Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

  1. Иван Бунин, поэзия, рассказы.
  2. Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. Аркадий Аверченко, рассказы.
  4. Михаил Зощенко, рассказы.
  5. Поэзия серебряного века.
  6. Максим Горький «На дне».
  7. Александр Блок, поэзия.
  8. Сергей Есенин, поэзия.
  9. Владимир Маяковский, поэзия.
  10. Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  11. Андрей Платонов, рассказы.
  12. Алексей Толстой «Петр I».
  13. Михаил Шолохов «Тихий Дон».
  14. Поэзия о войне.
  15. Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  16. Александр Твардовский, проза.
  17. Валентин Распутин, проза.
  18. Виктор Астафьев, рассказы.
  19. Василий Шукшин, рассказы.
  20. Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
  21. Чингиз Айтматов «Плаха».
  22. Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Список литературы для чтения на лето 6 класс

Главные новости:

Регистрация на ЦЭ стартует 20 марта 202415:49, 19 март

Электронная ярмарка вакансий Миорского района пройдет 29 февраля…17:22, 26 фев

Стартовали продажи билетов на фестиваль Вива Браслав 202409:39, 20 фев

Наталья Кочанова считает возможным введение электронного голосования…21:30, 16 фев

С наступлением лета долгожданные каникулы начались у шестиклашек, но это не значит, что нужно бросить читать литературу на все 3 месяца.

Список рекомендованной литературы для внеклассного чтения на лето 6 класс опубликовало научно-методическое учреждение Национальный институт образования Министерства образования. Покупать книги для шестиклассников (идут осенью в седьмой) из списка ниже конечно же не нужно — они все есть библиотеках Миорского района, в том числе и школьных.

Вниманию родителей! Для того чтобы сохранить здоровье, зрение и осанку пятикласснику необходимо соблюдать простые, но важные правила:

держать книгу на необходимом расстоянии от глаз, не подносить очень близко и не отдалять, примерное расстояние — длина руки от локтя до книги (проверяется в положении согнутых в локтях и слегка прижатых к туловищу рук ребенка);
книга не должна лежать горизонтально на столе, её следует держать в наклонном положении так, чтобы глаза смотрели прямо в книгу без наклона головы — можно использовать специальную подставку для книг;
при чтении книга должна быть хорошо освещена; если дневного света не хватает, нужно включить электрические приборы (настольную лампу, светильники); желательно обеспечить освещение книги с левой стороны;
очень важно соблюдать правильную посадку во время чтения, следить за положением спины и плеч;
обязательно необходимо устраивать ребенку перерывы после 20 — 30 минут чтения, смотреть вдаль для отдыха глаз.

Беларуская літаратура — Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам 6 клас

(7–10 твораў на выбар вучня)

    1. У. Караткевіч. “Лебядзіны скіт”.
    2. Я. Баршчэўскі. “Вужыная карона”.
    3. Я. Колас. “Жывая вада”.
    4. Фальклорныя легенды “Дамавік ездзіць на конях”, “Палешукі і палевікі”, “Цар Ірад”.
    5. А. Васілевіч. “Сябры”.
    6. К. Чорны. “Насцечка”.
    7. І. Мележ. “Здарэнне”.
    8. У. Бутрамееў. “Славутая дачка Полацкай зямлі”.
    9. С. Тарасаў. “Еўфрасіння Полацкая”.
    10. В. Адамчык. “Салодкія яблыкі”.
    11. І. Пташнікаў. “Алені”.
    12. А. Жук. “Стары бабёр”(урывак з аповесці “Паляванне на Апошняга жураўля”)
    13. Р. Баравікова. “Гальштучнік” (урывак з “Аповесці чатырох падарожжаў”)
    14. Д. Шулцэ. “Роберцік”.
    15. В. Вольскі. “Падарожжа па краіне продкаў”.
    16. В. Карамазаў. “Падранак”.
    17. Я. Маўр. “У краіне райскай птушкі: аповесці, апавяданні”.
    18. І. Навуменка. “Вайна каля Цітавай копанкі”.
    19. Зборнік. “Ніколі не забудзем”.
    20. І. Сяркоў. “Мы з Санькам у тыле ворага”.
    21. І. Пташнікаў. “Арчыбал”.
    22. А. Савіцкі. “Радасці і нягоды залацістага карасіка Бубліка”.
    23. А. Якімовіч. “Эльдарада просіць дапамогі”

Обязательная литература для 6 класса

  1. А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»
  2. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Майская ночь, или Утопленница
  3. И. Тургенев Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
  4. А. Чехов рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга»,  «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.
  5. А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
  6. М. Пришвин «Кладовая солнца» Таинственный ящик. Синий лапоть
  7. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Корова
  8. В. Распутин «Уроки французского»
  9. Н. А. Некрасов  Железная дорога
  10. Н. Г. Гарин-Михайловский  Детство Темы
  11. Н. С. Лесков  Человек на часах
  12. Л. Н. Андреев Петька на даче. Ангелочек
  13. В. П. Астафьев  Монах в новых штанах. Зачем я убил коростеля? Конь с розовой гривой
  14. Б. Шергин  Детство в Архангельске. Миша Ласкин
  15. Ф. А. Абрамов Собачья гордость. О чем плачут лошади   

Цель анализа

Цель анализа произведения по литературе в 6 классе заключается в том, чтобы помочь учащимся развить навыки критического мышления и литературного анализа. Анализ произведения помогает обнаружить и понять основные идеи, темы и символы, а также строить связи между деталями и построением сюжета.

В ходе анализа ученики получают возможность проанализировать стиль автора, использование литературных приемов и языковых средств, а также оценить характеры персонажей и развитие сюжета. Это помогает развить литературное восприятие, понять ценности произведения, его эстетическую и эмоциональную ценность.

Цель анализа также включает развитие навыков письма и монологической речи, так как ученики должны уметь выразить свои мысли и выводы в письменной или устной форме. Анализ произведения также помогает учащимся развить свою эмпатию, умение сопереживать персонажам и анализировать моральные ценности, которые присутствуют в произведении.

Книги для самостоятельного чтения в 8 классе

  • Н.В.Гоголь «Шинель», «Ревизор», «Тарас Бульба»
  • Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
  • М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
  • У.Шекспир «Гамлет», «Король Лир»
  • А.П.Чехов «Крыжовник», «Ионыч»
  • Т.Н.Толстая «Река Оккервиль»
  • Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
  • Ф.Саган «Здравствуй, грусть»
  • С.Д.Довлатов «Наши»
  • Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
  • М.Сервантес «Дон Кихот»
  • Б.Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
  • В.Быков «Сотников», «Альпийская баллада»
  • В.Богомолов «Иван»
  • Дж.Олдридж «Последний дюйм»
  • Э.Хемингуэй «Старик и море»
  • М.Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»)
  • В.Шаламов «Последний бой майора Пугачева»
  • В.Короленко «Парадокс»
  • Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»
  • Ю.Мамлеев «Прыжок в гроб»
  • К.Паустовский «Телеграмма»
  • Л.Улицкая «Дочь Бухары»
  • В.Астафьев «Последний поклон»

Основные понятия

Произведение литературы – это художественный текст, созданный с целью эстетического восприятия и передачи определенной идеи или эмоционального состояния. Произведение литературы может быть в виде прозы, поэзии или драмы.

Тема произведения – это его главная идея, то, о чем рассказывает текст в целом. Тема может быть выражена явно или быть скрытой, требующей толкования.

Сюжет – это последовательность событий, которые разворачиваются в произведении. Сюжет включает в себя введение, развитие и разрешение конфликта в произведении.

Главный герой – это персонаж, вокруг которого строится сюжет произведения. Главный герой обычно имеет особые черты характера и проходит через серию испытаний и переживаний.

Второстепенные герои – это персонажи, которые встречаются в произведении реже главного героя, но играют важную роль в развитии сюжета или характеризуют главного героя.

Место действия – это физическое пространство, в котором происходят события произведения. Место действия может быть реальным (город, деревня) или вымышленным (волшебный мир).

Время действия – это элемент произведения, определяющий период времени, в течение которого происходят действия. Время действия может быть ограниченным (один день) или неограниченным (несколько лет).

Язык и стиль – это особенности, характерные для некоторых произведений. Язык может быть простым или сложным, а стиль может быть красочным, эмоциональным или повествовательным.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Книги для самостоятельного чтения в 9 классе

  • Д.И.Фонвизин «Недоросль»
  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
  • Н.В.Гоголь «Мертвые души»
  • А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся!»
  • И.С.Тургенев «Первая любовь»
  • Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи»
  • И.А.Бунин «Темные аллеи»
  • А.К.Толстой «Князь Серебряный»
  • А.Н.Толстой «Аэлита»
  • В.Быков «Обелиск», «Сотников»
  • В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши», «Ночь после выпуска»
  • Г.Я.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»
  • А.Р.Беляев «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо»
  • А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая», «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца»
  • Н.З.Соломко «Белая лошадь – горе не мое»
  • А.Н.Стругацкий, Б.Н.Стругацкий «Страна багровых туч»
  • Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту»
  • У.Голдинг «Повелитель мух»
  • Ч.Диккенс «Дэвид Копперфилд»
  • Дж.Кервуд «Необыкновенные приключения капитана Плюма»
  • А.И.Солженицын «Матренин двор»
  • Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»
  • Л.Гроссман «Пушкин»
  • Ю.Лотман «Александр Сергеевич Пушкин»
  • В.Ян «Чингисхан», «К последнему морю», «Батый», «Юность полководца»
  • Л.Улицкая «Цю-юрихъ»
  • В.Пелевин «Невероятные приключения сарая XII»
  • Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
  • О.де Бальзак «Человеческая комедия», «Отец Горио», «Евгения Гранде»
  • А.Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», «Свидетель обвинения»
  • Дж.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • В.Кондратьев «Сашка»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела», «Скелет за шкафом»
  • Агния Кузнецова «Моя мадонна»
  • Майк Гелприн «Свеча горела»
  • Андрей Геласимов «Нежный возраст»

Описание композиции

Композиция литературного произведения – это структурное устройство текста, которое определяет порядок развития событий, повествовательную линию и логическую связь между частями произведения. Композиция помогает автору упорядочить материал и создать цельное художественное произведение.

Одним из основных элементов композиции является вступление, которое знакомит читателя с главными героями и задает основную проблему произведения. Затем следует зачин, в котором происходит развитие конфликта и возникают первоначальные преграды. Далее следуют кульминация и развязка, где достигается наивысшая точка напряжения и раскрывается основное событие.

Композиция может быть линейной, когда события происходят последовательно по времени, или нелинейной, когда они разделены на отдельные эпизоды

Важно, чтобы композиция была логичной, эмоционально насыщенной и держала внимание читателя до самого конца

Часто композиция произведения может быть представлена в виде таблицы, где указываются название каждой части, действующие лица, конфликт и основные события. Это помогает понять структуру произведения и выделить его главные моменты и идеи.

Тема и композиция

На формирование основных тематик повести повлияла эпоха. Литература XIX в. отличается отличается сменой направления – с классицизма на романтизм.

Тема

В ком (чем) выражается

Пояснение

Любовь

Главные герои

Великое чувство любви помогает главным героям преодолеть зло. Любовь в повести раскрывается постепенно – персонажи проходят долгий путь.

Добро и зло

Вакула

Главный мужской персонаж повести борется со злом во благо своей возлюбленной. Также тема противостояния добра и зла раскрывается в семье Вакулы. Главный герой – положительный человек, в то время как его мать промышляет колдовской силой.

Народ

Украинский народ

В повести ярко выражена тематика украинского народа. Автор рассказывает о традициях, быте и культуре украинцев.

Также автор частично раскрывает тему природы, затрагивает проблему искренности и верности.

Анализ произведения «Ночь перед Рождеством» также показывает, что его композиция простая линейная. Строение повести:

  • экспозиция – автор рассказывает о Диканьке, описывает ведьминский полет и проделки черта;

  • начало действия – описание разговора Вакулы и Оксаны, условия, выставленные девушкой;

  • основная часть. Развернутые события начинаются с приема «гостей» Солохой и завершаются возвращением Вакулы;

  • переломный момент – Вакула приходит в дом Чуба и просит разрешения на женитьбу;

  • разрешение конфликта – Вакула и Чуб мирятся, казак дает свое разрешение на женитьбу;

  • завершение – Вакула и Оксана поженились, у них есть ребенок. Главные герои живут счастливо.

«Ночь перед Рождеством» – это встреча реального и мистического миров, которую отражает Николай Гоголь в своей повести.

Основные моменты анализа произведения

Анализ произведения литературы – это оценка его художественных особенностей, тематики, композиции, стиля написания и главных героев. Чтобы провести полноценный анализ, нужно следовать определенным правилам:

Изучение текста. Сначала необходимо основательно прочитать произведение. Лучше всего это делать несколько раз, причем каждое новое чтение должно быть более вдумчивым.

Анализ композиции. Следующий шаг – разобраться в структуре произведения

Важно выявить экспозицию, кульминацию и развязку, изучить пейзажи, описание персонажей и прочие детали.

Оценка героев. Важная часть анализа – это анализ главных героев

Нужно выявить их характерные черты, поступки, мотивы поведения и судьбы. Также необходимо оценить отношения между персонажами и их роль в развитии сюжета.

Определение темы. Для успешного анализа нужно точно понимать, какую проблему автор хотел обсудить в своем произведении. Определение темы позволяет более глубоко понять смысл произведения и раскрыть его смысловые уровни.

Все эти моменты помогут провести качественный анализ произведения литературы и выявить его главные художественные особенности. При оформлении анализа следует помнить о правильной структуре, использовании обоснованных примеров и ясном выражении своих мыслей.

Анализ произведения по литературе 6 класс

Один из основных элементов анализа – это анализ сюжета. Сюжет – это последовательность событий, происходящих в произведении

В ходе анализа сюжета необходимо определить ключевые события, обратить внимание на развитие конфликта и его разрешение, а также выявить основные персонажи и их роль в сюжете

Другим важным аспектом анализа является анализ главного героя. Герой – это центральный персонаж произведения, вокруг которого происходят основные события. В ходе анализа героя необходимо определить его характеристики, внутренние и внешние черты, мотивы его поступков и отношение к другим персонажам.

Еще одним важным аспектом анализа является анализ языковых средств автора. Языковые средства – это различные приемы, которые автор использует в произведении для передачи своих мыслей и чувств

В ходе анализа языковых средств необходимо обратить внимание на описание, диалоги, используемые стилистические приемы и использование образов и символов

Также важно провести анализ замысла автора. Замысел – это то, что автор хотел выразить через свое произведение

В ходе анализа замысла необходимо определить основную идею произведения, выяснить, какое настроение передает автор и какие цели он преследовал, написав свою работу.

В заключение, анализ произведения по литературе в 6 классе позволяет развивать умение воспринимать и понимать текст, находить глубинные смыслы и выражать свои мысли о произведении.

Русская литература — Список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения на лето 6 класс

(7-10 произведений на выбор ученика)

    1. Пушкин А.С. Дубровский
    2. Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница
    3. Некрасов Н.А. Железная дорога
    4. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы
    5. Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
    6. Лесков Н.С. Человек на часах
    7. Андреев. Л. Н. Петька на даче. Ангелочек
    8. Чехов А.П. Толстый и тонкий
    9. Платонов А.П. Корова
    10. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой
    11. Шергин Б. Детство в Архангельске. Миша Ласкин
    12. Абрамов Ф. А. Собачья гордость. О чем плачут лошади
    13. Пришвин М.М. Таинственный ящик. Синий лапоть
    14. Грин А.С.  Гнев отца
    15. Зощенко М.М.  Водная фиерия
    16. Евгеньева Л. Сестры
    17. Пантелеев Л.И. На ялике, Главный инженер
    18. Погодин Р.П.  Тишина, Дубравка
    19. Солоухин В.А. Ножичек с костяной ручкой

Книги для самостоятельного чтения в 10 классе

  • А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты»
  • Н.С.Лесков «Очарованный странник»
  • И.А.Гончаров «Обломов»
  • И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Дворянское гнездо»
  • Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
  • Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
  • А.П.Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Студент», «Дом с мезанином», «Дама с собачкой»,
  • А.П.Платонов «Юшка», «Котлован»
  • В.Астафьев «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Последний поклон»
  • Ю.В.Трифонов «Дом на набережной», «Обмен»
  • Ф.А.Абрамов «Пелагея»
  • В.Г.Распутин «Последний срок», «Живи и помни»
  • М.Горький «На дне»
  • А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  • А.Камю «Чума»
  • Ю.Поляков «Козленок в молоке», «Грибной царь»
  • А.В.Вампилов «Старший сын», «Прощание в июле», «Утиная охота»
  • И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • Н.А.Гоголь «Нос»
  • О. де Бальзак «Шагреневая кожа», «Человеческая комедия»
  • Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков»
  • Д.Гранин «Иду на грозу»
  • С.Лем «Солярис»
  • Б. и А.Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине»
  • Д.Браун «Ангелы и демоны», «Код да Винчи»
  • А.Азимов «Я – робот»
  • И.Ефремов «На краю Ойкумены»
  • П.Зюскинд «Парфюмер»
  • Э.Казакевич «Звезда»
  • Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»

Книги для самостоятельного чтения в 11 классе

  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н.Толстой «Альберт», «Война и мир», «Анна Каренина»
  • М.Замятин «Мы»
  • А.П.Платонов «Сокровенный человек», «Котлован», «Усомнившийся Макар»
  • В.Т.Шаламов «Колымские рассказы», «Одиночный замер», «Ночью», Детские рисунки»
  • И.А.Бунин «Антоновские яблоки», «Окаянные дни», «Молодость и старость», «Красавица», «Господин из Сан-Франциско»
  • М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Чужая кровь»
  • Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
  • А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Исполины», «Суламифь», «Поединок»
  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич», «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»
  • Вен.Ерофеев «Москва – Петушки»
  • К.Г.Паустовский «Золотая роза»
  • А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Матренин двор»
  • В.Тендряков «Расплата», «Параня», «Суд»
  • В.Распутин «Прощание с Матерой»
  • Э.Хемингуэй «Там, где чисто, светло»
  • Л.Андреев «Иуда Искариот», «правила добра»
  • С.Довлатов «Это непереводимое слово «хамство»
  • М.Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
  • Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
  • В.Быков «Одна ночь»
  • В.Астафьев «Печальный детектив»
  • Б.Екимов «Переезд», «Продажа», «Тары да бары», «Говори, мама, говори…»
  • Я.Голованов «Этюды об ученых»
  • А.Адамович «Немой»
  • К.Воробьёв «Немец в валенках», «Убиты под Москвой»
  • Э.Хемингуэй «Непобежденный»
  • Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
  • В.Солоухин «Письма из Русского музея»

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Знакомство с произведением

Перед анализом произведения необходимо провести знакомство с ним. Во время знакомства с произведением ученик должен прочитать его полностью или выбрать несколько глав или эпизодов для ознакомления. При чтении произведения ученик может подчеркивать важные моменты, делать заметки и выделять основные идеи.

После прочтения произведения ученик может ответить на следующие вопросы:

1. Как называется произведение?
2. Кто является главным героем произведения?
3. В какой стране и в какое время происходит действие произведения?
4. Какие основные события происходят в произведении?
5. Какие проблемы и темы обсуждаются в произведении?

Знакомство с произведением позволяет ученику получить общее представление о тексте и подготовиться к последующему анализу и интерпретации его содержания. Этот этап является важным для формирования первоначального впечатления и понимания произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: