Фотография на которой меня нет краткое содержание (астафьев виктор)

Фотография, на которой меня нет — краткое содержание для читательского дневника рассказа астафьева

Краткое содержание рассказа “Фотография, на которой меня нет”

Витя и Санька отправляются на прогулку и приключение к обрыву. Однако, из-за непогоды, Витя сильно мокнет и заболевает ревматизмом, что приводит к серьезным последствиям. Бабушка Вити беспокойно заботится о нем, но его состояние ухудшается.

В то время в школе дети узнают о приезде фотографа для создания коллективного снимка школьников. Эта новость вызывает волнение и радость среди детей, и они начинают готовиться к фотосессии, обсуждая, какие наряды выбрать.

Учитель, с женой которого прибыл фотограф, организует съемку у десятника сплавконторы. Фотограф проявляет себя как интеллигентный и воспитанный человек.

Ночь для Вити оказывается мучительной из-за боли в ногах. Бабушка ухаживает за ним и обтирает его нашатырным спиртом. Утром становится ясно, что Витя не сможет присоединиться к фотосессии, что причиняет ему глубокое разочарование.

Санька, лучший друг Вити, узнав о его состоянии, также решает не идти на фотосессию в знак поддержки. Позже учитель приносит Вите коллективное фото, где он не присутствует

Эта фотография становится для Вити источником воспоминаний о детстве и ушедших друзьях, подчеркивая важность сохранения памяти о прошлом и уважения к тем, кто оставил свой след в жизни

Краткое содержание рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.

Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.

В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке

На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Краткое содержание (подробно)

В один из зимних дней в деревню приехал фотограф, для фотографирования учеников местной школы. Для них это было большое событие, все начали обсуждать, где кто сядет, как будут выглядеть на фотографии. Витя и его друг Санька, узнав, что они, как плохие ученики, будут сидеть при фотографировании в самом заду, расстроились и ушли кататься на санках с крутой горки. Катались так долго, что Витя застудил ноги, а они у него начинали страшно болеть. По словам бабушки, это была «рематизни»,­ болезнь перешла ему от мамы.

Поутру, он уже не мог и ходить. В обед за ним пришёл Санька, сказав, что аппарат уже поставили и его учитель зовёт. Витя, несмотря на все попытки, встань на ноги не смог. Видя, в каком состоянии его друг, Санька тоже решил не идти фотографироваться.

Через неделю, к всё ещё больному Вите пришёл учитель и отдал фотографию, где были все ученики школы, кроме него и Саньки. Бабушка очень гостеприимно встретила учителя, так как его все уважали в деревне, и всегда старались сделать ему что-нибудь приятное. Все помнили, как он подымал школу – не было ни учебников, ни парт, ни даже тетрадей и ручек. Учитель придумал такую вещь – предложил сдать всякий ненужный хлам с чердаков, отвёз его в город и накупил карандашей и тетрадей. Потом выпросил в городе учебники. Местным мужикам поставил магарыч, и они сделали парты и стулья.

Самое интересное, что здание школы когда-то было домом Витиного прадеда и деда, но когда было раскулачивание, то выгнали их вместе с семьями на улицу. Той поздней осенью повыгоняли многих владельцев домов, и они все умерли бы, если бы не родственники, которые приютили их у себя. Активисты, кто выселял людей, пропивали и разоряли дома зажиточных крестьян, так что эти дома быстро приходили в упадок. Особенно любили это делать Болтухины, не один дом они так разорили, пропив и разрушив там, всё, что только можно.

За эти годы многие дома в деревне сгорели, большинство были запущены, все боялись выселения и ничего не делали. Затем произошло второе раскулачивание, когда людей уже высылали из деревни. Больше о них никто и никогда не слышал. В это раскулачивание, один из крестьян, Кирилла, не выдержал и убил управляющего.

В дальнейшем, в здании школы было правление колхоза, затем, когда он развалился, жили Болтухины, которые его убили полностью. После них, дом стал такой ветхий, что его решили разобрать, а местные, под шумок, продали и пропили брёвна.

Автор вспоминает своего учителя, который очень любил своих учеников, был готов защищать их, как однажды от змеи, хотя ранее, никогда змей не видел. Фотография эта сохранилась, это великая память, но ещё и страшное воспоминание, ведь фотография сделана на фоне его разорённого дома.

­

­­

Объяснение трудных слов из текста

Рематизни — искажённое название ревматизма – воспалительное заболевание опорно-двигательной системы.Магарыч — алкоголь, обычно бутылка водки или самогона.Раскулачивание — процесс лишения богатых крестьян своего имущества в 1930 годах.Зажиточный — состоятельный, имеющий достаток, богатый.

­­

Сюжет

В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.

В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.

Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.

Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.

Сочинение по рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Книга Астафьева «Фотография, на которой меня нет» знакомит читателя с деревенской жизнью людей, которым пришлось жить в далекие для нас тридцатые годы. Здесь мы видим отражение военного времени в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Данная работа отображает быт людей, которые не знают роскоши, где все живут, чем могут и как могут, но при этом сельчане не теряют своей человечности, вся деревня живет, как одно целое, как сплоченная семья: крепкая, огромная, а главное, дружная. Да, здесь также бывают ссоры, здесь встречаются и пьяницы, но большая часть населения – это замечательные люди, пусть и необразованные, пусть и неграмотные, но зато душевные, добрые, отзывчивые, дружные, преданные.

Рассказ Астафьева Фотография, на которой меня нет краткое содержание

Рассказ Астафьева «Фотография» и его краткое содержание знакомит нас с одной из глав произведения автора «Последний поклон», где Астафьев делится с читателем своими воспоминаниями и описывает жизнь бедных людей, что проживают в сибирской деревне. Там произошел настоящий фурор, неслыханное событие – приезд фотографа, о котором жители могли только слышать и мечтать. Но, благодаря учителю, который самоотверженно трудился на благо глухой деревни, который добился, чтобы в школе появились учебники, парты, стулья, тетрадки, карандаши, в село приехал и фотограф, что запечатлел на фотографии учащихся овсянской школы.

Правда, Витьке и его другу не посчастливилось оказаться на фото, так как в день, когда делали фотографию, мальчику нездоровилось. Из-за своего ревматизма, который дал о себе знать после длительного катания на санках, он больше недели пробыл дома и пропустил важный момент в своей жизни. Но фотография у него осталась на память, а принес ее Вите тот самый учитель, который всегда помогал жителям сельского поселения и который запечатлен в памяти героя произведения, как человек, что всегда защитит своих подопечных, как в случае со змеей.

Астафьев Фотография, на которой меня нет герои

В рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» героем произведения является Витька, тот самый мальчик, которому не удалось сфотографироваться из-за проблем с ногами. Он живет без родителей, с бабушкой, которая хоть и ругает своего внука, но всегда позаботиться о нем.

Кроме того, в рассказе не последнюю роль играет учитель, который также является героем произведения Астафьева, Санька — друг Вити, бабушка Вити, дядя Левонтий и жители деревни.

«Фотография, на которой меня нет» Астафьева – замечательное произведение, что показало нам быт и отношения людей в далекие времена тридцатых годов.

Организация сельской школы

Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки, и получился большой класс.

Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии: на её фоне снялись школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.

Анализ образов

Главный персонаж произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Пересказ событий, который ведет от его имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна — жители деревни Овсянка. Витя после смерти родителей живет у дедушки с бабушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать такую характеристику: не выказывал ни особого прилежания, ни хорошего поведения.

Екатерина Петровна — внешне суровая женщина, заботящаяся о любимом внуке. Ночь напролет ухаживает и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где родился. У этой героини занимательная речь с разговорными выражениями и даже ругательствами, характерными для этой местности.

Санька — лучший друг главного героя, такой же непоседливый, как Витя. Это была его идея — пойти кататься на увал, поэтому он не может не поддержать заболевшего товарища. А ведь в 30-е годы сфотографироваться было действительно большим событием.

С большой любовью и уважением описывает автор еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича, а также его жену. Молодая чета ютится с ребенком в половине ветхого домика, но при любой возможности старается помочь школьникам. Когда ребятам уже не на чем писать, учителя занимают их познавательными прогулками. Учитель отличается не только добротой, но и смелостью. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.

Основная мысль

Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, где автор вспоминает, как ценно для него было отношение учителя, а также каким он запомнился, — застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людям и хоть как-то облегчить их жизнь. Автор желает всем, кто выберет профессию учителя, дожить до таких же почестей и надолго остаться в памяти народа.

Школьная фотография до сих пор в сохранности, хотя уже давно пожелтела, а уголки обломались. Спустя много лет писатель с теплотой думает о своих товарищах и учителях, глядя на сохранившийся снимок. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, кто не вернулся с войны. Основная мысль, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто изображение, на которое интересно смотреть. Это своего рода народная летопись, история, размещенная на стенах. Историческая память складывается не только из политических событий и войн. Главное — это судьбы людей, живущих в этой стране.

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сель­ский учитель, лет 25, волосы гладко зачё­саны назад, уши отто­пы­рены, лицо бледное, непри­метное, добрый и умный, само­от­вер­женный

Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

Евгения Николаевна — сель­ская учитель­ница, жена Евгения Нико­ла­е­вича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением

Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

«Фотография на которой меня нет» читательский дневник

Автор – Астафьев Виктор Петрович

Год написания — 1968

Сколько страниц — 18

Жанр: рассказ

«Фотография на которой меня нет» главные герои

  • Витя – сирота, который живет с бабушкой и дедушкой. Он плохо учился и был настоящим проказником.
  • Бабушка Вити – справедливая и строгая женщина, которая очень любила своего внука.
  • Санька – лучший друг Вити. Такой же двоечник и озорник, как и Витя, но преданный товарищ.
  • Учитель – человек, которого уважают во всей деревне. Он очень любит детей, внимательный, искренний и добрый.

План рассказа «Фотография на которой меня нет»

  1. Два друга.
  2. Ошеломляющая новость.
  3. Санки.
  4. Болезнь Вити.
  5. Бабушка лечит мальчика.
  6. Витя не может ходить.
  7. Санька тоже не пошел фотографироваться.
  8. Визит учителя.
  9. Фото как воспоминание.

Астафьев «Фотография на которой меня нет» отзыв

Рассказ «Фотография на которой меня нет» очень поучительный и проникновенный. Особенно покоряет Санька, который ради своего заболевшего друга отказался фотографироваться для школьного друга. Ведь это небывалый поступок для того времени: фотограф в деревне это небывалая роскошь. И Санька поступил как настоящий друг.

Пословицы к рассказу «Фотография на которой меня нет»

  • Ученья корень горек, да плод сладок.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Доброе дело два века живет.

Рисунки и иллюстрации к произведению «Фотография на которой меня нет»

«Фотография на которой меня нет» краткое содержание для читательского дневника

  1. Два лучших друга Витя и Санька, двоечника и озорника, живут в сибирской деревушке, куда неожиданно приезжает фотограф, дабы сделать общую школьную фотографию.
  2. В школе решили лучших учеников посадить в первом ряду, а мальчишкам достался последний ряд.
  3. Витя и Санька были не согласны с таким решением, и пошли кататься на санках с горки, где Витя сильно проморозил ноги и заболел.
  4. Ночью боли Вити сильно обостряются и он даже не может ходить. Бабушка постоянно растирает ноги своему внуку.
  5. Саня, узнав, что его лучшего товарища не будет на фотографии, тоже решил не идти.
  6. Школьный учитель принес Вите фотографию, на которой его не было. Мальчик сохранил ее на всю жизнь как память о тех ребятах, которые повзрослели и вернулись домой с войны.
Краткий пересказ

В маленькой сибирской деревушке жили два друга-озорника, Санька и Витя. Витя был сиротой с жил бабушкой и дедушкой. Бабушка была строгой женщиной, часто ругала внука, но очень сильно его любила.

Однажды сюда приехал фотограф, чтобы делать общую школьную фотографию. Это было небывалое событие. Школьники очень переживали. Было решено посадить лучших учеников спереди, потом хорошистов, а в последнем ряду отстающих ребят. Двоечники Витя и Санька были против и, протестуя, они пошли кататься на санках с горки.

Вечером Витя понял, что заболел, так как у него сильно промерзли ноги. Вначале мальчик терпел, но ночью боль обострилась ревматизмом, и он взвыл от боли. Бабушка, отругав внука за молчание, стала растирать больные ноги лекарством.

Витя так заболел, что не мог ходить. Он очень хотел попасть на общее фото, но не смог даже шагу сделать. Санька, узнав о том, что его товарища не будет, отказался фотографироваться.

Тема и проблематика рассказа

В своем автобиографическом рассказе В.П. Астафьев рассказывает о жизни в сибирской деревни в довоенный период. В произведении четко прослеживается главная мысль, которая касается каждого человека. В небольшом, но при этом очень содержательном рассказе писатель охватывает несколько тем:

  • Историческую тему;
  • Тему родственных отношений, которые важны для каждого и о которых человек должен помнить всегда;
  • Тема взаимопонимания и дружбы;
  • Тема любви и верности.

В рассказе Астафьев повествует о приезде в деревню фотографа из города. Для каждого из жителей деревни это события считается очень значительным. Действие рассказа происходит в довоенные годы.

Главный герой рассказа, Витя, намок в снегу вместе со своим другом, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка Вити всеми средствами старается внука вылечить, чтобы тот скорее выздоровел и смог сходить сфотографироваться. Однако болезнь не сдается, и все усилия заботливой и любящей бабушки оказываются тщетными. К Вите приходит друг Санька, который, увидев, что тот не может идти, тоже отказывается фотографироваться. Именно так проверяется настоящая дружба. Писатель показывает, какое великодушное сердце и какую силу воли может иметь ребенок, чтобы отказаться от большого и долгожданного события, которое, возможно, никогда больше не повторится

На примере Саньки писатель учит умению отказаться от всего важного, дорогого и неповторимого во имя дружбы. Санька понял, что в данный момент его поступок является самым важным не только для Вити, но и для него самому

Поступок Саньки – пример великодушия и самоотверженности.

Проблематика отношений в рассказе касается не только Вити, но и других жителей деревни.

В произведении присутствует образ учителя. Учитель – очень уважаемый человек в деревне. Это образованный, интеллигентный, дружелюбный, вежливый человек. Он пользуется большим уважением со стороны жителей деревни, которые прислушиваются к его мнению. Женщины часто приносят учителю деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, и делают это незаметно и ненавязчиво. Они помогают учителю дровами, подшивают ему валенки. Учитель – городской житель, отдается полностью своей работе и самоотверженно отказывается от городской жизни ради воспитания и обучения деревенских детей. Именно учитель принес Вите фотографию, на которой запечатлены все деревенские школьники, кроме Вити. Поступок учителя – это тоже пример сопереживания и доброты.

Уже повзрослев, Витя смотрит на фотографию, на которой запечатлены школьники на фоне его родного дома. Перед Витей встают образы людей, живших рядом с ним, людей, которые вместе с ним учились и работали. Фотография – это часть истории, она хранит события давно прошедших дней.

Замечание 1

Еще одна проблема, которую понимает в своем рассказе В.П. Астафьев – память о прошлом, которую надо беречь и без которой нет будущего.

Композиция

Композиция произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является уникальной, ведь в нем присутствует два рассказчика. Читатель видит события довоенного периода глазами наивного ребёнка, который искренне мечтает о светлом и счастливом будущем.

В конце повествования перед читателем предстаёт в роли рассказчика взрослый человек. Теперь читатель наблюдает за событиями глазами человека, который пережил все тяготы военного времени и потерял близких людей. Автор в своём произведении описал довоенное время и период кровопролитных событий. Особенность композиции рассказа состоит в том, что в произведении отсутствует описание непосредственно военной трагедии, автор лишь это подразумевает.

Суть: о чем рассказ?

В далекое сибирское село приехал фотограф — большое событие для жителей! Главные герои, не самые усердные ученики, поняли, что их на фото посадят в последний ряд. Расстроившись, они решили заглушить горе катанием на санках. И рассказчик застудил ноги, слег и не смог присутствовать на фотосессии. Все бабушкины старания вылечить ребенка привели лишь к тому, что он окончательно выбился из сил. Его друг из солидарности тоже никуда не пошел. Мальчики заплакали.

Мальчик болел еще неделю. Но учитель навестил его и принес фотографию на память о классе. Теперь она очень дорога рассказчику. Подробный пересказ представлен здесь.

Приезд фотографа

Можно было бы ему остановиться у пары молодых учителей, но они занимают всего лишь половину ветхого домика, да и малыш их постоянно плачет. Жители Овсянки выдвигают аргумент, что такое жилье не подходит фотографу, поэтому селят его у служащего сплавной конторы Ильи Ивановича Чехова. Этот человек происходит из семьи ссыльных, считается самым уважаемым и культурным в деревне. Такое решение устраивает весь местный люд.

Одноклассники главного героя «Фотографии, на которой меня нет» в оставшееся время строят планы, как будут фотографироваться. Они думают:

  • как лучше сесть;
  • кто что наденет;
  • кто разместится впереди, а кто сзади.

По всему выходило, что Вите, как и его другу Саньке, даже середина не светит. Придется им располагаться в последнем ряду, как не отличившимся ни в учебе, ни в хорошем поведении, а там непонятно, будет ли их видно на снимке. Ребята хотели подраться с другими школьниками за хорошее место, но те не поддались на уловку и прогнали друзей. Витя и Санька отправились кататься на санках с очень высокого обрыва. Разгоряченные, они вывалялись в снегу и понабирали его в сапоги-катанки.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.

Память об учителях

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо: змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Авторские афоризмы

«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»

«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»

«…Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»

«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет!..»

«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”!..»

«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»

«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш?..»

«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»

«Фотография, на которой меня нет»

Произведение «Фотография, на которой меня нет» написал Виктор Павлович Астафьев. В нем он рассказывает о своем детстве, о себе, о жизни родной деревни.

Главный герой рассказа -мальчик Витя. Он сирота, живёт с бабушкой и дедом в деревне Овсянка в Сибири. Его прадеда, как и многих его односельчан, раскулачили и теперь в его родовом имении находится школа. Местные мужики сами сделали парты, а учитель и его жена смогли собрать деньги на карандаши и тетрадки. Так у ребятишек появилась возможность учиться. В довоенное время в деревне жилось очень туго, но деревенские жители жили одной семьей, помогая друг другу.

И вот в деревне намечается важное событие: приезжает фотограф, который будет фотографировать учащихся школы. Ребята долго обсуждали, кто где на фотографии будет сидеть

И решили, что впереди будут сидеть отличники. Витя и его друг Санька поняли, что их место в заднем ряду, «надулись» и пошли на увал. Там они долго катались на санках, промокли и замерзли. А ночью наступила расплата: у Вити сильно разболелись ноги, от переохлаждения обострился ревматизм. И в знаменательный для школьников день, мальчик не смог стать на ноги. Саня, чтобы поддержать друга, тоже отказывается фотографироваться. Витя болел долго, фотографию учителю пришлось принести ему домой. Мальчик очень обрадовался и долго её рассматривал. А бабушка ещё долго рассказывала соседям какой уважаемый человек к ним заходил.

Вывод (мое мнение)

Этот рассказ о настоящей любви и заботе, и о дружбе, и о быте крестьян и об их понимании места людей в этом мире. Фотография, которую рассказчику принес учитель, настоящая летопись села, по ней можно сказать, кто где трудится, кто ушел на войну и не вернулся, кто куда уехал — она помогает не забыть прошлое, а относиться к нему с уважением.

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/foografiya
  • https://obrazovaka.ru/books/astafev/fotografiya-na-kotoroy-menya-net
  • https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1567-fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: