Рецензии на книгу «Детство» Лев Толстой
Писать рецензию на книгу Льва Николаевича Толстого? Это просто немыслимо, по-моему. Мне ли посягать на оценку его творчества? Да и нужна ли оценка
такому произведению — 150 с лишним лет спустя его появления в литературе?
Отзыв, будет только отзыв! Да ещё и сумбурный и не по тексту, а около него.
Я решила прочитать эту повесть, потому что сын в 7-м классе и недавно мы были в Литературном музее Толстого на Пречистенке на экскурсии, посвящённой в первую очередь именно «Детству». Вот удивительно, у меня все школьные годы за редким исключением по литературе стояли пятёрки, но что-то в последнее время куда я ни ткнусь — я имею в виду школьную программу, которую мои дети сейчас читают (5-й класс и 7-й) — оказывается, что я толком ничего не читала! Что-то читала, да не помню, а что-то просто не читала. Вот «Детство», например, не читала!
И как только умудрилась мимо пройти? Загадка. То ли программа была другой, то ли учили меня вот так. Я помню, что умудрилась проболеть Шолохова в 11 классе, я помню, что смогла отвертеться и кое-как написать сочинения, не дочитав толком Достоевского. Но «Детство» я вообще в программе не помню…
Что я могу сказать? Вопреки некоторым опасениям мне было очень легко и даже интересно это читать. Этот жанр — детские воспоминания русских классических писателей — до сих пор нагоняет на меня страх и трепет. Подозреваю, что первопричина тому — вот это вот навязывание в школьном возрасте. Обязательное — значит, скучное, нудное, «с моралью»… Ох, сколько прекрасных книг загублены этой обязательностью!
Так вот мне было интересно и легко. Мне — 36-летней тётеньке, которая в последнее время много размышляет о собственном детстве. Лев Николаич, кстати, написал эту повесть значительно раньше — ему было всего 24 года, когда его потянуло на эти детские воспоминания. Впрочем, в 24 я уже тоже чувствовала подобную ностальгию, а 150 лет назад люди взрослели быстрее. Так что наши психологически возрасты более-менее совпадают, мне кажется.
Но как же всё-таки странно, наверное, читать эту повесть в 13 лет, особенно мальчишкам! Я смотрю на сына, я смотрю на его одноклассников — и если среди них найдётся хоть кто-нибудь, кого действительно искренне тронут рассуждения Николеньки, это было бы чудом. Но это так маловероятно! Как изменились люди, как изменились подростки. Все эти метания Николеньки, вся эта сентиментальность, чувствительность, религиозно-благоговейный экстаз — разве это сравнится с чувствами нынешних подростков? Разве им это будет понятно, разве они оценят это?
Да и потом кто вообще и когда решил, что если повесть великого русского писателя озаглавлена «Детство», то она предназначена для детей, пардон, для юношей? Это писал взрослый человек и даже лирический герой там очевидно взрослый. В тексте очень чётко указано, что он написан как воспоминания, это пишет взрослый человек, вспоминая самые яркие картины своего детства. И даже не детства — это воспоминания о родных и близких: о матери, о бабушке, о Наталье Савишне. Нет даже попытки составить полную картину детства — выбраны лишь несколько эпизодов. Это взрослый текст! Он хорош именно для взрослых людей, которые тоже задумываются о подобных вещах.
Я не говорю, что юношам вовсе не стоит это читать. Это прекрасная русская литература, великий текст — по-настоящему великий. Но одно дело читать — и молча про себя думать, и совсем другое — препарировать этот текст на части, рассуждать о характерах и прочее.
Если бы ещё — если уж хочется рассматривать подобные вещи под микроскопом! — ребятам давали возможность посмотреть на повесть глазами нынешних подростков, увидеть в ней некие исторические детали, присмотреться, какой была жизнь тогда и какая она сейчас… Если бы хотя бы пытались приблизить тот опыт к их собственному опыту!
Особенно тронули меня последние главы — о болезни и смерти матери, о переживаниях после её похорон. Удивительно тонкие наблюдения всё-таки о том, как переживается горе, какие чувства могут испытывать подростки в таких ситуациях! Я и себя узнаю в этом — хотя мне уже в три раза больше, чем герою Николеньке. Стоит ли этого стыдиться? Вряд ли. Но осознавать очень полезно.
Зощенко: Лёля и Минька: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
‘Лёля и Минька’ — это цикл юмористических рассказов для детей о маленьких брате и сестре, написанный Зощенко в 1939 40-х годах.
Это рассказы: Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать, Тридцать лет спустя, Находка, Великие путешественники, Золотые слова.
В них писатель Михаил Зощенко рассказывает о своём собственном детстве, где Минька — это и есть Михаил Зощенко, а Лёля — его старшая сестра.
В этих произведениях юмор сочетается с грустью, их интересно читать и взрослым и детям.
Читательский дневник — 1
Главные герои — мальчик Минька и его старшая сестра Лелька. Судя по многим деталям, рассказы достаточно автобиографичны.
В них писатель говорит о разных проделках и проказах детей: иногда веселых, иногда немного грустных, иногда не самых умных. И о том, как реагируют родители и бабушка на все эти детские выходки.
Лелька нередко подбивает наивного и доверчивого Миньку на всякие штучки, не всегда вызывающие одобрение взрослых.
То единицу в дневнике заклеить, то спрятать в коробку лягушку, завязать красивой ленточкой и подложить на дороге, чтоб посмеяться над прохожим. А то продать галоши гостей тряпичнику.
И каждый раз мама приходит в ужас, бабушка невероятно сердится, а папа решает, как наказать детей, но и разъясняет им, почему они поступили плохо, почему так поступать нельзя.
Рассказы смешные, но поучительные.
Читательский дневник — 2
Истории про Лелю и Миньку это юмористичные истории о детях, которые думают, мечтают, хитрят. Каждый рассказ учит уважению к старшим, доброте, щедрости и другим ценностям, которые делают нас настоящим человеком. Это так чудесно, что есть возможность окунуться в детство, где есть волшебная елка, украшенная пастилой, яблоками и игрушками, такое вкуснющее мороженное, ребячество и беззаботное веселье.
Старшая сестренка Лёля постоянно затевает какое-нибудь сомнительное мероприятие. А ее братишке Миньке ничего не остается, как участвовать в этом. В результате оба оказываются в такой ситуации, когда за шалости приходится платить — строгий папа то оставит их без подарков (Ёлка), то запретит есть мороженое (Калоши и мороженое).
Лёлька и Минька хулиганистые дети. Они продают чужие калоши, чтобы купить себе мороженое, разыгрывают прохожих, подбрасывая им коробку от конфет с лягушкой внутри, Минька прячет дневник с единицей, Лёлька притворяется, что проглотила бильярдный шарик… Но их родители вместо того, чтобы просто отшлепать и разъяснить проступки, неадекватно реагируют на такие ‘милые шалости.
У каждого взрослого есть воспоминания о том, какие смешные глупости вытворял он в детстве и от последствий шалостей получал жизненный опыт. Каждое предложение в рассказах смешное, особенно когда Зощенко подводит итоги вроде этих:
‘И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?
Сейчас очень многие люди кушают мороженое, потому что у нас имеются целые огромные фабрики, в которых изготовляют это приятное блюдо.
Тысячи людей и даже миллионы кушают мороженое, и я бы, дети, очень хотел, чтобы все люди, кушая мороженое, думали бы о том, о чём я думаю, когда ем это сладкое.’
Эта книга мне очень понравилась. Она может послужить хорошим примером воспитательных приемов. Веселые истории учат малышей быть добрыми и честными, сильными и храбрыми, уважать старших.
Читательский дневник — 3
Леля и Минька — герои цикла рассказов Михаила Зощенко. В них писатель вспоминает о своем собственном детстве. Мне книга понравилась, она добрая и смешная.
Брат с сестрой совершают разные поступки, иногда и не совсем хорошие (например, ломают чужие подарки в истории про Новый год), но из любой ситуации они выносят полезные уроки. Мне кажется, каждый ребенок проходит через похожие моменты в своей жизни, и мы должны делать это легко и с юмором, как Леля и Минька.
Читательский дневник — 4
Минька — младший брат Лёли. Они любят играть, веселиться. С ними всегда случаются интересные истории. В рассказе про Ёлку говорится о том, что не надо быть жадиной.
В рассказе ‘Галоши и мороженое’ Лёля продала галоши и купила себе и брату мороженое. Все рассказы про Лелю и её брата Миньку интересные и поучительные. Они учат тому, что надо сначала думать, а потом уж делать.
Михаил Зощенко: Лёля и Минька: что написать для читательского дневника: ученикам разных классов. Кратчайшее содержание, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ. Зощенко: zoshhenko.ru
Читательский дневник по повести «Детство» Льва Толстого
Название произведения: «Детство»
Жанр произведения: повесть
Главные герои: Николенька, мать, отец, брат Володя, Карл Иванович.
Второстепенные герои: бабушка, Наталья Савишна, Серёжа, Сонечка.
Характеристика главных героев:
Николенька — умный, добрый и интеллигентный мальчик.
Иногда ленивый, но совестливый.
Доверчивый и чуткий.
Карл Иванович — справедливый и мудрый педагог.
Ранимый, влюблённый и спокойный.
Порядочный и рассудительный.
Мама — заботливая, ласковая и нежная.
Чувственная и мудрая.
Автор с любовью и трепетом описывает маму главного героя и их взаимоотношения.
Отец — строгий. Любит играть в карты. Обладает обширными связями.
Володя — старший брат. Рассудительный, серьёзный, практичный.
Характеристика второстепенных героев:
Бабушка — добрая и богатая графиня.
Наталья Савишна — няня. Старая, добрая, хозяйственная.
Сонечка — первая любовь Николая. Красивая и милая девочка.
Сережа Ивин — красивый, но жестокий мальчик.
«Детство Темы» — читательский дневник по рассказу Н. Гарина-Михайловского
Тема – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.
Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, строгий, жесткий человек.
Аглаида Васильевна Карташева – мать Темы, добрая, мягкая, мудрая женщина.
Иванов – лучший друг Темы, умный, начитанный мальчик.
Вахнов – главный задира в классе Темы.
Данилов и Касицкий – друзья Темы, с которыми он собирался уехать в Америку.
Краткое содержание и сюжет
Отец Темы в прошлом был военным, и воспитывал Тему так, как когда-то воспитывали его самого – строго и жестко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным, и часто спорила по этому поводу с мужем.
Однажды Тема случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тема запомнил эту порку на всю жизнь.
Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.
Важным событием в жизни Темы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тема старался во всем подражать приятелю, в котором видел идеал.
Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе Иванова, Тему и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тема назвал имя виновного, в то время как его одноклассники молчали до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тема потерял своего друга.
Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился, и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.
Тема стал так плохо учиться, что завалил выпускные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».
План пересказа
- Методы воспитания Темы.
- Случай с цветком.
- Спасение Жучки.
- Тяжелая болезнь.
- Поступление в гимназию.
- Дружба с Ивановым.
- Предательство Темы.
- Дружба с Даниловым и Касицким.
- Покорение Америки.
- Тема заваливает экзамены.
- Исправление оценок.
Чему учит
Произведение учит стойко переносить жизненные испытания и отвечать за свои поступки, учит быть честным, храбрым, хорошим другом.
Николай Гарин-Михайловский: «Детство Тёмы».
Николай Гарин-Михайловский: «Детство Тёмы».
Только закончила читать данную повесть, а новую начинать не хочется, пока не напишу отзыв на эту. Боюсь стереть послевкусие, погасить эмоции. Книга рассказывает о взрослении восьмилетнего мальчика. Как часто бывает в детстве, что случайно, сами того не желая, или просто не осознавая последствий, дети совершают разные проступки. Вот так и у нашего героя. Он добрый мальчик, но стечение обстоятельств накладываются одно на другое, и вот он уже выглядит неисправимым баловнем и шалуном. Как хочется вернуть всё назад, исправить, объяснить, доказать всем, что это нечаянно, дайте шанс, поверьте! Мама. Она всегда выслушает и поймёт, она знает, что её сын самый лучший, в этом не может быть никаких сомнений, она поддержит, подбодрит, даст совет и окутает своей любовью. С мамой всегда спокойно и тепло. Мама знает, что у каждого человека есть самолюбие и его нужно беречь. Взрослые не имеют права унижать ребёнка, пользуясь своим положением. Папа. Он рос сиротой, не видел любви и ласки, воевал. Он строгий, но справедливый. Его принципы воспитания кардинально отличаются от воспитания жены. Но какая любящая мать даст своего ребёнка в обиду?! Пусть перед ней хоть генерал, хоть сам император! А Тёма растёт, взрослеет, учиться. Познаёт сладость дружбы и горечь предательства. Ошибается, страдает, но благодаря матушкиной поддержки и веры в него, находит в себе силы всё исправить. Все переживания главного героя так близки, так знакомы, что при чтении затрагивается каждая струна в душе, невозможно оставаться спокойным, читая эту книгу. Закрывая книгу, я чуть сдерживала слёзы. Но это совсем не означает, что финал плохой, нет. Пересказывать не стану. Если заинтересовала, прочтите, вы всё сами поймёте. Приятно удивило, что это автобиографическая повесть. Автор Гарин-Михайловский Николай Георгиевич, описал своё детство, свои мысли и чувства. Хоть книга написана для детей, но я бы советовала в первую очередь прочитать её родителям. Вспомните, что значит быть ребёнком, как открыто и беззащитно детское сердце. Эта повесть наполнит вашу душу любовью, вы станете ещё внимательней, ещё заботливей со своими детьми. Повесть имеет продолжение: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Очень хочется прочитать. У автора лёгкий и яркий язык изложения. Качество у данной серии отличное: Белоснежный офест, немного просвечивает, но при чтении не мешает, каптал, твёрдая обложка, каптал, ч/б иллюстрации. Буква Ё отсутствует. Удобный формат и небольшой вес радуют, удобно брать книгу с собой. Майшоп // Озон
Сюжет сказки
В одной деревушке жила пара бездетных стариков. Старуха была занята домашним хозяйством, пока её старик трудился в поле. Супруги очень горевали, что не дал им бог детей. Каждый раз, отправляя старика на пахоту в поле, старуха готовила обед и сожалела, что никто не может помочь ей и отнести мужу горячих блинов.
Однажды в один из таких дней из кусочка хлопка вдруг появился маленький мальчишка и представился Липунюшкой. Он сказал старухе, что сможет помогать ей и ходить на поле к старику. Очень обрадовалась старуха и тут же собрала сыночку обед для мужа и отправила того в поле. Мальчик пришёл в поле к деду, обрадовав того.
Как-то раз старик решил передохнуть от работы и пообедать, а мальчишка в это время вызвался пахать. Отец долго отказывался, думая, что Липунюшка не справится с такой тяжёлой работой. Но мальчик с песней влез на лошадь и начал работу. В это время мимо проезжал богатый барин, который был весьма удивлён, что мужчина отдыхает, а лошадь пашет сама по себе. Старичок рассказал, что там сидит его маленький сынок.
Барину понравился крошечный мальчик, ведь у них с его барыней детей не было и захотел он выкупить Липунюшку у старика. Отец же никак не хотел лишаться своего маленького сынка, ведь он только у них появился, да и старуха б расстроилась, если бы лишилась сыночка. Богач долго пытался уговорить старика, пока Липунюшка не придумал хитрость и не уговорил своего отца продать его, а он как-нибудь сумеет убежать. Старик всё-таки согласился и продал Липунюшку за 100 рублей.
«Липунюшка» — читательский дневник по сказке Льва Толстого
Сказка Льва Толстого «Липунюшка» была написана в 1875 году.
По жанру это литературная сказка, которую можно отнести как к волшебным, так и к бытовым. От волшебных сказок в ней главный герой — крохотный мальчик Липунюшка, от бытовых сказок — место действия, прочие персонажи и находчивость главного героя.
Тема сказки:
мал, да удал.
По сюжету у бездетных старика и старухи чудесным образом появляется маленький сынок Липунюшка, который сразу начинает помогать родителям. Он несет старику блинов, потом пашет поле, а когда его пытается купить барин, обманывает богача.
Главные герои сказки и их характеристика
- Липунюшка. Маленький, но очень хитрый и находчивый. Веселый, жизнерадостный, почтительный, трудолюбивый.
- Старуха. Мать мальчика.
- Старик. Его отец.
- Барин. Любитель диковинок.
Краткое содержание для читательского дневника
У одной пожилой семейной пары не было детей. В одно время старик отправился в поле. А старуха принялась стряпать блины. Испекла блинов целую горку и стала горевать, что у них нет сына. Он бы отцу блинов-то и снёс. Внезапно из хлопка появился мальчик и сказал старухе, что он её сыночек, который вывелся из хлопка и зовут его Липунюшкой.
Липунюшка взялся отнести блинов отцу в поле. Старуха собрала ему узелок с блинами, и тот отправился в путь. Прибежал Липунюшка на поле и кричит отцу, чтобы тот его через кочку переправил. Очень удивился старик вдруг появившемуся сынку. А тот ещё и вызвался пахать вместо него, пока отец завтракать будет.
Проезжавший мимо барин несказанно удивился самопашущей лошади. Выйдя из кареты, он спросил у старика, что за чудо такое, что лошадь без пахаря пашет. Старик с гордостью сказал, что это пашет Липунюшка, его сынок. Стал барин уговаривать старика продать ему Липунюшку, а старик ни в какую не соглашается. Липунюшка, услышав это, говорит, чтобы тот соглашался на сделку. Он от барина сбежит.
Приехал радостный барин домой и поспешает жене свою покупку показать. Развернул он платочек, в котором Липунюшка был, а там нет никого. Мальчик уже у отца давно.
Чему учит сказка
Сказка учит не судит о людях по росту, учит не переживать из-за своего роста. Учит делать добро, помогать старшим, трудиться и радоваться жизни. Учит смекалке и находчивости.
Вывод
Сказка учит состраданию, милосердию и трудолюбию. Уважать старших и помогать старикам. Быть смелым и ценить добро. Проучить тех, кто заслуживает.
Отзыв на сказку
Мне понравился жизнерадостный Липунюшка, который только родился, а уже был готов помогать своим родителям. Он не чурался никакой работы, и всегда был веселым. Липунюшка мечтал приносить пользу и потому разрешил продать себя барину. От того сто рублей не убудет, а вот бедным старикам это было большим подспорьем.
Пословицы к сказке
- Мал золотник, да дорог.
- Не по виду суди, по делам гляди.
- Без работы пряников не кушать.
- Добрый сын — радость, а худой — печаль.
- Кто на многое горазд, тому и малое нипочем.
Краткий анализ
Анализ сказки и её пла-пересказ поможет выявить главную мысль, которую хотел донести автор.
Главные герои сказки:
- Бездетная пара стариков, долгие годы жившие в тоске и мечтавшие о помощнике.
- Маленький мальчик Липунюшка, который внезапно появляется в жизни стариков из кусочка хлопковой ткани
- Барин, у которого тоже не было детей, считавший, что счастье можно купить
Автор составил сказку так, что читать ее интересно и поучительно не только детям, но и взрослым, ведь она содержит в себе глубокую идею, что за деньги счастье и любовь не купишь, а радость может появиться в жизни человека буквально из неоткуда.