Лабораторный опыт № 1
Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов
Сравните, используя приведённый на с. 10 план, свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ:
вариант 1 — кристаллических сахара и поваренной соли;
вариант 2 — глюкозы и лимонной кислоты.
Зная свойства веществ, человек может использовать их с большей пользой для себя. Например, рассмотрим свойства и применение алюминия (рис. 6).
Благодаря лёгкости и прочности алюминий и его сплавы применяют в самолёто- и ракетостроении, недаром алюминий называют «крылатым металлом».
Лёгкость и хорошую электропроводность алюминия используют при изготовлении электрических проводов для линий электропередачи (ЛЭП).
Теплопроводность и неядовитость важны при изготовлении алюминиевой посуды.
Неядовитость и пластичность позволяют широко применять тоненькие листы алюминия — фольгу — в качестве упаковочного материала для шоколадных плиток, чая, маргарина, молока, соков, других продуктов, а также для лекарственных средств, помещённых в контурные ячейки.
Внедрение алюминиевых сплавов в строительстве повышает долговечность и надёжность конструкций.
Эти примеры иллюстрируют то, что из одного вещества — материала (алюминия) можно изготовить различные физические тела.
Алюминий способен гореть ослепительным пламенем (рис. 7), поэтому его используют при проведении красочных фейерверков и изготовлении бенгальских огней (вспомните рассказ Н. Носова «Бенгальские огни»). При горении алюминий превращается в другое вещество — оксид алюминия.
1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
1. Филео (греч.) означает «люблю», фобос — «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений — цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях.
3. Выпишите отдельно названия веществ и названия тел из приведённого перечня: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела — существительному — можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например: железо и гвоздь — железный гвоздь.
4. Выпишите качественные прилагательные: лёгкий, круглый, длинный, тяжёлый, твёрдый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный, — которые могут быть отнесены:
а) к веществам; б) к телам; в) и к телам, и к веществам.
5. Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие.
6. Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 2 на с. 5, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам.
7. Какое понятие более широкое — «химический элемент» или «простое вещество»? Дайте доказательный ответ.
8. Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где — как о простом веществе:
а) кислород мало растворим в воде;
б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода;
в) в воздухе содержится 21% кислорода (по объёму);
г) кислород входит в состав углекислого газа.
9. Укажите, где о водороде говорится как о простом веществе, а где — как о химическом элементе:
а) водород входит в состав большинства органических соединений;
б) водород — самый лёгкий газ;
в) водородом заполняют воздушные шары;
г) молекула метана содержит четыре атома водорода.
10. Рассмотрите связь между свойствами вещества и его применением на примере:
а) стекла; б) полиэтилена; в) сахара; г) железа.
Предмет химии. Вещества. Ответы