Влас

Николай некрасов - влас: читать стих, текст стихотворения полностью - классика на рустих

Анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех стихотворений Некрасова для детей можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зимой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и весенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бессмысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко всему живому.

С удовольствием автор пересказывает анекдоты, услышанные им от Мазая. Чувство юмора — признак душевного здоровья, огромного жизнелюбия героя. Дедушка Мазай — один из самых ярких героев-крестьян у Н.А. Некрасова. В литературе для детей его предшественниками можно считать некоторые персонажи «Записок охотника» И.С. Тургенева. Традицию Некрасова продолжил Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих замечательных рассказах «Зимовье на Студеной» и «Емеля-охотник».

Анализ стихотворения «Влас» Некрасова

Стихотворение «Влас» Н. Некрасова раскрывает тему народного характера, доли русского крестьянства. Реальный случай из жизни под пером поэта становится эпической, почти былинной, песней о грехе и покаянии.

«Влас» написан в 1855 году под впечатлением от встречи поэта с бывшим крестьянином-солдатом из имения его отца. Н. Некрасов в эти годы уже признанный автор, редактор журнала «Современник».

Произведение состоит из 22 строф, написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой. По жанру — эпическая лирика. Композиционно делится на 4 части. Первая и последняя перекликаются: в них читатель видит сегодняшнего Власа, а во второй и третьей — его прошлое, темное и светлое. От желания разбогатеть любой ценой — до болезни, а затем — прозрения и бескомпромиссного раскаяния.

Стихотворение стилизованно под древнерусскую литературу как по форме (перекличка с жанром видений, хожений), так и по содержанию. В нем много сказовых элементов: простонародных выражений (воротил, сбирал, пуще), устаревших слов (подаяние, смрад), устойчивых оборотов (остался бос и гол, в гроб вогнал), церковной лексики (вериги, икона, лепта) .

Широко используется перифраз: черный год (неурожай), грянул гром (случилась беда), вольный свет (жизнь), и инверсия: просит он, был он прежде. Сравнивает Москву с матушкой, Каспий (разговорная форма названия Каспийского моря) широким, Неву — царственной. Простые повторы в четверостишиях: видел света, видел грешников.

Автор вводит числительные и уменьшительные формы слов для усиления эффекта достоверности: год, тридцать лет, зимушку, матушки.

Описание мытарств и ада реалистично: там «крокодилы, змеи, скорпии», «ефиопы» (бесы), «тигр-шестикрылат» (символ ярости), орудия мучений.

Покаявшийся «кащей-мужик» раздает все свое имущество, становится странником, просящим милостыню на возведение храмов Божиих, народ считает его праведником, а он себя — по-прежнему грешником (полон скорбью неутешною).

«Влас» — типичен для поэзии Н. Некрасова только на первый взгляд, здесь нет острой социальной, демократической, революционной подоплеки, изображены страдания не от бедности и бесправия, а муки совести, переворот в душе человека.

Стихотворение «Влас» Николая Некрасова — своеобразная панорама народной жизни XIX века, созданная в фольклорных традициях. Это произведение высоко оценили Ф. Достоевский и Н. Гумилев, оно было дважды положено на музыку.

Влас

(С. 152)

Печатается по Ст 1879, т. I, с. 138–141, где два четверостишия, следовавшие в прижизненных изданиях после ст. 52 и 76, исключены по указанию автора.

Впервые опубликовано: С, 1855, № 6 (ценз. разр. — 31 мая 1855 г.), с. 329–331, с подписью: «Н. Некрасов».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».

Черновой автограф без заглавия среди записей, относящихся преимущественно к весне 1855 г., — ГБЛ (Зап. тетр. № 3, л. 1–4 об). Беловой автограф ст. 1–10 с заглавием: «Начало стихотворения „Влас“» и датой записи: «10 дек. 1873» — в альбоме Г. П. Данилевского (ГПБ, ф. 326, ед. хр. 274, л. 185). Авторизованная копия А. Я. Панаевой, сделанная с текста С, — ГБЛ (Солд. тетр., л. 37–41).

В Ст 1879 датировано: «1854», со ссылкой на указание автора. Более точная датировка: весна 1855 г. (по времени работы над черновым автографом и первой публикации).

А. Я. Панаева рассказывает: «Некрасов написал стихотворение „Влас“ после свидания с одним из бывших крестьян его отца, который был сдан в солдаты, вернулся на родину после продолжительного срока своей службы и, не найдя в живых никого из своего семейства, посвятил остаток своей жизни на собирание пожертвований на построение церкви. Его занесло в Петербург, и он пришел к Некрасову повидаться с ним, с сыном своего бывшего помещика. Некрасов долго беседовал со стариком, попивая с ним чай» (Панаева, с. 371).

627

Стихотворение связано с народными легендами о раскаявшемся разбойнике (см.: Гаркави А. М. Поэзия Н. А. Некрасова в годы «мрачного семилетия». — Учен. зап. Калининградского пед. ин-та, 1956, вып. 2, с. 34). В творчестве Некрасова «Влас» предвещает притчу «О двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов показал моральную красоту народа. Это было высоко оценено Ф. М. Достоевским, который, однако, был недоволен тем, что в стихотворении недостаточно выражены идеи смирения и «потребность страдания» (см.: Достоевский, т. XXI, с. 31–41).

Было перепечатано в бесцензурном издании: Русская хрестоматия. Сост. К. Днепровский. Прага, 1874.

Положено на музыку (Н. П. Брянский, 1896; А. А. Оленин, 1911).

Н.А. Некрасов. Влас (Комментарии) // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 1. С. 627-628.
Электронная публикация РВБ, 2018-2024. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.

Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»). Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.

Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.

Влас

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас – старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;

Да с железным наконешником
Палка длинная в руке…
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого…
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря –
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошел – а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы – видом черные
И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут…
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол…
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел…

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет…
Внял господь – и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается –
Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была…

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-

И дают, дают прохожие…
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной…

А вы хорошо знаете биографию Некрасова?

  1. /13

    Вопрос 1 из 13

Читать стих “Влас” Некрасова Николая Алексеевича на уроке литературы в классе следует как авторскую интерпретацию истории о раскаявшемся грешнике. Написано произведение было в 1855 году и носит эпически-монументальный характер, преднамеренно не соответствующий форме, в которую он воплощен. Скачать его полностью, чтобы прочитать внимательнее, необходимо для понимания некрасовского творчества, всегда имевшего острый социальный контекст. Чтение текста стихотворения Некрасова “Влас” онлайн также даст представление о мощи и глубине его поэтического слова, которое стоит учить.

Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова

Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867). Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

Вариант 2

Если говорить в рамках религиозной традиции, то ничего так не радует Господа как слеза грешника. К примеру, если обратиться к христианству, то легко вспомнить о том, где в основном и кому проповедовал Христос.

Некоторые из его апостолов вообще были мытарями, то есть сборщиками податей и, более того, они собирали с людей в пользу римской власти на оккупированной этой властью территории. Мягко говоря, такие люде не особенно ценились народом, да и, вероятно, не обладали особыми этическими идеалами. Также мы помним и другие истории о том как Христос обращал на верный путь заблудшие души.

Дальнейшая история христианства тоже во многом основана на мотиве раскаявшегося грешника, который осознавая свои недостатки, обращается в верную сторону и начинает подвижничество. Таких много среди святых, к примеру, Мария Египетская. Так или иначе, речь идет о сюжете, когда вера и осознание собственной греховности полностью меняют человека.

Этот сюжет использует и Некрасов в своем стихотворении Влас, в котором главным героем выступает некто мужик или «дядя Влас», который много грехов натворил за свою бытность простым человеком. Он укрывал конокрадов, использовал не самые благостные финансовые схемы, для того чтобы наживаться на людях. В общем думал только о себе и в итоге накопил много грехов.

Поворотным эпизодом в его биографии становится тяжелая болезнь, которая приводит к взыванию к Господу. Как правило, многие люди именно так обращаются к религии, именно так вообще вспоминают о каких-то высоких субстанциях. Ведь когда ситуация является нормальной, то все блага считаются будто причитающимися изначально, а если недобрые дела не наказываются, то люди вообще начинают чувствовать себя весьма вальяжно.

Различные невзгоды такие как болезнь способны усмирить. И именно болезнь усмиряет Власа, который начинает молиться, ведь знахарь не может ему помочь. В бреду он видит адские миры и список собственных грехов, муки грешников.

Исцелившись чудесным образом и раскаявшись в собственных поступках он становится странником, который ходит по городам и собирает на строительство храма. По сути, этот Влас становится святым подвижником, который держит своеобразный перманентный пост и следует данному слову. Именно так вера способна поменять даже самого закоренелого грешника и сделать из него благостного человека.

Анализ стихотворения Влас по плану

Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже

У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения

Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова… лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: