Михаил лермонтов ~ на севере диком стоит одиноко…(+ анализ)

Михаил лермонтов ~ на севере диком стоит одиноко…(+ анализ)

Вариант №2

В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге, Лермонтов прощался со своими друзьями.

В ожидании отъезда, Михаил Юрьевич стоял у окна, наблюдая за небом, покрытое тёмными тучами. Именно так и зародилась идея написать стихотворение «Тучи».

Жанр, направление и размер стихотворения.

Стихотворение «Тучи» Михаила Юрьевича написано в жанре философской лирики. Хочется немного объяснить читателю, что же это за жанр?

Жанр философской лирики – это произведения, в основе которых лежит философия, рассуждения о смысле жизни. Направление данного стихотворения – романтизм и реализм. То есть поэт размышляет о реальных жизненных и социальных проблемах.

Что же касается размера, то написано стихотворение дактилем. Дактиль – размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, а остальные слоги безударные.

Образы и символы стихотворения.

1. В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича, облака олицетворяются как свободные, независимые существа, их невозможно обидеть, задеть, в отличие от живых людей, которые обременены мирскими проблемами.

2. Такие чувства как злоба и зависть заставили поэта покинуть свою Родину, поехав в ссылку в страшное место, на Кавказ. В то время там происходили ужасные события. Также поэт пережил предательство друзей, которые вместо поддержки, оклеветали Михаила Юрьевича перед царём, тем самым ужесточив ему приговор.

3. В стихотворении «Тучи» Лермонтов указывает на то, что герой – одиночка по жизни. Смирение с судьбой указывает на то, что он ещё и спокойный, невозмутимый человек.

Темы и настроение стихотворения.

Одна из главных тем, затронутых автором стихотворения, это доказательство того, что человек и мир никогда не смогут стать одним целым. В отличии от туч, которые ничего не чувствуют, люди обременены людскими проблемами, размышлениями. Вторая немаловажная проблема – любовь к Родине, и переживания по поводу изгнания с родной стороны. Писатель тщательно пытается скрыть свои переживания от других, и у него это хорошо получается. О причине отъезда Михаил Юрьевич также говорит в печали, упоминая предательство близких друзей.

Настроение в стихотворении печальное, тяжелое. Тёмные тучи, которые плывут по течению в небе, указывает на тяжелую пору жизни человека.

Основная идея стихотворения.

Лермонтов в своём стихотворении указывает на разницу между человеком и природой. Тучи бесчувственные, безразличные, а герой обречен на заточение. Главная мысль заключается в том, что если ты что-то или кого-то любишь, это значит, что ты привязан к чему-либо.

Средства художественной выразительности в стихотворении.

В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича Лермонтова явно выражены стандартные приёмы, такие как метафоры, эпитеты, олицетворение. Например: «тучки небесные, вечные странники».

Использование эпитетов – тоже важная составляющая стихотворения. Примеры: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные». В этих приёмах скрытые смыслы, указывающие на отношение к событиям.

Метафора указывает на скрытое сравнение главного героя с мчащимися небесными тучами: «Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники»

6 класс

Стихотворная форма и особенности поэзии Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов, один из крупнейших русских поэтов XIX века, был знаменит своей оригинальной стихотворной формой и смелой экспериментальностью в поэтическом языке. Лермонтов использовал множество форм стихотворения, от абаб и чередования рифм до сочинений, не имеющих явной рифмы.

Важной особенностью поэзии Лермонтова является его использование повествовательной техники для передачи глубоких эмоций и идей. Его стихотворения зачастую содержат драматические мотивы и переживания, что является отличительной чертой раннего романтизма

Еще одной особенностью стихотворений Михаила Лермонтова является их импульсивность и сложность мыслительных процессов. Несмотря на то, что его стихи выглядят призрачно легкими и лирическими, они зачастую транслируют глубокое философское содержание, основанное на сложных образах и символах.

  • Структура стихотворений: Лермонтов часто использовал размышления о смерти, пустоте бытия и другие философские темы в своих стихотворениях. Такое построение текста говорит о его литературной многоплановости и глубине мышления.
  • Рифма и ритм: В своих стихах Лермонтов использовал различные формы рифмовки и ритмики. Это позволяло ему лучше выразить свои мысли и эмоции в поэтической форме.
  • Образы и символы: Лермонтов использовал множество образов и символов в своих стихотворениях. Они были часто романтической и символистской природы и служили для передачи глубокого содержания.

Как видно, многогранность стихотворной формы Лермонтова совмещена с глубиной его мыслей и эмоциональности текстов. Именно эти особенности стали причиной восторга критиков и читателей его произведений.

«На севере диком…» («Сосна»), анализ стихотворения Лермонтова

Судьбу русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова счастливой не назовешь: в три года остался без матери и был взят на воспитание бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая лишила его возможности общаться с отцом. Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать военное образование.

Таким образом, уже с детства мальчик испытывал чувство одиночества, которое нашло отражение в его самых известных лирических произведениях. Пожалуй, самым распространенным эпитетом в стихотворениях Лермонтова можно считать слово «одинокий». Знаковым для всего творчества поэта, безусловно, является «Парус», который, как известно, тоже «одинокий», «белеет … в тумане моря голубом».

Не менее символическим становится другое стихотворение, написанное в последний год жизни поэта, — «На севере диком…» По сути, это не авторское стихотворение — это перевод лирической миниатюры немецкого романтика Генриха Гейне. Чувство одиночества было едва ли не самым главным для романтического героя, однако в переводе Лермонтова возникает такое щемящее чувство одиночества, которое пронизывает все стихотворение, вызывая у читателя ощущение безнадежности:

Эпитет «дикий» усиливает впечатление одиночества, ведь любому цивилизованному человеку понятно, что такое состояние может вызвать только страх, как все древнее, первобытное, враждебное живому на земле. Единственное, что в какой-то степени утешает, что сосна «дремлет», а значит, не испытывает дискомфорта, ведь во сне все, даже самое неприятное, происходит быстрее. При этом особую торжественность описанию придает сравнение ее одежды («снега сыпучего») с ризой — праздничным облачением священника. Только вот подобный богатый убор не делает ее счастливей, ведь и стоит она, и дремлет «одиноко».

Сосна не просто спит — она видит сон о прекрасной пальме, растущей «в том крае, где солнца восход». Прямого указания на юг нет — можно только догадываться, что пальмы растут именно там. Примечательно другое: пальма растет «на утесе горЮчем». Скорее всего, подразумевается не столько температура, сколько ГОРЕ, ГОРЕЧЬ. В русских сказках всегда плакали горючими слезами. Вот и героиня — «прекрасная пальма» — тоже горюет, горюет о близкой родственной душе, которой нет рядом.

И если сосна, находясь на голой вершине, окружена снегами, переливающимися под солнечным или лунным светом (ведь не случайно сравнение с ризой!), то пальма растет в пустыне, где ничего не меняется годами, где только палит жаркое солнце да бушуют песчаные бури.

Кроме пейзажных особенностей, сложно выделить что-то контрастное, так как автор не преследовал цели противопоставить эти образы. Наоборот, тот факт, что и на севере, и на юге есть те, кто испытывает одиночество, приводит к очень грустному выводу о всеобъемлющей тоске неразделенности в масштабах всей земли, планеты, Вселенной, а это у любого человека вызывает стойкое чувство страдания и обреченности.

Использованное автором олицетворение можно смело назвать символом, как в «Парусе». Любому понятно, что речь идет не просто об образе, наделенном одушевленными чертами, а о символе — обобщенном выражении главной идеи стихотворения. В случае с «Сосной» это не просто мотив неразделенной любви — это фатальная невозможность соединения любящих (такой же мотив звучит в стихотворениях «Утес» и «Листок»).

В завершении анализа необходимо отметить, что в этих последних произведениях Лермонтов отходит от повышенной экспрессивности, свойственной раннему творчеству. Наоборот, поэт обращается к речи намеренно не украшенной, иной раз даже прозаизированной, что называется, безыскусной. При этом драматизм каждой конкретной лирической ситуации не ослабляется, а усиливается, и подобная простота выражения это лишь подчеркивает.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «На севере диком…»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике поэта-изгнанника. Стихотворение «Парус»

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Перед поступлением в Школу гвардейских подпрапорщиков семнадцатилетний Лермонтов,гуляя по берегу Финского залива, увидел вдалеке парусник, который вдохновил его на написание стихотворения «Парус». Конец лета 1832 г. был временем перемен для поэта: он переехал в Петербург, решил сменить учебное заведение.Главной в стихотворении стала тема одиночества,поиска себя и выбора жизненного пути. «Парус» – это лирическая новелла с философским подтекстом, имеющая черты элегии. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший, в которых пейзажи морских просторов перекликаются с душевными переживаниями героя.

Реально существующий парус, белеющий «в тумане моря голубом», является олицетворением сущности человека и его судьбы. Образ «мятежного» паруса – символ мятущейся одинокой души поэта. Символичен и образ морской стихии: играющие волны, бескрайние просторы аллегорически представляют жизнь с ее волнениями, безграничными возможностями, неизвестностью, переменчивостью.Огромное море «играет волнами», его воды «светлей лазури», солнце освещает парус золотыми лучами. Но парус затерялся в «тумане моря», его мачта гнется от ветра. Парусу поэт приписывает стремления собственной души, задает вопросы, на которые сам ищет ответы: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Метания души переданы в строках про счастье, которого он не избегает, но и не ищет. Цель не счастье, а сам путь. Несомненно, что он в поисках не тихой гавани, а бури, словно буря может помочь обрести покой мятущейся душе.Для лирического героя покой не бездействие, буря олицетворяет бурную деятельность, придающую смысл жизни. Он романтический бунтарь, который стремится окунуться в глубину жизни.

Это самое знаменитое пейзажно-философское стихотворение Лермонтова сам автор не считал значимым и не включил «Парус» в свой поэтический сборник 1840 г. Образ паруса изображен Лермонтовым в акварельной работе.

Сосна

Первая строфа посвящена холодному, но реальному миру, в котором пребывает дерево. Сосна на голой вершине – символ одиночества. Одинокое замерзшее дерево тоскует и дремлет. Свои ощущения автор передает через этот образ. Ведь он также всю свою недолгую жизнь чувствовал себя непонятым, одиноким.

Лермонтов наделяет деревья способностью ощущать, мечтать, грустить. Это позволяет ему искренне выражать свои потаенные чувства. Но сам поэт вместе с тем выражает также неверие в существование близкого ему человека. За его недолгую жизнь у него было достаточно поводов усомниться в женской верности.

Средства выразительности

При анализе «На севере диком» Лермонтова можно заметить, что стихотворение написано с использованием классических литературных художественных приемов. Размером стиха является четырехстопный амфибрахий с использованием перекрестной и кольцевой рифмовки. Такое средство выразительности связывает обе части произведения воедино, поскольку по отдельности они потеряют общую рифму.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей — описания картины сосны, стоящей одиноко, и ее сна. Произведение написано в жанре элегии. Средства художественной выразительности, использованные Лермонтовым, включают в себя:

  • эпитеты: «снегом сыпучим», «севере диком», «голой вершине», «пустыне далекой», «утесе горючем», «прекрасная пальма»;
  • метафоры: «дремлет, качаясь, сосна», «и снится ей»;
  • сравнения: «одета, как ризой»;
  • инверсии: «севере диком», «пустыне далекой», «утесе горючем».

Примененные поэтом тропы помогают отразить грусть, которая царит в душе автора, отождествляющего себя с одинокой сосной на севере. Горный суровый пейзаж воплощает в себе состояние писателя в реальном мире и ощущения, которые он мастерски изобразил в форме антропоморфизма, подменяя свой образ картиной дерева. Эпитетами и метафорами Лермонтов усиливает одиночество северного дерева и ту атмосферу пустоты, что его окружает, проводя аналогию с личным мировосприятием на завершающем этапе жизни.

Главным литературным приемом в стихотворении выступает антитеза — противопоставление одинокой сосны прекрасной пальме, леденящего севера — жаркому югу, голой вершины — горючему утесу. С помощью тонкого использования аллитерации (глухих согласных звуков «с», «ч», «т», «к») автор помогает представить жаркий, согреваемый солнцем юг во втором катрене стихотворения.

https://youtube.com/watch?v=CajDG4R5NG8

Прочитаем еще раз произведение М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Лермонтов мыслит образами, взятыми из мира природы, который удивителен, необычайно красочен и разнообразен. Поэт не только видит, но слушает и слышит, передает звуками тончайшие чувства, живет жизнью своих поэтических образов.

Стихотворение из 8 строк является образцом поэтического мастерства. В нем мы видим настоящее созвездие средств художественной выразительности.

Антитеза привносит в него строгость, четкость и ритм.

Юг и север – не столько географические, сколько психологические понятия: тепло, комфорт, цветение, ароматы, теплый воздух – и холод, стужа, оледенелость… Лирический герой внутренне сливается с душой северной сосны, а юг и пальма кажутся ему несбыточной мечтой. Образы сосны и пальмы передают трагизм человеческой разобщенности и одиночества.

Развернутая метафора дает читателю возможность увидеть в сосне и пальме живые существа. Сосна, замершая «на голой вершине», «на севере диком», страдает, мучается. И в морозной дреме снится ей сон: на юге, «в пустыне далекой», грустит о счастье «прекрасная пальма». Холод севера – это душевный холод, невозможность любви и душевного тепла. Но и в краю восходящего солнца нет места счастью.

Мотив одиночества, покинутости, обреченности, страдания усиливается инверсией : «стоит одиноко», «в пустыне далекой», «на утесе горючем» и др.

и эпитетами : «на севере диком», «снегом сыпучим», «на голой вершине» и т.д.

Автор удачно использует сравнение : «одета, как ризой, она» (понятие «риза» рассматривается как старинное длинное красивое одеяние без рукавов – царское парадное одеяние).

В краю холодов и вьюг, в полном одиночестве стоит сосна. Великолепие ее убранства («риза»), голая вершина скалы и дикость севера усиливают бесприютность , обездоленность и невозможность счастья.

Интересна звуковая организация стихотворения, отличающаяся высокой музыкальностью . Первые две строки создают звуковой образ пейзажа повторением звука «с»: «на с евере» с тоит… с осна… с негом… с ыпучим». Более того, если медленно, растягивая слова, прочесть первые строки, то за звуками «э…и…и…о…о…о…э… и… е» мы услышим завывание северного ветра , холодного, лютого, ледяного, не дающего надежды на спасение.

Гласные переднего ряда имеют перенос «э», «и», «о». Фонема же «а» открытая. Она резко выпадает из общего рисунка строк, встречается только в трех местах – в начале, конце и середине, создавая своеобразную картину рамки — «сосн а , одн а , грустн а ».

Строка «прекрасная пальма растет» — имеет два ударных «а». Звук «а» — широкий, ясный, торжественный, напевный. Он обещает надежду.

Впечатление от стихотворения Лермонтова усиливается особой рифмой : рифмуются лишь вторая и четвертая строчки каждой строфы. Но общая гармония стихотворения не нарушается. Подобная рифма делает его оригинальным и мелодичным.

Интересен морфологический ряд стихотворения. В нем всего 42 слова и лишь 4 глагола. Известно, что глаголы передают динамику действий. Этого нет. Действие словно уснуло, замерло, замерзло, оно не развивается. А на 11 существительных приходится 6 прилагательных, причем почти все они качественные. Поэт избегает красивости, он дает нам возможность самим «дорисовать» картину и глубже прочувствовать драму.

Итак, стихотворение М. Ю. Лермонтова – это не перевод, это оригинальное, высокохудожественное произведение, навеянное лирикой Г. Гейне.

Известно, что стихотворение Гейне переводили также такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Их переводы близки к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания. В переводе М.Ю.Лермонтова мысль об одиночестве человека в мире стала ведущей.

Выдающийся русский живописец И.И. Шишкин средствами живописи передал чувства немецкого и русского поэтов, написав картину «На севере диком…». Три шедевра искусства, имеющие мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но только разными средствами.

— Бахтин Н.Н. Человек в мире слов.- М.: Издательство Российского открытого университета, 1995 год.

— Выготский Л.С.Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991 год.

— Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998 год.

Краткий рассказ о жизни поэта

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.

В детстве Михаил Лермонтов много болел, бабушка возила внука на Кавказ в Пятигорск, чтобы на минеральных источниках укрепить его слабое здоровье. Поездка в 1825 г. на десятилетнего Михаила произвела неизгладимое впечатление. Величественные горы Кавказа, самобытная культура горных народов, рассказы о войне с горцами русских офицеров, лечившихся в Пятигорске,– все это осталось в памяти впечатлительного ребенка. После этой поездки Лермонтов запишет в своем дневнике: «Кавказские горы для меня священны».  После возвращения в Тарханы здоровье мальчика значительно улучшилось.

Лермонтов в детстве

Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.

После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета.

С юности Лермонтов писал стихи, но свои сочинения не печатал, изредка читал только в своем ближайшем окружении. Кумиром молодого поэта был Пушкин, с которым он не был знаком лично. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов написал полное негодования стихотворение «Смерть поэта». Это произведение тоже могло остаться неизвестным, если бы Лермонтов не дал его прочитать своему другу Святославу Раевскому, который стал делать копии стихотворения и раздавать своим друзьям, те же переписывали текст для своих знакомых. Стихотворение «Смерть поэта» за несколько часов разошлось по Петербургу. Это стихотворение не только принесло поэту настоящую славу, но и сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова.

За крамольное стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.

Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.

Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.

Тема одиночества и отчаяния в стихотворении Лермонтова

Ощущение одиночества

Лермонтов передает ощущение одиночества путешественника через природные образы северной природы. Он описывает бескрайние просторы, «море снегов мутных» и «вышины седые», что создает впечатление пустоты и безлюдности. Отсутствие прочных связей с обществом усиливает ощущение одиночества героя.

Отчаяние и надежда

В стихотворении присутствует тонкая грань между отчаянием и надеждой. Лермонтов описывает путешественника как «надежду тающую» и «мечту исчезновение», что поднимает тему отчаяния и безысходности. Однако наряду с этим, в тексте можно найти нотки надежды на лучшее будущее и ожидание чуда.

  • Вторая строка имеет следующий формулировку: «все кругом холод от снегов, нет огня, нет доброго коня». Здесь Лермонтов проявляет глубокую тоску, горечь и чувство безвременья. Было даже создано ощущение, что Лермонтов был находится в выходе кометы, способный ощущать бездну и вы recount;
  • Добавил конец «Снег когда ветер метет. Эту музыкальную композицию нарушает комуто комуто комуто комуто комуто

Мне нравитсяНе нравится

Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.

Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».

То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.

Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

Вариант 4

Это очень красивая и холодная картина. Вот бывают и люди такие – красивые и холодные! Тут всё замерло, как будто. Кажется, что очень тихо… В принципе, всё логично. Тут если только лиса, то есть какой-нибудь песец пробежит, медведь… Или вот туристы-художники в снаряжении теплом! А так ни птиц, ни зверей. Люди тут тоже просто так гулять не станут.

Похоже, что на этом диком севере градусов сорок ниже ноля! Такой большой слой снега на всём, ветки «главной героини» так тяжело опустились, что снег, наверное, шел неделю. И таять он не скоро будет! И небо всё покрыто тучами – ни звезд, ни луны не видно. Наверное, это снежные тучи!

Сосна внизу более белая, то есть снег даже падал с верхних веток. В середине немного видны темные ветви просто. Это старое дерево – высокое, ствол у него достаточно большой. Макушку дерева от такой снежной тяжести немного согнуло. Надеюсь, что не сломало!

Тут, вообще, какой-то овраг. Сосна стоит на одном крае, а тут же справа мы видим второй. Расстояние между ними не такое большое. И мне кажется, что легко можно перепрыгнуть, но это обманчиво – снег ведь укрыл слоем толстым край. Прыгнешь, а снег осыпается и!..

Краски тут использованы от белой до черной, от голубой до синей. То есть никаких теплых оттенков! Всё тут такое округлое, снежное, даже мягкое. От картины будто веет холодом. В центре то самое заснеженное дерево, а за ним вдали ещё, возможно, лес. И поля заснеженные видны. Мне немного напоминает это вид из иллюминатора в самолете. Когда смотришь на мягкие облака, а они такими слоями.

Мне это дерево напоминает лицо, но даже не человека, а такого старого гнома. Но великана! Он в колпаке, у него густые усы и брови. Можно так и подумать, что он в снегу, но выглядывает из оврага. Но он совсем не страшный, а наоборот. Просто он тут давно живёт – хозяин этих северных мест. Вот и смотрит с удивлением на смельчака, который решил сюда забраться!

Картина мне нравится, но даже не хотелось бы там оказаться. Всё это красиво со стороны, из теплого дома, а на таком холоде очутиться – нет уж! Она б хорошо смотрелась над камином. Контраст такой – огонь и царство холода. Мне-то и нашей городской зимы влажной вполне хватает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: