и благополучно возвращается домой.
Король, услышав обо всем этом, посылает к Емеле своего офицера. Тот хочет везти дурака к королю. Емеля не согласен, и офицер даёт ему пощёчину. Тогда Емелина дубинка бьёт и офицера, и его солдат. Офицер докладывает обо всем этом королю. Король посылает к Емеле умного человека. Тот сперва говорит с его невестками и узнает, что дурак любит ласковое обращение. Суля Емеле лакомства и обновы, он уговаривает его явиться к королю. Тогда дурак велит своей печи самой ехать в город.
В королевском дворце Емеля видит принцессу и загадывает желание: пусть она в него влюбится.
Емеля уезжает от короля, а королевна просит отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Король приказывает офицеру доставить Емелю во дворец. Офицер поит Емелю допьяна, а потом связывает, кладёт в кибитку и везёт во дворец Король велит сделать большую бочку, посадить туда свою дочь и дурака, бочку засмолить и пустить в море.
В бочке дурак просыпается. Королевская дочь рассказывает ему о том, что произошло, и просит, чтобы он вызволил себя и ее из бочки. Дурак произносит волшебные слова, и море выкидывает бочку на берег. Она рассыпается.
Емеля и принцесса оказываются на прекрасном острове. По Емелиному хотению возникают огромный дворец и хрустальный мост до королевского дворца. Затем сам Емеля становится умным и красивым.
Емеля приглашает короля к себе в гости. Тот приезжает, пирует с Емелей, но не узнает его. Когда Емеля рассказывает ему все, что случилось, король радуется и соглашается выдать за него замуж принцессу.
Король возвращается домой, а Емеля с принцессой живут в своём дворце.
История и образ Морского царя
Образ повелителя морей неоднозначен в русских сказках. Его принято считать злодеем, но ничего зловещего подводный обитатель не совершает. Он выступает неким благородным старцем-богачом, который повелевает в мире морском.
У него очень колоритная внешность — длинная борода, седые волосы, украшенные венком из папоротника. Своеобразное средство передвижения — гигантская раковина, запрягается морскими коньками или псами. Так Поддонник объезжает владения, чтобы соблюдать порядок.
В руках у персонажа весло и острога. Первое олицетворяет укрощение волн, второе — напротив, используется для того, чтобы создать шторм. И уже в этом прослеживается противоречивая личность. Царь Поддонный не злой, и не хороший. Он — соблюдает баланс, поэтому ему приходится проявлять жесткость и доброту в отношении других героев.
Но ничто человеческое ему не чуждо. Так, он обожает веселье и танцы. Правда, когда устраивает праздники, то море сильно волнуется, из-за чего тонут корабли. Вот пример нехорошего поступка без злого умысла.
Еще важно уточнить, что у царя рождаются только дочери. Но ведь замуж их выдавать нужно. Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства
Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись
Поэтому царь Поддонный и зазывает в пучину морскую молодых и удалых парней, обещая в награду несметные богатства. Так случилось и с Садко. Он приглянулся царю Водянику игрой на гуслях. За Садко вышла замуж одна из дочерей — Чернава, она же помогла парню и спастись.