Михаил лермонтов ~ выхожу один я на дорогу…(+ анализ)

Анализ стихотворения лермонтова «выхожу один я на дорогу.

Тема

Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный сон”, “тихий голос“, “темны дуб”;
  • инверсия – “сиянье голубое“;
  • олицетворение – “пустыня внемлет Богу“, “звезда со звездою говорит“;
  • оксюморон – “светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “Жду ль чего? жалею ли о чём?” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!“. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

Система образов

Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).

Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.

Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.

Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в небесах таинственно и чудно», «холодным сном могилы», «сладкий голос»;
  • олицетворения: «спит земля в сиянье голубом», «чтоб в груди дремали жизни силы», «тёмный дуб склонялся и шумел»;
  • метафоры: «в сиянье голубом».

С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.

Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.

Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.

Темы, настроение и проблемы

Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:

  1. Название произведения определено неслучайно. Лейтмотивом и основной темой стихотворения является одиночество , оно пронизывает 4 стиха произведения. Теперь, на финальном этапе своей жизни, лирический герой принимает его, выходит «один…на дорогу» без спутников и спутниц, ведь все они были лишь временным явлением в жизни поэтического «я» Лермонтова. В истории русской литературы дорога часто символизирует жизненный путь, предстает образом перипетий и испытаний.
  2. Темы неизвестности и неопределенности тоже являются неотъемлемыми элементами душевного состояния героя. Он понимает, от чего устал в этой жизни, но совершенно не знает, что делать дальше и куда идти. Ведь впереди лишь «кремнистый путь блестит». Вся его жизнь – это туманная ночь, мрачная, таинственная и полная неясности. Именно поэтому герой решает покориться ей и все же «навеки так уснуть». Но в его последнем желании таится единственная мысль о милой, чей «сладкий голос» бы пел ему в последние мгновения его жизни. Это и есть для героя идеал, мир покоя и беззаботности.

Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.

Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты
    – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “, “темны дуб”;
  • инверсия
    – “ сиянье голубое “;
  • олицетворение
    – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “;
  • оксюморон
    – “ светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

«Выхожу один я на дорогу» — одно из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его значимость в творчестве поэта была признана ещё современниками автора, жаль не при жизни Михаила Юрьевича. По сей день «Выхожу…» привлекает своей образностью, глубиной, лаконичностью и музыкальностью. О последнем стоит сказать отдельно, ведь существует более двух десятков романсовых интерпретаций этого стихотворения. Это произведение по праву можно считать ключевым для понимания творчества автора, ведь оно соединило в себе главные темы, литературные увлечения, и личные переживания творца.

Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».

Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.

Философские ноты в позднем творчестве поэта

Лермонтов – рано ушедший автор, который, между тем, оставил богатое наследие. «Выхожу я один на дорогу» – лебединая песня русского поэта, одно из его последних творений. Михаил Юрьевич трагически распрощался с жизнью. Это произведение выражает предчувствие скорой гибели. Порой поэзию даже рассматривают в качестве предсмертного завещания писателя.

Позднее лермонтовское творчество полнится философскими мотивами. «Выхожу один я на дорогу» – подтверждение этого наблюдения. Но автор наполнил это произведение совсем другим настроением, чем предыдущие творения.

В этих строках нет прежней мрачности и пессимизма, отсутствует подавленность. Скорее, Лермонтов обращается к чувству спокойной, нежной грусти.

Писатель наблюдает за спящей природой. Сон не препятствует пульсации жизни в окружающей среде. Природная стихия удивляет своей гармоничностью.

Автор печально подводит итог: ему не удается обрести такой же гармонии с собой. Лермонтов мучается неразрешимыми вопросами и сомнениями. Из души поэта ушли волнующие желаниями, мечты и надежды на светлое будущее. Прощание с прошедшим не принесло писателю сожаления. У него осталось два желания: свобода и покой.

Отношение поэта к смерти

Писатель не видит иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как смерть. Лермонтов думает о физической кончине. Конец жизни страшит писателя, ведь со смертью тела приходит и смерть души.

Лермонтов неоднократно говорит о бессмертии. Однако литературоведы спорят о значении этих слов. Михаил Юрьевич не был излишне религиозным человеком. Соответственно, писатель вряд ли зашифровал под бессмертием образ райского спасения. Литератор обретает вечность в своих текстах, которые переживут его самого.

Образ странника

С философской атмосферой лермонтовских произведений тесно связывается образ странника. Писатель сравнивал себя с путником, которому нигде нет места. Странствования воплощают чувство острого одиночества и независимости.

Звездное небо, молчаливая пустыня, благородство и лаконичность ландшафта толкали поэта к возвышенным мыслям.

Художественные особенности стиха

Для воплощения своих идей автор использует пятистопный хорей и перекрестную рифмовку. Такой прием уподобляет анализируемый текст стилю элегии. Произведение отличается лаконичностью лексики. Писатель вводит в текст следующие тропы и художественные средства:

  • Эпитеты, прилагательные (торжественный, чудный, сладкий и т. д.);
  • Олицетворения (автор описывает разговор звезд между собой);
  • Метафоры (могила спит холодным сном);
  • Риторические фигуры (вопрос, восклицание, многоточие) отвечают за атмосферу произведения.

История написания стиха

Дата создания лермонтовского шедевра – конец весны или начало лета 1841-го. Вскоре после этого писатель погибнет от пули Мартынова, стреляясь на дуэли. Похожую судьбу разделил и Пушкин, которого Михаил Юрьевич считал своим кумиром.

Это произведение сохранило все традиционные, типичные характеристики творений Лермонтова. В особенности поздних. В этот период жизни Лермонтова тревожат внутренние искания, духовное развитие. Поэт стремится отыскать настоящую свободу. Текст отличается автобиографическими чертами. Здесь автор предрекает собственную трагическую участь.

Кавказ

Последний период жизни русского писателя прошел среди кавказских гор.

Автор жил в Минеральных Водах. Весной 1841-го литератор берет отпуск, отдыхает от службы, вспоминает любимые места. Путешествия поэта, топография, воплотились в образе «кремнистого пути», дороги.

Текст встретился с публикой уже после гибели автора. Спустя два года, в 1843-м, произведение опубликовали в «Отечественных записках». Белинский, получивший славу великого критика, назвал это творение лучшим лермонтовским шедевром.

Жанр и размер

Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.

Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.

Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.

Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.

Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: анализ образов

Произведение имеет сложное эмоциональное наполнение. Каждая из строф последовательно проводит главную мысль произведения.

В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя, — ночь, пустыня, звезды. Это образы, которые создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней «звезда с звездою говорит». А значит, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут воспринимать мысли и переживания человека.

Но что же происходит у героя в душе? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во внутренний мир лирического героя. Ему «больно и трудно». В его душе разлад, он с трудом может разобраться в собственных чувствах.

В третьей строфе он сам дает ответы на свои же вопросы. Он ничего более не ждет от жизни, он не жалеет о прошлом. Его угнетает лишь то, что он не испытывает нужного ему покоя. Что же есть для Лермонтова покой? Это еще один значимый во всем творчестве поэта образ. Лермонтов воспринимает покой по-особому. Это не «холодный сон могилы», не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы и чувства, и страсти. Можно предположить, что покой для Лермонтова — это синоним слова «счастье».

Жанр

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Композиция стихотворения

Произведение делится на две части. Начало стихотворения — это описание ночной природы, которая прекрасна в своем безмолвном спокойствии. Все дышит спокойствием и гармонией. Самое описание простое, нет высоких гор или бескрайних полей. Но несмотря на эту простоту, описание ночного пейзажа величественно.

Вторая часть стихотворения «Выйду на дорогу» Лермонтова посвящена чувствам героя. Но эти две части противопоставляются друг другу. Если первая дышит спокойствием, то вторая полна беспокойства, сомнений и отчаяния. Это связано с тем, что в человеке нет гармонии. Герой стихотворения задает вопросы, на которые не может найти ответа.

Но окончание произведения становится похожим на начало: в нем появляются такие же гармония и спокойствие. Это показывает стремление героя стать единым с природой.

Тематика стиха

  • Одиночество. В центре лирического повествования находится лейтмотив одиночества. Размышления об одиночестве пронизывают лермонтовское творчество. Писателя по жизни преследует чувство непонимания.
  • Жизнь и смерть. Автор делает акцент на усталости от мира и общества. Душа поэта жаждет получать прежнее удовольствие от жизни, но это невозможно. Лермонтов желает слияния с природной стихией.
  • Покой и свобода. Писатель латентно намекает на желание перемен. Мечта писателя – обрести покой, стать свободным.
  • Путешествия. Первые строчки произведения рисуют еще один лермонтовского творчества – дорогу. Путь, на который ступил герой, отличается неизвестностью. Непредсказуемость дороги тревожит писателя. Автор стремится отыскать приют, пристанище, хочет избавиться от усталости.
  • Окружающий мир. Автор изображает природу возвышенными словами. Стихия полнится достоинством и величием. Герой учится у мира гармонии и душевному балансу.

Идея текста

Писатель проводит параллель между вечером как концом дня и закатом человеческой жизни. Дерево, изображенное автором, символизирует течение жизни: рождение, развитие, зрелость человека. Окружающий мир отражает эмоции, свойственные человеку.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: