Задачи на количества исходных веществ и продуктов реакции (ответы и решения)
Ключевые слова конспекта: задачи на количества исходных веществ, задачи на количества продуктов реакции,
По химическим уравнениям можно рассчитать количество вещества, массу и объем реагирующих веществ и продуктов реакции. Для этого прежде всего необходимо составить уравнение химической реакции и верно расставить коэффициенты.
Расчеты по химическим уравнениям удобнее всего вести с использованием количеств веществ реагирующих и образующихся веществ. Количества вещества соединений, вступающих в химическую реакцию и образующихся в ее результате, пропорциональны друг другу и относятся друг к другу как коэффициенты перед формулами этих веществ в количественном уравнении. Например, реакции, которая описывается уравнением 2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3, соответствует следующее соотношение между количествами веществ железа, хлора и хлорида железа (III):
v(Fe) : v(Cl2): v(FeCl3) = 2 : 3 : 2.
Таким образом, зная количество вещества одного из реагирующих веществ или продуктов реакции, можно найти количества вещества других участников данной реакции, а по количеству вещества нетрудно рассчитать их массу или объем.
Следует отметить, что объемы вступивших в реакцию газообразных веществ и объемы газообразных продуктов реакции, измеренные при одинаковых условиях, также относятся друг к другу, как коэффициенты перед соответствующими формулами в уравнении химической реакции. Например, в реакции, уравнение которой 3Н2 + N2 = 2NH3, объемы реагирующих азота и водорода и объем образовавшегося аммиака связаны следующим соотношением:
V(Н2): F(N2): F(NH3) = 3:2:1.
Однако эти соотношения выполняются только между веществами, участвующими в одной и той же химической реакции. Если реагент участвует в двух параллельных реакциях, то его количества веществ в этих реакциях никак не связаны друг с другом и могут находиться в любых соотношениях.
Цитаты из пособия «Задачи по химии 8-9 кл.» (авт. О.С. Габриелян и др.) использованы в учебных целях. Ссылка на покупку книги указана в конце конспекта.
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача № 1.
Какой объем кислорода (н. у.) потребуется для сжигания 22,4 г серы?
Ответ. V(O2) = 15,68 л.
Задача № 2.
Какую массу оксида фосфора (V) требуется растворить в воде для получения 117,6 г фосфорной кислоты?
Ответ. m(Р2O5) = 85,2 г.
Задача № 3.
Вычислите массу осадка, образующегося при добавлении 100 мл 10%-ного раствора хлорида меди (II) (р = 1,08 г/мл) к избытку раствора гидроксида калия.
Ответ. m(Cu(OH)2) = 7,84 г.
Задача № 4.
Какой объем соляной кислоты с массовой долей НС1 20% (р = 1,1 г/мл) потребуется для растворения 42,5 г оксида алюминия, содержащего 4% примесей?
Ответ. Vp-pa(HCl) = 398,2 мл.
Задача № 5.
Какой объем хлора (н. у.) прореагирует с 112 г смеси железа и меди, массовая доля железа в которой 65% ?
Ответ. V(C12) = 57,34 л.
Задача № 6.
80 г смеси оксидов железа (II) и (III) восстановили водородом. Вычислите массу образовавшегося металла, если массовая доля оксида железа (III) в исходной смеси равна 70%.
О т в е т. m(Fe) = 57,68 г.
Задача № 7.
Газ, образовавшийся при сгорании 18,6 г угля в избытке кислорода, пропустили через избыток раствора гидроксида кальция. Какова масса образовавшегося при этом осадка?
Ответ. m(CaCO3) = 155 г.
Задача № 8.
Смесь оксида и сульфида цинка массой 114,9 г обработали избытком соляной кислоты. При этом выделилось 13,44 л (н. у.) газа. Определите массовую долю оксида цинка в смеси (в %).
Ответ. ω(ZnO) = 49,3%.
Задача № 9.
На растворение смеси оксида и карбоната магния было затрачено 520,65 мл 15%-ного раствора хлороводорода (р = 1,075 г/мл). При этом выделилось 8,96 л (н. у.) газа. Какова масса исходной смеси?
Ответ. m(смеси) = 63,6 г.
Задача № 10.
При взаимодействии 200 г раствора, содержащего карбонаты натрия и аммония, с избытком раствора гидроксида калия выделяется 6,72 л газа (н. у.), а при взаимодействии такой же массы раствора солей с избытком соляной кислоты — 8,96 л газа (н. у.). Вычислите массовые доли каждой из солей в растворе.
Ответ. ω((NH4)2CO3) = 7,2%, ω(Na2CO3) = 13,25%.
Задачи на количества исходных веществ и продуктов реакции (ответы и решения). Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующей теме: Решение задач, когда одно из веществ в избытке
- Вернуться к списку конспектов по Химии.
- Проверить знания по Химии.
- Купить книгу Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл. / О.С. Габриелян и др. — М.: Дрофа.
Преимущества ГДЗ по химии 8 класс Габриелян
Кроме важного и полезного теоретического материала, решебник содержит подробно расписанные ответы к абсолютно всем номерам из учебника. С ними выполнение школьниками различных заданий станет намного проще, поскольку наличие наглядного примера подскажет алгоритм нахождения правильного решения
Не менее важны комментарии и детальные пояснения авторов, так как они компенсируют ребятам информацию, которую преподаватель не всегда успевает объяснить во время урока.
Также онлайн-пособие будет полезно школьникам в следующих ситуациях:
- разбор сложных разделов;
- проработка ошибок;
- изучение пропущенной темы;
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к опросу.
Продуманно работая с решебником, школьники приобретут все необходимые навыки для качественного изучения предмета.
Как помогут в обучении ГДЗ по химии за 8 класс Габриеляна
Учебно-методический комплекс разбит на несколько основных разделов:
- вступление, дающее первое понятие о химии;
- пять делящих обучение глав;
- два химических практикума, которые включают в себя практические работы;
- приложения, короткий раздел с таблицами, правилами и пояснениями.
Решебник призван ненавязчиво и с толком помочь в выполнении домашнего задания. Он тень учебника, поясняя каждый параграф, каждый его номер страницы, с несколькими вариантами выполнения определенного задания.
ГДЗ предоставит верные ответы в случае возникших трудностей в ходе учебы. Поможет школьнику сформировать такие характеристики как:
- наблюдение, измерение, эксперимент;
- правильное описание жидких, твердых и газообразных веществ;
- раскрыть смысл основных химических терминов;
- произвести различие физических и химических явлений;
- определять состав веществ по формулам.
Этот список можно вести бесконечно долго, но вывод останется одним, решебник подготовит и даст ответы на контрольных, проверочных и лабораторных работах.
Решебник по химии за 8 класс учебник Габриелян помогает изучать увлекательную науку
Отношение к химии у школьников обычно неоднозначное – с одной стороны, каждый подросток с интересом наблюдает за эффектными экспериментами, – когда в руках учителя вырастают кристаллы, возникает дым или вещество в реторте меняет цвет. Но, с другой стороны, сложная теория отнимает много времени, а ведь далеко не все ребят продолжат работу с этой наукой в вузах. И зачастую возникает желание сэкономить время на подготовку к занятиям. Виртуальный наставник ученика подробно и понятно расскажет теорию. Объяснит её применение в лабораторных опытах и при этом позволит сэкономить ценное время. В издании автор предлагает восьмикласснику 45 тематических параграфов:
- Явления, происходящие с веществами.
- Массовая доля примесей.
- Химические формулы.
- Валентность.
- Кислоты, основания, соли.
- Металлы и неметаллы.
Чтобы качественно освоить перечисленные параграфы и заработать положительную оценку в конце года, школьникам требуется надёжный помощник, который всегда подскажет верный ответ и не подведёт в ответственный момент. С этой задачей идеально справится учебно-методический комплекс Габриеляна. Каждый параграф дополнен в рабочей книге двумя разделами: полное объяснение теории и законов химии по данной теме, а второй – разноуровневые упражнения для закрепления изученного материала.
§20. Расчеты по химическим уравнениям
Задание №1
Запишите алгоритм решения расчетной задачи по уравнению реакции. 1) _ 2) _ 3) _ 4) _ 5) _ 6) _
Ответ:
Алгоритм решения расчетной задачи по уравнению реакции: 1) Провести анализ текста задачи и наглядно оформить её условия, указав, что дано и что требуется определить. 2) Записать уравнение химической реакции и определить количественные соотношения её участников, ориентируясь на коэффициенты в уравнении. 3) Рассчитать количество вещества участников реакции, приведённые в условии задачи (перевести массу или объём в моли). 4) Над формулами исходных и искомых веществ записать известные и неизвестные количества вещества (х моль). 5) Рассчитать искомое количество вещества для заданного условием участника реакции и перевести его в массу или объём, согласно требованиям условия задачи. 6) Записать ответ, используя соответствующую символику и размерности.
Задание №2
При взаимодействии хлорида меди (II) и 51 г алюминия выделилась медь. Рассчитайте ее массу. Дано: _ Решение: $3CuCl_{2} + 2Al = 2AlCl_{3} + 3Cu↓$
Ответ:
Дано: m (Al) = 51 г Найти: m (Cu) − ? Решение: $3CuCl_{2} + 2Al = 2AlCl_{3} + 3Cu↓$ m (Cu) = n * M n (Cu) = $frac{3}{2}$ * n (Al) n (Al) = m : M = 51 г : 27 г/моль = 1,89 моль n (Cu) = $frac{3}{2}$ * 1,89 моль = 2,83 моль m (Cu) = 64 г/моль * 2,83 моль = 181 г Ответ: m (Cu) = 181 г
Задание №3
Ответ:
Задание №4
Рассчитайте массу осадка в реакции обмена раствора хлорида железа (III) со 100 г гидроксида натрия и количество вещества хлорида натрия. Дано: _ Решение: $FeCl_{3} + 3NaOH = Fe(OH)_{3}↓ + 3NaCl$
Ответ:
Дано: m (NaOH) = 100 г Найти: m ($Fe(OH)_ {3}$) − ? n (NaCl) − ? Решение: $FeCl_{3} + 3NaOH = Fe(OH)_ {3}↓ + 3NaCl$ m ($Fe(OH)_ {3}$) = n * M n ($Fe(OH)_ {3}$) = $frac{1}{3}$ * n (NaOH) n (NaOH) = m : M = 100 г : 40 г/моль = 2,5 моль n ($Fe(OH)_ {3}$) = $frac{1}{3}$ * 2,5 моль = 0,833 моль m ($Fe(OH)_ {3}$) = 0,833 моль * 107 г/моль = 89 г n (NaCl) = n (NaOH) = 2,5 моль Ответ: m ($Fe(OH)_{3}$) = 89 г; n (NaCl) = 2,5 моль
Задание №5
Придумайте и решите задачу, если известна масса одного реагента, а требуется найти объем (н.у.) второго реагента и массу одного из продуктов реакции по уравнению $Fe_{2}O_{3} + 3H_{2} = 3H_{2}O + 2Fe$ Условие задачи: _ Ответ: _
Ответ:
Условие задачи: Масса оксида, вступившего в реакцию, равняется 3 г. Найдите объем водорода и массу воды.
Дано: m ($Fe_{2}O_{3}$) = 3 г Найти: V ($H_{2}$) − ? m ($H_{2}O$) − ? Решение: $Fe_{2}O_{3} + 3H_{2} = 3H_{2}O + 2Fe$ V ($H_{2}$) = $V_{m}$ * n n ($H_{2}$) = 3 * n ($Fe_{2}O_{3}$) n ($Fe_{2}O_{3}$) = m : M = 3 г : 160 г/моль = 0,0188 моль n ($H_{2}$) = 3 * 0,0188 моль = 0,0564 моль V ($H_{2}$) = 22, л/моль * 0,0564 моль = 1,26 л m ($H_{2}O$) = n * M n ($H_{2}O$) = n ($H_{2}$) = 0,0564 моль m ($H_{2}O$) = 0,0564 моль * 18 г/моль = 1,0152 г Ответ: V ($H_{2}$) = 1,26 л; m ($H_{2}O$) = 1,0152 г
Структура решебника
Освоение дисциплины связано с определенными трудностями, так как необходимо прочитать и разобраться в большом объеме информации, часть которой требует заучивания. К сожалению, многие подростки не так успешно, как хотелось бы, справляются с этой задачей. Следствием чего становятся недопонимание изучаемых тем и неудовлетворительные оценки. Улучшить ситуацию школьникам поможет дополнительная информация по всем разделам учебника, содержащаяся в методическом сборнике. Ее использование дает восьмиклассникам возможность вникнуть во все аспекты предмета.
Решебник позволит не только избежать сложностей, но и значительно ускорит процесс освоения следующих тем:
- Изотопы. Изобары.
- Энергетические подуровни.
- Ядерные реакции.
- Ионная связь.
- Гидролиз солей.
- Хлорид водорода.
Используя сборник с верными ответами для подготовки к урокам, восьмиклассники всегда будут приходить на занятия во всеоружии.
Чем поможет решебник по химии за 8 класс учебник Габриелян О. С. (Дрофа)
Для того чтобы оперативно решить возникшие в учёбе проблемы и «не ударить в грязь лицом» при выполнении домашнего задания или написании важной контрольной работы, советуем ученикам обратиться за поддержкой к надежному вспомогательному ресурсу. Под данный критерий прекрасно подойдет учебно-методическое пособие Габриеляна
Добросовестная работа с ГДЗ не просто служит для выполнения конкретных заданий, но и помогает разобраться в общих принципах работы с предметом:
- знакомит с основными терминами;
- объясняет структуру периодической таблицы Д. И. Менделеева;
- помогает разобраться с основным лабораторным оборудованием;
- обучает принципам расчёта объёмной доли газа в сложных смесях;
- подсказывает меры личной безопасности при выполнении химических реакций;
- учит грамотно оформлять проведённый эксперимент и делать из него точный вывод.
ГДЗ – это универсальное пособие для учащихся средней школы, которые хотят готовиться к урокам легко и без лишних переживаний. Некоторые школьники сталкиваются с высокими требованиями со стороны педагогов, либо не справляются с нагрузкой из-за частых пропусков и отсутствия мотивации. Проблемы проявляются очень четко во время самостоятельной работы. Ребенок быстро устает, долго откладывает «домашку», а в последний момент делает все без особого усердия и интереса. В таком случае необходимо обратиться к дополнительным ресурсам, а именно к решебнику. Данное пособие послужит отличным справочником и в следующие учебные годы – такая сложная наука, как химия, часто требует повторения основ, чтобы разобраться в более сложных темах.
Уникальные подробные решения с пояснениями Ответкина
Химия нужна при поступлении в медицинские и технологические вузы, потому родители стараются помочь школьникам в ее изучении. Они ищут репетиторов, чем не облегчают жизнь восьмиклассника, а возлагают на него дополнительную нагрузку. Средства утекают из семейного бюджета, а ситуация с успеваемостью не меняется.
Поиск квалифицированного педагога – отдельная большая проблема. На курсах и дополнительных занятиях в основном работают недавние выпускники педагогических вузов. Они разбираются в предмете, но не всегда могут доступно преподать его школьникам.
На нашем портале мы собрали уникальную базу решений задач и уравнений реакций по химии с пояснениями лучших учителей России и теоретическими вставками. Они доступны круглосуточно с любого гаджета.
Почему Ответкин.инфо лучше репетиторов и теории учебников по химии?
- Курсы по химии стоят недешево, а индивидуальные занятия у репетитора – и того дороже. Решебниками же можно пользоваться бесплатно, если пройти простую регистрацию на сайте.
- Удобно. Дополнительные занятия – это значительные затраты времени. Сначала нужно добраться до репетитора, потом отсидеть положенные 1-1,5 часа на уроке. ГДЗ же можно смотреть и разбирать дома, в перерыве между школой и факультативами или даже по дороге.
- Качественно. Развернутые решения на нашем портале составляла команда квалифицированных педагогов, которые имеют обширный опыт работы в средней школе. Готовые ответы на предмет ошибок и опечаток проверяли редакторы в несколько этапов. На создание полной и единственной в Рунете базы ответов ушло несколько лет.
- Понятно. Главное достоинство нашего ресурса – теория и пояснения к ответам. Ученик не просто списывает в тетрадь готовые задачки по химии и лабораторные работы, а читает комментарии к ним, вникает в алгоритм выполнения и учится решать аналогичные задания самостоятельно.
Как пользоваться сайтом Ответкин.инфо
Чтобы школьнику не пришлось тратить время на поиски нужного ответа, мы разделили задания решебника по параграфам. Кроме того, на сайте существуют дополнительные возможности для пользователей:
- клик по номеру упражнения открывает доступ к 1-6 кратким решениям задач, вариантам выполнения лабораторных работ, записям уравнений реакций;
- на сайте можно авторизоваться через социальные сети или зарегистрироваться по электронной почте, что обеспечит доступ к 3-м детальным ответам в сутки;
- если необходим доступ к большему числу развернутых ответов, то во вкладке «Подписки» за небольшую плату можно расширить свои возможности;
- все открытые номера с пояснениями и срок их использования можно посмотреть в личном кабинете во вкладке «Подробные решения»;
- в детальном ответе на белом фоне мы разместили информацию для записи в тетрадь, а на цветном – комментарии педагогов и теорию.