Краткое содержание баллады Кубок Жуковского
На летние каникулы школьникам задают разные произведения, которые они должны прочитать и ознакомиться с сюжетом. Таким образом дети не только знакомятся с писателями и их творчеством, но еще и получают общее развитие. Однако не все горят желанием читать полные произведения и здесь на помощь приходят краткие содержания. Сегодня представляем вашему вниманию балладу Кубок Жуковского и ее краткое содержание для читательского дневника.
Василий Жуковский: Кубок
Краткое содержание произведения Жуковского под названием Кубок начинается сообщением о том, что царь со своими рыцарями пришел на высокие скалы. Они нависали над бездонным морем. Захотелось проверить своих рыцарей и латников на храбрость, поэтому и придумал царь сложное задание. Он решил бросить золотой кубок со скалы в море, а тому, кто решится достать этот кубок, достанутся почести и награда. Да никто не решился испытывать свою судьбу, уж слишком высокой была скала, да и море грозное глядело на всех. Однако нашелся смельчак. Это был паж. Он не раздумывая, снимает с себя пояс, епанчу, подходит к окраине скал. Там бушует море, но обратившись к Богу, срывается паж со скалы и его поглощает бездна. Все присутствующие были уверены, что парень погиб и не вернется. Придворные заговорили, заволновались. Кто-то сказал, что даже ради трона никогда бы не прыгнул в пучину, а значит, никто не расскажет, что хранит в себе бездна, откуда никто не возвращается живым.
Дальше вдруг послышались звуки, все зашипело, засвистело и вот показался паж. В одной руке держал он кубок, а второй пытался доплыть до берега, ведя борьбу с волнами. Наперекор судьбе ему удалось выжить, еще и отыскать кубок царя.
Когда пажу налили вино в кубок, тот стал делиться своими мыслями. Он сказал, чтобы люди радовались, что живут на земле, ведь бездна устрашающая. Там внизу его кружило, било о скалы, а он шептал молитву. Пажу повезло, и благодаря молитвам, удалось отыскать кубок, который зацепился за кораллы и не упал на дно. Однако за это время он успел увидеть все ужасы бездны с ее морскими чудовищами в виде скатов, морских гиен и других стоногих чудовищ. В конце концов ему повезло и выбросило потоком наверх.
Однако царю захотелось еще больше узнать о морской жизни и бездне, поэтому он обещает смельчаку, кроме кубка, перстень и дочь в придачу. Дочь стала защищать пажа и просить отца помиловать слугу. Просила, чтобы тот послал своего рыцаря в бездну. Но, паж вдохновившись, вновь бросается в воду. Сколько ни всматривалась царевна в бездну, не было видно там пажа. Приходила волна за другою волною, а юноша уже не появится никогда.
На этом завершается краткое содержание баллады Кубок.
История создания
Жуковский взялся за написание баллады в 1818 г. Он вдохновился сочинением Фридриха Шиллера – немецкого философа, поэта. Его идея, стилистика, особенности композиции лежат в основе произведения русского писателя. Василию Андреевичу не сразу удалось воплотить задуманное, приблизиться к первоначальной затее. Приходилось откладывать создание желаемого.
Пушкин обратил внимание на безуспешные попытки и творческие мучения учителя в 1825 году, обратившись к нему в письме. Он призвал «кончить «Водолаза»
Последнее – первое название будущей баллады. Автор думал сделать мотивом отправки героя на дно жадность. Но затем полностью переделал смысл, придав поступку иную мотивацию. Теперь это не выгода, а проявление храбрости, вызов самому себе.
К 1831 г. Василий Андреевич довел до ума получившееся творение и отправил в печать.
Образ лирического героя
Автор воплотил себя в образе рассказчика, от чьего лица и ведет повествование. У него имеется симпатия к герою. Перед читателем возникает молодой паж. Но и в то же время есть место сожалению, что он недостаточно разумен.
Юноша, ветреный и поддающийся эмоциональным порывам, неискушенный жизнью, легко ведется на предложение царя. Однако совершает тот же поступок дважды, что глупо и чревато негативными последствиями. В первый раз он прыгает море ради звания рыцаря. Молодой и отважный, но явно опрометчиво авантюрный парнишка предпочел быстрый и рискованный способ осуществления мечты вместо долгого и упорного, честного труда.
Паж увидел, что его действие возымело эффект у толпы, заприметил и неравнодушие красавицы. Дочка правителя восхищалась им. И тогда он опять прыгнул в море. Высшие силы не сберегли бахвального безумца – вторая попытка обернулась трагедией.
Для автора герой – прекрасный, отважный красавец. Он сочувствует мечтательному юноше. Делается упор на душе пажа – он пострадал от чистых помыслов. Трепет выражен и к царевне. Она добрая и смелая, пошла против воли отца. Царь же показан негативно. Он желал унизить юного героя, чья жизнь для правителя совершенно ничего не значит и не стоит. Потешив свое эго, удовлетворив личные желания, царь и не собирается раскаиваться, что затеял столь опасное развлечение.
Темы и проблемы
- В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен. В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга. Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать.
- Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное. Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.
- Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать. Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.
Действующие лица
Сюжет баллады «Кубок» — сказочный, и поэтому нельзя определить точное место действия и время. По главным героям можно сделать предположение, что речь идет о средневековой Европе. Ключевые персонажи баллады:
- паж — красивый и смелый юноша, преданный монарху;
- царь — безжалостный правитель, который равнодушен к ценности жизни и поэтому легко жертвует людьми;
- царевна — красивая и жалостливая девушка.
Основная мысль баллады «Кубок» — не стоит пренебрегать здравым смыслом. Отважные поступки могут обернуться гибелью, и это не принесет никакой славы. Интересно то, что произведение является пересказом баллады Шиллера «Водолаз».
Тревога за пажа
Переживания подданных также мастерски показаны в этой части баллады «Кубок» Жуковского
В кратком содержании мы отметим, что подданные очень переживали за судьбу отважного юноши. Все присутствующие ужаснулись, когда паж скрылся в морских пучинах
Когда они смотрели на этот бушующий поток, ни у кого не оставалось сомнений в том, что ему не спастись. Но они продолжали всматриваться в волны.
Зрители стали рассуждать о том, что они ни за какие бы богатства царя не согласились спрыгнуть со скалы. Даже если он посулит им разделить с ним трон. Потому что никто еще не выбирался из этой морской бездны, а все суда, попавшие туда, превращались в обломки. Но борьба между водой и огнем все нарастает, к небу взлетает столбом дымящаяся пена. И вдруг поток устремляется вверх с ужасающим ревом.
Популярные сегодня темы
Забвение есть измена? Безусловно, это так. Забывая прошлое, мы изменяем всем, кто нас окружает, более того, мы изменяем сами себе. Память прошлых лет, а если быть точнее, исторические события
Манилов — это первый помещик, которого посещает Павел Чичиков. Этот герой открывает галерею помещиков, созданную Гоголем. И каждый последующий хозяин пал ниже предыдущего. Таким образом, господин Манилов символизирует скромные
Толстой несколько раз менял отправную точку начала романа. Так как он планировал писать роман про декабриста, то начало он хотел сделать где-то в 1856 году. Когда его главный герой возвращается из ссылки.
Однажды, возвращаясь домой из школы, я услышал лай собак. Стая дворняжек столпилась в кучу и отчаянно лаяла. Подойдя ближе, я увидел маленького котенка. Разъяренные псы хотели его разорвать
-
Как в романе дворянское гнездо отразились споры славянофилов и западников кратко
-
Темы педагогического проекта учителя начальной школе
-
Что такое комплексы у девушек кратко
-
Саморегулирование предпринимательской деятельности кратко
- Индивидуальный план работы с ребенком онр 3 уровня в доу
Сочинение по рассказу Тургенева
Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.
Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.
Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты
Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно
Но понимает, что заблудился окончательно.
Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.
А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.
Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.
Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.
Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.
Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.
Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев
И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее
Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает
Из истории создания баллады «Кубок»
«Все баллады, — читаем мы в книге „Цветы мечты уединенной», — строятся на каком-нибудь легендарном предании, непременно чудесном. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие или происшествие, которое неожиданно поворачивает судьбы героев». А вот что говорится о балладе «Кубок»: «Из XII века до нас дошла немецкая легенда о пловце, который бросился в море за сокровищами. Эту легенду литературно обработал великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, написав балладу „Водолаз».
Баллада стала широко известной, и наш великий поэт В. А. Жуковский перевёл её и переложил на русский лад. Средневековая легенда XII века сообщала обычную ситуацию, как жадность погубила пловца. Немецкий поэт придал балладе возвышенность, торжественность.
Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости. У него большую роль играет возраст героя и действующих лиц. Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека. Зрелые и умудрённые мужи — рыцари и латники — не трусы, но они понимают, что желание царя — каприз, ничего общего не имеющий с настоящим испытанием храбрости. Но находится юный паж, который жаждет отличиться. Он бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не столько своим слабым силам, сколько Богу…
Без Божьей помощи паж не вернулся бы из бездны назад. Бог простил ему и вернул его на берег. Рассказ пажа взволновал царя, он пообещал новые сокровища пажу, если тот бросится в роковую пучину ещё раз. Теперь царь не взывает к подвигу и смелости. Все понимают, что им движет нехорошее личное чувство. И тогда за пажа заступается царевна.
Однако царь неумолим. Второе испытание окончилось для пажа гибелью. Паж, вторично нарушив Божественную заповедь, не получил помощи Бога. Идея баллады Жуковского состояла в том, чтобы люди соединяли свои желания и помыслы с пониманием своего несовершенства. Только смиряя свою гордыню и полагаясь на волю Бога, прибегая к Его помощи и милости, они смогут полно и всесторонне проявить свои лучшие человеческие свойства».
Размышляем о прочитанном
Особенности баллад В. А. Жуковского
Баллада (фр. ballade — танцевальная песня) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
- Кто главные герои баллады?
- Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
- Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
- Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Учимся читать выразительно
- Подготовьте выразительное чтение по ролям одного из произведений В. А. Жуковского.
- Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
Анализ баллады «Кубок» В. А. Жуковский
Лезть в глубины неизвестного и опасного не готовы одни, им этот чрез мерный риск не нужен, так как возможна смерть или вернуться без кубка пройдя не приятное (награда при этом будет но не столь большая). Для других процесс когда другие рискуют развлечение, в чем то беспокойное, но в чем то приятное, возбуждающие и запоминающиеся. Принявший вызов должен быть либо владеющий возможностями и знаниями или не имеющий много, который рискует используя шанс получить большую награду, которой он не получит в другое время.
Вернувшись из бездны морской паж развлекает рассказом других. Не вернувшись второй раз, он их по другому развлек и возможно чему то научил.
Сюжет баллады «Кубок» Жуковский
«Кубок» Жуковский краткое содержание произведения:
Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.
Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.
К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках.
Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.
Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.
Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях.
Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.
Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…
Главная мысль:
Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.
Заключение:
В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов.
Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.
Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский — «Море» анализ стихотворения Жуковского.
Стилистические фигуры
Василий Андреевич задействует антитезы для создания экспрессии и выразительности тексты. Он противопоставляет страху отвагу, морю – землю, жизни – смерть.
В балладе также используется инверсия. Автор не в прямом порядке располагает слова для создания сказочной и музыкальной атмосферы. К примеру: «Того, что скрывает та бездна немая, ничья здесь душа не расскажет живая».
Важно: Встречаются повторы фраз и слов, что роднит произведение с устным фольклором, народными сказками. Царь трижды произносит одно и то же.. Отдельные строки звучат, словно напевы – данный эффект возникает, благодаря лексическим повторам: «мелькнуло живой белизной, мелькнула рука…» и др.
Отдельные строки звучат, словно напевы – данный эффект возникает, благодаря лексическим повторам: «мелькнуло живой белизной, мелькнула рука…» и др.
Жуковский воспользовался приемом умолчания, который выражается в многозначительном многоточии
Это подчеркивает важность момента, передает глубину трагедии, предвосхищая ее. Достигается и интрига, благодаря этому.
В синтаксисе можно отметить наличие вопросительных, восклицательных конструкций, деепричастий и однородных членов предложения.
Главные герои и их характеристика
Царь – жестокий, самолюбивый правитель. Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.
Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.
Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим
Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок
Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.
Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.
Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.
Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.
В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.
Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.
Оригинальные и переведённые баллады Жуковского
Баллада «Кубок» – это вольный перевод баллады Шиллера (рис. 5) (немецкого поэта). В оригинале эта баллада называется «Der Taucher» (в пер. – водолаз, ныряльщик).
Рис. 5. Фридрих Шиллер (Источник)
Вольный перевод – перевод ключевой информации без учёта формальных компонентов исходного текста.
Во времена Жуковского не было современного понятия о переводе. Сейчас мы ждём от перевода точности, соблюдения переводчиком «буквы текста», который он переводит
Тогда всё было иначе: было важно передать не «букву текста», а его дух
Зачастую переводчики того времени что-то добавляли от себя, что-то сокращали, меняли имена, названия мест, чувствовали себя очень вольно, очень свободно. Поэтому зачастую поэтические переводы того времени – это практически оригинальные произведения переводчика. Тут нет твёрдой грани, тяжело понять, где заканчивается Шиллер или Вальтер Скотт и начинается, в данном случае, Жуковский.
Зачастую баллады под именем Жуковского, особенно в детских изданиях (рис. 6), публикуют, не указывая источники.
Рис. 6. А. Кошкин. Иллюстрация к сборнику баллад В. А. Жуковского (Источник)
В этом есть какая-то своеобразная справедливость, хотя это не очень корректно с научной точки зрения. Если вы положите перед собой какую-нибудь книжку с балладами, а на обложке будет крупными буквами написано «Жуковский», прочитав ее, вы не увидите различия между текстами, которые там есть. Хотя одни – оригинальные баллады, которые Жуковский сделал из ничего, полностью сочинил, а другие – переводы, в той или иной степени вольные. Мы можем сказать, что любой текст, который Жуковский переводил, он делал своим, придавал ему какую-то свою особенную стилистику.
Стилистика – совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру автора.
Именно в переводах Жуковского ветки и цветы западной романтической поэзии отлично привились к древу русской поэзии.
Пушкин считал Жуковского отцом современной русской поэзии романтической, демократической. За Жуковским пошли многие по пути создания баллад и других произведений романтических жанров.
Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского «Кубок»
- Что отличало рыцаря от простого латника?
Слово «рыцарь» первоначально обозначало «всадник». Это был тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом.
Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за золотым кубком?
Царь проверял смелость своей свиты. Но он мог предложить совершить такой поступок и для проверки беспрекословной преданности и готовности подчиниться приказу не размышляя.
Прочтите рассказ пажа, вернувшегося из морской бездны. Как его характеризует этот рассказ?
Паж говорит о том, что ему удалось увидеть и как чудом был спасен кубок, который случайно зацепился за ветку коралла. В ужасной бездне он увидел и водяного млата, и уродливого ската, и ненасытного мокоя (род акулы), и однозуба. Только порыв водомета выбросил его из бездны. Так рассказал отважный паж о своем подвиге.
Что заставило царя послать молодого пажа еще раз в море за кубком — практически на верную смерть?
Для даря казалось естественным исполнить свою очередную прихоть и заставить молодого героя попытаться выполнить то, что было невыполнимо. Так он доказывал и себе и всем вокруг, что каждый его приказ — даже самый нелепый — закон.
Почему даже просьба дочери не изменила решение царя?
Царь привык, что любой его приказ выполняется беспрекословно. Он хотел, чтобы так было всегда. Если бы он выполнил просьбу дочери, то это показало бы всем, что его приказ можно отменить. Ясно, что этого царь не хотел.
Прочтите последнюю строфу баллады
Как вам кажется, какое чувство владеет ее автором? Он бунтует против несправедливой гибели юного отважного пажа или смирился с ней?. Последняя строфа баллады передает чувство грусти, которое испытывает автор, сочувствуя герою. Последняя строфа баллады передает чувство грусти, которое испытывает автор, сочувствуя герою
Последняя строфа баллады передает чувство грусти, которое испытывает автор, сочувствуя герою
Но он понимает, что гибель отважного юноши неизбежна и только волны будут вечно приходить и бить в кромку печального берега. Автор не может изменить того, что уже произошло
Сколько строф в балладе? Как рифмуются строки в этих строфах? Обратите внимание на то, что рифмуются очень простые слова.
В балладе «Кубок» 27 строф. Во всех строфах рифмовка одинакова. Обратимся к одной из строф и подчеркнем в ней рифмы.
Справка. Рифма (от греческого — соразмерность) — совпадающие, созвучные окончания стихотворных строк.
Над бездной утихло… в ней глухо шумит… И каждый, очей отвести Не смея от бездны, печально твердит «Красавец отважный, прости!» Все тише и тише на дне ее воет… И сердце у всех ожиданием ноет.
Мы видим, что между собой рифмуются первая и третья строки, вторая и четвертая, а затем пятая и шестая строки. Тот способ рифмовки, который использован в первых четырех строках, называют перекрестной рифмой, а тот, который связывает между собой последние две строки, — параллельной
Можно выписать рифмующиеся слова, и мы убедимся, что это очень простые слова, а рифмы подчеркивают важность того, что происходит в балладе. Материал с сайта //iEssay.ru
Подумайте над рифмами первой строфы:
Подумайте над рифмами первой строфы:
…………………………… простой, …………………………… вышины? …………………………… золотой: …………………………… глубины …………………………… безвредно, …………………………… победной. Четыре строки рифмуются перекрестно, две последние — параллельно. Найдите точные и неточные рифмы.
В приведенном наборе рифм первой строфы баллады первые две пары можно назвать точными рифмами, последние две — неточными.
Справка. Рифмы бывают точные, неточные, богатые, бедные и др.
В русском стихе точная рифма образуется при совпадении ударного гласного и последующих звуков: беленький — меленький. Неточная — когда заударные звуки не совпадают: волны — полный.
Пересказ сюжета
В центре сюжета эгоистичный царь, который ради забавы бросает золотой кубок в пучину моря и хочет, чтобы рыцарь или латник прыгнули за ним в бездну и достали кубок, тем самым доказав свою верность короне. В награду он обещает сей же золотой кубок. Но рыцари и латники стоят, потупив головы, и даже в толпе не нашлось смельчака, готового рискнуть своей жизнью ради повелителя.
На подвиг вызывается молодой паж. Он в полной тишине снимает c себя одежду и начинает молиться Богу, а после, полный решимости, бросается со скалы прямо в шумящее и волнующееся море. Толпа c ужасом замирает, а пучина клокочет все более яростно и вдали слышатся раскаты грома. Каждый уверен, что смельчак разбился об острые скалы, все вздыхают и горюют о том, как он был молод и прекрасен, и как несерьезно он поступил.
Вдруг, сквозь морскую пену мелькнула белесая рука и все увидели, как юноша яростно борется c бушующей волной не на жизнь, а на смерть. Люди были в смятении оттого, что паж гребет навстречу неукротимым волнам левой рукой, а в правой зажимает драгоценный золотой кубок. Юноша, едва держась на подкашивающихся от страха и усталости ногах, вышел на берег. Толпа возликовала, а царь приказал дочери дать герою кубок c вином.
Паж поведал историю о своих морских злоключениях. Он рассказал о том, как яростный поток подхватил его и повлек ужасным вихрем на самую глубину. Как он преподнес молитву Богу, и тот сжалился над ним, и как юноша увидел вдали торчащий утес, что есть мочи рванувшись к нему. Золотой кубок висел на ветви коралла и паж, схватив его, крепко ухватился за утес. На обратном пути в пурпурном сумраке его ждали мерзкие твари: млат водяной и уродливый скат, грозный однозуб и гиена морская. Молодой паренек рассказал о том, как на волоске от смерти спасался от стоногого морского чудовища и как чудом выжил, подхваченный приливом.
Царю рассказ показался дивным, и он жаждал узнать больше о тайнах морской пучины. Он сказал, что если юноша еще раз достанет кубок со дна бездны, то в награду он получит не только сам кубок, но и золотой перстень c алмазом. Царевна умоляла отца пощадить юношу, ведь он едва выжил в первой схватке c ужасами бездны и предложила отправить за рассказом о глубинах рыцаря. Но деспотичный правитель был неумолим, он пообещал юноше еще красавицу дочь в жены и рыцарский титул, а после вновь бросил кубок в глубины бурлящего моря. Паж посмотрел на принцессу, в ее горящие глаза и на раскрасневшиеся от недоумения щеки, и тотчас вновь ринулся в бездну. Беснующиеся волны поглотили его хрупкое тело, теперь уже навечно.
5 класс
Фридрих Шиллер
Немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, которого очень любили переводить Жуковский и другие русские романтики, считается одним из величайших авторов и в Германии, и вообще в Европе. Например, его «Ода к радости», положенная на музыку Бетховена (рис. 7), в изменённом виде – гимн Европейского Союза.
Рис. 7. Людвиг Бетховен (Источник)
Одна из главных, интересных, крупных, особенностей жизни Шиллера – его дружба с немецким гением Иоганном Гёте (рис. 8). Их зачастую представляют как неразрывную пару. Гёте и Шиллер – веймарские авторы, веймарские романтики, они же классики, потому что они несколько раз в течение своей жизни меняли свои художественные вкусы.
Рис. 8. Иоганн Гёте (Источник)
Может быть, Шиллеру даже немного повредила дружба с Гёте, потому что Гёте – это немецкий Пушкин, Шекспир, то есть немецкий автор «номер один». Шиллер тоже любимый, тоже почитаемый, но находился немного в тени Гёте. Он и жил недолго, в отличие от долгожителя Гёте.
Писал Шиллер не только стихи, баллады и лирические стихотворения, но и прозу, и философские сочинения, и драмы.
В Германии особенно любили его драму «Разбойники». Главный герой этой пьесы, Карл Моор, – благородный разбойник. Он становится на путь партизанской войны с мещанством, с тиранами, с владыками мира сего. Он выступает как один из первых благородных разбойников, и Шиллер вводит эту тему в мировую литературу, в том числе в русскую (вспомните «Дубровского»). С Шиллера и пошла мода на благородных разбойников, поэтизацию мятежа, восстания. Это его вклад в мировую культуру.