«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро
Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи
Главные герои
Митраша
В рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из – за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча.
Настя
На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел.
Пришвин «Кладовая солнца». Как написать, составить план сказки?
кладовая солнца план по главам (12 глав)
По рассказу «Кладовая солнца» составим план в 12 пунктов по количеству глав
1). Брат и сестра Веселкины.
2). Дети собираются за клюквой.
4). Каждый идет своей тропой.
5). Антипыч с собакой.
7). Травка решает, куда ей идти.
8). Митраша попал в болото.
9). Настя не вспомнила о брате, пока не собрала полную корзину клюквы.
10). Травка гонится за зайцем.
11). Митраша выбирается из болота.
12). Дети возвращаются домой вместе.
План к рассказу М. Пришвина «Кладовая солнца» составлю, следуя по сюжету произведения. Вначале автор знакомит читателей с героями рассказа.
План рассказа «Кладовая солнца»
- Кто такие Настя и Митраша
- Дети собираются в лес за клюквой.
- Утренний лес, голоса птиц.
- Дети обсуждают дорогу до Блудова болота.
- Ссора Насти и Митраши.
- Дети расходятся в разные стороны.
- Рассказ про старого охотника Антипыча и его собаку Травку.
- Собака Травка выходит по следу к Митраше.
- Беда с Митрашей.
- Собака, приняв мальчика за старого охотника, спасает его из болота.
- Настя собирает клюкву, забыв про брата.
- Настя забеспокоилась, ищет и находит Митрашу.
- Старый волк
- Митраша убивает волка.
- Возвращение детей в деревню с добычей.
План сказки-были «Кладовая солнца» Михаила Пришвина для пересказа:
- Характеристика Митраши и Насти Веселкиных (сироты, Золотая курочка на длинных ножках, мужичок в мешочке, Настя — трудолюбивая, Митраша — умный и деловитый).
- Раннее утро. Дети собираются в лес за клюквой. (Митраша взял с собой компас и ружье, Настя — корзину с хлебом и картошкой).
- Дети поссорились, пошли по разным тропам (Настя пошла по протоптанной тропе, а Митраша — по еле заметной, идущей на север).
- Описание весеннего леса (Блудово болото: Палестинка, борины Высокая грива и Звонкая борина, Слепая Елань, Сухая речка, птицы: куропатка, селезень, глухарь, выпь, кряква, вороны и сорока, ель и сосна).
- Митраша попал в беду (мальчик свернул с тропинки и провалился в болото по грудь).
- Настя с жадностью собирает клюкву на Палестинке.
- Пес Травка нашел детей (сначала он встретил Настю, затем вытащил из болота Митрашу).
- Митраша застрелил волка Серого разбойника.
- Дети возвращаются в село.
Для вас я составила план по главам — практически этот план является кратким содержанием рассказа «Кладовая солнца«.
- Глава 1: Сестра Настя и брат Митраша живут одни в деревенском доме без родителей.
- Глава 2: Поход на Блудо болото за клюквой.
- Глава 3: По дороге дети слышат вой волка, но продолжают идти на болото.
- Глава 4: Настя и Митраша поссорились из-за тропинки и разошлись в разные стороны.
- Глава 5: Собака Травка и её жизнь в лесу после смерти хозяина.
- Глава 6: Волк, которого не смогли выловить охотники, живёт в лесу.
- Глава 7: Собака Травка охотится за зайцем и чувствует запах от корзинки Насти, где лежит хлеб.
- Глава 8: Митраша попадает в яму болота.
- Глава 9: Собака Травка находит Настю, которая собирает клюкву. Настя зовёт Митрашу, но тот не откликается.
- Глава 10: Собака Травка погналась за зайцем в сторону болота. Волк идёт по следу Травки.
- Глава 11: Травка находит Митрашу и ползёт к нему. Митраша, ухватившись за лапы собаки, выползает из болота.
- Глава 12: Волк, который шёл по следу Травки, появляется перед Митрашей и Митраша стреляет в волка из ружья. Волк убит. Дети возвращаются домой.
1) Брат и сестра: действие рассказа происходит после войны, детям, оставшимся без родителей, приходится самостоятельно вести хозяйство. Это притом, что Насте только 12, а ее брату Митраше — всего 10 лет.
Домашние заботы: Настя с утра до ночи хлопотала по хозяйству, брат, как мог, помогал ей, а между делом мастерил различные предметы и приспособления, нужные в хозяйстве.
2) Ребята решают пойти за клюквой на Блудово болото.
3) Описание Блудова болота.
4) Непростой выбор: Настя и Митраша не могут договориться, какой тропкой идти. Решают, что Митраша пойдет свои путем, а Настя своим.
5) Антипыч и его собака Травка.
6) История про волка.
7) Травка и Митраша.
Страшное происшествие: Митраша провалился в болото. Вдалеке слышен голос Насти, разыскивающей брата.
9) А Настя в это время собирала клюкву.
10) Травка бежит за зайцем.
11) Встреча с Травкой, старой охотничьей собакой, оставшейся без хозяина. Травка помогает Митраша стреляет в него и убивает.
Источник
Главные герои и их характеристика
- Настя Веселкина – двенадцатилетняя девочка, похожая на золотую курочку на высоких ножках. Она была худенькая, с золотистыми волосами, с личиком, покрытым веснушками (кроме вздернутого носика). Работящая, рассудительная, добрая и ласковая – такой была эта маленькая хозяйка.
- Митраша Веселкин – десятилетний брат Насти, невысокий, лобастый, немножко упрямый мальчишка, с такими же смешными веснушками и носиком кверху, как у сестры. По-взрослому ответственный, деловитый и уже умеющий делать трудную мужскую работу мальчик не только с хозяйством управлялся, но и изготавливал для соседей деревянную посуду и бочки под огурцы сколачивал. Умел он и из ружья стрелять – отец успел научить. Односельчане звали мальчика «мужичок в мешочке» за не свойственную его годам степенность.
- Травка – рыжая с черным гончая собака, когда-то верой и правдой служившая лесному сторожу Антипычу. Ловкая, умная, дружелюбная ко всем, она, лишившись Антипыча, жила, тоскуя по старику и ощущая свою жизнь никому не нужной. Но затем встретила Митрашу и Настю и обрела в них новых хороших хозяев.
Популярные сегодня темы
В старые далёкие времена жил в городе Винета один зажиточный купец. Его звали Уседом. Он содержал корабли, которые плавали по дальним странам, продавая дорогие товары
В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают
В Невском проспекте гоголь разбирает истории двух горожан, которые ухлестывают на центральной улице города за дамами. Речь идет о поручике и художнике, таким образом, повесть состоит из двух частей
Математика является моим самым любимым школьным предметом. Она мне начала нравится еще с самого первого класса. Мне доставляет удовольствие решение примеров и задач
В современном мире люди часто путают понятия мечта и цель. Отсюда возникают проблемы. Чем различаются эти понятия? Где же конец мечты и начало цели? Разберемся с этим.
План рассказа Кладовая солнца Пришвина
Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:
Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.
В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.
Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.
Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.
Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.
И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.
Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.
Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.
Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.
Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.
Источник
Анализ произведения
Действие развивается в маленьком селе возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского. Односельчане дали прозвища детям: девочку звали «золотая курочка», а мальчика — «мужичок в мешочке».
Краткое содержание
Митраша и Настя были круглыми сиротами. Родители ребят погибли, и им досталось все их хозяйство. Детям помогало все село, но вскоре они стали самостоятельными и могли управляться с домашними делами.
Однажды ребята пошли к Блудову болоту собирать клюкву. Они зашли в лес и стали спорить, по какой тропинке идти. В итоге каждый пошел своей дорогой. Мальчик хотел сократить путь, поэтому выбрал неизвестную тропинку. Митраша прошел совсем немного и вдруг угодил в болотные топи. Он начал тонуть, звать на помощь сестру. Настя его не слышала, так как увлеклась сбором ягод. Через некоторое время девочка вспомнила про брата и стала звать его, но тот не откликался.
В это время бездомная собака Травка охотилась на зайца. Она дошла до болота, где увидела ребенка. Собака медленно подползла к нему, мальчик схватился за нее и выбрался из болота. Митраша не успел опомниться, как рядом с ним оказался волк. Мальчик не испугался и выстрелил в него из ружья. Сестра услышала выстрел и побежала в его сторону. Она нашла брата и они все вместе, включая Травку, пошли домой.
В селе их встретили как героев, только никто не поверил, что маленький мальчик смог убить волка.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:
- Помощь сиротам.
- Поход на болото за клюквой.
- Спор и выбор тропинки.
- Попадание в болотные топи.
- Травка спасает Митрашу.
- Встреча с волком и его смерть.
- Сестра нашла брата.
- Возвращение детей и Травки домой.
- Встреча с односельчанами.
Основная мысль и описание героев
В произведении представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относятся брат с сестрой. Они обладают следующими качествами:
- Настя — это хозяйственная, самостоятельная, рассудительная, осторожная и заботливая девочка.
- Митраша — решительный, смелый, упрямый, самоуверенный и самостоятельный мальчик.
На примере героев автор хотел показать, что сила людей в единстве. В одиночку сложно справиться с трудностями. Нужно любить близких, жить в согласии. В этом и есть главная мысль «Кладовой солнца» Пришвина.
В произведении гармонично переплетаются реальность и сказка. Растительность выступает в роли живого существа, а звери и птицы поступают разумно.
Сосна и ель, которые выросли вместе из одной ямки и тесно переплелись стволами, олицетворяют главных героев. Деревья растут вместе, притираются, но им никуда не деться друг от друга. Они как бы показывают, что брат с сестрой должны быть вместе, заодно.
Это произведение учит следующему:
- отвечать за свои поступки;
- доверять близким людям;
- любить животный и растительный мир;
- оберегать природу;
- не быть жадным и гордым человеком.
Очень краткий пересказ повести «Кладовая солнца»
В одном селе недалеко от Переславля Залесского во время Великой Отечественной войны остались сиротами двое детей: 12-летняя Настя и 10-летний Митраша, сестра и брат. Они научились самостоятельно управляться с большим хозяйством, жили дружно. Однажды ребята отправились в лес на Блудово болото за клюквой, и едва ли не впервые всерьез повздорили, в результате чего пошли врозь, разными тропами. Митраша едва не погиб в болоте, а Настя чуть не заблудилась, собирая ягоды почти до темноты.
Спасла Митрашу охотничья собака Травка, тоже «осиротевшая»: ее старый хозяин умер несколько лет назад. Дети встретились. Митраша еще и сумел застрелить страшного матерого волка, разорявшего всю округу. Домой они вернулись уже втроем, вместе с Травкой, которая отныне стала жить с ними.
Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Источник
История создания произведения
«Кладовая солнца» была написана М. М. Пришвиным всего за месяц, в июне 1945 г., и в том же году издана.
Писатель сам был охотником, прекрасно знал лес. В основу сказочной повести легли реальные события: Пришвин действительно был знаком с двумя детьми 10 и 11 лет, оставшимися сиротами во время ВОВ и поневоле научившимися управляться с хозяйством. Было это в деревне Усолье (Ярославская область), где Пришвин жил в эвакуации.
Сказка-быль «Кладовая солнца» — это рассказ о любви и дружбе, о верности и находчивости, о бережном отношении к нашему общему дому – земле. Человек – лишь часть природы, его задача – беречь и сохранять этот большой дом, жить в ладу и мире со всеми его обитателями.