Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Панаевский цикл
любовная лирика
Авдотья Панаева писательница и мемуаристка была 20 лет гражданской женой Николая Алексеевича. Публиковалась самостоятельно и в соавторстве с Некрасовым, под псевдонимом Станицкий.
Поэта в этой женщине привлекало всё. Её красота, загадочность, роковая страсть, ум, литературный талант. Это сплетение достоинств прелестной молодой женщины влюбило писателя в неё всерьёз и надолго. Не смутило даже то, что Авдотья была замужем.
Некоторые критики уверяют, что часть стихотворений бала слишком интимной, и её писатель не публиковал. Другая часть стихов, которые были отправлены в письмах, попросту была сожжена Авдотьей.
Поэзия отношений двух литераторов опирается только на чувства и очень биографична. Это талантливо и выразительно. Сам цикл, писался десятилетиями, и не удивительно, что стихи, написанные в разное время, имеют различное настроение.
Начинался цикл вот с этого светлого и нежного стихотворения, написанного в 1847 году:
Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; ………………………………………Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед — в это темное море — Без обычного страха гляжу…
Так воспетый образ любимой женщины, несмотря на непонимание, непринятие и осуждения общества, вошёл в классику русской литературы.
Тема
- Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
- Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
- Тема родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
- Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
- Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.
Корней Чуковский о Николае Некрасове
Позднее К. И. Чуковский, тщательно изучавший биографию писателя, выразил мнение, что Некрасов вовсе не был обманщиком в своем творчестве. Просто это был «слабый человек, к тому же аферист по натуре, который не мог совладать с этой своей низменной стороной». Кстати эту двойственность признавал в себе и сам писатель:
писал он в письме своему товарищу.
Учитывая все вышесказанное, как тут не вспомнить батюшку писателя с его скверным характером и дурными наклонностями. Которого Николай Алексеевич так осуждал, но на которого, тем не менее, стал до боли похож с возрастом…
Николай Ге. Портрет Николая Некрасова. 1872. Государственный Русский музей.
Николай Некрасов: издательская деятельность
Журнал «Современник»
40-е годы стали началом издательской деятельности для Некрасова. В этой сфере поэт показал себя настоящим профи. Он наладил выпуск нескольких альманахов, а в конце 1846 года вместе со своим другом прозаиком Иваном Панаевым взял в аренду знаменитый журнал «Современник», основанный еще А.С. Пушкиным. При Некрасове журнал пережил расцвет: он дал дорогу многим начинающим авторам, которые позднее стали ведущими писателями того времени: Ивану Гончарову, Ивану Тургеневу, Александру Герцену, Федору Достоевскому, Михаилу Салтыкову-Щедрину и другим.
Цензурный комитет. Редакторы журналов отстаивают свои статьи (1 — Н.А.Некрасов; 2 — В.С.Курочкин; 3 — С.С.Громека; 4 — М.М.Достоевский). Карикатура сатирического журнала «Искра», 1862, №32. Автор Степанов, Николай Александрович
Сам Некрасов также постоянно печатал свои произведения:
- стихи
- прозу
- публицистику
- критические статьи
Некрасову, за годы своего руководства изданием, удалось преобразовать его в главный литературный журнал России и прибыльное предприятие. Несмотря на то, что было постоянное преследование цензорами.
Обложка журнала Современник
Журналу пришлось пережить тяжелые времена жесткой цензуры: с 1848 по 1855 годы запрету подвергалось практически все. Николай I был напуган Французской революцией и не хотел допустить подобных событий в России, поэтому цензура ужесточилась. Главному редактору, чтобы заполнить номер, приходилось печатать легкие литературные сочинения. Так появились на свет приключенческие романы «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые Николай Алексеевич написал вместе со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой.
После смягчения цензуры пришла новая проблема: авторы «Современника» по-разному видели развитие литературы. Так называемое либеральное дворянство — Иван Тургенев, Лев Толстой и другие — настаивало на реализме и эстетике в литературе. А демократы предлагали сосредоточится на сатирическом направлении, чтобы высмеять все пороки российского общества.
Некрасов и Панаев. Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах», запрещенный цензурой. 1848.
Сатирический журнал «Свисток»
Специально для последних Некрасов вместе с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» – сатирический журнал «Свисток». Постоянными авторами «Свистка» были Иван Панаев, Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. Сам Некрасов также был блестящим сатириком. Однако в 1863 году приложение «Современника» было закрыто. В этот период Николай Некрасов создает невероятные по силе и накалу произведения: «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).
«Обязательные литераторы»: постоянные сотрудники «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Л. Толстой несут в журнал свои сочинения (шарж, 1857). Автор Pavel Biriukov
Рождение и происхождение
Николай Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославской губернии. Родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немирове, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец — поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), которого не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746—1807), дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние).
Алексея Сергеевича полюбила Елена (или Александра?) Андреевна Закревская (1803—1841), красивая и образованная дочь богатого арендатора Херсонской губернии, которую поэт считал полькой. Перед смертью в стихотворении «Мать» Некрасов вспоминал, что мать воспевала участников восстания 1831 года на Украине, в Польше, Белоруссии и Литве. Наличие двух имён также может быть свидетельством того, что в детстве она некоторое время была римокатоличкой, хотя обвенчалась с Алексеем Некрасовым уже как православная. C. В. Смирнов сообщает: «Думается, что принадлежность в девичестве к католичеству не указывает на чисто польское происхождение матери поэта. Её католичество – плоды “тщательного” воспитания у иезуитов её отца, дань польско-католическому влиянию в крае, где элементам польско-католической культуры придавалось значение престижности, принадлежности к местной верхушке». Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого и малообразованного армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей. Однако брак этот не был счастливым. Вспоминая о детстве, поэт всегда говорил о своей матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Своей матери он посвятил целый ряд стихотворений — «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства. Тёплые воспоминания о матери отразились в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. Сама идея материнства проявится позже в его хрестоматийных произведениях — глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери — главный положительный герой некрасовского поэтического мира.
Однако в его поэзии будут присутствовать образы и других родных людей — отца и сестры. Отец будет изображён как деспот семьи, необузданный дикарь-помещик. А сестра, наоборот, как нежный друг, чья судьба подобна судьбе матери. Однако эти образы будут не так ярки, как образ матери.
Мать Николая Некрасова
О матери писателя сохранилось очень мало сведений. Чаще всего сообщается, что Елена Андреевна (в девичестве Закревская) была очень красивой, образованной, утонченной девушкой. Происходила из семьи богатого арендатора. По некоторым сведениям, ее звали Александрой, но чаще исследователи биографии Некрасова встречали имя Елена. Родители девушки были категорически против этого брака. Малообеспеченный грубоватый армейский офицер Некрасов был явно не пара их утонченной дочери. Но, по какой-то причине, Елена Андреевна сама хотела этого союза. И в 1817 году без согласия родителей вышла замуж за Алексея Некрасова.
Иван Крамской. Портрет — Николай Некрасов. 1877. Государственная Третьяковская галерея.
Атмосфера в семье
Бесконечные мытарства крепостных крестьян, часто происходившие просто из-за самодурства их помещика, оставили неизгладимый след в душе Николая и стали основой его будущего творчества. Николай вспоминал, что лет с десяти отец брал его с собой, когда ездил выбивать долги у крестьян, а также на разные судебные разбирательства, документы к которым часто заполнял именно сын Николай.
Уже тогда в душе поэта зародилась ненависть к любому унижению человеческого достоинства, высшим и наихудшим проявлением которого он считал крепостное право. Но, как мы увидим в будущем, часть негативных черт характера вольно или не вольно передались сыну от отца. И Николай Некрасов, случалось, повторял те поступки родителя, которые сам же яростно осуждал.
Фотопортрет Н. А. Некрасова. Автор Сергей Львович Левицкий
В тени тирана
Николай Некрасов родился в 1821 году в семье обнищавшего помещика. Селу Грешнево в Ярославской губернии, своей малой родине, поэт посвятил несколько стихотворений, в том числе «Я рос, как многие, в глуши, у берегов большой реки». Несмотря на кажущееся спокойствие, в селе царили жестокие нравы. Здесь маленький Николай увидел ужасы крепостничества. Его отец относился к крестьянам как к вещам — бил их, барщина была непосильной. Один из крепостных вспоминал: «Всю неделю работали для него, а для себя только по ночам да по праздникам». Отец часто брал маленького Колю с собой на взыскание недоимок. Образ деспотичного, извращённого помещика, для которого другие люди — лишь источник дохода, неоднократно появляется в произведениях Некрасова.
Не щадил отец и семью. Он часто избивал мать, прозвал её «затворницей». А та терпела и отдавала всю любовь детям — пока муж запрещал мальчикам играть с крестьянскими детьми, втайне отпускала их. Этим она заслужила безоговорочную преданность Некрасова. Ей он посвятил свои первые стихи, которые написал в семь лет, и поэму «Мать».
Фотопортрет Некрасова, выполненный Левицким. (wikimedia.org)
Тяжесть женской доли видел Некрасов и на примере крестьянок. Это в дальнейшем отразится в его произведениях. В частности, в поэме «Мороз, Красный нос» выведен образ сильной женщины, которая «в беде не сробеет — спасёт: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».
Личная жизнь Некрасова
А.Я. Панаева
Эта сфера жизни писателя также была весьма непростой и неоднозначной. Более 16 лет длились его отношения с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Их странность заключалась в том, что почти на всем протяжении этой связи Авдотья Яковлевна оставалась женой лучшего друга Н. Некрасова Ивана Панаева, и некоторое время это трио даже жило под одной крышей… Хотя справедливости ради нужно сказать, что супруг Авдотьи Яковлевны не отличался верностью. И достаточно скоро после свадьбы их брак стал чисто формальным.
В целом А.Я. Панаева пользовалась большим уважением в обществе. Она была знакома со всеми ведущими писателями современности и устраивала у себя дома литературные салоны. К тому же она была невероятно хороша внешне. У многих писателей второй половины XIX века сохранились об этой женщине самые теплые и уважительные воспоминания.
В соавторстве с Некрасовым Авдотья Яковлевна написала два приключенческих романа. Также она печаталась самостоятельно под псевдонимном Н. Н. Станицкий. Роман с Некрасовым закончился в 1962 году, но поэт помнил и любил А. Панаеву до конца жизни.
Авдотья Панаева. Автор Кирилл Антонович Горбунов (1815-1893)
Селина Лефрен
Непродолжительные отношения были у Некрасова с француженкой Селиной Лефрен. Они вместе отдыхали на заграничных курортах и писатель, благодаря этим отношениям, смог оправиться от расставания с Панаевой. Селина была актрисой театральной труппы, отличалась легким характером и веселым нравом. И хотя эти отношения были непродолжительными, писатель с теплотой вспоминал свое французское увлечение и даже упомянул С. Лефрен в своем завещании, оставив ей десять тысяч рублей.
Селина Лефрен, возлюбленная Н. Некрасова.. Фото из Государственного Литературного музея, около 1863-го года.
Зинаида
Последние годы Николя Алексеевича скрасила его последняя любовь, которой стала простая деревенская девушка Фёкла Викторова. От рождения она была наречена Фёклой Анисимовной. Но после венчания с Некрасовым поэт «переименовал» супругу в Зинаиду Николаевну. Разница в возрасте супругов составляла более двадцати лет. Николай Алексеевич водил девушку по концертам, театрам и выставкам, восполняя недостаток образования. Зина заучивала и декламировала его стихи и, конечно же, восхищалась своим мужем. Именно она ухаживала за Некрасовым во время его болезни вплоть до смерти поэта.
Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914) — супруга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова
Ода генералу Муравьеву
Но в апреле 1866 года произошло событие, которые навсегда подорвало репутацию Н. Некрасова как революционного демократа и честного человека. Николай Алексеевич, вероятно пытаясь сохранить свой журнал, на обеде в Английском клубе публично прочитал «Оду генералу Муравьеву», в которой прославлял генерала, призывая власть поскорее расправиться со всеми революционерами.
Необходимо пояснить, что граф Михаил Николаевич Муравьев-Виленский прославился тем, что провел ряд жестоких репрессий над всеми антимонархически настроенными представителями дворянства и интеллигенции после покушения на Александра II. Достаточно сказать, что за глаза его называли «Муравьевым-вешателем» и «Муравьевым-палачом».
Такого от редактора самого передового журнала России не ожидал никто, от него отвернулись многие товарищи, включая сотрудников редакции. Но даже этот шаг не помог сохранить журнал – в 1866 году «Современник» императорским указом был закрыт. Однако репутация Некрасова была безнадежно испорчена – в литературных кругах до конца жизни многие относились к нему с презрением.
Ранние годы
Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку в 1823 году и прожив три года в Подолии, переселился, когда Николаю было 5 лет. Будучи бригадным адъютантом во 2й армии, его отец теснейшим образом соприкасался с декабристами Общества Соединённых Славян и Южного общества в Тульчине, где была штаб-квартира 2й армии, и c помощью переезда постарался избежать неминуемых допросов. В советское время об участии Алексея Некрасова в наполеоновских войнах, в которых погибли три его брата, и его знакомствах с декабристами было принято умалчивать, чтобы поддержать созданный Николаем Некрасовым отрицательный образ своего отца и не затемнить образы героев наполеоновских войн и декабристов. Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), в тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами, бурных оргий его с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице»-жене, матери будущего поэта. Дом стоял на Владимирском тракте, по которому шли и ехали в ссылку и на каторгу в дальние края арестанты.
У отца было сорок душ. В течение десятилетий он судился с собственной сестрой за ещё одну крестьянскую душу. Отец вообще много сутяжничал, так что сын тренировался в чистописании, составляя и перебеливая исковые заявления и прочие судебные бумаги.
Запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова занять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, и ему, ещё будучи ребёнком, нередко доводилось видеть мёртвых, выбивание недоимок и т. п., что залегло в его душу в виде печальных картин народного горя.
В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов поступил в ярославскую гимназию. Интереса к учёбе он не испытывал, учился плохо и не ладил с гимназическим начальством (частично из-за сатирических стишков). Из пятого класса отец его забрал. На этом образование Некрасова завершилось.
В ярославской гимназии юноша стал записывать свои первые стихи (в основном подражательно-романтические) в домашнюю тетрадку.