Публикация и прием
История до выпуска
Гарри Поттер и узник Азкабана — третья книга из серии о Гарри Поттере. Первый, Гарри Поттер и философский камень (Гарри Поттер и философский камень в США), был опубликован издательством Bloomsbury 26 июня 1997 года, а второй, Гарри Поттер и Тайная комната, был опубликован 2 июля 1998 года. Роулинг начала писать Узник Азкабана на следующий день после того, как закончила «Тайную комнату».
Любимым аспектом этой книги Роулинг было представление персонажа Ремуса Люпина, Роулинг дополнительно сказала в 2004 году, что «Узник Азкабана» был «лучшим писательским опытом, который у меня когда-либо был… Я находился в очень удобном месте, когда писал (номер) 3
Сразу финансовые проблемы прошли, а внимание прессы еще не было. любыми средствами чрезмерно »
Критический прием
Грегори Магуайр написал в The New York Times обзор для Узника Азкабана: в нем он сказал:« Пока что, в плане сюжета в книгах нет ничего нового, но они делают это блестяще… пока что все хорошо «. В газетном обзоре The New York Times было сказано, что «Узник Азкабана, возможно, лучшая книга о Гарри Поттере». Рецензент KidsReads сказал: «Эта динамичная фантазия заставит вас проголодаться до четырех дополнительных книг о Гарри, над которыми работает Джоан Роулинг. Третий год Гарри — это очарование. Не пропустите» <.>Kirkus Reviews не дал рецензию с пометкой звезд, но сказал: «Поистине бешеный апогей… И главные герои, и продолжающаяся история идут так умно… что книга кажется короче, чем количество страниц. : попросите читателей очистить свои календари, если они фанаты, или уйти с дороги, если они не фанаты ». Марта В. Парравано также дала положительную рецензию на The Horn Book Magazine, назвав его «неплохой книгой». Кроме того, в обзоре Publishers Weekly говорилось: «Остроумие Роулинг никогда не останавливается, будь то построение работы волшебного мира… или подбрасывание коротких шуток… Заклинание Поттера остается сильным.
Однако Энтони Холден, который был одним из судей против Узника Азкабана за премию Whitbread, отрицательно отнесся к книге, сказав, что персонажи «все черно-белые», и «сюжетные линии предсказуемы, интрига минимальна, сентиментальность пропитана каждой страницей».
Награды
Гарри Поттер и узник Азкабана получил несколько наград, в том числе приз редакции списка книг 1999 года Премия, премия Брэма Стокера за лучшую работу для юных читателей 1999 г., премия FCGB Children’s Book Award 1999 г., награда 1999 Whitbread Book of the Year для детских книг и 2000 г. Премия Locus за лучший роман в жанре фэнтези,. Он также был номинирован на премию Hugo в 2000 году за лучший роман, был первым в серии номинирован, но проиграл A Deepness in Небо. Узник Азкабана дополнительно выиграл 2004 Indian Paintbrush Book Award и 2004 Colorado Blue Spruce Young Adult Book Award. Кроме того, в 2000 году она была названа выдающейся детской книгой Американской библиотечной ассоциации, а также одной из лучших книг для молодежи. Как и две предыдущие книги этой серии, «Узник Азкабана» получил Книжный приз Nestlé Smarties Золотую медаль для детей 9–11 лет и занял первое место в списке бестселлеров New York Times. В обоих случаях это было последним в серии. Однако в последнем случае список детских бестселлеров был создан незадолго до выхода «Гарри Поттера и Кубка огня» в июле 2000 года, чтобы освободить больше места в исходном списке. В 2003 году роман занял 24-е место в опросе BBC The Big Read.
Продажи
Узник Азкабана был продан тиражом более 68000 копий в Великобритании в течение за три дня публикации, что сделало ее самой продаваемой британской книгой того времени. Общий объем продаж к 2012 году, по данным The Guardian, составит 3377906.
Новые магические существа и предметы
- Грим — существо, похожее на чёрную собаку. Предвещает смертельную опасность. В собаку, похожую на Грима, превращается анимаг Сириус Блэк.
- «Ночной Рыцарь» (в дубляже —автобус «Рыцарь» ) — трёхэтажный фиолетовый автобус для волшебников и ведьм, попавших в трудное положение.
- В пабе «Три метлы» появляются сушёные головы , наделённые даром речи (о чём не было сказано в книге).
- Дементоры — стражи Азкабана. Так называемыйпоцелуй дементора высасывает душу. Дементоры служат тому, кто позволяет им питаться ею. Одолеть дементора можно при помощи особого боевого заклинания «Экспекто Патронум» — это заклинание черпает свои силы из радостных воспоминаний заклинателя и позволяет вызвать живого Патронуса.
- Гиппогриф — в фильме он показан как существо с телом, покрытым серо-белыми перьями. Голова и передние ноги у него, как у орла, а задние ноги и хвост — как у лошади. Самое гордое создание в волшебном мире, требующее уважения.
- Боггарт — призрак, превращающийся в то, чего больше всего боится человек, смотрящий на него. У Невилла это Северус Снегг, у Рона — паук, у Парвати Патил — огромная кобра (в книге — мумия), у Гарри — дементор, а у Люпина — полнолуние. Сопротивляться боггарту можно при помощи смеха и заклинания «Ридикулус», а для этого нужно представить что-нибудь смешное.
- Карта мародёров создана Римусом Люпином, Питером Петтигрю, Сириусом Блэком и Джеймсом Поттером. Этот артефакт показывает Хогвартс и всех его обитателей (место их нахождения в данный момент времени).
- Маховик времени — артефакт, дающий возможность перемещаться во времени. Гермиона пользовалась этим устройством, чтобы присутствовать на некоторых занятиях, идущих одновременно.
Рецензия на книгу «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Третий год обучения Гарри Поттера в школе волшебства Хогвартс не менее насыщен событиями, чем предыдущие два. В то же время это единственная книга цикла, где Гарри Поттер не сталкивается напрямую со своим главным врагом ‒ Волан-де-Мортом. Она во многом посвящена времени, его скоротечности и невероятной ценности.
В книге много тайн и неожиданных разоблачений. Писательница делает яркий акцент на том, что правда может быть совсем не такой, какой кажется на первый взгляд. Уже наставив палочку на безоружного Сириуса Блэка, Гарри все же промедлил и не убил его. И в итоге узнал, что опасный преступник на самом деле его заботливый крестный, а забавная и безобидная крыса ‒ убийца, выдавший Поттеров Темному лорду.
В «Узнике Азкабана» Гарри впервые так близко сталкивается с прошлым своей семьи. Римус Люпин и Сириус Блэк ‒ выпускники факультета Гриффиндор и лучшие друзья Джеймса Поттера. Слушая их рассказы, Гарри понимает, что хотел бы быть похожим на своего отца. Не случайно его заклинание против дементоров принимает форму оленя, так как Джеймс Поттер был анимагом.Отдельно стоит похвалить книгу за следующие моменты:
Сириус, Джеймс, Римус и Питтер ‒ выпускники факультета Гриффиндор
Сюжет с интригой до самого конца
В «Гарри Поттере и узнике Азкабана» сюжет увлекает, темп повествования не дает отвлечься или заскучать, интрига держится до самого конца. Все в книге присутствует в нужных пропорциях и на своем месте ‒ учеба, драма, эмоции, обиды, тайны и загадки. Есть даже детективная линия, связанная с узником Азкабана Сириусом Блэком.
Деревня волшебников Хогсмид
Единственное место на всю Великобританию, где живут исключительно волшебники, и нет ни одного магла. Роулинг так вдохновленно описывает Хогсмид, что в реальность деревни несложно поверить. Так и хочется прогуляться по украшенной к Рождеству улице, заглянуть в каждую лавку и обязательно накупить забавных вещиц в «Зонко», посидеть в «Трех метлах», потягивая сливочное пиво.
Деревня волшебников Хогсмид
Взрослые проблемы
Одна из них ‒ постоянная нехватка времени. С ней в книге сталкивается Гермиона, которая хочет посещать абсолютно все занятия. Профессор Макгонагалл отдает ей волшебный кулон ‒ маховик времени, позволяющий отматывать часы назад. С его помощью Гермиона приходит на все выбранные уроки, но очень устает, становится невнимательной и постоянно хочет спать. В итоге ей приходится смириться с тем, что все успеть невозможно, и сделать выбор в пользу действительно нужных предметов.
Волшебный кулон ‒ маховик времени
Развитие персонажей
В книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» главные герои учатся правильно расставлять приоритеты, сначала думать, а потом делать, выслушивать все версии событий, прежде чем принимать чью-либо сторону. Они заметно меняются: не только растут, но и вырабатывают яркие личностные черты, настаивают на собственном мнении о ситуации, принимают взвешенные решения.
Главные герои
1) Гарри Джеймс Поттер – главный положительный герой, волшебник. Выглядит младшего своего возраста, честный, смелый, лидер по натуре.
2) Рон Уизли и Гермиона Грейнджер – друзья и однокурсники Гарри по Хогвартсу, все вместе составляют так называемое «Золотое Трио».
3) Волан-де-Морт – великий темный волшебник, почти достигший бессмертия. В мире волшебников его настолько боятся, что боятся произносить вслух даже его имя.
4) Рубеус Хагрид – лесничий, хранитель ключей и преподаватель школы волшебства, его рост превышает 3,5 метра. Рубеус первым сообщил Гарри о том, что он волшебник и подарил полярную сову, получившую имя Букля.
5) Альбус Дамблдор и Минерва МакГонагалл – директор школы Хогвартс и его заместитель.
6) Северус Снегг – учитель зельеварения, которого Гарри считал злоумышленником, но именно Снегг, ненавидевший отца мальчика, пытался спасти его от верной гибели.
7) Квиринус Квирелл – преподаватель по Защите от Темных искусств, оказалось, что его хозяином является сам Волан-де-Морт.
Пароли (8 карточек серии «Чудовища»)
Когда вы войдете в школу, вам придется во второй раз побить Пивза. Сначала втроем бейте его заклинанием Риктусемпра, затем еще раз Глациусом. Пивз оставит за собой два голубых кекса.
Поднимитесь на восьмой этаж и купите у братьев Уизли свитки с паролями.
В магазине за 30 конфет можно купить 1 тыкву, за 50 конфет – 1 голубой кекс. Не спешите покупать кексы и тыквы, т.к. в тайных комнатах за портретами их очень много. Если у вас не хватает денег на все пароли, купите паролей на все имеющиеся кексы.
Стоимость паролей (свитки в магазине братьев Уизли):
Берти Боттс – 10 кексов
Дервент Симплинг – 12 кексов
Тилли Ток – 15 кексов
Главер Хипворт – 15 кексов
Геспер Спарки – 20 кексов
Бриджет Венлок – 30 кексов
Мопс – 12 кексов
1) Леопольдина Сметвик, восьмой этаж
Это круглый портрет, подойдя к которому, Гарри назовет пароль. Откроется тайный проход. Здесь нужно сразиться с писки и кусачими книгами и собрать припасы (здесь много голубых кексов и тыкв). На эту «валюту» можно купить недостающие пароли или карточки. Заодно вы получите карточку №1, Чертик (серия «Чудовища»).
2) Бриджет Венлок, седьмой этаж
Здесь нужно активировать книжный шкаф справа от запертой решетки, а в открывшейся нише нажать на кнопку с Депульсо. Откроется коврик. Прыгая по коврикам и стуча по рыцарям, вы окажетесь в библиотеке. Здесь нужно открыть тумбочку и отразить нашествие книг. Награда – карточка №8, Единорог (серия «Чудовища»).
3) Дервент Симплинг, шестой этаж
В библиотеке расправьтесь с чертями, затем заколдуйте гобелен по левой стене около рыцарей. Запрыгните в туннель и из сундука достаньте карточку №7, Мантикора (серия «Чудовища»).
4) Берти Боттс, пятый этаж
За портретом спрятаны сундуки с припасами и карточкой №6, Гигантский кальмар (серия «Чудовища»). За картиной на стене – череп с конфетами, в центре – коврик, прыгнув на который, вы раздобудете еще пару кексов и тыкв.
5) Геспер Спарки, третий этаж
Находится около входа в класс профессора Флитвика (где висит гобелен с символом Глациус).
Сначала нужно стукнуть по двум рыцарям и открыть коврик. Затем сразитесь с чертями, проверьте сундуки в нишах и прыгните на второй коврик. Выше – закиньте двух огнекрабов за решетку и прыгните на третий коврик за кексами и карточкой №5, Гном (серия «Чудовища»).
6) Тилли Ток, второй этаж
Открыв дверь с тремя замками, активируйте горгулью. Бегите вниз и втроем расправьтесь с шестью рыцарями. Заберите кексы и из сундука карточку №4, Брюховертка (серия «Чудовища»).
7) Мопс (подземелье)
Вход в подземелье – слева от главной лестницы, если стоять спиной к входной двери.
За паролем Мопса нужно прыгать по коврикам и открывать сундуки. Когда вы допрыгаете до карточки №2, Докси (серия «Чудовища») и откроете сундуки, вам придется отразить атаку пикси. Развернитесь и попрыгайте по коврикам еще раз: вы соберете много кексов, конфет и тыкв.
Главер Хипворт (подземелье)
Находится за углом от предыдущего портрета.
Здесь нужно зажечь горгулью и идти вперед, по дороге строя мост. Мост выстраивается после вашей удачной победы над огнекрабами. В конце пути – сундук с карточкой №3, Леший (серия «Чудовища»).