Анализ басни и. а. крылова «обоз» по плану

Анализ басни Крылова «Обоз»

Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей. В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт… Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами. Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.

Вариант №2

В басне Крылова рассказывается о проблемах общества и тех, кого общество представляет. Повествуется в басне о корнях и листьях. Привлекает этический смысл. Событие происходит в прекрасный солнечный летний день, когда листья определенного дерева начали хвастаться своей красотой и насыщенность увеличения. Говорили, что они самые лучшие. Хвалились тем, что они завлекают разных людей, как певцов, так и пастухов, чтобы они отдохнули под тенью этого дерева, в котором очень густое покрытие листьями. Это очень влечет. Листья с землей начали спорить. Из земли раздались слова корней. Они сообщили то, что листья появляются каждую теплую прекрасную весну.

Листья вырастают массово большими порциями. Корни питают все дерево. Корни пытались доказать листам, что без них не было бы и листьев. Если листья вырастают теплой весной каждый раз, то корни остаются такими же.

Басня делится на две части. Первая часть приурочена представлению эгоистического выступления. Вторая часть посвящена предостережению корней, которая всеми способами возражает листьям.

Герои

Для того чтобы понять определенного героя необходимо: каждого рассмотреть поближе. Главными героями являются Корни и Листы. Корни были справедливыми и мудрыми, а листы наоборот эгоистические. Символ листов: достоинство и роскошь. Листы считаются настоящим декорированием дерева. Корни воплощают крепостное крестьянство, которые не видят теплые солнечные лучи солнца.

Второстепенными героями являются Зефиры. Они были слишком легкомысленные и тревожные. Это теплый весенний ветер.

Главная мысль

Какими бы прекрасными не были листья, им не выжить без корней. Точно так же, как в жизни с людьми. Каким бы прекрасным и богатым ты бы не был, тебе не выжить без рабочей силы, то есть рабов, каких-то услуг.

Смысл

Смысл басни Крылова заключается в том, чтобы показать людям их проблемы с обществом. Например, листья обращаются с корнями эгоистично, как некоторые люди с людьми. Взаимодействия землевладельцев к крестьянам, которых выделяли от рабочего скота только умением говорить. Писатель пытался донести, что отечественная аристократия сама все портит. Это он открыто намекает.

Басня «Слон и Моська». Суть и мораль басни :

В России великим басенником был Иван Андреевич Крылов. В собрании сочинений И. А. Крылова третий том посвящен именно этому жанру литературы. Среди произведений есть и известная басня «Слон и Моська», которая была написана где-то в июне 1808 года и впервые издана в журнале «Драматический вестник».

Сюжет басни

Однажды в один неизвестный город привезли слона, чтобы показать людям этакого диковинного экзотического зверя.

Когда его, большого и важного, вели по шумным улицам, вдруг, откуда ни возьмись, на встречу к нему выбежала маленькая собачонка — дворняжка Моська, которая стала истерично лаять, метаться и буквально лезть в драку со слоном. Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает. Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным

Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным

Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает. Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным.

Суть басни «Слон и Моська»

Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. Ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное.

При этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и предупреждает.

Одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»

Другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести очень выгодное мнение на окружающих. Но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.

Басня «Слон и Моська». Анализ

Итак, в басне два главных героя. Это Слон и Моська. Но все же главное действующее лицо — Моська. Если немного подумать, то станет ясно, что это типажи и образы двух абсолютно разных по нравственному и по социальному восприятию людей.

Понятное дело, что Слон здесь выступает как воспитанный и благоразумный человек со статусом, который четко знает свои цели и задачи и определенно следует за ними, несмотря на козни врагов, которых он просто старается не замечать.

И зная все это, на публике появляется наша «уважаемая» дворняжка Моська – человек, который умеет искусно использовать различные ситуации себе на пользу, но за счет другого – сильного и благоразумного человека, который в силу своего авторитета не захочет с ней связываться.

Совет

Басня «Слон и Моська» обладает довольно интересным и неоднозначным смыслом

На самом деле Моська затеяла это все для того, чтобы воспользоваться случаем и обратить на себя внимание других собак, показать свое бесстрашие и смелость

Кстати, такие приемы люди очень часто используют в своих корыстных целях, дабы таким образом выслужиться перед другими. Они специально идут на такие уловки, считая, что раз им не ответили, значит, они превосходят того, на кого «лают».

Басня «Слон и Моська» с особой остротой сумела показать, насколько нелепы и тщетны усилия маленькой собачки Моськи и еще более смешно и глупо ее собачье окружение, которое воспринимает все ее действия за чистую монету.

История создания

Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.

Мораль басни «Обоз» Крылова, анализ, суть, смысл

Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.

Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:

  • план сработал;
  • русская армия одержала победу.

И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».

Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.

Сочинения

Человек и история в басне Крылова «Обоз»Басня И.А. Крылова «Обоз»

Басня «Обоз» Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале «Сын Отечества» (ч. II, № 7). В этой статье представлены материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Обоз» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Обоз» заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно

В образе «доброй лошади» изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.Сам Крылов поясняет мораль басни «Обоз» в ее заключительных строках:. Суть басни «Обоз» также отражена в знаменитых русских народных пословицах:. Суть басни «Обоз» также отражена в знаменитых русских народных пословицах:

Суть басни «Обоз» также отражена в знаменитых русских народных пословицах:

По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:

И. Халтурин комментирует суть и смысл басни следующим образом:

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни «Обоз» следующим образом:

Таковы материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз. Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы. Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!

Читательский дневник по басне «Осел и Соловей» Ивана Крылова

Название произведения: «Осел и Соловей». Жанр произведения: басня.

Главные герои: Осел, Соловей.

Характеристика главных героев:

Осел — рассудительный, но глупый.

Посчитал, что Соловей не умеет петь.

Соловей — звонкая птица.

Поет так, что сердце замирает.

Краткое содержание басни «Осел и Соловей» для читательского дневника

Осел предложил как-то Соловью спеть для него.

Он слышал, что все хвалят пение птицы и хотел сам убедиться, так ли хорошо он поет.

Соловей завёл свою песню так, что аж другие птицы и животные замолчали: все только и слушали прекрасное щебетание птицы.

Когда Соловей закончил, Осел принялся его оценивать.

Он сказал, что Соловей поет хорошо, но не так хорошо, как местный Петух и предложил Соловью поучиться от него.

Соловей даже слушать не стал такую оценку своего таланта и улетел далеко за поля.

План пересказа басни «Осел и Соловей»

1. Осел просит спеть Соловья, чтоб оценить его талант.

2. Искусная песня Соловья.

3. Осел сравнивает друга с Петухом.

4. Соловей не стал слушать оценку и улетел.

Главная мысль произведения «Осел и Соловей»

Мораль басни заложена в последней строчке: «Избави бог и нас от этаких судей».

Основная идея басни состоит в том, что не стоит судить то, в чем ты вообще не разбираешься, а уж тем более не стоит принимать во внимание такие оценки и слушать их

Чему учит басня «Осел и Соловей»

Басня учит нас тому, что не стоит считать себя судьей, если совершенно не разбираешься в деле.

Сначала нужно научиться понимать искусство, а уже потом оценивать других.

Басня учит нас верить в свой талант и не поддаваться сомнительным мнениям.

Краткий отзыв о басне «Осел и Соловей» для читательского дневника

Басня «Осел и Соловей» интересное и поучительное произведение.

Осел, который ничего не смыслит в музыке, решил оценить талант Соловья.

Но в конце Осел сказал, что птица поет неплохо и ему есть чего поучиться у петуха.

Осел посчитал, что Петух поет лучше, чем Соловей.

Так и в жизни бывает: нас оценивают и судят те, кто ничего не понимает в том или ином деле.

Этой басней Иван Крылов показывает нам что не могут люди судить других, не понимая ничего в том, в чем другие хорошо разбираются.

Я думаю, что из этой басни можно сделать вывод, что не стоит обращать внимание на таких критиков, ведь они судят не объективно. Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге. Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге

Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге.

Какие пословицы подходят к басне «Осел и Соловей»

«Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь».

«Дурного не спрашивай — сам скажет».

«Не суди и не судим будешь».

«Ни в свои сани не садись».

«Лучше умный упрек, чем глупая похвала».

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом.

Мораль басни «Дерево» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Портрет И. А. Крылова.Художник И. Е. Эггинк

В этой статье представлены материалы о морали басни «Дерево» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Дерево» Крылова (анализ, суть, смысл)

В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, легкомысленность, недальновидность, самонадеянность, нерасчетливость, неосторожность. Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:. Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:

Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:

Это были материалы о морали басни «Дерево» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Анализ басни Обоз

Басня И.А. Крылова «Обоз» учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально — так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.

Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.

Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.

Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.

Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки

Слушать Басню Крылова Обоз

Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.

О басне «Листы и Корни»

Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:

Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг, И наконец Верхушка — бух; И Корень мой с тех пор стал превращён в колоду.

Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.

Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. И. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он не осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.

Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. И. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.

Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.

Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.

Сочинение по басне Обоз Крылова, вариант 2

Крылов в своих баснях высмеивал человеческие пороки. Произведение Обоз при этом не является исключением. В нем рассказывается о паре лошадей, которые спускаются с горы

Одна из них проявляет явную осторожность, идет максимально медленно, чтобы не разбить горшки. Другая же наблюдает за ней и начинает ругать за чрезмерную медлительность

Она убеждена, что воз в данный момент идет превосходно. Наступает ее очередь. Лошадь начинает идти очень быстро и в итоге падает, разбив доверенный ей груз.

Крылов с помощью этой басни хотел сказать, что нужно первым делом следить за собственными поступками, а не за чужими. Ведь люди нередко видят ошибки в действиях кого-то другого, не замечая собственных. Им проще критиковать, чем подвергать анализу свои действия. Писатель таким образом говорит о том, что не нужно указывать другим на ошибки, а учиться следует именно на них.

Молодая лошадь подвергла свою попутчицу критике, но сама справиться с поставленной задачей не смогла. Следует ставить себя на место другого человека. Ведь если попасть в такую же ситуацию, собственные действия нередко оказываются гораздо хуже.

Правда, басня учит не только этому. В ней говорится о том, что полагаться нужно исключительно на себя. При этом обращать внимания на других не стоит. Именно так поступила старая лошадка. Она не слушала, что ей говорит молодая, не обращая внимания на критику, отчетливо понимая, как именно ей нужно поступить в данной ситуации. За счет этого у нее все хорошо получалось.

Мораль басни «Обоз»

Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.

Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.

Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.

Смысл выражения

Из исторического экскурса уже ясно, что лыко — это простота, а если при «создании» человека использовался другой материал, то такая личность сложна, многогранна, хитра, возможно, оснащена двойным дном. То есть выражение отошло от своего исконного значения и теперь понимается метафорически: у человека может быть много не в карманах, а в душе.

Кого характеризуют чаще всего с помощью пословицы? Людей, которые либо намеренно, либо нечаянно производят ложное, обманчивое впечатление простоты и незамысловатости, иногда нормальности.

Один человек другому может сказать о третьем: «Смотри, держи с ним ухо востро, он не лыком шит».

Популярные сочинения

  • Примеры милосердия из литературы (аргументы) Милосердием называют способность помочь человеку, который нуждается в этом. При чем помочь безвозмездно, не ожидая никакой благодарности или обратной услуги в ответ.
  • Сочинение на тему Моя собака (Описание собаки) Год назад, после долгих уговоров мои родители все таки согласились и взяли мне щенка. Он был совсем маленьким и мало что умел делать. Папа предложил имя для нового члена семьи – Грей.
  • Сочинение на тему Семейные традиции Каждая семья имеет свои традиции. Традиции объединяют всю семью, и время, проведенное вместе, становится интересным и надолго останется в памяти членов семьи.

анализ басни

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Краткое содержание

Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

Источник статьи: https://spadilo.ru/proizvedeniya/listy-i-korni/

Анализ

Сюжет

Сюжет басни Ивана Крылова «Обоз» очень прост, что, впрочем, типично для литературных произведений такого рода.

В обозе, везущем горшки, тянут возы немолодой умудренный опытом конь и молодая горячая лошадка

И вот когда обоз доехал до крутого спуска, опытный конь проявлял максимум осторожности, старался двигаться очень неторопливо, так, чтоб не подвергать опасности подводу и груз. И пусть со стороны такое перемещение выглядело крайне неуклюже, коня это не волновало

Он был заинтересован прежде всего в результате, хотел доставить воз и груз в целости и сохранности. И сделал это.

Когда конь преодолевал спуск, молодая лошадка над ним смеялась, говоря, что он – жалок смешон и не способен скатить телегу таким образом, чтоб это и заняло мало времени, и выглядело красиво. Лошадь обещала показать класс. И как только подошла ее очередь спускаться, припустила во всю прыть. На крутом спуске это прогнозируемо привело к плачевному результату: задавшая слишком большую скорость лошадь не смогла удержать воз, и угодила вместе с ним в канаву, погубив весь груз.

Герои

В басне Ивана Крылова «Обоз» два основных персонажа – немолодой умудренный опытом конь и  молодая горячая лошадь. Оба героя имеют прототипов. Конь – русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. А прототип лошади – критики военачальника, упрекавшие его в «не героической» стратегии войны с Наполеоном.

Зная о гениальности Наполеона в сражениях, которые были для французского императора зоной безусловного комфорта, Кутузов выбрал единственно верную тактику – лишить его этого комфорта, лишить возможности проявлять свою гениальность. Именно по этой причине Кутузовым и была выбрана тактика, ориентированная на изматывание противника затяжным бездействием, негативное влияние которого усугублялось не подходящим для французов русским климатом, особенно – зимой. Но эту стратегию критиковало немало соотечественников Кутузова, наивно полагавших, что Наполеона можно было бы быстро разбить, дав несколько победоносных сражений.

Мораль

Нечто,  кажущееся со стороны ошибкой или проявлением некомпетентности, на самом деле может быть самым удачным решением проблемы. Ведь советовать со стороны всегда значительно легче, чем что-то делать самому, нести за это ответственность. Однако во все времена встречалось немало людей, подвергающих все уничтожительной критике и дающих «дельные» советы. Но стоит появиться у таких людей возможности самостоятельно реализовать то, что человек советовал, как в большинстве случаев все заканчивается фиаско и стопроцентным подтверждением нежизнеспособности «ценнейших» советов со стороны.

Мораль басни Обоз

Здесь вспоминается известная поговорка: «У других в глазу видишь соломинку, а в своем и бревна не заметишь». Как часто людям приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается ошибочной. Прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/krylov/basnya-oboz
  • https://nauka.club/literatura/krylov-oboz.html
  • https://www.allsoch.ru/krilov/oboz/
  • https://www.literaturus.ru/2018/02/moral-basnja-oboz-krylov.html
  • https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/oboz-basnja-krylova/

Моральные выводы

Мораль произведения заключается в разнице реакций двух сторон на сложную ситуацию. Как и герои Крылова, человек нередко попадает в подобные обстоятельства

Замечая ошибки и недостатки других, люди могут критиковать чужие поступки, раздавать бессмысленные советы, не обращая внимание на собственные недочёты и провалы

Создание басни имеет историческое основание. Она была написана в 1812 году. Иван Андреевич решил посвятить её небольшому конфликту среди правящих кругов. В последнем четверостишии автор умело скрывает маленький укор, который указывает на колкие советы Александра I по отношению к веде́нию пассивной тактики Кутузовым во время Отечественной войны. Ожидание и защита вместо нападения вызвали недовольство со стороны русского царя, тогда как опытный полководец обдумывал верную стратегию.

Жизнь может создавать непредсказуемые ситуации, важным обстоятельством всегда остаётся адекватное отношение к успехам и поражениям людей вокруг. Умение взвешенно анализировать собственные достижения и неудачи является первостепенным при сравнении себя с другими.

С этической стороны уместно сказать: «Каков личный пример, такое и следует предоставлять суждение о чужом поступке».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: