“В прекрасном и яростном мире”, краткое содержание
Наверное, поэтому упоминания о железной дороге встречаются в нескольких рассказах автора. Курьерский поезд следовал по назначенному маршруту, управлял им опытный машинист Мальцев. Он всю свою сознательную жизнь посвятил любимой работе, лучше него никто не знал и не мог знать машины. Разразилась гроза, и разряд молнии ослепил Мальцева. Не видя ничего вокруг себя, он не растерялся, а продолжал вести поезд. Даже слепым, он в своей голове видел ту дорогу, по которой всегда ездил, для него светились все семафоры, поезд был вполне управляем. Единственное, чего не мог предугадать Мальцев — это впереди стоящего другого состава.
Внезапная вспышка
Произошло это в пути. Все шло, как обычно. Ничего не предвещало беды. Но вдруг прогремел гром и блеснула яркая молния. Яркая настолько, что Константин немного испугался, а затем поинтересовался у кочегара о том, что же это было.
Это был резкий синий свет, вспыхнувший на мгновение. Неудивительно, что Константин не распознал вполне обычное природное явление. Мальцев при этом вел состав спокойно, невозмутимо. Когда же он услышал от кочегара слово «молния», сказал, что ничего не видел. Но как можно было не заметить пронзительную, мгновенную вспышку?
Спустя некоторое время Константин стал замечать, что машинист хуже ведет машину. Но это можно было объяснить усталостью. Когда же они прошли желтый, а затем и красный светофор, помощник Мальцев испугался, заподозрил неладное. А потом машинист остановил состав и произнес: «Костя, дальше ты поведешь. Я ослеп».
Трагические события
Прошел год, как Костя работал вместе с Мальцевым. В начале июня была последняя поездка Александра на курьерском поезде. К нему прицепили состав, опаздывающий на 4 часа. Руководитель депо попросил уменьшить время опоздания, и машинист разогнал машину на полную мощность, но, впереди их ожидала огромная грозовая туча. Мальцев восхищался стихией и сравнивал ее с новым паровозом. Транспортное средство накрыл вихрь из пыли, который сделал обзор плохим, но движение не прекратилось.
Ударила сильная молния, но поезду вреда она не причинила. Помощник заметил, что Александр начал странно себя вести. Он то сильно разгонял паровоз, то резко сбрасывал обороты двигателя. Константин объяснил это чрезмерной усталостью, но истинная причина была другой. Мальцев ослеп от неожиданной вспышки и вел состав интуитивно, полагаясь на свою память. Он не мог увидеть предупреждающие огни, указывающие на другой поезд. Костя вовремя заметил опасность, машинист признался в отсутствии зрения и отдал управление помощнику.
Помощник пытался понять, почему Александр не отдал управление поездом ему и отправился поговорить об этом с машинистом. Тот сообщил, что сильно привык к железной дороге, его подсознание рисовало обычные картины, и он сам не заметил, как потерял зрение. Это он рассказал и работнику правоохранительных органов. Однако Василий не поверил Александру. В итоге Мальцева осудили.
Художественные особенности
Из-за глубокого понимания профессии автор часто использует профессиональную лексику: пресс-масленка, смазчик-кочегар, дышловые узлы, крейцкопф и др. Тем не менее, речь героев проста. Встречаются восклицательные предложения: “Закрой пар!”, “Прочь!”, “Но ведь он и сам бы погиб!”. Это приближает персонажей к читателям и работает на создание реалистичности.
Важны пейзажи и портреты, которые рисует Платонов с помощью эпитетов: “Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак”, “Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо”.
Несколько интересных сочинений
- Крамской И.Н. Родом из семьи чиновника. С ранних лет тянулся к искусству. Закончив училище в 1850 году работал писцом. Затем стал помощником фотографа и занимался ретушью фотографий. В возрасте 19 лет приезжает в Петербург. Поступает на учебу в Академию художеств.
- Главные герои произведения Чиполлино (+второстепенные) Чиполлино. Главный герой, мальчик-луковица, происходит из семьи бедняков. На всем протяжении сказки Чиполлино борется со злом
- Анализ произведения Булгакова Дни Турбиных Самый мистический автор двадцатого века. Создатель острых сатир и тонких продуманных сюжетов. Его пьеса «Дни Турбиных» отражение событий начала прошлого века. Противостояние революции и интеллигенции. Благородства и новых политических веяний.
- Сочинения для 7 класса
- Образ и характеристика Лойко Зобара в рассказе Макар Чудра Горького сочинение Макар Чудра цыган он рассуждает о любви и свободе. Он считает что любовь делает человека зависимым и ослабляет его. Как пример, он рассказывает историю о Лойко и Радде
Смысл названия рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Смысл названия рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрос лого человека, лишая юности», — писал он жене. Тем не менее сердце писателя не ожесточилось. Об этом свидетельствуют такие произведения, как рассказ «В прекрасном и яростном мире».
Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд. Рассказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева. Сидя в кабине машиниста и вспоминая о своей любимой работе, Мальцев вновь обретает способность видеть.
Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он действительно прекрасен. Костя с удовольствием рассказывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком
«Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким. С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паровоз
Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет поим нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер
С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паровоз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет поим нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер.
Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуверенность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги.
Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.
Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь идеальную, но одинокую, скучную, лишённую душевной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, неподвластная человеку.
Здесь искали:
- смысл названия рассказа в прекрасном и яростном мире
- в прекрасном и яростном мире анализ
- смысл названия в прекрасном и яростном мире
Герои и образы
Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.
Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.
Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.
Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.
Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.
Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.
Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный
В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.
Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.
Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».
Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.
Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».
Анализ главных персонажей
Антон
Характер: мечтательный, чувствительный, скрытный.
Поведение: привлекает внимание к себе, рисует красивые картинки в голове, страдает от болезни. Цели: желает найти свою любовь, совершить доброе дело, умереть счастливым
Цели: желает найти свою любовь, совершить доброе дело, умереть счастливым.
Олейник
Характер: циничный, бесчувственный, амбициозный.
Поведение: ставит свою выгоду превыше всего, контролирует других людей, не жалеет жертв и оскорблений.
Цели: достичь успеха в карьере, заставить Антона работать на него, сохранить свою лидерскую роль.
Итог: взаимодействие этих героев между собой не может считаться позитивным. Они представляют собой противоположности друг друга, которые встретились в одно время в одном месте. Антон старается помочь Олейнику, но понимает, что его с ним ничего не связывает кроме общественных обязательств. Олейник же использует свои знания о болезни Антона, чтобы вынудить его работать на него. В итоге, главный герой исполняет его последнее желание, показывая свою незаурядную душевную мощь.
Платонов, Анализ произведения В этом прекрасном и яростном мире, План
Платонов — советский писатель. Его рассказы интересны, они подкупают тем, что в них очень часто описываются события из жизни. Они являются автобиографическими, повествуя нам о судьбе самого писателя. В своих работах автор пытается понять человека, найти его место в этом одновременно прекрасном и яростном мире. Таким рассказом Платонова является одноименная повесть В прекрасном и яростном мире. По данному произведению нам и предстоит сделать анализ.
Платонов: В прекрасном и яростном мире
Свой рассказ Платонов написал в 1937 году, в нем он использовал много информации, взятой из жизни, ведь в рассказе автор описывает события, произошедшие на железной дороге с машинистом поезда. Эту профессию писатель знал хорошо, так как и сам был на паровозе и работал помощником.
Итак, Платонов в рассказе В прекрасном и яростном мире повествует о Мальцеве — машинисте от Бога, так как он не просто вел поезд, он чувствовал его и был лучшим. Мальцев полностью отдавался делу, вел машину всегда уверенно и вызывал этим восхищение. Он настолько хорошо изучил все железнодорожные пути, что даже во время произошедшего ЧП не остановился. Это произошло во время ливня с грозой. Молния ослепила Мальцева, а он продолжал вести машину, так и не поняв, что он не видит, ведь в голове у него появлялись все картины окружающего мира. Но они были лишь в голове, поэтому он и не видел предупреждающие огни. Это чуть не привело к аварии, но помощник сумел вовремя среагировать, спасая этим сотни людей.
Александра Мальцева засудили и арестовали, но Костя сумел добиться эксперимента, который доказал невиновность Александра. Вот только во время эксперимента герой произведения слепнет окончательно. Это для него стало трагедией, ведь для него работа была смыслом жизни. И лишь спустя год, когда помощник сдал экзамены и сам стал водить состав, сумел вернуть Мальцева к жизни. Костя предлагает Мальцеву поехать вместе и даже обещает уступить слепому Александру место машиниста. И вот в тот самый миг, когда Мальцев оказался на прежнем месте, зрение к нему вновь вернулось.
После рейса Костя вызвался провести бывшего машиниста домой, желая защитить героя рассказа от враждебных сил такого непредсказуемого, яростного и такого прекрасного мира.
Главные герои произведения
Знакомясь с произведением Платонова В прекрасном и яростном мире, можно выделить таких героев, как Мальцев Александр и его помощник Костя.
Александр Мальцев — мастер своего дела, талантливый машинист поезда, который знал данные машины лучше всех. Это человек, которому не боялись доверять разные поезда, в том числе и новый паровоз, ведь Мальцев, как никто другой, мог со всем справляться и даже с такой мощной машиной нового типа. Александр не просто водит машину, он чувствует биение ее сердца. Мальцев предан своей работе, видит в ней свой смысл и настолько погрузился в нее, что не видит окружающей действительности. Как по мне, то так не должно быть. Человек хоть и должен любить работу, трудиться полноценно и быть на работе ответственным, но он также должен уметь видеть и другие ракурсы. Кроме работы мы должны видеть красоту мира, уметь брать лучшее от судьбы и увлекаться чем-то другим, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было переключиться на что-то другое, ведь жизнь продолжается. Мальцев же не сумел переключиться, с потерей рабочего места он постарел, жизнь стала не мила.
Еще один герой — это Костя, который был сначала помощником, а потом стал и машинистом. Он также любил работу, старался выполнять все возложенные на него функции, но при этом он отзывчивый, добрый и замечает других людей. Мало того, он еще и приходит к ним на помощь, как в случае с Мальцевым. Именно Костя добился пересмотра дела, после чего Александр был реабилитирован. Позже он вернет к жизни человека, для которого работа стала смыслом жизни. Он возьмет Мальцева в рейс, во время которого у того вернется зрение. И даже после этого Костя не оставляет своего знакомого и проводит его до двери дома.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что труд хорошо, но кроме работы есть и другие увлечения, есть люди, нуждающиеся в вашем внимании, а то и помощи. И об этом не стоит забывать, даже если вы очень сильно любите свою работу.
План
1. Лучший машинист Мальцев
2. Новый помощник Костя
3. Случай во время поездки. Гроза, которая ослепила Мальцева.
4. Мальцев арестован
5. Помощник Костя добивается признания невиновности Александра
6. Жизнь Мальцева теряет смысл с утратой рабочего места
8. Костя берет Мальцева в дорогу. Мальцев ведет состав.
9. Прозрение Александра.
Стилистические особенности
Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина. человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.
Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку»
Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо
В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.
-
«На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
-
«Возвращение», анализ рассказа Платонова
-
«Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова
-
«Никита», анализ рассказа Платонова
-
«Сокровенный человек», анализ повести Платонова
-
«Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
-
«Чевенгур», анализ романа Платонова
-
«Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
-
«Котлован», анализ повести Платонова
-
«Фро», анализ рассказа Платонова
-
«Корова», анализ рассказа Платонова
-
«Юшка», анализ рассказа Платонова
-
«Маленький солдат», анализ рассказа Платонова
-
«Третий сын», анализ рассказа Платонова
-
«Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова
По произведению: «В прекрасном и яростном мире»
По писателю: Платонов Андрей Платонович
Проблемы
- Проблема одиночества. Будучи лучшим машинистом, Александр Васильевич не только смотрит на помощников свысока, но и в целом относится к ним очень холодно. Из-за этой черствости и гордости он обречен на одиночество. И впоследствии вынужден расплачиваться за это: его никто не поддерживает, кроме рассказчика.
- Проблема нравственного выбора. А Константин попадает в ситуацию, где от его решения зависит судьба другого. Думая, что спасает бригадира от срока в тюрьме, он проводит эксперимент с катушкой Теслы, которая может искусственно создавать молнии. В результате эксперимента Мальцев теряет зрение повторно, зато освобождается от наказания. Также его отстраняют от поездов, и он лишается смысла жизни. Так, благие намерения приводят к еще более плохому результату.
- Проблема справедливости. Константин стремится к справедливости и ради нее организовывает жестокий эксперимент, который лишает машиниста зрения. Его намерения правильны, но средства с ними расходятся. Почему так? Дело не в Константине и его ошибке, а в искажении всего мира. Люди охотнее идут на жестокость, чем на разумное умозаключение о том, что преданный делу профессионал не мог спровоцировать аварию по своей воле. Поэтому добиться справедливости подчас можно только с помощью жестокости.
- Проблема конфликта личности и толпы. Люди, у которых нет таланта, не могут понять тех, у кого он есть: «И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли». Противопоставляя двух героев: открытого людям повествователя и замкнутого надменного Мальцева, писатель показывает трагедию человека, который существует отдельно от общества. Но даже это можно изменить, если попробовать довериться кому-то рядом.
- Проблема невежества и безответственности. Никто не стал задаваться вопросом, что случилось с Мальцевым на самом деле (кроме Константина). Следователь, например, не вникал в показания помощника машиниста и не подвергал сомнению позицию обвинения, потому что это было проще, чем думать самому и искать реальные ответы. Когда Константин настоял, следователь пошел и у него на поводу, опять же избегая ответственности думать своей головой.