Лев, колдунья и платяной шкаф

Лев, колдунья и платяной шкаф | нарния вики | fandom

Об авторе книги

Клайв Стэйплс Льюис
(1898-1963) — британский и ирландский писатель, поэт, преподаватель, учёный. Наиболее известен своими произведения в жанре фэнтези, среди которых «Письма Баламута», «Хроники Нарнии», «Космическая трилогия». Льюис был близким другом другого известного писателя — Дж. Р. Р. Толкина. Они оба учились в Оксфорде на факультете английского языка и литературы и были активными членами литературной группы, известной под названием «Инклинги».
Клайв Стейплс Льюис родился 29 ноября 1898 года в г. Белфаст в Северной Ирландии. Его отец, Альберт Льюис, был юристом. Мать, Флора Хэмилтон, окончила Королевский колледж Белфаста и могла бы преподавать математику. Но в 1885 году она вышла замуж и отказалась от карьеры: в 1895 году родился ее первенец Уоррен, а в 1898 году — Клайв. В детстве Льюис любил истории Беатрис Поттер и часто писал и иллюстрировал собственные истории о животных. Вместе со своим братом он придумал мир Самшит, который был населён животными. Как и его родители, Льюис любил читать: в доме было множество книг. Первые уроки мальчику давали репетиторы. Но после смерти матери в 1908 году, его отправили в Виньярдскую школу в Уотфорде (Хартфордшир), где уже три года учился его старший брат. Позже Льюис посещал разные учебные заведения, а также брал частные уроки.
В юности Льюис был поражён песнями и легендами, древней литературой Скандинавии, сохранившейся в сагах Исландии. Он начинает пробовать себя в различных жанрах, включая эпическую поэзию и оперу, чтобы попытаться воплотить интересующую его северную мифологию и мир природы. Также Льюис увлекался греческой мифологией, а немного позже — ирландской мифологией, литературой и языком. В 1916 г. Льюиса наградили стипендией в Оксфордском колледже. Но проучился он несколько месяцев — его призвали в британскую армию младшим офицером. Он отправляется во Францию, чтобы участвовать в Первой Мировой войне. В день своего 19-летия он прибывает на линию фронта в долину реки Сомма во Франции. 15 апреля 1918 он был ранен, два его товарища были убиты.
В декабре 1918 его демобилизуют, и он возобновляет учёбу в Оксфорде. В 1923 году получает степень бакалавра, позже — магистра. В 1924 он начал преподавать философию в колледже университета. В 1925 был избран членом научного сообщества и начал преподавать английскую литературу в колледже Магдалины, где оставался на протяжении 29 лет, вплоть до 1954 года.
Ещё в 1919 году под псевдонимом Клайв Гамильтон он выпускает сборник стихов «Угнетённый дух». А в 1926 году под тем же псевдонимом он выпускает сборник стихов «Даймер». В 1954 году Льюис перешёл в Кембриджский университет.
С 1933 по 1949 год вокруг Льюиса собирается кружок друзей, ставший основой литературно-дискуссионной группы «Инклинги», участниками которой стали Джон Рональд Руэл Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс, доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.
В 1950 -1956 годах публикуется цикл «Хроники Нарнии», принёсший Льюису мировую славу. В 1955 году он становится членом Британской академии.
Умер Клайв Стейплс Льюис 22 ноября 1963 года.

Мои впечатления о прочитанной книге

Если бы «Хроники Нарнии» попались мне в детстве, то я бы точно проверила все шкафы – может где-то есть выход в эту необычную (сказочную, фантастическую) страну. А может быть она и совсем обычная? Пока не попадешь туда – не проверишь.
Английский писатель Клайв С. Льюис отправил в приключения по Нарнии сначала двух ребят Полли и Дигори, а потом и целую семью — двух братьев и двух сестёр – Питера и Эдмунда, Люси и Сьюзан.
Имя Люси писатель взял неслучайно, так звали девочку – Люси Барфилд, его крестницу, которой он и посвятил эту историю. А в посвящении написал: «Милая Люси! Я написал эту историю для тебя, но когда я принимался за неё, я ещё не понимал, что девочки растут быстрее, чем пишутся книги. И вот теперь ты уже слишком большая для сказок… Но когда-нибудь ты дорастёшь до такого дня, когда вновь начнёшь читать сказки…».
Писатель прав, мы опять дорастаем до того, что вновь читаем и перечитываем детские книжки.

Племянник чародея

По ходу чтения первой повести серии “Хроники Нарнии” под названием “Племянник чародея” в определенной степени складывается ощущение, что для автора это проба пера. В хронологическом порядке развития мира Нарнии эта повесть действительно идет первой, но на самом деле автор написал ее непосредственно перед “Последней битвой”, последней повестью серии.

“Племянник чародея” по сравнению с большинство остальных “Хроник” не выглядит столь ярким. И это неудивительно. Задача у Льюиса была сложная. Имея на руках уже готовый сказочный мир со своей иерархией, персонажами, магическими законами, необходимо было придумать предысторию создания Нарнии. Здесь без сухости и определенной литературной черствости не обойтись:

  • мало магии;
  • мало добрых персонажей;
  • мало веселых сценок.

Зарождение Нарнии в “Племяннике чародея” сопровождается заодно и зарождением ключевой злодейки всего цикла повестей, Белой Колдуньи. А события, происходящие в реальной жизни, описывают время задолго до рождения Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси. Здесь главные герои – Полли и Дигори, мальчик и девочка, которые неожиданным образом при помощи волшебных колец попадают на перепутье миров, где знакомятся с Асланом и видят сотворение Нарнии.

Все логично. Прежде чем рассказать о том, как была разрушена Нарния Клайв Стейплз Льюис должен рассказать о том, как она создавалась. Так что обойти стороной эту важную деталь он не смог

А по факту из важной детали получилась целая повесть, а значит и дополнительная “Хроника Нарнии”, которая должна встать на первое место в цикле всех повестей. Так проще читать серию, так понятней разобраться в хронологии происходящих событий

Последняя битва

И название и наполнение хроники действительно стали финалом полета мысли Клайва Стейплза Льюиса. Автору к 1956 году определенно уже захотелось завершить начатый цикл повестей. Причем эпичная концовка у него была заготовлена чуть ли не с самого начала его многолетнего труда. А вот идея как подвести все это к развязке никак не обретала форму.

В целом “Последняя битва” оказалась высосана из пальца. До финала все происходящее в хронике казалось крайне скучным и невпечатляющим. Льюис на ходу придумывал сцены и персонажи. Взять хотя бы абсурдных обезьяна Хитра и осла Недотепу. Какими-то карикатурными и не настоящими они показались с самого начала. Нелепость вызывала сама мысль об их дружбе. А дальнейшее развитие событий это только подтвердило.

Насколько бы глупым ни был осел, но он определенно не мог не понимать, что его использует самый близкий друг. И метод использования был не менее очевидным. Осел знал, что Хитр нарядил его во льва, но продолжал прикидываться непонимающим.

Да, безусловно, Льюис хотел таким способом описать уровень деградации Нарнии, ее упадок и абсолютную готовность к разрушению, которое должен принести Аслан. Но не до такого же абсурда все это доводить.

Последний король Нарнии по имени Тириан столкнулся с неповинованием приказов со стороны подданных, которые так давно не видели Аслана, что поверили Обезьяне Хитру, переодевшему в львиную шкуру своего фактического раба, осла Недотепу. Послушно исполняя волю самозванца, который говорил по науськиванию Хитра, нарнийцы совершали страшные преступления, в том числе убийства сказочных существ.

С этой бедой Тириан, может быть, и справился бы, но в довесок в Нарнию вторглись войска Тархистана, чьи руководители договорились с Хитром и создали своеобразную коалицию, призванную погубить сказочную страну. Невольно злоумышленники призывают тархистанскую богиню Таш, ненасытную и кровожадную, предзнаменуя конец дней.

На помощь нарнийцам отправлены еще не ставшие взрослыми Юстэс и Джил, а для детей Певенси проход в сказочную Нарнию уже закрыт навсегда. Но десант Аслана не помогает, страна грез рушится у читателя на глазах: погибают сказочные персонажи, в битве умирают даже герои седьмой хроники, нашествие зла становится необратимым, пока не приходит настоящий Аслан.

И вот наступает развязка. Концовка удалась Льюису определенно. Это была настоящая тренировка фантазии не столько для детей, сколько для взрослых. Сложность происходящих событий трудно было представить неокрепшему детскому сознанию, а вот для взрослых эта интеллектуальная и ментальная пища была в самый раз. На наших глазах разрушен мир, за которым мы так долго следили, в котором невольно себя представляли и в несокрушимость которого верили всем сердцем. Но вот его нет, и, казалось бы, зло победило, а отчаяние должно заполнить души не только героев литературного произведения, но и читателей.

Но не все потеряно. Сказочная Нарния оказалась лишь прототипом, в определенной степени декорацией, за которой прячется реальный райский край, где нет места боли, страданию и печали. “Хроники Нарнии” насквозь пронизаны библейскими отсылками, и странно было бы ожидать иной концовки, иного положения вещей от автора, который был не только писателем, но и богословом.

Финал по традиции Льюиса получился в равном степени торжественным и драматичным. Оказалось, что все славные главные герои Нарнии встречаются в ее реальной проекции только после смерти. Зато теперь они все вместе, и страна, о которой они так мечтали, стала их реальным местом обитания.

Книги

Писательской деятельностью Льюис занялся, будучи преподавателем английской литературы в оксфордском колледже Магдалины, а затем в Кембриджском университете. Дебютные книги он опубликовал под псевдонимом Клайв Гамильтон: сборник стихов «Угнетенный дух» и поэму «Даймер». Его перу принадлежали сочинения по истории литературы, в частности «Предисловие к “Потерянному раю”» Джона Мильтона, и филологический труд «Аллегория любви: исследование средневековой традиции», награжденный премией имени Израэля Голланца.

Первым крупным художественным произведением Клайва стал роман «Кружной путь, или Блуждания паломника», написанный в 1933 году. Книга, описывавшая опыт Льюиса-христианина, была плохо воспринята критиками, и писатель на время оставил религиозную тематику.

Он вернулся в мир детских фантазий и начал работу над первым произведением цикла «Космическая трилогия», в который вошли романы «За пределы безмолвной планеты», «Переландра» и «Мерзейшая мощь». Прообразом главного героя, филолога Элвина Рэнсома, стал друг и коллега Льюиса, Джон Толкин – проповедник религиозных и духовных ценностей.

Книги Клайва Льюиса

Путешествия по галактике писатель заимствовал из ранних образцов фантастической литературы. Он дополнил классический сюжет элементами фэнтези, мастерски вплетая их в канву космического повествования. Параллельно с трилогией в 1940-х годах Льюис работал над повестями на религиозные темы.

«Письма Баламута» — произведение эпистолярного жанра, открывшее читателям двери в мир христианской веры и морали. Престарелый бес Баламут, прислужник Сатаны, обучал молодого племянника Гнусика хитрым приемам обработки представителей рода человеческого. Проповеди лукавого, преследовавшие цель соблазнения и низвержения в ад праведных граждан, впервые напечатали в 1941 году в периодическом издании «Гардиан». Хитрые советы задумывались как нравоучительные проповеди, поднимавшие боевой дух солдат, участвовавших во Второй мировой войне.

Клайв Льюис

Короткая повесть «Расторжение брака» посвящена размышлениям писателя на тему рая и ада. Произведение перекликается с «Божественной комедией» Данте Алигьери и «Путешествием Пилигрима» Джона Баньяна. Автобусная экскурсия на небеса, предпринятая главным героем, отражает мысли Льюиса о покаянии и неземной радости, на смену которой приходит серая реальность сущего бытия.

Оба произведения, популярные среди современников, обрели вторую жизнь в начале 2000-х годов. «Расторжение брака» стало театральной постановкой, с успехом прошедшей на Бродвее в течение нескольких сезонов. Кроме того, было объявлено о работе над экранизациями повестей, но точные даты премьер не назывались.

Книги цикла «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса

Самый известный цикл в библиографии Льюиса, «Хроники Нарнии», создавался в течение 7 лет, начиная с 1956 года. Книги, написанные для детей в жанре фэнтези, были переведены на 47 языков и проданы миллионными тиражами.

Фантастический мир Нарнии и ее окрестностей, созданный богоподобным львом Асланом, отражал религиозные представления автора. Основываясь на мифологических сюжетах, он хотел в доступной форме преподнести маленьким читателям мысли о боге и вере, поэтому в книге ясно просматривались параллели с библейским повествованием. Положительные персонажи ассоциировались с пророками и праведниками, отрицательные – с предателями и последователями Сатаны.

Иллюстрация к книге Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф»

Льюис придумал историю о путешествии четверых детей в сказочный мир, полный чудес и опасностей, встречи по дороге с новыми друзьями и непримиримыми противниками. В каждой из 7 книг саги главные герои попадали в волшебные ситуации, преодолевали трудности на пути к цели и находили новых друзей.

В цикл вошли романы «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель Зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Конь и его мальчик», «Племянник чародея» и «Последняя битва». Порядок их написания не соответствовал хронологическому порядку повествования, сюжетная линия выстроилась только в 1956 году, когда все книги были опубликованы.

Экранизация книги Клайва Льюиса «Покоритель Зари, или Плавание на край света»

Серия стала популярной и быстро обрела поклонников среди детей и взрослых, но были и критические отзывы, обвинявшие Льюиса в расизме и женской дискриминации. Став культовым произведением литературы жанра фэнтези, «Хроники Нарнии» неоднократно экранизировались на телевидении и в полнометражном кино. Первый фильм по мотивам произведений Льюиса вышел на экраны в 2005 году и стал началом эпопеи из 7 картин.

Покоритель Зари, или Плавание на край света [ ред. ]

Дети присоединились к путешественникам, открыли много неизвестных островов, пережили удивительные приключения и отыскали двух живых лордов. Несносный характер Юстаса изменился к лучшему, а Каспиан нашёл себе невесту — прекрасную дочь звезды.

Последние три лорда спали волшебным сном. Заклятие можно было снять, достигнув края света и оставив там друга. Остаться согласился храбрый мышиный рыцарь.

На краю света Эдмунда, Люси и Юстаса встретил Великий Лев, который всё путешествие следил за детьми и оберегал их. Лев отправил детей домой, предупредив, что Эдмунд и Люси выросли и больше не попадут в Нарнию.

Порядок чтения серии книг «Хроники Нарнии»

Первая книга цикла «Лев, колдунья и платяной шкаф» был написан в 1950 году и первый издатель публиковал книги в порядке их написания. Но в книгах нарушена хронология, и другой издатель предложил читать книги, опираясь на внутренние временные рамки истории.

С внешним хронологическим порядком у читателя не возникнет проблем, просто нужно читать книги по мере их издания по годам. Литературный портал Букля более подробно расскажет о внутренней хронологии прочтения.

«Племянник чародея»

Написана в 1955 году и является шестой книгой цикла «Хроники Нарнии». Но именно с этой книги начинается великая история. В этой книге автор рассказывает, как появилась Нарния, откуда пришла Белая Колдунья, и почему детям удалось попасть в этот мир через шкаф.
Предыстория всего цикла начинается с того, что Полли и Дигори, нарушая запрет, решили исследовать чердак старинного дома. Они нашли странную лабораторию дяди Эндрью. Они узнают его тайну. Оказывается Эндрью чародей. Он заставляет Полли коснуться волшебного кольца и она попадает в другой мир. А Дигори отправляется следом, чтобы спасти подругу и узнает историю Нарнии.

«Лев, колдунья и платяной шкаф»

Вышла в 1950 году и это первая книга цикла. Это история о четверых детях – Питере, Сьюзен, Эдмунде и Люси. Лондон бомбят и чтобы обезопасить детей, родители отправляют их в дом друга Дигори Керка. И вот когда дети решили поиграть в прятки, самая младшая прячется в платяном шкафу, через который она попадает в Нарнию. Люси возвращается домой и рассказывает о своей находке сестре и братьям и тут начинаются их приключения. Им нужно не только спасти Нарнию от злой колдуньи, но и сохранить свою семью.

«Конь и его мальчик»

Вышла в 1954 году. Это пятая книга в серии. Действия романа разворачиваются на территории соседней страны от Нарнии – Тархистане. История о мальчике Шасте, который жил бедной жизнью. Однажды в его дом приезжает незнакомец, который хочет забрать его в рабство. Шаста забирает говорящего коня незнакомца и отправляется в Нарнию. По дороге он встречает Аравиту, которая бежала от мачехи и теперь их ждут приключения на пути к счастью.

«Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию»

Вторая книга цикла издана в 1951 году. На страницах этого романа снова появляются Питер и Эдмунд, Сьюзен и Люси. Они возвращаются в Нарнию, чтобы помочь принцу Каспиану восстановить мир в Нарнии. Снова читатель встретит сильного и мудрого Аслана, а сама история научит мужеству и расскажет, на что способна сила веры. Сам автор говорил, что главной темой книги является восстановление истинной религии после искажения её сути.

«Покоритель зари, или Плавание на край света»

Третья книга в цикле, изданная в 1952 году. В этой книге больше рассказывается об устройстве волшебного мира и о Нарнии. Но не обошлось и без приключений. В Нарнию возвращаются Эдмунд и Люси, а вместе с ними отправляет и их кузен Юстэс.

Каспиан, Юстэс, Эдмунд и Лючи садятся на корабль «Покоритель зари» и отправляются на поиски родной страны Аслана. Их ждут незабываемые приключения и тайны.

«Серебряное кресло»

Четвертая книга из серии «Хроники Нарнии» вышла в 1953 году. Привычные и такие родные герои уже выросли и им уже нет места в удивительном волшебном мире. Главными героями повествования становятся Юстэс и его подруга Джил.

Аслан вызывает детей в Нарнию и поручаем им важную миссию, а точнее им нужно вернуть домой пропавшего принца. Но чтобы выполнить обещание Юстэс и Джил должны неукоснительно следовать знакам, о которых поведал Аслан.

«Последняя битва»

Седьмая книга цикла носит название «Последняя битва» издана в 1956 году.

Последняя книга серии описывает конец мира Нарнии. Последний король Нарнии Тириан вызывает Юстэса и Джил, чтобы они помогли спасти мир от обезьяна Хитра. Он нашел способ подставить Аслана и теперь от его имени правит страной. Но есть верные друзья и просто соратники, которые не верят в лже-Аслана. Грядет война, где справедливость и правда должны быть восстановлены.

Серия «Хроники Нарнии» популярна во всем мире. Её читают и верят в магический мир. Для детей это удивительная сказка, для взрослых возможность окунуться в мир приключений и мигии.

Лев, Колдунья и платяной шкаф[ред.]

Кратко Подробно

Англия, Вторая Мировая война. Родители отправили четверых детей — Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси — подальше от бомбёжек Лондона, в провинцию, к пожилому и одинокому профессору. Через волшебный шкаф в доме профессора дети попали в параллельный мир — страну Нарнию, населённую говорящими зверями и мифическими существами.

Нарнию захватила Белая Колдунья и погрузила страну в вечную зиму, где Рождество никогда не наступит. Согласно древнему пророчеству, весна придёт и Колдунья погибнет, когда в Нарнию явится Великий Лев, а королями и королевами в ней станут две дочери Евы и два сына Адама.

Чтобы пророчество не сбылось, Колдунья заколдовала Эдмунда и с его помощью попыталась захватить остальных детей. У неё ничего не вышло, так как наступила весна и в Нарнию пришёл Великий Лев.

Произошла битва между армиями Колдуньи и Льва. Лев победил, дети стали королями и королевами и правили Нарнией пятнадцать лет, после чего случайно вернулись в Англию, где прошло всего несколько минут, и снова стали детьми.

Серебряное кресло

Клайв Степлз Льюис определенно находился на пике своего вдохновения, когда писал “Покорители зари” и “Серебряное кресло”. Но очевидное, что второе произведение было написано уже на фоне творческого спада. Хотя приключения, описанные в шестой хроники были тоже крайне интересными.

На первом плане здесь уже Юстэс и новая героиня – Джил. Она попала в Нарнию благодаря знакомству с Юстэсом, но определенно не испортила картину своим присутствием. Хотя, нет. Скорее, она просто удачно влилась в повествование, так как с самого начала натворила дел.

Из-за нее Юстэс рухнул с высоченного утеса, плюс она забыла наставления, которые дал ей Аслан. Главная миссия детей была найти пропавшего сына Короля Каспиана по имени Рилиан. И для этого Аслан дал Джули важнейшие подсказки, благодаря которым можно было решить эту приключенческую головоломку. Увы, ребятам пришлось пройти еще более сложные испытания. Хорошо что их неизменным спутником был вечно унылый, но очень мудрый Хмур, квакль-бродякль (что-то среднее между нашим водяны и лешим).

Самым впечатляющим эпизодом данной хроники был, конечно, визит к великанам-людоедам. Описанный мир здоровенных созданий был настолько атмосферным, что волей-неволей представляешь себя в этом царстве гигантских стульев, дверей и окон. Дерзкий побег помог героям избежать участи стать вкусным обедом для царственных особ великанов. А главное, что в эту беду ребята попали из-за обворожительной женщины, которая отлично разыграла свои добрые намерения, а на самом деле отправила детей и квакля на верную побигель. На деле это оказалась главная злодейка.

Любопытно, что она оказалась Колдуньей, только Зеленой, и была очень похожа на Белую Колдунью Джадис, которая была убита еще во “Льве, Колдунье и Платяном шкафу”. Ощущение, как будто это один и тот же персонаж, просто злодейка воскресла. Но никаких подтверждений этому нет, да и персонаж получился менее притягательным и эпатажным. Легкая смерть в ходе безынтересной борьбы настолько сильно разочаровала, что сомнения относительно сходства Зеленой и Белой Колдуний пропало окончательно – это разные антагонисты.

Зеленая Колдунья пленила и очаровала Принца Рилиана, наследника трона Нарнии, а Каспиан, потеряв любимую жену и позже лишившись сына, отравился на поиски своего мальчика. Для всех было очевидно, что это последний поход правителя, так как за годы отсутствия Юстэса в мире Нарнии, Каспиан сильно состарился. И единственное, что способно излечить израненное сердце старика – это возвращение сына.

Само собой детям и кваклю удалось справиться с задачей, для чего им понадобилось покорить не только страну великанов, но и подземное царство, где обитают строптивые гномы, давно загнанные в шахты. Они подчинялись Зеленой Королеве, но неистово ее ненавидели. А та в свою очередь готовила к реализации план по захвату Нарнии и уничтожению всех ее обитателей. Само собой этому сбыться не удалось.

К сожалению, на фоне вроде радостной концовки, была и настоящая драма. Лик вернувшегося сына стал последним, что увидел престарелый Каспиан. Теперь он мог умереть спокойно.

Откуда что взялось

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написа­ния. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые — и не без некоторого страха — вплотную столкнулся с детьми, общаться с кото­рыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказ­ки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.

1 / 2

Фрагмент обложки книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон

2 / 2

Обложка книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон

Люси

Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь преподавателя древних языков в Школе святого Павла (ее закончил Честертон), в 1939-м эвакуированная из Лондона в Оксфорд, а в 1943 году оказавшаяся в доме Льюиса. Джун было шестнадцать, и Льюис был ее любимым христианским автором. Однако, только прожив несколько недель в его доме, она поняла, что известный апологет К. С. Льюис и хозяин дома Джек (так его называли дру­зья) — одно и то же лицо. Джун поступила в театральное училище (причем обучение ей оплатил Льюис), стала известной театральной актрисой и ре­жиссером (ее сценический псевдоним — Джилл Реймонд) и вышла замуж за внука знаменитого психоаналитика сэра Клемента Фрейда, писателя, радиоведущего и члена парламента.

Люси Барфилд в 6 лет. 1941 год Owen Barfield Literary Estate Посвящены же «Нарнии» крестнице Льюиса — Люси Барфилд, приемной дочери Оуэна Барфилда, автора книг по философии языка и одного из бли­жайших друзей Льюиса.

Квакль-бродякль

Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» списан с внешне мрачного, но доброго внутри садовника Льюиса, а его имя — аллюзия на строку Сенеки, переведенную Джоном Стадли Джон Стадли (ок. 1545 — ок. 1590) — англий­ский ученый, известный как переводчик Се­неки. (по-английски его зовут Puddleglum — «угрю­мая жижа», у Стадли было «стигийская угрюмая жижа» про воды Стикса): Льюис разбирает этот перевод в своей толстен­ной книге, посвященной XVI веку C. S. Lewis. English Literature in the Sixteenth Century: Excluding Drama. Oxford University Press, 1954..

Квакль-бродякль Хмур. Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1990 год BBC

Нарния

Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния — латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается бла­женная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.

1 / 2

Нарния в латинском Малом атласе Древнего мира Мюррея. Лондон, 1904 год Getty Research Institute

2 / 2

Карта Нарнии. Рисунок Паулины Бейс. 1950-е годы CS Lewis Pte Ltd. / Bodleian Libraries University of Oxford

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса — это Оксфорд, перенесенный в сере­дину графства Даун». По некоторым данным Речь идет о цитате из письма Льюиса брату, бродящей из публикации в публикацию: «Та часть Ростревора, откуда откры­ва­ет­ся вид на Карлингфорд-Лох, — это мой образ Нар­нии». Однако, по всей видимости, она вы­мыш­ле­на. В дошедших до нас письмах Льюи­са таких слов нет: они взяты из пере­ска­за разговора с братом, описанного в кни­ге Уолтера Хупера «Past Watchful Dragons»., Льюис даже называл брату точное место, ставшее для него образом Нарнии, — это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.

1 / 3

Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохThomas O’Rourke / CC BY 2.0

2 / 3

Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохAnthony Cranney / CC BY-NC 2.0

3 / 3

Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохBill Strong / CC BY-NC-ND 2.0

Дигори Керк

Прототипом пожилого Дигори из «Льва и колдуньи» стал репетитор Льюиса Уильям Керкпатрик, готовивший его к поступлению в Оксфорд. А вот хроника «Племянник чародея», в которой Дигори Керк противостоит соблазну украсть яблоко вечной жизни для своей смертельно больной матери, связана с биогра­фией самого Льюиса. Льюис пережил смерть матери в девять лет, и это было для него сильнейшим ударом, приведшим к потере веры в Бога, вернуть кото­рую он смог только к тридцати годам.

Дигори Керк. Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1988 год BBC

Последняя битва[ред.]

Кратко Подробно

В последние дни существования Нарнии жил обезьян Хитр. Он нашёл львиную шкуру, заставил своего друга, глупого ослика, надеть её и убедил говорящих зверей, что это — Великий Лев. Звери подчинились Хитру из страха перед Львом, и обезьян начал продавать их в рабство тархистанцам.

Тириан, последний король Нарнии, догадался, что Хитр — обманщик, и попытался бороться с тархистанцами, но проиграл. Тогда он попросил настоящего Великого Льва прислать ему помощь, и в Нарнию снова попали Юстас и Джил.

Тем временем Хитр заявил, что Великий Лев и тархистанская богиня Таш — одно и тоже, и этим призвал кровавую богиню в Нарнию. Таш поселилась в хлеве ослика, и ей начали приносить жертвы.

Дети и Тириан начали Последнюю битву, проиграли её, и их принесли в жертву Таш. Хлев, куда они попали, оказался другим миром, где появился настоящий Великий Лев и прогнал Таш. Затем Лев уничтожил Нарнию и перенёс ещё верящих в него зверей в новый мир.

Исследуя новый мир, Тириан, Юстас и Джил попали в Страну Великого Льва, где встретили всех героев цикла. Страна Великого Льва — это центр мироздания, состоящий из всех существующих миров. Англия, в которой жили герои, всего лишь отражение этой Страны.

Великий Лев сообщил героям, что в Англии они погибли во время аварии на железной дороге, и поэтому могут навсегда остаться в его Стране. После этого Лев изменил облик и стал великим и прекрасным существом, а герои начали новую жизнь.

Экранизации и адаптации[]

Основная статья: Хроники Нарнии (экранизации и адаптации)

Согласно одному из писем Льюиса, он крайне скептически относился к экранизациям его книг, считая, что кино не сможет визуально показать те фантастические элементы и персонажей, которые есть в Хрониках Нарнии. Поэтому все адаптации и экранизации книжного цикла появились уже после смерти Льюиса в 1963 году. Среди них есть сериалы, анимация, радиоспектакли, театральные постановки и видеоигры. Последними на данный момент экранизациями являются фильмы Walden Media. В 2018 году компания Netflix выкупила права на серию, намереваясь перезапустить её в виде сериала и фильмов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: