Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
- Иван Бунин, поэзия, рассказы.
- Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
- Аркадий Аверченко, рассказы.
- Михаил Зощенко, рассказы.
- Поэзия серебряного века.
- Максим Горький «На дне».
- Александр Блок, поэзия.
- Сергей Есенин, поэзия.
- Владимир Маяковский, поэзия.
- Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
- Андрей Платонов, рассказы.
- Алексей Толстой «Петр I».
- Михаил Шолохов «Тихий Дон».
- Поэзия о войне.
- Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
- Александр Твардовский, проза.
- Валентин Распутин, проза.
- Виктор Астафьев, рассказы.
- Василий Шукшин, рассказы.
- Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
- Чингиз Айтматов «Плаха».
- Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Список литературы для чтения на лето 6 класс
Главные новости:
Регистрация на ЦЭ стартует 20 марта 202415:49, 19 март
Электронная ярмарка вакансий Миорского района пройдет 29 февраля…17:22, 26 фев
Стартовали продажи билетов на фестиваль Вива Браслав 202409:39, 20 фев
Наталья Кочанова считает возможным введение электронного голосования…21:30, 16 фев
С наступлением лета долгожданные каникулы начались у шестиклашек, но это не значит, что нужно бросить читать литературу на все 3 месяца.
Список рекомендованной литературы для внеклассного чтения на лето 6 класс опубликовало научно-методическое учреждение Национальный институт образования Министерства образования. Покупать книги для шестиклассников (идут осенью в седьмой) из списка ниже конечно же не нужно — они все есть библиотеках Миорского района, в том числе и школьных.
Вниманию родителей! Для того чтобы сохранить здоровье, зрение и осанку пятикласснику необходимо соблюдать простые, но важные правила:
держать книгу на необходимом расстоянии от глаз, не подносить очень близко и не отдалять, примерное расстояние — длина руки от локтя до книги (проверяется в положении согнутых в локтях и слегка прижатых к туловищу рук ребенка);
книга не должна лежать горизонтально на столе, её следует держать в наклонном положении так, чтобы глаза смотрели прямо в книгу без наклона головы — можно использовать специальную подставку для книг;
при чтении книга должна быть хорошо освещена; если дневного света не хватает, нужно включить электрические приборы (настольную лампу, светильники); желательно обеспечить освещение книги с левой стороны;
очень важно соблюдать правильную посадку во время чтения, следить за положением спины и плеч;
обязательно необходимо устраивать ребенку перерывы после 20 — 30 минут чтения, смотреть вдаль для отдыха глаз.
Беларуская літаратура — Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам 6 клас
(7–10 твораў на выбар вучня)
-
- У. Караткевіч. “Лебядзіны скіт”.
- Я. Баршчэўскі. “Вужыная карона”.
- Я. Колас. “Жывая вада”.
- Фальклорныя легенды “Дамавік ездзіць на конях”, “Палешукі і палевікі”, “Цар Ірад”.
- А. Васілевіч. “Сябры”.
- К. Чорны. “Насцечка”.
- І. Мележ. “Здарэнне”.
- У. Бутрамееў. “Славутая дачка Полацкай зямлі”.
- С. Тарасаў. “Еўфрасіння Полацкая”.
- В. Адамчык. “Салодкія яблыкі”.
- І. Пташнікаў. “Алені”.
- А. Жук. “Стары бабёр”(урывак з аповесці “Паляванне на Апошняга жураўля”)
- Р. Баравікова. “Гальштучнік” (урывак з “Аповесці чатырох падарожжаў”)
- Д. Шулцэ. “Роберцік”.
- В. Вольскі. “Падарожжа па краіне продкаў”.
- В. Карамазаў. “Падранак”.
- Я. Маўр. “У краіне райскай птушкі: аповесці, апавяданні”.
- І. Навуменка. “Вайна каля Цітавай копанкі”.
- Зборнік. “Ніколі не забудзем”.
- І. Сяркоў. “Мы з Санькам у тыле ворага”.
- І. Пташнікаў. “Арчыбал”.
- А. Савіцкі. “Радасці і нягоды залацістага карасіка Бубліка”.
- А. Якімовіч. “Эльдарада просіць дапамогі”
Обязательная литература для 6 класса
- А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»
- Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Майская ночь, или Утопленница
- И. Тургенев Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
- А. Чехов рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.
- А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
- М. Пришвин «Кладовая солнца» Таинственный ящик. Синий лапоть
- А. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Корова
- В. Распутин «Уроки французского»
- Н. А. Некрасов Железная дорога
- Н. Г. Гарин-Михайловский Детство Темы
- Н. С. Лесков Человек на часах
- Л. Н. Андреев Петька на даче. Ангелочек
- В. П. Астафьев Монах в новых штанах. Зачем я убил коростеля? Конь с розовой гривой
- Б. Шергин Детство в Архангельске. Миша Ласкин
- Ф. А. Абрамов Собачья гордость. О чем плачут лошади
Цель анализа
Цель анализа произведения по литературе в 6 классе заключается в том, чтобы помочь учащимся развить навыки критического мышления и литературного анализа. Анализ произведения помогает обнаружить и понять основные идеи, темы и символы, а также строить связи между деталями и построением сюжета.
В ходе анализа ученики получают возможность проанализировать стиль автора, использование литературных приемов и языковых средств, а также оценить характеры персонажей и развитие сюжета. Это помогает развить литературное восприятие, понять ценности произведения, его эстетическую и эмоциональную ценность.
Цель анализа также включает развитие навыков письма и монологической речи, так как ученики должны уметь выразить свои мысли и выводы в письменной или устной форме. Анализ произведения также помогает учащимся развить свою эмпатию, умение сопереживать персонажам и анализировать моральные ценности, которые присутствуют в произведении.
Книги для самостоятельного чтения в 8 классе
- Н.В.Гоголь «Шинель», «Ревизор», «Тарас Бульба»
- Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
- М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
- У.Шекспир «Гамлет», «Король Лир»
- А.П.Чехов «Крыжовник», «Ионыч»
- Т.Н.Толстая «Река Оккервиль»
- Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
- Ф.Саган «Здравствуй, грусть»
- С.Д.Довлатов «Наши»
- Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
- М.Сервантес «Дон Кихот»
- Б.Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
- В.Быков «Сотников», «Альпийская баллада»
- В.Богомолов «Иван»
- Дж.Олдридж «Последний дюйм»
- Э.Хемингуэй «Старик и море»
- М.Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»)
- В.Шаламов «Последний бой майора Пугачева»
- В.Короленко «Парадокс»
- Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»
- Ю.Мамлеев «Прыжок в гроб»
- К.Паустовский «Телеграмма»
- Л.Улицкая «Дочь Бухары»
- В.Астафьев «Последний поклон»
Основные понятия
Произведение литературы – это художественный текст, созданный с целью эстетического восприятия и передачи определенной идеи или эмоционального состояния. Произведение литературы может быть в виде прозы, поэзии или драмы.
Тема произведения – это его главная идея, то, о чем рассказывает текст в целом. Тема может быть выражена явно или быть скрытой, требующей толкования.
Сюжет – это последовательность событий, которые разворачиваются в произведении. Сюжет включает в себя введение, развитие и разрешение конфликта в произведении.
Главный герой – это персонаж, вокруг которого строится сюжет произведения. Главный герой обычно имеет особые черты характера и проходит через серию испытаний и переживаний.
Второстепенные герои – это персонажи, которые встречаются в произведении реже главного героя, но играют важную роль в развитии сюжета или характеризуют главного героя.
Место действия – это физическое пространство, в котором происходят события произведения. Место действия может быть реальным (город, деревня) или вымышленным (волшебный мир).
Время действия – это элемент произведения, определяющий период времени, в течение которого происходят действия. Время действия может быть ограниченным (один день) или неограниченным (несколько лет).
Язык и стиль – это особенности, характерные для некоторых произведений. Язык может быть простым или сложным, а стиль может быть красочным, эмоциональным или повествовательным.
Схема анализа литературного произведения
Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:
- История создания.
- Смысл названия.
- Жанр произведения.
- Тема, идея и проблематика.
- Композиция и ключевые моменты сюжета.
- Конфликт в произведении.
- Система героев и образов.
- Позиция автора.
- Художественные средства.
- Выводы.
История создания
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.
Жанр
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).
Тема, идея и проблема
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».
Композиция и ключевые эпизоды
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:
- экспозиции;
- завязке;
- развитии действия;
- кульминации;
- развязке;
- постопозиции.
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.
Система героев и образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Художественные средства
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:
- эпитеты и метафоры;
- гиперболы и литоты;
- метонимии и синекдохи и пр.
Выводы
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий
Книги для самостоятельного чтения в 9 классе
- Д.И.Фонвизин «Недоросль»
- А.С.Грибоедов «Горе от ума»
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
- Н.В.Гоголь «Мертвые души»
- А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся!»
- И.С.Тургенев «Первая любовь»
- Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи»
- И.А.Бунин «Темные аллеи»
- А.К.Толстой «Князь Серебряный»
- А.Н.Толстой «Аэлита»
- В.Быков «Обелиск», «Сотников»
- В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши», «Ночь после выпуска»
- Г.Я.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»
- А.Р.Беляев «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо»
- А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая», «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца»
- Н.З.Соломко «Белая лошадь – горе не мое»
- А.Н.Стругацкий, Б.Н.Стругацкий «Страна багровых туч»
- Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту»
- У.Голдинг «Повелитель мух»
- Ч.Диккенс «Дэвид Копперфилд»
- Дж.Кервуд «Необыкновенные приключения капитана Плюма»
- А.И.Солженицын «Матренин двор»
- Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»
- Л.Гроссман «Пушкин»
- Ю.Лотман «Александр Сергеевич Пушкин»
- В.Ян «Чингисхан», «К последнему морю», «Батый», «Юность полководца»
- Л.Улицкая «Цю-юрихъ»
- В.Пелевин «Невероятные приключения сарая XII»
- Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
- О.де Бальзак «Человеческая комедия», «Отец Горио», «Евгения Гранде»
- А.Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», «Свидетель обвинения»
- Дж.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- В.Кондратьев «Сашка»
- Юлия Кузнецова «Помощница ангела», «Скелет за шкафом»
- Агния Кузнецова «Моя мадонна»
- Майк Гелприн «Свеча горела»
- Андрей Геласимов «Нежный возраст»
Описание композиции
Композиция литературного произведения – это структурное устройство текста, которое определяет порядок развития событий, повествовательную линию и логическую связь между частями произведения. Композиция помогает автору упорядочить материал и создать цельное художественное произведение.
Одним из основных элементов композиции является вступление, которое знакомит читателя с главными героями и задает основную проблему произведения. Затем следует зачин, в котором происходит развитие конфликта и возникают первоначальные преграды. Далее следуют кульминация и развязка, где достигается наивысшая точка напряжения и раскрывается основное событие.
Композиция может быть линейной, когда события происходят последовательно по времени, или нелинейной, когда они разделены на отдельные эпизоды
Важно, чтобы композиция была логичной, эмоционально насыщенной и держала внимание читателя до самого конца
Часто композиция произведения может быть представлена в виде таблицы, где указываются название каждой части, действующие лица, конфликт и основные события. Это помогает понять структуру произведения и выделить его главные моменты и идеи.
Тема и композиция
На формирование основных тематик повести повлияла эпоха. Литература XIX в. отличается отличается сменой направления – с классицизма на романтизм.
Тема |
В ком (чем) выражается |
Пояснение |
Любовь |
Главные герои |
Великое чувство любви помогает главным героям преодолеть зло. Любовь в повести раскрывается постепенно – персонажи проходят долгий путь. |
Добро и зло |
Вакула |
Главный мужской персонаж повести борется со злом во благо своей возлюбленной. Также тема противостояния добра и зла раскрывается в семье Вакулы. Главный герой – положительный человек, в то время как его мать промышляет колдовской силой. |
Народ |
Украинский народ |
В повести ярко выражена тематика украинского народа. Автор рассказывает о традициях, быте и культуре украинцев. |
Также автор частично раскрывает тему природы, затрагивает проблему искренности и верности.
Анализ произведения «Ночь перед Рождеством» также показывает, что его композиция простая линейная. Строение повести:
-
экспозиция – автор рассказывает о Диканьке, описывает ведьминский полет и проделки черта;
-
начало действия – описание разговора Вакулы и Оксаны, условия, выставленные девушкой;
-
основная часть. Развернутые события начинаются с приема «гостей» Солохой и завершаются возвращением Вакулы;
-
переломный момент – Вакула приходит в дом Чуба и просит разрешения на женитьбу;
-
разрешение конфликта – Вакула и Чуб мирятся, казак дает свое разрешение на женитьбу;
-
завершение – Вакула и Оксана поженились, у них есть ребенок. Главные герои живут счастливо.
«Ночь перед Рождеством» – это встреча реального и мистического миров, которую отражает Николай Гоголь в своей повести.
Основные моменты анализа произведения
Анализ произведения литературы – это оценка его художественных особенностей, тематики, композиции, стиля написания и главных героев. Чтобы провести полноценный анализ, нужно следовать определенным правилам:
Изучение текста. Сначала необходимо основательно прочитать произведение. Лучше всего это делать несколько раз, причем каждое новое чтение должно быть более вдумчивым.
Анализ композиции. Следующий шаг – разобраться в структуре произведения
Важно выявить экспозицию, кульминацию и развязку, изучить пейзажи, описание персонажей и прочие детали.
Оценка героев. Важная часть анализа – это анализ главных героев
Нужно выявить их характерные черты, поступки, мотивы поведения и судьбы. Также необходимо оценить отношения между персонажами и их роль в развитии сюжета.
Определение темы. Для успешного анализа нужно точно понимать, какую проблему автор хотел обсудить в своем произведении. Определение темы позволяет более глубоко понять смысл произведения и раскрыть его смысловые уровни.
Все эти моменты помогут провести качественный анализ произведения литературы и выявить его главные художественные особенности. При оформлении анализа следует помнить о правильной структуре, использовании обоснованных примеров и ясном выражении своих мыслей.
Анализ произведения по литературе 6 класс
Один из основных элементов анализа – это анализ сюжета. Сюжет – это последовательность событий, происходящих в произведении
В ходе анализа сюжета необходимо определить ключевые события, обратить внимание на развитие конфликта и его разрешение, а также выявить основные персонажи и их роль в сюжете
Другим важным аспектом анализа является анализ главного героя. Герой – это центральный персонаж произведения, вокруг которого происходят основные события. В ходе анализа героя необходимо определить его характеристики, внутренние и внешние черты, мотивы его поступков и отношение к другим персонажам.
Еще одним важным аспектом анализа является анализ языковых средств автора. Языковые средства – это различные приемы, которые автор использует в произведении для передачи своих мыслей и чувств
В ходе анализа языковых средств необходимо обратить внимание на описание, диалоги, используемые стилистические приемы и использование образов и символов
Также важно провести анализ замысла автора. Замысел – это то, что автор хотел выразить через свое произведение
В ходе анализа замысла необходимо определить основную идею произведения, выяснить, какое настроение передает автор и какие цели он преследовал, написав свою работу.
В заключение, анализ произведения по литературе в 6 классе позволяет развивать умение воспринимать и понимать текст, находить глубинные смыслы и выражать свои мысли о произведении.
Русская литература — Список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения на лето 6 класс
(7-10 произведений на выбор ученика)
-
- Пушкин А.С. Дубровский
- Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница
- Некрасов Н.А. Железная дорога
- Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы
- Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
- Лесков Н.С. Человек на часах
- Андреев. Л. Н. Петька на даче. Ангелочек
- Чехов А.П. Толстый и тонкий
- Платонов А.П. Корова
- Астафьев В.П. Конь с розовой гривой
- Шергин Б. Детство в Архангельске. Миша Ласкин
- Абрамов Ф. А. Собачья гордость. О чем плачут лошади
- Пришвин М.М. Таинственный ящик. Синий лапоть
- Грин А.С. Гнев отца
- Зощенко М.М. Водная фиерия
- Евгеньева Л. Сестры
- Пантелеев Л.И. На ялике, Главный инженер
- Погодин Р.П. Тишина, Дубравка
- Солоухин В.А. Ножичек с костяной ручкой
Книги для самостоятельного чтения в 10 классе
- А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты»
- Н.С.Лесков «Очарованный странник»
- И.А.Гончаров «Обломов»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Дворянское гнездо»
- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
- Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- А.П.Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Студент», «Дом с мезанином», «Дама с собачкой»,
- А.П.Платонов «Юшка», «Котлован»
- В.Астафьев «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Последний поклон»
- Ю.В.Трифонов «Дом на набережной», «Обмен»
- Ф.А.Абрамов «Пелагея»
- В.Г.Распутин «Последний срок», «Живи и помни»
- М.Горький «На дне»
- А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- А.Камю «Чума»
- Ю.Поляков «Козленок в молоке», «Грибной царь»
- А.В.Вампилов «Старший сын», «Прощание в июле», «Утиная охота»
- И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- Н.А.Гоголь «Нос»
- О. де Бальзак «Шагреневая кожа», «Человеческая комедия»
- Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков»
- Д.Гранин «Иду на грозу»
- С.Лем «Солярис»
- Б. и А.Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине»
- Д.Браун «Ангелы и демоны», «Код да Винчи»
- А.Азимов «Я – робот»
- И.Ефремов «На краю Ойкумены»
- П.Зюскинд «Парфюмер»
- Э.Казакевич «Звезда»
- Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
Книги для самостоятельного чтения в 11 классе
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- Л.Н.Толстой «Альберт», «Война и мир», «Анна Каренина»
- М.Замятин «Мы»
- А.П.Платонов «Сокровенный человек», «Котлован», «Усомнившийся Макар»
- В.Т.Шаламов «Колымские рассказы», «Одиночный замер», «Ночью», Детские рисунки»
- И.А.Бунин «Антоновские яблоки», «Окаянные дни», «Молодость и старость», «Красавица», «Господин из Сан-Франциско»
- М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Чужая кровь»
- Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
- А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Исполины», «Суламифь», «Поединок»
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич», «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»
- Вен.Ерофеев «Москва – Петушки»
- К.Г.Паустовский «Золотая роза»
- А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Матренин двор»
- В.Тендряков «Расплата», «Параня», «Суд»
- В.Распутин «Прощание с Матерой»
- Э.Хемингуэй «Там, где чисто, светло»
- Л.Андреев «Иуда Искариот», «правила добра»
- С.Довлатов «Это непереводимое слово «хамство»
- М.Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
- Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
- В.Быков «Одна ночь»
- В.Астафьев «Печальный детектив»
- Б.Екимов «Переезд», «Продажа», «Тары да бары», «Говори, мама, говори…»
- Я.Голованов «Этюды об ученых»
- А.Адамович «Немой»
- К.Воробьёв «Немец в валенках», «Убиты под Москвой»
- Э.Хемингуэй «Непобежденный»
- Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- В.Солоухин «Письма из Русского музея»
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
- Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
- Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
- Иван Тургенев «Ася».
- Иван Пущин «Записки о Пушкине».
- Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
- Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
- Поэзия Марины Цветаевой.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
- Эмброз Бирс «Человек и змея».
- Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
- Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
- Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
- Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
- Эдгар По «Очки».
- Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
- Герберт Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
- Марк Твен «Журналистка из Теннесси».
Знакомство с произведением
Перед анализом произведения необходимо провести знакомство с ним. Во время знакомства с произведением ученик должен прочитать его полностью или выбрать несколько глав или эпизодов для ознакомления. При чтении произведения ученик может подчеркивать важные моменты, делать заметки и выделять основные идеи.
После прочтения произведения ученик может ответить на следующие вопросы:
1. | Как называется произведение? |
2. | Кто является главным героем произведения? |
3. | В какой стране и в какое время происходит действие произведения? |
4. | Какие основные события происходят в произведении? |
5. | Какие проблемы и темы обсуждаются в произведении? |
Знакомство с произведением позволяет ученику получить общее представление о тексте и подготовиться к последующему анализу и интерпретации его содержания. Этот этап является важным для формирования первоначального впечатления и понимания произведения.