Возникновение древнеиндийского государства
Индия — один из центров возникновения человеческой цивилизации. По размерам своей территории и по количеству населения она уже в далеком прошлом так же, как и теперь, принадлежала к числу самых крупных стран мира.
Само географическое положение благоприятствовало оформлению устойчивого во времени человеческого сообщества. На юге, юго-западе и юго-востоке Индия омывается обширными водными пространствами Индийского океана и Бенгальского залива. На севере расположен высочайший в мире хребет — Гималаи. Горные преграды отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.
В 1922 году на северо-западе Индии были произведены раскопки, в результате которых были обнаружены два больших города, названные по их местоположению Мохенджо-Даро и Ха- раппа. Перед взором археологов предстали города с прямыми и широкими улицами, застроенными двухэтажными кирпичными домами, системой канализации, общественными купальнями. Здесь найдены орудия труда из бронзы и меди: серпы, пилы, топоры.
Расцвет Мохенджо-Даро и Хараппы, по всей видимости, приходится на третье тысячелетие до новой эры. Источники не дают достоверных сведений о политической организации и классовой структуре Хараппской цивилизации, а также не отвечают на вопрос, в силу каких причин жители покинули эти две столицы древнейшей цивилизации. Есть предположение, что обрушившееся на людей бедствие произошло в середине II тыс. до н.э.
С этого же времени начинается процесс вторжения северных племен, называвших себя ариями и говоривших на санскритском языке. Этот язык является праматерью семьи индо-европейских языков, объединяющей латынь, романо-германские, славянские и другие языки.
Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э. называется ведическим. До нас дошли литературные памятники — веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.
Ведический период отмечен образованием классового общества, что некоторые историки связывают с продолжавшимся ряд столетий волнообразным проникновением на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен.
Военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался соплеменниками и мог быть смещен, все более возвышался над племенем, подчиняя себе все органы управления и передавая свою власть по наследству.
Веды, особенно важнейшая из них — Ригведа, содержат обстоятельные сведения о разложении родоплеменного строя и становлении первых государств. Мы узнаем из вед, что власть раджи долгое время была ограничена советом старейшин, а родовая знать и жрецы составляли правящую верхушку общества. Основным занятием было скотоводство, а со временем земледелие.
В ходе расселения арийских племен на все более обширной территории и постепенно углубляющегося расслоения сельских общин родовая и военная знать присваивала огромные земли и рабов. Социальное неравенство приобретало выраженный характер, возникала необходимость подавления завоеванных народов, что приводило к созданию первых государственных образований на территории Индии, которое относят ко второй половине II тысячелетия до н.э. Процесс образования и укрепления государства в Индии был длительным. Органы власти возникали постепенно и создавались из племенных органов управления. Сами государства были долгое время небольшими и оставались в пределах той территории, которую занимало племя или союз племен.
Процесс перерастания органов племенного самоуправления в государственные органы в основном завершился к середине I тысячелетия до н.э. Власть племенного вождя (раджи) к этому времени в большинстве индийских племен переросла в монархию.
Раджа был ставленником, как правило, самого знатного, богатого и многочисленного рода. Со временем власть раджи становится наследственной. Некоторые государственные образования принимали форму республики.
Самым крупным и мощным государством в IV-III вв. до н.э. была Магадха при династии Маурьев, объединивших под своей властью почти всю территорию Индостана. В этот период в Индии достигают заметного расцвета сельское хозяйство и ремесло. В широких масштабах применяется искусственное орошение.
Создание единого государства на полуострове Индостан способствовало взаимообогащению народов, расцвету культуры, стиранию межплеменных противоречий. Однако единому государству не суждено было долго существовать. Центральная власть, державшаяся только на силе армии, не смогла удержать в подчинении конгломерат народов и племен, стоявших на разных ступенях экономического и культурного развития.
Популярные темы сообщений
-
Творчество Гранина
Известный советский а позже и российский писатель Даниил Александрович Герман более известный как Гранин. Родился в небольшом селе Волынь под Курском, в 1919 году первого января.
-
Художественные символы народов мира
На нашей планете существует 251 страна. В этих странах проживает около 2000 видов народностей. У каждого народа свои традиции и обычаи, которые формировались и укреплялись на протяжении сотен лет.
-
Творчество Герцена
Среди писателей XIX века Герцен занимает особое место. Его прекрасный талант появился не только в художественном творчестве, но он показал свои шедевры философской и политической публицистике.
-
Шляпочные грибы
В современном мире известно почти 100 000 разновидностей грибов. Грибы могут быть одноклеточными, но основную массу составляют многоклеточные. Отдельную группу среди многоклеточных грибов составляют шляпочные грибы. Название свое шляпочные
-
Дни воинской славы
После распада СССР, в 1994 году в государственную думу поступил проект, который предполагал ввод праздников связанный с военными победами. Так в 1995 году после нескольких слушаний был принят закон «Дни воинской славы».
Архитектура
Древняя Индия была знаменита замечательными храмами и дворцами, которые известны необычайной тщательностью отделки. Например, особым великолепием отличался царский дворец в Паталипутре. Многие считали, что он создан богами, а не людьми. Это огромное деревянное здание, украшенное колоннами с позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Многочисленные ворота храма являлись сложным архитектурным сооружением, с богатой резьбой и скульптурой. Не меньший интерес представляют собой древние пещерные монастыри и храмы, которые вырубались в скалах и были украшены резными колоннами и цветной росписью.
Классическая эпоха истории (II в. до н. э. — VI век н.э)
Этот период истории примечателен устоявшейся религией и разделением общества на касты. Карта Индии постоянно меняется, создаются небольшие государства, объединяются в непрочные союзы, и вновь распадаются, как сами по себе, так и в результате интервенции.
Греко-бактрийское царство, преобразовавшееся в результате той самой интервенции в Индо-греческое, дотянувшееся до Аравийского моря, прекращает свое существование в конце второго века до н.э.
Следом за ним кочевниками-саками образуется Индо-скифское государство, в свою очередь поглощенное Кушанским.
В первом веке нашей эры на северо-западе Индии возникает империя Кушан, в течение сотни лет поглотившая территории нынешнего Афганистана, Центральной Азии и саму Индию до реки Нарбада.
В 4 веке возродившееся государство Магадха возглавляет династия Гупт, создавшая одноименную империю на севере Индии. В новой империи стремительно развиваются наука и искусство, публикуется архитектурный трактат «Манасара», общество жестко делится на касты, а индийские математики создают так называемые арабские цифры, которые арабы переняли у индийцев. Одно из важнейших достижений индийской математики введение нуля в цифровую систему. Поэт и драматург V в. нашей эры Калидаса в Индии – аналог Шекспира в Европе. Период правления династии Гупт считается индийцами «золотым веком».
Растительный и животный мир
Разнообразие биосферы в Индии одно из самых богатых на планете. На это повлиял географический фактор. На местных землях есть нетающие горные снега, хвойные леса, болота, пустыни и джунгли. Есть пляжи, степи и плоскогорья. В списке водоемов не хватает только крупных озер.
Виды растений зависят от климатических зон, делящихся на три условные части:
- горные;
- тропические;
- умеренные.
В каждой местности уникальная флора. Треть всех растений Индии эндемичны, встречаются только здесь. Почти половина земноводных и пресмыкающихся тоже нигде больше не водится.
В стране издревле живут одни из самых крупных сухопутных млекопитающих: слоны и носороги.
Индийского слона одомашнили, использовали как вьючное и ездовое животное. Сила и готовность подчиняться человеку сделали его незаменимым помощником на тяжелых работах.
На носорогов из-за мяса и мифической ценности рога охотились с первобытных времен. Агрессивные животные мешали сельскому хозяйству. Сейчас их численность сильно сократилась.
Едва не вымер бенгальский тигр — национальная гордость. Он теперь под охраной и живет в заповедниках.
В Индии растет сантал — тропическое дерево, из которого делают один из самых дорогих парфюмерных ингредиентов — санталовое масло. Наряду с другими ароматическими веществами и специями оно было уникальным для Индии и обеспечивало преимущество в торговле. Сейчас экспорт сантала запрещен, деревьям надо восстановиться после многолетней неконтролируемой вырубки.
Характерным для тропических пейзажей является баньян. Это крупное дерево, с ветвей которого живописно свисают воздушные корни. Оно способно разрастаться на сотни метров в ширину.
Примечание
Баньян — важный символ буддизма. По легенде, под этим деревом достиг просветления Будда.
Индийские джунгли — родина десятков видов ядовитых змей. Местные жители веками приспосабливались жить рядом со смертельно опасными соседями. Их почитали как священных животных, задабривали подношениями.
Архитектура
Архитектура начала стремительно развиваться с появлением буддизма в Индии. Именно в этот период появилось большое количество великолепных зданий. Значительные памятники буддийского искусства и архитектуры — Великая Ступа в Санчи и скальные пещеры в Аджанте.
С созданием индуистских королевств в Южной Индии началось процветание южноиндийской школы архитектуры. Самыми известными достижениями правителей Паллавы были скальные храмы Махабалипурама и храмы Канчипурам. Правители Чола, Хойясала и Виджаянагар также внесли значительный вклад в архитектуру. Храмы в Танджавуре, Белуре и Халебиде свидетельстовали об архитектурном превосходстве южноиндийских правителей.
На севере был разработан новый стиль архитектуры — Нагара. В центральной Индии правители Чандела построили великолепный храмовый комплекс в Кхаджурахо. С приходом мусульманских властителей в стране появился еще один стиль — индо-исламский, не бывший ни строго исламским, ни строго индуистским. Архитектуру средневекового периода можно разделить на две основные категории — Имперский стиль и Моголовская архитектура.
Индо-сарацинский стиль возник в результате колонизации страны. Он сочетал в себе особенности индуистских, исламских и западных элементов. Колониальная архитектура проявилась через институциональные, гражданские и утилитарные здания, такие как почтовые отделения, железнодорожные станции, дома отдыха и правительственные здания.
Природные условия, какой климат
Люди Древней Индии жили в стране крайностей. Местность была разнообразной и часто представляла большие трудности. Случайные экстремальные погодные условия, такие как засухи и муссоны, также были частью жизни на этой земле. Однако великие цивилизации развивались и процветали среди рек, гор, равнин и пустынь субконтинента.
Примечание 4
Многие реки также протекали через древнюю Индию, делая землю плодородной. Одной из главных рек, которые использовались в древние времена, была река Инд на северо-западе (то, что сейчас находится на северо-западе Индии и Пакистана). Именно на берегах реки Инд в течение почти тысячи лет процветала самая ранняя цивилизация Индии, которая использовала письменность, строила большие здания и организовывала города.
Долина реки Инд расположена на небольшом участке земли на территории современных Пакистана и Индии. Река обеспечивала плодородную почву для выращивания риса, пшеницы, различных фруктов и овощей, а также хлопка. Кроме того, Инд обеспечивал пастбища для стадных животных и постоянный приток пресной воды
В долине Инда было много природных ресурсов, которые стали важной частью Хараппской цивилизации. Эти ресурсы включали древесину для строительства, а также золото, серебро и другие драгоценные камни
Сельское хозяйство, поддерживаемое наводнениями, привело к большим излишкам сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, способствовало развитию городов. Цивилизация долины Инда хорошо известна своими двумя крупнейшими городами Хараппой и Мохенджо-Даро. В каждом из них, вероятно, проживало от 30 ысяч до 60 тысяч человек, и они были центрами торговли. Раскопки как в Хараппе, так и в Мохенджо-Даро показывают, что каждый город имел развитую городскую планировку, включая тщательно организованные дома, канализационную систему, главные улицы и склады, используемые для хранения продуктов питания и товаров, а также большие городские стены.
Другой важной рекой в древней Индии была Ганг. Поселения, города и поселки развивались на берегах этой мощной реки еще в доисторические времена
Река Ганг — великая река равнин северной части Индийского субконтинента. С незапамятных времен это была священная река индуизма. На большей части своего течения это широкий и медленный поток, протекающий через один из самых плодородных и густонаселенных регионов мира
Несмотря на свою важность, ее длина в 2510 км относительно невелика по сравнению с другими великими реками Азии или мира. Вдоль реки были построены города, в том числе священный город Варанаси, где был построен первый индуистский Золотой храм в честь бога Шивы
Одной из главных экологических проблем хараппской цивилизации были муссоны. Каждый год с октября по февраль зимние муссоны дуют на запад с северо-востока, неся с собой сухой воздух. С середины июня по октябрь летние муссоны дуют на восток с юго-запада, принося влагу из океана в виде больших дождевых облаков и часто вызывая наводнения. Характер муссонов был непредсказуем. Слишком мало дождей вызвало нехватку продовольствия, в то время как слишком много дождей вызвало наводнения. Археологи полагают, что это могло быть одной из причин конца цивилизации.
Природно-климатические условия
Юго-западные ветры-муссоны отвечают за благоприятный для земледелия климат. Они начинают дуть летом со стороны океана, принося в регион большое количество дождей. С севера влагу в воздухе удерживают Гималаи, создавая оптимальное для сельского хозяйства сочетание летнего тепла и обилия осадков. На большей части страны средняя температура +28. Погодные условия в древности позволили выращивать ценные для экономики культуры:
- рис;
- хлопок;
- сахарный тростник;
- джут;
- бамбук.
Разливы рек в северо-восточной части Индии обеспечивали по два урожая в год влаголюбивому рису, требующему особых условий для выращивания. Животноводство при обилии растительной пищи было менее популярным занятием.
На западе Индо-Гангской равнины множество проблем причиняли засухи. Большую часть года не бывает дождей на Деканском плоскогорье.
Ледники распложены на вершинах Гималаев.
Особенности государства
В III тысячелетии до н. э. на полуострове Индостан было два центра индийской цивилизации – крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа. Большая часть населения была представлена дравидами, которые слыли прекрасными земледельцами.
В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.
Каждое арийское племя имело своего предводителя – раджу. Поначалу их выбирали, но со временем правление стало передаваться по наследству. Раджи были заинтересованы в расширении земель и укреплении своих царств, а потому находились в состоянии непрерывных войн друг с другом.
Рис. 2. Раджа.
В Древней Индии существовали две форма судов: высшие (царские) и низшие (внутриобщинные). Сторона, неудовлетворенная решением низшего суда, могла обратиться к царю и приближенным брахманам для повторного рассмотрения дела.
В этот период образовалась религия под названием брахманизм, в центре которой был бог Брахма – высшее божество, творец вселенной, самый первый и могущественный среди богов в индуистских мифах.
Под влиянием брахманизма все общество в Древней Индии было разделено на социальные группы – варны:
- Брахманы – жрецы, жившие в храмах на доходы от жертвоприношений.
- Кшатрии – каста воинов, которые прекрасно владели оружием, управляли колесницами, были отличными наездниками.
- Вайшьи – земледельцы и ремесленники. Также к этой варне относились пастухи и торговцы.
- Шудры – самая низшая и неуважаемая варна, состоящая из слуг.
Принадлежность к варне передавалась по наследству, и ее никаким образом нельзя было поменять. Так в обществе Древней Индии еще сильнее выкристаллизовалось социальное неравенство.
Большое значение в индуистских религиях имела дхарма – свод правил, необходимых для соблюдения космического баланса. Это праведный путь, нравственные принципы, соблюдение которых поможет человеку достичь просветления.
История Средних веков
Период владычества мусульман (VII век н.э – XVIII век)
В 7 веке в Индии появляются первые проповедники ислама, и в течение двух столетий становится главной движущей политической силой.
Создается Делийский султанат, на долгие годы вновь объединивший Индию. В 1525 году султан Дели терпит поражение от императора Мугхаль, пришедшего с территории нынешнего Афганистана.
К 17 веку упадок империи Великих Моголов приводит к ее распаду и образованию нескольких государств, в результате страна раздирается на части европейцами, и в первую очередь алчными британцами.
Период владычества англичан (1765—1947)
Индия всегда являлась лакомым кусочком для завоевателей, и не только англичане хозяйничали на этой территории. В Гоа с 1510 года обосновались португальцы, и по сей день этот штат отличается от других, он как бы пропитан португальским духом. Имели свою долю пирога с Индии и французы, голландцы и датчане.
Но уже к 1803 г. почти вся Индия контролировалась Британской Восточно-Индийской Компанией, нещадно эксплуатировавшей людские и земельные ресурсы страны, что приводило к восстаниям. Одно из таких восстаний (восстали сипаи – солдаты-индийцы, состоящие на службе у короны) в 1857 году привело к роспуску Восточно-Индийской Компании, и Индия с этого момента контролируется непосредственно правительством Британии.
Англичане беззастенчиво выкачивали ресурсы из страны. Сознательная политика Британии по разорению ремесленников привела к голоду в Бенгалии, Бенаресе, Бомбее, Мадрасе и других областях в 1769 – 1773, а затем в1780 – 1790 годах, только в результате этого погибло до 10 миллионов человек. Как выразился тогдашний генерал-губернатор: «Равнины Индии белеют костями ткачей». С 1876 по 1900 умирает от голода около 26 млн. человек, что не удивительно, такое происходило везде, где появлялся цивилизованный от подошвы до цилиндра на голове внешне и неумолимый людоед внутри – английский джентльмен..
В 20 веке борьбу за независимость возглавляет Махатма Ганди.
Длительная освободительная борьба индийцев против англичан завершается в 1947 году объявлением независимости и изгнанием грабителей, благодарная Индия объявляет Махатму Ганди отцом нации.
Религия
Главным богом древних индусов был Индра. В индийских сказаниях бог Индра прославляется как громовержец, податель влаги, наполнитель потоков Инда. Индусы считали, что Индра даёт жизнь всему живущему на земле.
В противоположность Индре другой бог — Сушна — являлся олицетворением засухи и безводья. Эти два бога находились в постоянной вражде между собой. Кроме Индры и Сушны, почитались бог огня Агни, бог неба Варуна и много других, менее значительных богов.
По индийским сказаниям, боги обитали на вершинах Гималайских гор, главным образом на высочайшей из них — Гауризанкаре, что значит «Лучезарная гора».
Индийцы верили в переселение душ. После смерти человека его душа не умирает вместе с его телом, а перерождается в другом обличии. Следующее воплощение человека зависит от того, насколько праведный образ жизни он вел. Эта идея тесно связана с понятием кармы. Душа человека с плохой кармой могла воплотиться в следующей жизни в теле животного или растения.
Население
Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.
Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,— индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки — только в южной половине полуостровной Индии; имеются изолированные очаги дравидских языков на северо-западе и индоевропейских—на юге. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу ещё нет.
Как сложилась эта этническая пестрота, пока ещё определить с достоверностью не представляется возможным. Высказываются лишь различные предположения. Так, например, то обстоятельство, что население Северной Индии более похоже по внешнему облику и языку на народы, населяющие Иран и Среднюю Азию, чем на население Южной Индии, привело европейских учёных XIX в. к заключению, что Индия, коренным населением которой, по их мнению, были народы, говорящие на языках дравидской группы, подверглась когда-то вторжению так называемых «ариев»—группы племён, говоривших на языке индоевропейской семьи. На основании этого предположения о приходе индоевропейских племён в Индию была создана так называемая теория «арийского завоевания Индии». Однако, что представляли собою эти племена, откуда они явились и когда, в какой форме происходило их вторжение,— на все эти вопросы ни одна из высказывавшихся гипотез не даёт обоснованного ответа. Индия является одним из древнейших очагов цивилизации.
Оползни и геоопасности
Катастрофический ландшафт цивилизации долины Инда часто был полон мегаземлетрясений, оползней и штормовой погоды. Бассейн верхнего Инда находится на 3500 метров выше нормы и крайне непригоден для постоянного проживания. Со временем различные виды человеческой деятельности, в том числе такие, как древние культуры и торговые пути, обосновались в этих негостеприимных условиях.
Горы, морозные и холодные на своих вершинах и покрытые дождями в нижних областях, обеспечивают районы земледелия своими засушливыми климатическими особенностями и служат почвой для обширных раскопок геологических и археологических находок. В считанные мгновения мощная лавина может превратить акры жизни и земли в щебень. Однако обратной стороной оползней является отложение богатых отложений над горами, а не в коренные породы. Кроме того, предки людей, населяющих эти земли, придумали хорошо оборудованные системы для управления геологическими опасностями и стихийными бедствиями. Редкие деревни и малоразвитые города за многие века превратились в более стабильные и лучше функционирующие городские центры.
Переход к металлу
Золото было первым металлом, который древние индийцы научились использовать, но оно употреблялось только для производства украшений. Первые металлические орудия труда и оружие, датируемые концом IV и началом III тысячелетия до н. э., сначала изготовлялись из меди, а потом из бронзы. Естественно, что переход к металлическим орудиям произошёл прежде всего в тех районах, в которых имелись залежи медной руды с большим содержанием металла. Древнейшим центром индийской металлургии была, вероятно, область гор Виндхья. Об этом свидетельствуют раскопки в Гунгерии (штат Мадхья Прадеш), обнаружившие древнейший склад разнообразных медных изделий (более 400 сбщйм весом около 360 кг), но древнейшая индийская цивилизация развивалась прежде всего в районах, благоприятных для земледелия, бывшего в то время наиболее прогрессивным видом хозяйственной деятельности. Здесь использование металлических орудий давало наибольший эффект в смысле роста производительности труда и возможностей получения прибавочного продукта.
Первые из государств в истории Индии
За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.
Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.
Создание государства
В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.
Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.
Образование каст
За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.
Образование государств
Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.
В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.
Проникновение ислама
В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.
Жизнь в Инде
Неожиданно Инд оказался не просто еще одним скучным историческим свидетельством существования человеческого поселения, основанного на сельском хозяйстве. Перефразируя эту точку зрения, археологические раскопки доказывают, что люди Инда жили в закрытых сообществах с четко выраженной социальной иерархией. Например, Ромила Тапар пишет, что урбанизированные жители Инда с их технологически превосходными изобретениями и передовыми экономическими системами определенно дискриминировали племена, занимавшиеся сельским хозяйством, проживающие на окраинах индских обществ. Уникальная для индийского общества, эта историческая форма дискриминации также породила варническую (кастовую) систему, которая преобладает и сегодня.
В городах Инда было тщательно продуманное планирование дренажных систем, жилищного строительства и строительства улиц. Социальный строй того времени нашел отражение в архитектуре городов. Элита поселений Инда имела более высокий статус. У них был доступ к колодцам, и они жили в больших домах. Люди на вершине социальной лестницы также наслаждались материальными богатствами, такими как владение высококачественными ремеслами.
Другими характеристиками интеллектуально и технологически развитого общества являются четко определенные погребальные церемонии. Люди Инда также имели сильные торговые сети, простирающиеся далеко и широко, от Средней Азии до Месопотамии. Жизнь в Инде казалась легче, а не проще, поскольку людям того времени приходилось выдерживать климатические и другие суровые реалии без помощи роскоши, которой мы наслаждаемся сегодня.
Культура, наука и искусство Древней Индии
Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).
Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.
Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.
Немалыми были достижения индийцев и в научной области:
- Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
- Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
- Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
- Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).
Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.
Древнейшая история: доисторический период
По сведениям археологов, древнейшие люди появились на территории Индостана примерно 1,5 млн. лет назад. Артефакты эпохи мустье (средний палеолит) представлены по всей территории полуострова. В каменных орудиях с ряда памятников просматривается отчетливое сходство с африканскими образцами.
Что существенно отличает индийский каменный век от прочих регионов – раннее появление микролитической техники в обработке камня (то есть использование мелких отщепов вместо крупных цельных орудий). Первые микролиты из Индии датируются 48 тыс. лет до н.э. Рано (VII в тыс. до н.э.) произошел в Индии и переход к производящему хозяйству (выращивание риса, скотоводство)
Однако важно помнить, что случилось это лишь на некоторых территориях
Индия весьма разнообразна по природным показателям. Там есть засушливые степные, пустынные и полупустынные участки, большие массивы тропических джунглей, а также долины разливающихся рек (в первую очередь Инда). Эти различия и вызвали несходство темпов и особенностей прогресса населения разных регионов страны.