Михайло ломоносов: человек, определивший время

Анализ ода на день восшествия

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Краткий анализ текста

Ода Ломоносова Елизавете Петровне написана в 1747 году в честь годовщины знаменательного события — начала правления государыни. Она взошла на престол в 1741 г. Создание оды приурочено к шестилетию царствования. Стих посвящён заслугам монаршей особы. Структура произведения включает 3 части:

  1. Поэт прославляет тишину и мудрую правительницу, щедро осыпая обеих комплиментами.
  2. Рассказывается о щедротах и просторах отчизны, перечисляются земные богатства.
  3. Снова превозносятся хвалебные речи в адрес монархини и подчёркивается её роль в развитии просвещения.

Анализ особенностей оды на день восшествия Елизаветы позволяет определить его литературный жанр. Такой выбор Ломоносов сделал по двум причинам. Во-первых, это направление было излюбленным у поэта. Во-вторых, ода лучше всего подходит для случаев, когда нужно в торжественной форме рассказать о заслугах монарха. Текст написан четырёхстопным ямбом — типичным размером для оды. Михаил Васильевич часто применял его в своём творчестве. Виды рифмовки:

  • перекрёстная;
  • опоясывающая;
  • смежная.

Михаил Васильевич мастерски использует средства выразительности, которые равномерно распределены по тексту. Примеры тропов:

  • метафора — «ума плоды»;
  • эпитеты: «щедрая», «великая», «земные», «глубокие», «жестокая»;
  • олицетворение: «наглы вихри, не дерзайте», «внимай, вселенна», «хощет лира восхищена», «Марс страшился»;
  • гипербола — «чрез горы, реки и моря»;
  • сравнение — «зрак прекраснее рая»;
  • славянизмы: «град», «дщерь», «выя», «узреть».

Композиция и содержание

  • «блаженство сёл, градов ограда»;
  • «цветы»;
  • «класы на полях»;
  • «сокровищ полны корабли»;
  • «бисер»;
  • «злато»;
  • «порфира».

Затем поэт плавно переходит к описанию достоинств императрицы и перечислению её заслуг. Обращаясь к тишине, он пишет: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Этот короткий отрывок показывает степень торжественности стиха

Согласно правилам написания оды, часть, посвящённая важной персоне, самая большая по объёму, ведь в ней говорится о достоинствах и славных деяниях той, кому посвящено произведение. В рамках стихотворного творения охарактеризовать заслуги государыни можно лишь кратко

Ломоносов сделал это, упомянув самые важные достижения:

  • «расширять науки изволила Елисавет»;
  • «тебя в Россию возвратила» (поэт обращается к тишине, подразумевая под ней мир);
  • «войне поставила конец»;
  • «на престол взвела с собою доброт… прекрасный лик».

Центральная тема

Ключевая тема оды — похвалы в адрес царицы. Но Михаил Васильевич не ограничивается хвалебной песнью

Он затрагивает ещё одну тему, актуальную во все времена — важность просвещения и науки. Для развития государства нужны два фактора: мирная обстановка и образованное население

Это понимали не только государи, но и обычные образованные граждане, к которым относился и Ломоносов.

Послание адресовано каждому, кто заботится о благе государства и считает честью служить для него

Автор обращается и к современникам, и к потомкам, убеждая их в важности культуры, образования и нравственного развития. В первой части поэмы он перечисляет природные красоты и богатства, а во второй подчёркивает, что не менее важны духовные ценности

Многие славные деяния императрицы нашли отражение в торжественной оде «На день восшествия на престол Елизаветы». Текст хорошо передаёт атмосферу времени, в которое он был написан, и даёт представление о заслугах правящей особы.

Литературное творчество М. В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов был «универсальным» и всесторонне развитым человеком. Сложно переоценить его вклад в развитии российской науки. Помимо этого, Ломоносов сыграл и большую роль в русской литературе.

Поэзия М. В. Ломоносова воистину уникальна. В ней мы видим отражение его увлечения историей Древней Руси и ее литературными памятниками. Ломоносова считают основоположником русской оды. В этом жанре поэт наилучшем образом сумел воплотить свои высокие просветительские идеи. Свое литературное творчество Ломоносов считал инструментом, пропагандирующим великую роль науки и искусства.

Михаил Василевич всегда был искренне предан своей Родине. Всю свою деятельность — научную и творческую — он рассматривал с позиции пользы для Отчизны. Главная тема его литературных произведений – это патриотизм. В своих поэтических произведениях М. В. Ломоносов воспевает величие, силу и мощь русского государства.

Одним из наиболее патриотических поэтических произведений поэта является ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1748). Содержание оды определяется намерением в то время русской армии вступить на сторону Австрии, Англии и Голландии, которые воевали с Францией и Германскими государствами. Ломоносов восхваляет Елизавету и пишет об этих политических событиях.

Еще одной темой Ломоносовских од является тема науки и тема ученых из русского народа. Ломоносов был уверен в огромном потенциале и таланте русского народ. Поэт в своих одах призывал русских ученых к плодотворной научной деятельности, а также слагал хвалебные гимны русской науке.

Ломоносов так же пишет и об огромных пространствах своей родины, описывает русские леса, моря, богатые недра русской земли.

Особе место в его литературном творчестве отводилось русскому духу. Ломоносов воспевает его могучесть, силу, мощь.

Замечание 1

От поэтических произведений того времени оды Ломоносова отличались звучностью, музыкальностью, легким и понятным языком.

Уникальность творчества Ломоносова состоит в том, что его поэзия всегда идет рука об руку с наукой. Он не устает повторят о необычайных силах природы, которые должен исследовать человек.

Ломоносов вышел за рамки строгой поэзии классицизма. Он развивает дальше традиционный русский стих. Заслуга поэта состоит в том, что он сумел обогатить жанр оды новым гражданским содержанием. Эти приемы в последствии станут использовать поэты-романтики начала XIX в.

Ломоносов не только сочинял стихи, но и изучал теорию стихосложения. В частности, он рассматривает многообразные виды поэтического олицетворения. Об этом явлении он написал в разделе «О изобретении витиеватых речей» «Риторики» 1748 года.

Так же в этой книге Ломоносов пишет о литературных вымыслах. Он говорит о том, что в литературе вымыслы делится на чистые и смешанные. Чистые вымыслы описывают события, которых никогда не происходило на самом деле, смешанные вымыслы состоят из правдивых и придуманных событий, а также содержат похвалу подвигу или долю нравоучения. В своём творчестве поэт прибегал в основном к смешанному вымыслу, чаще всего в основе произведения лежало реальное историческое событие. Ломоносов стремился к максимальной точной передачи исторического факта. Это было принципиально новым приемом в литературном творчестве того времени. Ломоносов всегда старался строго изобразить истинность описываемых им событий – это является одной из основных отличительных черт Ломоносовский поэзии.

В то время в господствующем литературном направлении классицизме главенствующим жанром была стихотворная трагедия. Ломоносов работал и в этом жанре (произведения «Тамира и Селим» и «Демофонт»).

Трагедия «Тамира и Селим» написанная в 1750 году была посвящена национально-исторической теме. В этой трагедии описаны события русской истории конца XIV в., когда в 1380 г. русские войска под предводительством великого московского князя Димитрия Ивановича, разбили армию хана Мамая на поле Куликовом.

В основе второй трагедии «Демофонт», написанной в 1751 году, лежит сюжет античной истории.

Другими наиболее известными литературными произведениями М. В. Ломоносова являются:

  • «Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина» (1739)
  • «Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския» (1746)
  • «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» (1747)
  • «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)
  • ««Лишь только дневной шум замолк…» (1747) и многие другие.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Ломоносова

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.

Все интересные факты из жизни Ломоносова

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Дикий блат

Михаил Васильевич Ломоносов

Ранняя биография Ломоносова практически полностью основана на его собственных рассказах. Согласно им, он, бедный крестьянин из Холмогор, очень любил с детства читать книги, за что его ругала злая мачеха; отец желал видеть сына помощником на рыбном промысле. Но Ломоносов так тянулся к знаниям, что в 19 лет не выдержал и ушел пешком в Москву вместе с рыбным обозом. Всю дорогу он ел только соленую рыбу. А уже в Москве оказалось, что у одного из его земляков есть знакомства в Славяно-греко-латинской академии, куда Ломоносов слезно молил его принять, соврав, что он из дворян… В общем, настоящая патриотическая сказка о юном самородке.

Сказка, правда, распадается на части почти сразу же. Прежде всего, семья Ломоносова была довольно богатой. Отец владел гукором «Чайка» — двухпарусным судном грузоподъемностью 5400 пудов (около 90 тонн). И хотя Ломоносов действительно многократно ходил с отцом на промысел, готовили его вовсе не к рыбному делу.

Двухмачтовый гукор

Ломоносова, по его рассказам, грамоте обучал деревенский дьячок; однако для такого образования он оказывается чересчур развит. Посмотрите на его беглую скоропись в 14-летнем возрасте. Для того времени это высший пилотаж — так учили писать в столицах. Кроме того, в хронике жизни ученого есть любопытная запись: в 1728-м он встречается с архимандритом Соловецкого монастыря Варсонофием. Ломоносовы, видимо, имели хорошие связи в духовной среде — сложно иначе объяснить встречу Михайлы с таким крупным духовным лицом. Например, дядя Ломоносова, Иван Дорофеевич, был таможенным подьячим Антониево-Сийского монастыря, крупного культурного центра Поморья. Сохранились также сведения о близости Ломоносова к старообрядцам-беспоповцам — а старообрядцы отличались своей книжной культурой. Стоит предполагать, что так хорошо Ломоносова подготовили в любом случае в духовной среде.

Отъезд в Москву был запланированным — он получил в воеводской канцелярии паспорт сроком на год и заручился согласием отца. Отъезд Ломоносов замыслил, очевидно, после знакомства с Иваном Каргопольским, прибывшим в Холмогоры в 1730 году. Каргопольский учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем 6 лет провел во Франции, в частности, слушая лекции в Сорбонне. В Холмогоры он приехал преподавать языки в Словесную школу, основанную архиепископом Холмогорским и Важеским Варнавой, его бывшим учителем в академии. В регионе были необходимы переводчики — через единственные пока порты шла активная торговля с Западом.

Спустя два месяца Ломоносов отправляется в Москву и сразу же попадает на аудиенцию у ректора Академии, архимандрита Заиконоспасского монастыря Германа. Именно ему Ломоносов якобы «соврал» о том, что он дворянин. Разумеется, «соврать», не предъявляя никаких документов, в разговоре с иерархом такого уровня было невозможно. Ломоносов наверняка был известен Герману, который всего через четыре месяца сменил умершего Варнаву в качестве архиепископа в Холмогорах.

Место на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Заиконоспасский монастырь действует до сих пор

Блат блатом, но Ломоносов, поступив в Академию, начинает демонстрировать бешеные интеллектуальные способности. Первые успехи — в латыни, языке европейской учености. Ломоносов начинает учить его в январе 1731, но к июлю уже говорит и делает переводы, в ноябре 1732 года учит стихосложение по учебнику, написанному на латыни.

В 1734 он готовится к рукоположению в священники — логично для человека, заканчивающего лучшую духовную академию страны. Тут-то и приходится разобраться в происхождении: сначала он говорит, что он сын священника, а на следующий день признается, что из крестьян. Паспорт, выданный ему при отъезде с родины, он «потерял». И это происходит в Московской синодальной конторе, части Синода, «правительства» русской церкви. Контора, как ни в чем не бывало, рекомендует Заиконоспасскому монастырю рукоположить Ломоносова… Никто и ухом не ведет насчет лжи Ломоносова о своем происхождении и того, что у него вообще нет никаких документов — а он живет в Москве уже три года!

Был ли Ломоносов рукоположен? Неизвестно. Когда в следующем же году ректор Академии приказывает ему ехать в качестве священника в Карелию, он «отозвался» (не для того Михайло уехал с Севера, чтобы возвращаться!) Вот так вот, запросто отказался от приказа ректора. Но уже в ноябре 1735 ректор отправляет Ломоносова учиться в Петербургскую Академию наук.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии

Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит отметить работы «О слоях земных» и «Первые основания металлургии или рудных дел».

Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.

Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:

  • Разработал атомно-корпускулярную теорию и предвосхитил современную теорию химического строения вещества.
  • Открыл закон сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций.
  • Заложил основы физической химии как науки.
  • Внедрил исчисляемость и измеряемость результатов исследований в химии.
  • Изучил растворимость солей, кристаллизацию и свойства соляных растворов.
  • Разработал теорию теплоты.
  • Изучил свойства атмосферы и открыл существование атмосферы у поверхности Венеры.
  • Внес вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов.
  • Разработал новые приборы для проведения опытов и измерений.
  • Усовершенствовал телескоп для астрономических наблюдений.
  • Разработал «ночезрительную трубу», т.е. прибор ночного видения.
  • Сконструировал прототип подъемного летательного аппарата вертолетного типа.
  • Сконструировал оптический батоскоп для исследования морских глубин.

Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.

Самые проницательные читатели наверняка спросят: а где же обещанный секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности Ломоносова? Прежде всего, этот секрет заключается в проактивности и любознательности, которые подвигали Ломоносова брать любые доступные знания и браться за любые актуальные исследования.

И, конечно, успеху во многом способствовала его ориентация на практику. Во все времена «пробить» финансирование научных исследований, которые могут принести реальную отдачу, было проще, чем выпросить деньги на некие мертвые теоретические выкладки. Вот такой он был, Ломоносов: «универсальный» человек, сделавший уникальный вклад в отечественную науку!

А вообще, сегодня у каждого есть возможность развить свои способности до потрясающего уровня, используя для этого самые разные инструменты. Мы предлагаем вам прокачать свой мозг с помощью программ «Когнитивистивка» и «ТРИЗ на практике», а также познакомиться с советами и упражнениями для развития мозга.

Желаем удачи и ждем на наших уроках!

Заключение

Нами рассмотрена одна из лучших литературных работ, которую написал Ломоносов М. В. — «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показали, какие темы затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елисавета продолжила дело своего отца: занималась просвещением, наукой.

Нам стало известно, что ученый и литератор был против войны и пролития крови. Написанной одой он сумел передать свои взгляды на желанное будущее России самой императрице. Таким образом, это произведение было написано им не просто в честь ежегодного празднования восшествия государыни на престол. Им Ломоносов передал правительнице свое видение развития страны.

Ломоносов

М. В. Ломоносов — великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова — не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, — великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное — такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми

Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, —

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение — это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, — государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: