Тургенев, иван сергеевич

Иван тургенев - биография, новости, личная жизнь

Характеристика героев романа

  1. Евгений Васильевич Базаров – молодой человек, выходец из народа, получивший медицинское образование. Он понял, что только своим умом и старанием сможет пробить себе дорогу в жизни. Поставив перед собой цель, он уже не обращал внимания на то, что казалось ему несущественным: манеры, одежду, воспитание. Будучи типичным представителем нового поколения, для которого были характерны революционные взгляды, он стремился как можно быстрее разрушить старый уклад жизни. Ради этого он готов был до конца бороться с людьми, которые в силу своих привычек тормозили общественный прогресс. Евгений Базаров был гордым, сложным, вечно сомневающимся человеком. Он отрицал старый мир, но при этом не совсем отчетливо представлял, как изменить общество, поставить его на новые рельсы.
  • Тургенев отобразил в главном героя тип человека, который принципиально отрицал религию и верил исключительно в силу науки. С детства привыкший к труду и учебе, он видел ценность лишь в научной деятельности.
  • Евгений Базаров гордился своим простым происхождением, но при этом осуждал народ за невежество и отсутствие стремления к знаниям. Вот только подобные взгляды Базарова не нашли единомышленников, за исключением никчемных подражателей, Кукшиной и Ситникова.
  • К своему большому удивлению Евгений Базаров ощутил неведомые ранее душевные муки. Он стал страдать еще более от того, что совершенно не понимал, что с этим делать: будучи нигилистом, Базаров отрицал существование души, поскольку не мог ее ни увидеть, ни потрогать.
  • Тургенев намеренно подверг своего героя разного рода искушениям. Базарова всем сердцем любили его старики-родители, красавица Одинцова, но любовь совершенно не вписывалась в жизненные принципы Базарова. Его последним испытанием стала смерть, которую герой принял очень мужественно. Умирая, он понял, что прожил жизнь впустую, поскольку в ней не было любви.
  1. Павел Петрович Кирсанов – мужчина средних лет, знатный дворянин, у которого нет семьи. Павел Петрович очень следит за своей внешностью и манерами – это его маленькая слабость. Даже живя в деревне, он не изменяет своим аристократическим привычкам, и всегда выглядит очень аккуратно и изящно.
  • В молодости Павел Петрович пережил серьезную любовную драму, из-за которой даже бросил военную службу, поставив крест на блестящей карьере. Так и не сумев пережить несчастную любовь, он уединился у брата в деревне: Павел Петрович замкнулся в своем страдании, и так и не сумел найти новый смысл своей жизни.
  • Герой был способен на страстные чувства к женщине, однако он не в состоянии был понять любимого человека.
  • Павел Петрович был глубоко равнодушен к природе. Подобное отношение указывает на духовную ограниченность человека.
  • Не сумев найти себя ни в каком-либо деле, ни в любви, Кирсанов бесцельно проживал жизнь, и был глубоко несчастным человеком.
  1. Николай Петрович Кирсанов – родной брат Павла Петровича, отец Аркадия. Мечтал о военной карьере, но она не заладилась, и Николай Петрович поступил в университет. После смерти любимой супруги в одиночку воспитывал Аркадия, в котором души не чаял. Все свои силы герой направил на воспитание сына и благоустройство родового имения.
  • Николай Петрович обладал мягким, дружелюбным, покорным характером. Будучи настоящим романтиком, он высоко ценил поэзию, музыку, искусство. Герой обладал врожденной интеллигентностью, и в общении даже с самыми нетерпимыми людьми всегда старался находить разумный компромисс.
  • Кирсанов-старший жил в полной гармонии со своей совестью и сердцем. Он был противником нигилизма, поскольку не представлял свою жизнь без любви.
  1. Аркадий Николаевич Кирсанов – единственный сын Николая Петровича, который очень на него похож. Аркадий обладал от природы мягким характером, и потому быстро попал под влияние своего решительного старшего друга, Базарова. Не имея собственных взглядов, он во всем подражал Евгению, однако со временем осознал, что подобные жизненные принципы были для него чуждыми.
  • Когда Аркадий понял, что способно сделать его счастливым, он женился на любимой девушке, создал крепкую дружную семью, стал хорошим хозяином.
  • Базаров видел все сильные и слабые стороны своего товарища, и презрительно называл его не иначе как «славный малый», но «мякенький, либеральный барич».
  1. Одинцова Анна Сергеевна – умная, прекрасно образованная молодая женщина, вдова, ставшая родственной душой Базарову. Как и Евгений, она в свое время принесла в жертву личное счастье, и потому в ее характере преобладал холодный, расчетливый ум, но не сердце.

Личная жизнь

Единственной любовью в биографии Тургенева была певица Полина Виардо. Девушка не обладала красотой, а скорее наоборот, вызывала отвращение у многих мужчин.

Она была сутулой и имела грубые черты лица. Ее рот был непропорционально большим, а глаза вываливались из орбит. Генрих Гейне даже сравнивал ее с пейзажем, который был «одновременно чудовищным и экзотическим».

Тургенев и Виардо

Но когда Виардо начинала петь, она сразу же очаровала слушателей. Именно в таком образе Тургенев увидел Полину, и сразу же влюбился в нее. Все девушки, с которыми он имел близкие отношения до встречи с певицей, сразу же перестали его интересовать.

Однако тут была проблема – возлюбленная писателя была замужем. Тем не менее, Тургенев не отступал от цели и делал все возможное, чтобы чаще видеться с Виардо.

В результате ему удалось поселиться в доме, в котором жила Полина и ее супруг Луи. Муж певицы сквозь пальцы смотрел на отношения «гостя» с женой.

Ряд биографов считают, что причиной этому были немалые суммы, которые русский барин оставлял в доме любовницы. Также некоторые исследователи считают, что настоящим отцом Поля, ребенком Полины и Луи, является Иван Тургенев.

Мать писателя была против отношений сына с Виардо. Она надеялась на то, что Иван бросит ее и наконец-то найдет себе подходящую пару.

Интересно, что в молодости у Тургенева был мимолетный роман с белошвейкой Авдотьей. В результате их взаимоотношений на свет появилась дочь Пелагея, которую он признал лишь 15 лет спустя.

Варвара Петровна (мать Тургенева) очень холодно относилась к внучке из-за ее крестьянского происхождения. Но сам Иван Сергеевич очень любил девочку, и даже согласился взять ее в свой дом, после совместной жизни с Виардо.

Любовная идиллия с Полиной продлилась недолго. Во многом это объяснялось трехлетним домашним арестом Тургенева, из-за которого влюбленные не могли видеться друг с другом.

После расставания, писатель стал встречаться с юной Ольгой, которая была младше его на 18 лет. Однако Виардо по-прежнему не выходила из его сердца.

Не желая портить жизнь молодой девушке, он признался ей в том, что до сих пор любит только Полину.

Портрет Тургенева в исполнении Репина

Следующим увлечением Ивана Сергеевича стала 30-летняя актриса Мария Савина. На тот момент Тургеневу исполнился 61 год.

Когда пара отправилась в Париж, Савина увидела в доме писателя большое количество вещей Виардо и догадалась, что она никогда не сможет добиться к себе такой же любви.

В результате, они так и не поженились, хотя сохраняли дружеские отношения до самой смерти писателя.

Проблема отцов и детей в романе

В действительности, проблема отцов и детей на момент создания романа не была новой. Это одна из вечных проблем: столкновение двух разных поколений имеет место в любой период человеческой истории, и эта тема не утрачивает своей актуальности и в наши дни.

Содержание этого конфликта состоит в том, что молодежь придерживается иных взглядов, отличных от убеждений старшего поколения, а те, в свою очередь, отказываются понимать и принимать их. Мы видим, что Базаров отвергает все принципы «отцов», отрицает искусство и чувства. По его мнению, верить нужно только в то, что приносит материальную пользу — например, в науку.

Полярную точку зрения выражает Павел Петрович Кирсанов: «Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он ценит традиции, привычки и отказывается принимать изменения, которые назревают в обществе. Он искренне восхищается произведениями искусства, природой. Базаров же видит в природе чисто прагматическую пользу: например, он ловит лягушек для обучения врачеванию.

Но самая важная сторона этого конфликта — в их взглядах на общество, на российский народ. Как считает Кирсанов, аристократическое дворянство — двигатель общественного прогресса, и по их мнению, государство должно идти путем реформ; Базаров, напротив, революционер, и считает, что аристократы для общества бесполезны.

Таким образом, Павел Петрович, хоть и прославляет крестьянскую общину и патриархальность, совершенно не способен общаться с простыми людьми, тогда как Базаров с гордостью заявляет о том, что его дед пахал землю. И потому именно Базаров, вероятно, лучше понимает нужды простого рабочего народа.

Базаровские убеждения, однако, не выдержали испытания чувством. Тем не менее, получив отказ от Одинцовой, он принял его с достоинством. С точно таким же достоинством он принимает и собственную смерть, не жалея себя, чтобы не ранить еще больше собственных родителей — это лишний раз говорит о том, что в глубине души он их любил и заботился о них.

Тургенев в эпилоге пишет о Базарове, что это человек, необходимый России, обладающий умом и нестереотипным мышлением. И несмотря на то, что в романе взгляды Базарова терпят крах, писатель искренне любит этого героя и считает его «своим любимым детищем».

Биография Тургенева

Будущий писатель появился на свет 9 ноября (по старому стилю 28 октября) 1818 г. в Орле в семье Сергея Николаевича Тургенева и его супруги Варвары Петровны.

Родители:

Его отец до брака служил в кавалергардском полку, но несколько безрассудный образ жизни достаточно серьезно сократил его финансы, и в 1816 г. он женился на богатой 29-летней дворянке Варваре Лутовиновой. Через пять лет, получив звание полковника, он вышел в отставку.

Союз родителей нельзя назвать счастливым. После 14 лет брака отец ушел из семьи, и через четыре года скончался.

Варвара Петровна осталась с тремя детьми. Она была довольно деспотичной женщиной, барские замашки у нее, как ни странно, сочетались с образованностью. Даже забота о детях часто носила деспотический характер.

Побои терпел и Ваня, хотя был признанным любимчиком. Грамоте его обучали, регулярно сменявшиеся, европейские гувернеры. В семье разговаривали только на французском языке, даже молитвы читали по-французски.

Мать неоднократно посещала европейские страны, была просвещенной женщиной, читала труды серьезных философов. Обладала также превосходной образной русской речью.

Она внимательно следила за литературными новинками и выписывала их. Была знакома с творчеством русских поэтов и писателей и часто наизусть цитировала целые выдержки из их произведений.

В 1827 г. семья перебралась в Москву, там Иван поступил в университет на факультет словесности. Через год они переехали в Санкт-Петербург, и юноша продолжил учебу.

Первые произведения Тургенева

Еще студентом Тургенев написал поэму «Стено» и показал ее проф. П. Плетневу. На лекции профессор тщательно разобрал произведение, без указания автора, и отметил, что сочинение написано неплохо. Эта оценка стала для юноши целительным бальзамом и он, вдохновившись похвалой, написал еще много стихотворных строк и поэм.

Иван Тургенев в молодости

В 1838 г. Тургенев уезжает в Берлин, где присутствует на университетских лекциях по истории древнеримской и древнегреческой литературы, а самостоятельно изучает грамматику. Это позволило ему в дальнейшем свободно читать произведения той эпохи.

Он интересуется немецким идеализмом. Уклад европейской жизни производит на него огромное впечатление. Он понял, что усвоение основополагающего начала общечеловеческой культуры поможет вывести Россию из темноты и невежества.

Впоследствии Тургенева прозвали «западником». В 1840 г. в Германии он встречает девушку, образ которой надолго остается в его памяти. Вспоминая эти встречи, он напишет чудесную лирическую повесть «Вешние воды».

В 1843 г. он пишет поэму «Параша» и знакомит с ней В. Белинского, высоко оценившего ее. Это послужило сначала близкому знакомству, которое затем перешло в дружбу. Этот год также отмечен созданием стихотворения «Утро туманное», к которому многие композиторы сочиняли музыку.

Литературная элита восприняла произведение как посвящение оперной певице Полине Виардо.

В 1844 г. свет увидела поэма «Поп», которая сразу привлекла интерес общества явным антиклерикализмом. Поэму серьезно сократила цензура, но европейские издательства напечатали ее целиком.

«Современник» и «Колокол»

С 1847 г. участвует в преобразовании ж. «Современник». Здесь публиковались главы «Записок охотника». Успех был ошеломительный, и автор решил продолжить цикл этих рассказов. По его словам, рассказы были направлены против крепостничества, которое он ненавидел с юности.

В Париже Тургенев становится невольным свидетелем революции. Он наблюдает кровавые атаки, сооружение и падение баррикад и проникается «глубочайшим отвращением к любой революции».

С первых дней издания «Колокола», который выпускал Герцен, Тургенев становится его активным сотрудником и оказывает большую помощь в сборе материала и распространении.

Последние годы жизни

В 1863 г. писатель селится в Баден-Бадене. Последние годы жизни были вершиной его славы. Но в 1882 г. обострились его подагрические боли. Однако писатель не обращал на них внимания, продолжая работать. К больному Тургеневу приехали врачи из Парижа и был поставлен диагноз — грудная жаба и межреберная невралгия.

К концу года боль усилилась. Чтобы заснуть, приходилось принимать морфий. Была сделана операция, но боли только усиливались. 22 августа 1883 г. в предместье Парижа великий русский писатель скончался от миксосаркомы. Похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. Ему было 64 года.

Писательский успех и признание

Во второй половине жизни Тургенев становится одним из самых передовых, успешных и высокооплачиваемых авторов как в России, так и в Европе. Известно, что Ф.М. Достоевский в одном из писем жаловался, что Тургеневу платят за одну печатную страницу романа 400 рублей, а ему – всего сто. За пределами России творчество Ивана Сергеевича тоже высоко ценилось, на тот момент он был самым читаемым русским автором в Европе.

И. С. Тургенев — почётный доктор Оксфордского университета. Фото А. Либера, 1879 год

Он также выполнял переводы русских изданий на французский и немецкий языки, а произведения европейских авторов – на русский.  Конец 70-х – начало 80-х годов стали временем настоящего триумфа Тургенева как писателя. Однако в 1882 году резко обостряются его хронические заболевания, и через год он умирает в тяжелейших муках. Позже выяснилось, что у писателя была микросаркома.

Гравюры похорон Тургенева из журнала «Всемирная иллюстрация», опубликованные во время этих событий в Петербурге. 

Главные герои и их характеристика

  • Николай Петрович Кирсанов – поседевший, рыхлый помещик, отец Аркадия и младший брат Павла Петровича. В недавнем прошлом состоял в браке, но остался вдовцом. Позже сошелся с простой девицей Фенечкой, которая от него родила ребенка. Невзирая на преклонный возраст Николай Петрович старался не отставать от времени, интересовался искусством, в особенности музыкой и поэзией.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов – молодой барин 23 лет, сын Николая Петровича и приятель Евгения Базарова. После окончания университета Аркадий вернулся к отцу, пригласив с собой Евгения Базарова, которого считал духовным наставником. По сравнению с Базаровым, Аркадий поверхностен в вопросах нигилизма, увлечение которым проявилось как подражание поведению более уверенного в себе друга. На самом деле Аркадий добрый, ласковый и романтичный юноша.
  • Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Петровича и дядя Аркадия, основной оппонент Базарова. Этот аристократ по происхождению и духу – идейный противник гостя-нигилиста, и по силе характера достоин своего соперника. Павел Петрович отличался принципиальностью, проницательностью, интеллектом.
  • Евгений Васильевич Базаров – гость Кирсановых, приятель Аркадия, сын отставного лекаря, начинающий медик 30 лет. Это ярчайший представитель нового поколения и разночинной интеллигенции второй половины XIX столетия. Себя называл «нигилистом» – отрицателем сложившихся общественных устоев, ниспровергателем принципов. Жесткий и резкий мужчина.
  • Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова, бывший военный лекарь, проживавший в родовом имении со своей супругой. У старика было несколько крепостных, он периодически лечил крестьян, увлекался сельскохозяйственными работами. После смерти единственного сына жизнь утратила для него смысл.
  • Арина Власьевна Базарова – матушка Евгения, добрая, набожная женщина, беззаветно любившая единственного сына. В молодости слыла красавицей, играла на клавикордах и знала французский язык, со временем располнела и забыла прежние увлечения.
  • Анна Сергеевна Одинцова – гордая и умная женщина, аристократка 28 лет, в которую влюбился Базаров. Она проста в общении, лишена снобизма, причисляла себя к новому поколению дворян, проповедующих свободу суждений и демократизм. Оставшись без отца, Анна заменила младшей сестре Кате родителей.
  • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева) – младшая сестра Анны Одинцовой, застенчивая девушка 20 лет. Смуглая с черными волосами, приятной внешности. Ее привязанность к Аркадию развивалась постепенно, со временем молодые люди полюбили друг друга и поженились, родив сына Колю.

Конфликт «отцов» и «детей»: что он означает и почему занимает центральное место в романе

Конфликтом называется серьёзное разногласие и столкновение между двумя противоборствующими сторонами. При этом воспринимать его не всегда следует негативно, так как без споров и конфликтов не было бы прогресса.

В контексте романа недопонимания между «отцами» и «детьми» — это дух переломной эпохи. Старое время уходит безвозвратно, но его сторонники не хотят так просто его отпускать. Молодежи же предстоит жить уже в новой реальности, она хочет этого и одновременно боится. Этот конфликт не может быть разрешен и никогда не разрешится, так как мир неуклонно развивается вперед: всегда будут устаревшие и прогрессивные взгляды.

С помощью споров своим героев автор доносит до читателя аргументы разных сторон конфликта. Самому же читателю предстоит сделать выбор и понять, какая позиция ему ближе.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

…но верил в русскую самобытность, живя за границей

Тургенев считал, что те, кто пытаются отделить Россию от Европы, представляя это как защиту русской самобытности, на самом деле проявляют высшую степень неверия в уникальный русский путь:

«Неужели же мы так мало самобытны, так слабы, что должны бояться всякого постороннего влияния и с детским ужасом отмахиваться от него, как бы он нас не испортил? Я этого не полагаю: я полагаю, напротив, что нас хоть в семи водах мой, — нашей, русской сути из нас не вывести».

В качестве успешного примера слияния России и Запада Тургенев ссылался… на себя:

«Я сужу по собственному опыту: преданность моя началам, выработанным западною жизнью, не помешала мне живо чувствовать и ревниво оберегать чистоту русской речи. Отечественная критика, взводившая на меня столь многочисленные, столь разнообразные обвинения, помнится, ни разу не укоряла меня в нечистоте и неправильности языка, в подражательности чужому слогу».

Слайд 7 В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора

и критика работал в «Современнике». В 1852 году очерки вышли отдельной книгой под названием «Записки охотника».

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право… с чем япоклялся никогда не примириться. Это была моя аннибалова клятва».

«Мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

25 рассказов скреплены :Одной темой – изображением тяжелой жизни крепостного крестьянства.2. Изображением лучших качеств русского народа.3. Образом рассказчика , выступающего в роли действующего лица, охотника.4. Лирическими отступлениями.5. Общим настроением, идейным пафосом произведения: антикрепостническим и народным.6. Содержат мастерские пейзажные зарисовки русской природы7. «Открытые» концовки и «подхватывающие» начала.

Задача автора — не столько дать картины противоборства помещиков и крестьян в крепостнической России, сколько показать вневременные психологические черты, свойственные русскому народу вообще.

Основные проблемы

Проблема взаимоотношений поколений является центральной в произведении Тургенева. И «отцы», и «дети» в равной степени обеспокоены поиском ответа на вопрос, в чем же заключается смысл жизни. Люди новой формации находили смысл жизни в честном труде, борьбе за правду и справедливость, неустанном движении вперед, в то время как для представителей старого поколения более привычной была неспешная, размеренная жизнь, обеспеченная тяжелой работой крестьян. Этот взгляд на жизнь и лег в основу конфликта между отцами и детьми, которые не могли и не хотели понять и принять жизненные позиции оппонентов. Особенно ярко это противостояние показано на примере непростых взаимоотношений Павла Кирсанова и Евгения Базарова, ставших героями-антагонистами в романе «Отцы и дети». Иван Сергеевич поднимает не менее важную проблему нравственного выбора – на чьей же стороне правда? Писатель уверен, что ни в коем случае нельзя отрицать прошлое, поскольку лишь на его основе можно построить будущее. На примере Базарова он демонстрирует, какими страшными последствиями может обернуться полный разрыв со своим прошлым: одинокий, никем не понятый герой очень несчастен, но ведь и он, в свою очередь, никогда не стремился к сближению с другими людьми и их пониманию

Также очень важно понимать, что жизнь не стоит на месте: она постоянно развивается, принимает новые формы, предлагает новые ценности. К этим переменам нужно быть готовым, особенно это касается людей прошлого, которые очень тяжело принимают перемены вокруг себя

Типичным примером таких закоренелых консерваторов в произведении является Павел Кирсанов, для которого было очень важно следовать устаревшим канонам. Тургенев призывает читателей не игнорировать происходящие перемены, пытаться понять их, раскрыть для себя их сущность, а не приниматься ругать все новшества, как следует не разобравшись в них. Выходит, что решение проблемы поколений – это терпимое, толерантное отношение людей друг к другу и попытка понять противоположную точку зрения на тот или иной вопрос. С этой стороны наиболее мудрым человеком проявил себя Николай Кирсанов, который никогда не торопился судить новые веяния. По стопам отца пошел и его сын Аркадий, сумевший найти в своей жизни важное компромиссное решение. Тургенев показывает, что за личной трагедий Евгения Базарова кроется важная миссия, поскольку именно такие отчаянные люди ценой своего личного счастья прокладывают всему человечеству дорогу вперед. И потому признание этого предназначения также занимает немаловажное место в жизни общества. Лишь на смертном одре Евгений осознает, что не совсем правильно выстроил свою жизнь. Это понимание лишает героя последних сил, и он умирает. Проблема социального неравенства. Молодые люди, как представители разночинной интеллигенции, были вынуждены кровью и потом зарабатывать себе на жизнь, в отличие от представителей дворянства, которые только лишь по факту своего рождения уже обладали всеми возможными привилегиями. У разночинцев же не было ни доходных имений, ни веского положения в обществе, и им не оставалось ничего иного, как много и усердно работать, чтобы выбиться «в люди».  Неудивительно, что жизнь, полная тяжелого труда и разного рода лишений, вызывала у разночинцев внутреннее ожесточение, которое особенно сильно контрастировало с расслабленностью и инфантильностью отпрысков богатых аристократов. Именно в этом и крылись истоки нравственного кризиса целого поколения. Проблемы таких вечных ценностей как дружба, любовь, искусство, отношение к окружающей природе. При помощи любви Тургенев мастерски раскрывает характеры своих персонажей, каждого из них он испытывает сильным чувством, проявляя тем самым их истинную сущность. Вот только не все достойно проходят эту проверку: Базаров не в состоянии принять любовь, что в итоге делает его глубоко несчастным человеком.

В своем произведении Тургенев поднял самые важные, самые насущные проблемы своего времени, которые не утратили своей актуальности и в наши дни. Именно потому роман «Отцы и дети» признан нестареющей классикой: все поднятые в нем вопросы заставляют о много задуматься, переосмыслить собственное поведение.

Литературная деятельность Тургенева

После возвращения из заграницы, Тургенев поселился в Москве и по настоянию матери поступил на чиновничью службу в Министерство внутренних дел. Но служба не приносила ему удовлетворения, куда больше он был увлечен литературой.
Пробовать себя в качестве писателя Тургенев начал еще в середине 1830-х годов, а его первая публикация состоялась в «Современнике» в 1838 году (это были стихи «Вечер» и «К Венере Медицейской»). Тургенев продолжал сотрудничество с этим изданием в качестве автора и критика на протяжении долгого времени.
В этот период он активно начал посещать различные литературные салоны и кружки, общался со многими писателями – В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, Н.В.Гоголем и др. Кстати, общение с В.Г.Белинским значительно повлияло на литературные взгляды Тургенева: от романтизма и поэзии он перешел к описательной и нравственно ориентированной прозе. 
В 1840-х годах увидели свет такие повести Тургенева, как «Бретер», «Три поросенка», «Нахлебник» и другие.  А 1852 году вышла первая книга писателя – «Записки охотника».
В этом же году он написал некролог Н.В.Гоголю, что послужило поводом для ареста Тургенева и его ссылки в родовое имение Спасско-Лутавиново. 
Подъем общественного движения, произошедший в России перед отменой крепостного права, Тургенев воспринял с воодушевлением. Он принимал участие в разработке планов предстоящего переустройства крестьянского быта. Стал даже негласным сотрудником «Колокола». Однако, если необходимость социальных и политических преобразований была очевидна для всех, то по поводу деталей реформаторского процесса мнения интеллигенции расходились. Так, у Тургенева были разногласия с Добролюбовым, написавшим критическую статью на роман «Накануне», и Некрасовым, опубликовавшим эту статью. Также писатель не поддерживал Герцена в том, что крестьянство способно совершить революцию. 
Позднее, уже живя в Баден-Бадене, Тургенев сотрудничал с либерально-буржуазным «Вестником-Европы». В последние годы жизни выступал «посредником» между западными и русскими литераторами.

Слайд 6 Отношения с матерью все это время были напряженными, и

в 40-e годы последовала окончательная ссора, а вместе с ней и прекращение материальной помощи. Тогда же в жизни писателя произошли два знаменательных события: сближение с В. Г. Белинским и встреча с Полиной Виардо, любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. В тесном общении с семьёю Виардо Тургенев прожил 38 лет.

По мере их сближения Виардо становится невольным исповедником Ивана Сергеевича. Он откровенен с ней. Доверяет ей все свои тайны. Она – первая читает его произведения в рукописи. Она вдохновляет его творчество.

Нельзя говорить о Тургеневе, не упоминая Виардо. Нельзя говорить о Виардо вне связи с Тургеневым. С мужем Полины – Луи — Тургенев сильно сдружился. Оба были страстные охотники.

«Больше, чем любовь»

Личная жизнь Тургенева

В 1843 году (по некоторым данным в 1845 году) И.С.Тургенев познакомился с французской певицей Полиной Виардо-Гарсия, дававшей гастроли в России. Писатель страстно влюбился, однако понимал, что построить отношения с этой женщиной вряд ли возможно: во-первых, она замужем, во-вторых, она иностранка.
Тем не менее, в 1847 году Тургенев вместе с Виардо и ее мужем уехал заграницу (сначала в Германию, затем – во Францию). Мать Ивана Сергеевича была категорически против «проклятой цыганки» и за связь сына с Полиной Виардо лишила его материального содержания.    
После возвращения на родину в 1850 году, отношения между Тургеневым и Виардо охладели. Иван Сергеевич даже завел новый роман с дальней родственницей О.А.Тургеневой.
В 1863 году Тургенев вновь сближается с Полиной Виардо и окончательно переезжает в Европу. С Виардо он жил сначала в Баден-Бадене, а с 1871 года – Париже. 
Популярность Тургенева в это время, как в России, так и на Западе, была поистине колоссальной. Каждый его приезд на Родину сопровождался триумфом. Однако самому писателю поездки давались все труднее – в 1882 году стала проявляться тяжелая болезнь – рак позвоночника.

Основные проблемы

В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.

Остановимся на них подробнее.

Взаимоотношения между поколениями

Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?

Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.

В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.

Личный выбор каждого человека

Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.

Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).

Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.

Трагедия «лишнего» человека

В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.

Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.

Новая русская интеллигенция

В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.

Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.

Вечные ценности

Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?

И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: