Вариант 2
Лермонтов в своей лирике часто остро и критически высказывался на социальные и политические темы, волновавшие всю Россию. За такие вольности поэт часто подвергался гонениям. Одним из таких наказаний и послужило принудительное направление его на Кавказ.
Дата создания стихотворения до настоящего времени обсуждается историками. Это либо 1840 либо 1841 годы, предшествовавшие выдворению из Петербурга и ссылке на Кавказ. Споры вызваны тем, что произведение было напечатано только в конце 19 века. До этого момента передавалось в узких кругах, списанное с оригинала. Эта ситуация даже породила некоторые споры об авторстве.
В данном произведении Лермонтов выступает с резкой критикой политического строя в стране и бездействию общественности. Называя Россию «немытой» автор говорит о серости и отсталости государства, скрывающегося за фасадом из блестящих научных открытий и литературных произведений. На самом деле общество поделено на два класса, и государственный аппарат строго следит за сохранением такого строя, недопущением вольнодумства и малейших изменений.
В действительности это было тяжелое время для Лермонтова. Разочарованный жизнью и высшим обществом, он желал покинуть военную службу и заниматься только литературой. Но жесткая цензура и всепроникающие глаза и уши жандармерии вызвали у него отвращение. Подобное чувство безысходности сделало ссылку на Кавказ для писателя единственной возможностью освободиться от гнета. Впоследствии современники писали, что государство в России настолько довлеет над вольнодумцами, что единственным выходом для них становилось участие в Кавказских войнах.
В период Советского союза стихотворение использовалось как иллюстрация неприязни всего народа к государству того времени, выраженная в словах одного поэта. Однако нельзя утверждать, что Лермонтов ненавидел Россию. Наоборот, указание на недостатки стало возможно из его любви к Родине и желанию видеть ее лучше и сильнее. Поэта возмущает не только полицейский строй государства, но и покорность народа, потворство высших слоев общества, сравнимая с рабской.
Это глубоко личное и пронзительное произведение стало официальным прощанием с Родиной перед ссылкой на Кавказ, где трагически оборвалась жизнь Лермонтова. В нем можно почувствовать роковое влияние судьбы, не позволившей писателю вернуться обратно.
История создания
Стихотворение написано в 1841 году, до ссылки поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова была нестабильной, служба не приносила ему удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова, на основании слухов, был арестован, было принято решение о ссылке поэта на Кавказ (война длилась около полувека) «на передний край наступления». На самом деле это был смертный приговор, и Лермонтов это понимал, недаром его стихотворение начинается со слова «До свиданья…». Именно так поступали в царской России с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком блестящими личностями, чтобы их можно было невинно осудить. Гневное стихотворение поэт написал зимой 1841 года, а летом того же года умер.
Композиция
Небольшое произведение – всего два четверостишия – вместило целую эпоху и характеристику общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей“).
Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.
Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Cпада́р
Господин
Портрет неизвестного. Картина Кондратия Корсалина. 1840-е годы Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь
Вежливое белорусское обращение (женская форма — спада́рыня, к группе людей — спада́рства). Само слово спадар возникло как результат постепенного упрощения слова гаспадар («господин, хозяин») — аналогично русскому сударю из государя.
У лингвистов есть разные мнения по поводу истории этого слова: первые его употребления в текстах фиксируются еще в конце Средних веков, однако именно в качестве обращения оно стало использоваться, вероятно, только во время немецкой оккупации Беларуси — впрочем, по-видимому, не очень широко.
Со временем коллаборационистское пятно на репутации этого слова стерлось, а с растворением советской идеологии спадары вернулись в белорусский язык на смену ушедшим таварышам («товарищам») и грамадзянам («гражданам»), тогда как в русском языке их место так и осталось пустым.
В отличие от большинства обращений в других европейских языках спадар можно использовать как с фамилией (спадар Янкоўскі), так и — даже чаще — с именем (спадар Ягор); а в третьем лице — и с тем, и с другим (спадарыня Ніна Багінская).
Эмоциональная экспрессия
Негативная экспрессия в произведении ярко передает жгучую ненависть к угнетателям, полностью соответствует общему эмоциональному тону стихотворения. Острое волнение передается поэтом при помощи использования предлога «от». С ним связан главный мотив произведения – избавления от гнетущего ига, спасения от бездумного насилия жандармерии. С помощью местоимений поэт подчеркивает те понятия, к которым во гневе обращается лирический герой. Единственный глагол во всем стихотворении – «сокроюсь» — представляет собой связующее звено всего текста. Он показывает образ страдающего рассказчика, который хочет скрыться «за стеной Кавказа».
Тема
Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “им преданный народ“.
Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.
Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на отношения с властью.
Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопоклонении, доносах и угодничестве.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(897)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(795)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(762)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(773)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(850)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(635)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(656)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(754)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(547)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(573)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Средства художественной выразительности
В этом произведении поэт не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствует аллитерация – частое повторение звука Р в первой части и упор на шипящие – во второй.
В коротком произведение нашли место несколько разнообразных тропов:
- Метафоры — мундиры голубые;
- Эпитет – преданный,
- Гиперболы – немытая (Россия), всевидящего (глаза), всеслышаших (ушей)
- Метонимия – за стеной (Кавказа)
После публикации стихотворения в печати, оно быстро завоевало популярность у прогрессивной, свободолюбивой молодежи, мечтавшей о коренных изменениях российской действительности. С другой стороны, произведение, конечно, острое и хорошо написанное, но, возможно, не Лермонтовым. Не исключено, что кто-то воспользовался популярностью покойного поэта, чтобы сделать свой стих и свои мысли известными. Что же касается прогрессивной и свободолюбивой молодежи, то к чему привела их деятельность Россию, пусть и «немытую», мы все знаем. И никакие «мундиры голубые» времен Лермонтова и близко не смогут сравниться с НКВД и ГУЛАГом.
Тема стихотворения, его сюжет
Лермонтов в своем произведении признается в неприятии той российской действительности, которая его окружала. Это и есть основная тема стихотворения, которая является трагической. Ему очень не хочется видеть свою родину несправедливой «страной рабов, страной господ». Великий поэт передает свое видение России как колосса, стоящего на хрупких глиняных ногах. Это страна, у которой нет никакого будущего, ее жителей ждет только полный мрак и прозябание в нищете.
У государства нет внутреннего стержня, ведь оно стоит на самом зыбком основании. Вместо тех, кто будет защищать родину – воинов – всюду здесь «голубые мундиры» (иными словами, сотрудники жандармерии). Все, на что они способны, – это подслушивать, подглядывать за простым человеком, делать доносы и наказывать. Не лучшими качествами обладает и народ – слишком «преданный» этим жандармам, потому слабый, не умеющий постоять за себя.
Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»
В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и очень болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие. Одним из такие произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия…». Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.
Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» – произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны. Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.
«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» – пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу. Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.
Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.
Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Латентная графомания Михаила Лермонтова
Как вы уже поняли, у меня всё своими словами. И не воспринимайте это, как личное, или против России. Ничего подобного. Обычная литературная критика, когда я бегу по следам обычного ремесленника с 19 века. Открываю вам истинное лицо, «этого». Кто не тянет на тот титул и то солнце, под чем греется его гнилой образ.
Лермонтов, это графомания!
У него подобного бреда сивой кобылы, хоть отбавляй. Вы заметьте, одну очень важную вещь, если говорят, что поэт великий, гений. Он по умолчанию, не может писать дешёвый стёб и графоманию. Слабый стих, ну, да — пускай будет их, штук пять на сотню. А здесь, куда не глянь, сама потная графомания, настоящий бред сивой кобылы. Томики Миши Лермонтова пухунут от этой черни:
Любовь мертвеца
Пускай холодной землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.
Без страха в час последней муки
Покинул свет.
Отрады ждал я от разлуки, —
Разлуки нет!..
Там ещё столько же букв. Но, какая это графомания? Это самый настоящий, бред сивой кобылы. Вообще ни о чём. Уровень стихосложения нулевой, противоположное тому, как он специально рифмовал только ради самой рифмы, точно, как Чуковский. Правда, в этом есть, одно большое «но» — не бывает мальчиков и девочек поэтов. Поэт — душа взрослого и зрелого философа, остальное всё ремесло, подражание, и блудное стихоплётство.
Возьму винтовку длинную, Пойду я из ворот; Там под скалой пустынною Есть узки поворот. До полдня за могильною Часовней подожду И на дорогу пыльную Винтовку наведу. Напрасно грудь колышется! Я лёг между камней; Чу! близкий топот слышится... А! Это ты злодей!
С Мишей вырисовывается картина маслом, что — рифмование ему давалось тяжело. И он тратил на это много времени. Поэтому, вот такого стёба, как «Любовь мертвеца», это большая часть из всего Лермонтова. Другое, это глупое и пустое, как бред сивой кобылы, про винтовку. Какие ещё стихи! Стёб! Глупый стёб! Низкого качества стихоплётство. «А! Это ты злодей!» Не-е! Ну, в самом деле! Чёс! Или у вас есть другое определение этому?
Если это сейчас выложить в интернет: «Кто напишет лучше тому $5» Миллионы писем завалят почтовый ящик, и большая часть из них, это будут обычные школьники. Тоже выдумываю? Не обманывайте сами себя, и тогда не будет горького разочарования, от подобных кумиров, что нам всем впарила советская власть. Нам безразлично, сколько всего стихов написал Лермонтов, интересно другое: сколько из этого можно назвать стихами.
Три, пять стихов, со всего «творчества» с твёрдым средним уровнем стихосложения, это не тот уровень, за что надо человека вводить в литературу, и короновать в классику литературы. Случайно написанные стихи это не тот показатель, о чём надо, вообще стоит говорить. Если нет более 50% от всего, хотя бы столько, но среднего твёрдого уровня стихосложения. Какой же это великий поэт, если даже на стихоплёта с сайта «стихиру» не тянет. Или я не прав?
Прощай, Миша
Прощай, умытый — желчный Миша!
Кто не любил: страну, народ
Кто ставил «Я», всего, он выше
И гневный был, как страшный чёрт
Но гнев твой желчный нам не страшен
Смываем смело мы в сортир
Там не увидят — не услышат
Скрывайся там, то, весь — твой мир
Тема стихотворения
В стихотворении поднимается сразу несколько тем, только в совокупности они составляют единое целое. Перечень тем выглядит следующим образом:
- тема лишнего человека, изгоя общества;
- изгнание себя из надоевшего окружения, Кавказ станет своеобразным укрытием для героя. Он – то место, где Михаилу дышится легче, душа свободнее;
- полное непринятие политического строя государства;
- неприязнь к бездействующим, покорным и постоянно терпящим людям, многие из которых особенно склонны к чинопочитанию.
Основной посыл таков: в стране с подобным политическим устройством нет полной свободы, поэтому писатель и стремится туда, где он будет чувствовать себя лучше. Ему необходима свобода мысли и действий.
Художественные приемы
Перед тем как начать разбирать текст, нужно внимательно прочитать произведение «Немытая Россия». Анализ стихотворения Лермонтова позволяет выделить основные особенности работы. Жанр произведения — гражданская лирика. На это указывает несколько характерных черт:
- противостояние человека и толпы;
- неприятие общества;
- конфликт с устоями.
В стихотворении можно найти черты эпиграммы. Поэт высмеивает всевидящее око режима, так как Лермонтов был арестован только благодаря слухам. Автор критикует рабское сознание людей, их недостатки и стремление прислуживать власть имущим. В тексте можно найти прямое обращение к народу, родине, мундирам. Наровчатов назвал стихотворение эпитафией России времен Николая I.

В стихотворении можно выделить 2 части. В первой герой прощается с тем, что его тяготит, а во второй высказывает надежду на обретение своего места под солнцем. Произведение очень эмоционально.
При написании Лермонтов использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — поэт описывает страну немытой, народ преданным, глаз всевидящим;
- метафоры — автор рассказывает о России, как о пристанище рабов и господ, а Кавказ представляет в виде стены;
- гиперболы — Лермонтов представляет глаза и уши всевидящими и всеслышащими.
Чтобы лучше понять смысл стихотворения, нужно немного изучить биографию Михаила Юрьевича. Поэт имел тяжелый характер, часто язвил и острил. Именно поэтому у него не было друзей, общество не признавало его и наделяло ярлыком злобного, неуравновешенного человека.
Михаилу Юрьевичу было грустно видеть, как Россия превратилась в раболепную и угнетенную страну. Это единственная работа, где он прямо осудил ее. Поэт не любил царя, жандармерию, народ, который подчинялся. Красоту природы, обычаи, традиции — вот что по-настоящему было близко автору.
Лермонтов смог в двух четверостишьях отразить целую эпоху XIX века. Он беспощадно оценил общество, царящие устои и осудил их. В строчках чувствует боль и разочарование автора.
Основная тема и сюжетная композиция
Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности. Он не хочет видеть Россию «страной рабов и господ». Фактически поэт предлагает свое понимание Российской империи как колосса на глиняных ногах. Государства, лишенного внутреннего стержня, у которого нет будущего, потому что оно строится на зыбком фундаменте: вместо воинов – защитников родной земли – повсюду «голубые мундиры» (то есть сотрудники жандармерии), умеющие только подслушивать, подглядывать и наказывать, и «преданный» им народ – раболепствующий и поэтому слабый.
Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.
История написания
Точная дата написания до сих пор остаётся неизвестной. Версия первая гласит, что создано оно в 1840 году, ещё до ссылки на Кавказ, причиной которой стала дуэль Михаила с французом. По второй версии стихотворение датируется 1841 годом, тем, когда молодого поэта настигла смерть. Примерно во время написания он должен был уехать из Санкт-Петербурга – отпуск длиною в два месяца подходил к концу. Интересен факт, что некоторые литературоведы отказывались признавать авторство Лермонтова до 2017 года. Они были уверены в непричастности Михаила Юрьевича к этим злым строчкам, всё-таки Россию он любил.





























