Анализ стихотворения
Герои произведения даже в сложных условиях существования и необходимости работать с малых лет находят в себе силы на игры, поддерживают друг друга. Они уверены, что в силах справиться с любыми проблемами. Глядя на них, автор испытывает радостные эмоции, но тут же задумывается о будущем ребят.
Без учебы и достойных условий существования жизнь будет наполнена мыслями о выживании. Для посещения школы ребятишкам нужны учебники, ручки, одежда. Расходы на них непосильны для простых людей, которые с утра до вечера трудятся на земле. Вопрос, смогут ли они что-то изменить в своей судьбе, остается без ответа. Однако ясно, что позитивное отношение к жизни поможет легче переживать невзгоды. Кратко анализ стихотворения «Крестьянские дети» следует провести в читательском дневнике по следующему плану:
- Год написания. Произведение создано и опубликовано в 1861 году.
- Тема. Незавидная судьба простого русского народа.
- Композиция. Монолог-рассуждение лирического героя о судьбе простых ребятишек. В начале идет вступление, из которого читатели понимают, что натолкнуло автора на размышления.
- Жанр. Поэма.
- Главная мысль. Жизнь крестьянских ребятишек полна забот и ярких впечатлений. Без образования их ждет тяжелая жизнь.
- Стихотворный размер. Четырехстопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой.
- Метафоры: «я делывал с ними грибные набеги», «глядят веселого солнца лучи».
- Эпитеты: «густые, старинные вязы», «святая душа».
- Сравнения. Автор сравнивает голубые детские глазки с полем цветов: «смешались, как в поле цветы». Другой пример в произведении — «а ноги длинные, словно жерди».
- Гипербола. «Иступят пилу — не наточат и в сутки».
Образы и символика
В поэме Николая Алексеевича четко выделяются 2 наиболее важных образа – лирический герой, через которого автор проводит свою позицию, и дети, образ их собирателен. Поэт показывает незавидную долю крестьян, их путь с детских лет в тяжелую взрослую жизнь.
Уже в самой детской внешности автор видит проявление такого ценного качества, как доброта:
Деревенских ребят охотник заинтересовал
Они со вниманием рассматривали его внешность, подчеркивая каждую ее деталь: бороду, часы. Также отметили ружье, собаку
Читателю становится понятно, что детишки сначала охотника боялись, потом их страх поубавился, но настороженность , готовность в любой момент задать стрекача оставалась. Им было известно не понаслышке, как относятся господа к приверженцам крестьянского рода, и боятся, что барин их «прибьет». Последовавший из предположений ребят вывод показался герою забавным:
Дети видят и осознают свое незавидное положение, обусловленное социальным неравенством: дворянин не сядет ехать рядом с крестьянином – посчитает ниже своего достоинства. У господ и внешность иная, не как у простых людей – они не носят бороды. Все это свидетельствует о пропасти между социальными слоями.
Лирический герой создает впечатление человека мудрого, рассудительного. Он по-доброму относится к детям крестьян и даже в некотором смысле им завидует их свободному от учебы, безмятежному детству.
Лирический герой с интересом наблюдает, как ребятишки резвятся и помогают родным. Потом он предается воспоминаниям, как ребенком играл с поместными детьми и что они его многому научили. В играх и общении с ними перед лирическим героем раскрывались все тайны и законы природы, лесные хитрости, формировались охотничьи навыки. Герой испытывает ностальгическое чувство.
Поэт глубоко и детально описывает быт русского народа, его обычаи и традиции. Также он упоминает о дороге, ярославском тракте, по которому проходили и рабочие разных специальностей и ремесел, и святые люди – паломники, рассказанные ими истории, например, об участи Вавилы, роптавшего на Бога и лишившегося собственных богатств. Некрасов отмечает, что культура русского народа основана на богобоязненности и смирении.
Николай Алексеевич описывает всесторонне и подробно жизнь крестьянских детей. Он отмечает, что они очень рано начинают выполнять трудовые поручения взрослых и что лень этим ребятам неведома. Даже их увлечения направлены на помощь своей семье. Например, отправляясь в лес, дети получают какие-то нужные по хозяйству поручения взрослых членов семьи – набрать грибов или ягод, чтобы детская забава еще была и полезной. В крестьянской среде дети не вырастут эгоистами и неженками. Они привыкают с ранних лет к заботам о своем большом семействе. Это положительная сторона крестьянского детства, но есть и иная. Детская пора этих ребят короткая и не безоблачная, они рано взрослеют и начинают заниматься тяжелым, изнурительным трудом, отнимающим у неокрепших организмом здоровье. Все меньше времени у них остается на игры и затеи, аи их будущая взрослая жизнь полна испытаний, неприятных открытий, горьких разочарований. Но поэт считает, что в трудные минуты воспоминания о детстве станут крестьянам, любящим свою землю, деревенский быт, природу, их утешением и гордостью.
Анализ стихотворения Некрасова Крестьянские дети
Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с того, что автор приехав в деревню, отправляется на охоту. Утомившись, он забрел к вечеру в сарай, чтобы отдохнуть. Он уснул. А пробудился только тогда, когда в щели сарая уже заглядывали лучи солнца. И, не только они. Несколько пар детских глаз смотрели на барина и перешептывались меж собой.
Автор прислушался к их разговору. Они обсуждали барин он, или же нет и с большим интересом рассматривали его ружье, золотую цепочку часов, большую собаку. Ребятишки, переговариваясь, опасались, что разбудят охотника.
А тот, между тем, проникается умилением от этой встречи. И тут начинаются рассуждения автора о детях простых крестьян. Он, как делается ясно из строк, их очень любил. А чад простых людей – особенно. Да и вообще, творчество Некрасова отличается большой внимательностью и состраданием к простому народу. И, естественно, не остались без него и дети простолюдин.
Сначала описывает автор лучшие стороны их детства. Он говорит о том, что они не знают неги, но и не обременены науками. Они растут вольно. Их характеры не сковывают рамки светских приличий, которым непременно должны следовать дворянские дети.
Он с большой любовью описывает то, как проводят свое время крестьянские ребятишки. Они, в большинстве своем, не знают страха. Они растут трудолюбивыми, видя плоды родительской деятельности. В качестве примера приводит автор то, как ребенок наблюдает за работой в поле. Он видит, как его засевают. На его глазах прорастают и наливаются колосья, которые позже превращаются, благодаря людскому труду, в хлеб.
Не боятся они и не только работы, которая является для них неотъемлемой частью их жизни. В них с малых лет воспитывается ответственность, забота о ближних.
А любопытству их предела нет. Автор рассказывает о том, как они с большим интересом слушают россказни прохожих и принимаются практически за всякое дело, к которому только их допустят.
Но, хоть и хорошо все это, но есть здесь и обратная сторона. Далеко не все эти ребятишки могут дожить до зрелого возраста. Ведь удел крестьян – тяжкий труд и множество тягот. Им приходится терпеть довольно многое.
Некрасов описывает одну свою встречу с шестилетним мальчуганом зимней порой. Он вел лошадь с возом, нагруженном дровами. Этот труд был тяжел для ребенка. Но, куда было ему деваться? У него большая семья. А из мужчин в ней только он, да отец. И, вся ответственность лежит на них. Мальчик прекрасно понимает это. Причем, разговаривает он с автором как вполне взрослый человек. И, это неудивительно. Ведь на его долю выпало немало забот, и он вынужден трудиться непосильно для его лет. И, скорее всего, это довольно рано сгубит мальчугана.
В конце стихотворения автор, чтобы отвлечься от этих мрачных мыслей, возвращается к описанию той встречи, с которой начал это произведение. Ведь чтобы не ждало этих ребятишек, которые сейчас рассматривали его, на данный момент они были веселы. И автор постарался развлечь их еще.
В конце произведения начинается гроза и дети убегают. Гроза здесь – предвестник их нелегкого и сурового будущего, о котором, вероятно, думал автор, расставшись с этими маленькими сорванцами.
5, 6 класс по плану
История создания
На создание Николаем Некрасовым поэмы «Крестьянские дети» повлияло его собственное детство. Великий русский поэт, певец крестьянской жизни, был сыном чиновника, взимавшего с простого люда недоимки. Некрасов-старший был жесток в отношении тех, кто перед ним беззащитен, он бил и измывался над ними, подвергал унижениям. Его же сын относился к тем людям с сочувствием и жалостью. Будучи еще мальчиком, Николай проводил много времени в обществе крестьян и их детей. Ему нравилось находиться среди смышленых не по годам, беззаботных и бесшабашных ребятишек, так как они весело и интересно организовывали свой досуг, у них было множество увлекательных затей. Будущий поэт также видел, как тяжело, на грани бедности и нищеты, живут многие их семьи, и уже тогда понимал, что большинству его друзьям суждено повторить судьбу их родителей, что они еще с детства уже обречены на трудную, безрадостную взрослую жизнь.
Когда Николай Некрасов стал взрослым, он любил охотиться, и это его увлечение также сводило его с крестьянами, которые тепло относились к молодому барину, всегда старались помочь, а также поведать о собственной жизни, о своих насущных проблемах и чаяниях. И поэту были небезразличны народные нужды и страдания.
Произведение «Крестьянские дети» было написано Некрасовым в 1861 г. В то время он находился в Ярославской губернии, в своем имении. На создание этой поэмы Николаю Алексеевичу понадобилось около 2 недель.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Крестьянские дети.История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.
Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.
Композиция – Анализируемое стихотворение построено монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.
Жанр – поэма.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ
Метафоры – «глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».
Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».
Сравнения – «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».
Природа в стихах Н. А. Некрасова: анализ стихотворения «Крестьянские дети»
Анализ стихотворения «Крестьянские дети»
Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы. Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно
Детям в его творчестве отведено особое и важное место
Анализ стиха некрасова крестьянские дети
Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян.
Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно ходить в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои.
Именно в этот период своей жизни будущий поэт был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским сорванцам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям.
Став взрослым и самостоятельным человеком, Некрасов летом нередко отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием «Крестьянские дети». опубликованную в 1861 году.
В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Конечно, буквально с первых лет жизни их приучают к тяжелому крестьянскому труду, и сельского мальчишку можно увидеть не только на пастбище, но и в поле.
Участь девочек также заранее предопределена, потому что с самого детства на их плечи ложатся многочисленные хозяйские хлопоты. Тем не менее, в поэме «Крестьянские дети» Некрасов показывает, что его герои растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают незаурядной смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам.
«В их жизни так много поэзии слито, как дай бог балованным деткам твоим», — отмечает поэт.
Поэма «Крестьянские дети» состоит из нескольких частей и рассказывает о различных жизненных ситуациях, свидетелем которых был поэт.
В своем произведении он не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются гармоничными и сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки.
Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано».
2008 – 2020 Сборник русской поэзии Лирикон . Карта сайта | Контакты. По истечении срока действия авторских прав, в России этот срок равен 50-ти годам, произведение переходит в общественное достояние.
Это обстоятельство позволяет свободно использовать произведение, соблюдая при этом личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на защиту от всякого искажения и право на защиту репутации автора — так как, эти права охраняются бессрочно.
Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, – немедленно свяжитесь с автором сайта.
Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова
Н. А
Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие
Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа.
Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Моим самым любимым стихотворением является произведение “Крестьянские дети”. Оно, как мне кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861 г. в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.
Издатель
Сейчас мы знаем Некрасова как поэта, но современникам он был известен в первую очередь как издатель. И свои главные произведения он написал уже на досуге, будучи знаменитым издателем. В те годы издательский бизнес сильно отличался от современного. Книжного рынка в его современном виде попросту не было, никто не издавал свои книги, все новые романы, рассказы и повести выходили в журналах, которые распространялись по подписке среди образованной публики.
Издатель выполнял функции современного кинопродюсера. Но для того, чтобы войти в этот бизнес, требовались немалые суммы. Литература в те времена была уделом богатых и праздных людей, которые на досуге могли позволить себе потратить время на написание романа. Но и запросы у этих людей были соответствующие, рубль за рукопись им не заплатишь. Но откуда у бедного Некрасова появились деньги на издание?
Помог случай. Некрасов смог устроиться в журнал «Отечественные записки», который тогда был вотчиной Белинского. Это был самый знаменитый литературный критик страны, его авторитет был столь высок, что, стоило ему кого-то похвалить, — и на следующий день весь литературный Петербург метался в поисках этого таланта, чтобы на руках внести его к Белинскому. А стоило ему кого-то обругать — и одного этого слова было достаточно, чтобы похоронить чью-то карьеру.
Вокруг Белинского сформировался кружок, в который вошёл и Некрасов. В кружок входил и Иван Панаев — он пытался быть литератором, но по сути был богатым мотом и кутилой, прожигавшим жизнь. У Панаева была жена — Авдотья. Она была ослепительной красавицей, все питерские литераторы сходили от неё с ума, молодой Достоевский был до беспамятства влюблён в неё, так же как и Некрасов, который открылся ей, но получил отказ.
В отчаянии он даже подумывал о самоубийстве, но через некоторое время красотка передумала. Панаев то пил с гусарами, то кутил со студентами, а Некрасов был человеком основательным и в литературном плане более талантливым, чем Панаев.
Вскоре они стали жить втроём: Некрасов, Панаева и Панаев. Панаеву, как щедрому богачу, предложили купить одряхлевший к тому времени журнал «Современник» (основанный самим Пушкиным) и руководить им совместно с Некрасовым. Очень скоро получилось так, что и дом Панаева стал домом Некрасова, и жена Панаева стала женой Некрасова, и карета, и даже журнал перешёл к Некрасову.
Панаев старательно делал вид, что не унывает и ситуация его не трогает, но вряд ли он был доволен, когда Некрасов велел своим сотрудникам денег Панаеву не выдавать, потому что он их всё равно прогуляет.
Они так и прожили втроём почти 20 лет, а вскоре после смерти Панаева Некрасов порвал с Авдотьей. Его единственной официальной женой стала крестьянская девушка Фёкла, которую он решил «развить» в благородную натуру. Он даже переименовал девушку из Фёклы Анисимовны в Зинаиду Николаевну, чтобы это звучало более благородно.
Тема
Написанная вскоре после освобождения крестьян от крепостной неволи поэма посвящена важной теме в творчестве поэта-гражданина – судьбе русского народа. Эта проблема была распространена в литературе его эпохи
Главную роль в поэме играют собирательный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подаётся с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является дворянином
Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют собирательный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подаётся с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является дворянином.
Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты герой уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают дети. Не подавая вида, что увидел ребят, он прислушался к их шёпоту.
Дети с интересом рассматривали охотника, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь они знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Всё для крестьянских детей было в диковинку. Они побаивались героя, видимо не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, ребята поспешили удалиться, потому что заметили, что охотник проснулся.
После полилога даётся монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признаётся, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его.
Вскоре герой начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжёлый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой встретил шестилетнего мальчика, который в лесу помогал отцу заготавливать дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.
Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пёс. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти всё-таки не осмеливаются.
Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невесёлая участь в будущем.
Значение поэмы «Крестьянские дети»
Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе. Литераторы тоже не стояли в стороне. Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему. Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал.
Не удивительно что на этой волне «Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года.
Образовательный процесс в деревнях очень плохо продвигался. Часто прогрессивная интеллигенция брала в свои руки какой-то регион и курировала его на свои средства.
Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным. Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно.
Некрасов настоящий народный служитель. Его жизнь — это пример беззаветной преданности простому русскому люду.
Детство
Все, кто учился в школе, знают трагично-романтичную историю Некрасова и его рождения. Русский поручик, грубый и неотёсанный мужлан, на балу увидел красавицу полячку, дочь богатых шляхтичей, и выкрал её, насильно принудив к женитьбе, поскольку её родители были против. Несчастная мученица стала рабой жестокого сатрапа и мучителя, её поэтичная душа томилась рядом с необразованным грубияном мужем. Так звучит легенда, придуманная Некрасовым. Придумана она была уже незадолго до смерти, Некрасов всю жизнь был певцом трагизма и, кажется, даже сам стал верить в неё.
Но можно ли себе представить, чтобы гордые шляхтичи вот так позволили какому-то мелкому русскому поручику выкрасть ненаглядную дочь? В тех краях польская знать была настолько всесильна, что ни один священник даже под дулом пистолета не решился бы обвенчать украденную дочь шляхтича. В действительности отец его матери не был богатым шляхтичем, а был всего-навсего мелким провинциальным чиновником в невысоком чине титулярного советника. Брак дочери богатого шляхтича с поручиком действительно был бы неравным, а вот союз поручика и дочери титулярного советника как раз по чину.
Отец Некрасова после выхода в отставку стал мелким помещиком. По канонической легенде он был настолько груб и неотёсан, что едва ли не рвал книжки от ненависти к просвещению. В действительности он был обладателем неплохой библиотеки и даже сам ради развлечения набрасывал разные стишки. Именно благодаря этой библиотеке сам Некрасов и выучился читать.
Образ матери у Некрасова был доведён до такого религиозного обожания и почти экстаза, что его даже отдельно разбирают на школьных уроках литературы. Однако этот образ возникает уже на пороге смерти самого Некрасова. В молодости ничто не свидетельствовало о том, что Некрасов обожает мать, скорее его поведение свидетельствовало о равнодушии к ней.
Когда он уехал в Петербург, он переписывался со своей сестрой, с которой был наиболее близок из всей семьи. Ни в одном из писем Некрасов даже не поинтересовался тем, как дела у матери, как здоровье. Хотя в этот период она уже тяжело болела. Более того, когда матери стало совсем плохо и родственники вызвали Некрасова проститься с умирающей матерью, он сослался на занятость и не приехал. Не поехал он и на похороны. Трудно разглядеть в этих странных поступках горячее обожание и трепетную любовь к матери.
Но самое удивительное, что с отцом, которого он позднее выводил в своих стихах как сатрапа и мучителя, у него были замечательные отношения. Он каждый год до самой смерти отца приезжал к нему в имение, где они вместе охотились.
Над могилой отца Некрасов возвёл шикарную часовню-усыпальницу, тогда как матери практически в то же время поставил достаточно скромный памятник. Некрасоведы до сих пор гадают: что бы это могло значить? Очевидно, что это может значить только одно: Некрасов в тот период не обожествлял мать и относился к ней достаточно равнодушно. Этим же объясняется и тот факт, что после смерти матери он не посвятил ей ни одного стиха за долгое время, предпочитая посвящать их мужикам, подругам, друзьям и т.д.
Впервые образ матери возник в стихотворении «Родина», написанном через 5 лет после её смерти, но это стихотворение и сам Некрасов просил считать исключительно художественным, а не автобиографическим. Окончательно образ матери-мученицы возник в его творчестве уже через долгие годы после её кончины. Но это не значит, что она действительно была мученицей, просто таков был стиль Некрасова: после смерти своих друзей Белинского и Добролюбова он создавал в своих стихах и их идеализированные мученические образы, далекие от реального.
Отец отправил Некрасова учиться в гимназии, однако учёба не пришлась по вкусу будущему поэту. По его воспоминаниям, он плохо учился из-за увлечения «кутежами и картишками». После того как Николай несколько раз остался на второй год в одном из классов, отец забрал его из гимназии.