Михаил лермонтов

Анализ стихотворения «из-под таинственной, холодной полумаски» лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение. В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам. Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но вес же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью – увидеться с Лопухиной. Одна их этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить. Ему оставалось довольствоваться малым – украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен. Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры. Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, от честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно И девственных ланит, и шеи белизну. Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье По легким признакам красавицу мою; И с той поры бесплотное виденье Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

В каждую строфу поэт вплетает метафору
: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи» . Основный инструмент для создания портрета красавицы — эпитеты
: «таинственная, холодная полумаска» , «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья» . Сравнение
в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта» .

В стихотворении даётся описание чувства и поэтической мечты лирического героя. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому год написания (1841) указывается предположительно. Адресат также неизвестен. Разнятся и мнения исследователей о художественной ценности стихотворения: некоторые считают его слабым.

Особенностью стихотворения называли то, что Лермонтов описывает не свои переживания, а переживания женщины. На бале-маскараде лирический герой встречает незнакомку (мотив встречи).

Сначала она кажется ему «таинственной, холодной»

Он вглядывается в неё, обращает внимание на её голос, глаза, улыбку. Так и не узнав, кто она, лирический герой расстаётся с ней

Но в душе лирического героя она запечатлевается как идеал, образ «бесплотного видения», сотканного из «легких признаков» той самой красавицы.

Возникает мотив узнавания (И всё мне кажется: живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я) и надежда на будущую встречу (мотив мечты).

Композиционно стихотворение можно разделить на две части: прошлое (года минувшие) и будущее (после этой встречи). Случайная встреча героев становится отправной точкой в композиции. Первая часть стихотворения обращена к прошлому. Это передаётся с помощью глаголов: «звучали», «светили», «улыбалися», «заметил», «видел», «создал».

Вторая — к настоящему и будущему: «ношу», «кажется», «шепчет», «увидимся». 1-я и 2-я строфы — это прошлое лирического героя. Поэт рисует портрет женщины: её «отрадный, как мечта» голос, «пленительные» не глаза, а «глазки», уста «лукавые», белизну щёк («ланиты»), «локон своевольный».

Истинный облик героини контрастен «таинственной, холодной полумаске», потому что то, что скрывается под ней, излучает свет и теплоту, идущие навстречу лирическому герою («голос звучал мне», «глазки светили мне»).

Для создания женского образа Лермонтов использует романтические штампы, однако ему удаётся сделать стихотворение самобытным и оригинальным. В 3-й строфе (прошлое и настоящее) возникает образ «бесплотного видения». «Бесплотное видение» — это уже не светская красавица, а идеал любви, образ-мечта возлюбленной, та самая родственная душа, которую ищет герой, чтобы преодолеть чувство одиночества. Ключ к раскрытию образа — «живые эти речи», то есть тот самый «голос отрадный, как мечта», благодаря которому он узнал родственную душу (ср. «Есть речи — значенье … »).

В 4-й строфе прошлое и будущее сливаются, появляется надежда на встречу (И кто-то шепчет мне, что после этой встречи /Мы вновь увидимся, как старые друзья»).

Строфа построена с помощью синтаксического параллелизма (настоящее + прошлое, настоящее + будущее). Стихотворение по своему настрою оптимистично: в последней строфе появляется вера в возможность единения людей и обретение счастья.

Из-под таинственной, холодной полумаскиЗвучал мне голос твой отрадный, как мечта.Светили мне твои пленительные глазкиИ улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольноИ девственных ланит, и шеи белизну.Счастливец! видел я и локон своевольный,Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображеньеПо легким признакам красавицу мою;И с той поры бесплотное виденьеНошу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речиВ года минувшие слыхал когда-то я;И кто-то шепчет мне, что после этой встречиМы вновь увидимся, как старые друзья.
From under the mysterious , cold half masksSounded to me your voice is pleasant, like a dream.Sveti me your captivating eyesCrafty and smiling mouth .

Through the haze , I noticed a light involuntarilyAnd the virgin cheeks , and neck white .Lucky ! I saw a willful curlNative Irons left the wave! ..

And then I created in my imaginationTrack and featured my beauty ;And from that time ethereal apparitionCarry in my soul , caress and love .

And I think: this lively conversationIn the past year, heard once I ;And someone whispers to me that after this meetingWe «ll see you again , like old friends.

Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение. В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам. Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но вес же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью – увидеться с Лопухиной. Одна их этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить. Ему оставалось довольствоваться малым – украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен. Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры. Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, от честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.

Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.

Брат и сестры Варвары, состоявшей в дворянском сословии, дружили с Лермонтовым, который впоследствии и сам познакомился с барышней. Любовь между ними была платонической, но оттого не менее нежной, светлой и сильной. Варвара же была вынуждена принять предложение посватавшегося к ней состоятельного помещика Бахметева, так как родители ее были настроены против Лермонтова. Поэт посвятил возлюбленной не одно произведение. Считается также, что образы Веры и ее старого мужа из «Княжны Мери» (одна из глав «Героя нашего времени») списаны с четы Бахметевых.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта, отражающих трагедию обманутого чувства. О высшем свете Лермонтов тоже часто писал с ненавистью и презрением. Но эти стихотворения носят совершенно иной характер: они говорят об образе красавицы, вызванном воображением героя, и наполнены теплым, проникновенным, мечтательным чувством.

В центре стихотворения — лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как однажды послушал приятный женский голос. Лицо дамы скрыто под маской, но скрыть красоту героини она не смогла. Поклонник замечает пленительные глаза и «злые губы», «девственные щеки» и белизна шеи. Лирический герой чувствует себя по-настоящему счастливым, когда видит выбившийся из его волос локон. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Красивая женщина в маске стала эталоном красоты для лирического героя. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последней строфе мужчина выражает надежду, что однажды он снова сможет встретиться с красавицей. Он знает, что не может надеяться на любовные отношения, поэтому говорит, что они хотят увидеться «как старые друзья».

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат созданию образа прекрасной женщины и передаче чувств лирического героя. Языковым приемам этого стихотворения свойственна изысканность, характерная для светского общества и любовной литературы лермонтовского времени.

Поэт вплетает метафоры: твои пленительные глаза сияли предо мной», «свойственный локон, вышедший из волны родных кудрей», «Я ношу в душе неземное видение», «Эти речи живут». Главным инструментом создания портрета красавицы является эпитет: «загадочная холодная полумаска», «приятный голос», «завораживающие глаза», «хитрые губы», «девственные щечки», «намеренный изгиб». В тексте только одно сравнение: «Твой голос счастлив, как сон».

Анализ содержания стихотворения «Из-под таинственной холодной полумаски»

Открывается стихотворение вопросом «Что значит наша жизнь?»

Ответ на него Лермонтов находит, описывая человеческий характер как маску:

«Что жизнь? .. Пусть вам бог внушит

латинский толкователь,

а я посланник девушек и бесов,

там, где никто не может зреть,

изнутри сквозь холодную ткань

полумаски моея – под наследственной присягой..»

Лермонтов представляет себя посланником девушек и бесов, разгадывающим тайну человеческой души «изнутри сквозь холодную ткань полумаски». Полумаска здесь является символом обличия, которое скрывает истинные чувства и мысли человека. Автор указывает на свою способность проникать за поверхность и видеть то, что никому не удалось заметить.

В стихотворении также присутствует мотив маскировки и тайны. Человек, по мнению Лермонтова, обладает способностью меняться под воздействием обстоятельств и внешних влияний. Он ставит маску, скрывая свое истинное лицо.

«И я Вам покажу на лбу

сердечных углублений моих ряды.

Вы зря ищете тайны,

в человеке есть прорыв

откровенных чувств и искренности».

Лермонтов призывает не искать тайн и загадок, так как в каждом человеке присутствует потребность в откровенности и искренности. Он утверждает, что необходимо проникать в глубину человеческой души и видеть ее истинное «лицо», скрытое под поверхностными обличиями.

«и быть может, когда-нибудь

чело мое разгадаете –

и только тогда…»

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: