Читать онлайн лев старца герасима. лесков николай семёнович

Читать онлайн лев старца герасима. лесков николай семёнович.

Краткое содержание рассказа «Зверь» Николая Лескова

Глава 1

Рассказчику было 5 лет, когда мать уехала к мужу-следователю, оставив его у жестокого дяди, чтобы встретить Рождество.

Глава 2

Дом дяди был похож на мрачный замок, в одном окне которого были натянуты струны, завывавшие при ветре.

Глава 3

Дядя любил охоту на медведей. У него были собаки-«пьявки» для нее. Медвежат-сирот держали в сарае. Смотрел за ними удалой красавец черноглазый Храпошка (Ферапонт). Спокойному медвежонку разрешали жить во дворе.

Глава 4

Уже 5 лет во дворе жил «смышленый медведь» Сганарель. Если бы он озверел, его стали бы травить собаками, а в конце прикончили бы охотники.

Глава 5

Сганарель был умный и красивый, носил шляпу, умел маршировать. С Храпоном они были друзьями. Но и Сганарель показал себя: напал на гуся, жеребенка и слепца с поводырем. И «зверя» перед «казнью» посадили в яму.

Глава 6

К Рождеству дядя, собрав гостей, планировал затравить провинившегося зверя.

Глава 7

Сганареля обманом заманили в яму. Храпон не вынес его плача и стонов. Он решил, что ни за что не будет стрелять в любимца.

Глава 8

О чувствах Храпона рассказчик-мальчик и его кузен, сын дяди, узнали от Анны, сестры Храпона. Дяде доложил о них гувернер. И тот назначил Храпона вторым, после Флегонта, стрелком для скорой травли. Маленький рассказчик молится о спасении медведя.

Глава 9

От рождественского стола все пошли на травлю. Дядя подал сигнал стрелкам.

Глава 10

Медведь вылезать отказался. Тогда дядя велел Храпону выманить его.

Глава 11

Ферапонт приказа барина не ослушался. Друзья вышли обнявшись. У медведя был несчастный вид, а на голове шляпа. Кому-то из гостей стало жаль его.

Глава 12

Сганареля осадили собаки. Пару он убил сам, остальных придавило бревном из ямы.

Глава 13

Большинство гостей сбежало в дом, когда медведь вертел бревном, привязанным к лапе.

Глава 14

Медведь бревном сшиб засаду стрелка Флегонта, тот выстрелил – и ранил Храпона. Медведь, помедлив возле друга, бегом подался в лес.

Глава 15

Дети и взрослые переживают: накажут ли Храпона? Ведь он должен был убить медведя, хоть пулей, хоть ножом.

Глава 16

Старый священник стал объяснять детям смысл рождественской песни Христу. О том, что Бог ждет от нас милосердное сердце. И дядя заплакал. Храпошка был прощен за «любовь к зверю», и даже отпущен на волю. Но он не ушел, а остался слугой и другом дяде. Дядя в шутку звал его «укротителем зверя» (то есть, себя). Оба добряка с тех пор помогали людям. Храпон и хоронил дядю, и потом сам лег рядом.

Сюжет

Рассказчик в 5 лет был на Рождество у жестокого дяди. Он убил взрослых медведей, а медвежонка Сганареля, умного и тихого, оставил на дворе. За ним ухаживал Храпон. В 5 лет Сганарель вдруг потрепал гуся и слепца с поводырем. Его посадили в яму. К травле нарочно привлекли Храпона. Вышло так, что стрелок, стреляя в убегавшего в лес медведя, ранил Храпона. Медведь задержался возле друга, тот его не тронул. И зверь ушел навсегда. После слов священника о том, что Христос ждет от нас доброго сердца, дядя за любовь к зверю простил Храпона. С того дня они стали вместе помогать бедным и несчастным. Так Храпон «укротил зверя» (то есть, самого дядю).

Отзыв

Рассказ можно назвать святочным. События в нем происходят в Рождество, и все заканчивается преображением злого человека в доброго. В названии рассказа имеется в виду не медведь, а дядя. Он сам был как зверь. Случай с медведем помог ему понять себя, раскаяться, измениться. Он понял, что Храпон медведя любил так, как сам дядя никогда не любил людей. Он понял, что даром прожил жизнь, и поспешил делать добрые дела. Храпон стал его товарищем. Рассказ учит милосердию, любви, раскаянию, прощенью. Учит признавать и исправлять свои ошибки, жить по совести, помогая другим.

Зверь – краткое содержание рассказа Лескова

Случай, который Лесков описывает в рассказе «Зверь», он наблюдал сам, будучи 5-летним мальчиком.

Стояла суровая студеная зима. На Рождество Христово маленького Лескова отправили к тетке. Ее муж ,богатый помещик имел славу злобного, жестокосердного человека, который кичился своей неумолимостью и считал эту черту характера твердостью духа.

В доме, в котором проживала семья дяди, не было заведено прощать вину ни людям, ни животным. Милосердие у этого помещика считалось слабостью. Тот же порядок распространялся и на крепостных, проживающих в многочисленных деревнях, принадлежащих дяде.

Одним из увлечений хозяина была псовая охота. Он держал особенных собак, «пьявок», которые были обучены брать медведя. Эти псы стаей бросались на зверя и намертво впивались в него зубами. Случалось на охоте напасть на целое медвежье гнездо. Тогда медвежат забирали из берлоги и помещали в каменный сарай.

К медведям был приставлен Ферапонт, молодой крепостной. По-простонародному звали его Храпоном. Он не только кормил зверей и заботился о них, но даже спал с медвежатами в их сарае, а те доверчиво укладывались вокруг своего друга.

Ферапонту же поручалось из числа пленных зверенышей выбрать самого смышленого и благонравного. Этому медвежонку дозволялось жить вольно, бродить во дворе и парке. В будущем избранному зверю предстояло держать пост у ворот дома. Медвежья жизнь на воле продолжалась до тех пор, пока Мишка не проявлял звериных наклонностей: не хватал домашний скот и птицу, не трогал людей. Но рано или поздно это случалось с каждым медведем, и тогда его ждала неизбежная смерть.

Во время описываемых событий таким медведем был пятилетний зверь, названный по-испански Сганарелем. Он был мощным, необыкновенно сильным и красивым. Кроме того, отличался разными талантами: ходил на задних лапах, играл на барабане, таскал на себе мешки и очень смешно нахлобучивал на свою голову шляпу с пером.

Но пришел роковой срок – Сганарель проявил свою звериную сущность. Сначала он изувечил гуся, потом ударом лапы сломал жеребенку спину и даже набросился на людей. Тем самым медведь обрек себя на смерть.

Храпон вынужден был поместить своего друга в яму, в которой тот находился бы до момента казни. Парень не стал продергивать в губу зверя кольцо, Сгаранель пошел к месту заключения в обнимку со своим тюремщиком.

Когда на Рождество съехались гости, дядя после обеда планировал развлечь их травлей медведя. В яму было опущено бревно, по которому зверь должен выйти из ямы. Но Сганарель долго не соглашался покинуть свое логово: его кололи пиками, бросали в яму горящую солому – бесполезно! Тогда к нему был послан Ферапонт, и со своим другом медведь вылез из ямы. На него спустили собак, он отшвырнул первую от себя с распоротым брюхом. Случайно веревка, к которой было привязано бревно, затянулась на лапе зверя, и он начал крутить ею. Бревно же, вращаясь, размозжило целую свору собак.

Зрители, опасаясь, что веревка лопнет и опасное орудие настигнет их, стали в панике уезжать. Медведь же, крутя бревно, отступал к лесу. На его пути в засаде сидели стрелки, один из них Храпон. Вдруг зверь увидел Храпошку , хотел лизнуть его, но с другой стороны прозвучал выстрел, и медведь убежал в лес, а друг его упал без сознания.

Все понимали, что это Храпон дал медведю возможность уйти, вместо того, чтобы убить его, и ждали сурового наказания от помещика. Но, неожиданно, дядя расплакался и сказал, что прощает Храпона за его любовь и доброту к зверю. Он наградил крепостного деньгами и дал вольную. Храпон же отказался от вольной и прожил с помещиком до конца его дней.

Популярные сегодня пересказы

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду небольшой повести, состоящей из двух частей, ключевая тематика которой заключается в необходимости оказания помощи и поддержки близким людям.

Действие происходит в восемнадцатом веке. Главный герой произведения простой фермер, которого зовут Рип ван Винкль. В понимании Вашингтона Ирвинга, герой является еще тем лентяем и любящим отдыхать человеком

Произведение является рассказом, повествующим о непростых отношениях между мужчиной и женщиной. Главным героем рассказа представляется юноша по имени Митя, изображенный в образе высокого

Автор произведения «Желтый свет» описывает свои незабываемые впечатления, проснувшись поздней ночью недалеко от реки Ока. Однажды его привлек странный оттенок, который исходил снизу

Лесков “Зверь”, какое краткое содержание, кто главные герои?

Рассказ «Зверь» был написан Николаем Лесковым в 1883 году.

Главные герои:

  • Дядя, богатый орловский помещик, гордившийся своей жестокостью и непреклонностью и считавший эти свойства проявлением особого мужества и твердости духа.
  • Ферапонт (Храпон) – смелый и сильный дворовый парень, присматривавший за пленными медведями. Своей искренней любовью и душевным отношением к животным побудил сурового хозяина пересмотреть свои убеждения.
  • Сганарель – необычайно умный и способный медведь, живший в усадьбе на вольных правах. В критической ситуации проявил удивительную смекалку и волнующие внутренние качества.

Краткое содержание.

Пятилетнего мальчика отправили погостить к тетке в орловское имение. Ее муж, старый грозный помещик, был заядлым поклонником псовой охоты, особенно на медведей. Для этого натаскивались специальные собаки, называемые «пьявками». Маленьких медвежат забирали из берлоги и держали в отдельном сарае, кормил и присматривал за ними дворовый слуга Храпон. Из выводка выбирали самого «умного» медвежонка, которому разрешалось свободно гулять по парку и двору, но только до тех пор, пока они были малы и никого не трогали. Подросшего зверя, проявившего свои хищные инстинкты, ждала жестокая участь – его садили в специальную яму и на первой же охоте загоняли молодыми «пьявками», опытными сворами или пристреливали.

Очередным таким медвежонком был безошибочно выбранный Храпоном маленький Сганарель, превратившийся за пять лет в матерого сильного зверя, умевшего ходить на задних лапах, бить в барабан и носить с мужиками мешки на мельницу. Но природа берет свое – наступила и пора Сганареля. Он вдруг оторвал гусаку крыло, заломал жеребенка и помял бродячего слепца и его поводыря. Храпон ничем не мог помочь другу – ни человеку, ни зверю здесь не прощалась никакая провинность.

Травля медведя была назначена как послеобеденное развлечение гостей, приглашенных на рождество, а пока Сганареля посадили в яму. Гостей собралось множество, и после праздничного застолья изрядное количество саней выстроилось полукругом на расстоянии от ямы на ровном поле, которое замыкалось вдали темным лесом.

Дядя махнул белым платком, и охотники спустили в яму бревно, чтоб зверь мог выбраться, но Сганарель не захотел выходить. Не помогли ни холостые выстрелы, ни сброшенная в яму подожженная солома. Привезли Храпона, он спустился к медведю и они вместе, обнявшись, показались на поверхности. Зрителям становилось все больше жаль зверя, такая травля не доставляла удовольствия.

А дальше все пошло уж совсем не по плану.

Храпон отправился на свое место; медведь, запутавшийся в привязанной к бревну веревке, пытался от нее освободиться. В этот момент к нему подлетели спущенные со своры пьявки, медведь резко развернулся. Бревно, привязанное к веревке, поднялось в воздух и на первом же обороте положило всю стаю собак.

Теперь все зависело от прочности веревки, на которой Сганарель вертел свою сумасшедшую пращу. Публика в панике покидала опасное место. Между тем медведь, вертя свое бревно, продвигался к лесу, прямо на секретные точки двух стрелков – стрелявшего без промахов Флегонта и Храпошки. Но и тут Сганарелю удивительно повезло – веревка наконец лопнула, бревном сшибло засидку Флегонта, а медведь, несколько раз перекувыркнувшись, оказался прямо в залежке Храпона. Раздался выстрел, но уже темнело и Флегонт промахнулся – легко ранил напарника, а медведь ушел в лес.

Дядя был хмур как никогда. Все ожидали наказания Храпошке, не порешившему зверя ножом. Вечером барин сидел в вольтеровском кресле перед елкой. Священник, окруженный детьми, завел с ними беседу о любви, о прощении – как лучшем даре Ему в этот праздник.

И вдруг все замерли – дядя плакал! Он поцеловал священнику руку, приказал позвать Ферапонта и объявил, что за полученный пример великодушия и любви дает ему вольную и деньги на дорогу. Но освобожденный отказался уезжать и остался жить в имении не только надежным слугой, но и верным другом.

Краткое содержание Лесков Зверь для читательского дневника

Жанр: рассказ   Главные герои: помещик, молодой крепостной Ферапонт и медведь Сганарель

Рассказчик, тогда ещё пятилетний мальчик, гостил у своего дяди в Орловской губернии. Не только крепостные крестьяне, но и члены семьи боялись его гнева. Он никому не прощал даже малейших промахов.

Помещик был большим любителем охоты. Он разводил специальную породу собак, которых называли пиявками, так как они отличались от других псов мёртвой хваткой. Часто охотники из крепостных крестьян по приказу барина привозили в имение маленьких медвежат и отдавали на воспитание Ферапонту, который служил доезжачим. Самый спокойный и послушный медведь охранял помещичье хозяйство. Но если за ним замечались какие-либо шалости, помещик устраивал на него охоту для своих гостей.

Уже пятый год охранял двор любимец Ферапонта – медведь по кличке Сганарель. Был он добродушным животным и очень любил своего воспитателя. Да и Ферапонт очень привязался к медведю и относился к нему как к близкому другу. Но под Рождество в Сганареле стал просыпаться звериный инстинкт. Рассерженный помещик решил избавиться от медведя. На праздник он пригласил гостей, а медведя приказал посадить в глубокую яму.

Сганарель был умным медведем. В день охоты он категорически отказывался выбираться из ямы, как ни издевались над ним и ни провоцировали его окружающие. В конце концов, медведь сумел выбраться из ямы и прорваться через плотное кольцо охотников. Ферапонт сумел помочь ему скрыться в лесу, за что помещик пригрозил строго наказать его за испорченную охоту.

Вечером гости и даже дети с тревогой ждали появления хозяина дома. Он пришёл в сопровождении двух охотничьих собак и устроился в кресле. Среди гостей был старый священник – отец Алексей. Он тихо начал рассказывать присутствующим о празднике Рождества, о любви друг к другу, об умении прощать и сочувствовать, утешать и поддерживать, ведь не зря появился на свет Христос. Долго говорил отец Алексей, и все прекрасно понимали, кому предназначались эти слова. И вдруг все увидели, что хозяин дома плачет. Позже он приказал позвать Ферапонта. Помещик подписал для него вольную и разрешил ему уехать. Но Ферапонт остался в имении и до конца жизни был для помещика не только преданным слугой, но и верным другом, хотя уже считался свободным человеком. Вместе они сделали много добрых дел, поэтому даже после их смерти в округе не забывали о них.

Рассказ учит состраданию к любому живому существу, доброте и милосердию.

Оцените произведение:

  • 3.53
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 43

Читать краткое содержание Зверь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лев старца ГерасимаТекст

Триста лет после Иисуса Христа жил на Востоке богатый человек, по имени Герасим. У него были свои дома, сады, более тысячи рабов и рабынь и очень много всяких драгоценностей. Герасим думал: «мне ничто не страшно», но когда он один раз сильно заболел и едва не умер, тогда он начал размышлять иначе, потому что увидал, как жизнь человеческая коротка и что болезни нападают отовсюду, а от смерти не спасет никакое богатство, а потому не умнее ли будет заранее так распорядиться богатством, чтобы оно на старости лет не путало, а потом бы из-за него никто не ссорился.

Стал Герасим с разными людьми советоваться: как ему лучше сделать. Одни говорили одно, а другие другое, но все это было Герасиму не по мыслям.

Тогда один христианин сказал ему:

– Ты хорошо сделаешь, если поступишь с своим богатством, как советует Иисус Христос, – ты отпусти своих рабов на волю, а имущество раздай тем, кто страдает от бедности. Когда ты сделаешь так, ты будешь спокоен.

Герасим послушался, – он сделался христианином и роздал все свое богатство бедным, но вскоре увидел, что, кроме тех, которых он наделил, осталось еще много неимущих, которым он уже ничего не мог дать, и эти стали его укорять, что он не умел разделить свое богатство так, чтобы на всех достало.

Герасим огорчился: ему было прискорбно, что одни его бранят, а другие над ним смеются, что он прежде жил достаточно, а теперь, все раздавши, и сам бедствует, и всех наследников обидел, а всех нищих все-таки не поправил.

Стало от этого Герасиму очень смутительно, и чтобы не терпеть досаждений от наследников, Герасим поднялся и ушел из людного места в пустыню. А пустыня была дикая, где не жил ни один человек, а только рыскали звери, да ползали змеи.

Походил Герасим по жаркой пустыне и почувствовал, что здесь ему лучше. Тут хоть глухо и страшно, но зато наследники его не бранят и не проклинают, и никто над ним не смеется и не осуждает его, что он так, а не этак сделал. А он сам спокоен, потому что поступил по слову Христову: «отдай все и иди за Мною», и больше не о чем беспокоиться.

Нашел Герасим норку под меловым камнем, натаскал туда тростника и стал жить здесь.

Жить Герасиму было тихо, а есть и пить нечего. Он с трудом находил кое-какие съедобные коренья, а за водою ходил на ручей. Ключ воды был далеко от пещерки, и пока Герасим напьется да подойдет назад к своей норке, его опять всего опалит; и зверей ему страшно, и силы слабеют, и снова пить хочется. А ближе, возле воды, нет такого места, где бы можно спрятаться. «Ну, – думает раз в большой жар Герасим, – мне этой муки не снесть: вылезешь из моей меловой норки, надо сгореть под солнцем; а здесь без воды я должен умереть от жажды, а ни кувшина, ни тыквы, никакой другой посуды, чтобы носить воду, у меня нет. Что мне делать? Пойду, – думает Герасим, – в последний раз к ключу, напьюсь и умру там».

Идеалы античности и средневековья

Завершилась эпоха античности, в прошлое ушли ее идеалы. Какими бы разными ни были периоды, что-то общее в идеалах древних греков и римлян было.

  • доблесть;
  • телесная красота;
  • гармония разумного и эмоционального;
  • слава, в том числе слава в веках как цель поэтической деятельности;
  • героизм;
  • признание.

Приходит эпоха христианства. Христиане готовы пожертвовать не только жизнью, но и телесной красотой, противопоставляя красоту духовную. Первые христианские сподвижники аскеты, с точки зрения древних римлян, были уродливы. Какой уродливый человек может быть героем? Вдруг люди, добровольно отказывающиеся от жизни, красоты, богатства, посмертной славы, жизненного призвания, оказываются героями новой эпохи и новой литературы (см. рис. 1).

Рис. 1. Франсиско Кольянтес. «Павел Фивейский» (св. Павел – первый христианский монах и отшельник)

Житие –

повествование о жизни человека, причисляемого к лику святых.

Эти произведения привносят в древнеримскую словесность новый идеал – мученичества. Это идеал не трагического страдания (смирение с роком), а позорного. Христиан бросали в клетки с дикими зверями, колесовали, четвертовали – это оказывается идеалом земной жизни. Для античности подобное было непонятно.

Житие преподобного

Иорданская пустыня вообще занимает особое место в истории христианства. Именно в этой пустыне сорок дней постился Иисус Христос и подвизалось множество святых. Один из них – Герасим из Ликии, прозванный Иорданским. Сказания повествуют, что сызмальства он питал большую любовь к Богу, а когда достиг совершеннолетия, принял монашество.

Удалившись в Египет, в Фивадийскую пустыню, он принял путь строгой аскезы, не взирая на то, что семья его была весьма богата и почитаема. Какое-то время он оставался в родных краях, но затем совершил паломничество по святым местам Палестины, окончательно осев в Иорданской пустыне, вблизи того места где одноименная река впадает в Мертвое море.

Здесь в 455 году Герасим основал Лавру – небольшой еще пока монастырь, включающий в себя около 70 насельников. Иноческая братия вела суровый образ жизни: пять дней в неделю пустынники питались лишь хлебом и смоченными в воде кореньями. Кельями им служили пещеры естественного происхождения, которые они покидали только для богослужений. В остальное время занимались рукоделием: плетением корзин из ветвей финиковой пальмы либо возносили Всевышнему немые мольбы.

В субботу и воскресенье монахи собирались в храме на Божественной литургии для принятия Таинства Евхаристии. Только после этого им разрешалось вкушать вареную пищу и даже пить вино. Но уже во второй половине воскресного дня пустынножители возвращались к привычному циклу недели, затворяясь у себя в кельях для молитвы.

Из трудов святителя Дмитрия Ростовского известно, что некоторые насельники просили своего духовного кормчего позволить хоть иногда согревать воды для бытовых нужд или возжигать свечи по ночам посреди недели. Но Герасим был непреклонен:

Здесь стоит оговориться: новички жили у Герасима в помещениях общежитского типа, а прошедшим искус настоятель выделял кельи в пустыне.

Из всего имущества братия имела только ветхую одежду на плечах, немного хлеба и кувшин чистой воды. Спали все на грубых рогожах, а отлучаясь из кельи, не затворяли двери, дабы любой вошедший мог воспользоваться этим нехитрым скарбом.

Герасим подавал всем пример подвижничества, доведя свою аскезу до того, что вообще ничего не ел во время Великого поста, ежегодно повторяя подвиг Христа.

Спасение льва

Однажды во время своих прогулок по пустыне преподобный повстречал раненого льва. В лапе зверя торчала уже начинающая загнивать заноза. Лев печально посмотрел на Герасима, словно прося о помощи. Аскет извлек занозу, промыл рану и перебинтовал лапу животного. С тех пор лев, словно послушный ягненок, ходил по пятам за старцем.

А когда подвижник преставился, лев с горя перестал принимать еду и питие и издох на его могиле. Всегда сопровождая Герасима при жизни, он и по смерти обрел место рядом с ним – последователи старца закопали тело льва рядом с усыпальницей.

4

Марта
475 года

Душа благочестивого старца покинула бренное тело, чтобы славословить Господа уже в сонме святых.

О чем молятся святому и в чем он помогает людям

Герасим Иорданский являет собой пример стойкости, смирения и кротости. Обращаясь к святому страждущие просят:

  • укрепить их морально и физически;
  • найти свое предназначение (наставить на путь истинный);
  • научить благоразумию и смирению;
  • исцелить всякую болезнь, том числе и хворь, напавшую на домашнюю живность.

Постоянно воспитывая в себе стойкость плоти, святой Герасим и сам не заметил как впал в грех монофизитства (учение, отрицающее человеческую природу Христа и признающее лишь Его божественную суть). Однако Господь вразумил подвижника, сделав так, что его жизненный путь пересекся с преподобным Евфимием Великим. Этот благочестивый муж удалился в пустыню, когда по земле палестинской начала расползаться ересь лжеучения. Слушая его речи, Герасим духовно прозрел и в свою очередь возжелал отшельничества.

Через какое-то время уже к нему самому стали стягиваться верующие и на его примере учиться усмирять желания плоти и взращивать плоды духовные. Поэтому к данному святому часто прибегают, когда прелестник (дьявол) смущает ум и вера расшатывается. Христиане просят укрепить их духовно, послать стойкость и защитить от лукавого.

Почему к св. Герасиму обращаются с просьбами о животных

Святой считается покровителем животных, ведь однажды он спас жизнь льву. Случай этот является одним из ключевых моментов биографии святого. Как-то раз в пустыне старец встретил царя зверей. У льва была поранена лапа: он не мог наступить на нее и жалобно смотрел на старца.

Прп. Герасим Иорданский

Аскет пожалел страдающего зверя и, приблизившись к нему, вытащил из распухшей лапы шип. Затем промыл рану и тщательно перебинтовал. С тех пор лев стал ручным, словно превратившись в домашнее животное. Он неотступно следовал за старцем, проявляя необычайную кротость и ум.

Настоятель обители решил пристроить своего подопечного к делу: поручил охранять осла-водовоза. Однажды, когда ослик пасся на берегу реки, лев, истомленный жарой, вздремнул на пригорке. В это время мимо проходил торговый караван. Купец позарился на беспризорного осла и забрал его с собой. Проснувшись, лев долго искал осла, но тщетно.

Понуро он приплелся в обитель и предстал пред очами старца, покаянно свесив голову. Герасим подумал, что лев сожрал осла и, прогневавшись, наложил на питомца своеобразную епитимью. Отныне лев должен был выполнять обязанности осла: возить воду в обитель из реки Иордан.

Так продолжалось до тех пор, пока к инокам не пришел для покаяния один человек из воинского сословия. Увидев необычного водоношу, человек сжалился над зверем и дал монахам денег на покупку нового осла. Так лев был избавлен от обязанностей вьючного животного.

Вскоре нашлась и пропажа. Купец, укравший осла, возвращался из Иерусалима в Аравию тем же путем – вдоль реки Иордан. Лев, бродивший поблизости, узнал монастырскую собственность и с ревом кинулся к каравану. Испуганные торговцы разбежались, а лев, схватив пастью узду, привел осла домой. А вместе с ослом пришли и связанные с ним верблюды, груженные пшеницей. Увидев сию картину, старец и прочие монахи поняли, что лев их был не причастен к исчезновению животного.

Более пяти лет лев провел в обители, то приходя, то уходя. Раз, вернувшись из своей очередной вылазки лев, не застал старца в живых. Видя как зверь мечется возле келии настоятеля, монахи отвели льва к месту погребения. Один из иноков пал на колени перед могилой и залился слезами.

Тогда лев стал биться головой о пол и страшно реветь. Он понял где его любимый хозяин. Лев отказывался уходить от гробницы старца, не ел и не пил и вскоре тоже испустил дух. Его закопали тут же, чтобы он и по смерти мог находиться рядом с тем, к кому был так сильно привязан в жизни.

Как изображают на иконах

Самое ранее упоминание святого в изобразительном искусстве относится к началу XII века. Это оплечная композиция Герасима Иорданского на откосе арки в соборе Рождества Пресвятой Богородицы (Антониева монастыря в Новгороде). В деснице святого зажат крест – иносказательное указание на мученический подвиг, принятый во имя Господа, левая ладонь раскрыта и развернута вовне.

Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 — 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

Как правило, в памятниках Византийского искусства преподобный Герасим изображен в образе старца с остроконечной бородкой, разделенной на две пряди. В одной руке он держит свиток, второй указует на него, одновременно сложив персты в благословляющем жесте.

В начале XIV века появляются житийные изображения святого. Наиболее известное – Герасим, вынимающий из лапы льва занозу. Оно открывает цикл, посвященный старцу и льву на росписи в церкви святого Николая Орфаноса в Греции. На фреске Герасим, облаченный в хитон и схиму, сидит на скамье. Лев вложил в его руки лапу и боязливо отвернул морду, которая сильно напоминает человеческое лицо. Лев умен. Он благоговеет перед своим врачевателем, поэтому не смеет поднять на него взор.

Прп. Герасим Иорданский

Это интересно: Святой с медведем, или как изображают батюшку Серафима

На других картинах – кража осла и его возвращение: лев ведет за узду найденыша да еще и с несколькими верблюдами впридачу. Его встречает преподобный Герасим в полном монашеском облачении, а рядом удивленный инок, вопрошающий своего настоятеля о чуде.

Интересный фактНа Руси первое житийное изображение датируется 1359 годом и с тех пор приобретает традиционный мотив, и даже входит в лицевые Минеи.

День памяти

17 марта (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Герасима Иорданского. В этот день старец почил, завершив свои земные труды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: