Анализ стихотворений «кавказ» а.с. пушкина и м.ю. лермонтова

Кавказ в судьбе и творчестве м. ю. лермонтова

Краткое содержание «Штосс» Лермонтова

Главным героем произведения является талантливый художник Лугин. Мы застаем его на светском вечере у молодой Минской. Из диалога, завязавшегося между ними, выясняется, как самокритично относится живописец к собственной персоне, считая, что женщины не могут его любить, так как он дурной. Те же из женщин, кто им все-таки увлекался, по его мнению, на самом деле любили его искусство, а не его самого. Отчасти в него влюблялись, как он считал, благодаря его умению затронуть «некоторые струны человеческого сердца». Такую любовь он считал искусственной, что вызывало у него чувство злости. Тут же герой признается Минской, что он слышит голос, все время диктующий ему один и тот же определенный адрес, призывая его пойти туда. Когда он просит совета у своей собеседницы, та советует ему посетить тот адрес и, убедившись, что время потрачено впустую, возвратиться и лечь спать.

Минская посчитала его нездоровым. К ее удивлению, простившись с ней Лугин спешно отправляется на поиск указанного адреса и после некоторых поисков находит его. Из разговора с дворником он узнает, что дом пустует долгое время, так как никому из его жильцов так и не удалось – кому из-за смерти, а кому из-за банкротства—поселиться в этой квартире. Хотя это обстоятельство и кажется художнику странным, но Лугин решает сам осмотреть квартиру. Она ему очень понравилась, и он решил тот час же сюда переселиться

Особенно привлек его внимание мужской портрет, висевший на стене. Портрет сорокалетнего мужчины в общем ничем не был примечателен, за исключением изумительного выражения лица, которое мог создать или гений, или случай: выражение его лица попеременно казалось то злым, то ласковым, то насмешливым, то грустным. Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Дом этот оказался необычным. Каждый вечер из соседней комнаты начал появляться старик, который предлагал сыграть художнику в штосс. На кон он ставил красавицу неписанной красоты, такую, изобразить которую Лугин хотел всегда, но у него это никогда не получалось. Каждый вечер игра повторялась, и каждый раз живописец проигрывал свои деньги. Дошло до того, что он начал продавать свое имущество, лишь бы вновь встретиться с взглядом с таинственной красавицей.

Воспаленный ум Лугина осознавал, что так долго продолжаться не может, потому что деньги когда-нибудь да закончатся. Он считает, что надо на что-нибудь решиться. И он решается…

На этом повествование заканчивается.

Женские образы

Возможно, именно первая влюбленность, о которой автор с тоской вспоминает в третьей строфе стихотворения «Кавказ», нашла отражение в образах восточных девушек, описанных Лермонтовым. Та «пара божественных глаз» на всю жизнь запечатлелась в сердце юного поэта. В своих произведениях он часто сравнивает русских барышень, представительниц высшего общества, и восточных девушек. При этом простота, выполнение родительской воли и подчинение обычаям всегда выигрывают перед жеманничеством и кокетством.

Восточная девушка, описанная Михаилом Юрьевичем, истинное дитя восточной природы. Она также горда, высока, прекрасна и неприступна. Однако гордость грузинок отличает их от русских девушек. Они неприступны, но способны на искреннюю, глубокую любовь, которая часто губительна. Особенно ярко это выражено в образах Бэлы и Тамары.

Черкесская девушка, сохраняя внутреннее величие, настолько глубоко любит Печорина, что его чувства на ее фоне выглядят бледными и поверхностными. Русский офицер оказывается недостойным такой искренней любви.

Стойкость Тамары, ее подчинение воли отца, сопротивление сладким речам Демона, также свидетельствуют о целостности характера. Однако, восточные красавицы, вопреки божьим законам, способны и на преступление, что делает их настоящими наследницами дерзкого и вольного народа. Особенно ярко это изображено автором в образе Ундины. Общей чертой, характерной для восточных красавиц в творчестве Лермонтова, является их трагическая судьба. При этом и покорение воли отца приводит к рабству в доме мужа, и влечение к неизведанному — к смерти.

Но об этом юный поэт будет писать став старше, а пока он с восторгом признаётся в любви краю, который стал для него родным и понятным.

Анализ поэзии Лермонтова «Кавказ»

В русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов оставил неизгладимый след. Он внес огромный вклад в национальную культуру русского народа и по праву вошел в число великих русских поэтов. Художественное наследие Лермонтова велико и многогранно. Оно отличается глубиной мысли, силой чувства, разнообразием тематики. С ранних лет интересы молодого поэта были очень разносторонними. Лермонтов был страстным поклонником В. Шекспира, видя в его Гамлете человека с могучей волей и богатой душой; увлекался трагедиями Шиллера; восхищался романтическими произведениями В. Гюго, направленными против любых проявлений угнетения человека человеком; высоко ценил вольнолюбивые настроения творчества Байрона. Но наиболее значительную роль в формировании его мировоззрения сыграла русская литература, в особенности творчество А. С. Пушкина. Лермонтов начинал свое поэтическое творчество, переделывая «Кавказского пленника» Пушкина и дополняя свой текст цитатами из произведений других поэтов. Однако усвоение опыта предшественников нисколько не ослабило оригинальности и таланта М. Ю. Лермонтова.

Среди всего многообразия тем и образов, созданных поэтом, довольно большое место занимает тема Кавказа. Впервые посетив этот край еще в детские годы, Лермонтов от всей души восхитился красотой и величественностью его природы, особым гордым духом местных жителей. « Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз », — писал М. Ю. Лермонтов о горах Кавказа. И неудивительно, что впоследствии именно образы Кавказа стали воплощением вольнолюбивых стремлений автора. В. Г. Белинский писал, что «Кавказ взял полную дань с музы» Лермонтова и стал «поэтической родиною, пламенно любимою им». Для Лермонтова Кавказ был жилищем вольности простой, суровым краем свободы. Южная природа стала для поэта олицетворением его “великой родины, она навевала ему воспоминания о детстве, милый сердцу образ матери:

  • В младенческих летах я мать потерял.
  • Но мнилось, что в розовый вечера час
  • Та степь повторяла мне памятный глас.
  • За это люблю я вершины тех скал,
  • Люблю я Кавказ.

В ущельях гор Кавказа молодой поэт был по-настоящему счастлив, именно там его сердце наполнялось самыми сильными и глубокими чувствами. И потому, покинув прекрасные места, он не раз еще вспоминал дорогие сердцу образы:

  • Там видел я пару божественных глаз;
  • И сердце лепечет, воспомня тот взор:
  • Люблю я Кавказ!..

Грустью и тоской наполнялась душа поэта в разлуке с прекрасным краем, но даже в этой грусти постоянно звучит неподдельный восторг и восхищение Кавказом. И Лермонтов снова и снова откровенно и страстно признается в искренней любви к Кавказским горам:

  • Люблю я цепи синих гор,
  • Когда, как южный метеор,
  • Ярка без света и красна
  • Всплывает из-за них луна,
  • Царица лучших дум певца…

В окружении живописных картин природы автор предается размышлениям о смысле жизни, о роли природы в духовной жизни человека, о значении ее для поэта. Лермонтов испытывает на себе сильное воздействие чудесных картин — вечернего луча, что «горит на ребрах туч », угрюмого небосвода, высокого месяца, « младых тучек ». Все эти яркие образы наполняют неповторимым вдохновением его душу, и в его воображении рождаются чудесные эмоциональные эпитеты, призванные подчеркнуть красоту и неповторимость окружающей природы.

  • …вот весь наряд,
  • Которым белое чело
  • Ему убрать позволено,

говорит поэт о месяце, окруженном картинами ночного Кавказа. Сердце автора наполняется самыми светлыми и сильными чувствами. В то же время все эти чувства, уверен он, знакомы каждому человеку:

  • Кто не знавал таких ночей
  • В ущельях гор иль средь степей?

Лирический герой Лермонтова мчится на коне среди бескрайних просторов степей. И «туманный месяц» осыпает их «сребристым блеском». Поэт создает идеальную красоту, направляя все средства и возможности поэтической речи на передачу магического воздействия природы, погружающей человека в «чудесное забытье», заставляя его всем существом слиться с окружающим миром. Природа оживает под пером Лермонтова, и луна, « свой взор ко мне склонив», словно упрекает героя в том, что он хотел отнять у нее «владычество степей».

Неповторимой поэтичностью, восхищением мужественной, миролюбивой и полной оптимизма красотой южных пейзажей наполнены стихотворения М. Ю. Лермонтова о Кавказе. Как и во многих произведениях, посвященных красоте природы, в этих стихотворениях автор передает стремление к полному единению с природой и Создателем, желание проникнуть в великую тайну бытия. Кроме того, поэт убежден, что именно в общении с природой Кавказа, в окружении величественных гор и бескрайних степей формируется особый, гордый и вольный характер человека.

Тогда в закладки — » Анализ поэзии Лермонтова «Кавказ»

Новые сочинения:

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кавказ.История создания – стихотворение было написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – стихотворение (пейзажная лирика). Благодаря тому, что полная версия стихотворения не публикуется, оно относится к пейзажной, а не гражданской лирике, (в первоначальном варианте – в последней строфе поэт сокрушается о свободе: личной, творческой, народной).

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “веселым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

«Кавказ» М.Лермонтов

Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!…

Анализ стихотворения Лермонтова «Кавказ»

Судьба Михаила Лермонтова тесно связана с Кавказом. Будущий поэт рос очень слабым и болезненным ребенком, он рано потерял мать и, оставшись на попечении бабушки, каждое лето ездил на лечение в Кисловодск.

В 1829 году, когда юному поэту едва исполнилось 15 лет, он написал свое знаменитое стихотворение «Кавказ», посвященное детским воспоминаниям. Тогда Лермонтов еще не знал о том, что пройдет совсем немного времени, и ему вновь предстоит вернуться в эти края. Но уже не в качестве беззаботного туриста, который восхищается кавказской природой, утопающими в снегу горными вершинами и чистым воздухом, а в роли военного, которому предстоит отстаивать интересы своей родины.

Однако пока молодой поэт полон самых радужных надежд и воспоминаний, пишет о том, что горы произвели на него неизгладимое впечатление, и «чтоб вечно их помнить, там надо быть раз». Именно горы и кавказские степи ассоциируются у Лермонтова с матерью. ему кажется, что среди их бескрайних просторов он слышит голос самого близкого для себя человека, который запомнил с детства. «Я счастлив был с вами, ущелия гор», — отмечает автор. И, как рефрен, после каждого четверостишья повторяет заветную и наполненную неподдельной искренностью фразу: «Люблю я Кавказ!».

Именно в этих чужих краях маленький Лермонтов впервые ощутил себя свободным и по-настоящему счастливым. И среди убеленных снегом гор он впервые испытал чувство юношеской влюбленности. «Там видел я пару божественных глаз; и сердце лепечет, воспомня тот взор», — делится впечатлениями автор.

Уже в 15 лет Лермонтов мечтает о подвигах, его привлекает слава Наполеона, которого, несмотря на громкое поражение, будущих поэт считает великим полководцем. И он гордится тем, что именно Россия смогла остановить триумфальное шествие этого военного гения по всему миру, заставив его признать мощь и силу духа русских солдат, которых французский военачальник считал дикарями. При этом Лермонтов отдает себе отчет, что «великое земное различно с мыслями людей. И если бы наполеону удалось завоевать весь мир, он бы навсегда остался в истории одним из самых гениальных полководцев. Но, увы, в сознании людей он – злодей и безумец, который потерпел свое самое сокрушительное поражение именно в горах. Мысли о Наполеоне на юного поэта навевают кавказские горы, грозные и безмятежные одновременно.

Затронув в стихотворении военную тематику, Лермонтов интуитивно чувствует, что этот плодородный край скоро превратится в огромное поле битвы. Поэт лишь не может предположить, что и ему самому придется в ней участвовать, отстаивая честь России. Уже позже Лермонтов разочаруется в военной карьере, считая, что в его время повторить подвиги великих полководцев попросту невозможно. Поэтому незадолго до гибели он будет ходатайствовать об отставке, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Но все это произойдет гораздо позже, когда Лермонтов поймет, что отнюдь не только честолюбивыми мечтами он «на земле воспламенен». Это осознание принесет автору глубокое разочарование, он будет чувствовать себя несчастным и никому не нужным, так как не может реализовать себя как поэта и гражданина в современном обществе.

Но пока юный автор стихотворения «Кавказ» витает в облаках и мечтает о славе Наполеона, отмечая, что «конец его мятежный не отуманил наших глаз». Последняя фраза стихотворения означает, что французский полководец окончил свой путь бесславно, и это ни у кого не вызвало сожаления. Поэтому себя Лермонтов видит более успешным военачальником, который сможет если и не покорить мир, то добыть в бою славу для своей страны, возвеличив Россию и оставив свое имя в истории.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

М.Ю. Лермонтов за всю свою жизнь несколько раз бывал на Кавказе. Он еще в детстве был там, отдыхая с бабушкой. С тех пор он влюбился в Кавказ и в красоту его гор. Самым ярким впечатлением для Лермонтова было знакомство с девочкой. Для него, как считал сам поэт, эта девочка стала первой любовью.

«Кавказ» был написан в 1830 году, но само произведение было опубликовано лишь после смерти поэта. Стихотворение имеет в своем составе три строфы, каждую из которых можно определить как самостоятельную часть. В каждом пятистишии своя мысль. В первом лирический герой рассказывает о расставании с Кавказом. Во втором поэт вспоминает о матери, которую он толком и не помнит, так как был совсем маленьким, когда ее не стало. В третьей строфе он вспоминает о той самой девочке, своей первой любви.

Лермонтов в стихотворении отразил свои мысли, свое отношение к Кавказу и воспоминания. Он восхищался природой Кавказа, впрочем, как и Пушкин. Спустя годы поэт не забыл ту девочку, которая стала для него первой любовью. Он помнит и хранит в сердце детские переживания и эмоции.

Стихотворение навевает чувство легкости, свободы, влюбленности. Оно написано четырехстопным амфибрахием с использованием мужской рифмы. В конце каждой строфы повторяется строчка «Люблю я Кавказ», что указывает на особую привязанность поэта к природе Кавказа. Наличие эпитетов и метафор делает стихотворение более выразительным. Лирическое стихотворение передает особое отношение Лермонтова к Кавказу. Он любил это место, здесь он отдыхал душой.

Это интересно: 233,Анализ стихотворения «К морю» А, с, пушкин

Тема кавказской природы в лирике М. Ю. Лермонтова

Изображения природы Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова необыкновенно ярки и точны. В природе поэт особенно любит движение.

Из поэтических изображений природы Кавказа ясно, что поэт день любил больше ночи, любил золотое солнце, синее небо, солнечный воздух.

М. Ю. Лермонтов, как истинный певец гор, любил яркие краски природы. Он любил белые облака, розовый закат, лиловые степи, синее небо, золотистые волосы и голубые глаза. В его поэзии практически нет цветов. Лилии и розы у Лермонтова – это не художественные ощущения, а поэтические прикрасы.

Из-за изобилия в лермонтовских поэмах картин экзотической кавказской природы поэта нередко обвиняли в подражании романтическим течениям той эпохи. Но кавказский материла поэта в «Демоне» и «Мцыри» — это органическое претворение наблюдений и переживаний, а не экзотическое обрамление в стиле романтиков. Благодаря таким краскам сюжеты приобрели совершенно новое качество. Кавказские пейзажи занимают немалое место в его творчестве – как в качестве «декораций» к произведениям, так и к сами по себе.

«Кавказ» А.Пушкин

«Кавказ» Александр Пушкин

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной водной… Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.

Анализ стихотворения Пушкина «Кавказ»

Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести е поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.

Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали. Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы. Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.

Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения. Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной». Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере. Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя .

К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт о. Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.

Взросление и первые проблемы

Учась в Московском университете с октября 1830 по июнь 1832 года, Михаил Лермонтов был сначала студентом «нравственно-политического», позже учился на «словесном» отделении. Это время в биографии поэта стало периодом всплеска творческой энергии и активного участия в светской жизни Северной столицы.

Он охотно бывал на балах, в светских салонах, веселился на маскарадах и отпускал колкости и эпиграммы. Современники отмечали несоответствие такого поведения и характера поэтических творений Лермонтова: многие шедевры были полны бурлящей и гордой силой, бунтующей против устоев. Разумеется, молодой поэт создавал и лирические произведения.

В это же время почитатели большого таланта увидели поэмы с явно кавказской тематикой — «Измаил-Бей», «Каллы». Лермонтов начал работать над «Демоном» (писать это произведение поэт будет почти 9 лет). Немного позже появились «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».

Михаил в 1831 году участвовал в скандальной истории противоборства студентов Московского университета и профессора Малова. Через год Лермонтов подал прошение и был отчислен из учебного заведения. В планах было продолжение учёбы в Санкт-Петербурге, но там ему предложили поступать снова на первый курс. Такие условия молодому человеку не подошли.

И тогда подключились бабушка, влиятельная столыпинская родня по материнской линии. Кто повлиял сильнее, сейчас определённо сказать вряд ли получится, но Михаил оказался в Школе гвардейских подпрапорщиков. О душевном состоянии молодого дворянина накануне поступления в это учебное заведение красноречиво свидетельствует его «Парус».

После двух «злополучных» лет школы Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Теперь его жизнь опять полна увлечениями и упрёками совести. Поэт как будто на качелях: его то обуревают страстные порывы, то терзают сомнения, подчас близкие к отчаянью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: