Анализ стихотворения лермонтова черные очи

Любовная лирика лермонтова – новый русский литератор

Анализ стихотворения

Стихотворение «Тучи» Михаил Лермонтов написал в 1841 году, во время его пребывания в Петербурге. А если быть точнее, то стихотворение было написано в вечер, когда Лермонтов приехал к Карамзиным, чтобы проститься с друзьями. И пока его товарищи рассуждали о засилье цензуры, о невозможности жить в этом обществе порядочным и уважающим себя людям. Пока они говорили о несправедливости крепостничества, Михаил Юрьевич, стоя у окна и отрешившись от своих товарищей, сочинял, глядя в затянутое тучами небо. Так родилось стихотворение «Тучи».

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Тучи» состоит из 3-х строф по 4 стиха в каждой строфе. Оно написано в жанре послания, в котором автор обращается к тучам. Композиционно, это поэтическое произведение состоит из двух частей. В первой части из двух строф. Поэт задает вопрос, а во второй части, точнее, в последней строфе он отвечает сам себе.
В этом произведении звучит аналогия, в которой поэт сравнивает себя, с тучами. В его вопросе из второй строфы звучит его понимание того, что он стал жертвой чужой интриги.

Тучи свободны. Но он, поэт, вынужден покидать дорогих ему людей и отправляться снова на Кавказ, чтобы укрощать народы, живущие своей вольной жизнью, выполнять чужие приказы. В отличие от туч, он не свободен.
Стихотворение написано дактилем, трехсложным стихотворным размером, в котором ударение падает на первый слог. И потому рифмы получаются безударные, женские. Рифмовка перекрестная.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении поэт показывает природное явление: тучи, плывущие по небу. Возможно, в эту ночь будет гроза или дождь. Гонимые ветром, тучи плывут по небу. Описание природного явления и служит темой стихотворения. Но, как часто бывает в поэтических произведениях Лермонтова, от природных явлений, от описаний картин природы, Михаил Юрьевич проводит ассоциации и аналогии с существованием людей. Главная мысль этого произведения, или его идея заключается в свободе туч, и несвободе людей, связанных правилами, условностями, отношениями с другими людьми.
В последней строфе звучит какая-то горечь. Тучи-то свободны, но они безжизненны, им все безразлично: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Тучам не о чем сожалеть в отличие от нас, от людей.

Средства художественной выразительности

В стихотворении, описывающем природные явления, непременно присутствуют средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – небесные, вечные, милого южную, тайная, открытая, бесплодные
  • Метафоры – лазурною (степью). Здесь под метафорой лазурной степи скрывается небо. Цепью жемчужною. Поэт сравнивает беловатые тучи с жемчугом. Следующие метафоры – клевета ядовитая. Краткая форма прилагательных «чужды» и «вечно» тоже служит метафорами.
  • Олицетворения – странники, изгнанники.

В произведении встречаются следующие фигуры речи: антитезы: тайная – открытая, с милого севера – в сторону южную. Часто повторяются некоторые слова:

  • поэт применил частицу «или» во всех формах 5 раз;
  • по два раза использованы слова чужды и вечно;
  • трижды встречается частица нет.

Это стихотворение в некоторой степени автобиографично. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было написано, чтобы понять, его настроение и мотивы. Поэт мечтает выйти в отставку, а его отправляют в ссылку из-за какой-то глупой ссоры, и дуэли с несчастным французом. И ведь не он, Лермонтов, был инициатором ссоры и дуэли с сыном французского посла. А вот как выходит. Отвечать приходится ему, русскому дворянину Лермонтову. Снова ехать на Кавказ, подставлять голову под пули, укрощать непокорных горцев. Как это все несправедливо. А этот холеный французишко будет продолжать кружить головы французским барышням. И все только из-за того, что он сын посла. А вот тучам, плывущим за окном ни до чего нет дела. Плывут себе туда, куда гонит их ветер.

По просьбе присутствующих на встрече друзей, Михаил Юрьевич прочитал им стихотворение. А наутро покинул Санкт-Петербург.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Черные очи»

«Черные очи»

Много звезд у летней ночи; Отчего же только две у вас, Очи юга! черны очи! Нашей встречи был недобрый час. Кто ни спросит, звезды ночи

Лишь о райском счастье говорят; В ваших звездах, черны очи, Я нашел для сердца рай и ад. Очи юга, черны очи,

В вас любви прочел я приговор, Звезды дня и звезды ночи Для меня вы стали с этих пор! Когда твой друг с пророческой тоскою Тебе вверял толпу своих забот, Но знала ты невинною душою, Что смерть его позорная зовет, Что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет; Он был рожден для мирных вдохновений, Для славы, для надежд; но меж людей Он не годился — и враждебный гений Его душе не наложил цепей; И не слыхал творец его молений,

И он погиб во цвете лучших дней; И близок час. и жизнь его потонет В забвенье, без следа, как звук пустой; Никто слезы прощальной не уронит, Чтоб смыть упрек, оправданный толпой, И лишь волна полночная простонет Над сердцем, где хранился образ твой! 1831

Сидеть с свечой. и тайно грудь Вздохнет — и вдруг заплачут очи; И молвишь ты: когда-то он, Здесь, в это самое мгновенье, Сидел тоскою удручен И ждал судьбы своей решенье!

Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Черные очи

См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Что толку жить! без приключений Что толку жить. Без приключений И с приключеньями — тоска Везде, ка.

Чума (Отрывок) Два человека в этот страшный год, Когда всех занимала смерт.

Рассказ об убийстве

Используя олицетворение, Лермонтов превращает зарисовку стоянки путников в такой драматичный рассказ о чувствах и гибели, что сжимается сердце. Пальмы с самого начала предстают перед нами, как живые существа. Они, словно люди, ропщут, замолкают, потом благосклонно приветствуют пришельцев, кивая «махровыми головами», а когда по их корням застучали топоры, они падают без жизни. Стволы автор уподобляет изрубленным телам, подвергшимся пытке медленного сожжения, а листву — одежде, которую сорвали и растащили малые дети. После этого перед нами возникает безжизненная и статичная картина смерти и запустения.

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова (2 вариант)

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

В творчестве М.Ю. Лермонтова, как и в творчестве других талантливых поэтов, много стихотворений, посвящённых любви. Но эта тема имеет у него свои особенности. Одним из последних произведений поэта на тему любви стало стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя так пылко я люблю» по плану.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Краткий анализ

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

История создания

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Вероятно, посвящено произведение Екатерине Быховец, дальней родственнице Лермонтова, с которой он встретился в 1841 г. в Пятигорске. Девушка очень нравилась поэту, но причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной, к которой в юности он испытал большое чувство. Вот почему лирический герой стихотворения признаётся, что любит не ту, к которой обращается, а своё «прошлое страданье».

Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Завещание (Есть место: близ тропы глухой…) (+ Анализ)
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Варвара Лопухина – самая большая любовь поэта. Молодым людям не суждено было быть вместе. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом служил в Петербурге. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьёзных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая её поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Тема

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает её сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

p, blockquote 17,1,0,0,0 —>

Уже в первых строках лирический герой признается, что любит не её, не блистание её красоты, а своё прошлое, испытанное в молодости чувство. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор». Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней». И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Композиция

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трёх строф, каждая из которых постепенно раскрывает смысл стихотворения.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Жанр

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Его можно отнести также к жанру послания, так как это прямое обращение к героине. Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихиями. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Средства выразительности

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры : «красы блистанье», «люблю в тебе прошлое страданье… люблю молодость погибшую мою», « сердцем говорю», «огонь очей».

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Эпитеты придают монологу особую романтичность и возвышенность– «пылко люблю», «прошлое страданье», «угаснувшие очи», «таинственный» разговор.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» 2 вариант

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

Одиночество

Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как, судьбе послушно, Года уходят будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной, Но той же старою мечтой, И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселиться, Чем о рождении моем.

Я виноват перед тобою, Цены услуг твоих не знал. Слезами горькими, тоскою Я о прощеньи умолял, Готов был, ставши на колени, Проступком называть мечты: Мои мучительные пени Бессмысленно отвергнул ты. Зачем так рано, так ужасно Я должен был узнать людей, И счастьем жертвовать напрасно Холодной гордости твоей. Свершилось! вечную разлуку Трепеща вижу пред собой. Ледяную встречаю руку Моей пылающей рукой. Желаю, чтоб воспоминанье В чужих людях, в чужой стране, Не принесло тебе страданье При сожаленьи обо мне.

Стихи — Стихи Лермонтова

26

Когда я стану умирать,И, верь, тебе не долго ждать,Ты перенесть меня велиВ наш сад, в то место, где цвелиАкаций белых два куста…Трава меж ними так густа,И свежий воздух так душист,И так прозрачно-золотистИграющий на солнце лист!Там положить вели меня.Сияньем голубого дняУпьюся я в последний раз.Оттуда виден и Кавказ!Быть может, он с своих высотПривет прощальный мне пришлет,Пришлет с прохладным ветерком…И близ меня перед концомРодной опять раздастся звук!И стану думать я, что другИль брат, склонившись надо мной,Отер внимательной рукой.С лица кончины хладный потИ что вполголоса поетОн мне про милую страну…И с этой мыслью я засну,И никого не прокляну!..»

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова 3 вариант

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить всю свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.

«Черны очи» М.Лермонтов

«Черны очи» Михаил Лермонтов

Много звезд у летней ночи: Отчего же только две у вас, Очи юга! черны очи! Нашей встречи был недобрый час.

Кто ни спросит, звезды ночи Лишь о райском счастьи говорят; В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад.

Очи юга, черны очи, В вас любви прочел я приговор, Звезды дня и звезды ночи Для меня вы стали с этих пор!

Анализ стихотворения Лермонтова «Черны очи»

Обстоятельства появления «Черных очей» достоверно неизвестны. Предположительной датой создания считается 1830 г. Вероятная персона, которой адресован поэтический текст, — Екатерина Сушкова, носившая дружеское прозвище «черноглазой мисс».

Колористическая тема очей-звезд, взятая юным поэтом за основу стихотворения, не была нова. Герой одноименного произведения Вяземского сравнивает «южные очи северной девы» со звездами. В лирике Баратынского встречается антитеза двух женских типов: тревожная и лукавая «краса черноокая» противопоставлена небесному сиянию «очей лазурных». Лирический герой Туманского, напротив, выбирает темноокую красавицу, строптивую и властную.

Раскрученная другими поэтами метафора, уподобляющая женские глаза ночным звездам, привлекла юного автора. Композиция лермонтовского творения организуется при помощи повторов рифмы «очи» — «ночи»: эта комбинация присутствует в каждой из трех строф, образуя своеобразный каркас, на котором вырастает художественное пространство.

Привязанность лирического субъекта к обладательнице темных глаз осложняется дисгармоничными мотивами неопределенных мрачных ощущений: «недобрый час», «любви приговор». Мучительная противоречивость и мощь чувств передана антитетической характеристикой «рай и ад», в которой сливаются два несовместимых «вечных» полюса. К признанию в любви примешивается боязнь будущего.

В поэтическом тексте отражены изменения в отношениях героев: противоречивые чувства нарастают с момента первой встречи, достигая космических масштабов в финале. Первоначальная метафора преображается, дополняя образ «звездами дня». Художественный прием передает роковую сущность романтической любви: она захватила героя настолько, что заменила собой свет созвездий.

Попытка экспериментального подхода автора к вопросам формы выразилась в сочетаниях строф с разным ритмическим рисунком. Подобные новации встречаются в тексте «Песни», также относящейся к раннему периоду лермонтовского творчества.

Интерпретация мотива, распространенного в современной поэту отечественной лирике, содержит элементы романтической традиции: юный автор подчеркивает всепоглощающую силу возвышенной любви-страдания, намекая также на ее губительное разрушающее начало. Сходная лирическая ситуация, изображенная Гребенкой в одноименном стихотворении, ляжет в основу знаменитого русского романса.

Анализ стихотворения Она не гордой красотою

Данное произведение было написано в 1832 году. Оно является частью любовной лирики Михаила Юрьевича. Оно преподносится как признание в любви к Варваре Александровне Лопухиной.

На момент написания произведения автору было восемнадцать лет, и он являлся студентом Московского университета. Как и всем юношам его возраста, ему было присуще влюбляться. И  одной из его возлюбленных как раз стала Варвара Лопухина. Чувства к ней были взаимными, и произведение не похоже на стихотворения о безответной любви.

Жанр данного произведения – любовная лирика. Размер – ямб; рифмовка перекрёстная. Стихотворение имеет и закрытые, и открытые рифмы. Лирическим героем выступает сам автор. Он рассказывает о своей возлюбленной с неподдельной любовью.

По смыслу стихотворение можно разделить на две основные части. В первой части Михаил Юрьевич описывает свою возлюбленную как девушку со спокойной и приятной внешностью. Дальше он говорит о том, какими качествами девушка не обладает. Писатель делает акцент на том, что во внешности своей возлюбленной нет ничего особенного, что могло бы зацепить других мужчин.

Вторая часть является противоположностью первой. Внешность девушки уходит на задний план, она становится незначительной по сравнению с красотой души возлюбленной Лермонтова. Поведение и характер становятся именно тем, что так сильно привлекло автора в девушке.

Автор на протяжении всего произведения подводит нас к мысли, что не только внешняя красота может привлекать людей, не только внешность имеют высокую ценность. Внутренняя красота также может покорить сердце другого человека. Иногда даже сильнее чем внешность.

Конец произведения очень необычный. Автор не только очень сильно любит, но и стыдится своей любви. Почему? Когда стихотворение было написано, Варвара Лопухина уже была в браке, и из-за этого ей с Лермонтовым приходилось пребывать только в дружеских отношениях. Варвара была первой читательницей стихотворений Лермонтова, не смотря на то, что многие были посвящены ей. Но стихотворение «Она не гордой красотою» было опубликовано лишь после смерти писателя. А конец произведения – признание невозможности быть рядом с любимой женщиной.

Данное любовное стихотворения написано так, что его смысл легко понять. Но прочувствовать все эмоции, которые закладывал автор, дано понять не каждому.

Она не гордой красотою
Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Павел Афанасьевич Фамусов — признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии

  • Сочинение по картине Репина Портрет Мусоргского

    Илья Ефимович Репин – педагог, профессор, а самое главное он русский живописец, который является неотъемлемой частью Российского искусства.

  • История создания драмы Гроза Островского сочинение

    Начало работы над произведением было летом в конце пятого десятилетия девятнадцатого века. И, что примечательно, закончил работу над ним автор в том же году в середине осени. Предшествовало этой работе путешествие автора по реке Волге. Он участвовал

  • Сочинение Волжский — мой город

    Один из самых молодых городов России — Волжский находится в Волгоградской области на берегах рек Волги и Ахтубы. Население начало увеличиваться с постройки Сталинградской ГЭС, так как энергетиков, возводившие плотину размещали

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс

    Осень по праву считается самой красивой и загадочной порой. Каждый из нас может воспринимать осень по- разному, для кого-то это пора грусти, ведь лето закончилось, впереди холодная долгая зима. А для кого-то напротив осень- это красочное,

  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына

    В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

21

Да, заслужил я жребий мой!Могучий конь, в степи чужой,Плохого сбросив седока,На родину издалекаНайдет прямой и краткий путь…Что я пред ним? Напрасно грудьПолна желаньем и тоской:То жар бессильный и пустой,Игра мечты, болезнь ума.На мне печать свою тюрьмаОставила… Таков цветокТемничный: вырос одинокИ бледен он меж плит сырых,И долго листьев молодыхНе распускал, все ждал лучейЖивительных. И много днейПрошло, и добрая рукаПечально тронулась цветка,И был он в сад перенесен,В соседство роз. Со всех сторонДышала сладость бытия…Но что ж? Едва взошла заря,Палящий луч ее обжегВ тюрьме воспитанный цветок…

Стихи Лермонтова о любви

Черны очи

Много звезд у летней ночи,
Отчего же только две у вас,
Очи юга! Черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастье говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!

Тамара

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.
И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.
На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух;
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный евнух.
На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя. Шипели
Пред нею два кубка вина.
Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам,
И странные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там.
Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.
Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.
Лишь Терек в теснине Дарьяла
Гремя нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну;
И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.
И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.

Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… Потому что весело тебе.

Как небеса, твой взор блистает

Как небеса, твой взор блистает
Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
Твой голос молодой;
За звук один волшебной речи,
За твой единый взгляд
Я рад отдать красавца сечи,
Грузинский мой булат;
И он порою сладко блещет,
И сладостней звучит,
При звуке том душа трепещет
И в сердце кровь кипит.
Но жизнью бранной и мятежной
Не тешусь я с тех пор,
Как услыхал твой голос нежный
И встретил милый взор.

Слышу ли голос твой…

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

Сонет

Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной
Между бродящими блистает облаками.
Мне тягостно твое владычество порой;
Твоей улыбкою, волшебными глазами
Порабощен мой дух и скован, как цепями,
Что ж пользы для меня, – я не любим тобой.
Я знаю, ты любовь мою не презираешь,
Но холодно ее молениям внимаешь;
Так мраморный кумир на берегу морском
Стоит, – у ног его волна кипит, клокочет,
А он, бесчувственным исполнен божеством,
Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.

22

И как его, палил меняОгонь безжалостного дня.Напрасно прятал я в травуМою усталую главу:Иссохший лист её венцомТерновым над моим челомСвивался, и в лицо огнемСама земля дышала мне.Сверкая быстро в вышине,Кружились искры; с белых скалСтруился пар. Мир божий спалВ оцепенении глухомОтчаянья тяжелым сном.Хотя бы крикнул коростель,Иль стрекозы живая трельПослышалась, или ручьяРебячий лепет… Лишь змея,Сухим бурьяном шелестя,Сверкая желтою спиной,Как будто надписью златойПокрытый донизу клинок,Браздя рассыпчатый песок,Скользила бережно; потом,Играя, нежася на нем,Тройным свивалася кольцом;То, будто вдруг обожжена,Металась, прыгала онаИ в дальних пряталась кустах…

1

Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь. Из-за горыИ нынче видит пешеходСтолбы обрушенных ворот,И башни, и церковный свод;Но не курится уж под нимКадильниц благовонный дым,Не слышно пенье в поздний часМолящих иноков за нас.Теперь один старик седой,Развалин страж полуживой,Людьми и смертию забыт,Сметает пыль с могильных плит,Которых надпись говоритО славе прошлой — и о том,Как, удручен своим венцом,Такой-то царь, в такой-то год,Вручал России свой народ.
И божья благодать сошлаНа Грузию! Она цвелаС тех пор в тени своих садов,Не опасаяся врагов,За гранью дружеских штыков.

16

Ты помнишь детские года:Слезы не знал я никогда;Но тут я плакал без стыда.Кто видеть мог? Лишь темный лесДа месяц, плывший средь небес!Озарена его лучом,Покрыта мохом и песком,Непроницаемой стенойОкружена, передо мнойБыла поляна. Вдруг по нейМелькнула тень, и двух огнейПромчались искры… и потомКакой-то зверь одним прыжкомИз чащи выскочил и лег,Играя, навзничь на песок.То был пустыни вечный гость —Могучий барс. Сырую костьОн грыз и весело визжал;То взор кровавый устремлял,Мотая ласково хвостом,На полный месяц,— и на немШерсть отливалась серебром.Я ждал, схватив рогатый сук,Минуту битвы; сердце вдругЗажглося жаждою борьбыИ крови… да, рука судьбыМеня вела иным путем…Но нынче я уверен в том,Что быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.

Средства выразительности в стихотворении Лермонтова «Мцыри»

Основная мысль произведения, эмоции лирического героя выражаются при помощи многочисленных средств художественной выразительности:

  • эпитеты: «обрушенных ворот», «благовонный дым», «поздний час», «старик седой», «с могильных плит», «мучительный недуг», «слабый стон», «пышные поля», «блаженные дни», «легкий шум» и др.;
  • метафоры: «венцом дерев», «груды скал», «бой закипел», «я тайный замысел ласкал» и др.;
  • сравнение: «обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», «деревья, как братья в пляске круговой», «в снегах, горящих как алмаз», «горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари, их выси», «облака, как будто белый караван залетных птиц»;
  • олицетворения: «бежал поток», «туча кралася», «судьба смеялась», «смотрела ночи темнота» и др.;
  • аллитерация: повторяющиеся согласные звуки , , : «волна теснилася к волне и солнце сквозь хрусталь волны сияло сладостней луны» напоминают плеск волн в ночной тиши; повторяющиеся согласные звуки , , : «ко мне он кинулся на грудь: но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье…» схожи по звучанию с рыком дикого барса;
  • гиперболы: «миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота», «рукою молнию ловил». 

Стихи Лермонтова

Наедине с тобой, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедещь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь. Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был, Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых. Признаться, право, было бы жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна. Как вспомнишь, как давно Расстались. Обо мне она Не спросит. все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет. Ей ничего не значит!

Как солнце зимнее прекрасно, Когда, бродя меж серых туч, На белые снега напрасно Оно кидает слабый луч!

Так точно, дева молодая, Твой образ предо мной блестит; Но взор твой, счастье обещая, Мою ли душу оживит?

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: