Афганские сказки

"алёнушкины сказки": читательский дневник - 2022

Крылов волк и ягненок читательский дневник, краткое содержание

По берегу у ручья бегал голодный Волк. Он увидел Ягненка, который спокойно пил воду. Волк захотел скушать добычу, но он решил все обставить так, чтобы Ягненок не выглядел жертвой, а был в чем-то виноват. Сначала хищник обвиняет домашнее животное в том, что он своей мордочкой замутил воду. Ягненок себя защищает и приводит аргументы, которые его оправдывают, объясняя, что воду он пьет по течению ниже. Волк не отступает и сыпет следующим обвинением, вспоминая, Ягненок ему в том году нагрубил. Тот отвечает, что ему только год, поэтому нагрубить никак не мог. Разъярившийся Волк сообщает Ягненку, что тот виноват, потому что хищник хочет есть и уносит его с собой в лес.

Очень краткое содержание басен Крылова

Несколько сжатых пересказов знаменитых басен Крылова.

«Кукушка и петух»

Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

«Ларчик»

Приносят мастеру ларец, пришел механик и попробовал его открыть, но не получилось, а он просто открывался.

Мораль: Не нужно осложнять свою здачу, так как ларчик открыть было легко.

«Листы и корни»

Листы всем хвалились какие они красивые, но из земли послышался голос корней и сказал: “вы не кому сказать спасибо не хотите”, листья рассердились, а корни сказали: “не было бы нас, то не было бы и дерева и вас”.

«Осел и соловей»

Соловей очень хорошо умел петь, как то раз осел послушал его пение, всем понравился как спел соловей, а ослу нет и он сказал, что ему следует поучиться у петуха.

ВОЛЬНАЯ ПТИЦА ВОРОБЕЙ И ДОМАШНЯЯ ПТИЦА КУРИЦА.

Было или не было, разговорились как-то воробей и курица. Воробей сидел на каменной ограде, а курица прохаживалась внизу.

— Послушай, тебе не надоело всё ходить да клевать? — спросил воробей. — Ведь ты летать разучилась.

— Неправда! — обиделась курица. Она изо всех сил замахала крыльями и взгромоздилась на ограду. — А вот ты скажи: не надоело тебе всё летать да прыгать? Живи в курятнике. Хозяйка будет подсыпать зерно в твою кормушку — клюй, не зная забот, пока не разъешься с курицу. Правда, из тебя могут сварить суп, но ведь это бывает не чаще, чем раз в жизни. Можно и потерпеть!..

Тут подул сильный ветер. Курица, как ни держалась за ограду, всё-таки слетела вниз. А воробей расправил крылышки, полетал вокруг да и снова сел на ограду.

— Теперь видишь, — сказал он, — ты большая и сильная, но надеешься в жизни только на кормушку. Вот и в полёте ты хотела опереться на каменную стену. А я опираюсь только на свои крылья и в жизни сам себе опора.

СЫН В ОТЦА.

Собрался Кутуб-хан пообедать.

Известно: кто любит деньги, тот любит только деньги. Поэтому приказал богатей своему слуге:

— Неси на стол обед, а потом запри ворота и говори всем, что меня нет дома. Не люблю гостей!

Услышал эти слова сын Кутуб-хана. А известно: у богатого отца часто сын душой нищ. Вот он и говорит:

— О отец! А не лучше ли будет, если слуга сперва скажет всем соседям, что нас нет дома, потом запрёт ворота и лишь после этого подаст обед.

Выслушал взрослый скупец юного скрягу, огорчился и в то же время обрадовался, засмеялся и одновременно заплакал:

— Когда на старости лет мой сын откажется меня кормить, утешительно мне будет сознавать, что сын мой пошёл в меня!

ПРОСЧЕТ ЗВЕЗДОЧЁТА.

Прибыл звездочёт ко двору. Падишах осыпал его почестями и каждый день призывал его пред свои очи:

— А ну-ка, погадай!

Повелители всегда с беспокойством глядят в будущее: едят они жирно, спят мягко — одним словом, есть что терять.

Но вот однажды падишах пожелал узнать, сколько ему ещё осталось жить.

Звездочёт погадал по звёздам и сказал:

— Ты будешь жить ещё десять лет.

Падишаху этого показалось мало, и он захворал от огорчения.

Тогда визирь, выждав момент, обратился к звездочёту в присутствии падишаха:

— Скажи, о звездочёт, а сколько осталось жить тебе?

Мудрец тут же посмотрел на звёзды и объявил:

— Мне осталось жить ещё двадцать лет.

— Отрубить ему голову! — приказал визирь.

И звездочёта не стало.

— Если он обманул самого себя, следует ли ему верить? — сказал визирь. И падишах тут же выздоровел…

Как распознать лесть в разговоре?

В различных жизненных ситуациях каждый из нас сталкивается с лестью. Одним нравится получать комплименты, другие воспринимают их в штыки

В обоих случаях важно научиться различать искренние слова от лживой лести

  • Чем больше вам нравится слушать похвалу, тем слабее ваша защита. С помощью приятных слов можно легко манипулировать человеком. Часто расположения собеседника добиваются в своих корыстных целях. Возможно, это способ благодарности за совершенный вами поступок.
  • Или вас хотят побудить к конкретным действиям. Нужно попытаться распознать мотивацию человека. В случае получения заслуженной похвалы, нужно понимать человек искренен или просто ищет способ заслужить ваше доверие, чтобы использовать в дальнейшем.
  • Поведение льстеца легко читается со стороны. Заинтересованный взгляд, тембр голоса и манера общения – неотъемлемыми помощники подобной тактики. Искренние душевные слова сопровождают эмоции другого характера. Разумная похвала вдохновляет человека и придает уверенности в собственных силах.
  • Бывают случаи, являющиеся исключением из правил. Иногда, преувеличенная похвала идет во благо. К примеру, вы стали случайным участником мероприятия. Вам необходимо проявить расположение к малознакомому лицу. Немного лести в этом случае может спасти ситуацию.

Слова бывают льстивые Обращайте внимание от кого исходит похвала. Однозначно не стоит ожидать ничего хорошего от своих неприятелей. Лесть можно использовать для прикрытия ваших проступков

Стоит задуматься, где вы промахнулись. Лесть человека, зависящего от вас, подразумевает новые просьбы и желания. Не позволяйте влиять на вас таким способом. Ваша задача вывести человека на чистую воду. Понимая реальные намерения собеседника, вы сможете выбрать достойную тактику

Лесть можно использовать для прикрытия ваших проступков. Стоит задуматься, где вы промахнулись. Лесть человека, зависящего от вас, подразумевает новые просьбы и желания. Не позволяйте влиять на вас таким способом. Ваша задача вывести человека на чистую воду. Понимая реальные намерения собеседника, вы сможете выбрать достойную тактику.

Лесть условно можно разделить на несколько видов:

  • Утонченная лесть – такой вид используют внимательные и опасные личности, желающие добиться вашего расположения.
  • Грубая лесть – исходит от явных подхалимов и хамов. Такой вид лести необходимо пресекать, иначе беседа оставить неприятный осадок. Отвечайте человеку такой же манерой общения.
  • Дежурная лесть – такой вид лести часто используют для подхалимажа. Она уместна как на работе, так и в домашней обстановке. У некоторых людей дежурная лесть становится привычным образом жизни.
  • Шуточная лесть – часто озвучивается в непринужденной обстановке и не несет в себе двойной смысл. Такая лесть часто звучит в компаниях из нескольких человек.
  • Лесть с сарказмом – такая лесть исходит от жестоких людей, которые хотят уязвить собеседника. С таким человеком необходимо сражаться его же оружием.

Каждый сам решает, как реагировать на различные виды лести. Проявляя спокойствие, вы обескуражите собеседника. Ведь его задача вызвать у вас конкретную реакцию. Не получив от вас никакой реакции, интерес к вашей персоне поутихнет. Если вы начнете подыгрывать льстецу, то усилите желание угодить вам. Отвечая хитростью на хитрость легче распознать человеческие намерения.


Слова из лести

Агрессивная реакция на комплименты будет выглядеть глупо с вашей стороны. Не стоит давать понять собеседнику, что его намерения для вас прозрачны и понятны. В таком случае человек отстраниться от вас. Самый приемлемый способ — это умеренная ответная реакция по сложившейся ситуации. Подарите собеседнику аналогичные эмоции. Не стоит упрекать человека в его манере общения. Каждый вправе сам выбрать свою модель поведения.

Вопрос с ответами К теме «Басни в мировой литературе»

Что называется байкой, и каковы ее главные признаки? Басня — это небольшой, преимущественно стихотворное повествование поучительного содержания, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Основная мысль басни называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце произведения. Обязательным для басни является использование аллегории, сатиры, иронии. Аллегория (в переводе с греческого означает «иносказания») — это такой художественный прием, заключающийся в изображении одних явлений или образов через другие. Сатира — резкое обличение явлений человеческой жизни, соединенное с острым высмеиванием. Ирония — скрытая насмешка. Басне присущи краткость и поучительность. В ней в основном отсутствуют метафоры. Язык басни проста, близка к разговорной. Целью басни является высмеивание человеческих недостатков, недостатков общества с тем, чтобы исправить или искоренить их. Кого считают основателем байки? Основателем басни считают легендарного древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в VI в. до н. есть. на острове Самосе. Всю жизнь Эзоп провел в рабстве. Его прозаические басни сначала распространялись устно, а потом их начали собирать в рукописные книги. Эзоп приписывают сборник басен, которая насчитывает более 400 произведений.

Назовите известных байкеров мира. Которые их произведения вы знаете? Популяризатором и переспивувачамы эзоповым басен были Федр, Бабрий, Лафонтен, Глебов, Крылов. Среди их произведений много баек с одинаковыми названиями («Волк и Ягненок», «Лиса и виноград», «Лягушка и Вол», «Лиса и Ворон» и другие). Сюжет, идея басни остаются эзоповским, авторы совершенствовали их литературно, проявляя свое собственное видение.

Как вы считаете, чего мы можем научиться у Эзопа? Последователю Эзопа, римскому поэту Федру принадлежат такие строки: В Эзопа учитесь, добрые люди! Для того байка колет под ребро, чтобы исправят человеческие заблудись И похвалят красоту и добро.

Какая главная мысль басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»? Главная мысль басни выражена в первых строках басни: У сильного бессильный виноват всегда: Этих примеров в истории мы достаточно знаем. Хищный Волк чувствует себя хозяином, ибо в тех местах сильнейшим. Поэтому он находит множество причин, чтобы обвинить бессильно Ягненок и оправдать свой поступок. Справедливый защита не имеет значения для тех, кто взялся делать неправду. Какими чертами характера наделяет И. Крылов Волка и Ягненок? Волк с басни И. Крылова жестокий, грубый, лицемерный. Говоря о нем, автор употребляет слова, передающие характер Волка: «бродил», «хочет поживиться», «сорву я голову тебе», «поволок. Волк — уверенный в своей силе и безнаказанности существо, поэтому в его речи большое количество восклицательных предложений, ругательных слов. Ягненок же — бессильно, беспомощное. Интонации его умоляющие, жалобные: «если светлейший Волк позволит», «осмелюсь вам сказать», «и гляньься »,« ах, чем же виноват? »

В чем мораль басни И. Крылова «Квартет»? Мораль басни И. Крылова «Квартет» выражает Соловей:

Чтобы быть музыкой, нужно здесь умение Да чуть более тонких бы ушей — им отвечает Соловей, — Так как садиться — ссоры бесполезны, ибо из вас музыки способна.

Автор байки осуждает людей, которые берутся не к своему делу.

ПЛАНЫ … Мудрость и опытность отца в басне Эзопа «Хлебороб дети»

Герои басни. Басня «Хлебороб дети» отличается от других басен тем, что здесь действуют не звери, а люди. Речь идет о семье хлебороба, в которой дети не мирились между собой.

Беспокойство отца. Старый земледелец был обеспокоен тем, что его дети не дружат между собой. Он уговорю их, но слова не помогали. И тогда отец решил повлиять на них делом. Хлебороб приказал ребятам принести связку розог и приказал сломать ее. Как не старались дети сделать это, ничего у них не получилось. И тогда отец разделил связку на отдельные прутики. Дети легко справились с заданием.

Мудрость хлебороба. Отец прожил долгую жизнь и хорошо знал, что дружной семье не страшны никакие враги. Но когда члены семьи ссорятся между собой, не поддерживают друг друга, то их можно легко победить. Опытный земледелец не словами, а делом показал своим неразумным детям значение единства, дружбы и взаимопомощи для семьи.

Притчевисть басни. Басня «Хлебороб дети» имеет очень много общего с притчей. Озабоченность отца, его беспокойство относительно благополучия в семье, — это реальность, которая может быть в большой семье, где уже не действуют слова. А вот решение отца — это выход из подобного положения. Хлебороб сделал мудро, использовав действие, а не слова.

ВЕЛИКИЙ ШАКАЛ.

Было или не было, собрались однажды шакалы на совет.

Один из них, самый седой, самый облезлый и самый мудрый, сказал такую речь:

— Братья шакалы! До сих пор каждый из нас думал сам за себя и только о себе. А давайте-ка выберем вождя, который, думая о себе, будет думать за нас. А?

— Ура! — обрадовалась вся стая и тут же избрала самого достойного из своей среды Великим Шакалом.

Великий Шакал отличался благоразумием, скромностью… Но известное дело — шакал. Очень скоро он зазнался, занёсся и стал бессовестно притеснять своих собратьев. Шакалы были очень недовольны, но известное дело — шакалы: покорились, терпят. И тихо ждут, когда представится безопасная возможность восстановить справедливость.

Вот однажды выбежали они всей сворой из леса и видят: пасётся стадо овец.

— О Великий Шакал! — затявкали шакалы. — Ты могуч, ты страшен! Как горят твои глаза! Ты, наверное, хочешь задрать вон ту овцу? Так задери… Нет, мы не станем тебе мешать. Мы здесь постоим, в сторонке.

Великий Шакал врезался в стадо, бросился на жирную овцу и не без труда, но всё же справился с ней.

Побежали шакалы дальше. Видят, пасётся табун лошадей.

— О Великий из Великих, ты непобедим, ты ужасен! — опять завыли шакалы. — У тебя снова загорелись глаза. Ну конечно, ты хочешь задрать вон того большого глупого жеребца. Так задери! Твоё желание для нас — закон!

Великий Шакал врезался в табун, бросился на жеребца… Но ведь конь — не овца, и табун — не стадо. Большой жеребец стукнул Великого Шакала по зубам очень твёрдым копытом, а другие кони тоже стукнули и тоже копытами…

Еле доплёлся бедняга до своего логова. Зализывая раны и ссадины, он всё приговаривал:

— Что делать! Если каждый день тебе говорят, что ты великий, надо быть поистине великим, чтобы не поверить!

Анализ, мораль Крылова «Волк и Ягненок»

Басня, написанная в 1808 году, является редким примером, когда главный вывод автора предваряет самое произведение. Оно выступает доказательством тезиса, выдвинутого вначале, иллюстрацией авторского посыла.

По ходу развития сюжета этой басни на примере образов животных читатель осознает обреченность слабого и видит неуклюжие попытки сильного оправдать агрессию. То, что в животном мире является естественным, автор призывает исключить из человеческих отношений, он осуждает «право сильного», грубо попирающее не только справедливость, но и здравый смысл. Ведь по ходу беседы Ягненок приводит ясные доводы, доказывающие его невиновность.

В басне Волк символизирует силу и безнаказанность. Он оправдывает свои действия мнимыми проступками Ягненка, причем их тяжесть нарастает с каждой репликой Волка – он пытается представить себя судьей. Сначала ягненок обвинен в халатной неаккуратности, затем в грубости. Но следующая реплика Волка потребует особого внимания. Хищник упрекает в ненависти к себе не только Ягненка и весь овечий род, но и собак и пастухов. Таким образом, хищник демагогически пытается приписать себе роль жертвы, каковой не является на самом деле. А ведь причины неприязненного отношения к Волку общеизвестны, но Ягненок не успевает их озвучить, как и не имеет реальной возможности защитить себя.

Финальный довод Волка – это «момент истины», когда он, не маскируясь, говорит чистую правду. А Ягненок становится той самой искупительной жертвой «за всех» и, возможно, отсылкой к библейскому сюжету.

Авторская манера Крылова узнаваема и уникальна. Небольшая стихотворная форма включает гиперболу – «тьма примеров», яркие метафоры – «в истории … тьму…слышим», «сорвать голову», метонимию – «не пишем истории», «дать вид и толк», «мутить питье», «хотите зла», «разбирать вины». Антитеза – «у сильного… бессильный виноват», «нечистым рылом … чистое мутить питье» – помогает поэту емко выразить мысль.

Богатство и виртуозное владение поэта выразительными средствами поразительно. Например, словосочетание «светлейший Волк» наряду со словом «Светлость» одновременно являются контекстными синонимами и перифразами, поскольку Ягненок не смеет обратиться к Волку напрямую. Вдобавок словосочетание «светлейший Волк» включает яркий эпитет. Среди других эпитетов – «нечистое рыло», «темный лес», других синонимов – «зла хотите» и «всегда вредите».

Автор часто использует прием инверсии: она позволяет перенести акцент на последнее слово, подчеркнуть его значимость – «о том как в баснях говорят», «гневаться напрасно … изволит», «нет братьев у меня», «зашел к ручью напиться», «голодный рыскал Волк», «чистое мутить питье мое». В тексте можно найти анафору – «вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…» и услышать нотку иронии – это обращение «приятель».

Наличие разговорных слов и оборотов расцвечивает речь, делает ее доступной любому читателю, придает фольклорный оттенок – «надобно» «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «запрошлое», «разведаюсь (рассчитаюсь)», «такова». Для характеристики героев автор использует форму диалога, включающего обилие риторических вопросов и восклицаний, что позволяет читателю рассмотреть ситуацию во всех ее аспектах.

В начале басни автор для доказательства своей мысли не зря ссылается на исторические источники и сожалеет, что история никого ничему не способна научить. А ведь именно в истории содержится масса примеров насилия и поглощения государств, не способных защитить себя силой оружия. Надо надеяться, что острый сюжет и удивительный басенный слог нашего великого поэта окажутся более поучительными.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни

ПАДИШАХ И САДОВНИК.

А ещё рассказывают, проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое деревце.

— Эй, старик, — обратился падишах к садовнику, — твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождёшься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну, знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

— Тебе ли, властителю, понять садовника! — отвечал старик. — Ты не хочешь вспоминать прошлое — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

КАК ЧЕЛОВЕКА С ДЕРЕВА СНЯТЬ.

А ещё рассказывают, что однажды богач Кутуб-хан, проходя по двору, обронил монету в одну ану. Пролетавшая мимо ворона подхватила монетку и унесла в своё гнездо — вороны, как известно, очень любят всё, что блестит. Мы, люди, их понимаем, правда?

Кутуб-хан огорчился и полез на дерево. Трудно ему пришлось, но ведь он лез за деньгами! К удивлению всей деревни, он добрался до самой вершины и отобрал у воровки своё достояние. Но слезать оказалось труднее — ему б догадаться да уронить монету на землю… Кутуб-хан застрял между небом и землей и стал звать на помощь.

Старейшие и мудрейшие собрались под деревом на совет. Разные были мнения.

— Пусть закроет глаза и прыгает!

— Нет, надо дерево спилить!

— Лучше бы построить рядом с деревом башню. За полгода можно построить…

Но Кутуб-хан сам придумал, как снимать его с дерева.

— Эй вы, глупцы! — крикнул он. — Кидайте-ка мне сюда верёвку!

Исполнили.

Кутуб-хан обвязался верёвкой и отдал новое приказание:

— А теперь — тяните! Дружней!

Исполнили…

Кутуб-хан месяц пролежал в постели, еще три месяца хромал на обе ноги и ещё три года торговался с врачом, лечившим его переломы и вывихи. И всю жизнь удивлялся:

— Не понимаю, почему мне так не повезло? Каждый день таскаю этой же верёвкой вёдра из колодца, и ни одно не разбилось…

ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ЗВЕЗДОЧЁТА.

Жил в одной деревне звездочёт. Он был очень учёный и высчитал по звёздам, что богач Кутуб-хан — дурак, а судья Ахмед-ага — взяточник. Все это и без него знали. Однако люди не догадывались, что Кутуб-хан потому глуп, что в день его рождения звезда Сириус почему-то позабыла выйти на небо. А в тот день, когда Ахмед-агу назначали на должность судьи, коварная планета Сатурн всем назло очутилась под знаком Козерога. Оказывается, от этого, хочешь не хочешь, будешь брать взятки…

Ничего удивительного, что слава о нашем звездочёте вскоре достигла ушей самого падишаха. И падишах пригласил звездочёта ко двору.

Мудрец отправился в путь.

Он шёл весь день, а вечером увидел его какой-то крестьянин и подумал: «Вот путник, на бороде которого осела пыль дальних дорог. Сделаю доброе дело — приглашу его в дом».

Звездочёт поужинал и сказал хозяину:

— Знаешь ли ты все двенадцать имён звезды Альдебаран?

— Не знаю, — сознался хозяин.

— Тогда ты глупец и невежда! Считай, что половина жизни для тебя потеряна.

Это вместо благодарности-то!..

Хозяин, в свою очередь, задаёт гостю вопрос:

— А ты знаешь ли, что не всё то мягко, что кругло, и не всё то жёстко, что торчит углами?

— Нам, звездочётам, это знать не к чему.

— Тогда считай, что ночь для тебя потеряна!

И крестьянин вместо подушки, что торчит углами, подсунул астрологу круглый камень. Наш мудрец всю ночь проворочался без сна. Не отдохнув, вышел он утром из дома и поплёлся дальше.

В дороге какой-то добрый человек взял его было в повозку, но звездочёт и ему объявил, что он болван и половина его жизни потеряна, раз он чего-то такого не знает про рога месяца и хвост кометы. Попутчик в ответ выкинул его из повозки, сказав при этом:

— Если б ты знал, что такое вежливость и благодарность, то сегодня же был бы в столице. А так плетись пешком и считай, что день для тебя потерян.

Добрёл звездочёт до большой реки. Долго топтался на берегу, но вот какой-то добрый рыбак взял его в лодку и повёз на другой берег.

— Знаешь ли ты, что будет, если Солнце упадёт на Землю? — заговорил мудрец.

— Не знаю и, надеюсь, никогда не узнаю.

— Тогда половина твоей жизни потеряна! — сказал звездочёт и объяснил рыбаку, что он, мудрец, о нём, дураке, думает.

— А твоя вся жизнь потеряна! — обиделся рыбак и выкинул звездочёта из лодки.

…Очень это жалобное зрелище, когда человек пускает пузыри! Рыбаку бы не глядеть, отвернуться, но он не догадался, и сердце у него дрогнуло. Выволок он неблагодарного мудреца на берег и сказал ему:

— Когда ты в доме, уважай хозяина, в дороге — попутчика, в лодке — гребца. А когда будешь на небе, может, и твоя наука пригодится!

Думаете, звездочёт поумнел от этих уроков? Напрасно вы так думаете. Прочтите следующую историю и убедитесь сами.

ПАДИШАХ И АЛИ МУХАММЕД.

Рассказывают, что однажды падишах без слуг и без свиты вышел из городских ворот. И повстречался ему Али Мухаммед — человек, известный своим весёлым и дерзким нравом.

Повелитель остановил Али Мухаммеда и обратился к нему с таким вопросом:

— Скажи мне, жестокий ли падишах в вашей стране?

Али Мухаммед ответил:

— Жестокий — это не то слово. Зверь!

Тогда падишах спросил:

— А ты меня не узнаёшь?

— Откуда я могу тебя знать, чужестранец?

Падишах нахмурился:

— Так знай же, ничтожный: ты говоришь со своим падишахом. И ты оскорбил его.

— Ну вот видишь! — беззаботно откликнулся Али Мухаммед. — Значит, недаром все говорят, что я сумасшедший: никого не узнаю, даже моего повелителя, который хоть и жесток, но ведь не настолько, чтобы казнить безумного.

Падишах мрачно усмехнулся:

— Правдивы и разумны твои речи. Воистину они слишком правдивы, чересчур разумны — просто нельзя поверить, что ты сумасшедший. Ты прикидываешься! И казнить тебя за эту ложь будет вовсе не жестоко, а лишь справедливо!

Но Али Мухаммед и тут нашёлся:

— О повелитель, я не смею спорить с тобой, однако ты сам с собою споришь: сперва признал, что я сказал правду, а потом не поверил, что я сумасшедший. Но разве кто-нибудь, кроме сумасшедшего, станет говорить правду повелителю?..

Какая мораль в басне «Волк и ягненок»

Басня «Волк и ягненок» картинки

Затем начинает разворачиваться сам сюжет. Ягненок идет к ручью напиться и встречается с голодным Волком. Ягненок для него — желанная добыча. Но Волк стремится «делу дать… законный вид и толк», то сеть мотивировать свое поведение. Поэтому он начинает нападать на несчастного Ягненка, ставя ему в вину различные прегрешения. Причем эти обвинения представляют собой градацию, идущую по ослаблению смысловой значимости. Так, вначале волк обвиняет Ягненка в том, что тот мутит воду в ручье. Однако Ягненок умело парирует это обвинение, заметив, что он находится от Волка на расстоянии ста шагов и потому не может «питья мутить».

Мораль басня «Волк и ягненок» картинки

Следующее замечание Волка уже не относится к настоящему событию (оно якобы было н прошлом):

Однако и на этот довод у Ягненка находится неопровержимый аргумент собственной невиновности: «Помилуй, мне еще и отроду нет году». Тогда мысль Волка переключается на родственников Ягненка, первый обозначает свою враждебность по отношению к целому роду:

А затем это обобщение и вовсе расширяется: Волк противопоставляет себя овцам, псам и пастухам, объясняя это тем, что все они хотят ему зла. И это обвинение уже совсем безосновательно, пусто, логически не обоснованно. «Ах, я чем виноват?» — спрашивает Ягненок в финале, и в этом вопросе — моральная победа Ягненка в этом споре. Однако разрешение ситуации остается за Волком:

Крылов избегает в этой басне открытого морализирования. Но его авторская позиция выражена при этом очень определенно. Этот круг расширяющихся обобщений, который происходит в сознании Волка, переводит идейное содержание басни в иной план — мы видим в ней черты социальной сатиры.

«Пользуясь своим высоким положением в обществе, Волк нарушает естественные и простые моральные нормы, он пренебрегает истиной, как только она расходится с его интересами, но в той легкости, с которой каждый раз оправдывается Ягненок, заключена сила коренных и неисчезающих моральных устоев»

<…> «Нарушение моральных норм ведет к безнаказанному произволу… Место естественных, простых и справедливых отношений занимают ложные, извращенные, по сути своей аморальные и безнравственные», — отмечает В. Коровин.

Очень выразительна речь персонажей. Речь Волка очень груба, резка, он гневается, кричит, бранится. «Наглец», «негодный», «щенок» — так он обращается к Ягненку. Последний, напротив, разговаривает с Волком мирно, даже почтительно:

В речи волка присутствуют метафоры («голову с тебя сорву», «я с тобой за их разведаюсь грехи»), разговорные и бранные слова («нечистым рылом», «в позапрошлом лете»).

В речи Ягненка, напротив, присутствуют книжные выражения («гневаться напрасно он изволит»). Непосредственно в авторской речи находим эпитеты («в жаркий день», «голодный волк», «в темный лес»), фразеологический канцеляризм («делу дать хотя законный вид и толк») разговорные выражения («рыскал», «поволок»).

Основная мысль

Джек Лондон написал свое произведение в 1906 году в жанре повесть, а опубликована она была спустя три года. Кстати, писатель создавал книгу по собственным воспоминаниям, он несколько раз бывал в северных широтах, а также брал много информации из различных документов и статей.

Что касается главной темы, то она неразрывно связана с жизнью животного, его развитием. В сюжете явно показано, как меняется волк, из дикого зверя он превращается в пса, способного любить, быть преданным, умеющего отличать добро от зла. Различаются по характеру и владельцы волка, поэтому в его судьбе были как черные дни, наполненные побоями, так и светлые, когда он счастливо скакал по просторам в окружение сородичей.

А также писатель на своих страницах затрагивает сразу несколько проблем — это жестокость и людское равнодушие. Даже Клык порой поражается, насколько злыми бывают некоторые люди.

СОКОЛ В КУРЯТНИКЕ.

Однажды у охотника пропал сокол. Долго он его искал, но, наверное, так и не нашёл бы, если б не обратилась к нему на базаре какая-то старуха:

— Добрый человек, купи у меня красивую птицу! Неделю назад залетела в моё окно, а теперь не ест, не пьёт — скучает.

Стал охотник расспрашивать и догадался, что это и есть его сокол.

— Где ж ты его держишь? — поинтересовался охотник.

— В курятнике.

— Так он, наверное, всех кур перебил?

— Нет, он смирный.

Пришли в курятник. Видит охотник — и вправду, его сокол. Только в каком виде!..

— Скажи, почтенная, зачем ты ему клюв отрезала?

— Да это я от жалости. Он не хотел зерно клевать, а я и подумала: это оттого, что клюв у него слишком кривой. Вот и подровняла.

— А зачем когти обрубила?

— Да он всё рвался, всё бился, на месте не сидел. Я и подумала: уж очень длинные да здоровые он когти отрастил — они ему ходить мешают. Вот и подстригла. А заодно и крылья подрезала.

Забрал охотник сокола, принёс домой и показал сыну.

— Если ты не курчонок, то сторонись кур, — сказал отец. — Потому что курице безопасней среди соколов, чем соколу в курятнике: тебе насыплют полную кормушку, но обрубят клюв, подстригут когти и подрежут крылья!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: