Анализ стихотворения некрасова колыбельная

Анализ стихотворения некрасова колыбельная

Сюжет тютчевского произведения

Это произведение лириком было написано через 13 лет после их расставания. И при встрече Фёдор многое вспоминал: прогулки по старинным предместьям, берега прекрасного и широкого Дуная.

К сожалению, сведений о том, что происходило с поэтом-философом и молодой девушкой практически не осталось, но зато эту картину прекрасно воссоздаёт сам Тютчев в своем произведении, говоря о том, что помнит прекрасно то время «золотое». Лирик утверждает, что навсегда в его памяти остался тот край, где он был так счастливы. День быстро катился к закату, но это было не главное, так как они были вдвоем. Они уединялись от всего мира туда, где шумел Дунай, а на холме, словно белое пятно, стоял старинный разрушенный замок. Амалия, как фея, стояла там, опираясь на прибрежный гранит. Ее молодые и прекрасные ноги слегка касались обломков. А солнце, словно жизнь человека, быстро исчезало прощаясь со всеми этими приятными воспоминаниями.

Но ветерок продолжал играть, дотрагиваясь до одежды прекрасной девушки, ее прекрасных плеч. Взгляд лирической героини беззаботно смотрит вдаль. Тютчевское описание природы прекрасно! День подходил к завершению и медленного угасали его последние лучи. Но это лишь только веселило и забавляло прекрасную героиню. И как этот день, славный и сладкий, также пробежала и вся жизнь самой героини, и автора этих восхитительных строк.

Несмотря на чувства, более чем дружеские, Тютчеву было отказано в женитьбе. Он был не самой хорошей партией для Амалии. Поэтому вскоре она выходит замуж за барона Крюденера. Потрясение и горе испытал тогда тончайший лирик, он даже дрался с кем-то на дуэли. Но эта история имела хороший финал. Амалия всю жизнь помогала поэту, оказывая ему и его семье какие-то услуги. Поэту порой неловко было, но отказаться он не мог. Ему всегда казалась, что эта прекрасная и добрая женщина очень несчастна в браке.

Вскоре Тютчев, благодаря усилиям Амалии, ищет для себя новый предмет вдохновения, а она сама, выйдя второй раз замуж, покидает его. Но жизнь подарила им еще две незабываемые встречи.

Ответы на вопрос

Отвечает Неверов Лев.

Стихотворение «Колыбельная песня» написано Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству. Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда. Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при «жизни человечьей» , но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения: Будешь ты чиновник с виду, И подлец душой. Провожать тебя я выйду- И махну рукой! Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени «человек» . Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца «безвредным» , «наивным» , он говорит о душевной чистоте народе, его «неиспореченности» . Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости. Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения – показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла «на попятную» , при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития. Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг «больной» России для Некрасова совпадается в одном понятии – бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию… .

Анализ стихотворения

Многие критики отмечали, что это тютчевское стихотворение является подражанием зарубежной поэзии – Гейне. Но зная личную историю автора, и его необычный стиль письма, нельзя рассуждать так однозначно.

По своему содержанию тютчевское стихотворение очень интимное. Автор рассказывает в нем о том, какие воспоминания из прошлого, после встречи с Амалией, вдруг ожили в его душе. Он вспомнил былые чувства и переживания, когда был сильно влюблен в эту женщину. Как тончайший лирик он желает показать своему читателю, насколько сильной и глубокой может быть любовь к женщине.

Композиция тютчевского стихотворения состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже в первой части лирик показывает, что его герой возвращается в своих мечтах и грезах в прошлое, которое он сам называет «золотым» временем. Именно это время было счастливым для него, ведь он сам очень сильно любил. Во второй части поэт-философ переходит к описанию природы. Он описывает весну, так как именно она очень сильно похожа на молодость самого человека.

Осень, которую описывает лирик – это время настоящего периода в жизни героя, когда любовь ушла в прошлое и ему остается лишь только вспоминать о том, что было в его жизни. Но весна пробуждает в душе человека новые чувства, наполняет энергией, даже молодит. В заключение герой снова встречается с той женщиной, которую некогда любил и он оживает, его душа становится моложе.

Тютчевское счастье заключается в тихом и спокойном вечере, в невероятной красоты и живописности закате, в прекрасном весеннем цветении диких яблонь. Особо выделяется из всего сюжета тема времени: это и день, который заканчивается, и поэтому так медленно и неярко уже горит солнце. Для автора дорога каждая минута, когда длится это счастье. Самый счастливый день – это день любви. Но время постоянно идет, не останавливаясь. Необратимость времени в тютчевском стихотворении можно заметить бросив взгляд на замок, от которого остались только руины.

Поиск «нового человека»

Третий
раздел сборника, поэма «Саша»,- это один из первых опытов
поэтического эпоса Некрасова, органически вытекающего из стремления его к
широкому охвату жизни. Поэма создавалась в счастливое время подъема
общественного движения. В стране назревали крутые перемены, ожидалось появление
«новых людей» с сильными характерами. Всем было ясно: эти люди должны
появиться из общественных слоев, близко стоящих к народу. В поэме «Саша»
Некрасов, предвосхищая Тургенева и Чернышевского, хотел показать, как рождаются
«новые люди» и чем они отличаются от прежних героев — дворян,
«лишних людей».

Духовная
сила человека, по Некрасову, питается мерою связей его с народом. Чем глубже
эта связь, тем устойчивее и значительнее оказывается человек, и наоборот. Лишен-ный
корней в родной земле, человек уподобляется степной траве перекати-поле. Таков
культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в
характере «вечного странника» нет твердости и веры:

Что
ему книга последняя скажет,

То
на душе его сверху и ляжет:

Верить,
не верить — ему все равно,

Лишь
бы доказано было умно!

Агарину
противопоставлена дочь мелкопоместных дворян, юная Саша. Ей доступны радости и печали
простого деревенского детства: по-народному воспринимает она природу, любуется праздничными
сторонами крестьянского труда на кормилице-ниве. В повествование о Саше и
Агарине Некрасов вплетает любимую крестьянством евангельскую притчу о сеятеле и
почве. Крестьянин-хлебороб уподоблял просвещение посеву, а его результаты —
земным плодам, вырастающим из семян на трудовой ниве. В роли «сеятеля
знаний на ниву народную» выступает в поэме Агарин, а благодатной почвой оказывается
душа юной героини. Социалистические идей, с которыми знакомит Агарин Сашу,
падают в плодородную почву и обещают в будущем «пышный плод». Героев
«слова» скоро сменят герои «дела».

Поэма
«Саша» была принята современниками с особым воодушевлением: в
общественной жизни тех лет уже начиналось вытеснение культурных дворян
разночинцами.

Своеобразие сатирических стихов Некрасова

Во
втором разделе сборника Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт.
В чем заключается его своеобразие? У предшественников Некрасова сатира была по
преимуществу карающей: Пушкин видел в ней «витийства грозный дар».
Сатирический поэт уподоблялся античному Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался
над сатирическим героем и метал в него молнии испепеляющих, обличительных слов.

Послушаем
начало сатиры поэта-декабриста К. Ф. Рылеева «К временщику»:

Надменный
временщик, и подлый, и коварный,

Монарха
хитрый льстец и друг неблагодарный…

А
у Некрасова все иначе, все наоборот! В «Современной оде» он
старается, напротив, как можно ближе подойти к обличаемому герою, проникнуться
его взглядами на жизнь, подстроиться к его самооценке:

Украшают
тебя добродетели,

До
которых другим далеко,

И
— беру небеса во свидетели —

Уважаю
тебя глубоко…

Более
того, в стихах «Нравственный человек» и «Отрывки из путевых
записок графа Гаранского» герои уже сами о себе и сами за себя говорят. А
мы смеемся, мы негодуем! Почему? Да потому, что Некрасов
«приближается» к своим героям с издевкой: намеренно заостряет
враждебный ему образ мыслей. Вот его герои как бы и не нуждаются в обличении
извне: сами себя они достаточно глубоко разоблачают. При этом мы проникаем
вместе с поэтом во внутренний мир сатирических персонажей, явными оказываются самые
потаенные уголки их мелких, подленьких душ. Именно так обличает Некрасов
впоследствии и знатного вельможу в «Размышлениях у парадного
подъезда». Почти буквально воспроизводит он взгляд вельможи на счастье народное
и пренебрежение к заступникам народа:

Щелкоперов
забавою

Ты
народное счастье зовешь;

Без
него проживешь ты со славою

И
со славой умрешь!

Повествование
о вельможе выдержано в тоне иронического восхваления, подобного тому, какое использует
поэт и в «Современной оде». В поэме «Железная дорога» мы услышим
монолог генерала. Некрасов дает герою выговориться до конца, и этого
оказывается достаточно, чтобы заклеймить генеральское презрение к народу и его
труду. Некрасовская сатира, давшая толчок юмористической поэзии В. В. и Н. В. Курочкиных,
Д. Д. Минаева и других поэтов — сотрудников сатирического журнала «Искра»,
по сравнению с поэтической сатирой его предшественников последовательно овладевает
углубленным психологическим анализом, проникает в душу обличаемых героев.

Нередко
использует Некрасов и сатирический «перепев», который нельзя
смешивать с пародией. В «Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)»
воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской «Казачьей
колыбельной», частично заимствуется и ее высокая поэтическая лексика, но
не во имя пародирования, а для того, чтобы на фоне воскрешенной в сознании
читателя высокой стихии материнских чувств резче оттенялась низменность тех
отношений, о которых идет речь у Некрасова. Пародийное использование
(«перепев») является здесь средством усиления сатирического эффекта.

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернака

Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя — это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи».

Эти изменения переполняют душу эмоциями, вызывают ощущения сопричастности происходящему вокруг. Именно поэтому мир окружающей действительности и мир чувств поэта оказываются созвучными, переплетенными в стихотворении. Так, в окончании первой строфы читатель явственно слышит перестук колес о мостовую («грохочущая слякоть»), видит черные прогалины земли и ощущает эмоции лирического героя с нетерпением ожидающего перемен («весною черною горит»).

Во второй строфе использована метонимия — сопоставление быстроты движения пролетки «чрез благовест…, клики колес» и полета мысли лирического героя («перенестись туда, где ливень…»).

Для придания художественной выразительности автор использует метафору, называя грачей «обугленными грушами». Этот прием помогает передать своеобразие восприятия происходящего в мире лирическим героем и его отношение к происходящему. Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение.

Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами:

… Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд.

Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение. Оно передает внутреннее напряжение поэта и то, как приходит к нему вдохновение. Любой толчок извне, любая случайность рождает стихи. Герою остается только подобрать слова, чтобы облечь в них свои мысли.

Помогает передавать эмоциональное состояние автора и то, что стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, сочетается с неточными рифмами (груши–обрушат, гривен-ливень).

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! по плану

Вместо заключения

В стихотворении звучит гимн природе, ее Щемящие строки Бориса Пастернака будут жить в веках, благословляя все живое, подчеркивая неоспоримую ценность человеческого существования. В этом лирическом произведении показан внутренний доверительный разговор природы с человеком, обращение внешнего мира к внутреннему.

Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им. Темой стихотворения является скорый приход весны. Поэт начинает произведение со слова «Февраль», что сразу же заставляет человека подумать о слякотной и чуть холодной погоде. Холод и снег – союзники февраля. Читатель должен прочувствовать всю атмосферу данного месяца. Дальнейшие слова поэта гласят о том, что вскоре наступит весна. Ветреная погода, слякоть и прочие атрибуты весны будто встают перед глазами.

В данном произведении акцент делается на черном цвете, что заставляет ассоциировать данный факт с землей, которая выглядывает из-под тающего снега. Обычно черный цвет является трауром и грустью, но не в данном стихотворении. Пастернак ассоциирует черный цвет с пробуждением Земли, началом новой жизни, избавлением от стуж и холода. Можно сказать, что в своем произведении поэт выражает конфликт двух пор года – весны и зимы.

Но также поэт говорит о том, что помимо пробуждения весны, наступления данной поры года, происходит пробуждение вдохновения и поэзии. Поэт способен слагать стихи, и чем «случайней», тем лучше они выходят.

В данном стихотворении подняты такие темы как: пробуждение весны, уход зимы и стужи, пробуждение земли и природы ото сна, а также пробуждение и становление поэзии и вдохновения.

Произведение глаголет читателю о том, как взаимосвязана природа и поэзия. Природа, ее пробуждение, очень сильно влияет на поэтическое вдохновение. Стихотворение является очень эмоциональном, будто писалось в порыве какой-либо эмоции. Последними строками Пастернак описывает свой внутренний мир и терзания.

Данное стихотворение замечательно описывает связь смены поры года с вдохновением и поэзией.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана еще два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Анализ Колыбельной песни Некрасова

Анализ Колыбельной песни Некрасова

В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит человеку: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой… » (Подражание Лермонтову)

Спи, пострел, пока безвредный! Баюшки-баю. Тускло смотрит месяц медный В колыбель твою, Стану сказывать не сказки — Правду пропою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.

По губернии раздался Всем отрадный клик: Твой отец под суд попался — Явных тьма улик. Но отец твой — плут известный — Знает роль свою. Спи, пострел, покуда честный! Баюшки-баю.

Подрастешь — и мир крещеный Скоро сам поймешь, Купишь фрак темно-зеленый И перо возьмешь. Скажешь: «Я благонамерен, За добро стою! » Спи — твой путь грядущий верен! Баюшки-баю.

Будешь ты чиновник с виду И подлец душой, Провожать тебя я выду — И махну рукой! В день привыкнешь ты картинно Спину гнуть свою. Спи, пострел, пока невинный! Баюшки-баю.

Тих и кроток, как овечка, И крепонек лбом, До хорошего местечка Доползешь ужом — И охулки не положишь На руку свою. Спи, покуда красть не можешь! Баюшки-баю.

Купишь дом многоэтажный, Схватишь крупный чин И вдруг станешь барин важный, Русский дворянин. Заживешь — и мирно, ясно Кончишь жизнь свою. Спи, чиновник мой прекрасный! Баюшки-баю.

Здесь точкой отсчёта становится не жанр, а весь текст стихотворения в целом. Для утверждения новых поэтических принципов Некрасов использует «Казачью колыбельную песню» (1838) М. Ю. Лермонтова.

«Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака. «Спи, младенец мой прекрасный, // Баюшки-баю, // Тихо смотрит месяц ясный // В колыбель твою. // Стану сказывать я сказки, // Песенку спою; // Ты ж дремли, закрывши глазки, // Баюшки-баю… »

Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери.

Первая же строфа колыбельной Некрасова взрывает мирную картину, созданную в стихах Лермонтова, его колыбельная явно рассчитана на взрослые, а не младенческие уши.

Спи, пострел, пока безвредный! Баюшки-баю. Тускло смотрит месяц медный В колыбель твою. Стану сказывать не сказки – Правду пропою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.

Далее сравните стихотворение Лермонтова и Некрасова самостоятельно. Посмотрите, что Некрасов заменяет в колыбельной Лермонтова и как изменяются от этого общий тон, настроение, смысл некрасовского стихотворения. Какие сюжетные элементы и образы Лермонтова исчезают у Некрасова вовсе? Почему? Теперь прочитайте стихотворение Некрасова «Песня Ерёмушке». Можно ли назвать его продолжением «Колыбельной песни».

Ключевое слово первой строфы в стихах Некрасова — «правда». Мать казака рассказывает сыну сказки, условный герой стихотворения Некрасова предпочитает говорить правду. Как и в «Современной оде». Некрасов пытается показать, что изменившиеся обстоятельства жизни требуют другой поэзии, не «сказок», а голых фактов, не убаюкивающей колыбельной, а гражданской сатиры.
Вы бы написали стихотворени, что ли.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его еще по крайней мере трижды, возвращаясь в поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.

Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – трехчастная, состоящая из зачина, основной части и концовки.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

Своеобразие любовной лирики

Оригинальным
поэтом выступил Некрасов и в заключительном, четвертом разделе поэтического
сборника 1856 года: по-новому он стал писать и о любви. Предшественники поэта предпочитали
изображать это чувство в прекрасных мгновениях

Некрасов, поэтизируя взлеты любви,
не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви
неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). В его стихах
рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и
неуступчивой («Я не люблю иронии твоей…»)

А потому и отношения
между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость
сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание
омрачает их любовь («Да, наша жизнь текла мятежно…»). Такое непонимание
вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В
стихотворении «Застенчивость» робкий, неуверенный в себе разночинец
сталкивается с надменной светской красавицей. В «Маше» супруги не
могут понять друг друга, так как
получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и
второстепенном в жизни. В «Гадающей невесте» — горькое предчувствие
будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер,
модная одежда. А ведь за этим наружным блеском часто скрывается пустота. Наконец,
очень часто личные драмы героев являются продолжением драм социальных. Так, в
стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» во многом
предвосхищаются конфликты, характерные для романа Достоевского
«Преступление и наказание», для мармеладовской темы в нем.

Таким
образом, успех поэтического сборника 1856 года не был случайным: Некрасов
заявил в нем о себе как самобытный поэт, прокладывающий новые пути в литературе.
Главным источником поэтического своеобразия его творчества явилась глубокая
народность, связанная с демократическими убеждениями поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: